ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-103/2014 от 31.12.9999 Калтанского районного суда (Кемеровская область)

Дело №

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

... ДД/ММ/ГГ,

Калтанский районный суд ... в составе

председательствующего судьи Подарилова В.И.,

при секретаре Сидоровой А.В.,

рассмотрев материалы гражданского дела по заявлению Андреева Л.А. о признании бездействия органов местного самоуправления незаконным, заинтересованные лица: Совет народных депутатов Калтанского городского округа, Глава администрации Калтанского городского округа Голдинов И.Ф.,

УСТАНОВИЛ:

Андреева Л.А. обратилась в суд с заявлением, в котором просит признать незаконным бездействие Совета народных депутатов Калтанского городского округа, Главы администрации Калтанского городского округа в неисполнении решения Калтанского районного суда ... от ДД/ММ/ГГ года, вступившего в законную силу на основании Апелляционного определения Судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от ДД/ММ/ГГ года, согласно которого признан недействующим пункт 3 приложения №1, пункт 3 приложения № 2, пункт 3 приложения № 3, пункт 3 приложения № к решению Калтанского городского Совета народных депутатов № 56-НПА от ДД/ММ/ГГ «О внесении изменений в решение Совета народных депутатов Калтанского городского округа от ДД/ММ/ГГ № 37-НПА «О приведении размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с предельным индексом» с момента его принятия.

Свое заявление обосновывает тем, что решением Калтанского районного суда ... от ДД/ММ/ГГ (дело 2-450/2013), требования ее заявления о признании недействительным нормативно-правового акта (пункта 3 приложения №1, пункта 3 приложения №2, пункта 3 приложения №3, пункта 3 приложения № к решению Калтанского городского Совета народных депутатов №56-НПА от 21.12.12) с момента принятия были удовлетворены в полном объеме. Апелляционным определением от ДД/ММ/ГГ по делу №33А-10529 Судебная Коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда вышеуказанное решение оставила в силе, т.е. сохранена резолютивная часть суда нижестоящей инстанции: «Признать недействующим пункт 3 приложения №1, пункт 3 приложения №2, пункт 3 приложения №3, пункт 3 приложения № к решению Калтанского городского Совета народных депутатов №56-НПА от ДД/ММ/ГГ «О внесении изменений в решение Совета народных депутатов Калтанского городского округа от ДД/ММ/ГГ №37-НПА «О приведении размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с предельным индексом» с момента его принятия». Однако, до настоящего времени указанное судебное решение исполнено не было, ответчики до сих пор не издали решения, которым были бы признаны недействующими с момента принятия пункт 3 приложения №1, пункт 3 приложения №2, пункт 3 приложения №3, пункт 3 приложения № к решению Калтанского городского Совета народных депутатов №56-НПА от 21.12.12, т.е. имеет место состав незаконного бездействия ответчиков в форме игнорирования требований судебного решения о признании недействительными норм НПА. В правовом поле Калтана указанные противозаконные нормы продолжают применяться для правоотношений, имевших место вплоть до ДД/ММ/ГГ года, т.е. до публикации Решения Совета народных депутатов Калтанского городского округа от ДД/ММ/ГГ №75-НПА «О приведении размера платы за коммунальные услуги в соответствие с установленными предельными индексами», пунктом 5 которого с момента его публикации признано утратившим силу все решение Калтанского городского Совета народных депутатов от ДД/ММ/ГГ № НПА (в редакции решений №56-НПА от ДД/ММ/ГГ и №71-НПА от 18.07.13, причем последняя редакция в признанные судом недействительными нормы никаких изменений не вносила). Данное незаконное действие по правоотношениям, имевшим место до ДД/ММ/ГГ года, является длящимся, а для последующих правоотношений с заявителем также не истек трехмесячный срок давности для обращения в суд - определение Судебной Коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от ДД/ММ/ГГ года, соответственно, срок истекает ДД/ММ/ГГ года. Права заявителя в данном случае нарушены как лица, чьи требования суд удовлетворил в полном объеме решением и апелляционным определением, однако, ответчики до сих пор не исполнили как в отношении неопределенного круга лиц, так и в отношении заявителя лично. Причем, в силу преюдиции (ч.2. ст. 61 ГПК РФ) заявитель в данном случае не обязан доказывать какие его личные права ущемляет незаконное бездействие, т.к. данные обстоятельства (право собственности на квартиру, потребление в ней отопления по завышенному размеру платы и незаконному нормативу) были установлены ранее вступившим в силу судебным решением, а нарушение прав заявителя в данном случае производно от вышеуказанного судебного решения, т.к. является невыполнением его требований. В силу ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для законности оспариваемого бездействия органов местного самоуправления, должностных лиц, возлагаются на органы и лица, которые совершили оспариваемое бездействие. Своим бездействием ответчики нарушают требования ст. 210 ГПК РФ «решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу» и ст. 13 ГПК РФ: «вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации».

