Усинский городской суд Республики Коми
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Усинский городской суд Республики Коми — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-1039/11
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Усинский городской суд Республики Коми
в составе: председательствующего судьи Беляевой И.А.,
при секретаре Третьяковой Ю.Ю.
с участием: помощника прокурора г.Усинска Ч.И, действующего на основании поручения от ДД.ММ.ГГГГ №,
представителя ответчика ООО «» ВЕЮ, действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя третьего лица Усинского городского комитета по охране окружающей среды Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми ПВВ, действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Усинске 18 июля 2011 года
гражданское дело по исковым требованиям Печорского природоохранного межрайонного прокурора в защиту интересов Российской Федерации, Республики Коми, Муниципального образования городского округ «Усиснк», неопределенного круга лиц к Филиалу Общества с ограниченной ответственностью «» в г.Усинске о взыскании суммы ущерба, причиненного земельному участку вследствии нарушения земельного законодательства и законодательства об охране окружающей среды,
УСТАНОВИЛ:
Печорский природоохранный межрайонный прокурор обратился в суд с исковыми требованиями к Филиалу ООО «» о взыскании в доход бюджета Муниципального образования городского округа «Усиснк» ущерба в размере руб., причиненного земельному участку (почвам) расположенному по адресу: Республика Коми, МОГО «Усинск», Головные сооружения, в 259 метрах на юго-запад от километрового знака 34 км автодороги Усинск - Харьяга.
Заявленные исковые требования истец мотивирует тем, что Печорской природоохранной межрайонной прокуратурой во исполнение п.9 Плана работы прокуратуры на первое полугодие 2011 года принято участие в работе Межведомственной комиссии РК по проверке готовности предприятий нефтегазодобывающего комплекса по безопасному пропуску весеннего половодья 2011 года на территории МОГО «Усинск» Республики Коми. В ходе наземного обследования территории Головных сооружений, расположенных на территории МОГО «Усинск», был зафиксирован факт загрязнения рельефа местности НСЖ в районе нефтепровода ООО «» в 300м от законсервированного объекта УПН «Возей» предприятия ООО «». Силами предприятия ООО » ведутся работы по очистке загрязненной территории от нефти, а также проводится вырубка и уборка загрязненного кустарника. Установлено, что работы по локализации разлива нефти ведутся предприятием ООО по заданию ООО ». В ходе проверки установлено, что при проведении 10.05.2011г. Филиалом предприятия ООО » работ по прессовке трубопровода РВС № расположенного в районе Головных сооружений МОГО «Усинск» Республики Коми произошла его разгерметизация, вследствие чего произошло загрязнение почв химически опасными веществами на общей площади 28 кв.м. Материалами проверки установлено, что предприятие ООО » на основании договора аренды № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с предприятием ООО «», осуществляет временное владение и пользование производственным сооружением - РВС по подготовке нефти №, объемом 20 000 м, который расположен по адресу: Республика Коми, Головные сооружения, в 259м на юго - запад от километрового знака 34км автодороги Усинск - Харьяга. ООО » осуществляет эксплуатацию опасного производственного объекта - РВС по подготовке нефть №. Согласно проведенному исчислению размера вреда, причиненного земельному участку от деятельности предприятия ООО составляет рублей.
В ходе настоящего судебного заседания представитель истца - помощник прокурора г.Усинска Ч.И исковые требования Печорского природоохранного межрайонного прокурора поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ООО » ВЕЮ, исковые требования Печорского природоохранного межрайонного прокурора признала в полном объеме, что также указано в мотивированном отзыве, приобщенном к материалам дела (л.д. 25).
Представитель третьего лица Усинского городского комитета по охране окружающей среды ПВВ исковые требования Печорского природоохранного межрайонного прокурора поддержал в полном объеме.
Суд, заслушав пояснения участников процесса, изучив материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона Российской Федерации № 7 ФЗ от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение прав человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона Российской Федерации № 7 ФЗ от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения или иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.
Согласно пунктам 2 и 6 ч. 1 ст. 13 Земельного Кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот.
В соответствии со ст. 42 Земельного Кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; своевременно производить платежи за землю; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с частью 1 ст. 9 и ст. 10 Федерального закона «О промышленной безопасности» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана анализировать причины возникновения инцидента на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных инцидентов; осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте, оказывать содействие государственным органам в расследовании причин аварии; в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана: планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте.
