ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-103929 от 08.02.2010 Кировского городского суда (Ленинградская область)

                                                                                    Кировский городской суд Ленинградской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Кировский городской суд Ленинградской области — ПРИНЯТЫЕ СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2-1039 29 июля 2011 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Кировский городской суд Ленинградской области в составе

председательствующего судьи Гудкова В.А.,

при секретаре судебно заседания ФИО1,

с участием заместителя Кировского городского прокурора Ленинградской области Марченко А.В. и представителя администрации  ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Кировского городского прокурора Ленинградской области об оспаривании нормативного правового акта - распоряжения главы администрации МО  от 08.02.2010 № 2 «Об утверждении Положения о предоставлении гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы муниципального образования , и муниципальными служащими муниципального образования  сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера»,

У С Т А Н О В И Л:

Кировский городской прокурор Ленинградской области в порядке ст. 45 ГПК РФ в защиту неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением об оспаривании нормативного правового акта-распоряжения главы администрации  от 08.02.2010 № 2 «Об утверждении Положения о предоставлении гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы муниципального образования  и муниципальными служащими муниципального образования  сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» (далее Положение). Полагая названное Положение нормативным правовым актом, просит обязать администрацию муниципального образования привести Положение в соответствие с требованиями федерального законодательства. В обоснование заявления прокурор ссылается на то обстоятельство, что оспариваемым нормативным правовым актом главы администрации местного самоуправления утверждены формы предоставляемых справок о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципального служащего, супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. По утверждению прокурора форма, утвержденных главой администрации муниципального образования справок, не соответствует формам таких справок, утвержденным подпунктами «б»-«д» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 года № 559 «О предоставлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера», поскольку пунктом 3 названного Указа Президента Российской Федерации органам государственной власти субъектов и органам местного самоуправления рекомендовано руководствоваться настоящим Указом при разработке и утверждении аналогичных положений. По мнению прокурора, утверждение главой администрации муниципального образования формы справки не соответствующей по форме федеральному законодательству, способно вызвать коррупционные действия и решения органов местного самоуправления в процессе исполнения ими возложенных на них обязанностей. А именно: устанавливает для нанимателя-руководителя необоснованно широкие пределы усмотрения и возможности для необоснованного применения исключений из общих правил, а также для создания обременительных требований к гражданам, создавая тем самым условия для проявления коррупции. Просил обязать администрацию муниципального образования привести оспариваемое распоряжение в соответствие с требованиями федерального законодательства (л.д.1-6).

В предварительном судебном заседании прокурор требования конкретизировал, указав, что акт оспаривается только в части утвержденной главой администрации муниципального образования формы справки о доходах, предоставлять которую должны граждане, претендующие на замещение должностей муниципальной службы муниципального образования  и муниципальные служащие этого муниципального образования. В качестве дополнительного основания для оспаривания прокурор ссылался на то обстоятельство, что главе администрации органа местного самоуправления не предоставлено право утверждать справку, форму которой утвердил Президент Российской Федерации. Кроме того, по мнению прокурора, глава администрации органа местного самоуправления незаконно внес изменения в первую строку справки, заменив графу «наименование кадрового подразделения федерального государственного органа» на «наименование органа местного самоуправления» (л.д.78 обор.).

В ходе судебного разбирательства прокурор в письменных объяснениях доводы подтвердил (л.д.80-82). Требования уточнил, окончательно просил обязать администрацию муниципального образования привести оспариваемое распоряжение в соответствие с требованиями федерального законодательства путем отмены абзаца 4 подпункта 2.1. Положения и приложений № 1,2,3,4 к Положению (л.д. 87,88).

Представитель администрации муниципального образования ФИО2 заявление не признал.

Исходя из положений частей 1 и 2 статьи 251 ГПК РФ судом к участию в деле привлечено должностное лицо, принявшее оспариваемый акт – глава администрации .

В письменных возражениях глава администрации  ФИО3 просил в удовлетворении заявления прокурора отказать. В обоснование возражений указал, что оспариваемое прокурором Положение соответствует федеральному законодательству, а именно Указу Президента РФ от 18.05.2009 № 559. Форма справок (приложение № 1,2,3,4 к Положению) полностью соответствует аналогичным справкам, утвержденным названным Указом Президента, о чем прямо указано в п.2.1. Положения (л.д.76). Дело просил рассмотреть в его отсутствие (л.д.85,86).

