Пугачевский районный суд Саратовской области Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Пугачевский районный суд Саратовской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2- 104(4) 2011 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
7 апреля 2011 года с. Перелюб.
Судья Пугачевского районного суда (4) Саратовской области Горбань Е.Г.,
при секретаре Глазковой О.С.,
с участием помощника прокурора Перелюбского района Сорокина А.В. по доверенности,
представителя заинтересованного лица администрации Молодежного муниципального образования Перелюбского муниципального района Саратовской области Мирнова С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Перелюбского района, Саратовской области в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Перелюбского района, Саратовской области (далее прокурор) обратился в суд с заявлением (в порядке ст. 254 ГПК РФ) в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации Молодежного муниципального образования Перелюбского муниципального района Саратовской области незаконным. В обосновании своих требований прокурор указал, что прокуратурой Перелюбского района проведена проверка исполнения требований пожарной безопасности в деятельности поднадзорных органов местного самоуправления. В ходе проверки выявлены нарушения указанного законодательства в деятельности администрации Молодежного муниципального образования Перелюбского муниципального района Саратовской области. Проверка показала, что отделением ОНД по Перелюбскому району при проверках неоднократно выявлялись нарушения противопожарного законодательства в администрации Молодежного муниципального образования, часть из которых не устранены. Так до настоящего времени остались не устраненными следующие нарушения законодательства о пожарной безопасности: входящие в состав Молодежного муниципального образования сельские населенные пункты не обеспечены пожарными мотопомпами для целей пожаротушения ; на территории муниципального образования не обеспечен беспрепятственный проезд пожарной техники к с. Гусарка в любое время года ; условия для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах на территории Молодежного муниципального образования не созданы. Социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами, не осуществляется ; работа по созданию в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах муниципального образования и на прилегающих к ним территориях проводится. Надлежащее состояние источников противопожарного водоснабжения не обеспечено ; естественные водоисточники Молодежного муниципального образования (с. Гусарка) не оборудованы подъездами с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 м. для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года ; у водоемов, а также по направлению движения к ним не установлены соответствующие указатели ; дороги и подъезды к источникам противопожарного водоснабжения Молодежного муниципального образования не обеспечивают проезд пожарной техники к ним в любое время года. Кроме того, в силу ст. 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 № 69-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности. Организация большинства из названных мероприятий администрацией Молодежного муниципального образования не обеспечена. Выявленные нарушения недопустимы, в связи с чем подлежат устранению. Прокуратурой района уже обращалось внимание на выявленные нарушения в сфере противопожарной безопасности, однако, действенных мер по изменению ситуации не принято. То есть неисполнение администрацией законодательства о пожарной безопасности может привести к причинению вследствие пожаров вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц - населения, проживающего на территории муниципального образования. Просят признать бездействие администрации Молодежного муниципального образования Перелюбского муниципального района Саратовской области по несоблюдению правил пожарной безопасности незаконным. Обязать администрацию Молодежного муниципального образования Перелюбского муниципального района Саратовской области устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности, а именно: обеспечить пожарными мотопомпами для целей пожаротушения входящие в состав Молодежного муниципального образования сельские населенные пункты; обеспечить беспрепятственный проезд пожарной техники к с. Гусарка Молодежного муниципального образования в любое время года; создать условия для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах на территории Молодежного муниципального образования. Осуществить социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами, провести работу по созданию в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах муниципального образования и на прилегающих к ним территориях. Обеспечить надлежащее состояние источников противопожарного водоснабжения; оборудовать естественные водоисточники Молодежного муниципального образования (с.Гусарка ) подъездами с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года; установить у водоемов, а также по направлению движения к ним соответствующие указатели; обеспечить беспрепятственный проезд пожарной техники к источникам противопожарного водоснабжения Молодежного муниципального образования в любое время года.
В судебном заседании помощник прокурора Перелюбского района Сорокин А.В. заявленные требования прокурора поддержал в полном объеме по изложенным в заявлении обстоятельствам.
