Дело № 2-1038/2020
32RS0027-01-2019-007094-11
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Брянск 30 июня 2020 года
Советский районный суд г. Брянска в составе
председательствующего судьи Курнаевой Г.В.
при секретаре Ведмедера Т.А.,
с участием представителя истца ФИО1,
третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 в интересах несовершеннолетних С.С., С.Б. к АНО «Брянский областной жилищный фонд» о признании незаконным действий, решения об исключении из реестра очередности, обязывании восстановить в реестре очередности многодетных семей,
УСТАНОВИЛ:
ФИО3 обратилась в суд с иском в своих интересах и в интересах несовершеннолетних С.С., С.Б. к АНО «Брянский областной жилищный фонд» о признании незаконным действий, решения об исключении из реестра очередности, обязывании восстановить в реестре очередности многодетных семей, в обоснование которого указала, что она является многодетной матерью, в связи с чем является участником подпрограммы «Развитие ипотечного кредитования в жилищном строительстве» государственной программы «Обеспечение реализации государственных полномочий в области строительства, архитектуры и развитие дорожного хозяйства Брянской области», утвержденное Постановлением Правительства Брянской области от 27.12.2018 года № 731.
24.09.2019 года она была поставлена на учет как нуждающаяся в улучшении жилищных условий и включена в реестр очередности многодетных семей под номером 191.
14.08.2019 года от ответчика поступило письмо № 270, в котором ей сообщалось, что она исключена из реестра очередности многодетных семей и включена в другой реестр очередности участников подпрограммы номер очереди 62.
Данными действиями нарушены ее и ее детей жилищные и социальные права на получение жилья по льготным основаниям с субсидированием оплаты ипотеки, или договора о приобретении жилья.
Ответчик не наделен правом снимать с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий многодетных семей. Таким правом наделен лишь исполнительный орган власти в пределах предоставленной компетенции. Между тем, ответчиком распоряжения в части утраты семьи ФИО3 статуса многодетной семьи не издавалось и не могло издаваться. Истцы о времени и дате проведения заседания жилищной комиссии не уведомлялись.
С учетом уточненных оснований иска, письменным заявлением от 27.05.2020 года, в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, просила признать незаконным действия, выразившиеся в письме № 270 от 14.08.2019 года об исключении ФИО3 с членами ее семьи из реестра очередности многодетных семей и включению в реестр очередности участников подпрограммы. Обязать АНО «Брянский областной жилищный фонд» восстановить ФИО3 в реестре очередности многодетных семей под номером 191 в рамках подпрограммы «Развитие ипотечного кредитования в жилищном строительстве» государственной программы «Обеспечение реализации государственных полномочий в области строительства, архитектуры и развитие дорожного хозяйства Брянской области» (2014-2020 годы)».
В судебном заседании представителя истца ФИО1, в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала, просила удовлетворить.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования ФИО2, в судебном заседании полагал, что иск подлежит удовлетворению.
Дело рассмотрено в отсутствие сторон, третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, неявившихся в судебное заседание, извещенных о рассмотрении дела надлежащим образом, в порядке статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что 24.09.2013 года истец обратилась с заявлением к председателю областной комиссии по предоставлению субсидий участникам подпрограммы «Развитие ипотечного кредитования в жилищном строительстве» государственной программы «Обеспечение реализации государственных полномочий в области строительства, архитектуры и развитие дорожного хозяйства Брянской области» о предоставлении субсидии за счет бюджета для приобретения (строительство) жилья с привлечением ипотечного кредита по программе «Развитие ипотечного кредитования в жилищном строительстве области» долгосрочной целевой программы «Жилище» (2012-2015 годы)» государственной программы « Строительство и архитектура в Брянской области (2012-2015 годы)» на состав семьи 5 человек (ФИО3 заявитель; С.А. муж; ФИО2 сын; С.С. сын; С.Б. сын).
Письмом от 06.02.2014 года АНО «Брянский областной жилищный фонд» известило истца о том, что постановление администрации Брянской области от 30.12.2011 года № 1307 «Об утверждении государственной программы «Строительство и архитектура в Брянской области (2012-2015 годы)», в рамках которого действовала подпрограмма «Развитие ипотечного кредитования в жилищном строительстве области», участником которой она являлась, утратила силу.
Разъяснено, что в настоящее время действует программа строительства, архитектуры и развитие дорожного хозяйства Брянской области», утвержденной постановлением Правительства Брянской области от 30.12.2013 года № 833-п, в раках которой действует подпрограмма «Развитие ипотечного кредитования в жилищном строительстве», участником которого является истец.
Разъяснен порядок предоставления субсидии, утвержденный постановлением Правительства Брянской области от 30.12.2013 года № 846-п.