Заявитель Андреева Л.А. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения гражданского дела уведомлена надлежащим образом, согласно письменного заявления просила дело рассмотреть в ее отсутствие, в суд направила представителя.

Представитель заявителя Андреевой Л.А. Миропольцев Д.Д., представивший доверенность от ДД/ММ/ГГ года, в судебном заседании заявление Андреевой Л.А. поддержал, просит признать незаконным бездействие Совета народных депутатов Калтанского городского округа, Главы администрации Калтанского городского округа в неисполнении решения Калтанского районного суда ... от ДД/ММ/ГГ года, вступившего в законную силу на основании Апелляционного определения Судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от ДД/ММ/ГГ года, согласно которого признан недействующим пункт 3 приложения №1, пункт 3 приложения № 2, пункт 3 приложения № 3, пункт 3 приложения № к решению Калтанского городского Совета народных депутатов № 56-НПА от ДД/ММ/ГГ «О внесении изменений в решение Совета народных депутатов Калтанского городского округа от ДД/ММ/ГГ № 37-НПА «О приведении размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с предельным индексом» с момента его принятия. Дополнительно пояснил, что незаконное бездействие Главы Калтанского городского округа, Совета народных депутатов Калтанского городского округа, выразившееся в неисполнении судебного решения, было длящимся вплоть до ДД/ММ/ГГ года, т.е. до момента публикации решения Совета народных депутатов Калтанского городского округа от ДД/ММ/ГГ №96-НПА. Так, в соответствии с ч.8. ст. 55 Устава Калтанского городского округа, решения Совета народных депутатов Калтанского городского округа, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования в городской газете «Калтанский вестник». То есть, по отношению к нарушенному праву заявителя - нести обязанности по оплате за услуги отопления на основании законного нормативного правового акта, а не признанному судом недействительным, однако продолжающего действовать в силу бездействия ответчиков, последнее (т.е. бездействие) длилось именно до даты вступления в силу решения Совета народных депутатов Калтанского городского округа от ДД/ММ/ГГ №96-НПА, т.к. очевидно, что еще ДД/ММ/ГГ в отсутствии публикации решения Совета народных депутатов Калтанского городского округа от ДД/ММ/ГГ №96-НПА все еще продолжали действовать пункт 3 приложения №1, пункт 3 приложения №2, пункт 3 приложения №3, пункт 3 приложения № к решению Калтанского городского Совета народных депутатов №56-НПА от ДД/ММ/ГГ «О внесении изменений в решение Совета народных депутатов Калтанского городского округа от ДД/ММ/ГГ №37-НПА «О приведении размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с предельным индексом». Иными словами решение суда не было исполнено вплоть до ДД/ММ/ГГ года. На момент принятия заявления в производство, бездействие в отношении заявительницы являлось длящимся. Добровольность устранения ответчиками в последующем бездействия приветствуется, однако, не аннулирует факта самого бездействия, т.е. не опровергает ни предмета, ни оснований заявления. В заявлении ни ставится вопрос, ни о периоде нарушения, ни о степени вины, а с точки зрения сроков давности для подачи заявления, они не истекли с ДД/ММ/ГГ года, ни на дату принятия заявления, ни на ДД/ММ/ГГ года. В соответствии с ч.5 ст. 55 Устава Калтанского городского округа «Проекты решений Совета народных депутатов Калтанского городского округа, предусматривающие установление, изменение и отмену местных налогов и сборов, осуществление расходов из средств бюджета городского округа, могут быть внесены на рассмотрение Совета народных депутатов Калтанского городского округа только по инициативе Главы Калтанского городского округа». Именно, Глава Калтанского городского округа несет персональную ответственность за заявленное бездействие, в случае если в его период проект решения был внесен впервые именно в форме проекта №96-НПА накануне его принятия. В период после принятия решения Совета народных депутатов Калтанского городского округа от ДД/ММ/ГГ №96-НПА и до его публикации ответственность лежит также на Главе в силу п.2. ч.1. ст. 38 Устава города, согласно которого Глава Калтанского городского округа в пределах своих полномочий подписывает и обнародует в порядке, установленном настоящим Уставом, нормативные правовые акты, принятые Советом народных депутатов Калтанского городского округа. То есть не Совет народных депутатов Калтанского городского округа обязан публиковать свои нормативные правовые акты, а именно, Глава. Считает, что пункт 2 принятого решения Совета народных депутатов Калтанского городского округа от ДД/ММ/ГГ №96-НПА, аннулирует п.1, то есть свидетельствует о неисполнении решения суда по содержанию, хотя и исполняет пунктом 1 буквально. Совет народных депутатов Калтанского городского округа фактически может быть и исполнил ч.5 ст. 55 Устава Калтанского городского округа, однако, проекты муниципальных нормативных правовых актов могут внесены по инициативе Главы Калтанского городского округа, значит, не было проекта. С ДД/ММ/ГГ по ДД/ММ/ГГ имеет место бездействие Главы Калтанского городского округа, поскольку за указанный период в газете «Калтанский вестник» имелось место для публикации различной информации, кроме нормативного акта № 96-НПА от ДД/ММ/ГГ года, то есть указанный нормативный акт был опубликован несвоевременно, не вступил в силу, а для заявительницы длилось бездействие. Фактически не было принято нового решения, которое бы урегулировало вопрос о плате граждан за услуги отопления.

