№ 2-108/2024
32RS0021-01-2023-001788-15
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
30 января 2024 года г. Новозыбков
Новозыбковский городской суд Брянской области в составе
председательствующего судьи Ляшковой Т.М.,
при секретаре судебного заседания Ерченко О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Грузиной Т.В. к Новозыбковской городской администрации Брянской области о признании незаконным отказа в приватизации, признании права на приватизации жилого помещения и возложении обязанности заключить договор о передаче жилого помещения в собственность в порядке приватизации,
У С Т А Н О В И Л:
Грузина Т.В. обратилась в суд с указанным иском (л.д. 2-5), в обоснование заявленных требований указав, что в 1996 году ей, как работнику строительно-монтажного управления, было предоставлено жилое помещение по адресу: <адрес>, секция 4, комн. 2, куда она вселилась вместе с семьей. С 4 ноября 1996 года по настоящее время истец и ее сын ФИО5 с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время зарегистрированы по месту жительства и проживают в вышеуказанном жилом помещении, которое является муниципальной собственностью. 21 марта 2023 года между Комитетом по управлению имуществом Новозыбковской городской администрации Брянской области и Грузиной Т.В. был заключен договор № социального найма указанного жилого помещения, по условиям которого жилое помещение также предоставлено для проживания членам семьи истца – сыну ФИО5 Договор подписан сторонами, не изменен, никем не оспорен. Акт приема-передачи к договору социального найма жилого помещения также подписан сторонами. При обращении к ответчику с заявлением о приватизации жилого помещения ей было отказано в этом, так как отсутствуют основания заключения договора социального найма – соответствующее решение органа местного самоуправления. Данный отказ истец полагает не соответствующим требованиям Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», поскольку иного недвижимого имущества в собственности у нее нет, занимаемое ею жилое помещение является единственным жильем, за которое она оплачивает жилищные и коммунальные платежи, в приватизации она не участвовала, а ее сын отказался принимать участие в приватизации и не возражает, чтобы его мать приватизировала спорное жилое помещение, просила признать отказ незаконным, признать за ней право на приватизацию спорного жилого помещения по указанному адресу и обязать ответчика заключить с ней договор о передаче жилого помещения в собственность в порядке приватизации.
В судебное заседание участвующие в деле лица и их представители не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены.
Истец Грузина Т.В. направила суду заявление (л.д. 9) о рассмотрении дела в ее отсутствие, заявленные требования поддерживала в полном объеме и просила их удовлетворить.
Представитель ответчика - Новозыбковской городской администрации Брянской области Кабова И.П., ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие, разрешение спора оставила на усмотрение суда (л.д. 52).
Представители третьего лица - Управления Росреестра по Брянской области в отзыве на исковое заявление оставил разрешение спора на усмотрение суда и просил о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д. 50, 51).
Третье лицо ФИО5 в заявлении просил о разрешении спора в его отсутствие, об удовлетворении требований не возражал (л.д. 25).
Судом на основании положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определено рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Изучив доводы истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 40 Конституции Российской Федерации гарантировано право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что одной из задач органов местного самоуправления является предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Частью 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
В соответствии с частью 1 статьи 60 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 61 Жилищного кодекса Российской Федерации пользование жилым помещением по договору социального найма осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом, договором социального найма данного жилого помещения.
В силу положений части 1 статьи 63 Жилищного кодекса Российской Федерации договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.
В пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года № «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что при разрешении споров, связанных с защитой жилищных прав, судам необходимо иметь в виду, что принцип неприкосновенности жилища и недопустимости производного лишения жилища является одним из основных принципов не только конституционного, но и жилищного законодательства (статья 25 Конституции Российской Федерации, статьи 1, 3 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Статьей 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года №-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (далее – Закон о приватизации) установлено, что граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных названным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
В соответствии с положениями статьи 1 Закона о приватизации, приватизация жилых помещений возможна гражданами в отношении занимаемых ими на основании договора социального найма жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.
Таким образом, одним из условий реализации права гражданина на передачу ему в собственность жилого помещения является его проживание в жилом помещении государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма.
