№
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 апреля 2019 года г. Пудож
Пудожский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Точинова С.В.,
при секретаре Ханаевой Е.В.,
с участием представителей истца - адвоката Богомолова С.И., на основании ордера,
ФИО1, на основании доверенности,
представителя ответчика- администрации Пудожского муниципального района Республики Карелия – ФИО2, по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к администрации Пудожского муниципального района Республики Карелия об обязании к предоставлению жилого помещения, взыскании денежных средств,
у с т а н о в и л:
ФИО3 обратилась в суд с исковым заявлением к администрации Пудожского муниципального района Республики Карелия, в обоснование которого указала, что с 31.11.2012 она состоит на учете в очереди на улучшение жилищных условий. С 2012 обращалась в различные инстанции, в том числе к Главе Пудожского муниципального района за разрешением жилищного вопроса в отношении дома, где зарегистрирована истица. В связи с нахождением дома в аварийном состоянии, отсутствием у ответчика денежных средств на проведение оценки технического состояния дома, истица вынуждена выехать в другой населенный пункт и за свой счет организовать и оплатить проведение экспертным учреждением обследования технического состояния и пригодности дома к проживанию. Постановлением ответчика от 20.06.2017, многоквартирный дом, где зарегистрирована истица, был признан аварийным и подлежащим сносу. С указанного времени истица не располагает информацией о перспективах расселения. От Уполномоченного по правам человека в Республике Карелия истице известно, что указанный жилой дом не подлежит включению в Государственную программу Республики Карелия «Обеспечение доступным и комфортным жильем и жилищно-коммунальными услугами», утвержденную постановлением Правительства Республики Карелия от 26.11.2014 №351-П по переселению граждан из ветхого жилищного фонда на 2014-2020, а будет включен в другую программу после 01.01.2018. ФИО3 просила: обязать Администрацию Пудожского муниципального района Республики Карелия обеспечить ее отдельным жилым помещением по договору социального найма в рамках Государственной программы Республики Карелия «Обеспечение доступным и комфортным жильем и жилищно-коммунальными услугами», утвержденной постановлением Правительства Республики Карелия от 26.11.2014 №351-П по переселению граждан из ветхого жилищного фонда на 2014-2020; взыскать с ответчика расходы на проведение оценки состояния дома в размере 13500 руб. и расходы по уплате государственной пошлины.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, судом привлечены: Администрация Кубовского сельского поселения, Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия.
В отзыве администрация Пудожского муниципального района РК, полагая исковые требования не подлежащими удовлетворению, указала, что для предоставления жилого помещения во внеочередном порядке должна быть подтверждена объективная нуждаемость в жилом помещении. Признания жилого помещения аварийным и подлежащим сносу не достаточно для внеочередного обеспечения жилым помещением по договору социального найма. В связи с этим подлежит уточнению, состоит ли истица на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений и является ли малоимущей. В качестве соответчика должно выступать Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия, являющееся исполнителем государственной программы Республики Карелия «Обеспечение доступным и комфортным жильем и жилищно-коммунальными услугами». Кроме того, ссылаясь на Постановление Правительства РФ от 28.01.2006 №47, ответчик полагает, что обязанность по предоставлению заключения специализированной организации возложена на заявителя.
В отзыве третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора, - Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия указало, что в 2018 на территории Республики Карелия реализована Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2014-2017 годы, утвержденная постановлением Правительства Республики Карелия от 23.04.2014 №129-П, в которую подлежали включению многоквартирные дома, признанные до 01.01.2012 в установленном законом порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации. Данной программой предусмотрен конкретный перечень домов. Согласно государственной программе Республики Карелия «Обеспечение доступным и комфортным жильем и жилищно-коммунальными услугами», утвержденной постановлением Правительства Республики Карелия от 26.11.2014 №351-П, распределение субсидий на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда между бюджетами соответствующих муниципальных образований осуществляется в соответствии с региональной адресной программой по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на соответствующие годы. Таким образом, государственная программа реализуется в рамках региональной адресной программы. Многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным Постановлением администрации Пудожского муниципального района Республики Карелия от 20.06.2017 №274-П и не подлежал включению в программу расселения. В настоящее время разработан законопроект, предусматривающий введение новых механизмов переселения граждан из аварийного жилья, признанного таковым после 01.01.2012, после принятия которого, Правительством Республики Карелия будет сформирована и утверждена региональная адресная программа, которая начнет действовать с 2019. Ссылаясь на Постановление Правительства РФ от 28.01.2006 №47, третье лицо полагает, что обязанность по предоставлению заключения специализированной организации возложена на заявителя. Третье лицо просило отказать в иске.
