Дело № 2-103/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 января 2019 года город Ессентуки
Ессентукский городской суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Хетагуровой М.Э.
при секретаре Латовине Д.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Ставрополь» к ФИО1, о взыскании задолженности за поставленный газ, неустойки, судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» обратился в суд с иском к ФИО1, согласно которому, просит взыскать задолженность за поставленный газ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по договору поставки газа № от ДД.ММ.ГГГГ в сумме 137 297 рублей 16 копеек, законную неустойку в сумме 25 673 рубля 94 копейки, уплаченную государственную пошлину в сумме 4 206 рублей 00 копеек.
В обоснование заявленных требований указано следующее.
Между ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» (Поставщик) и ФИО7 (Покупатель) заключен договор поставки газа № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно договору Поставщик обязуется поставлять, а Покупатель получать (отбирать) и оплачивать газ, плату за снабженческо-сбытовые услуги.
ФИО8 значится умершим с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается справкой Отдела по вопросам миграции отдела МВД России по г.Ессентуки.
Согласно полученной информации в рамках гражданского дела № наследниками ФИО8 являются: в 1/3 доле дочь - ФИО1, в 2/3 долях отец - ФИО4.
Отношения, которые возникают при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, регулируются нормами Правил поставки газа обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 г. N 549 (Правила № 549) в соответствии с пунктом 1 указанных правил.
Согласно п. 1 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением Правительства Российской грации № 549 от 21.07.2008 г. настоящие Правила не распространяются на отношения, возникающие между юридическими лицами, приобретающими газ в качестве коммунального ресурса для предоставления гражданам коммунальной услуги по газоснабжению, и гражданами - собственниками (нанимателями) жилых помещений в многоквартирных домах, связанные с оказанием коммунальной услуги газоснабжению, а также на отношения, связанные с поставками газа, приобретаемого в целях осуществления предпринимательской деятельности.
В п. 3 Правил № 549 дано определение термина «абонент». "Абонент" - сторона договора, обязанная принять поставленный газ и оплатить его. Абонентом может выступать физическое лицо (гражданин), в том числе собственник (наниматель) жилого дома, приобретающий газ для удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или юридическое лицо (управляющая) организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный и иной специализированный кооператив), приобретающее газ в качестве коммунального ресурса для предоставления гражданам коммунальной услуги по (снабжению.
Согласно п. 2.1.2 договора поставки газа № от ДД.ММ.ГГГГ, объектом газоснабжения является магазин «Смешанных товаров», расположенный адресу: <...>.
Согласно п. 1.1 договора поставки газа № от ДД.ММ.ГГГГ договор заключен в соответствии с требованиями Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 162.
Таким образом, действие Правил №, не распространяется на отношения по поставке газа между ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» и ФИО7 по договору поставки газа № от ДД.ММ.ГГГГ.
С учетом изложенного, заявленное истцом требование о взыскании задолженности по договору поставки газа № от ДД.ММ.ГГГГ для магазина «Смешанных товаров», расположенного по адресу: <адрес>, не подлежит рассмотрению в порядке приказного производства.
За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ответчику в соответствии с условиями договора № от ДД.ММ.ГГГГ было поставлено 15,423 тыс. м газа, что подтверждается актом о количестве поданного - принятого газа по договору № от ДД.ММ.ГГГГ.
В спорном периоде прибор учета газа потребителя являлся неисправным и требующим проведения очередной проверки, объем поставленного газа был произведен по проектной мощности установок исходя из 24 часов их работы в сутки, в ввиду следующего, в соответствии с пунктом 2 статьи 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре газоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Согласно пункту 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными ее учета, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 1 статьи 544 ГК РФ).
Правоотношения по поставке газа потребителям не для удовлетворения семейных коммунально-бытовых нужд регулируются Правилами поставки газа в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 05 февраля 1998 года № 162 "Об утверждении правил поставки газа в Российской Федерации", Правилами учета газа, утвержденными Приказом Минэнерго 30.12.2013 № 961.
В соответствии с пунктом 22 Правил поставки газа учет объема газа, передаваемого покупателю, производится контрольно-измерительными приборами и оформляется документом, подписанным сторонами по форме и в сроки, указанные в договоре поставки газа.