В силу статьи 7 Закона о приватизации, передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. Согласно статье 8 Закона о приватизации, решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов. Как следует из содержания искового заявления, в 1996 году Грузиной Т.В., как работнику строительно-монтажного управления, было предоставлено жилое помещение по адресу: <адрес>, секция 4, комн. 2, куда она и была вселена вместе с семьей. С 4 ноября 1996 года по настоящее время истец и ее сын ФИО5 с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время зарегистрированы по месту жительства и проживают в вышеуказанном жилом помещении, что подтверждается справкой ООО «РИРЦ» № от 14 ноября 2023 года, данными паспортов (л.д. 14, 7, 10). В соответствии с пунктами 3, 6 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством. 21 марта 2023 года между Комитетом по управлению имуществом Новозыбковской городской администрации Брянской области в лице председателя комитета Пец Л.П. и Грузиной Т.В. был заключен договор № социального найма жилого помещения (л.д. 15-17), по условиям которого Грузиной Т.В. предоставлено для проживания совместно с членами семьи – сыном Грузиным А.В., 14 марта 1990 года рождения, жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, секция 4, комн. 2, что также подтверждается актом приема-передачи к договору № (л.д. 18). Спорное жилое помещение состоит на техническом учете, согласно данным которого жилое помещение является муниципальной собственностью (л.д. 20-22). Грузина Т.В. обратилась в Новозыбковскую городскую администрацию с заявлением о приватизации (передаче в собственности бесплатно) жилого помещения по вышеуказанному адресу. Грузин А.В. от приватизации жилого помещения отказался. В приватизации жилого помещения истцу было отказано в связи с отсутствием основания для заключения договора социального найма жилого помещения – решения органа местного самоуправления, о чем истец уведомлена письмом Комитета по управлению имуществом Новозыбковской городской администрации Брянской области от 18 мая 2023 года № (л.д. 19). Вместе с тем, договор социального найма жилого помещения от 21 марта 2023 года никем не оспорен, не признан судом недействительным, не расторгнут, сторонами условия договора исполняются. Согласно уведомлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Брянской области от 14 ноября 2023 года в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения об имеющихся (имевшихся) в собственности у Грузиной Т.В. за период с 14 ноября 2018 года по 14 ноября 2023 года объектов недвижимости (л.д. 34). Истец Грузина Т.В. и ФИО5 ранее в приватизации жилья участия не принимали, что подтверждается информацией Комитета по управлению имуществом Новозыбковской городской администрации от 27 ноября 2023 года № и № (л.д. 38, 39). По сведениям ГУПТИ «Брянскоблтехинвентаризация» спорное жилое помещение находится в муниципальной собственности (л.д. 13). В соответствии со статьей 11 Закона о приватизации, пунктом 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 года № «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения государственного и муниципального жилищного фонда социального использования один раз. Гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных законом условиях, если они обратились с таким требованием. Как установлено судом и следует из материалов дела, истец с 4 ноября 1996 года зарегистрирована и проживает в спорном жилом помещении, законность занятия ею жилого дома по вышеуказанному адресу на условиях договора социального найма ответчиком не оспаривалась и не оспаривается. Истец надлежащим образом выполняет обязанности по содержанию, оплате жилья и коммунальных услуг (л.д. 23, 24), использует жилое помещение по назначению и в соответствии с условиями договора социального найма – доказательств обратному суду не представлено. В приватизации жилья истцу отказано на том основании, что в договоре социального найма жилого помещения отсутствует указание на решение органа местного самоуправления, послужившего основанием для заключения такого договора, иных оснований для отказа в приватизации жилого помещения ответчиком не приведено. При установленных обстоятельствах, а также учитывая, что истец проживает в жилом помещении муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, заключенного с ним уполномоченным органом местного самоуправления от имени собственника (муниципального образования), ранее участия в приватизации жилых помещений не принимала, спорное жилое помещение в перечень жилых помещений, приватизация которых запрещена, не входит, суд приходит к выводу о том, истец имеет право на приватизацию жилого помещения, оснований для отказа в удовлетворении ее заявления не имелось. В силу положений пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - Федеральный закон № 210-ФЗ), деятельность органом местного самоуправления по реализации на основании заявлений граждан функций по передаче бесплатно в собственность граждан жилых помещений муниципального жилищного фонда, занимаемых ими по договорам социального найма, является муниципальной услугой, поскольку осуществляется п запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальную услугу, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Пунктом 2 части 1 статьи 7 Федерального закона № 210-ФЗ для органов, предоставляющих государственные и муниципальные услуги, установлен запрет требовать от заявителя предоставления документов и информации, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих такие услуги, иных государственных органов или органов местного самоуправления я либо подведомственных им организациям.
Таким образом, отсутствие решения органа местного самоуправления о предоставлении жилья при наличии договора социального найма, заключенного органом местного самоуправления этого же муниципального образования, не может служить основанием для отказа в приватизации.
Оценив собранные доказательства в их совокупности, руководствуясь вышеприведенными нормами права, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Грузиной Т.В. (паспорт серии 15 13 №) к Новозыбковской городской администрации Брянской области (ИНН 3204002160, ОГРН 1023201535280) о признании незаконным отказа в приватизации, признании права на приватизации жилого помещения и возложении обязанности заключить договор о передаче жилого помещения в собственность в порядке приватизации удовлетворить.
Признать незаконным отказ Новозыбковской городской администрации Брянской области в приватизации Грузиной Т.В. жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, секция 4, комната 2.
Признать за Грузиной Т.В. право на приватизацию жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, секция 4, комната 2, возложив на Новозыбковскую городскую администрацию Брянской области обязанность заключить с ней договор о передаче указанного жилого помещения в собственность в порядке приватизации.
Решение в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Новозыбковский городской суд Брянской области.
Судья Т.М. Ляшкова
Мотивированное решение изготовлено 2 февраля 2024 года.