Гр.дело №2-1039/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
09 июля 2018 года г. Мичуринск.
Мичуринский городской суд Тамбовской области в составе:
председательствующего судьи Черновой О.Ю.,
при секретаре Кондрашовой Н.А.,
с участием представителя истца помощника прокурора г. Мичуринска Поповой Л.А.,
представителей ответчика ФГБНУ «Федеральный научный центр имени И.ФИО3» ФИО1, ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора г. Мичуринска Амириди Е.Х. в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ФГБНУ «Федеральный научный центр имени И.ФИО3» о возложении обязанности выполнить в полном объеме мероприятия по антитеррористической защищенности объекта (территории),
У С Т А Н О В И Л:
***. заместителем прокурора г. Мичуринска Е.Х. Амириди в адрес директора ФГБНУ «Федеральный научный центр имени И.ФИО3» было внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии терроризму, в том числе, в части непроведения мероприятий по обследованию и категорированию объекта «Дом, в котором жил Мичурин Иван Владимирович в 1895 - 1935 гг.».
В ***. прокуратурой г. Мичуринска была проведена проверка устранения выявленных нарушений, указанных в ранее внесенных актах прокурорского реагирования, уязвимости инфраструктуры и осуществления комплекса мер антитеррористической защищенности в деятельности Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Федеральный научный центр имени И.ФИО3» (далее по тексту - ФГБНУ ФНЦ им. И.ФИО3).
Проверкой установлено, что учредителем ФГБНУ ФНЦ им. И.ФИО3 является Российская Федерация в лице Федерального агентства научных организаций (далее ФАНО).
В оперативном управлении ФГБНУ «ФНЦ имени И.ФИО3» находится дом-музей И.ФИО3 площадью 191,7 кв.м, с кадастровым номером ***, земельный участок с кадастровым номером *** по адресу: ***.
В соответствии с Постановлением Совмина РСФСР от 30.06.1960 №1327 дом-музей И.ФИО3 отнесен к объектам культурного наследия федерального значения.
Согласно приказу №*** от *** ФГБНУ ФНЦ им. И.ФИО3 Дом-музей И.ФИО3 реорганизован в отдел по делам объекта культурного наследия федерального значения («Дом, в котором жил Мичурин Иван Владимирович в 1895 - 1935 гг.»).
По состоянию на ***. категория отделу по делам объекта культурного наследия федерального значения («Дом, в котором жил Мичурин Иван Владимирович в 1895 - 1935 гг.») не присвоена, паспорт безопасности объекта не разработан и с заинтересованными ведомствами не согласован, чем нарушены п.п. 16, 17, 36, 37 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Федерального агентства научных организаций, его территориальных органов и подведомственных ему организаций, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28.02.2017 №239 (далее Требования), согласно которым результаты работы комиссии оформляются актом обследования и категорирования объекта (территории), который составляется в одном экземпляре, подписывается всеми членами комиссии и утверждается руководителем органа (организации), решением которого создана комиссия, или уполномоченным им лицом.
В результате не обеспечена антитеррористическая защищенность указанного объекта, который посещается иностранными и правительственными делегациями, экскурсиями, организованными учреждениями общего и дополнительного образования детей, как городскими, так и областными, созданы предпосылки к причинению вреда объекту культурного наследия и памятнику природы федерального значения, то есть нарушены права неопределенного круга лиц на безопасность.
Кроме этого, бездействием ФГБНУ «ФНЦ им. И.ФИО3», выразившимся в непроведении категорирования отдела по делам объекта культурного наследия федерального значения («Дом, в котором жил Мичурин Иван Владимирович в 1895 - 1935 гг.») и неразработке паспорта безопасности указанного объекта нарушены основные принципы противодействия терроризму, а именно: приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, приоритет мер предупреждения терроризма, и интересы Российской Федерации на безопасность и профилактику террористических проявлений.