В силу пункта 21 Правил, поставка и отбор газа без учета его объема не допускаются. Монтаж, эксплуатация и поверка контрольно-измерительных приборов производится в порядке, устанавливаемом Законом Российской Федерации "Об обеспечении единства измерений". Ответственность за техническое состояние и проверку контрольно-измерительных приборов учета газа несут организации, которым принадлежат приборы (пункты 24, 25 названных Правил).
Пунктом 24 Правил поставки газа предусмотрено, что монтаж, эксплуатация и поверка контрольно-измерительных приборов производятся в порядке, устанавливаемом в соответствии с Федеральным законом от 26.06.2008 № 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" и действующими нормативно-правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьей 13 Закона № 102-ФЗ средства измерений, назначенные для применения в сфере государственного регулирования течения единства измерений, до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации - периодической поверке, меняющие средства измерений в сфере государственного регулирования печения единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны своевременно представлять эти средства измерений на поверку.
Статья 9 Закона № 102-ФЗ предусматривает, что в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями настоящего Федерального закона.
Согласно статье 210, пункту 1 статьи 543 ГК РФ обязанность обеспечения надлежащего технического состояния и безопасности эксплуатируемых энергетических сетей, приборов и оборудования, соблюдения установленного режима потребления энергии возложена на абонента.
В силу пункта 25 Правил поставки газа ответственность за техническое стояние и поверку контрольно-измерительных приборов учета газа несут организации, которым приборы принадлежат. Каждая из сторон договора обязана обеспечить представителю другой стороны возможность проверки в любое время работоспособности контрольно-измерительных приборов, наличия действующих свидетельств об их поверке, а также документов об учете и использовании газа покупателем (пункт 26 Правил поставки газа).
Поверку средств измерений осуществляют аккредитованные в установленном порядке в области обеспечения единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели (пункт 2 статьи 13 Закона № 102-ФЗ). В частности, таким правом обладают специалисты государственного метрологического надзора.
Согласно п. 5 ст. 13 Закона № 102-ФЗ порядок проведения поверки средств измерений, требования к знаку поверки и содержанию свидетельства о поверке устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому урегулированию в области обеспечения единства измерений.
Результатом поверки является подтверждение пригодности средств измерений применению или признание средств измерений непригодным к применению (Порядок проведения поверки средств измерений, требования к знаку поверки и свидетельства о поверке (утвержденный приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 02.07.2015 № 1815).
Часть 17 статьи 2 Закона № 102-ФЗ определяет, что поверка средств измерений - совокупность операций, выполняемых в целях подтверждения соответствия средств метрологическим требованиям (влияющим на результат и показатели точности измерений характеристикам (параметрам) измерений, эталонов единиц величин образцов, средств измерений, а также к условиям, при которых эти характеристики (параметры) должны быть обеспечены).
Поверка средств измерений, находящихся в эксплуатации, выполняется через межповерочные интервалы времени, которые устанавливаются нормативными документами по поверке в зависимости от стабильности того или иного средства и могут устанавливаться от нескольких месяцев до нескольких лет (пункты 9.9, 9.19 РМГ 29-2013, введенных в действие с 01.01.2015 приказом Росстандарта от 05.12.2013 N 2166-ст).
Согласно п. 13 Приказа Минпромторга России от 02.07.2015 № 1815 "Об утверждении Порядка проведения поверки средств измерений, требования к знаку содержанию свидетельства о поверке" результаты поверки действительны в течении межповерочного интервала.
В соответствии с пп. а п. 14 Приказа Минпромторга России от 02.07.2015 № 1815 об утверждении «Порядка проведения поверки средств измерений, требования к поверке и содержанию свидетельства о поверке» срок действия результатов СИ устанавливается для знака поверки с указанием месяца поверки, - до месяца, предшествующего месяцу проведения поверки, с учетом межповерочного интервала. Периодической поверке подвергается каждый экземпляр СИ, находящийся в эксплуатации, через установленный межповерочный интервал (п.18).
Таким образом, по истечении срока поверки средств измерений, их показания о количестве поставленного энергоресурса не могут считаться достоверными.
