ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-103/19 от 24.01.2019 Новотроицкого городского суда (Оренбургская область)

Дело № 2-103/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24 января 2019 года г. Новотроицк

Новотроицкий городской суд Оренбургской области в составе: председательствующего судьи Сухановой Л.А.,

при секретаре Зайцевой О.Ю.,

с участием представителя истца ФИО1,

представителя ответчика ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к администрации муниципального образования город Новотроицк о включении периодов работы в стаж муниципальной службы, установлении пенсии за выслугу лет,

УСТАНОВИЛ:

ФИО3 обратилась в суд с иском о включении периодов работы в стаж муниципальной службы, установлении пенсии за выслугу лет. В обоснование требований указала на то, что 02.11.2018 она обратилась в администрацию МО г.Новотроицк с заявлением об установлении пенсии за выслугу лет. Согласно письменного ответа администрации МО г.Новотроицка от 22.11.2018 в установлении указанной пенсии ей было отказано в связи с отсутствием необходимого стажа муниципальной службы, который, по мнению ответчика, составил 09 лет 07 месяцев 20 дней. Между тем считает, что незаконно не включен в ее стаж муниципальной службы период работы с 19.08.1985 по 13.04.1992 в должностях инспектора, старшего инспектора отдела соцобеспечения Новотроицкого горсо Оренбургской области. Просит суд обязать ответчика включить в ее стаж муниципальной службы указанный период ее работы и обязать установить ей пенсию за выслугу лет на муниципальной службе с 02.11.2018., а также взыскать с ответчика судебные расходы.

Истец ФИО3 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, имеется заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Представитель истца ФИО1 в судебном заседании полностью поддержала позицию истца, указав на наличие законных основания для включения спорных периодов ее работы в муниципальный стаж. Указала на то, что трудовая деятельность истца в спорные периоды времени осуществлялась в должностях инспектора, старшего инспектора отдела социального обеспечения исполнительного комитета Совета народных депутатов г. Новотроицка, являвшегося органом управления.

Представитель ответчика ФИО2 в судебном заседании не согласилась с требованиями истца. Указала на то, что истцом не представлено доказательств выполнения в оспариваемые ею периоды работы функции государственного управления.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудовых договоров (контрактов).

Правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, а также настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты (ст. 3).

Согласно статьям 6 и 7 указанного Федерального закона должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации.

При составлении и утверждении штатного расписания органа местного самоуправления, аппарата избирательной комиссии муниципального образования используются наименования должностей муниципальной службы, предусмотренные реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации.

Реестр должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации представляет собой перечень наименований должностей муниципальной службы, классифицированных по органам местного самоуправления, избирательным комиссиям муниципальных образований, группам и функциональным признакам должностей, определяемых с учетом исторических и местных традиций.

Согласно Федеральному закону от 23.05.2016 № 143-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части увеличения пенсионного возраста отдельным категориям граждан» стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет в 2018 году составляет 16 лет.

Как следует из трудовой книжки ФИО3:

19.08.1985 принята инспектором отдела Новотроицкого горсо Оренбургской области с испытательным сроком;

24.09.1985 - переведена на постоянную работу в качестве инспектора;

01.04.1988 - назначена старшим инспектором горсо;

14.04.1992 - уволена в связи с ликвидацией исполкома горсовета;

14.04.1992 - принята специалистом комитета пенсий и социальной защиты отдела социального обеспечения Новотроицкого городского совета народных депутатов;

01.11.1992 - назначена заместителем председателя комитета;

01.06.1993 –назначена председателем комитета пенсий и социальной защиты населения администрации г.Новотроицка;

16.12.1993- утверждена начальником управления социальной защиты населения;

03.12.2001 - уволена в связи с переводом в Управление Пенсионного фонда РФ г. Новотроицка по согласованию между руководителями;

04.12.2001 – принята на работу в порядке перевода с УСЗН, по согласованию между руководителями, на должность начальника Управления ГУ-УПФР в г. Новотроицке.

Таким образом, установлено, что ФИО3 была уволена с муниципальной службы 03.12.2001. В настоящее время работает начальником государственного учреждения –Управления Пенсионного фонда РФ в г.Новотроицке Оренбургской области (межрайонного).