Представитель заинтересованного лица Совета народных депутатов Калтанского городского округа Парфенов В.Н., представивший доверенность от ДД/ММ/ГГ №2, в судебном заседании возражал против удовлетворения заявления Андреевой Л.А., и пояснил, что ДД/ММ/ГГ Совет народных депутатов Калтанского городского округа принял решение №96- НПА «О плате за коммунальную услугу «Отопление» в поселке Малиновка и селе Сарбала Калтанского городского округа в 2011-2013 гг.», где в пункте 1 прописано: «признать недействующим со дня принятия пункт 3 приложения №1, пункт 3 приложения №2, пункт 3 приложения №3, пункт 3 приложения № к решению Совета народных депутатов Калтанского городского округа от ДД/ММ/ГГ №56-НПА «О внесении изменений в решение Совета народных депутатов Калтанского городского округа от ДД/ММ/ГГ №37-НПА «О приведении размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с предельным индексом». Данный пункт практически дословно воспроизвел резолютивную часть решения Калтанского районного суда от ДД/ММ/ГГ. В этой связи юридически необоснованным является заявление Андреевой Л.А. о бездействии Совета народных депутатов Калтанского городского округа, которое выразилось в неисполнении указанного решения суда. В соответствии со статьей 73 Федерального закона № 131-ФЗ от ДД/ММ/ГГ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» представительный орган местного самоуправления в пределах своих полномочий принимает меры по исполнению судебного решения, в том числе, по признанию недействующим нормативного правового акта. В рассматриваемой ситуации у Совета народных депутатов Калтанского городского округа нет других полномочий, кроме полномочия по принятию решения о признании недействующим положений нормативного правового акта, что им и сделано путем принятия решения №96-НПА от ДД/ММ/ГГ, которое в настоящее время опубликовано. Совет народных депутатов Калтанского городского округа полностью исполнил свои обязанности, предусмотренные Федеральным законом от ДД/ММ/ГГг. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Уставом Калтанского городского округа. ДД/ММ/ГГ было проведено собрание Совета народных депутатов, на котором было принято решение №96-НПА от ДД/ММ/ГГ, которое в тот же день было направлено для утверждения и обнародования Главе Калтанского городского округа. Проект решения №96-НПА от ДД/ММ/ГГ был предоставлен Совету народных депутатов в двадцатых числах декабря 2013 года, то есть до проведения собрания Совета народных депутатов Калтанского городского округа.

