ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-103/2016 от 04.03.2016 Дубровского районного суда (Брянская область)

Дело № 2-103/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

04 марта 2016 года п. Дубровка

Дубровский районный суд Брянской области в составе:

председательствующего судьи Бузинской В.С.,

при секретаре Антошиной Л.В.,

с участием помощника прокурора Дубровского района Брянской области Ожерельевой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Дубровского района Брянской области (в порядке ст. 45 ГПК РФ) в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации МО «Пеклинское сельское поселение» об обязании исполнить в полном объеме комплекс мер, направленных на постановку на учет бесхозяйных участков теплового ввода,

УСТАНОВИЛ:

29 января 2016 года прокурор Дубровского района Брянской области обратился в суд с иском в порядке ст. 45 ГПК РФ в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации МО «Пеклинское сельское поселение» об обязании исполнить в полном объеме комплекс мер, направленных на постановку на учет бесхозяйных участков теплового ввода, ссылаясь в обоснование заявленных требований на то, что прокуратурой Дубровского района Брянской области проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления законодательства при реализации полномочий по выявлению бесхозяйных объектов коммунальной инфраструктуры и оформлению их в муниципальную собственность, в ходе которой установлено, что жилые дома , , , , , , , расположенные на <адрес>, отапливаются от котельной . Граница балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности энергоснабжающей организации:

- тепловая камера ТК- (<адрес>), протяженность тепловой сети в 2-х трубном исчислении от ТК- до жилого <адрес> составляет 47м. (отопление), диаметр труб 32мм.;

- тепловая камера ТК- (<адрес>), протяженность тепловой сети в 2-х трубном исчислении от ТК- до жилого <адрес> составляет 52м. (отопление), диаметр труб 50мм.;

- тепловая камера ТК- (<адрес>), протяженность тепловой сети в 2-х трубном исчислении от ТК- до жилого <адрес> составляет 59м. (отопление), диаметр труб 70мм.;

- тепловая камера ТК- (<адрес>), протяженность тепловой сети в 2-х трубном исчислении от ТК- до жилого <адрес> составляет 44м. (отопление), диаметр труб 50мм.;

- тепловая камера ТК- (<адрес>), протяженность тепловой сети в 2-х трубном исчислении от ТК- до жилого <адрес> составляет 10м. (отопление), диаметр труб 70мм.;

- тепловая камера ТК- (<адрес>), протяженность тепловой сети в 2-х трубном исчислении от ТК- до жилого <адрес> составляет 78м. (отопление), диаметр труб 50мм.;

- тепловая камера ТК (<адрес>), протяженность тепловой сети в 2-х трубном исчислении от ТК- до жилого <адрес> составляет 10м. (отопление), диаметр труб 50мм.

Основным назначением указанных тепловых вводов является подача тепловой энергии к жилым домам , , , , , , , расположенным на <адрес>. В ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о балансодержателях (собственниках) указанных тепловых вводов, то есть они являются бесхозяйными. Вопрос о постановке на учет бесхозяйных участков теплового ввода относится к компетенции Пеклинского сельского поселения.

В связи с тем, что непринятие администрацией Пеклинского поселения мер к постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, нарушает гарантированные Конституцией РФ и федеральными законами права и законные интересы граждан на благоприятные условия жизни, права на защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, прокурор Дубровского района Брянской области просил суд обязать администрацию Пеклинского сельского поселения исполнить в полном объеме комплекс мер, направленных на постановку на учет в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области в качестве бесхозяйных участков тепловых вводов, ведущих:

- от ТК- до жилого дома <адрес> протяженностью 47м.;

- от ТК- до жилого дома <адрес> протяженностью 52м.;

- от ТК- до жилого дома <адрес> протяженностью 59м.;

- от ТК- до жилого дома <адрес> протяженностью 44м.;

- от ТК- до жилого дома <адрес> протяженностью 10м.;

- от ТК- до жилого дома <адрес> протяженностью 10м.;

- от ТК- до жилого дома <адрес> протяженностью 78м.

В судебном заседании помощник прокурора Дубровского района Брянской области Ожерельева М.А. заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика – глава администрации Пеклинского сельского поселения Дубровского района Брянской области в судебное заседание не явился, письменно доверил суду рассмотреть исковое заявление прокурора в его отсутствие, исковые требования признал в полном объеме, представил суду заявление от 03.03.2016г. на имя ген. директора ООО «БрянскГипроЗем», в котором содержится просьба о выполнении всех необходимых работ по технической инвентаризации и изготовлению технической документации для постановки на учет бесхозяйного имущества в отношении участков теплового ввода, находящихся на <адрес> (л.д.39-40).