Учет поставляемого газа по точке подключения, расположенной по адресу: <адрес>, осуществлялся посредством прибора учета газа МКМ, зав. №, 2006 года выпуска.
Согласно пункту 9 паспорта счетчик газа МКМ имеет межповерочный интервал 10 лет. Следующая поверка с даты изготовления прибора должна была быть произведена до конца 2016 года, однако покупатель не произвел поверку своего прибора учета газа.
В спорном периоде для учета объема поставляемого газа прибор учета газа зав. №, не соответствовал требованиям действующего законодательства в области газоснабжения.
В пунктах 22 и 23 Правил поставки газа определено, что учет объема газа, покупателю, производится контрольно-измерительными приборами стороны передающей газ, и оформляется документом, подписанным сторонами по форме и в сроки, указанные в договоре поставки газа. При неисправности или отсутствии контрольно-измерительных приборов у передающей стороны объем за учитывается по контрольно-измерительным приборам принимающей при их отсутствии или неисправности - по объему потребления газа, соответствующему проектной мощности неопломбированных газопотребляющих установок и времени, в течение которого подавался газ в период неисправности иным методом, предусмотренным договором.
В силу пункта 3.9 Правил учета газа при отсутствии либо неисправности средств измерений и (или) технических систем и устройств с измерительными функциями у потребителя количество поданного газа поставщиком или газораспределительной организацией определяется по проектной мощности газопотребляющих объектов исходя из времени, в течение которого подавался газ в период отсутствия либо неисправности средств измерения и (или) технических систем измерительными функциями.
Таким образом, при несоответствии узла учета газа покупателя нормативным объем потребленного в спорный период ответчиком газа необходимо рассчитывать по мощности газоиспользующего оборудования. Данный метод расчета соответствует Правилам поставки газа и Правилам учета газа. Иной порядок расчета потребленного газа в период неисправности узла учета (входящих в него средств действующим законодательством не предусмотрен.
Поскольку в спорный период прибор учета газа потребителя являлся неисправным и требующим проведения очередной поверки, объем поставленного газа был произведен по проектной мощности установок исходя из 24 часов их работы в сутки.
Пунктом 2 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом указанные расчетные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на данных об их количественном значении, определенных при помощи учета используемых энергетических ресурсов.
Поэтому не имеет правового значения потребление газа в меньшем объеме, чем начислено за период неисправности средства измерения расчетным способом.
Оптовая цена на природный газ подлежит государственному регулированию и устанавливается Федеральной службой по тарифам. С ДД.ММ.ГГГГ для ГРО и конечных потребителей <адрес> (без надбавки ГРО) предельная минимальная цена составляет: 4 634 руб. за 1000 м3, предельная максимальная цена составляет 5 097 руб. за 1000 м3 (Приказ ФАС РФ от 13.06.2017г, N 776/17), плата за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям газа <адрес> установлена ФСТ России в зависимости от объема потребления газа для каждой из точек подключения (Приказ от ДД.ММ.ГГГГ№).
Регулируемые оптовые цены на газ, установлены на объемную единицу измерения газа (1 тыс. куб. метров), приведенную к стандартным условиям (температура +20 градусов по Цельсию, давление 101,325 кПа (760 мм ртутного столбца), влажность 0 %, при расчетной теплоте сгорания 7900 ккал/куб. м. (33080 кДж/куб.м).
«Газпром межрегионгаз Ставрополь» произвело расчеты за поставленный природный газ по договору поставки газа № от ДД.ММ.ГГГГ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, руководствуясь действующим законодательством РФ, правилами расчетов, закрепленными в договоре поставки газа № от ДД.ММ.ГГГГ. Стоимость поставленного Ответчику газа за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по договору поставки газа № от ДД.ММ.ГГГГ составляет 137 297 рублей 16 копеек.