В соответствии с представленной суду справкой от 23.10.2018 ФИО3 с 07.04.2017 является получателем страховой пенсии по старости.

Кроме того, установлено и не оспорено ответчиком, что в стаж муниципальной службы ФИО3 администрацией МО г.Новотроицк включен период ее работы с 14.04.1992 по 03.12.2001 в должности специалиста комитета пенсий и социальной защиты, заместителя председателя комитета, председателя комитета пенсий и социальной защиты населения, начальника управления социальной защиты населения (09 лет 07 месяцев 20 дней).

Периоды ее работы с 19.08.1985 по 13.04.1992 года в должностях инспектора, старшего инспектора отдела соцобеспечения Новотроицкого горсо Оренбургской области не были включены в стаж муниципальной службы истца по причине того, что по мнению ответчика данные должности не относятся к должностям, работа в которых засчитывается в стаж муниципальной службы.

Между тем, в соответствии со ст. 25 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» в стаж (общую продолжительность) муниципальной службы включаются периоды замещения:

1) должностей муниципальной службы;

2) муниципальных должностей;

3) государственных должностей Российской Федерации и государственных должностей субъектов Российской Федерации;

4) должностей государственной гражданской службы, воинских должностей и должностей федеральной государственной службы иных видов;

5) иных должностей в соответствии с федеральными законами.

Порядок исчисления стажа муниципальной службы и зачета в него иных периодов трудовой деятельности помимо указанных в части 1 настоящей статьи устанавливается законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии со ст. 17 Закона Оренбургской области от 10.10.2007 года № 1611/339-IV-ОЗ «О муниципальной службе в Оренбургской области» в стаж (общую продолжительность) муниципальной службы включаются периоды замещения: должностей муниципальной службы, муниципальных должностей, государственных должностей Российской Федерации и государственных должностей субъектов Российской Федерации, должностей государственной гражданской службы, воинских должностей и должностей федеральной государственной службы иных видов, иных должностей в соответствии с федеральными законами.

В соответствии с Законом Оренбургской области 12.09.2000 № 660/185-ОЗ «О стаже государственной гражданской (муниципальной) службы Оренбургской области» стаж государственной гражданской (муниципальной) службы - это трудовой стаж, представляющий собой суммарную (общую) продолжительность работы в государственных органах и на должностях в органах местного самоуправления, а также иных периодов деятельности, периодов времени, определенных настоящим Законом.

К должностям муниципальной службы относятся должности, установленные муниципальными правовыми актами в соответствии с утвержденным законом Оренбургской области единым реестром муниципальных должностей и должностей муниципальной службы в Оренбургской области.

Закон Оренбургской области от 10.10.2007 № 1599/344-IV-ОЗ «О едином реестре муниципальных должностей и должностей муниципальной службы в Оренбургской области» устанавливает, что Реестр должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации представляет собой перечень наименований муниципальных должностей и должностей муниципальной службы в Оренбургской области, классифицированных по органам местного самоуправления, избирательным комиссиям муниципальных образований, группам и функциональным признакам должностей.

Указом Президента Российской Федерации от 19 ноября 2007 № 1532 утвержден Перечень периодов гражданской службы и иных периодов замещения должностей, включаемых (засчитываемых) в стаж государственной гражданской службы (далее - Перечень), и порядок исчисления стажа государственной гражданской службы.

Согласно подпункту «з» пункта 15 Перечня, в стаж гражданской службы засчитываются периоды замещения должностей руководителей, специалистов и служащих, включая замещение на постоянной основе выборных должностей, с 1 января 1992 до введения в действие сводного Перечня государственных должностей Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11 января 1995 № 32 «О государственных должностях Российской Федерации», Реестра государственных должностей федеральных государственных служащих, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11 января 1995 № 33 «О Реестре государственных должностей федеральных государственных служащих», перечней государственных должностей федеральной государственной службы, которые считались соответствующими разделами Реестра государственных должностей государственной службы Российской Федерации, и реестров (перечней) государственных должностей государственной службы субъектов Российской Федерации, в органах государственной власти субъектов Российской Федерациии иных государственных органах, образованных в соответствии с конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации, в высших государственных органах автономных республик, местных государственных органах (краевых, областных Советах народных депутатов, Советах народных депутатов автономной области, автономных округов, районных, городских, районных в городах, поселковых и сельских Советах народных депутатов и их исполнительных комитетах).