Представитель третьего лица – администрации Дубровского района Брянской области по доверенности Косяк Е.В. в судебное заседание не явилась, письменно доверила суду рассмотреть исковое заявление прокурора в её отсутствие, в ходатайстве, представленном в суд, пояснила, что в муниципальной собственности МО «Дубровский район» объекты, указанные в исковом заявлении, не значатся. Постановка на учет бесхозяйных объектов тепловых вводов относится к полномочиям МО «Пеклинское сельское поселение» (л.д.37-38).

Представитель третьего лица – ООО «Рем-Сервис» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, причины неявки суду не сообщил.

Представитель третьего лица – ГУП «Брянсккоммунэнерго» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, причины неявки суду не сообщил.

Суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей третьих лиц.

Выслушав помощника прокурора Дубровского района Брянской области Ожерельеву М.А., изучив и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что прокуратурой Дубровского района Брянской области проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления законодательства при реализации полномочий по выявлению бесхозяйных объектов коммунальной инфраструктуры и оформлению их в муниципальную собственность, в ходе которой установлено, что жилые дома , , , , , , , расположенные на <адрес> отапливаются от котельной . Граница балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности энергоснабжающей организации:

- тепловая камера ТК- (<адрес>), протяженность тепловой сети в 2-х трубном исчислении от ТК- до жилого дома <адрес> составляет 47м. (отопление), диаметр труб 32мм.;

- тепловая камера ТК- (<адрес>), протяженность тепловой сети в 2-х трубном исчислении от ТК- до жилого дома <адрес> составляет 52м. (отопление), диаметр труб 50мм.;

- тепловая камера ТК- (<адрес>), протяженность тепловой сети в 2-х трубном исчислении от ТК до жилого дома <адрес> составляет 59м. (отопление), диаметр труб 70мм.;

- тепловая камера ТК- (<адрес>), протяженность тепловой сети в 2-х трубном исчислении от ТК- до жилого дома <адрес> составляет 44м. (отопление), диаметр труб 50мм.;

- тепловая камера ТК- (<адрес>), протяженность тепловой сети в 2-х трубном исчислении от ТК- до жилого дома <адрес> составляет 10м. (отопление), диаметр труб 70мм.;

- тепловая камера ТК- (<адрес>), протяженность тепловой сети в 2-х трубном исчислении от ТК- до жилого дома <адрес> составляет 78м. (отопление), диаметр труб 50мм.;

- тепловая камера ТК- (<адрес>), протяженность тепловой сети в 2-х трубном исчислении от ТК- до жилого дома <адрес> составляет 10м. (отопление), диаметр труб 50мм.

Указанные тепловые вводы являются бесхозяйными, что нарушает права неопределенного круга лиц в сфере надежности функционирования жилищно-коммунальных систем жизнеобеспечения, бесперебойного и качественного предоставления коммунальных услуг по теплоснабжению социально важного объекта.

Согласно ч.1 ст.225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

В силу ч.3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.В соответствии с п.п. 4, 8 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ (в ред. ФЗ от 29.06.2015г.) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, то есть органы местного самоуправления, уполномоченные управлять муниципальным имуществом, обязаны принимать меры по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества, тем самым, создавать необходимые условия для контроля и надзора за ними.

В силу п.п.1, 2 ч.1 ст. 6 Федерального закона от 27 июля 2010г. №190-ФЗ (в ред. ФЗ от 29.12.2014г.) «О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений; рассмотрение обращений потребителей по вопросам надежности теплоснабжения.

Полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения реализуются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации (ч.1.1 ст.6).

При этом согласно ч.6 ст.15 указанного Закона, в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления поселения до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей.

В соответствии с пунктом 5 статьи 8 Федерального закона от 27 июля 2010 года №190-ФЗ «О теплоснабжении» в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления поселения, городского округа передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.

В силу актов разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей, оборудования и эксплуатационной ответственности сторон к договору теплоснабжения от ДД.ММ.ГГГГ. на оказание услуг по энергоснабжению, заключенному между ГУП «Брянсккоммунэнерго» и ООО «Рем-Сервис», участки теплотрассы от колодцев ТК- до стены жилого дома , ТК- до стены жилого дома , ТК- до стены жилого дома , ТК- до стены жилого дома , ТК- до стены жилого дома , ТК- до стены жилого дома , ТК- до стены жилого дома , расположенных на <адрес>, у кого-либо на балансе не значатся, их собственники и эксплуатирующая организация не определены, в силу чего являются бесхозяйными (л.д.22-28).