В соответствии с п. 5.5.1 договора поставки газа № от ДД.ММ.ГГГГ установили следующий порядок расчетов. Покупатель оплачивает Поставщику стоимость планируемых месячных поставок газа в следующем порядке: платеж в размере 35% от стоимости планируемой месячной поставки газа, в числа месяца поставки газа; авансовый платеж в размере 50 % от стоимости планируемой месячной поставки газа, в срок до последнего числа месяца поставки
Согласно п. 5.5.2 договора поставки газа № от ДД.ММ.ГГГГ окончательный платеж за месяц осуществляется Покупателем в срок до 25 числа месяца, следующего за месяцем поставки газа и рассчитывается как разница между сой стоимостью по настоящему Договору в соответствии с п. 5.4 Договора, на и товарной накладной на отпуск газа, конденсата по форме ТОРГ-12 (газ) и ранее произведенными платежами.
Однако, Ответчик оплату за газ, поставленный за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по договору поставки газа № от ДД.ММ.ГГГГ не произвел.
С ДД.ММ.ГГГГ согласно ст. 25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» в случае несвоевременной и (или) не полной оплаты газа и услуг по его транспортировке потребитель газа обязан уплатить поставщику пени в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день фактической от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со следующего дня после дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты.
В соответствии с Федеральным законом от 03.11.2015г. №-Ф3, действие положений ст. 25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров поставки газа, т.е договоров заключенных до дня вступления в силу данного закона.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ размер законной неустойки, рассчитанной с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в связи с просрочкой оплаты за поставленный газ по договору поставки газа № от ДД.ММ.ГГГГ составил 25 673 рубля 94 копейки.
Общая сумма задолженности ответчика перед истцом по своим обязательствам по договору поставки газа № от ДД.ММ.ГГГГ составляет задолженность за поставленный газ, а также неустойка за несвоевременную оплату за поставленный газ и составляет 162 971 рублей 10 копеек.
С учетом уточненных исковых требований просит взыскать 2/3 части задолженности за поставленный газ по договору поставки газа № от ДД.ММ.ГГГГ, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 45 765 рублей 72 копейки, законную неустойку в размере 8 557 рублей 98 копеек, уплаченную государственную пошлину в размере 1 402 рубля 00 копеек.
Определением Ессентукского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу в отношении ответчика ФИО4 прекращено, в связи с его смертью.
В судебном заседании представитель истца ФИО2 исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.
Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явилась, о дате и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, возражений не представила.
Представитель ответчика ФИО3 в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований истца, поскольку в период с мая по октябрь текущего года поставка газа не осуществляется. В случае удовлетворения требований истца просил снизить размер неустойки в соответствии со ст. 333 ГК РФ.
Суд, с согласия лиц, участвующих в деле, считает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившегося лица.
Заслушав объяснения лиц участвующих в деле, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему.
В силу ст. 1 ГК РФ, гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
На основании ст. 8 ГК РФ, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствие со ст.12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным решения собрания; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащиты права; присуждения к исполнению обязанности в натуре; возмещения убытков; взыскания неустойки; компенсации морального вреда; прекращения или изменения правоотношения; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом.
В судебном заседании установлено, что между ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» (Поставщик) и ФИО7 (Покупатель) заключен договор поставки газа № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно указанному договору, Поставщик обязуется поставлять, а Покупатель получать (отбирать) и оплачивать газ, плату за снабженческо-сбытовые услуги.
Отношения, которые возникают при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, регулируются нормами Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 549 (Правила №) в соответствии с пунктом 1 указанных правил.
Согласно п. 1 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ настоящие Правила не распространяются на отношения, возникающие между юридическими лицами, приобретающими газ в качестве коммунального ресурса для предоставления гражданам коммунальной услуги по газоснабжению, и гражданами - собственниками (нанимателями) жилых помещений в многоквартирных домах, связанные с оказанием коммунальной услуги по газоснабжению, а также на отношения, связанные с поставками газа, приобретаемого в целях осуществления предпринимательской деятельности.
В п. 3 Правил № дано определение термина «абонент». "Абонент" - сторона договора, обязанная принять поставленный газ и оплатить его. Абонентом может выступать физическое лицо (гражданин), в том числе собственник (наниматель) жилого дома, приобретающий газ для удовлетворения личных, семейных, домашних и нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или юридическое лицо, управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный и иной специализированный кооператив), приобретающее газ в качестве коммунального ресурса для предоставления гражданам коммунальной услуги по газоснабжению.