Представитель заинтересованного лица - глава Молодежного муниципального образования Перелюбского муниципального района Саратовской области Мирнов С.А. требования прокурора не признал, при этом пояснил, что определенная работа в области соблюдения требований законодательства о пожарной безопасности проводится. Принято постановление об обеспечении первичных мер пожарной безопасности, утверждена целевая программа «Обеспечение первичных мер пожарной безопасности Молодежного муниципального образования на 2011-2013 годы»; принято положение о порядке создания подразделений добровольной пожарной охраны и регистрации добровольных пожарных на территории Молодежного муниципального образования. Данное положение не предусматривает социальное и экономическое стимулирование участие граждан и организаций в добровольной пожарной охране. Устранить все выявленные нарушения, а именно обеспечить населенные пункты мотопомпами, оборудовать пирсы в с.Гусарка, установить указатели у водоемов не представляется возможным из-за отсутствия денежных средств.
Свидетель Овсянников А.Г. пояснил, что он как начальник отделения ОНД по Перелюбскому району проводил проверку соблюдения норм и правил пожарной безопасности в Молодежном муниципальном образовании. В результате которой были выявлены нарушения. Входящие в состав Молодежного муниципального образования сельские населенные пункты Большая Тарасовка, Гусарка не обеспечены пожарными мотопомпами для целей пожаротушения. На территории муниципального образования не обеспечен беспрепятственный проезд пожарной техники к с.Гусарка в любое время года. Необеспеченно надлежащее состояние источников противопожарного водоснабжения. Естественные водоисточники Молодежного муниципального образования в с.Гусарка не оборудованы подъездами с площадками (пирсами) с твердым покрытием. У водоемов, а также по направлению движения к ним не установлены указатели. Дороги и подъезды к источникам противопожарного водоснабжения Молодежного муниципального образования не обеспечивают проезд пожарной техники к ним в любое время года. Указанные нарушения относятся к первичным мерам пожарной безопасности.
Суд, выслушав стороны, свидетеля, изучив материалы дела, приходит к выводу, что заявленные требования прокурора Перелюбского района, подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.
Пункт 9 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относит обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
В соответствии со ст.3 п.9 Устава Молодежного муниципального образования Перелюбского муниципального района Саратовской области к вопросам местного значения поселения относятся обеспечение первичных мер пожарной безопасности.
В соответствии со ст. 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», руководители органов местного самоуправления несут ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством.
Статьей 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» определено, что финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования, является расходным обязательством муниципального образования.
В силу ст. 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 № 69-ФЗ « О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
В соответствии со ст.63 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" первичные меры пожарной безопасности включают в себя: реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением; установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия; обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара; обеспечение связи и оповещения населения о пожаре; организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний; социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.
Согласно ст.ст. 7, 15 Конституции РФ, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.
В силу ст. 1 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 № 5487-1 гражданам Российской Федерации гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и международными нормами и международными договорами Российской Федерации, Конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что администрацией Молодежного муниципального образования Перелюбского муниципального района Саратовской области требования Конституции Российской Федерации и вышеназванных законов не исполняются, чем нарушено право неопределенного круга лиц на жизнь, здоровье и благоприятную окружающую среду.
Из представленных прокурором данных установлено, что отделением ОНД по Перелюбскому району при проверках неоднократно выявлялись нарушения противопожарного законодательства в администрации Молодежного муниципального образования. Из информации начальника отделения ОНД по Перелюбскому району Овсянникова А.Г.о соблюдении органами местного самоуправления муниципальных образований Перелюбского муниципального района Сартоской области требований пожарной безопасности от 28 марта 2011 года следует, что в Молодежном муниципальном образовании имеет место нарушения обеспечения первичных мер пожарной безопасности (л.д.23-28): входящие в состав Молодежного муниципального образования сельские населенные пункты не обеспечены пожарными мотопомпами для целей пожаротушения (ст.ст. 1,4,5,6,151 Федерального закона от 22.07.2008г. № 123-ФЗ «Технический регламент «О требованиях пожарной безопасности», п. 31 ППБ 01-03); на территории муниципального образования не обеспечен беспрепятственный проезд пожарной техники к с. Гусарка в любое время года (ст. 63 Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент «О требованиях пожарной безопасности»); условия для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах на территории Молодежного муниципального образования не созданы. Социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами, не осуществляется (ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», ст. 63 Федерального закона от 22.07.2008г. № 123-ФЗ «Технический регламент «О требованиях пожарной безопасности»); работа по созданию в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах муниципального образования и на прилегающих к ним территориях проводится. Однако надлежащее состояние источников противопожарного водоснабжения не обеспечено (ст.19 Федерального закона от 21.12.1994г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», ст. 63 Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент «О требованиях пожарной безопасности»); естественные водоисточники Молодежного муниципального образования (с. Гусарка) не оборудованы подъездами с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 м. для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года (ст.ст.1, 4.5,6, 151 Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент «О требованиях пожарной безопасности», (п.п. 94, 114 ППБ 01-03); у водоемов, а также по направлению движения к ним не установлены соответствующие указатели (ст.ст. 1,4,5,6, 151 Федерального закона от 22.07.2008г. № 123-ФЗ «Технический регламент «О требованиях пожарной безопасности», (п.90 ППБ 01-03); дороги и подъезды к источникам противопожарного водоснабжения Молодежного муниципального образования не обеспечивают проезд пожарной техники к ним в любое время года (ст.ст.1,4,5,6, 151 Федерального закона от 22.07.2008г. № 123-ФЗ «Технический регламент «О требованиях пожарной безопасности», (п.89 ППБ 01-03).