В случае подтверждения статуса «многодетная семья» номер очереди в реестре очередности многодетных семей по Брянской области по состоянию на 01.01.2014 года № 328. Для подтверждения данного статуса «многодетная семья» и участия в подпрограмме необходимо предоставить соответствующее удостоверение.
14.05.2019 года письмом № 191 АНО «Брянский областной жилищный фонд» известило истца о том, что постановлением правительства Брянской области от 16.07.2018 года № 346-п внесены изменения в Порядок предоставления субсидий, утвержденных постановлением Правительства Брянской области от 30.12.2013 № 846-п, разъяснен новый порядок предоставления субсидии, предложено предоставить ходатайство с информацией о признании семьи истца нуждающейся в улучшении жилищных условий, а также копию удостоверения подтверждающего факт статуса «многодетная семья», в срок до 01.08.2019 года. Извещено, что номер очереди в реестре очередности для многодетных семей по состоянию на 01.05.2019 года № 191.
Согласно распоряжению Советской районной администрации гор. Брянска от 31.07.2019 года № 287-р, на основании Жилищного кодекса Российской Федерации, документов, представленных гражданами и организациями, протокола заседания жилищной комиссии от 26.07.2019 года № 26, признана нуждающейся в жилом помещении и оформлении ходатайства на получение субсидии в рамках государственной программы «Обеспечение реализации государственных полномочий в области строительства, архитектуры и развитие дорожного хозяйства Брянской области», утвержденной постановлением Правительства Брянской области от 27.12.2018 года № 731-п, ФИО3 на состав семьи 4 человека, в том числе: сын ФИО2, <дата> рождения, сын С.С., <дата> рождения, сын С.Б., <дата> рождения.
29.07.2019 года № 1305 главой администрации Советского района гор. Брянска председателю областной комиссии по предоставлению субсидий участникам подпрограммы «Развитие ипотечного кредитования в жилищном строительстве» государственной программы «Обеспечение реализации государственных полномочий в области строительства, архитектуры и развитие дорожного хозяйства Брянской области» направленно ходатайство о выделении субсидии за счет средств областного бюджета для приобретения (строительства) жилья в отношении ФИО3 с составом семьи 4 человек.
В ходе реализации подпрограммы в связи с изменением статуса многодетной семьи (старший сын ФИО4 стал совершеннолетним, ввиду чего семья перестала отвечать признака многодетной семьи), истец не подтвердила документально сохранение статуса многодетной семьи, которые были истребованы письмом № 191 от 14.05.2019 года.
Согласно ответу ГБУ Комплексный центр социального обслуживания города Брянска от 21.05.2020 года № 11 следует, что семья ФИО3 в настоящее время как многодетная на учете не состоит.
Истец была переведена в статус нуждающихся в улучшении жилищных условий, на основании ходатайства жилищной комиссии Советской районной администрации гор. Брянска, о чем АНО «Брянский областной жилищный фонд» письмом № 270 от 14.08.2019 года проинформировала истца об изменении статуса и переводе в другую очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий под номером 62.
С указанными действиями ответчика истец не согласен.
Проверяя законность оспариваемых действий, выразившихся в письме № 270 от 14.08.2019 года, суд приходит к следующему.
АНО «Брянский областной жилищный фонд» является региональным оператором, осуществляющим реализацию мероприятий подпрограммы в Порядке предоставления субсидий участникам подпрограммы «Развитие ипотечного кредитования в жилищном строительстве» государственной программы «Обеспечение реализации государственных полномочий в области строительства, архитектуры и развитие дорожного хозяйства Брянской области» (2014-2020 годы)», утвержденной постановлением Правительства Брянской области № 846-п от 30.12.2013 года (далее Порядок), который устанавливает условия и механизмы предоставления субсидий, порядок расчетов, отчетности и контроля за целевым использованием субсидий (пункт 1.2 Порядка).
Согласно пунктам 2.1, 2.2 Порядка, субсидии предоставляются для приобретения жилья, строящегося в рамках подпрограммы, вновь построенного жилого помещения, а также для индивидуального жилищного строительства с участием подрядной организации, выбранной участником подпрограммы.
Субсидии предоставляются гражданам - участникам подпрограммы при соблюдении ими следующих условий: быть зарегистрированным по месту жительства на территории Брянской области; признанным нуждающимся в улучшении жилищных условий в установленном законом порядке; подтвердившим наличие дохода документами, установленными в пункте 4.1 настоящего Порядка.
Субсидии участникам подпрограммы предоставляются в порядке очередности по дате подачи заявления: многодетным семьям в соответствии с реестром очередности многодетных семей по Брянской области; участникам подпрограммы в соответствии с реестром очередности участников подпрограммы по Брянской области.
