Дело № 2-104 2018 года РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 09 апреля 2018 года Алуштинский городской суд Республики Крым в составе: председательствующего судьи Реммер М.А., при секретаре – ФИО7, с участием представителей истца – ФИО9, ФИО8, ответчика – ФИО5, рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда <адрес> гражданское дело по иску ФИО2 к ФИО3, ФИО4, ФИО5, об установлении сервитута, установил: ФИО2 обратился в суд с исковыми требованиями к ФИО3, ФИО4, ФИО5 в которых просит установить ему постоянное право ограниченного пользования соседними участками (сервитут), расположенными по адресу: <адрес> и <адрес>, принадлежащими ФИО3 и ФИО4, ФИО5, для обеспечения прохода и проезда через их земельные участки (прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других своих нужд, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута). Исковые требования мотивированны тем, что истец с 2007 года является собственником земельного участка расположенного по адресу: РК, <адрес>. Указанный земельный участок расположен на краю обрыва с южной и юго-восточной стороны, а с других сторон земли, находящиеся в собственности ответчиков. При этом, ФИО4 земельный участок передан в собственность в 2015 году без согласования его границ с собственниками соседних земельных участков, и в частности с ФИО2. Истец обращался к ответчикам с требованием предоставить ему постоянное право ограниченного пользования соседним участком (сервитута) для обеспечения прохода и проезда через их земельные участки (прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других своих нужд, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута), однако, согласия стороны не достигли, тем самым в досудебном порядке урегулировать вопрос не представилось возможным. При этом, истец, как собственник земельного участка, приобретший право на него ранее возникновения права собственности за земельным участком ФИО4 и ФИО5, не может на него пройти и проехать, доставить строительные материалы, провести коммуникации или любым другим способом осуществлять права собственника земельного участка, а существующая дорога находится на земельном участке, переданном в собственность физическому лицу. Представители истца в судебном заседании заявленные исковые требования поддержали по тем же основаниям, кроме того, указали, что с учетом проведенной по делу судебной экспертизы, если суд для обеспечения проезда и прохода к земельному участку расположенному по адресу: РК, <адрес> установит сервитут в отношении земельного участка расположенного по адресу: РК, <адрес> кадастровый №, принадлежащего ФИО10, то интересы ФИО2 будут полностью удовлетворены. Кроме того пояснили, что с учетом выводов судебной экспертизы не против, если суд посчитает нужным установить плату за сервитут. Ответчик ФИО5 в судебном заседании заявленные исковые требования не признала в полном объеме и пояснила, что категорически против установления сервитута в отношении земельного участка, принадлежащего ей на праве собственности, поскольку при установлении сервитута для обеспечения прохода и проезда, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, она не сможет построить на принадлежащем ей земельном участке жилой дом и пользоваться ним надлежащим образом. Ответчики - ФИО3, ФИО4, в судебное заседание не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, причин неявки суду не предоставили. Суд, выслушав представителей истцов, ответчика, изучив материалы дела и исследовав предоставленные сторонами доказательства, считает необходимым исковые требования удовлетворить частично по следующим основаниям. Право на судебную защиту провозглашено в части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому судебную защиту его прав и свобод. Судебной защите подлежат любые права и свободы, в каком бы документе они ни были закреплены - в конституции, отраслевых законах, в других нормативных или локальных правовых актах. Это следует из смысла части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации, согласно которой сам факт перечисления в ней основных прав и свобод не должен толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. Таким образом, право на судебную защиту имеет универсальный характер. В этом смысле часть 1 статья 46 Конституции Российской Федерации находится в полном соответствии с требованиями, сформулированными в статье 8 Всеобщей декларации прав человека: "Каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его прав, предоставленных ему конституцией или законом". Согласно Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом; каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (статья 35). Судом установлено, что ФИО2 является собственником земельного участка площадью 1100 кв. метров, расположенного по адресу: <адрес>, что следует из государственного акта на право собственности на земельный участок серия №№ от ДД.ММ.ГГГГ, кадастровой выписки о земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО4, ФИО5 являются собственниками (по ? доли каждый) земельного участка площадью 800 кв. метров, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №, назначение объекта – земли населенных пунктов – индивидуальное жилищное строительство, что следует из выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ, апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РК от ДД.ММ.