Представитель заинтересованного лица Главы администрации Калтанского городского округа Голдинова И.Ф. - Шертухов К.А., представивший доверенность от ДД/ММ/ГГ № 04, в судебном заседании возражал против удовлетворения заявления Андреевой Л.А., и дополнительно пояснил, что на основании решения Калтанского районного суда ... от ДД/ММ/ГГ признан недействующим пункт 3 приложения №1, пункт 3 приложения № 2, пункт 3 приложения № 3, пункт 3 приложения № к решению Калтанского городского Совета народных депутатов № 56-НПА от ДД/ММ/ГГ «О внесении изменений в решение Совета народных депутатов Калтанского городского округа от ДД/ММ/ГГ № 37-НПА «О приведении размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с предельным индексом» с момента его принятия. Указанное решение суда вступило в законную силу ДД/ММ/ГГ на основании Апелляционного определения Судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от ДД/ММ/ГГ года, которое получено администрацией Калтанского городского округа в пятнадцатых числах ноября 2013 года. В начале декабря 2013 года во исполнение указанного решения суда был подготовлен проект решения, окончательная редакция которого была предоставлена в Совет народных депутатов Калтанского городского округа ДД/ММ/ГГ года, то есть до проведения собрания Совета народных депутатов Калтанского городского округа. ДД/ММ/ГГ на заседании Совета народных депутатов Калтанского городского округа было утверждено решение №96-НПА от ДД/ММ/ГГ «О плате за коммунальную услугу «Отопление» в поселке Малиновка и селе Сарбала Калтанского городского округа в 2011-2013 гг.», где в пункте 1 прописано: «признать недействующим со дня принятия пункт 3 приложения №1, пункт 3 приложения №2, пункт 3 приложения №3, пункт 3 приложения № к решению Совета народных депутатов Калтанского городского округа от ДД/ММ/ГГ №56-НПА «О внесении изменений в решение Совета народных депутатов Калтанского городского округа от ДД/ММ/ГГ №37-НПА «О приведении размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с предельным индексом», которое в тот же день было передано Главе Калтанского городского округа для подписания и обнародования, и которое в течение месяца после его принятия было опубликовано в газете «Калтанский вестник», то есть нормативный акт в настоящее время вступил в законную силу и доведен до всеобщего сведения. Законом и Уставом муниципального образования не предусмотрено сроков для публикации нормативных актов органов местного самоуправления, но указанный нормативный правовой акт был опубликован в разумные сроки ДД/ММ/ГГ года. Кроме того, указанный нормативный правовой акт от ДД/ММ/ГГ распространяет свое действие на весь спорный период с 2011 года, в связи с чем в данном случае не имеется каких-либо нарушений прав граждан. В нормативном акте № 96-НПА от ДД/ММ/ГГ решался вопрос о плате граждан за услугу отопления, что повлияло на бюджет муниципального образования. Кроме того, на момент вступления в силу решения Калтанского районного суда от ДД/ММ/ГГ года, положения № 56-НПА от ДД/ММ/ГГ «О внесении изменений в решение Совета народных депутатов Калтанского городского округа от ДД/ММ/ГГ № 37-НПА «О приведении размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с предельным индексом», а именно, пункт 3 приложения №1, пункт 3 приложения № 2, пункт 3 приложения № 3, пункт 3 приложения № 4, были признаны утратившими силу на основании нормативного правового акта от ДД/ММ/ГГ № 75-НПА.

Представитель заинтересованного лица Главы администрации Калтанского городского округа Голдинова И.Ф. - Щуров  В.И., представивший доверенность от ДД/ММ/ГГ № 38, в судебном заседании возражал против удовлетворения заявления Андреевой Л.А., поддержал пояснения данные представителем Главы администрации Калтанского городского округа Голдинова И.Ф. Шертуховым К.А., и дополнительно пояснил, что на момент вступления в силу решения Калтанского районного суда от ДД/ММ/ГГ положения Решения № 56-НПА от ДД/ММ/ГГ «О внесении изменений в решение Совета народных депутатов Калтанского городского округа от ДД/ММ/ГГ № 37-НПА «О приведении размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с предельным индексом», а именно, пункт 3 приложения №1, пункт 3 приложения № 2, пункт 3 приложения № 3, пункт 3 приложения № 4, были признаны утратившими силу на основании нормативного правового акта от ДД/ММ/ГГ № 75-НПА, в связи с чем не имело место бездействие Совета народных депутатов Калтанского городского округа и Главы администрации Калтанского городского округа.

Суд, заслушав представителя заявителя, представителей заинтересованных лиц, изучив письменные материалы гражданского дела в их совокупности, считает, что в удовлетворении заявления Андреевой Л.А. следует отказать по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.

Согласно ст. ст. 15 Конституции РФ, Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Согласно части 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения.

В силу части 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Федеральный закон от ДД/ММ/ГГг. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в статье 2 раскрывает понятие местного самоуправления в Российской Федерации - это форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и названным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

К вопросам местного значения городского округа частью 1 статьи 16 вышеуказанного Закона отнесены в частности: организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (часть 1 статьи 34 Закона).

Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона № 131-ФЗ, по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования (часть 3 статьи 7 Закона).

Статьей 2 названного Закона определено, что муниципальный правовой акт - решение, принятое непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования. В соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер.

В систему муниципальных правовых актов входят, в том числе нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования, правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования (часть 1 статьи 43 Закона).

Согласно п.13 ст. 35 Федерального закона от ДД/ММ/ГГ № 131-ФЗ нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования, направляется главе муниципального образования для подписания и обнародования в течение 10 дней.

Согласно п.1, пп.2 п. 4 ст. 36 Федерального закона от ДД/ММ/ГГ № 131-ФЗ Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Глава муниципального образования в пределах полномочий, установленных частью 2 настоящей статьи: подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования.

Пунктом 1 ст. 44 Федерального закона N 131-ФЗ установлено, что уставом муниципального образования должны определяться виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов.