Истица в судебное заседание не явилась, извещена о времени и месте рассмотрения дела. Просила рассматривать его в свое отсутствие, поддержав иск.
Ранее в судебном заседании заявленные требования поддержала. Также сообщила, что по адресу: <адрес> проживала с июля 2011 по ноябрь 2012, после чего из-за плохого состояния квартиры выехала в <адрес>, где проживает до настоящего времени в съемном жилье. В очереди на улучшение жилищных условий состоит с 2012, после обследования дома администрацией Кубовского сельского поселения. При этом дом непригодным для проживания не признавался. Полагает, что ей должно быть предоставлено жилье в рамках указанной в иске программы, поскольку она не включена ни в одну из программ по переселению.
Представитель истца - адвокат Богомолова С.И., в судебном заседании исковые требования поддержал по доводам иска. Полагал, что несение истцом расходов на обследование состояния дома носило вынужденный характер, в связи с чем таковые в качестве убытков подлежат возмещению ответчиком.
Представителя истца - ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержала, полагая их подлежащими удовлетворению. Сообщила, что обследование жилого дома, где зарегистрирована истица, в 2012 осуществлялось депутатами Совета Кубовского сельского поселения. Межведомственной комиссией дом впервые обследован в 2017.
Представитель ответчика - администрации Пудожского муниципального района Республики Карелия – ФИО2 в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, поддержав доводы отзыва. Считала, что администрация Пудожского муниципального района Республики Карелия является ненадлежащим ответчиком, а жилое помещение истцу должно быть предоставлено Министерством строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия, как исполнителем соответствующей программы. Полагала, что истица не имеет права на внеочередное предоставление жилья, поскольку не стоит на учете в качестве малоимущей.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, – администрация Кубовского сельского поселения, Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия в судебное заседание своих представителей не направили, извещены о времени и месте рассмотрения дела.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд считает установленными следующие обстоятельства:
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами гражданского дела, жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, является объектом собственности Пудожского муниципального района. В указанном жилом помещении ФИО3 зарегистрирована с 14.05.2010 по настоящее время.
Постановлением администрации Кубовского сельского поселения № от 31.11.2012 ФИО3 была поставлена на учет, как нуждающаяся в улучшении жилищных условий. Документы, послужившие основанием для вынесения указанного постановления, в Администрации Кубовского сельского поселения отсутствуют.
Решением жилищно-бытовой комиссии Совета Кубовского сельского поселения от 25.11.2015 ФИО3, на основании ее заявления, было предоставлено жилое помещение, по адресу: <адрес>, в связи с чем она была исключена из числа лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
13.05.2016 ФИО3 представила в администрацию Кубовского сельского поселения заявление об отказе от предоставленной квартиры и просьбой восстановить в очереди на улучшение жилищных условий.
Постановлением администрации Кубовского сельского поселения № от 04.08.2016 ФИО3 была вновь поставлена на учет, как нуждающаяся в улучшении жилищных условий.
Согласно ответа Администрации Кубовского сельского поселения, при постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, ФИО3 малоимущей не признавалась.
13.05.2016 ФИО3 обратилась в администрацию Пудожского муниципального района Республики Карелия с заявлением, которым просила произвести осмотр ее квартиры на предмет пригодности к проживанию.
Письмом от 14.06.2016 истица была уведомлена администрацией Пудожского муниципального района Республики Карелия о том, что в соответствии с планом обследования и оценки муниципального жилого фонда она поставлена в очередь на обследование жилья и будет уведомлена о его проведении.
16.03.2017 специалистами администрации Пудожского муниципального района Республики Карелия был проведен визуальный наружный и внутренний осмотр жилого дома, где зарегистрирована истица, по результатам которого в акте осмотра указано на необходимость обследования дома специализированной организацией.