ГГГГ, При этом, право собственности на земельный участок площадью 800 кв. метров, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый №, первоначально возникло за ФИО4 на основании постановления Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «О предоставлении земельного участка бесплатно в собственность гражданину ФИО4» (л.д.42-62). Кроме того, в ходе судебного разбирательства установлено, что на земельном участке площадью 800 кв. метров, расположенном по адресу: <адрес>, кадастровый №, отсутствуют жилой дом, строения и сооружения, земельный участок не застроен. Собственником земельного участка, площадью 750 кв. метров, находящегося по адресу: <адрес>, кадастровый №, категория земель – земли населенных пунктов, с разрешенным использованием – для индивидуального жилищного строительства, является ФИО3, что следует из договора купли-продажи земельного участка и жилого дома реестровый № от ДД.ММ.ГГГГ, выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, справки Маломаякского территориального органа Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№. Кроме того, на земельном участке площадью 750 кв. метров, находящемся по адресу: <адрес>, кадастровый №, расположен жилой дом, в литере А, общей площадью 247,5 кв. метров, находящийся по адресу: <адрес>, кадастровый №, что следует из договора купли-продажи земельного участка и жилого дома реестровый № от ДД.ММ.ГГГГ, выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 103-106). Согласно ч.1, 5, 6 ст. 23 ЗК Российской Федерации, сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством. Осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен. Собственник земельного участка, обремененного сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено федеральными законами. В соответствии с ч. 1, 5 ст. 274 ГК Российской Федерации, собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута). Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута. Собственник участка, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком. Согласно п. 2 Определения Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1286-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Открытого акционерного общества "Центральные заготовительные мастерские" на нарушение конституционных прав и свобод абзацем первым пункта 1 статьи 10 и абзацем вторым пункта 1 статьи 274 Гражданского кодекса Российской Федерации", абзац второй пункта 1 статьи 274 ГК Российской Федерации, содержащий условия, при которых может быть установлен сервитут, направлен на поддержание баланса между интересами собственника земельного участка и нуждами других лиц, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута. При этом и возможность установления сервитута как права ограниченного пользования соседним участком и пределы такого пользования должны определяться судами в рамках их дискреционных полномочий с учетом фактических обстоятельств конкретного дела, заслуживающих внимания доводов сторон, а также исходя из общеправового принципа справедливости. Согласно разъяснениям, содержащимся в Постановлении Президиума ВАС РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 16033/12 по делу N А64-3894/2010, ГК Российской Федерации предполагает исследование судом по иску лица, требующего установления сервитута (пункт 3 части 274 Кодекса), всех возможных путей проезда к недвижимому имуществу (господствующей вещи) и не ограничивает количество таких альтернативных вариантов. Задачей суда является выбор варианта, наиболее экономичного (менее затратного) для собственника господствующей вещи и наименее обременительного для собственника служащего земельного участка, то есть соблюдение баланса интересов сторон. Важнейшим критерием установления сервитута являются требования законности, разумности, справедливости и целесообразности его установления для обеспечения нормальной эксплуатации недвижимости. В соответствии с ч. 1 ст. 79 ГПК Российской Федерации, при возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства, ремесла, суд назначает экспертизу. Согласно ч. 2 ст. 86 ГПК Российской Федерации, заключение эксперта должно содержать подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответы на поставленные судом вопросы. В случае, если эксперт при проведении экспертизы установит имеющие значение для рассмотрения и разрешения дела обстоятельства, по поводу которых ему не были поставлены вопросы, он вправе включить выводы об этих обстоятельствах в свое заключение. Согласно заключения эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ, обеспечить проезд и проход к земельному участку кадастровый №, расположенному по адресу: <адрес>, принадлежащему ФИО2, без установления сервитута в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №, принадлежащего ФИО3 возможно (п.2). Кроме того, в исследовательской части судебной экспертизы также указано, что при проведении визуального осмотра земельного участка, принадлежащего ФИО3 установлено, что в его границах расположен индивидуальный жилой дом, принадлежащий на праве частной собственности ФИО3 Минимальное расстояние от стен данного жилого дома до границы земельного участка составляет округленно 5,00 метров. Поскольку минимальное расстояние от внутреннего края проезда до строений должно составлять 5,00 метров согласно вышеизложенным номам (СП 4.131309.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решением»; свод правил СП 42.13330.2016 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений». Актуализированная редакция СНИА ДД.ММ.ГГГГ-89 (утв. Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№)), то организация проезда к земельному участку, принадлежащему ФИО2 вдоль западной границы земельного участка ФИО3 невозможна. <адрес>а к земельному участку ФИО2 через земельный участок ФИО3 вдоль его юго-восточной границы не представляется возможным в связи со значительным перепадом высот между данными земельными участками. Максимальная высота подпорной стены между данными земельными участками составляет 2,90 см. Кроме того, вдоль северо-восточной границы земельного участка ФИО3 проходит газопровод, в связи с чем, организация проезда вдоль юго-восточной границы земельного участка ФИО3 без переноса газопровода не представляется возможной. На основании изложенного, с учетом выводов эксперта, имеющего специальные познания в сфере землеустройства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований об установлении сервитута путем обременения участка принадлежащего ФИО3 для обеспечения проезда и проход к земельному участку кадастровый №, расположенному по адресу: <адрес>, принадлежащему ФИО2. Согласно п.1.3 заключения эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ, обеспечить проезд и проход к земельному участку кадастровый №, расположенному по адресу: <адрес>, принадлежащему ФИО2, без установления сервитута в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №, принадлежащего ФИО4 и ФИО5 невозможно. Установление сервитута возможно при условии углубления существующего подземного кабеля электропередач, пересекающего проектируемый проезд, и прокладки его трубе (в случае установления правовой принадлежности данного кабеля). Площадь земельного участка, подлежащего обременению сервитутом составляет 141,00 кв. метров, границы определены по рисунку №, таблица №. Установление такого сервитута не повлечет лишение возможности собственника (ФИО4 и ФИО5) использовать земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый №, в соответствии с разрешенным использованием. Возможна плата за сервитут с учетом соразмерности материальной выгоде, которую могли бы получить ФИО4, ФИО5, если бы земельный участок не был обременен сервитутом, составляет 2401,07 рублей в год. Величина затрат ФИО2 на обустройство участка для проезда и прохода не влияет на величину соразмерной платы за сервитут поскольку обустройство данного проезда (прохода) находится в интересах ФИО2, а не собственников земельных участков, подлежащих обременению. При этом, из письма-ответа <адрес> электрических сетей Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымэнерго» от ДД.ММ.ГГГГ№ следует, что в ответ о предоставлении информации по схеме электрических сетей по району расположения земельного участка площадью 1100 кв. метров, расположенного по адресу: <адрес>, сообщают, что электрические сети находящиеся на балансе и обслуживании Алуштинского РЭС по данному адресу отсутствуют. Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. В соответствии с ч. 1 ст. 57 ГПК Российской Федерации, доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. Суд вправе предложить им представить дополнительные доказательства. В случае, если представление необходимых доказательств для этих лиц затруднительно, суд по их ходатайству оказывает содействие в собирании и истребовании доказательств. Из толкования указанных норм процессуального права следует, что сторона обязана доказать те обстоятельства на которые она ссылается, а суд в свою очередь лишь по ходатайству оказывает содействие в собирании и истребовании доказательств, тем самым суд как арбитр не может сам выступать стороной по делу и осуществлять сбор, выяснение наличия доказательств по рассматриваемому спору. При этом, в ходе судебного разбирательства суду не предоставлено относимых, допустимых и достаточных доказательств подтверждающих принадлежность указанного подземного кабеля электропередач истцу, либо ответчикам, законности и отсутствия самовольности прокладки данной линии. В то же время, установление сервитута для обеспечения проезда и прохода к земельному участку истца с учетом углубления существующего подземного кабеля, нарушит права и интересы его собственника. Кроме того, в ходе проведения судебной экспертизы, при выходе эксперта на место установлено, что выше северной границы земельного участка, принадлежащего ФИО4 и ФИО5 расположен трансформаторный пункт. В соответствии с п. 2.3.1. "Правил устройства электроустановок (ПУЭ). Шестое издание" (утв. Главтехуправлением, Госэнергонадзором Минэнерго СССР ДД.ММ.ГГГГ), настоящая глава Правил распространяется на кабельные силовые линии до 220 кВ, а также линии, выполняемые контрольными кабелями. Кабельные линии более высоких напряжений выполняются по специальным проектам. Дополнительные требования к кабельным линиям приведены в гл. 7.3, 7.4 и 7.7. В соответствии с п. 2.3.2. "Правил устройства электроустановок (ПУЭ). Шестое издание" (утв. Главтехуправлением, Госэнергонадзором Минэнерго СССР ДД.ММ.ГГГГ), кабельной линией называется линия для передачи электроэнергии или отдельных импульсов ее, состоящая из одного или нескольких параллельных кабелей с соединительными, стопорными и концевыми муфтами (заделками) и крепежными деталями, а для маслонаполненных линий, кроме того, с подпитывающими аппаратами и системой сигнализации давления масла. Согласно п. ДД.ММ.ГГГГ. "Правил устройства электроустановок (ПУЭ). Шестое издание" (утв. Главтехуправлением, Госэнергонадзором Минэнерго СССР ДД.ММ.