В соответствии с п. 1, 2,3 ст. 47 Федерального закона от ДД/ММ/ГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.

Согласно п.1 ст. 48 указанного Федерального закона Муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, а также судом.

Из содержания ст. 73 Федерального закона от ДД/ММ/ГГ N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» следует, что на представительном органе муниципального образования, принявшем нормативный правовой акт, противоречащий Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, конституции (уставу), законам субъекта Российской Федерации, уставу муниципального образования, что установлено судом, лежит обязанность в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения суда либо в течение иного предусмотренного решением суда срока в пределах своих полномочий принять меры по исполнению решения суда, в том числе по отмене соответствующего нормативного правового акта.

Согласно ст.8 Устава муниципального образования «Калтанский городской округ» к вопросам местного значения ... относятся: организация в границах ... электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 18 ст. 26 Устава муниципального образования «Калтанский городской округ» в исключительной компетенции Совета народных депутатов Калтанского городского округа находится, в том числе, принятие в пределах своей компетенции муниципальных правовых актов, необходимых для реализации решения, принятого населением на местном референдуме.

В статье 38 Устава муниципального образования «Калтанский городской округ» определены полномочия Главы Калтанского городского округа, к числу которых относится подписание и обнародование в порядке, установленном настоящим Уставом, нормативных правовых актов, принятых Советом народных депутатов Калтанского городского округа; издание в пределах своих полномочий правовых актов. Так же обладает правом внесения в Совет народных депутатов Калтанского городского округа проектов муниципальных правовых актов.

Согласно п.8 ст. 55 Устава, Решения Совета народных депутатов Калтанского городского округа, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования в городской газете «Калтанский вестник». Решения Совета народных депутатов Калтанского городского округа об установлении местных налогов и сборов, их отмене, внесении изменений в порядок их уплаты вступают в силу в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ.

В соответствии с пп.1 п.1, п.2 ст. 3 Решения Совета народных депутатов Калтанского городского округа от ДД/ММ/ГГ N 11 "Об утверждении новой редакции Регламента Совета народных депутатов Калтанского городского округа", Совет народных депутатов осуществляет, в том числе правотворческую функцию - по принятию нормативных и иных правовых актов по вопросам, относящимся к полномочиям Совета народных депутатов. Порядок осуществления правотворческих и контрольных полномочий, проведения заседаний и других мероприятий Совета народных депутатов определяется настоящим Регламентом и иными правовыми актами Совета народных депутатов.

Согласно пп.1 п. 1 ст. 26, ст. 37 Решения Совета народных депутатов Калтанского городского округа от ДД/ММ/ГГ N 11 "Об утверждении новой редакции Регламента Совета народных депутатов Калтанского городского округа", Совет народных депутатов по вопросам, отнесенным к его компетенции Федеральными законами, законами ..., Уставом городского округа, принимает решения - нормативные правовые акты (устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории городского округа), которое подписывается председателем Совета народных депутатов. Нормативный правовой акт не позднее десяти рабочих дней направляется главе городского округа для подписания и обнародования. Глава городского округа в течение десяти рабочих дней со дня поступления нормативного правового акта, принятого Советом народных депутатов, подписывает и обнародует его.

Согласно п.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД/ММ/ГГ N 2 (ред. от 09.02.2012) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" в соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).

Согласно п.2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД/ММ/ГГ N 2 (ред. от 09.02.2012) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", по правилам, установленным главой 25 ГПК РФ, могут быть оспорены решения, действия (бездействие): органов местного самоуправления: представительного органа муниципального образования, местной администрации и иных органов, предусмотренных уставом муниципального образования и обладающих собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В соответствии с положениями п.20, п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД/ММ/ГГ №2, по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) согласно части 1 статьи 249 ГПК РФ возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

При рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

Согласно п. 28 указанного Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД/ММ/ГГ № Исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