В силу подпункта «б» пункта 18 Перечня в стаж гражданской службы засчитываются периоды замещения должностей, включая замещение на постоянной основе выборных должностей, в органах государственной власти и управления Союза ССР и союзных республик, а также в организациях и учреждениях, осуществлявших в соответствии с законодательством Союза ССР и союзных республик отдельные функции государственного управления, по 31 декабря 1991, в том числе в Верховном Совете СССР и его Секретариате, Президиуме Верховного Совета СССР, Верховных Советах и президиумах Верховных Советов союзных и автономных республик и их аппаратах, краевых и областных Советах народных депутатов (Советах депутатов трудящихся), Советах народных депутатов (Советах депутатов трудящихся) автономных областей, автономных округов, районных, городских, районных в городах, поселковых и сельских Советах народных депутатов (Советах депутатов трудящихся) и их исполнительных комитетах.

Кроме того, в соответствии с п. «б» ч.18 ст. 2 Закона Оренбургской области «О стаже государственной гражданской (муниципальной) службы Оренбургской области» от 12.09.2000 года при исчислении стажа государственной гражданской (муниципальной) службы, дающего право на получение пенсии за выслугу лет, засчитываются периоды замещения должностей, включая замещение на постоянной основе выборных должностей, в органах государственной власти и управления Союза ССР и союзных республик, а также в организациях и учреждениях, осуществлявших в соответствии с законодательством Союза ССР и союзных республик отдельные функции государственного управления, по 31 декабря 1991, в том числе в Верховном Совете СССР и его Секретариате, Президиуме Верховного Совета СССР, Верховных Советах и президиумах Верховных Советов союзных и автономных республик и их аппаратах, краевых и областных Советах народных депутатов (Советах депутатов трудящихся), Советах народных депутатов (Советах депутатов трудящихся) автономных областей, автономных округов, районных, городских, районных в городах, поселковых и сельских Советах народных депутатов (Советах депутатов трудящихся) и их исполнительных комитетах.

Также в соответствии с решением городского Совета депутатов муниципального образования город Новотроицк Оренбургской области от 27.04.2017 № 260 «Об утверждении Положения «Об установлении пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы органов местного самоуправления муниципального образования город Новотроицк Оренбургской области» пенсия за выслугу лет устанавливается лицам, замещавшим муниципальные должности на постоянной основе и должности муниципальной службы, предусмотренные перечнем муниципальных должностей и должностей муниципальной службы в муниципальном образовании город Новотроицк, действовавшим на дату увольнения с муниципальной службы, и Законом Оренбургской области от 10 октября 2007 года № 1599/344-IV-ОЗ «О едином реестре муниципальных должностей и должностей муниципальной службы в Оренбургской области», Уставом муниципального образования город Новотроицк Оренбургской области, и освобожденным от муниципальной должности или уволенным с муниципальной службы не ранее 22 июля 1997 года, по основаниям, предусмотренным действующим законодательством, за исключением случаев прекращения полномочий, связанных с виновными действиями.

Право на пенсию за выслугу лет возникает при наличии стажа муниципальной службы, продолжительность которого для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению к Федеральному закону «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Пенсия за выслугу лет устанавливается к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» либо досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации».

Лица имеют право на установление пенсии за выслугу лет в том случае, если они не получают пенсий за выслугу лет, выплачиваемых из средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов других муниципальных образований, либо дополнительной пенсии за особые заслуги перед Оренбургской областью, выплачиваемой из областного бюджета, либо ежемесячных доплат из средств организаций всех форм собственности.

Стаж муниципальной службы, дающий право на пенсию за выслугу лет, определяется в соответствии с Федеральным законом «О муниципальной службе в Российской Федерации», Законом Оренбургской области «О муниципальной службе в Оренбургской области», Законом Оренбургской области «О стаже государственной гражданской (муниципальной) службы Оренбургской области», Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и включает в себя периоды муниципальной службы на муниципальных должностях, предусмотренных перечнем. Установление стажа муниципальной службы, дающего право на пенсию за выслугу лет, осуществляется отделом муниципальной службы и кадровой работы администрации муниципального образования город Новотроицк.