ГГГГ), над подземными кабельными линиями в соответствии с действующими правилами охраны электрических сетей должны устанавливаться охранные зоны в размере площадки над кабелями: для кабельных линий выше 1 кВ по 1 м с каждой стороны от крайних кабелей. В соответствии с п. ДД.ММ.ГГГГ. "Правил устройства электроустановок (ПУЭ). Шестое издание" (утв. Главтехуправлением, Госэнергонадзором Минэнерго СССР ДД.ММ.ГГГГ), при прокладке кабельных линий непосредственно в земле кабели должны прокладываться в траншеях и иметь снизу подсыпку, а сверху засыпку слоем мелкой земли, не содержащей камней, строительного мусора и шлака. Кабели на всем протяжении должны быть защищены от механических повреждений путем покрытия при напряжении 35 кВ и выше железобетонными плитами толщиной не менее 50 мм; при напряжении ниже 35 кВ - плитами или глиняным обыкновенным кирпичом в один слой поперек трассы кабелей; при рытье траншеи землеройным механизмом с шириной фрезы менее 250 мм, а также для одного кабеля - вдоль трассы кабельной линии. Применение силикатного, а также глиняного пустотелого или дырчатого кирпича не допускается. При прокладке на глубине 1 - 1,2 м кабели 20 кВ и ниже (кроме кабелей городских электросетей) допускается не защищать от механических повреждений. Кабели до 1 кВ должны иметь такую защиту лишь на участках, где вероятны механические повреждения (например, в местах частых раскопок). Асфальтовые покрытия улиц и т.п. рассматриваются как места, где разрытия производятся в редких случаях. Для кабельных линий до 20 кВ, кроме линий выше 1 кВ, питающих электроприемники I категории <*>, допускается в траншеях с количеством кабельных линий не более двух применять вместо кирпича сигнальные пластмассовые ленты, удовлетворяющие техническим требованиям, утвержденным Минэнерго СССР. Не допускается применение сигнальных лент в местах пересечений кабельных линий с инженерными коммуникациями и над кабельными муфтами на расстоянии по 2 м в каждую сторону от пересекаемой коммуникации или муфты, а также на подходах линий к распределительным устройствам и подстанциям в радиусе 5 м. Согласно п. ДД.ММ.ГГГГ. "Правил устройства электроустановок (ПУЭ). Шестое издание" (утв. Главтехуправлением, Госэнергонадзором Минэнерго СССР ДД.ММ.ГГГГ), глубина заложения кабельных линий от планировочной отметки должна быть не менее: линий до 20 кВ - 0,7 м; 35 кВ - 1 м; при пересечении улиц и площадей независимо от напряжения - 1 м. Согласно п. ДД.ММ.ГГГГ. "Правил устройства электроустановок (ПУЭ). Шестое издание" (утв. Главтехуправлением, Госэнергонадзором Минэнерго СССР ДД.ММ.ГГГГ), при пересечении кабельными линиями железных и автомобильных дорог кабели должны прокладываться в туннелях, блоках или трубах по всей ширине зоны отчуждения на глубине не менее 1 м от полотна дороги и не менее 0,5 м от дна водоотводных канав. При отсутствии зоны отчуждения указанные условия прокладки должны выполняться только на участке пересечения плюс по 2 м по обе стороны от полотна дороги. В соответствии с п. ДД.ММ.ГГГГ. "Правил устройства электроустановок (ПУЭ). Шестое издание" (утв. Главтехуправлением, Госэнергонадзором Минэнерго СССР ДД.ММ.ГГГГ), при пересечении кабельными линиями въездов для автотранспорта во дворы, гаражи и т.д. прокладка кабелей должна производиться в трубах. Таким же способом должны быть защищены кабели в местах пересечения ручьев и канав. При этом, истцом и его представителями не предоставлено относимых, допустимых и достаточных доказательств подтверждающих возможность углубления существующего кабеля электропередач, пересекающего проектируемый проезд, и прокладки его трубе для установления сервитута, с соблюдением указанных выше требований "Правил устройства электроустановок (ПУЭ). Шестое издание" (утв. Главтехуправлением, Госэнергонадзором Минэнерго СССР ДД.ММ.ГГГГ). Кроме того, в соответствии со ст. 89 ЗК Российской Федерации, в целях обеспечения деятельности организаций и объектов энергетики могут предоставляться земельные участки для: размещения объектов электросетевого хозяйства и иных определенных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике объектов электроэнергетики. Для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категорий земель, в состав которых входят эти земельные участки. Порядок установления таких охранных зон для отдельных видов объектов и использования соответствующих земельных участков определяется Правительством Российской Федерации. Надзор за соблюдением особых условий использования земельных участков в границах охранных зон объектов электроэнергетики осуществляется федеральным органом исполнительной власти, на который возложены функции по федеральному государственному энергетическому надзору. В соответствии с п. 1-4 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон (Утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 160), настоящие Правила определяют порядок установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства (далее - охранные зоны), а также особые условия использования земельных участков, расположенных в пределах охранных зон (далее - земельные участки), обеспечивающие безопасное функционирование и эксплуатацию указанных объектов. В охранных зонах в целях обеспечения безопасных условий эксплуатации и исключения возможности повреждения линий электропередачи и иных объектов электросетевого хозяйства устанавливаются особые условия использования территорий. Границы охранных зон определяются в соответствии с настоящими