Дело № 2-103/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с.Дубёнки 29 мая 2015 г.
Дубёнский районный суд Республики Мордовия в составе
судьи Салахутдиновой А.М.,
при секретаре судебного заседания Кудосиной Л.Н.,
с участием:
заявителя ФИО1,
заинтересованного лица ФИО2,
представителя заинтересованного лица – администрации Дубёнского муниципального района Республики Мордовия ФИО3, действующей на основании доверенности от 28 января 2015 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 об оспаривании постановления администрации Дубёнского муниципального района Республики Мордовия об отказе в постановке на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с заявлением об оспаривании постановления администрации Дубёнского муниципального района Республики Мордовия об отказе в постановке на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В обоснование требований указала, что 26 февраля 2015 г. она обратилась в МБУ «МФЦ» Дубёнского муниципального района с заявлением о постановке семьи на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставив пакет необходимых документов. Однако, постановлением администрации Дубёнского муниципального района Республики Мордовия от 15 апреля 2015 г. № 239 ей было отказано в этом. Считает отказ в постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий незаконным и необоснованным, поскольку с 20 марта 2007 г. она с будущим супругом ФИО2, брак с которым зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ, проживала по адресу: <адрес>, и снялась с учета по месту проживания только 24 февраля 2015 г. в связи с тем, что после смерти свёкра А.Н.А., умершего ДД.ММ.ГГГГ, основным наследником являлся его внук А.С.А., который не хотел каких-либо обременений в праве собственности на жилой дом и попросил выписаться из данного дома. Поэтому она вместе с супругом и двумя несовершеннолетними детьми была вынуждена выписаться из дома № по <адрес> и прописать по адресу: <адрес>, т.е. в дом, общей площадью 50,4 кв.м, купленный свекровью А.Н.А. еще в 2008 г. и принадлежащий ей на праве собственности. Считает, что её переезд совместно с семьёй на новое место жительства носит вынужденный характер, а именно, поводом для переезда явились смена собственника жилого дома и оформления наследственных прав.
Просила суд признать незаконным постановление администрации Дубёнского муниципального района Республики Мордовия от 15 апреля 2015 г. № 239 об отказе в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий ФИО1; признать за ней право в принятии на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий; обязать администрацию Дубёнского муниципального района Республики Мордовия поставить её на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и взыскать с администрации Дубёнского муниципального района Республики Мордовия судебные расходы в сумме 2000 руб. за составление заявления в суд и возврат государственной пошлины по делу в размере 300 руб.
В заявлении от 27 мая 2015 г. ФИО1 уточнила свои требования, просила также поставить на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий членов её семьи – супруга ФИО2 и детей А.Д.А. и А.Е.А. Кроме того, от взыскания судебных расходов с администрации Дубёнского муниципального района Республики Мордовия в размере 2300 руб. отказалась.
В судебном заседании заявитель ФИО1 уточнённые требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении.
В судебном заседании заинтересованное лицо ФИО2 не возражал против удовлетворения требований ФИО1
Представитель заинтересованного лица – администрации Дубёнского муниципального района Республики Мордовия ФИО3 просила в удовлетворении требований отказать.
Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, допросив свидетелей, оценив в совокупности представленные доказательства и рассмотрев дело в пределах заявленных требований, суд находит требования ФИО1 подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Из пояснений заявителя, материалов дела следует, что ФИО1 и ФИО2 состоят в зарегистрированном браке с ДД.ММ.ГГГГ, от которого имеют детей: сына А.Д.А.ДД.ММ.ГГГГ рождения и дочь Е.ДД.ММ.ГГГГ рождения, что подтверждается повторным свидетельством о заключении брака серии №, свидетельствами о рождении серии №, серии №.
Согласно выписке из домовой книги, копии паспортов, свидетельств о регистрации по месту жительства от 24 февраля 2015 г. № 125 и 126, ФИО1, ФИО2 и их дети А.Д.А., А.Е.А. в настоящее время зарегистрированы и проживают по адресу: <адрес>.
Собственником данного жилого дома, общей площадью 50,4 кв.м, является А.Н.А. – свекровь заявителя ФИО1 на основании договора купли-продажи жилого дома и земельного участка, составленного 07 октября 2008 г. и зарегистрированного 30 октября 2008 г., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии № от 30 октября 2008 г.
Из сообщений Дубёнского отделения ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» филиала по Республике Мордовия от 25 февраля 2015 г. № 29 и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия от 05 марта 2015 г. ФИО1 и члены её семьи зарегистрированных на праве собственности объектов недвижимого имущества не имеют, сведений о совершении ими сделок по отчуждению жилья за последние пять лет в Дубёнском отделении ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» филиал по Республике Мордовия не имеется.
Собственником жилого дома, общей площадью 78,3 кв.м по адресу: <адрес>, в котором до 24 февраля 2015 г. были зарегистрированы ФИО1 и члены её семьи, являлся А.Н.А. – свекор ФИО1, умерший ДД.ММ.ГГГГ, а после его смерти – внук А.С.А., вступивший в наследство.