Как следует из материалов дела в период с 19.08.1985 по 13.04.1992 истец работала в должностях инспектора, старшего инспектора отдела соцобеспечения Новотроицкого горсо Оренбургской области.

В судебном заседании установлен и не был ответчиком оспорен факт того, что отдел соцобеспечения являлся структурным подразделением Новотроицкого Горисполкома.

Из оттисков печати в трудовой книжке истца, проставленных работодателем при ее увольнении 14.04.1992, следует, что до указанных периодов она осуществляла трудовую деятельность в Отделе социального обеспечения Исполкома Новотроицкого городского Совета народных депутатов Оренбургской области.

Данное обстоятельство подтверждает факт того, что истец ФИО3 работала в отделе, являющемся структурным подразделением органа государственного управления Новотроицкого городского Совета народных депутатов Оренбургской области.

Кроме того, согласно ст. 26 Закона РСФСР от 29.07.1971 «О городском, районном в городе Совете народных депутатов РСФСР» в области социального обеспечения на городской Совет народных депутатов была возложена обязанность руководить отделом социального обеспечения; обеспечивать своевременное и правильное назначение и выплату установленных законодательством пенсий и пособий, руководить учреждениями социального обеспечения городского подчинения, возбуждать в порядке, предусмотренном законодательством, ходатайства об установлении персональных пенсий.

В соответствии с пунктом 1 постановления Совмина РСФСР от 29.02.1972 № 124 «Об утверждении Положения об отделе социального обеспечения исполнительного комитета районного Совета депутатов трудящихся и Положения об отделе социального обеспечения исполнительного комитета городского, районного в городе Совета депутатов трудящихся» Отдел социального обеспечения исполнительного комитета районного Совета депутатов трудящихся образуется районным Советом депутатов трудящихся в соответствии с законодательством РСФСР и подчиняется в своей деятельности как районному Совету, его исполнительному комитету, так и отделу социального обеспечения исполнительного комитета вышестоящего Совета депутатов трудящихся.

Таким образом, анализируя вышеуказанные документы и приведенное законодательство, суд приходит к выводу, что отдел социального обеспечения, где работала истец ФИО3 в спорный период времени, являлся структурным подразделением органа государственного управления, осуществлял функции управления в сфере социальной поддержки, социального обслуживания населения в пределах установленных ему государственных полномочий на территории г. Новотроицка, а не выступал как самостоятельное лицо, действующее от своего имени и в своем интересе.

Обращаясь в суд с настоящим иском, истец указала на то, что работая в период с 19.08.1985 по 13.04.1992 в должностях инспектора, старшего инспектора отдела соцобеспечения Новотроицкого горсо Оренбургской области, а также в дальнейшем - в должности специалиста комитета пенсий и социальной защиты, заместителя председателя комитета, председателя комитета, начальником управления социальной защиты населения период работы в котором был зачтен в стаж муниципальной службы, её должностные обязанности и выполняемые функции были неизменны.

Как следует из представленных суду штатных расписаний руководящих работников и специалистов аппарата исполкома и его отделов г. Новотроицка в спорный период времени работы истца в качестве работников и специалистов отдела социального обеспечения были предусмотрены в разные промежутки времени инспектор, старший инспектор, а также инспектор специалист, инспектор специалист I категории и инспектор специалист II категории.

Кроме того, в соответствии с Приказом Минсоцобеспечения РСФСР от 31.03.1978 года № 29 «О номенклатуре должностей, подлежащих замещению специалистами с высшим и средним специальным образованием в системе Министерства социального обеспечения РСФСР» в аппарат районных и городских отделов социального обеспечения входили должности старшего инспектора и инспектора.

В Общесоюзном классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденном постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 27 августа 1986 года, (действовавшем в спорный период работы Перовских Л.А.) в разделе классификатор должностей служащих была предусмотрена должность инспектор районного (городского, краевого, областного) отдела социального обеспечения.