Правилами. Земельные участки у их собственников, землевладельцев, землепользователей или арендаторов не изымаются. В соответствии с Требованиями к границам установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства (Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон (Утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 160), охранные зоны устанавливаются: вдоль подземных кабельных линий электропередачи - в виде части поверхности участка земли, расположенного под ней участка недр (на глубину, соответствующую глубине прокладки кабельных линий электропередачи), ограниченной параллельными вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии электропередачи от крайних кабелей на расстоянии 1 метра (при прохождении кабельных линий напряжением до 1 киловольта в городах под тротуарами - на 0,6 метра в сторону зданий и сооружений и на 1 метр в сторону проезжей части улицы) (п. б) Согласно п. 6 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон (Утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 160), границы охранной зоны в отношении отдельного объекта электросетевого хозяйства определяются организацией, которая владеет им на праве собственности или ином законном основании (далее - сетевая организация). Сетевая организация обращается в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный энергетический надзор, с заявлением о согласовании границ охранной зоны в отношении отдельных объектов электросетевого хозяйства и представленными в виде электронного документа и в бумажном виде сведениями о границах охранной зоны, которые должны содержать текстовое и графическое описания местоположения границ такой зоны, а также перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости. Решение о согласовании границ охранной зоны принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный энергетический надзор, в течение 15 рабочих дней со дня поступления указанных заявления и сведений. После согласования границ охранной зоны федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный энергетический надзор, направляет в течение 5 рабочих дней в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в решении о согласовании границ охранной зоны в отношении отдельных объектов электросетевого хозяйства, включая их наименование и содержание ограничений использования объектов недвижимости в их границах, с приложением текстового и графического описаний местоположения границ такой зоны, а также перечня координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости, на основании которого указанный федеральный орган исполнительной власти принимает решение о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о границах охранной зоны. Охранная зона считается установленной с даты внесения в документы государственного кадастрового учета сведений о ее границах. При этом, истцом и его представителями не предоставлено суду относимых, допустимых и достаточных доказательств подтверждающих наличие установленной охранной зоны по отношении к подземной кабельной линии электропередач, в связи с чем суд приходит к выводу к невозможности установления сервитута по п. 1 выводов судебной экспертизы – заключение № от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с заключением эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ, обеспечить прокладку и эксплуатацию линий электропередачи и связи, к земельному участку кадастровый №, расположенному по адресу: РК, <адрес>, принадлежащему ФИО2, без установления сервитута в отношении земельного участка, расположенного по адресу: РК, <адрес>, кадастровый №, принадлежащего ФИО3 возможно (п.5 выводов). Кроме того, данное заключение содержит в себе вывод о том, что подземный кабель электропередачи должен быть расположен на расстоянии 1 метра от проектируемой дороги чрез земельный участок ФИО4, ФИО5 поскольку вдоль границы земельного участка ФИО3, смежной с земельным участком ФИО2. П.В. установлена подпорная стена, то прокладка подземного электрического кабеля через земельный участок ФИО3 потребует частичного разрушения данной конструкции, что может повлечь за собой полное разрушение подпорной стены и активизацию процесса движения грунта. Обеспечить прокладку и эксплуатацию линий электропередачи и связи, к земельному участку кадастровый №, расположенному по адресу: <адрес>, принадлежащему ФИО2, без установления сервитута в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №, принадлежащего ФИО4 и ФИО5 возможно только в случае если в отношении данного земельного участка не будет установлен сервитут на право проезда к земельному участку кадастровый №. Площадь земельного участка, подлежащего обременению сервитутом составляет 71 кв. метр. Границы смотреть в исследовательской части (рис. 16, таблица №). Установление такого сервитута не повлечет лишение возможности собственника (ФИО4 и ФИО5) использовать земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый №, в соответствии с разрешенным использованием. Также в исследовательской части предложены варианты установления сервитута на право прокладки линии электропередачи и связи в случае, если через земельный участок кадастровый № не будет устроен проезд к земельному участку кадастровый № (см. варианты №№,3, рис. №№,18, таблицы №№,4). Площадь земельного участка, подлежащего обременению сервитутом в соответствии с вариантом № составляет 121,00 кв. метров (воздушная линия). Площадь земельного участка, подлежащего обременению сервитутом в