В суде обозревались материалы гражданского дела № года, из которого следует, что заявление жителей поселка Малиновка Калтанского городского округа Костиной В.Н., Андреевой Л.А., Новгородцевой Л.П. удовлетворено на основании решения Калтанского районного суда от ДД/ММ/ГГ года, согласно которого признан недействующим пункт 3 приложения № 1, пункт 3 приложения №2, пункт 3 приложения №3, пункт 3 приложения № к Решению Калтанского городского Совета народных депутатов №56-НПА от ДД/ММ/ГГ «О внесении изменений в решение Совета народных депутатов Калтанского городского округа от ДД/ММ/ГГ № 37-НПА «О приведении размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с предельным индексом», с момента его принятия, в связи с тем, что оспариваемые пункты нормативного акта местного самоуправления противоречат федеральному законодательству Российской Федерации, имеющему большую юридическую силу, поскольку на момент принятия Решения Калтанского городского Совета народных депутатов от ДД/ММ/ГГ № - НПА норматив потребления по теплоснабжению в соответствии с Жилищным кодексом РФ, Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД/ММ/ГГг. № (с учетом изменений внесенных на основании Постановления Правительства РФ от 28.03.2012г. № «О внесении изменений в правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг»), установлен не был, в связи с чем правовые основания для применения местным самоуправлением норматива, признанного недействующим, при расчете объема тепловой энергии, постановленной в многоквартирные дома, отсутствовали; для жителей ... установлена плата за услуги по теплоснабжению в большем размере, чем для остальных жителей ..., при одних тарифах за тепловую энергию и одном нормативе потребления, что нарушает конституционные права граждан Калтанского городского округа, проживающих на территории ... (л.д. 156-166 дело №2-450/2013; л.д. 8-26, л.д. 56-65 - дело №2-103/2014).

Решение Калтанского районного суда от ДД/ММ/ГГ вступило в законную силу на основании апелляционного определения Судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от ДД/ММ/ГГ (л.д. 185-195 - дело № 2-450/2013; л.д. 27-36, л.д. 66-76 дело № 2-103/2014).

В силу ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные указанным решением Калтанского районного суда от ДД/ММ/ГГ года, вступившим в законную силу ДД/ММ/ГГ на основании апелляционного определения Судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию, то есть в данном случае не подлежит доказыванию и не оспаривается право Андреевой Л.А., как жительницы поселка Малиновка Калтанского городского округа, на обращение в суд с заявлением о признании незаконным бездействия органов местного самоуправления, и не оспаривается факт принятия органами местного самоуправления нормативного акта № НПА от ДД/ММ/ГГ года, в части противоречащему действующему законодательству РФ.

В суде установлено и из материалов данного гражданского дела следует, что Советом народных депутатов Калтанского городского округа в целях обеспечения эффективной деятельности организаций жилищно-коммунального хозяйства ..., руководствуясь Жилищным кодексом Российской Федерации, постановлением Коллегии ... от ДД/ММ/ГГ № «О стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг в ... на 2011-2013 годы», постановлениями Департамента цен и тарифов ... от ДД/ММ/ГГ № «Об утверждении Порядка пересмотра платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с установленными предельными индексами изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям ...», от ДД/ММ/ГГ № «Об установлении предельно максимальных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям ...» (в ред. постановления Департамента цен и тарифов ... от ДД/ММ/ГГ №94); руководствуясь пунктом 32 части 2 статьи 26 Устава муниципального образования - Калтанский городской округ, принято Решение № 75-НПА от ДД/ММ/ГГ «О приведении размера платы за коммунальные услуги в соответствие с установленными предельными индексами», которое опубликовано в «Калтанском вестнике» от ДД/ММ/ГГ № (830), которым в том числе были утверждены размеры платы граждан за услуги отопления для жителей ... (л.д. 37-40, л.д. 77-78).

Кроме того, Советом народных депутатов Калтанского городского округа в целях обеспечения эффективной деятельности организаций жилищно-коммунального хозяйства Калтанского городского округа, руководствуясь Жилищным кодексом Российской Федерации, постановлением Коллегии ... от ДД/ММ/ГГ № «О стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг в ... на 2011-2013 годы», постановлениями Департамента цен и тарифов ... от ДД/ММ/ГГ № «Об утверждении Порядка пересмотра платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с установленными предельными индексами изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям ...», от ДД/ММ/ГГ № «Об установлении предельных максимальных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги на 2011 год по муниципальным образованиям ...», от ДД/ММ/ГГ № «Об установлении предельных максимальных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги на 2012 год по муниципальным образованиям ...», и от ДД/ММ/ГГ № «Об установлении предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям ...» (в ред. от постановления от ДД/ММ/ГГ № 94), учитывая решение Калтанского районного суда по делу № и руководствуясь пунктом 32 части 2 статьи 26 Устава муниципального образования - Калтанский городской округ, принято решение от ДД/ММ/ГГ № 96-НПА «О плате за коммунальную услугу «Отопление» в поселке Малиновка и селе Сарбала Калтанского городского округа в 2011-2013 гг.», согласно которого: «Признаны недействующими со дня принятия пункт 3 приложения №1, пункт 3 приложения №2, пункт 3 приложения №3, пункт 3 приложения № к решению Совета народных депутатов Калтанского городского округа от ДД/ММ/ГГ №56-НПА «О внесении изменений в решение Совета народных депутатов Калтанского городского округа от ДД/ММ/ГГ №37-НПА «О приведении размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствии с предельным индексом». Установлено, что к сложившемуся фактическому уровню платы граждан за отопление в 2011, 2012 и 2013 годах по ... и ... не применяется индекс роста размера платы граждан на отопление, то есть плата не увеличивается. Настоящее решение вступает в силу с момента официального опубликования (л.д. 52-53).