Заместитель прокурора г. Мичуринска Амириди Е.Х. обратился в Мичуринский городской суд с иском в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к федеральному государственному бюджетному научному учреждению «Федеральный научный центр имени И.ФИО3» (ФГБНУ «ФНЦ им. И.ФИО3») об обязании ответчика в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу провести категорирование здания и территории отдела по делам объекта культурного наследия федерального значения («Дом, в котором жил Мичурин Иван Владимирович в 1895 - 1935 гг.») ФГБНУ «ФНЦ имени И.ФИО3», разработать паспорт безопасности отдела по делам объекта культурного наследия федерального значения («Дом, в котором жил Мичурин Иван Владимирович в 1895 - 1935 гг.») ФГБНУ «ФНЦ имени И.ФИО3», согласовать разработанный паспорт безопасности с руководителями территориального органа безопасности, территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по месту нахождения объекта.
В судебном заседании представитель истца Попова Л.А. заявленные требования поддержала по изложенным в иске основаниям и в дополнение пояснила, что, несмотря на то, что комиссия по обследованию и категорированию спорного объекта приняла решение не присваивать ему категорию по результатам обследование, такое неприсвоение не предусмотрено действующим законодательством. Заявленные исковые требования просила удовлетворить.
Представители ответчика ФГБНУ «Федеральный научный центр имени И.ФИО3» ФИО1 и ФИО2 исковые требования не признали и показали, что в прокуратуру г. Мичуринска был направлен ответ от ***. №***, в котором было указано, что объектов культуры подлежащих обследованию и проведению иных мероприятий в свете положений п.2 раздела 1 Постановления Правительства РФ от ***. №*** в ведении ФГБНУ «ФНЦ им. И.ФИО3» не имеется. Учреждение не относится к организациям, осуществляющим деятельность в сфере культуры ввиду того, что ФГБНУ «ФНЦ им. И.ФИО3» имеет иные уставные цели и задачи, утверждённые Приказом ФАНО России от ***. №***, подведомственной организацией которого является ФГБНУ «ФНЦ им. И.ФИО3».
Исходя из положений ст.3 Федерального закона от 26 мая 1996 г. № 54-ФЗ «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» «музей - некоммерческое учреждение культуры, созданное собственником для хранения, изучения и публичного представления музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда РФ, а также для достижения иных целей, определённых настоящим Федеральным законом». Таким образом, законодателем однозначно закреплено понятие музея, который должен отвечать вышеуказанным требованиям. Однако, объект, закреплённый на праве оперативного управления за ФГБНУ «ФНЦ им. И ФИО3», не отвечает перечисленным признакам, так как он внесён в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации как памятник истории: «Дом, в котором жил Мичурин Иван Владимирович в 1895-1935 гг.», относящийся к категории федерального историко-культурного наследия, а не как музей.
Указанный объект федерального историко-культурного значения не является отдельным учреждением (соответственно не может осуществлять самостоятельную деятельность в сфере культуры), учтён в ФГБНУ «ФНЦ им. И.ФИО3» в качестве объекта недвижимости (инвентарная карточка учёта нефинансовых активов № 28) как «Дом-музей им. Мичурина И.В.», во Всероссийский Реестр Музеев не включен. Как музей свою деятельность не осуществляет, экскурсии не проводит, то есть не является функционирующим объектом.
Согласно акту от ***. состояние здания-памятника признано удовлетворительным, не требующим ремонта, в соответствии с охранным обязательством от ***. ФГБНУ «ФНЦ им. И.ФИО3» взяты обязательства, в частности не проводить никаких ремонтных работ, не устанавливать любые носители информации (в том числе камеры видеонаблюдения) на памятник и прочее.
Несмотря на это в целях безусловного выполнения требований Федерального закона «О противодействии терроризму» от 06.03.2006г. №35-ФЗ ответчиком была организована работа по обеспечению антитеррористической защищённости спорного объекта. А именно, комиссией в составе представителей ответчика, отдела в г. Мичуринске УФСБ России по Тамбовской области, ОМВД России по г. Мичуринску, ПЦО №1 ОВО по г. Мичуринску - филиала ФГКУ «ОВО ВНГ России по Тамбовской области» было проведено обследование объекта «Дом, в котором жил Мичурин Иван Владимирович в 1895-1935 гг.». По результатам обследования с учетом назначения объекта, его функции, обеспечения к нему доступа граждан, наличия охранного обязательства и имеющихся в связи с этим ограничений и запретов, исключения возможности использования здания-памятника в целях научно-производственной и иной деятельности, отсутствие категорий по гражданской обороне, режиму секретности, по химической опасности, по пожаровзрывоопасности и объекту с массовым пребыванием людей, комиссией было принято решение категорию данному объекту не присваивать.