На основании акта обследования и заключения межведомственной комиссии от 23.03.2017 постановлением администрации Пудожского муниципального района Республики Карелия № от 13.04.2017 жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> было признано непригодным для проживания и нуждающимся в проведении ремонтно-восстановительных работ.
16.05.2017 ООО «Консалтинговая компания «Кронос-Карелия» и ФИО3 заключен договор возмездного оказания услуг экспертного осмотра жилого дома где зарегистрирована истица, на предмет признания/непризнания пригодным для проживания. Стоимость услуг определена в размере 13500 руб.
29.05.2017 ООО «Консалтинговая компания «Кронос-Карелия» было подготовлено экспертное заключение, а 16.06.2017 ФИО3 произведена оплата стоимости оказанных услуг.
В соответствии с информацией, указанной в журнале регистрации входящей корреспонденции администрации Пудожского муниципального района Республики Карелия, 08.06.2017 было зарегистрировано заявление ФИО3 «на выдачу акта обследования жилого дома». В приложении к заявлению указано «экспертиза».
На основании заключения межведомственной комиссии от 20.06.2017 постановлением администрации Пудожского муниципального района РК № от 20.06.2017 многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу.
По сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РК в Едином государственном реестре недвижимости отсутствует информация о зарегистрированных правах на объекты недвижимого имущества, зарегистрированных на ФИО3
Согласно ч.1 ст.57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.
Вместе с тем, для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п.1 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч.2 ст.49, ч.1 ст.52 Жилищного кодекса РФ).
Такое законодательное регулирование согласуется со ст.40 (часть 3) Конституции РФ, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса РФ нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Согласно ч.2 ст.49 Жилищного кодекса РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи.
Исходя из положений ч.2 ст.52 Жилищного кодекса РФ, ч.2 ст.4 Порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и некоторых вопросах предоставления жилых помещений по договорам социального найма в Республике Карелия, утвержденного Законом Республики Карелия от 06.02.2006 №958-ЗРК, состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право граждане, признанные в установленном порядке малоимущими.
Таким образом, наличие одного лишь факта признания жилого помещения, непригодным для проживания, не может являться достаточным основанием для внеочередного обеспечения указанных лиц жилым помещением по договору социального найма по правилам п.1 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ при отсутствии иных, предусмотренных ст.49 Жилищного кодекса РФ оснований.
В связи с этим, наличие у ФИО3 права на внеочередное предоставление жилья в настоящее время не подтверждено.
Кроме того, правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, а также компетенцию, порядок создания Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, и его деятельности, отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления урегулированы Федеральным законом от 21.07.2007 №185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее – Закон)
В соответствии со ст.14 данного Закона Фонд предоставляет финансовую поддержку за счет своих средств при условии наличия региональной адресной программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, утвержденной в соответствии со статьей 15 настоящего Федерального закона, - в случае подачи заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда на проведение капитального ремонта многоквартирных домов до 31 декабря 2013, наличия утвержденного краткосрочного плана реализации региональной программы капитального ремонта - в случае подачи заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда на проведение капитального ремонта многоквартирных домов после 1 января 2014.
Как было предусмотрено ч.1 ст.20.8 Закона (действовавшей до 28.11.2018), Фонд на условиях, установленных настоящей статьей, вправе предоставлять финансовую поддержку за счет своих средств на переселение граждан из многоквартирных домов, признанных в установленном порядке после 1 января 2012 года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
Финансовая поддержка за счет средств Фонда, указанная в части 1 настоящей статьи, предоставляется при условии наличия региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым после 01.01.2012 (ч.3).
Согласно ст.20.9 Закона (действовавшей до 28.11.2018), региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым после 1 января 2012 года, утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, указанная в части 1 настоящей статьи, должна содержать перечень многоквартирных домов, признанных в установленном порядке после 01.01.2012 аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, а также соответствовать требованиям, предусмотренным статьей 16 настоящего Федерального закона, за исключением требований пункта 1 части 2 и части 2.1 статьи 16 настоящего Федерального закона.
В силу ст.16 Закона (в редакции, действовавшей на 20.06.2017) региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В случае, если действие такой программы начинается после 01.01.2013, она утверждается на период до 01.09.2017.