Таким образом, заявитель ФИО1 и члены её семьи обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учётной нормы - 12,5 кв.м, установленной постановлением Правительства Республики Мордовия от 25 августа 2005 г. № 335.
26 февраля 2015 г. ФИО1 обратилась в МБУ «МФЦ» Дубёнского муниципального района с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, предоставив необходимый пакет документов.
По результатам рассмотрения заявления и документов 15 апреля 2015 г. решением комиссии по жилищным вопросам администрации Дубёнского муниципального района Республики Мордовия № 13 от 15 апреля 2015 г., утверждённым постановлением администрации Дубёнского муниципального района Республики Мордовия от 15 апреля 2015 г. № 239, ФИО1 отказано в принятии на учёт на основании статьи 53, подпункта 3 пункта 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации и подпункта 3 пункта 10 Правил учёта граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья, утверждённых постановлением Правительства Республики Мордовия от 25 августа 2005 г. № 335, поскольку не истёк пятилетний срок после совершения гражданином действий, приведших к намеренному ухудшению жилищных условий.
В силу положений статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Не согласившись с указанным отказом администрации в постановке ФИО1 на очередь в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, заявитель оспаривает его в суде.
В силу пункта 3 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не истёк предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.
Согласно статье 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Из содержания данной нормы следует, что действиями по ухудшению жилищных условий, препятствующими принятию граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в течение пяти лет с момента их совершения, являются действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Анализ приведённых норм, учитывая правовую позицию, изложенную в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 апреля 2007 г. N 258-О-О, свидетельствует о том, что ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях допустимы в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
По мнению суда, администрацией Дубёнского муниципального района Республики Мордовия не представлено каких-либо доказательств, подтверждающих, что ФИО1 совершила какие-либо действия с целью намеренного ухудшения своих жилищных условий, за последние пять лет она и члены её семьи не совершали сделок по отчуждению жилья.
Поводом для изменения регистрации по месту жительства ФИО1 и членов её семьи явилась смена собственника жилого дома, в котором они были зарегистрированы до 24 февраля 2015 г., просившего всех выписаться и не создавать обременений в праве собственности на жилой дом, что подтвердили в суде свидетели А.Н.А. и А.С.А.
При этом суд учитывает, что переезд семьи заявителя с одного адреса в другой не противоречит требованиям статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации и Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации».
Изменение места жительства и регистрации само по себе не имеет правового значения для разрешения вопроса о постановке ФИО1 и членов её семьи на учёт, как нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку свобода передвижения и выбора места жительства является конституционным правом гражданина Российской Федерации (статья 27 Конституции Российской Федерации).
Наличие либо отсутствие регистрации по месту проживания не порождает каких-либо прав на данное жильё. В связи с чем, изменение места жительства ФИО1 и членов её семьи в данном случае не может рассматриваться как действие, совершённое в целях приобретения права состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, т.е. не свидетельствует о намеренном ухудшении указанными лицами своих жилищных условий.
Оценив в совокупности представленные доказательства, пояснения участников процесса, суд приходит к выводу о незаконности действий заинтересованного лица, отказавшего в постановке семьи ФИО1 на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, так как умышленных действий с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий со стороны ФИО1 не усматривается, в связи с чем у администрации Дубёнского муниципального района Республики Мордовия отсутствовали основания, предусмотренные статьёй 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, для отказа в принятии ФИО1 и членов её семьи на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Довод представителя заинтересованного лица ФИО3 о том, что семья ФИО1 до снятия с регистрационного учета по адресу: <адрес> имела обеспеченность жилой площадью более учетной нормы, не может повлиять на выводы суда, т.к. действующее законодательство не предусматривает возможность отказа в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае, если ухудшение жилищных условий граждан произошло не искусственно, а вынужденно.
При указанных обстоятельствах, требования ФИО1 являются обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объёме.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Требования ФИО1 удовлетворить.
Признать постановление администрации Дубёнского муниципального района Республики Мордовия от 15 апреля 2015 г. № 239 «Об отказе в постановке на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий ФИО1» незаконным.
Признать за ФИО1 и членами её семьи право на постановку на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Обязать администрацию Дубёнского муниципального района Республики Мордовия поставить ФИО1 и членов её семьи - супруга ФИО1, детей А.Д.А. и А.Е.А. на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Об исполнении решения суда сообщить в Дубёнский районный суд Республики Мордовия не позднее чем в течение месяца со дня получения решения суда.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путём подачи жалобы через Дубёнский районный суд Республики Мордовия.
Судья Дубёнского районного суда
Республики Мордовия А.М. Салахутдинова
Решение в окончательной форме принято 29 мая 2015 года
Судья Дубёнского районного суда
Республики Мордовия А.М. Салахутдинова
Дело № 2-103/2015