Дело № 2-103/2019
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
п. Сангар 05 апреля 2019 года.
Кобяйский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Тимофеева А.И., единолично, при секретаре Черноградской Е.Е., с участием представителя ответчика по доверенности Иванова А.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Аргуновой И.И. к Администрации муниципального образования «Кобяйский улус (район)» Республики Саха (Якутия) об отмене дисциплинарного взыскания,
У С Т А Н О В И Л:
Истец Аргунова И.И. обратилась в суд с вышеуказанными требованиями, ссылаясь на то, что распоряжением ответчика - Администрации МО «Кобяйский улус (район)» РС(Я) привлечена к дисциплинарной ответственности в виде выговора. С применением дисциплинарного взыскания не согласна, так как трудовой договор заключен с МКУ «Управление образования» и работодателем является МКУ «Управление образования».
Просит отменить дисциплинарное взыскание, наложенное распоряжением Администрации МО «Кобяйский улус (район)» РС(Я) от <Дата обезличена><Номер обезличен> «Об объявлении дисциплинарного взыскания директору МБОУ «Сангарская гимназия».
В судебном заседании истец Аргунова И.И. не присутствует, заявлением просит рассмотреть дело в ее отсутствие и, уточнив свои исковые требования, просит признать распоряжение о применении взыскания недействительным.
Представитель ответчика Иванов А.Ф. в судебном заседании, не согласившись с уточненными исковыми требованиями истца, пояснил, что взыскание на истца Аргуновой И.И. было наложено на основании того, что она не уведомила работодателя в лице Главы администрации муниципального образования района о возникшем конфликте интересов: она, будучи директором МБОУ «Сангарская гимназия», приняла на работу по трудовому договору в качестве вахтера своего мужа Кривошапкина. И об этом не уведомила Главу администрации, хотя это должна была сделать незамедлительно. Истец уведомила работодателя, в лице Главы администрации района, только <Дата обезличена>.
И действительно распоряжением Главы района, точную дату не помнит, ряд полномочий работодателя были переданы в МКУ «Управление образования, в том числе издание приказов, за администрацией МО района остались полномочия по назначению и освобождению от должности руководителя образовательного учреждения. Поэтому работодателем истца является МКУ « Управления образования». Заседание комиссии было проведено с опозданием, так как отсутствовали члены комиссии.
Суд, выслушав представителя ответчика Иванова А.Ф., изучив материалы дела, приходит к следующему.
Распоряжением Администрации МО «Кобяйский улус (район)» РС(Я) от <Дата обезличена><Номер обезличен> Муниципальному казенному учреждению «Управление образования» муниципального образования «Кобяйский улус (район)» Республики Саха (Якутия) переданы права и обязанности работодателя, в том числе заключение, изменение и расторжение трудовых договоров с руководителями образовательных учреждений, издание приказов, ведение кадрового делопроизводства, за исключением права назначения и освобождения от должности руководителя образовательного учреждения.
Распоряжением Администрации МО «Кобяйский улус (район)» РС(Я) от <Дата обезличена><Номер обезличен> истец Аргунова И.И. назначена директором МБОУ «Сангарская гимназия». МКУ «Управление образования» поручено заключить трудовой договор с Аргуновой И.И.
<Дата обезличена> между истцом и МКУ «Управление образования» муниципального образования «Кобяйский улус (район)» РС(Я) (именуемый «Работодатель») заключен трудовой договор.
Распоряжением Администрации МО «Кобяйский улус (район) от <Дата обезличена><Номер обезличен> истцу Аргуновой И.И. объявлено дисциплинарное взыскание в виде «Выговора».
Основанием для применения дисциплинарного взыскания истцу является Протокол заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, урегулированию конфликта интересов руководителей муниципальных учреждений, организаций и предприятий от <Дата обезличена> (далее – Протокол).
Согласно Протокола комиссией рассмотрено уведомление истца Аргуновой И.И. о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения от <Дата обезличена> Из протокола следует, что директор МБОУ «Сангарская гимназия» Аргунова И.И. <Дата обезличена> приняла вахтером своего мужа Кривошапкина В.В. без уведомления и получения согласия комиссии по соблюдению и урегулированию конфликта интересов, урегулированию конфликта интересов руководителей муниципальных учреждений, организаций и предприятий МО «Кобяйский улус (район)» РС(Я). Аргунова И.И. является членом данной комиссии. До рассмотрения комиссией уведомления Кривошапкин В.В. уволился с должности вахтера по собственному желанию <Дата обезличена>.
