ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1039/18 от 06.08.2018 Каменского районного суда (Ростовская область)

Дело №2-1039/18

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Каменск-Шахтинский 06 августа 2018г.

Каменский районный суд под председательством судьи Федонина А.А., при секретаре Ивановой М.В., с участием представителя истца Степаненко И.Р., представителя ответчиков Калюжной И.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Ростовской области к Федеральному казённому учреждению исправительная колония 12 Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Ростовской области, Главному Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Ростовской области об обязании оборудовать общежитие для проведения осуждёнными отпусков, произвести финансирование оборудования общежития

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Ростовской области обратился в суд с иском к Федеральному казённому учреждению исправительная колония 12 Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Ростовской области (далее по тексту ФКУ ИК-12), Главному Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Ростовской области (далее по тексту ГУФСИН России по РО), указав в заявлении, что проведённой прокуратурой проверкой установлен факт несоблюдения ответчиком требований уголовно-исполнительного законодательства в части обеспечения прав осуждённых на материально-бытовое обеспечение и надлежащие условия труда. В соответствие с п.11 таблицы №7 Инструкции по проектированию исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы, утверждённой приказом МЮ РФ от 02.06.2003г. №130 и главы 13 приложения №2 к приказу ФСИН РФ от 27.07.2006г. №512 учреждения, исполняющие уголовные наказания в виде лишения свободы, обеспечиваются общежитиями для находящихся в отпуске осуждённых, оборудованными помещениями, мебелью, инвентарём и предметами хозяйственного обихода, в соответствии с установленными нормами. Прокуратурой установлено, что в ФКУ ИК-12 помещение такого общежития не оборудовано, что нарушает права осуждённых к лишению свободы на надлежащее их материально-бытовое обеспечение и надлежащие условия труда и отдыха. Согласно Уставу ФКУ ИК-12 является самостоятельным юридическим лицом, учредителем которого выступает Российская Федерация. В соответствии с Положением о ГУ ФСИН России по РО, это управление обеспечивает финансирование и материально-техническое обеспечение учреждений, исполняющих наказание. Истец считает, что обеспечение соблюдения требования законодательства о материально-бытовом обеспечении осуждённых, требующих финансовых затрат, должно быть произведено за счёт средств ФКУ ИК-12, а при их недостаточности за счёт средств Российской Федерации, выделяемых ФСИН России по РО. Прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Ростовской области просит суд: обязать ФКУ ИК-12 ГУ ФСИН России по РО, в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать в ФКУ ИК-12 ГУФСИН России по Ростовской области помещение общежития для проведения осуждёнными отпусков, включающее прихожую, жилые комнаты, кухню, душевую, совмещённую с санузлом, помещение для младшего инспектора, комнату отдыха, комнату для занятия физкультурой, оснащённые мебелью, инвентарём и предметами хозяйственного обихода, в соответствии с положениями ст.ст.99, 104 УИК РФ, п.11 таблицы №7 Инструкции по проектированию и Главы 13 приложения №2 к приказу ФСИН России от 27.07.2006г. №512; обязать ГУ ФСИН России по РО в течение 10 месяцев со дня вступления судебного решения в законную силу произвести финансирование ФКУ ИК-12 в целях выполнения указанных работ.

Помощник прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Ростовской области Степаненко И.Р. настаивал на удовлетворении иска, ссылаясь на доводы и обстоятельства, приведённые в заявлении.

Калюжная И.Н., представляющая по доверенностям ответчиков ГУ ФСИН России по РО и ФКУ ИК-12 ГУ ФСИН России по РО, в судебном заседании заявила о несогласии с иском, дала пояснения, аналогичные представленным суду письменным возражениям на иск.

Из них следует, что, по мнению ГУ ФСИН России по РО, в соответствии со ст.9 Закона от 21.07.1993г. №5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих наказания в виде лишения свободы, финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы является расходным обязательством Российской Федерации. Планирование финансирования за счёт средств федерального бюджета и выделение денежных средств на комплекс требуемых в иске мероприятий относится к компетенции МФ РФ. Постановлением Правительства РФ от 06.04.2018г. №420 не предусмотрено участие ФКУ ИК-12 в утверждённой Федеральной целевой программе, направленной на развитие уголовно-исполнительной системы со строительством конкретных зданий. В настоящее время никаких мероприятий по проектированию ФКУ ИК-12 не запланировано. Существующие в ФКУ ИК-12 здания сооружены до вступления в силу приказа ФСИН РФ от 27.07.2006г. №512, и приказа МЮ РФ от 02.06.2003г., утвердившего Инструкцию по проектированию исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы. Реконструкция и строительство объектов ФКУ ИК-12 может быть заложено в рамках программы после 2026г. По причине отсутствия финансирования требования прокурора об оборудовании общежития не могут быть исполнены.