Решение Совета народных депутатов Калтанского городского округа от ДД/ММ/ГГ № 96-НПА опубликовано в официальном издании Калтанского городского округа в газете «Калтанский вестник» от ДД/ММ/ГГ № (846) (л.д. 93-94).

Как следует из материалов гражданского дела, в суд с заявлением о признании незаконным бездействия Главы администрации Калтанского городского округа Голдинова И.Ф. и Совета народных депутатов Калтанского городского округа обратилась гражданка Андреева Л.А. в соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации за защитой своих прав и свобод, в результате бездействия указанных органов местного самоуправления, по мнению заявителя, были нарушены ее права и свободы, при этом мотивируя свое заявление тем, что до сих пор не издано решение, которым были бы признаны недействующими с момента принятия пункт 3 приложения №1, пункт 3 приложения №2, пункт 3 приложения №3, пункт 3 приложения № к решению Калтанского городского совета народных депутатов №56-НПА от ДД/ММ/ГГ года, т.е. не исполнено решение Калтанского районного суда от ДД/ММ/ГГ года, вступившее в законную силу ДД/ММ/ГГ на основании апелляционного определения Судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда.

В суде установлено, что заявитель оспаривает бездействие в порядке ст. 25 ГПК РФ органов местного самоуправления - Главы муниципального образования «Калтанский городской округ» Голдинова И.Ф. и Совета народных депутатов Калтанского городского округа, которые образованны и избранны в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, Уставом муниципального образования «Калтанский городской округ», и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, к которым относятся в том числе, организация в границах городского округа теплоснабжения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Суд не находит оснований для удовлетворения заявления Андреевой Л.А., поскольку в суде не были установлены факты бездействия Главы муниципального образования «Калтанский городской округ» и Совета народных депутатов Калтанского городского округа, которое бы выразилось в неисполнении обязанностей, возложенных на них нормативными правовыми, а именно, Федеральным законом от ДД/ММ/ГГ N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом Калтанского городского округа, и другими законодательными актами РФ, определяющими полномочия указанных органов, в том числе не было установлено и бездействие по неисполнению решения Калтанского районного суда от ДД/ММ/ГГ года, вступившего в силу ДД/ММ/ГГ на основании апелляционного определения Судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда.

Как было установлено судом, до истечения трех месяцев со дня вступления указанного решения суда от ДД/ММ/ГГ в законную силу, на основании которого часть нормативного акта местного самоуправления, а именно, Решения Калтанского городского Совета народных депутатов №56-НПА от ДД/ММ/ГГ «О внесении изменений в решение Совета народных депутатов Калтанского городского округа от ДД/ММ/ГГ № 37-НПА «О приведении размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с предельным индексом», была признана недействующей с момента принятия, как противоречащая федеральному законодательству Российской Федерации, имеющему большую юридическую силу, а именно, в декабре 2013 года Главой муниципального образования «Калтанский городской округ» в Совет народных депутатов Калтанского городского округа был представлен проект нормативного акта во исполнение решения Калтанского районного суда от ДД/ММ/ГГ года, и который был утвержден Советом народных депутатов Калтанского городского округа на заседании ДД/ММ/ГГ года, и в тот же день был представлен Главе муниципального образования «Калтанский городской округ» для подписания и обнародования. Решение Совета народных депутатов Калтанского городского округа от ДД/ММ/ГГ № 96-НПА вступило в законную силу со дня его официального опубликования, то есть с ДД/ММ/ГГ с момента опубликования в официальном источнике «Калтанский вестник», было доведено до всеобщего сведения жителей муниципального образования - «Калтанский городской округ», то есть гражданам предоставлена возможность ознакомления с нормативным правовым актом.

Решение Совета народных депутатов Калтанского городского округа от ДД/ММ/ГГ № 96-НПА является нормативным правовым актом, поскольку принято Калтанским городским Советом народных депутатов, подписано Главой муниципального образования - «Калтанский городской округ», в соответствии с полномочиями, предусмотренными ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом муниципального образования ..., откуда следует, что решение издано в установленном порядке управомоченным органом местного самоуправления, в нем содержатся правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитано на неоднократное применение, направлено на урегулирование общественных отношений, и следует признать, что указанное решение является нормативным правовым актом. Решение было опубликовано в издании «Калтанский вестник» № (846) от ДД/ММ/ГГ в первоначальной редакции.