При этом Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать перечень многоквартирных домов, признанных до 01.01.2012 в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
Частью 3 ст.16 Закона предусматривается, что переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством.
Указом Президента РФ от 7.05.2012 N600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг" Правительству РФ поручено до марта 2013 разработать комплекс мер, направленных на решение задач, связанных с ликвидацией аварийного жилищного фонда.
Распоряжением Правительства РФ от 26.09.2013 N1743-р "Об утверждении комплекса мер, направленных на решение задач, связанных с ликвидацией аварийного жилищного фонда", на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации возложены обязанности по утверждению региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 01.01.2012.
В порядке реализации в Республике Карелия Федерального закона от 21.07.2007 N185-ФЗ Постановлением Правительства РК от 23.04.2014 N 129-П была утверждена Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2014-2018, в которую были включены жилые помещения в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке до 01.01.2012 аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
Приложением №1 к программе также предусмотрен перечень аварийных многоквартирных домов, предлагаемых к расселению в 2014 - 2018 годах, куда жилой дом, где зарегистрирована истица, включен не был.
Постановлением Правительства Республики Карелия № от 26.11.2014 была утверждена Государственная программа Республики Карелия "Обеспечение доступным и комфортным жильем и жилищно-коммунальными услугами", которой предусматривается, что распределение субсидий между бюджетами соответствующих муниципальных образований на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в рамках реализации мероприятий региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
Таким образом, указанная в иске государственная программа не предполагает непосредственного предоставления жилья вне соответствующей региональной адресной программы.
Постановлением от 28.03.2019 № утверждена Региональная адресная программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 в которую были включены жилые помещения в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке до 01.01.2017 аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
Перечень аварийных многоквартирных домов, предлагаемых к расселению и признанных аварийными до 01.01.2017, определен в приложении 1 к Программе, куда жилой дом, где зарегистрирована истица, не включен.
С учетом изложенного и установленных обстоятельств, исковые требования ФИО3 к администрации Пудожского муниципального района Республики Карелия об обязании к обеспечению жилым помещением в рамках Государственной программы Республики Карелия, утвержденной постановлением Правительства Республики Карелия от 26.11.2014 № не подлежат удовлетворению.
Оценивая требования истца о взыскании с ответчика расходов на проведение оценки состояния дома, суд принимает во внимание следующее.
Как усматривается из материалов дела, при вынесении заключения межведомственной комиссии от 20.06.2017 по результатам обследования многоквартирного дома по адресу: <адрес> в числе рассмотренных документов учитывалось экспертное заключение от 29.05.2017, выполненное ООО «Консалтинговая компания «Кронос-Карелия».
К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений в силу п.п.8 и 9 ч.1 ст.14 Жилищного кодекса РФ относятся, в частности, признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; осуществление муниципального жилищного контроля.
Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством РФ (ч.4 ст.15 ЖК РФ).
Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции установлен постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее – Положение).
В соответствии с п.7 Положения, признание помещения жилым, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в Положении требованиям.
Пунктом 42 Положения установлено, что комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.
При этом процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает, прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов (п. 44 Положения).
В соответствии с п.45 Положения для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель должен представить в комиссию заявление о признании помещения жилым помещением или жилого помещения непригодным для проживания и (или) многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции представляется заключение специализированной организации, проводящей обследование этого дома. По усмотрению заявителя также могут быть иные не предусмотренные соответствующим перечнем документы.
Согласно п.п.1, 2 ст.15 Гражданского кодекса РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Вопреки доводам представителя истца, суд находит, что расходы заявителя, понесенные на оплату такого заключения, не являются убытками в смысле ст.15 Гражданского кодекса РФ, поскольку предоставление заключения специализированной организации - это необходимое условие для возможности рассмотрения вопроса о признании многоквартирного дома аварийным.
С учетом изложенного, требования истца о взыскании денежных средств также не могут быть удовлетворены.
В соответствии со ст.98 ГПК РФ расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на истца.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковое заявление ФИО3 к администрации Пудожского муниципального района РК об обязании к предоставлению жилого помещения, взыскании денежных средств оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Пудожский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено: 22.04.2019.
Судья подпись Точинов С.В.