Согласно части 5 пункта 4 «Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № организации обязаны: содержать в исправном состоянии технологическое оборудование, заблаговременно проводить инженерно - технические мероприятия, направленные на предотвращение возможных разливов нефти и нефтепродуктов и (или) снижение масштабов опасности их последствий
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», опасными производственными объектами в соответствии с данным Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении № к названному Федеральному закону. В соответствии с Приложением к ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются, в частности, горючие вещества - жидкости, газы, пыли, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления.
В судебном заседании установлено, что предметом деятельности ООО » является обеспечение поиска, разведки, добычи, переработки нефти, газа, газового конденсата, а также реализация нефти, газа, газового конденсата и продуктов их переработки потребителям в Российской Федерации и за ее пределами, а также любые сопутствующие виды деятельности ( копия Устава ООО СК «Русвьетпетро» на л.д. 6-8).
На л.д. 12 имеется договор аренды № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между ООО « и ООО «», согласно которого ООО «» передает во временное владение и пользование ООО » производственное сооружение - РВС по подготовке нефти №, объемом 20000 куб. м., кадастровый номер: №, расположенный по адресу .... Объект предоставляется для использования в целях до подготовки нефти до товарной кондиции. Изложенное позволяет суду прийти к выводу о том, что свою деятельность ООО осуществляет на опасном производственном объекте.
Согласно акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ Межведомственной комиссии мероприятий к безопасному пропуску весеннего паводка 2011 года территории Головных сооружений, расположенной по адресу : ..., МО ГО «Усинск (л.д.18,19), выявлены нарушения обязательных требований по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, аварий, связанных с разливами нефти и нефтепродуктов, в том числе « При выезде из территории Головных сооружений, в районе нефтепровода ООО «» в 300 м от законсервированного объекта УПН «» предприятия ООО « силами трех человек ООО ведутся работы по очистке загрязненной территории от нефти, а также проводится вырубка и уборка загрязненного кустарника. Проверкой установлено, что работы по локализации разлива нефти (ориентировочная площадь 100 кв.м) ведутся силами ООО » по заданию ООО
Согласно ст. 75 ФЗ «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается, в частности, имущественная ответственность в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии со ст. 76 Земельного кодекса РФ, п.п. 1, 3 ст. 77, п.п. 1,3 ст. 78 ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред земельным ресурсам, обязаны возместить его добровольно или в судебном порядке в полном объеме. Методика исчисления размера вреда, причиненного земельным ресурсам вследствие нарушения земельного законодательства, утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Приказом Минприроды РФ от 08.07.2010г. №238 утверждена «Методика исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды». Пунктом 2 Методики установлено, что данный нормативный документ применяется в случаях исчисления в стоимостной форме размера вреда, причиненного почвам, в результате: химического загрязнения почв в результате поступления в почвы химических веществ или смеси химических веществ, приводящее к несоблюдению нормативов качества окружающей среды для почв, включая нормативы предельно (ориентировочно) допустимых концентраций химических веществ в почвах; несанкционированного размещения отходов производства и потребления; порчи почв в результате самовольного (незаконного) перекрытия поверхности почв, а также почвенного профиля искусственными покрытиями и (или) линейными объектами.
На л.д. 20 имеется расчет ущерба почвам при сбросе НСЖ на рельеф, произошедшего в результате опрессовки трубопровода, составленный ООО » в соответствии с «Методикой исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды», согласно которого ущерб почвам составляет рублей.
При установленных судом обстоятельствах, исковое заявление Печорского природоохранного межрайонного прокурора следует считать обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции освобождаются: прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
В соответствии с ч. 1 ст.103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет, пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
В связи с освобождением истца от уплаты государственной пошлины суд считает необходимым взыскать с ООО государственную пошлину в размере коп.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 76 ЗК РФ, ст. 75 ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 103, 173, 198 - 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «» в доход Муниципального образования городского округа «Усинск» ущерб, причиненный земельному участку (почвам), расположенному по адресу: Республика Коми МОГО «Усинск» Головные сооружения в 259 метрах на юго - запад от километрового знака 34 км автодороги Усинск - Харьяга, в размере рублей.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «» государственную пошлину в доход Муниципального образования городского округа «Усинск» в размере коп.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд ... в течение десяти дней с даты изготовления решения в окончательной форме через Усинский городской суд.
Мотивированное решение изготовлено 22 июля 2011 года
Председательствующий: И.А. Беляева.