В отзыве на иск, представленном ФКУ ИК-12, также заявлено об отсутствии финансовой возможности исполнения требований прокурора. Ответчик считает, что в иске содержатся требования, противоречащие содержанию приказа ФСИН РФ от 27.07.2006г. №512, который не устанавливает количество необходимых в общежитии помещений, необходимого оборудования и инвентаря. Данный ответчик считает, что у прокурора отсутствуют законные основания вмешиваться в хозяйственную деятельность исправительного учреждения. Указывается, что ФКУ ИК-12 является самостоятельным хозяйствующим учреждением, имеющим самостоятельный доход.

Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд пришёл к следующему.

Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1314 утверждено Положение о Федеральной службе исполнения наказаний, согласно которому ФСИН России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания, и по контролю за нахождением лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, в местах исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением ими наложенных судом запретов и (или) ограничений. ФСИН России подведомственна Минюсту России.

Основными задачами ФСИН России являются, кроме прочего: создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов; управление территориальными органами ФСИН России и непосредственно подчиненными учреждениями и организациями. ФСИН России также осуществляет следующие полномочия по созданию условий содержания осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в учреждениях, исполняющих наказания, и следственных изоляторах, материально-техническому обеспечению деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, предприятий учреждений, исполняющих наказания, а также иных предприятий, учреждений и организаций, специально созданных для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы.

Этот орган осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, переданного учреждениям и органам уголовно-исполнительной системы, предприятиям учреждений, исполняющих наказания, а также иным предприятиям, учреждениям и организациям, специально созданным для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, в соответствии с законодательством Российской Федерации, контроль деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также контроль за соблюдением законности и обеспечением прав осужденных, лиц, содержащихся под стражей, осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.

ГУ ФСИН России по РО, согласно его положению (л.д. 13-25), является территориальным органом ФСИН России. Финансовое и материально-техническое обеспечение его деятельности осуществляется в порядке, установленном законодательством России. Кроме прочего, к полномочиям ГУ ФСИН России по РО относится подготовка обоснования инвестиций в строительство, проектную документацию на реконструкцию, строительство объектов уголовно-исполнительной системы, а также капитальный ремонт зданий и сооружений.

Из положений названных документов следует, что указанное истцом в качестве ответчика ГУ ФСИН России по РО, в силу своих полномочий, может только готовить обоснования инвестиций на указанные работы, а главным распорядителем средств, поступающих их бюджета России на нужды пенитенциарной системы, является непосредственно ФСИН России, к которой Прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Ростовской области исковых требований не предъявляет.

Согласно ч.ч.1 и 2 ст.171 БК РФ, составление проектов бюджетов - исключительная прерогатива Правительства Российской Федерации, высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местных администраций муниципальных образований. Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов Российской Федерации, органы управления государственными внебюджетными фондами, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. В силу ч.1 ст.184 БК РФ, порядок и сроки составления проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации с соблюдением требований, установленных настоящим Кодексом. Внесение Министерством финансов Российской Федерации проекта федерального закона о федеральном бюджете и уполномоченным органом проектов федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в Правительство Российской Федерации осуществляется не позднее 15 дней до дня внесения проектов указанных законов в Государственную Думу.

Таким образом, формирование госбюджета, за счёт которого выделяются денежные средства ФСИН России, как главному распорядителю уголовно-исполнительной системы, проводится Правительством России, с последующим утверждением его Государственной думой.

Истец же, в данном случае, просит суд обязать именно ГУ ФСИН России по РО, независимо от того, что госбюджет России на 2018г. исполняется, а также от формирования бюджета на 2019г., от выделения ФСИН России, как главному распорядителю кредита, - в течение 10 месяцев со дня вступления в законную силу настоящего решения, т.е. до июля 2019г., произвести финансирование ФКУ ИК-12 для выполнения определённого вида работ.