Кроме того, указом Президента РФ от 18 мая 2018г. ФАНО было упразднено,
его функции, в том числе по управлению имуществом, переданы Министерству науки и высшего образования Российской Федерации. В настоящее время ведется работа по определению статуса объекта «Дом, в котором жил Мичурин Иван Владимирович в 1895-1935 гг.» как возможного музея. Данные работы планируется завершить в течение 3 месяцев. После этого возможно будет провести его категорирование.
В удовлетворении заявленных исковых требований просили отказать в полном объеме.
Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО4 показал, что он принимал участие в составе комиссии при обследовании объекта «Дом, в котором жил Мичурин Иван Владимирович в 1895-1935 гг.». После его обследования комиссией было принято решение не присваивать категорию данному объекту, в соответствии с законодательством об антитеррористической защищенности. В соответствии с действующим законодательством, за присвоение категории, составление паспорта отвечает собственник, руководитель, правообладатель объекта. Комиссия лишь определяет потенциально опасные участки объекта. В зависимости от степени террористической угрозы, принято выделять три категории объектов, где третья категория является низшей по отношению ко второй и первой. Все музеи в г. Мичуринске относятся к 3 категории объектов. Для присвоения объекту категории, необходимо ссылаться на проведение мониторинга, то есть в течение трех суток устанавливается посещаемость объекта, с учетом количества работников на объекте. Также устанавливается размер возможного материального ущерба и устанавливается количество совершенных на объекте террористических актов за определенный период времени. Основным критерием по г. Мичуринску является количество людей, одновременно находящихся на объекте. В результате проведения мониторинга было установлено количество людей не более 10. Комиссия пришла к выводу о том, что объект не подлежит категорированию, так как не определен его правовой статус.
Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО5 показал, что он входил в состав членов комиссии по обследованию объекта «Дом, в котором жил Мичурин Иван Владимирович в 1895-1935гг.» в рамках антитеррористической деятельности. По результатам проведенного обследования был составлен акт, в соответствии с которым комиссией было решено не присваивать категорию данному объекту. Комиссия пришла к такому выводу в связи с тем, что правовой статус объекта не определен. Для присвоения категории объект должен обладать рядом признаков, а именно, необходимо определить степень опасности и возможную угрозу совершения на данном объекте террористического акта, после чего осуществить визуальный осмотр объекта, выявить имеющиеся недостатки, слабые места антитеррористической защищенности объекта, определить степень возможных последствий при совершении террористических актов. Указанные признаки присутствуют на всех объектах, подлежащих категорированию. Правовой статус объекта является частным признаком. Комиссия визуально осмотрела дом, прилегающую к нему территорию, выявила имеющиеся недостатки: отсутствие камер видеонаблюдения, оградных сооружений, наглядной агитации. Выявленных недостатков было достаточно, чтобы не присваивать объекту категорию.
Выслушав представителей сторон, допросив свидетелей, исследовав материалы гражданского дела, суд находит исковые требования заместителя прокурора г. Мичуринска Е.Х. Амириди о возложении на ФГБНУ «Федеральный научный центр имени И.ФИО3» обязанности выполнить в полном объеме мероприятия по антитеррористической защищенности объекта (территории) не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Частью 3.1 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006г. №35-Ф3 «О противодействии терроризму» на юридические лица возложена обязанность по исполнению установленных требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
В соответствии с подп. 4 ч. 2 ст. 5 указанного Федерального закона Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
Постановлением Правительства РФ от 28.02.2017г. №239 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Федерального агентства научных организаций, его территориальных органов и подведомственных ему организаций.
Согласно п.п. 1, 2 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Федерального агентства научных организаций, его территориальных органов и подведомственных ему организаций, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28.02.2017 №239 (далее по тексту - Требования), настоящие требования устанавливают обязательные для выполнения мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий), правообладателями которых являются Федеральное агентство научных организаций, его территориальные органы и подведомственные ему организации (далее соответственно - органы (организации), объекты (территории), включая вопросы инженерно-технической укрепленности объектов (территорий), их категорирования, контроля за выполнением настоящих требований и разработки паспорта безопасности объектов (территорий).