соответствии с вариантом № составляет 57,00 кв. метров (подземная линия). Установить возможные варианты прокладки и эксплуатации трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, к земельному участку кадастровый №, расположенному по адресу: <адрес>, принадлежащему ФИО2, не представляется возможным, в связи с отсутствием необходимых для исследования документальных материалов. Возможная плата за сервитут с учетом соразмерности материальной выгоде, которую могли бы получить ФИО4, ФИО5, если бы земельный участок не был обременен сервитутом, установленным в соответствии с вариантом №, составляет 1209,05 рублей в год. Возможная плата за сервитут с учетом соразмерности материальной выгоде, которую могли бы получить ФИО4, ФИО5, если бы земельный участок не был обременен сервитутом, установленным в соответствии с вариантом №, составляет 2060,50 рублей. Возможная плата за сервитут с учетом соразмерности материальной выгоде, которую могли бы получить ФИО4, ФИО5, если бы земельный участок не был обременен сервитутом, установленным в соответствии с вариантом №, составляет 970,65 рублей в год. Величина затрат ФИО2 на обустройство участка для прокладки линий электропередач и связи не влияет на величину соразмерной платы за сервитут поскольку обустройство данного участка находится в интересах ФИО2, а не собственников земельных участков, подлежащих обременению (п. 4, 6 выводов). Кроме того, из акта осмотра зеленых насаждений № от ДД.ММ.ГГГГ, составленного Муниципальным унитарным предприятием городского округа Алушта Республики Крым «Управление благоустройства города и капитального строительства» следует, что по обращению ФИО3 осуществлен осмотр зеленых насаждений в <адрес>, на предполагаемом подъездном пути к земельным участкам по <адрес>, в районе <адрес>, в том числе установлено наличие растений, внесенных в Красную Книгу. При этом, заключение эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ составлено в том числе и с учетом, наличия зеленых насаждений на предполагаемом подъездном пути к земельным участкам по <адрес>, в районе <адрес>. Как установлено ранее, земельный участок, принадлежащий на праве собственности ФИО2 имеет разрешенное использование – для индивидуального жилищного строительства, на нем в настоящее время отсутствует какое-либо строение (сооружение). Согласно ч. 2 ст.16 ЖК Российской Федерации, жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании. В соответствии с п. 5, 9, 12 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", жилым помещением признается: жилой дом - индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в нем. Жилые помещения должны располагаться преимущественно в домах, расположенных в жилой зоне в соответствии с функциональным зонированием территории. Жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных. В соответствии с ч. 9 ст. 51 ГрК Российской Федерации, в целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр. Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы следующие документы: 1) правоустанавливающие документы на земельный участок; 2) градостроительный план земельного участка, выданный не ранее чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство; 3) схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства; 4) описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства в случае, если строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства планируется в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения, за исключением случая, предусмотренного частью 10.2 настоящей статьи. Описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства включает в себя его описание в текстовой форме и графическое описание. Описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства в текстовой форме включает в себя указание на параметры объекта индивидуального жилищного строительства, цветовое решение его внешнего облика, планируемые к использованию строительные материалы, определяющие внешний облик такого объекта, а также описание иных характеристик такого объекта, требования к которым установлены градостроительным регламентом в качестве требований к архитектурным решениям объекта капитального строительства. Графическое описание представляет собой изображение внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства, включая его фасады и конфигурацию объекта. В соответствии с ч.ч.1,3,6 ст. 55 ГрК Российской Федерации, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимы следующие документы: 6) документ, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и подписанный лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда, а также лицом, осуществляющим строительный контроль, в случае осуществления строительного контроля на основании договора), за исключением случаев осуществления строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства; 7) документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии); 8) схема, отображающая расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанная лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда), за исключением случаев строительства, реконструкции линейного объекта; 9) заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора) о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, заключение федерального государственного экологического надзора в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 настоящего Кодекса; 13) подготовленные в электронной форме текстовое и графическое описания