Данное требование суд не признаёт обоснованным, поскольку оно не основано на законе, противоречит полномочиям и компетенции ГУ ФСИН России по РО, определённым соответствующим положением. Поэтому в части указанных требований иск не подлежит удовлетворению.

В соответствии с ч.4 ст.104 УИК РФ, работающие осужденные имеют право на ежегодный оплачиваемый отпуск, в зависимости от выполняемых работ. Указанные отпуска предоставляются с выездом за пределы исправительного учреждения или без него в соответствии со статьей 97 настоящего Кодекса.

Согласно п. 1.1 Инструкции «По проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Минюста России», утвержденной приказом Минюста России от 02.06.2003г. N130-дсп нормы настоящей Инструкции должны соблюдаться при разработке проектов на строительство, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение зданий, помещений и сооружений исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы, за исключением тюрем.

Приказом ФСИН России от 27 июля 2006 г. N 512 «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы», с 01.01.2006г. предусмотрено оборудование (приложение №1и 2) в исправительных учреждениях помещения для проведения осужденными отпусков, (жилой блок на 3 человека), включающего прихожую, жилую комнату, кухню, душевую, совмещенную с санузлом, помещение для младшего инспектора, комнату отдыха, комнату для занятий физкультурой.

Из этого следует, что во всех исправительных учреждениях ФСИН России должны быть оборудованы соответствующие помещения общежитий.

Каких-либо условий и обстоятельств, освобождающих учреждения исполнения наказаний от оборудования на своих территориях таких помещений под общежития – указанный приказ не содержит.

Согласно Уставу ФКУ ИК-12 (л.д. 26-41), это учреждение является юридическим лицом, участником бюджетного процесса, получателем бюджетных средств. Оно не преследует цели получения прибыли, но вправе заниматься приносящей доход деятельностью, способствующей выполнению им целей и задач в соответствии с законодательством России (п.1.9). Виды такой деятельности, осуществляются по договорам на возмездной основе с юридическими и физическими лицами в соответствии с законодательством России (п.2.4).

Отсутствие бюджетного финансирования на конкретные цели – оборудование помещений общежитий, на что ссылается в письменных отзывах и в судебном заседании представитель ответчиков, не является основанием неисполнения ответчиком ФКУ ИК-12 положений УИК РФ и указанного приказа ФСИН России.

Суд учитывает, что в течение более 123 лет со дня издания приказа ФСИН России от 27 июля 2006 г. N 512 ФКУ ИК-12 не предпринимало действенных мер для его выполнения. Доказательств обратного суду не представлено.

Срок исполнения ФКУ ИК-12 обязанности по оборудованию помещения общежития на территории исправительного учреждения, предложенный истцом, суд считает разумным, поскольку оборудование такого помещения не требует в обязательном порядке осуществлять строительство отдельного здания. Доказательств реального отсутствия финансовой и материально-технической возможности оборудования помещения общежития в существующих зданиях ФКУ ИК-12 – ответчиком не представлено.

Таким образом, суд считает, что иск прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Ростовской области в части требований к ФКУ ИК-12 подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Иск Прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Ростовской области – удовлетворить частично.

Обязать Федеральное казённое учреждение исправительная колония 12 Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Ростовской области, в течение двенадцати месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать в ФКУ ИК-12 ГУФСИН России по Ростовской области помещение общежития для проведения осуждёнными отпусков, включающее прихожую, жилые комнаты, кухню, душевую, совмещённую с санузлом, помещение для младшего инспектора, комнату отдыха, комнату для занятия физкультурой, оснащённые мебелью, инвентарём и предметами хозяйственного обихода, в соответствии с положениями ст.ст.99, 104 УИК РФ, п.11 таблицы №7 Инструкции по проектированию и Главы 13 приложения №2 к приказу ФСИН России от 27.07.2006г. №512.

В удовлетворении остальной части иска Прокурору по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Ростовской области – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Каменский районный суд в месячный срок со дня изготовления мотивированного текста решения.

СУДЬЯ__________________________

Мотивированный текст решения изготовлен 10.08.2018г.