Под объектами (территориями) понимаются комплексы технологически и технически связанных между собой зданий (строений, сооружений) и систем, отдельные здания (строения, сооружения) и прилегающие к ним территории.
Персональная ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях) (далее - руководитель объекта).
Таким образом, Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Федерального агентства научных организаций обязательны для исполнения во всех структурных подразделениях ФГБНУ «ФНЦ им. И.ФИО3».
В силу п. 4 Требований в целях установления дифференцированных требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учетом степени угрозы совершения террористического акта и возможныхпоследствий его совершения осуществляется категорирование объектов (территорий). Категорирование проводится в отношении функционирующих (эксплуатируемых) объектов (территорий), при вводе объектов (территорий) в эксплуатацию, а также в случае изменения характеристик объектов (территорий), которые могут повлиять на изменение ранее присвоенной категории.
Согласно подп. «а» п. 8 Требований для осуществления категорирования функционирующего (эксплуатируемого) объекта (территории) ФАНО в течение 4 месяцев со дня утверждения настоящих требований решением руководителя органа (организации), в ведении которого находится объект (территория), создается комиссия по обследованию и категорированию объекта (территории).
Акт обследования и категорирования объекта (территории) является основанием для разработки паспорта безопасности объекта (территории) и хранится на объекте (территории) вместе с первым экземпляром паспорта безопасности объекта (территории).
На каждый объект (территорию) в соответствии с актом обследования и категорирования объекта (территории) лицом, ответственным за выполнение мероприятий по антитеррористической защищенности объекта (территории), разрабатывается паспорт безопасности объекта (территории).
Паспорт безопасности объекта (территории) согласовывается с руководителями территориального органа безопасности, территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по месту нахождения объекта (территории) и утверждается руководителем органа (организации), в ведении которого находится объект (территория), или уполномоченным им должностным лицом.
Согласование паспорта безопасности объекта (территории) осуществляется в течение 30 дней со дня его составления.
Приказом ФАНО от ***. №*** «Об организации в Федеральном агентстве научных организаций работы по реализации постановления Правительства РФ от 28 февраля 2017г. №239» руководителям территориальных органов ФАНО и подведомственных Агентству организаций было предписано в срок до ***. определить перечень объектов, подлежащих обследованию и категорированию.
Указом Президента РФ от 15 мая 2018 г. N 215 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" Федеральное агентство научных организаций было упразднено, его функции по нормативно-правовому регулированию и оказанию государственных услуг в соответствующей сфере деятельности, а также функции по управлению имуществом переданы Министерству науки и высшего образования Российской Федерации.
Согласно письма врио начальника правового управления ликвидационной комиссии ФАНО от ***. №*** ФИО6, в г. Мичуринске за ФГБНУ «ФНЦ им. И.ФИО3» закреплено на праве оперативного управления 93 объекта недвижимого имущества, в том числе дом-музей имени И.ФИО3, расположенный по адресу: ***. Комиссия по обследованию и категорированию объектов (территорий), образованная приказом руководителя ФГБНУ «ФНЦ им. И.ФИО3» от ***. №***, включающая сотрудников территориального органа безопасности, территориальных органов МВД России и Росгвардии, обследовала вышеуказанный объект и, руководствуясь Требованиями, приняла решение не категорировать данный объект.
Распоряжениями №*** и №*** от ***. ФГБНУ «ФНЦ им. И.ФИО3» был определен объект, подлежащий категорированию - «Дом, в котором жил Мичурин Иван Владимирович в 1895-1933 гг.». Приказом №*** от ***. был утвержден состав комиссии по обследованию и категорированию данного объекта в составе представителей ФГБНУ «ФНЦ им. И.ФИО3», отдела в г. Мичуринске УФСБ России по Тамбовской области, ОМВД России по г. Мичуринску, ОВО по г. Мичуринску - филиала ФГКУ «ОВО ВНГ России по Тамбовской области», то есть с участием всех заинтересованных лиц.