Прокуратурой района на имя главы Молодежного муниципального образования вносились представления об устранении нарушения законодательства о пожарной безопасности от 17 сентября 2010 года и от 14 февраля 2011 года, однако выявленные нарушения не устранены.
Доводы представителя заинтересованного лица о том, что устранить выявленные нарушения не представляется возможным из-за отсутствия денежных средств, суд не может принять во внимание, поскольку в соответствии со ст.ст. 9, 139, 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, а также инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Доводы представителя заинтересованного лица о том, что администрацией проводится определенная работа в области соблюдения требований законодательства о пожарной безопасности, а именно принято постановление об обеспечении первичных мер пожарной безопасности, утверждена целевая программа «Обеспечение первичных мер пожарной безопасности Молодежного муниципального образования на 2011-2013 годы»; принято положение о порядке создания подразделений добровольной пожарной охраны и регистрации добровольных пожарных на территории Молодежного муниципального образования, суд не может принять во внимание, поскольку указанные действия не свидетельствуют об исполнении органом местного самоуправления в полной мере требований действующего законодательства и не освобождает орган местного самоуправления от обязанности устранения нарушения законодательства о пожарной безопасности.
Неисполнение администрацией законодательства о пожарной безопасности может привести к причинению вследствие пожаров вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц - населения, проживающего на территории муниципального образования.
В соответствии со ст. ст. 11, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Способы зашиты гражданских прав изложены в ст. 12 Гражданского ко_декса Российской Федерации. В их число входит присуждение к исполнению обязанности в натуре.
На основании изложенного, обязание местной администрации исполнить в интересах неопределенного круга лиц нормы федерального законодательства в области пожарной безопасности может быть обеспечено судебным решением.
На основании пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Согласно ст. 78 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.
Однако суд считает, что нет необходимости возлагать на администрацию Молодежного муниципального образования Перелюбского муниципального района Саратовской области обязанности, а именно обеспечить пожарными мотопомпами для целей пожаротушения входящие в состав Молодежного муниципального образования сельские населенные пункты; обеспечить беспрепятственный проезд пожарной техники к с. Гусарка Молодежного муниципального образования в любое время года; создать условия для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах на территории Молодежного муниципального образования. Осуществить социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами, провести работу по созданию в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах муниципального образования и на прилегающих к ним территориях. Обеспечить надлежащее состояние источников противопожарного водоснабжения; оборудовать естественные водоисточники Молодежного муниципального образования (с.Гусарка) подъездами с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 м. для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года; установить у водоемов, а также по направлению движения к ним соответствующие указатели; обеспечить беспрепятственный проезд пожарной техники к источникам противопожарного водоснабжения Молодежного муниципального образования в любое время года поскольку порядок устранения нарушений законодательства о пожарной безопасности относится к компетенции администрации Молодежного муниципального образования Перелюбского муниципального района Саратовской области.
Руководствуясь ст. ст. 194-198, 254,255-257 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Признать бездействие администрации Молодежного муниципального образования Перелюбского муниципального района Саратовской области по несоблюдению правил пожарной безопасности незаконным и обязать администрацию Молодежного муниципального образования Перелюбского муниципального района Саратовской области устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней со дня его вынесения.
Судья -