РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
с. Пыщуг 19 июля 2016 года
Павинский районный суд Костромской области в составе председательствующего судьи Бессонова Д.А. с участием:
истца- помощника прокурора <..> района Костромской области Мамаевой И.В.,
представителя ответчика - <..> администрации <..> муниципального района Костромской области ФИО3,
при секретаре Ефремовой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению исполняющего обязанности прокурора <..> района Костромской области в интересах ФИО4 к администрации <..> муниципального района Костромской области о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения,
установил:
Исполняющий обязанности прокурора <..> района Костромской области обратился в <..> районный суд г. Костромы в интересах ФИО4 к администрации <..> области о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Определением <..> районного суда г. <..> на основании заявления истца произведена замена ответчика администрации <..> области на администрацию <..> муниципального района Костромской области, дело передано на рассмотрение Павинского районного суда Костромской области по месту нахождения ответчика.
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой <..> района проведена проверка исполнения законодательства по защите жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Проверкой установлено, что ФИО4 является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Его отец ФИО умер "__"__, мать ФИО умерла "__"__. В соответствии с постановлением главы самоуправления <..> района Костромской области от "__"_____ над несовершеннолетним ФИО4 была установлена опека, опекуном назначена ФИО6 С "__"__ года по "__"__ год ФИО4 обучался в МОУ <..><..>, с <..> года по <..> год - в МОУ <..><..>. С "__"__ года по "__"__ год обучался в <..> «<..>». С "__"__ ФИО4 работает в <..> в должности <..>. До приобретения статуса ребенка- сироты ФИО4 проживал и был зарегистрирован по адресу: ..., ..., .... Данное жилое помещение было предоставлено <..> родителям ФИО4 Заключением межведомственной комиссии от "__"__ квартира признана не пригодной для проживания. С "__"__ года по настоящее время ФИО4 в этой квартире не проживает, с "__"__ снят с регистрационного учета, проживал либо по месту нахождения образовательного учреждения, в котором обучался, либо по месту работы. Объектов недвижимости за ФИО4 на территории Костромской области не зарегистрировано. В соответствии с приказом межрайонного территориального отдела социальной защиты населения, опеки и попечительства ... от "__"__ № "__"__ ФИО4 включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения. В связи с чем прокурор просит обязать администрацию <..> муниципального района Костромской области предоставить ФИО4 с учетом нормы предоставления площади жилого помещения, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное на территории <..> муниципального района Костромской области, изолированное жилое помещение на основании договора найма специализированного жилого помещения.
В судебном заседании помощник прокурора Мамаева И.В. исковые требования поддержала по доводам иска.
Материальный истец ФИО4 в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела без его участия.
В предварительном судебном заседании ФИО4 исковые требования прокурора поддержал. Пояснил, что после окончания <..> в "__"__ году уехал в ..., где получил <..> образование, устроился на работу. В ... не проживает <..> лет. В ... своего жилья не имеет и не имел, проживает <..>. По договору найма жилье ФИО4 не предоставлялось. В "__"__ году судом в ... рассматривалось дело по исковому заявлению прокурора к администрации ... о предоставлении ФИО4 жилья как ребенку-сироте. В связи с тем, что на учете в ... он не стоял, в удовлетворении иска было отказано. На учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, как сирота, ФИО4 состоит в <..> области. ФИО4 желает получить жилье на территории <..> района. В связи с тем, что <..> собирается продать квартиру, в которой живет ФИО4, после чего последнему негде будет жить, он собирается приехать в ... как только получит специализированное жилье.
Представитель ответчика ФИО3 возражала против исковых требований.
В письменных возражениях ответчика указано, что передача государственных полномочий органам местного самоуправления в силу закона возможна только при условии соответствующего финансирования. Законом Костромской области «Об областном бюджете на 2016 год» не предусмотрены денежные средства на исполнение администрацией <..> района государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. К тому же между истцом и ответчиком отсутствует спор, поскольку ФИО4 в администрацию <..> района с заявлением о предоставлении жилья не обращался.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика: администрации Костромской области, Департамента по труду и социальной защите населения Костромской области, Департамента финансов Костромской области, Департамента строительства, архитектуры и градостроительства Костромской области - в судебное заседание не явились, заявлений об отложении рассмотрения дела в суд не представили. В связи с чем, дело рассмотрено в отсутствие представителей третьих лиц.
Из отзыва Департамента по труду и социальной защите населения Костромской области следует, что ФИО4 состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Исковые требования прокурора представитель третьего лица не поддерживает, поскольку требование обеспечить ФИО4 жилым помещением в первоочередном порядке ущемляет права и законные интересы иных лиц данной категории.
Аналогичный по содержанию отзыв представил Департамент финансов Костромской области.
Заслушав участников, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно подпунктам «ж» и «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение, жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон № 159-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия (абз. 2 п. 1).
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абз. 3 п. 1).
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 указанного Закона (п. 3).
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка (абз. 2 п. 3).
