ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-103/2016 от 21.01.2016 Сургутского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 января 2016 года г. Сургут

Сургутский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе: председательствующего судьи Алешкова А.Л., при секретаре Гилязевой И.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации городского поселения Белый Яр о принятии строения на учет, о признании права муниципальной собственности на строение и земельный участок, как бесхозяйное имущество,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратилась в суд к администрации Сургутского района, администрации городского поселения Белый Яр с иском о принятии строения на учет, о признании права муниципальной собственности на строение и земельный участок, как бесхозяйное имущество, указывая на то, что помещение, расположенное по адресу: <адрес>, согласно справки Сургутского отделения филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - федеральное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ не зарегистрировано, на техническом учете не состоит. Согласно сообщению Сургутского отделения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ХМАО-Югре сведения о регистрации права на этот объект, а так же на земельный участок, расположенный по данному адресу в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество - отсутствуют. Как следует из справки от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанная квартира в реестре муниципального имущества МО Сургутский район не значится. Согласно информации представленной администрацией г.п. Белый Яр строение по <адрес> является приспособленным для проживания граждан помещением (балком), земельный участок под строительство дома не выделялся. Распоряжение земельным участком в силу ст. 3 ФЗ от 25.10.2001г. № 137-ФЗ «О введении в действие земельного кодекса РФ» осуществляется органами местного самоуправления муниципального района, которые решения о предоставлении истцу земельного участка не принимали. Имущественных претензий от других лиц на данный объект не поступало, право собственности на данный объект не зарегистрировано. Оформление и предоставление прав на данную квартиру не производилось, сведения об указанном объекте в реестре федерального имущества отсутствуют.

В связи с вышеизложенным, руководствуясь требованиями ст. 225 ГК РФ и ст. 293 ГПК РФ, истец просила обязать администрацию Сургутского района Тюменской области, администрацию пгт. Белый Яр Сургутского района Тюменской области принять на учет приспособленное для проживания строение, расположенное по адресу: ХМАО-Югра, <адрес>. Признать право собственности за муниципальным образованием Сургутского района на бесхозяйную недвижимую вещь, участок земли и дом, расположенный по адресу: <адрес>.

В судебном заседании представитель истца ФИО2, действующий на основании доверенности, сначала иск поддержал, а после выступления представителей ответчиков, от требований к администрации Сургутского района отказался.

Представитель ответчика – администрации Сургутского района ФИО3 исковые требования не признал, указав, что на основании ч. 3 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ (ред. от 08.06.2015) «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016), ст. 85 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ, правомочия по признанию имущества бесхозяйным принадлежат г.п. Белый Яр, в связи с чем, администрация Сургутского района по настоящему делу является ненадлежащим ответчиком.

Представитель ответчика – администрации г.п. Белый Яр ФИО4 исковые требования не признала, указав, что истцом не доказано, что спорное имущество (приспособленное строение) является недвижимым, более того, что оно является жилым помещением, обратила внимание на то, что согласно ст. 225 ГК РФ у муниципалитета имеется право, а не обязанность, признавать или нет бесхозяйное недвижимое имущество собственностью муниципального образования, согласилась, что администрация г.п. Белый Яр является надлежащим ответчиком по данному делу.

Представитель третьих лиц на стороне истца, не заявляющих самостоятельные требования, ФИО2 позицию истца поддержал.

Выслушав объяснения сторон, представителя третьих лиц, рассмотрев и проанализировав материалы дела, суд пришел к следующему.

Судом установлено, что предметом спора является временное строение, расположенное по адресу: <адрес> справки Сургутского отделения филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - федеральное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ Данное строение не зарегистрировано, на техническом учете не состоит. Согласно сообщению Сургутского отделения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ХМАО-Югре сведения о регистрации права на этот объект, а так же на земельный участок, расположенный по данному адресу в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество - отсутствуют. В реестре муниципального имущества МО Сургутский район жилое помещение по спорному адресу не значится. Согласно информации представленной администрацией г.п. Белый Яр строение по <адрес> является приспособленным для проживания граждан помещением (балком), земельный участок под его строительство не выделялся.

На основании ч. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ (ред. от 08.06.2015) «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения.

Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016), к вопросам местного значения городского поселения относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.

Согласно ч. 10 ст. 85 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ, органы местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований являются правопреемниками органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, осуществлявших на территориях указанных муниципальных образований полномочия по решению вопросов местного значения. Имущественные обязательства органов местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований, возникают в силу правопреемства, определяются передаточным (разделительным) актом.

В силу указанных норм, органом местного самоуправления на территории пгт. Белый Яр, которому принадлежат права, предусмотренные ст. 225 ГК РФ, в отношении бесхозяйного недвижимого имущества, расположенного по адресу: <адрес> является администрация г.п. Белый Яр, в связи с чем, данная администрация является надлежащим ответчиком по данному делу, что не оспаривалось его представителем.

Согласно ч. 3 ст. 218 ГК РФ, в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.

Согласно ст. 225 ГК РФ, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Из смысла указанных норм следует, что орган местного самоуправления, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, на территории которого находится бесхозяйная вещь, вправе по собственной воле инициировать постановку на учет бесхозяйной вещи в органе, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, а по истечении года, он же вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Возложение обязанности по совершению указанных действий на орган местного самоуправления ч. 3 ст. 218 и ст. 225 ГК РФ не предусмотрено.

Согласно ч. 2 ст. 307 ГК РФ, обязательства возникают из договоров и других сделок, вследствие причинения вреда, вследствие неосновательного обогащения, а также из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.

В данном случае, какие-либо договоры, соглашения, а также нормы гражданского Кодекса РФ, которые бы обязывали орган местного самоуправления поставить на регистрационный учет недвижимую вещь, как бесхозяйное имущество, а также принять ее в муниципальную собственность, отсутствуют.

Таким образом, законные основания для возложения на ответчика обязанности по регистрации и принятию в муниципальную собственность бесхозяйного имущества у суда отсутствуют.

Кроме того, в своих требованиях истец просил признать право за муниципальным образованием на бесхозяйную недвижимую вещь земельный участок и дом.

Статьей 16 ЖК РФ к жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома, квартира, часть квартиры, комната.

Согласно ч. 3 ст. 15 ЖК РФ порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти в соответствии с ЖК РФ, другими федеральными законами.

В п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 года №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении ЖК РФ» также разъяснено, что порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, а также порядок признания жилого помещения непригодным для проживания устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти в соответствии с ЖК РФ, другими федеральными законами (части 3, 4 статьи 15 ЖК РФ).

Признать помещение жилым возможно только в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47.

Данное Положение содержит требования, которым должно отвечать жилое помещение (гл.2), и порядок признания помещения жилым помещением (гл.4), который предусматривает, что межведомственная комиссия, на основании заявления собственника или заявления гражданина (нанимателя) проводит оценку соответствующего помещения установленным в настоящем Положении требованиям и по результатам работы принимает решение о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению.

Согласно п. 7 вышеуказанного Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Таким образом, действующим законодательством установлен порядок признания помещения жилым и определены органы, на которые возложена эта обязанность.

В силу ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В данном случае, истцом не предоставлено доказательств того, что строение (дом) признано в установленном законом порядке жилым.

При таких обстоятельствах, суд полагает требования ФИО1 не законными и не обоснованными, в связи с чем, не подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, через Сургутский районный суд.

Председательствующий А.Л. Алешков