Участник подпрограммы с указанными в пункте 4.1 Порядка документами обращается в комиссию органа местного самоуправления муниципального образования по месту своего жительства (регистрации), которая по результатам их рассмотрения направляет региональному оператору вышеуказанные документы и ходатайство о предоставлении субсидии с информацией о признании гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Региональный оператор рассматривает представленные участником подпрограммы документы, осуществляет предварительный расчет размера субсидии и с учетом условий раздела 2 настоящего Порядка, формирует: очередность участников подпрограммы в хронологической последовательности по Брянской области; очередность участников подпрограммы - многодетных семей в хронологической последовательности по Брянской области.
Если семья участника подпрограммы утрачивает статус многодетной, но сохраняет статус нуждающейся в улучшении жилищных условий, то она исключается из реестра очередности многодетных семей и включается в реестр очередности участников подпрограммы в соответствии с первоначальной датой подачи заявления на участие в подпрограмме.
Если семья участника подпрограммы приобретает статус многодетной семьи, то она вправе остаться в реестре участников подпрограммы или на основании письменного заявления включается в реестр очередности многодетных семей в соответствии с первоначальной датой подачи заявления на участие в подпрограмме.
Присвоение порядкового номера очереди участнику подпрограммы осуществляется региональным оператором в хронологическом порядке после проверки документов, на основании даты представления участником полного комплекта документов по перечню, указанному в пункте 4.1 настоящего Порядка. Дата приема документов фиксируется региональным оператором на заявлении во время приема-передачи документов. В журнале приема документов делается запись с указанием даты приема документов, которая подтверждается подписью заявителя.
Участник подпрограммы для расчета размера субсидии представляет региональному оператору обновленные документы, выданные не ранее месяца, предшествующего месяцу подписания договора участия в долевом строительстве (договора купли-продажи, договора о перемене лиц в обязательстве), по перечню, указанному в пункте 4.1 настоящего Порядка, а также следующие документы: копию решения суда о признании членом семьи опекаемого ребенка и правоустанавливающие документы на опеку (в случае наличия в составе семьи опекаемого ребенка); справку с места учебы несовершеннолетних детей (в случае наличия в составе семьи несовершеннолетних детей в возрасте свыше 14 лет); копию удостоверения многодетной семьи установленного образца, выданного соответствующими органами исполнительной власти Брянской области, подтверждающего статус многодетной семьи (в случае, если семья является многодетной).
В случае если в качестве одного из источников приобретения жилья используется кредит коммерческого банка, участник подпрограммы представляет извещение банка о положительном решении в выдаче необходимой суммы кредита.
Участник подпрограммы в случае изменения состава семьи или изменения места регистрации обновляет ходатайство, а также подтверждает нуждаемость в улучшении жилищных условий ходатайством один раз в пять лет. При неподтверждении участником подпрограммы нуждаемости в улучшении жилищных условий исполнитель подпрограммы исключает данного участника из реестра очередности.
В случае непредставления участником подпрограммы вышеуказанных документов (с учетом необходимости соблюдения срока действия документов, установленного пунктом 2.11 настоящего Порядка) региональный оператор имеет право уведомить о подготовке документов следующего участника подпрограммы. Вопрос о предоставлении субсидии участнику подпрограммы, не представившему документы, рассматривается по мере их представления с сохранением очередности.
Заказчик подпрограммы на основании решения областной комиссии о предоставлении субсидии и заявки регионального оператора готовит приказ об утверждении реестра получателей субсидий и перечисляет денежные средства, предназначенные для субсидирования, на расчетный счет регионального оператора.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что действий ответчика, выразившиеся в письме № 270 от 14.08.2019 года, соответствуют требованиям нормативно-правовых актов, не нарушают прав и законных интересов истца и членов ее семьи.
Доводы истца о том, что ответчик не наделен правом снимать ее семью с учета нуждающихся в жилом помещении, судом не принимаются, поскольку ответчик действий по снятию с учета нуждающихся в жилье семьи ФИО3, не совершал. Распоряжение от 31.07.2019 года № 287-р, о признании нуждающейся в жилом помещении и оформлении ходатайства на получение субсидии в рамках государственной программы «Обеспечение реализации государственных полномочий в области строительства, архитектуры и развитие дорожного хозяйства Брянской области», утвержденной постановлением Правительства Брянской области от 27.12.2018 года № 731-п, ФИО3 на состав семьи 4 человека, признана Советской районной администрацией гор. Брянска. Указанное распоряжение никем не оспорено.
руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление ФИО3 в интересах несовершеннолетних С.С., С.Б. к АНО «Брянский областной жилищный фонд» о признании незаконным действий, решения об исключении из реестра очередности, обязывании восстановить в реестре очередности многодетных семей, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.
Судья Г.В.Курнаева
Решение принято в окончательной форме 06.07.2020 года