При этом, за период с 19.08.1985 по 13.04.1992 по день увольнения в связи с переводом в УПФР в г. Новотроицке должностные обязанности ФИО3 не менялись, а ее работа на должностях в Новотроицком горсо Оренбургской области была напрямую связана с обеспечением исполнения полномочий органа местного самоуправления (местной администрации) в сфере пенсионного обеспечения.

Доказательств обратного суду представлено не было.

На основании изложенного довод представителя ответчика об отсутствии у ФИО3 права на пенсию за выслугу лет как лица, замещавшего муниципальные должности и должности муниципальной службы, является несостоятельным и подлежит отклонению.

Также довод представителя ответчика о том, что Реестром должностей муниципальной службы должности инспектора, старшего инспектора не предусмотрены, являются необоснованными, поскольку для приведения в соответствие с нормами изменявшегося законодательства ФИО3 была переведена на должность специалиста Комитета пенсий и социальной защиты отдела социального обеспечения Новотроицкого городского отдела народных депутатов, соответствующую указанному Реестру. Таким образом, должности, занимаемые в Новотроицком горсо Оренбургской области, приводились в соответствие с изменявшимся законодательством в целях сохранения для замещающих их лиц основных гарантий, призванных обеспечивать правовую и социальную защищенность муниципальных служащих, в том числе право на пенсионное обеспечение.

Кроме того, в судебном заседании установлено соответствие выполняемых истцом функций в спорный период времени функциям, выполняемым в муниципальной должности.

Таким образом, суд приходит к выводу, что истец работала в должностях, работа в которых подлежит включению в стаж ее муниципальной службы.

При этом, суд принимает во внимание, что работавшим в спорные периоды времени совместно с истцом на аналогичных должностях А.Э.П. и В.А.Е. данные периоды их работы были включены в их муниципальный стаж, что не оспаривалось ответчиком.

Однако истцу в назначении пенсии за выслугу лет отказано, в связи с чем она оказалась в неравном положении с точки зрения объема ее пенсионных прав по сравнению с теми, кто работал совместно с нею и приобрел право на получение пенсии за выслугу лет по нормам областного закона.

Кроме того, решением Новотроицкого городского суда от 22.09.2017 в стаж муниципальной службы Перовских Л.А. включены аналогичные периоды работы в аналогичных должностях. Решение вступило в законную силу 06.12.2017.

Также суд принимает во внимание, что истец была уволена с муниципальной службы после 22.07.1997 в связи с переводом в другое учреждение, в настоящий момент работает в должности начальника Управления ГУ-УПФР в г. Новотроицке, которая не относится к должностям государственной или муниципальной службы, является получателем страховой пенсии по старости с 07.04.2017, пенсию за выслугу лет, дополнительную пенсию, ежемесячную доплату к пенсии от каких-либо организаций не получает.

Таким образом, анализируя изложенное, суд приходит к выводу о наличии законных оснований для удовлетворения требования истца и обязании ответчика включить спорный период работы в стаж ее муниципальной службы.

С учетом периодов, включенных ответчиком в муниципальный стаж истца, а также спорного периода ее работы, стаж муниципальной службы ФИО3 на дату обращения с заявлением - 02.11.2018, составил более необходимых 16 лет, что дает ей право на установление пенсии за выслугу лет с 02.11.2018.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей и расходы за составление искового заявления в сумме 2000 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО3 к администрации

муниципального образования город Новотроицк о включении периодов работы в стаж муниципальной службы, установлении пенсии за выслугу лет удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования город Новотроицк включить в стаж муниципальной службы ФИО3 период ее работы с 19.08.1985 по 13.04.1992 года в должностях инспектора, старшего инспектора отдела соцобеспечения Новотроицкого горсо Оренбургской области.

Обязать администрацию муниципального образования город Новотроицк установить ФИО3 пенсию за выслугу лет на муниципальной службе с 02.11.2018.

Взыскать с администрации муниципального образования город Новотроицк в пользу ФИО3 судебные расходы за составление искового заявления в размере 2000 рублей и по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Новотроицкий городской суд Оренбургской области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Суханова Л.А.

Решение в окончательной форме принято 29.01.2019 года

Судья Суханова Л.А.