Комиссия решила признать, что директор МБОУ «Сангарская гимназия» Аргунова И.И. нарушила абз. В, подпункт 4.2. раздела 4 Положения о порядке предотвращения и урегулирования конфликта интересов в отношении руководителя муниципального учреждения, организации, учредителем которого является Администрация МО «Кобяйский улус (район)» РС(Я) (далее – Положение), т.е. руководитель муниципального учреждения не соблюдала требования об урегулировании конфликта интересов. Рекомендовано главе администрации МО «Кобяйский улус (район)» РС(Я) применить к директору муниципального бюджетного образовательного учреждения Аргуновой И.И. дисциплинарное взыскание в виде выговора.
Из абз. В, пп. 4.2. раздела 4 Положения следует, что по итогам рассмотрения уведомления Комиссия принимает одно из следующих решений:
в) признать, что руководитель муниципального учреждения, организации не соблюдал требования об урегулировании конфликта интересов. В этом случае Комиссия рекомендует главе Администрации МО «Кобяйский улус (район)» РС(Я) применить к руководителю муниципального учреждения, организации конкретную меру ответственности.
Соответственно, ссылка в Протоколе на нарушение истцом абз. В, пп. 4.2. раздела 4 Положения является неправильным и необоснованным, поскольку раздел 4 Положения регулирует порядок рассмотрения комиссией уведомления и принятия мер по предотвращению и урегулированию конфликт интересов.
В письменном отзыве и в судебном заседании ответчик пояснил, что истец в нарушении п. 2.1 главы 2 Положения не уведомляла работодателя в лице главы Администрации МО «Кобяйский улус (район)» РС(Я) о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно. В нарушении п. 2.2 Положения истец уведомила работодателя только <Дата обезличена> Согласно п. 2.2 Положения руководитель муниципального учреждения, организации передает первый экземпляр главе Администрации МО «Кобяйский улус (район)» РС(Я) незамедлительно, как только станет известно о наличии конфликта интересов или о возможности его возникновения.
Ответчик полагает, что истец Аргунова И.И. являясь членом Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, урегулированию конфликта интересов руководителей муниципальных учреждений, организаций и предприятий в администрации МО «Кобяйский улус (район)» РС(Я) могла знать о возникновении конфликта интересов при приеме на работу супруга и незамедлительно уведомить работодателя.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий). Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" лицо, указанное в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов. Лицо, указанное в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, обязано уведомить в порядке, определенном представителем нанимателя (работодателем) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.
В соответствии со ст. 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" Организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции. Меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать:
1) определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;
2) сотрудничество организации с правоохранительными органами;
3) разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;
4) принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации;
5) предотвращение и урегулирование конфликта интересов;
6) недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.
В соответствии ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" распоряжением Администрации МО «Кобяйский улус (район)» РС(Я) от 23.01.2017 г. № 4-П утверждено Положение о порядке предотвращения и урегулирования конфликта интересов в отношении руководителя муниципального учреждения, организации, учредителем которого является Администрация МО «Кобяйский улус (район)» РС(Я).
В соответствии с п. 2.1. Положения руководитель муниципального учреждения, организации обязан уведомить работодателя, в лице главы Администрации МО «Кобяйский улус (район)» РС(Я), о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.
В соответствии с п. 2.3. Положения в случае если полномочия работодателя в отношении руководителя муниципального учреждения, организации переданы в другой орган, уведомление о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения передается в уполномоченный орган, осуществляющий функции и полномочия работодателя.
В соответствии с п. 3.5. Положения уполномоченные органы, осуществляющие функции и полномочия работодателя в отношении руководителей муниципальных учреждений, организаций после регистрации уведомления в журнале регистрации передают на рассмотрение Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в Администрации МО «Кобяйский улус (район)» РС(Я) (далее – Комиссия).
В соответствии с п. 4.1. Положения председатель Комиссии при поступлении уведомления в 10-дневный срок назначает дату заседания комиссии. При этом дата заседания комиссии не может быть назначена позднее 20 дней со дня поступления уведомления.