Суд не может согласиться с доводами представителя заявительницы Андреевой Л.А. - Миропольцева Д.Д. в том, что несмотря на принятие ДД/ММ/ГГ Решения № 96-НПА оно было опубликовано несовременно, при том, что до ДД/ММ/ГГ в газете «Калтанский вестник» имелось место для публикации, что подтверждается копиями городской газеты «Калтанский вестник» (л.д. 81-86), в связи с чем имело место незаконное бездействие Главы Калтанского городского округа в период с ДД/ММ/ГГ по ДД/ММ/ГГ года.

Нормативный акт - Решение Совета народных депутатов Калтанского городского округа от ДД/ММ/ГГ № - НПА, принят в целях обеспечения деятельности организаций жилищно - коммунального хозяйства Калтанского городского округа, а именно, в сфере платы граждан за коммунальную услугу «отопление». В суде установлено, что указанный нормативный акт принят на заседании Советом народных депутатов Калтанского городского округа ДД/ММ/ГГ года, и в течение десятидневного срока, установленного ФЗ от ДД/ММ/ГГ № 131-ФЗ, ст. 37 Решения Совета народных депутатов Калтанского городского округа от ДД/ММ/ГГ № «Об утверждении новой редакции Регламента», Уставом Калтанского городского округа, направлен Главе муниципального образования - «Калтанский городской округ» для подписания и обнародования. Глава муниципального образования - «Калтанский городской округ» в свою очередь в течение 10 рабочих дней подписал указанный нормативный акт и направил в городскую газету «Калтанский вестник» для официального опубликования. Решение Совета народных депутатов Калтанского городского округа от ДД/ММ/ГГ № - НПА было опубликовано ДД/ММ/ГГ года.

Действующее законодательство Российской Федерации указывает на возможность вступления в законную силу нормативного правового акта исключительно после его официального опубликования (обнародования), и при этом, в отношении нормативных правовых актов, регулирующих жилищные правоотношения, в частности в сфере потребляемых коммунальных услуг, не предусматривает специальные правила вступления таких нормативных правовых актов в силу, и ограниченные сроки их опубликования. В связи с чем суд считает, что права и свободы заявительницы в данном случае не были нарушены. В суде не установлен факт какого-либо бездействия, в том числе Главы Калтанского городского округа по неисполнению своей обязанности по подписанию и обнародованию нормативных правовых актов муниципального образования в соответствии с Федеральным законом от ДД/ММ/ГГ N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом Калтанского городского округа, и другими законодательными актами РФ.

Таким образом, в суде не было установлено факта незаконного бездействия Совета народных депутатов Калтанского городского округа и Главы муниципального образования - «Калтанский городской округ», в том числе в связи с тем, что не установлено существенного несоблюдения установленного порядка по принятию, подписанию и обнародованию нормативного правового акта, а так же по неисполнению решения Калтанского районного суда от ДД/ММ/ГГ года, вступившего в законную силу ДД/ММ/ГГ года.

С учетом изложенного, суд считает необходимым в удовлетворении заявления Андреевой Л.А. о признании незаконным бездействия Совета народных депутатов Калтанского городского округа, Главы администрации Калтанского городского округа в неисполнении решения Калтанского районного суда ... от ДД/ММ/ГГ года, вступившего в законную силу на основании Апелляционного определения Судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от ДД/ММ/ГГ года, согласно которого признан недействующим пункт 3 приложения №1, пункт 3 приложения № 2, пункт 3 приложения № 3, пункт 3 приложения № к решению Калтанского городского Совета народных депутатов № 56-НПА от ДД/ММ/ГГ «О внесении изменений в решение Совета народных депутатов Калтанского городского округа от ДД/ММ/ГГ № 37-НПА «О приведении размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с предельным индексом» с момента его принятия, отказать.

Руководствуясь ст. 194 - 199 ГПК РФ, 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Андреевой Л.А. о признании незаконным бездействия Совета народных депутатов Калтанского городского округа, Главы администрации Калтанского городского округа в неисполнении решения Калтанского районного суда ... от ДД/ММ/ГГ года, вступившего в законную силу на основании Апелляционного определения Судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от ДД/ММ/ГГ года, согласно которого признан недействующим пункт 3 приложения №1, пункт 3 приложения № 2, пункт 3 приложения № 3, пункт 3 приложения № к решению Калтанского городского Совета народных депутатов № 56-НПА от ДД/ММ/ГГ «О внесении изменений в решение Совета народных депутатов Калтанского городского округа от ДД/ММ/ГГ № 37-НПА «О приведении размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с предельным индексом» с момента его принятия, отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение суда изготовлено ДД/ММ/ГГ.

Судья: Подарилов В.И.