местоположения границ охранной зоны, перечень координат характерных точек границ такой зоны в случае, если подано заявление о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства, являющегося объектом электроэнергетики, системы газоснабжения, транспортной инфраструктуры, трубопроводного транспорта или связи, и если для эксплуатации этого объекта в соответствии с федеральными законами требуется установление охранной зоны. Местоположение границ такой зоны должно быть согласовано с органом государственной власти или органом местного самоуправления, уполномоченными на принятие решений об установлении такой зоны (границ такой зоны), за исключением случаев, если указанные органы являются органами, выдающими разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. Основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию является: отсутствие документов, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи. В соответствии с п. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации, осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц, защита права собственности и иных вещных прав должна осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем, чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех участников гражданского оборота (не только собственников, но и иных лиц). Данная норма права также нашла свое отражение в п. 9 Обзора судебной практики по делам об установлении сервитута на земельный участок, утвержденного Президиумом Верховного суда РФ ДД.ММ.ГГГГ. Согласно п. 10 Обзора судебной практики по делам об установлении сервитута на земельный участок, утвержденного Президиумом Верховного суда РФ ДД.ММ.ГГГГ, удовлетворяя исковые требования об установлении сервитута, суд должен определить все условия, на которых он устанавливается, а именно: сведения о земельных участках, для обеспечения использования которого установлен сервитут и который обременен сервитутом, содержание сервитута, вид сервитута, сферу действия, срок, условия о плате, виды работ, если сервитут устанавливается для проведения ремонтных и иных работ, и пр. На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что рассматриваемый случай является исключительным, есть необходимость установить в пользу ФИО2 постоянное право ограниченного пользования (сервитут) в отношении земельного участка расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый № принадлежащего на праве собственности ФИО4 и ФИО5, площадью 57 кв. метров (подземная линия) (вариант № - рисунок №, таблица № исследовательской части заключения эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ) для обеспечения прокладки и эксплуатации линий электропередач и связи, к земельному участку, принадлежащему на праве собственности ФИО2, установить ФИО2 плату за сервитут в пользу ФИО4 и ФИО5 в размере по 485 (четыреста восемьдесят пять) рублей 33 копеек в год каждому, поскольку для реализации права истца на строительство по разрешенному использованию на принадлежащем ему земельном участке, в том числе получения разрешения на строительство жилого дома и ввод его в эксплуатацию, необходимо наличие сетей инженерно-технического обеспечения (линий электропередач и связи). Кроме того, определяемый сервитут должен быть установлен, поскольку у ФИО2 отсутствует реальная возможность реализовать свое право пользования принадлежащим ему земельным участком по его целевому назначению; право собственности у ФИО4 (2015 год) на смежный земельный участок возникло после возникновения права собственности на землю у ФИО2; вариант сервитута является менее обременителен для ФИО4 и ФИО5 как собственников земельного участка расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №. Установленный сервитут должен быть платным, для реализации прав ФИО4 и ФИО5 в связи с наложенным ограничением земельного участка. При этом, судом не принимаются во внимание доводы ФИО5 о том, что при установлении данного сервитута в отношении принадлежащего ей земельного участка она не сможет использовать земельный участок по целевому назначению – для строительства жилого дома, поскольку согласно п. 1.1 Решения Алуштинского горсовета Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N 31/2 "Об утверждении Правил землепользования и застройки на часть территории муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым" (далее- Правила), настоящие Правила в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации предусматривают на части территорий муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым систему регулирования землепользования и застройки, которая основана на градостроительном зонировании - делении всей территории в границах городского округа Алушты на территориальные зоны с установлением для каждой из них единого градостроительного регламента по видам и предельным параметрам разрешенного использования земельных участков в границах этих территориальных зон, для защиты прав граждан и обеспечения равенства прав физических и юридических лиц в процессе реализации отношений, возникающих по поводу землепользования и застройки, обеспечения открытой информации о правилах и условиях использования земельных участков, осуществления на них строительства и реконструкции, контроля соответствия градостроительным регламентам строительных намерений застройщиков, завершенных строительством объектов и их последующего использования. Согласно ч. 2 ст. 13 указанных Правил, малоэтажная жилая застройка "Для индивидуального жилищного