Согласно протоколу разногласий к договору теплоснабжения от ДД.ММ.ГГГГ. и протоколу урегулирования разногласий к указанному договору границей балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности ООО «Рем-Сервис» является внешняя граница стены дома (л.д. 20-21).

Согласно информации МО по Дубровскому и Рогнединскому районам управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Брянской области от 18.01.2016г. в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о балансодержателе (собственнике) указанных объектов (л.д.10).

Из справки от 30.12.2015г. следует, что Администрация Дубровского района Брянской области не является собственником перечисленных тепловых сетей (л.д.9).

Судом установлено и подтверждено материалами дела, что указанные сооружения не имеют собственника, то есть являются бесхозяйными, что приводит к их ненадлежащему содержанию и эксплуатации, а потому влечет за собой опасность возникновения чрезвычайной ситуации, ставит под угрозу здоровье граждан, нормальную работу объектов жилищно-коммунального хозяйства.

Из нормы ст.225 ГК РФ следует, что орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного. Иные органы данным правом не обладают, следовательно, органы местного самоуправления обязаны принимать меры по постановке бесхозяйного имущества на учет.

В соответствии с решением Дубровского районного Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ. «О передаче полномочий по решению вопросов местного значения» и соглашением о передаче МО «Пеклинское сельское поселение» отдельных полномочий по решению вопросов местного значения от МО «Дубровский район» от ДД.ММ.ГГГГ. Пеклинскому сельскому поселению переданы полномочия по решению вопросов местного значения, а именно организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством РФ (л.д.11-12, 29-31)

Решение вопросов теплоснабжения населения муниципального образования в силу прямого указания Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» отнесено к ведению органов местного самоуправления, а не хозяйствующих субъектов.

Учитывая, что к компетенции органа местного самоуправления относятся вопросы местного значения, исходя из интересов неопределенного круга лиц, при выявлении на территории муниципального образования бесхозяйного имущества, орган местного самоуправления обязан принять меры для выявления его собственника, в противном случае обязан обеспечить постановку имущества на учет в качестве бесхозяйного, в дальнейшем принять его в муниципальную собственность.

Действующее законодательство предписывает в обязательном порядке постановку на учет недвижимого имущества как бесхозяйного и с этой целью требует подачи заявления органом местного самоуправления для проведения процедуры обращения бесхозяйных объектов в собственность муниципального образования, на территории которого они находятся.

Таким образом, поскольку названные участки теплового ввода являются бесхозяйными объектами, то отсутствие собственника таких объектов и организации, которая следит за их техническим состоянием, влечет несвоевременное и некачественное решение вопросов по теплоснабжению жилых домов, обеспечению надлежащего технического и санитарно-эпидемиологического состояния тепловых сетей, обслуживающих социально-значимые объекты.

В связи с тем, что спорные объекты недвижимости являются бесхозяйными, что влечет за собой нарушение прав неопределенного круга лиц на оказание надлежащих жилищно-коммунальных услуг, а также с учетом признания ответчиком исковых требований, суд считает что исковое заявление прокурора Дубровского района Брянской области подлежит удовлетворению в полном объеме.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора Дубровского района Брянской области (в порядке ст. 45 ГПК РФ) в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации МО «Пеклинское сельское поселение» об обязании исполнить в полном объеме комплекс мер, направленных на постановку на учет бесхозяйных участков теплового ввода удовлетворить.

Обязать администрацию МО «Пеклинское сельское поселение» поставить на учет в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области в качестве бесхозяйных участков теплового ввода, ведущих:

- от ТК- до жилого дома <адрес> протяженностью 47м. (отопление);

- от ТК- до жилого дома <адрес> протяженностью 52м. (отопление);

- от ТК- до жилого дома <адрес> протяженностью 59м. (отопление);

- от ТК- до жилого дома <адрес> протяженностью 44м. (отопление);

- от ТК до жилого дома <адрес> протяженностью 10м. (отопление);

- от ТК- до жилого дома <адрес> протяженностью 10м. (отопление);

- от ТК- до жилого дома <адрес> протяженностью 78м. (отопление).

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Дубровский районный суд Брянской области в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья В.С. Бузинская