Согласно п. 2.1.2 договора поставки газа № от ДД.ММ.ГГГГ объектом газоснабжения является магазин «Смешаных товаров», расположенный по адресу: <адрес>.
Согласно п. 1.1 договора поставки газа № от ДД.ММ.ГГГГ договор заключен в соответствии с требованиями Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 162.
Таким образом, действие Правил №, не распространяется на отношения по поставке газа между ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» и ФИО7 по договору поставки газа № от ДД.ММ.ГГГГ.
Истцом представлены в материалы дела дополнительные соглашения к договору поставки газа № от ДД.ММ.ГГГГ, а именно от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ответчику в соответствии с условиями договора № от ДД.ММ.ГГГГ было поставлено 15,423 тыс. м газа, что подтверждается актом о количестве поданного - принятого газа по договору № от ДД.ММ.ГГГГ.
Оптовая цена на природный газ подлежит государственному регулированию и устанавливается Федеральной службой по тарифам.
С ДД.ММ.ГГГГ для ГРО и конечных потребителей Ставропольского края (без надбавки ГРО) предельная минимальная цена составляет: 4 634 руб. за 1000 м3, предельная максимальная цена составляет 5 097 руб. за 1000 м3 (Приказ ФАС РФ от 13.06.2017г, N 776/17), плата за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям газа Ставропольского края установлена ФСТ России в зависимости от объема потребления газа для каждой из точек подключения (Приказ от ДД.ММ.ГГГГ№).
Регулируемые оптовые цены на газ, установлены на объемную единицу измерения газа (1 тыс. куб. метров), приведенную к стандартным условиям (температура +20 градусов по Цельсию, давление 101,325 кПа (760 мм ртутного столбца), влажность 0 %, при расчетной теплоте сгорания 7900 ккал/куб. м. (33080 кДж/куб.м).
«Газпром межрегионгаз Ставрополь» произвело расчеты за поставленный природный газ по договору поставки газа № от ДД.ММ.ГГГГ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, руководствуясь действующим законодательством РФ, правилами расчетов, закрепленными в договоре поставки газа № от ДД.ММ.ГГГГ. Стоимость поставленного Ответчику газа за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по договору поставки газа № от ДД.ММ.ГГГГ составляет 137 297 рублей 16 копеек.
Расчет стоимости поставленного газа по договору поставки газа № от 23.10.2012г. приведен в прилагаемых к исковому заявлению счет-фактурах.
В соответствии с п. 5.5.1 договора поставки газа № от ДД.ММ.ГГГГ установили следующий порядок расчетов. Покупатель оплачивает Поставщику стоимость планируемых месячных поставок газа в следующем порядке: платеж в размере 35% от стоимости планируемой месячной поставки газа, в числа месяца поставки газа; авансовый платеж в размере 50 % от стоимости планируемой месячной поставки газа, в срок до последнего числа месяца поставки
Согласно п. 5.5.2 договора поставки газа № от ДД.ММ.ГГГГ окончательный платеж за месяц осуществляется Покупателем в срок до 25 числа месяца, следующего за месяцем поставки газа и рассчитывается как разница между сой стоимостью по настоящему Договору в соответствии с п. 5.4 Договора, на и товарной накладной на отпуск газа, конденсата по форме ТОРГ-12 (газ) и ранее произведенными платежами.
Однако, Ответчик оплату за газ, поставленный за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по договору поставки газа № от ДД.ММ.ГГГГ не произвел.
В соответствии с пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными ее учета, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Правоотношения по поставке газа потребителям не для удовлетворения семейных коммунально-бытовых нужд регулируются Правилами поставки газа в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 05 февраля 1998 года № 162 "Об утверждении правил поставки газа в Российской Федерации", Правилами учета газа, утвержденными Приказом Минэнерго 30.12.2013 № 961.
В соответствии с пунктом 22 Правил поставки газа учет объема газа, передаваемого покупателю, производится контрольно-измерительными приборами и оформляется документом, подписанным сторонами по форме и в сроки, указанные в договоре поставки газа.