Как следует из материалов дела, истец уведомил ответчика <Дата обезличена> Следовательно, дата заседания комиссии не может быть позднее <Дата обезличена> Между тем, уведомление истца рассмотрено комиссией только <Дата обезличена>, т.е. в нарушении срока установленного п. 4.1. Положения.
Распоряжением Администрации МО «Кобяйский улус (район)» РС(Я) от <Дата обезличена><Номер обезличен> утверждено Положение о комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, урегулированию конфликта интересов руководителей муниципальных учреждений, организаций и предприятий в администрации МО «Кобяйский улус (район)» РС(Я) (далее – Положение о комиссии).
В соответствии с п. 13 Положения о комиссии заседание комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей от общего числа членов комиссии. Проведение заседаний с участием только членов комиссии, замещающих должности муниципальной службы в администрации МО, недопустимо.
В судебном заседании представитель ответчика причины пропуска срока пояснил тем, что отсутствовали члены комиссии. Данные доводы представителя ответчика судом не принимаются, так как представитель ответчика не представил суду каких либо доказательств в подтверждение своих доводов.
В соответствии с абз. 5 пп. б п. 15 Положения о комиссии основанием для проведения заседания комиссии является уведомление муниципального служащего, руководителя муниципального предприятия, учреждения, организации о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов.
В соответствии с п. 34 Положения о комиссии в случае установления комиссией признаков дисциплинарного проступка в действиях (бездействии) муниципального служащего, руководителя муниципального учреждения, организации информация об этом представляется главе или в уполномоченный орган, осуществляющий функции и полномочия работодателя для решения вопроса о применении к муниципальному служащему, руководителю муниципального учреждения, организации мер ответственности, предусмотренных нормативными правовыми актами российской Федерации.
Между тем, в нарушении п. 34 Положения о комиссии, Протоколом комиссии от <Дата обезличена> рекомендовано главе администрации МО «Кобяйский улус (район)» РС(Я) применить к директору муниципального бюджетного образовательного учреждения Аргуновой И.И. дисциплинарное взыскание в виде «Выговора», вместо уполномоченного органа, осуществляющего функции и полномочия работодателя - МКУ «Управление образования».
В соответствии со ст. 192 ТК РФ за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания в виде: замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям.
В соответствии с Трудовым договором от <Дата обезличена> работодателем истца является МКУ «Управление образования» МО «Кобяйский улус (район)» РС(Я).
В соответствии с п. 3.1.4. Трудового договора работодатель имеет право привлекать руководителя к дисциплинарной ответственности в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 6.2. Трудового договора за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение руководителем по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания в виде: замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям.
Таким образом, суд приходит к выводу, что Администрация МО «Кобяйский улус (район)» РС(Я) неправомерно применила дисциплинарное взыскание в виде «Выговора» в отношении истца Аргуновой И.И. Функции и обязанности работодателя в отношении руководителей образовательных учреждений переданы Администрацией МО «Кобяйский улус (район)» РС(Я) в МКУ «Управление образования» МО «Кобяйский улус (район)» РС(Я), за исключением права назначения и освобождения от должности руководителя образовательного учреждения. Трудовые отношения установлены между истцом и МКУ «Управление образования» МО «Кобяйский улус (район)» РС(Я). Распоряжение Администрации МО «Кобяйский улус (район)» РС(Я) от <Дата обезличена><Номер обезличен> «Об объявлении дисциплинарного взыскания директору МБОУ «Сангарская гимназия» является недействительным.
В соответствии со ст. 15 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
При таких обстоятельствах, иск подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 -199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Аргуновой И.И. к Администрации муниципального образования «Кобяйский улус (район)» Республики Саха (Якутия) о признании распоряжения Администрации МО «Кобяйский улус (район)» РС(Я) от <Дата обезличена><Номер обезличен> «Об объявлении дисциплинарного взыскания директору МБОУ «Сангарская гимназия» недействительным - удовлетворить.
Признать распоряжение Администрации МО «Кобяйский улус (район)» РС(Я) от <Дата обезличена><Номер обезличен> «Об объявлении дисциплинарного взыскания директору МБОУ «Сангарская гимназия» недействительным.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РС(Я) в течение месяца со дня составления решения суда в окончательной форме, путем подачи жалобы через Кобяйский районный суд.
Председательствующий: п\п А.И. Тимофеев
Копия верна.
Судья: А.И. Тимофеев.