строительства" (код - 2.1). В данном виде использования земельных участков разрешается: размещение индивидуального жилого дома (дом, пригодный для постоянного проживания, высотой не выше трех надземных этажей). Согласно п. 2 ч. 5 ст. 15 указанных Правил, при предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной и государственной собственности, для строительства индивидуального жилого дома устанавливаются следующие размеры земельных участков: для индивидуального жилищного строительства в городах и поселках городского типа - от 0,05 га до 0,08 га. Тем самым, при установлении сервитута, площадь земельного участка ФИО5, которую возможно будет использовать в соответствии с видом разрешенного использования будет превышать минимальную площадь, установленную указанным нормативным правовым актом (Правилами), предназначенных для индивидуального жилищного строительства. Тем самым не повлечет лишение возможности ФИО4 и ФИО5 использовать принадлежащий им земельный участок в соответствии с разрешенным использованием. Также судом принимается во внимание, что ответчиками (ФИО4 и ФИО5) не предоставлено суду рабочего проекта на строительство, на принадлежащем им земельном участке; разрешения на строительство, из которых суд мог бы сделать вывод о невозможности реализации ними права использовать земельный участок в соответствии с разрешенным использованием. Разрешая исковые требования об установлении сервитута для прокладки и эксплуатации линий трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд, суд считает, что данные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с заключением эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ, установить возможные варианты прокладки и эксплуатации трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, к земельному участку кадастровый №, расположенному по адресу: <адрес>, принадлежащему ФИО2, не представляется возможным в связи с отсутствием необходимых для исследования документальных материалов. Кроме того, такие документы и не предоставлены суду в ходе судебного разбирательства. Более того, истцом и его представителями суду не предоставлено доказательств необходимости установления сервитута для каких-либо иных нужд, кроме указанных выше. В силу ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 96 данного кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в этой статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано. Из содержания указанных норм следует, что критерием присуждения судебных расходов является вывод суда о правомерности или неправомерности заявленного требования. Вывод суда о правомерности или неправомерности заявленного в суд требования непосредственно связан с выводом суда, содержащимся в резолютивной части его решения (ч. 5 ст. 198 ГПК РФ), о том, подлежит ли заявление удовлетворению, поскольку только удовлетворение судом требования подтверждает правомерность принудительной реализации его через суд и приводит к необходимости возмещения судебных расходов. Если иск удовлетворен частично, то это одновременно означает, что в части удовлетворенных требований суд подтверждает правомерность заявленных требований, а в части требований, в удовлетворении которых отказано, суд подтверждает правомерность позиции ответчика. В соответствии с ч. 1 ст. 88 ГПК Российской Федерации, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. Согласно ст. 94 ГПК Российской Федерации, к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся: суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам; расходы на оплату услуг представителей. Поскольку исковые требования удовлетворены частично, судебные расходы понесенные истцом в виде госпошлины оплаченной при подаче иска в сумме 300 рублей, подлежат взысканию с ФИО5. Кроме того, с ФИО5 в пользу ООО «Институт судебной экспертизы и земельного аудита» подлежат взысканию судебные расходы в сумме 10000 рублей, поскольку судебная экспертиза назначалась по ходатайству ответчика ФИО5 и на основании определения суда от ДД.ММ.ГГГГ подлежала оплате ею же. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.11,12, 194-198 ГПК Российской Федерации, суд решил: исковые требования ФИО2 – удовлетворить частично. Установить в пользу ФИО2 постоянное право ограниченного пользования (сервитут) в отношении земельного участка расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый № принадлежащего на праве собственности ФИО4 и ФИО5, площадью 57 кв. метров (подземная линия) (вариант № - рисунок №, таблица № исследовательской части заключения эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ) для обеспечения прокладки и эксплуатации линий электропередач и связи, к земельному участку, расположенному по адресу: <адрес>, кадастровый №, принадлежащему на праве собственности ФИО2. Установить ФИО2 плату за сервитут в пользу ФИО4 и ФИО5 в размере по 485 (четыреста восемьдесят пять) рублей 33 копеек в год каждому. В удовлетворении остальной части исковых требований ФИО2 – отказать. Взыскать с ФИО5 в пользу ФИО2 судебные расходы в сумме 300 (триста) рублей. Взыскать с ФИО5 в пользу ООО «Институт судебной экспертизы и земельного аудита» судебные расходы в сумме 10000 (десять тысяч) рублей. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Крым, через Алуштинский городской суд Республики Крым в течение месяца со дня его принятия, в порядке предусмотренном ст.321 ГПК Российской Федерации. Полный текст решения суда изготовлен ДД.ММ.ГГГГ. Судья: |