В силу пункта 21 Правил, поставка и отбор газа без учета его объема не допускаются. Монтаж, эксплуатация и поверка контрольно-измерительных приборов производится в порядке, устанавливаемом Законом Российской Федерации "Об обеспечении единства измерений". Ответственность за техническое состояние и проверку контрольно-измерительных приборов учета газа несут организации, которым принадлежат приборы (пункты 24, 25 названных Правил).
Пунктом 24 Правил поставки газа предусмотрено, что монтаж, эксплуатация и поверка контрольно-измерительных приборов производятся в порядке, устанавливаемом в соответствии с Федеральным законом от 26.06.2008 № 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" и действующими нормативно-правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьей 13 Закона № 102-ФЗ средства измерений, назначенные для применения в сфере государственного регулирования течения единства измерений, до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации - периодической поверке, меняющие средства измерений в сфере государственного регулирования печения единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны своевременно представлять эти средства измерений на поверку.
Статья 9 Закона № 102-ФЗ предусматривает, что в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями настоящего Федерального закона.
Согласно статье 210, пункту 1 статьи 543 ГК РФ обязанность обеспечения надлежащего технического состояния и безопасности эксплуатируемых энергетических сетей, приборов и оборудования, соблюдения установленного режима потребления энергии возложена на абонента.
В силу пункта 25 Правил поставки газа ответственность за техническое стояние и поверку контрольно-измерительных приборов учета газа несут организации, которым приборы принадлежат. Каждая из сторон договора обязана обеспечить представителю другой стороны возможность проверки в любое время работоспособности контрольно-измерительных приборов, наличия действующих свидетельств об их поверке, а также документов об учете и использовании газа покупателем (пункт 26 Правил поставки газа).
Поверку средств измерений осуществляют аккредитованные в установленном порядке в области обеспечения единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели (пункт 2 статьи 13 Закона № 102-ФЗ). В частности, таким правом обладают специалисты государственного метрологического надзора.
Согласно п. 5 ст. 13 Закона № 102-ФЗ порядок проведения поверки средств измерений, требования к знаку поверки и содержанию свидетельства о поверке устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому урегулированию в области обеспечения единства измерений.
Результатом поверки является подтверждение пригодности средств измерений применению или признание средств измерений непригодным к применению (Порядок проведения поверки средств измерений, требования к знаку поверки и свидетельства о поверке (утвержденный приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 02.07.2015 № 1815).
Часть 17 статьи 2 Закона № 102-ФЗ определяет, что поверка средств измерений - совокупность операций, выполняемых в целях подтверждения соответствия средств метрологическим требованиям (влияющим на результат и показатели точности измерений характеристикам (параметрам) измерений, эталонов единиц величин образцов, средств измерений, а также к условиям, при которых эти характеристики (параметры) должны быть обеспечены).
Поверка средств измерений, находящихся в эксплуатации, выполняется через межповерочные интервалы времени, которые устанавливаются нормативными документами по поверке в зависимости от стабильности того или иного средства и могут устанавливаться от нескольких месяцев до нескольких лет (пункты 9.9, 9.19 РМГ 29-2013, введенных в действие с 01.01.2015 приказом Росстандарта от 05.12.2013 N 2166-ст).
Согласно п. 13 Приказа Минпромторга России от 02.07.2015 № 1815 "Об утверждении Порядка проведения поверки средств измерений, требования к знаку содержанию свидетельства о поверке" результаты поверки действительны в течении межповерочного интервала.
В соответствии с пп. а п. 14 Приказа Минпромторга России от 02.07.2015 № 1815 об утверждении «Порядка проведения поверки средств измерений, требования к поверке и содержанию свидетельства о поверке» срок действия результатов СИ устанавливается для знака поверки с указанием месяца поверки, - до месяца, предшествующего месяцу проведения поверки, с учетом межповерочного интервала. Периодической поверке подвергается каждый экземпляр СИ, находящийся в эксплуатации, через установленный межповерочный интервал (п.18).
Таким образом, по истечении срока поверки средств измерений, их показания о количестве поставленного энергоресурса не могут считаться достоверными.
Учет поставляемого газа по точке подключения, расположенной по адресу: <адрес>, осуществлялся посредством прибора учета газа МКМ, зав. №, 2006 года выпуска.