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив оспариваемый акт на соответствие региональному и федеральному законодательству, суд в удовлетворении заявления прокурора отказывает по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

В соответствии с п.3 ст. 49 Устава МО  глава администрации издает по вопросам своего ведения постановления и распоряжения, которые вступают в силу с момента его подписания… (л.д. 27-63).

В данном деле прокурором оспаривается распоряжение главы администрации МО  от 08.02.2010 № 2 «Об утверждении Положения о предоставлении гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы муниципального образования  и муниципальными служащими муниципального образования  сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» в части абзаца 4 подпункта 2.1. Положения и приложений № 1,2,3,4 к Положению.

Как видно из дела, подпункт 2.1. оспариваемого Положения изложен в следующей редакции: «Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются по следующим формам справок, утвержденным подпунктом «б»-«д» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 года №559 «О предоставлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» (далее Указ);

а) гражданами - при назначении на должность муниципальной службы, предусмотренные Перечнем должностей, указанным в пункте 1.2. настоящего Положения;

б) муниципальными служащими, замещающими должности муниципальной службы, предусмотренные перечнем должностей, указанным в пункте 1.2. настоящего Положения, - ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным;

При этом в указанных формах справок слово «кадрового подразделения федерального государственного органа» должны быть заменены словами «органа местного самоуправления», слова «федеральной государственной службы» - словами «муниципальной службы», слова «федерального государственного служащего» - словами «муниципального служащего» (приложение №1, №2, №3, №4 соответственно)» (л.д.21-23).

Формы названных справок приложены к Положению:

-приложение № 1 к Положению «Справка о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданина, претендующего на замещение должности муниципальной службы» (л.д.93-95).

-приложение № 2 к Положению «Справка о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей гражданина, претендующего на замещение должности муниципальной службы»(л.д.96-98).

-приложение № 3 к Положению «Справка о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципального служащего» (л.д.99-101).

-приложение № 4 к Положению «Справка о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей муниципального служащего» (л.д.102-104).

Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 года № 559 «О предоставлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» утверждены:

а) Положение о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;

б) форма справки о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданина, претендующего на замещение должности федеральной государственной службы;

в) форма справки о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей гражданина, претендующего на замещение должности федеральной государственной службы;

г) форма справки о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера федерального государственного служащего;

д) форма справки о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей федерального государственного служащего.

Пунктом 3 Указа рекомендовано органам местного самоуправления руководствоваться настоящим Указом при разработке и утверждении положений о предоставлении гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы и муниципальными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

По своему содержанию оспариваемый нормативный правовой акта и приложения к нему, по сути, дословно воспроизводят Указ и приложения к нему, за исключением круга лиц, в отношении которых он принят.

То обстоятельство, что с учетом сферы применения в формах оспариваемых справок слова «кадрового подразделения федерального государственного органа» заменены словами «органа местного самоуправления», слова «федеральной государственной службы» - словами «муниципальной службы», слова «федерального государственного служащего» - словами «муниципального служащего» (приложение №1, №2, №3, №4 соответственно) не дает основания считать, что абзац четвертый п.2.1. Положения противоречит Указу, и что глава администрации органа местного самоуправления разработал и утвердил иные по форме и содержанию справки о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, которые должны предоставлять граждане, претендующие на замещение должностей муниципальной службы и муниципальные служащие данного муниципального образования.

Также суд находит необоснованным утверждение прокурора о том, что оспариваемый нормативный правовой акт способен вызвать коррупционные действия и решения органов местного самоуправления в процессе исполнения ими возложенных на них обязанностей. Несостоятельным считает суд и утверждение прокурора о том, что оспариваемый нормативный правовой акт устанавливает для нанимателя-руководителя необоснованно широкие пределы усмотрения и возможности для применения исключений из общих правил и создает обременительные требования к гражданам. Какие конкретно права и законные интересы неопределенного круга лиц нарушаются оспариваемым нормативным правовым актом, прокурор не указал, и суд этого не установил.

Оспариваемое Положение издано главой администрации муниципального образования по вопросу своего ведения, поскольку назначение на должность (освобождение от должности) отнесено Уставом к его компетенции (п.6 ст. 49 Устава). Представление гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы, и муниципальными служащими сведений о доходах об имуществе и обязательствах неимущественного характера предусмотрено федеральным законодательством.

Руководствуясь ст. 194-198, 253 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления  об оспаривании нормативного правового акта - распоряжения главы администрации МО  от 08.02.2010 № 2 «Об утверждении Положения о предоставлении гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы муниципального образования , и муниципальными служащими муниципального образования  сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ленинградского областного суда в течение десяти дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья В.А.Гудков