Указанная комиссия провела обследование объекта - «Дом, в котором жил Мичурин Иван Владимирович в 1895-1933 гг.», что подтверждается актом обследования и категорирования от ***.. По результатам обследования с учетом назначения объекта, его функции, обеспечения к нему доступа граждан, наличия охранного обязательства и имеющихся в связи с этим ограничений и запретов, исключения возможности использования здания-памятника в целях научно-производственной и иной деятельности, отсутствие категорий по гражданской обороне, режиму секретности, по химической опасности, по пожаровзрывоопасности и объекту с массовым пребыванием людей, комиссией было принято решение категорию данному объекту не присваивать.
В соответствии с указанным заключением на обследованный объект не может быть разработан паспорт безопасности.
Как пояснили в судебном заседании допрошенные свидетели, такое решение было принято, в том числе и в связи с тем, что на момент обследования не определен правовой статус данного объекта.
Согласно выписке из ЕГРН от ***., спорный объект имеет наименование «Дом-музей им. И.ФИО3», его назначение - нежилое здание, его правообладателем на праве оперативного управления является ФГБНУ «ФНЦ им. И.ФИО3».
Постановлением Совмина РСФСР от 30.08.1960г. №1327 «Дом, в котором жил Мичурин Иван Владимирович в 1895-1935 гг.» был отнесен к числу объектов культурного наследия (Памятник). На объект культурного наследия ***. было выдано Охранное обязательство (регистрационный номер ***). Во Всероссийский Реестр Музеев он не включен, в связи с чем не может быть категорирован также в качестве учреждения культуры.
Как пояснили представители ответчика, в связи с передачей активов ФГБНУ «ФНЦ им. И.ФИО3» в ведение Министерства науки и высшего образования Российской Федерации в настоящее время ведется работа по определению правового статуса спорного объекта, а именно присвоения ему статуса музея. Данные работы должны быть завершены в течение 3 месяцев.
В рамках оптимизации структуры ФГБНУ «ФНЦ им. И.ФИО3», а также в целях неукоснительного соблюдения требований Федерального закона №73-ФЗ от 25.06.2002г. "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", поддержания в достойном виде памятника истории и связанной с ним прилегающей территории, выполнения положений Закона об обеспечении в обязательном порядке беспрепятственного доступ граждан, к зданию-памятнику, приказом ФГБНУ «ФНЦ им. И.ФИО3» от ***. № ***, создано структурное подразделение СГЦ ФГБНУ «ФНЦ им. И ФИО3»: Отдел по делам объекта культурного наследия федерального значения («Дом в котором жил Мичурин Иван Владимирович в 1985-1935 гг.»), с соответствующим штатом работников и руководителем-начальником отдела, на которого дополнительным соглашением к трудовому договору от *** №*** возложены обязанности осуществления мероприятий по обеспечению антитеррористической безопасности объекта и в области ГО, ЧС и ПБ (раздел I Общие положения).
Таким образом, ответчиком предприняты необходимые меры для выполнения возложенной на него обязанности по проведению мероприятий по антитеррористической защищенности объекта - «Дом, в котором жил Мичурин Иван Владимирович в 1895-1933 гг.». Доказательств обратного истцом суду не представлено.
На основании изложенного, суд отказывает в удовлетворении исковых требований заместителя прокурора г. Мичуринска Амириди Е.Х. об обязании ответчика в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу провести категорирование здания и территории отдела по делам объекта культурного наследия федерального значения («Дом, в котором жил Мичурин Иван Владимирович в 1895 - 1935 гг.») ФГБНУ «ФНЦ имени И.ФИО3», разработать паспорт безопасности отдела по делам объекта культурного наследия федерального значения («Дом, в котором жил Мичурин Иван Владимирович в 1895 - 1935 гг.») ФГБНУ «ФНЦ имени И.ФИО3», согласовать разработанный паспорт безопасности с руководителями территориального органа безопасности, территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по месту нахождения объекта.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований заместителя прокурора г. Мичуринска Амириди Е.Х. в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ФГБНУ «Федеральный научный центр имени И.ФИО3» о возложении обязанности выполнить в полном объеме мероприятия по антитеррористической защищенности объекта (территории) отказать.
Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд через Мичуринский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.
Мотивированное решение изготовлено 12 июля 2018 года.
Председательствующий - О.Ю. Чернова.