Согласно пункту 9 паспорта счетчик газа МКМ имеет межповерочный интервал 10 лет. Следующая поверка с даты изготовления прибора должна была быть произведена до конца 2016 года, однако покупатель не произвел поверку своего прибора учета газа.
В спорном периоде для учета объема поставляемого газа прибор учета газа зав. №, не соответствовал требованиям действующего законодательства в области газоснабжения.
В пунктах 22 и 23 Правил поставки газа определено, что учет объема газа, покупателю, производится контрольно-измерительными приборами стороны передающей газ, и оформляется документом, подписанным сторонами по форме и в сроки, указанные в договоре поставки газа. При неисправности или отсутствии контрольно-измерительных приборов у передающей стороны объем за учитывается по контрольно-измерительным приборам принимающей при их отсутствии или неисправности - по объему потребления газа, соответствующему проектной мощности неопломбированных газопотребляющих установок и времени, в течение которого подавался газ в период неисправности иным методом, предусмотренным договором.
В силу пункта 3.9 Правил учета газа при отсутствии либо неисправности средств измерений и (или) технических систем и устройств с измерительными функциями у потребителя количество поданного газа поставщиком или газораспределительной организацией определяется по проектной мощности газопотребляющих объектов исходя из времени, в течение которого подавался газ в период отсутствия либо неисправности средств измерения и (или) технических систем измерительными функциями.
Таким образом, при несоответствии узла учета газа покупателя нормативным объем потребленного в спорный период ответчиком газа необходимо рассчитывать по мощности газоиспользующего оборудования. Данный метод расчета соответствует Правилам поставки газа и Правилам учета газа.
Иной порядок расчета потребленного газа в период неисправности узла учета (входящих в него средств действующим законодательством не предусмотрен.
Поскольку в спорный период прибор учета газа потребителя являлся неисправным и требующим проведения очередной поверки, объем поставленного газа был произведен по проектной мощности установок исходя из 24 часов их работы в сутки.
Пунктом 2 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом указанные расчетные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на данных об их количественном значении, определенных при помощи учета используемых энергетических ресурсов.
Поэтому не имеет правового значения потребление газа в меньшем объеме, чем начислено за период неисправности средства измерения расчетным способом.
Доводы представителя ответчика ФИО3 о том, что в период с мая по октябрь текущего года поставка газа не осуществляется, суд считает не состоятельными и не достаточными для отказа в удовлетворении требований истца, поскольку согласно п. 4.1 договора, количество поставляемого газа (объем) определяется по контрольно-измерительным приборам (приборам учета), входящим в состав узла учета газа поставщика, установленным на объектах сетей газораспределения и (или) газопотребления Покупателя и (или) ГРО. При неисправности или отсутствии контрольно-измерительных приборов Поставщика, а также при несоответствии их требованиям действующих нормативных документов объем газа определяется по контрольно-измерительным приборам Покупателя. При несоответствии узлов учета газа Правилам учета газа, при неисправности контрольно-измерительных приборов, по которым производится определение количества газа, а также при несоответствии их требованиям действующих нормативных документов количество поставляемого газа определяется по проектной мощности неопломбированиых газопотребляющих установок и времени, в течение которого подавался газ в период неисправности приборов. В случае невозможности достоверного определения периода неисправности приборов, начало периода определяется с момента последней проверки узлов учета газа Покупателя представителем Поставщика.
Таким образом, заявленные ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» требования о взыскании с ФИО1 1/3 части задолженности за поставленный газ по договору поставки газа № от ДД.ММ.ГГГГ, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 45 765 рублей 72 копейки, обоснованы и подлежат удовлетворению.
Истцом заявлено требование о взыскании неустойки за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 8 557 рублей 98 копеек.
С ДД.ММ.ГГГГ согласно ст. 25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» в случае несвоевременной и (или) не полной оплаты газа и услуг по его транспортировке потребитель газа обязан уплатить поставщику пени в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день фактической от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со следующего дня после дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты.