Статья 109.1 ЖК РФ и ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ в указанных редакциях введены в действие с 1 января 2013 года Федеральным законом от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В соответствии со ст. 4 данного Федерального закона действие положений статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ и ст. 109.1 ЖК РФ в указанных редакциях распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения также закреплено в Законе Костромской области от 19.12.2005 № 348-ЗКО «О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области».
Согласно ст. 3 Закона Костромской области от 23.12.2014 № 620-5-ЗКО «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями», органы местного самоуправления наделяются на неограниченный срок отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
Государственные полномочия, которыми наделяются органы местного самоуправления, включают в себя, в том числе, формирование муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; принятие решений о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда и заключение договоров найма специализированного жилого помещения на срок пять лет (ч. 2 ст. 3).
Соответствующими полномочиями с 1 января 2016 года наделены органы местного самоуправления муниципальных районов.
В судебном заседании установлено, что ФИО4 относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Отец ФИО4- ФИО1 умер "__"__ (л.д. <..>), мать - ФИО2 умерла "__"__ (л.д. <..>). "__"__ над ФИО4 установлена опека, опекуном назначена ФИО6 (л.д. <..>).
На основании приказа № "__"__ от "__"__ (л.д. <..>) ФИО4 включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в предоставлении жилых помещений.
С "__"__ ФИО4 был зарегистрирован по адресу: ..., ..., ... по месту жительства ФИО8 Снялся с регистрационного учета "__"__ (л.д. <..>).
Ранее закрепленное за ФИО4 жилое помещение по адресу: ..., ..., ..., "__"__ признано непригодным для проживания (л.д. <..>).
В период с "__"__ по "__"__ год ФИО4 обучался в <..> по <..> форме обучения (л.д. <..>).
С "__"__ по настоящее время ФИО4 работает в <..> (л.д. <..>).
ФИО4 имеет регистрацию по месту временного пребывания по адресу: ..., ..., ......, ... (л.д. <..>). По месту пребывания прав на недвижимое имущество не приобрел, по вопросу предоставления жилого помещения по договору социального найма, найма специализированного жилого помещения не обращался (л.д. <..>).
По сведениям филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Костромской области права на объекты недвижимого имущества за ФИО4 и его родителями не зарегистрированы (л.д. <..>).
Аналогичные сведения содержатся в информации ГПКО «Костромаоблкадастр» (л.д. <..>).
Исследованными доказательствами подтверждается, что ФИО4 нуждается в получении жилого помещения.
Согласно ч. 2 ст. 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации.
В соответствии с правовой позицией, выраженной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25 апреля 1995 года № 3-П, отсутствие у гражданина регистрации по месту жительства (пребывания) не может влиять на его конституционное право на жилище, в том числе и на право быть поставленным на учет нуждающихся во внеочередном получении жилья.
Из пояснений ФИО4 в предварительном судебном заседании следует, что его проживание на территории ... на протяжении <..> лет обусловлено получением <..> образования, отсутствием жилого помещения в .... При условии получения жилого помещения ФИО4 планирует переехать в ... для постоянного проживания.
ФИО4 лишен возможности реализовать свое право на получение жилого помещения как ребенок-сирота на территории ..., поскольку решением <..> районного суда ... от "__"__ было отказано в удовлетворении искового заявления прокурора ... в интересах ФИО4 о предоставлении жилого помещения как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д. <..>).
Доводы ответчика об отсутствии финансирования переданных государственных полномочий по обеспечению вышеуказанной категории лиц жилыми помещениями не могут являться основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
Вопросы финансирования и предоставления субвенций из бюджета субъекта органам местного самоуправления для приобретения жилья детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, касаются отношений между субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления. То обстоятельство, что обеспечение должно производиться за счет средств бюджета субъекта, которые не выделяются либо которых недостаточно для приобретения жилья, не может служить основанием для ограничения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение их жилыми помещениями органами местного самоуправления, а также для уклонения данных органов от реализации гарантированного детям-сиротам и лицам из их числа права на жилищное обеспечение.
Тот факт, что ФИО4 не обращался в администрацию <..> муниципального района с заявлением о предоставлении ему жилого помещения также не свидетельствует об отсутствии оснований для удовлетворения иска, поскольку законом не предусмотрен обязательный досудебный порядок урегулирования данного спора. Кроме того, ответчик в ходе рассмотрения дела судом возражал против удовлетворения исковых требований, мер к обеспечению ФИО4 жилым помещением в период рассмотрения дела судом не принял.
Доводы третьих лиц о том, что требование обеспечить ФИО4 жилым помещением в первоочередном порядке ущемляет права и законные интересы иных лиц данной категории, не могут быть приняты судом как не основанные на законе. Судом установлено, что ФИО4 имеет право на получение жилого помещения, которым до настоящего времени обеспечен не был.
Суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования исполняющего обязанности прокурора <..> района Костромской области удовлетворить.
Обязать администрацию <..> муниципального района Костромской области предоставить ФИО4, "__"__ года рождения, уроженцу ..., с учетом нормы предоставления площади жилого помещения, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное на территории <..> муниципального района Костромской области, изолированное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Костромской областной суд через Павинский районный суд со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий
судья Д.А. Бессонов