В соответствии с Федеральным законом от 03.11.2015г. №-Ф3, действие положений ст. 25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров поставки газа, т.е договоров заключенных до дня вступления в силу данного закона.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ размер законной неустойки, рассчитанной с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в связи с просрочкой оплаты за поставленный газ по договору поставки газа № от ДД.ММ.ГГГГ составил 8 557 рублей 98 копеек.
Представителем ответчика ФИО3 в судебном заседании заявлено ходатайство о снижении неустойки в соответствии со ст.333 ГК РФ.
Согласно ч.1 ст.333 Гражданского кодекса Российской Федерации, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.
Согласно пункту 69 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2016 года N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" подлежащая уплате неустойка, установленная законом или договором, в случае ее явной несоразмерности последствиям нарушения обязательства, может быть уменьшена в судебном порядке (пункт 1 статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Пунктом 73 указанного Постановления Пленума установлено, что бремя доказывания несоразмерности неустойки и необоснованности выгоды кредитора возлагается на ответчика. Несоразмерность и необоснованность выгоды могут выражаться, в частности, в том, что возможный размер убытков кредитора, которые могли возникнуть вследствие нарушения обязательства, значительно ниже начисленной неустойки (часть 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 75 Постановления Пленума от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" при оценке соразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства необходимо учитывать, что никто не вправе извлекать преимущества из своего незаконного поведения, а также то, что неправомерное пользование чужими денежными средствами не должно быть более выгодным для должника, чем условия правомерного пользования (пункты 3, 4 статьи 1 ГК РФ).
Доказательствами обоснованности размера неустойки могут служить, в частности, данные о среднем размере платы по краткосрочным кредитам на пополнение оборотных средств, выдаваемым кредитными организациями лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность, либо платы по краткосрочным кредитам, выдаваемым физическим лицам, в месте нахождения кредитора в период нарушения обязательства, а также о показателях инфляции за соответствующий период.
Установив основания для уменьшения размера неустойки, суд снижает сумму неустойки.
Проанализировав период и причины допущенного нарушения обязательства, учитывая, что размер начисленной штрафной санкции должен носить компенсационный характер и не должен служить средством обогащения кредитора, учитывая, что доказательств наступления реального ущерба от просрочки исполнения ответчиком обязательства от истца не поступило, суд считает необходимым снизить размер неустойки, ввиду ее чрезмерности по сравнению с последствиями нарушения обязательств до 1000 рублей.
Далее судом установлено, что согласно адресной справке Отдела по вопросам миграции отдела МВД России по г. Ессентуки от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО8 значится умершим с ДД.ММ.ГГГГ.
Из сведений, предоставленных на запрос суда нотариусом по г. Ессентуки ФИО9 следует, что наследниками умершего ФИО8 являются в 1/3 доле – дочь ФИО1, в 2/3 долях - отец ФИО4
Согласно ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В соответствии с п. 1 ст. 1175 ГК РФ наследники, принявшие наследство, отвечают по долгам наследодателя солидарно, в пределах стоимости перешедшего к ним наследственного имущества.
Согласно свидетельству о смерти № от ДД.ММ.ГГГГФИО4 умер ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, суд приходит к выводу о взыскании с ФИО1 1/3 части задолженности за поставленный газ по договору поставки газа № от ДД.ММ.ГГГГ, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 45 765 рублей 72 копейки, а также неустойки в размере 1000 рублей.
На основании ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Таким образом, с ответчика ФИО1 подлежит взысканию судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 1 402 рубля 00 копеек.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Ставрополь» к ФИО1, о взыскании задолженности за поставленный газ, неустойки, судебных расходов – удовлетворить в части.
Взыскать ФИО1 в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Ставрополь» 1/3 части задолженности за поставленный газ по договору поставки газа № от ДД.ММ.ГГГГ, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 45 765 (сорок пять тысяч семьсот шестьдесят пять) рублей 72 копейки, неустойку в размере 1000 (одна тысяча) рублей.
Взыскать ФИО1 в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Ставрополь» судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 1 402 (одна тысяча четыреста два) рубля 00 копеек.
В удовлетворении исковых требований Общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Ставрополь» к ФИО1 о взыскании 7 557 рублей 98 копеек – отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда через Ессентукский городской суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 04 февраля 2019 года.
Председательствующий-