РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 декабря 2015 г. г. Нижневартовск
Нижневартовский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе:
председательствующего судьи Егоровой В.И.,
при секретаре Боцман Е.С.,
с участием истца ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-10401/2015 по исковому заявлению ФИО1 к Департаменту социального развития ХМАО-Югры, Казенному учреждению ХМАО-Югры «Центр социальных выплат» о признании незаконным отказа в присвоении звания «Ветеран труда» и возложении обязанности присвоить звание «Ветеран труда» о возложении обязанности выдать удостоверение,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с иском к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, КУ ХМАО-Югры «Центр социальных выплат» о признании незаконным отказа в присвоении звания «Ветеран труда» и возложении обязанности присвоить звание «Ветеран труда», о возложении обязанности выдать удостоверение, указав в обоснование, что <дата> приказом № он был награжден медалью «За отличие в службе» 3 степени. Данная награда относится к ведомственным наградам Федеральной службы исполнения наказаний, утверждена приказом № от <дата>. Департаментом социального развития ХМАО-Югры было отказано ему в присвоении звания «Ветеран труда», в связи с тем, что медаль «За отличие в службе» 3 степени, которой он награжден, не включена в Перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде РФ. В КУ ХМАО-Югры «Центр социальных выплат» отказывают ему в предоставлении услуг по присвоении звания Ветерана труда.
Просит признать медаль «За отличие в службе 3 степени», ведомственной наградой Федеральной службы исполнения наказаний РФ и признать за ним право на присвоение звания «Ветеран труда»; обязать Департамент социального развития ХМАО-Югры присвоить ему звание «Ветеран труда» и обязать КУ ХМАО-Югры «Центр социальных выплат» оформить надлежащим образом государственную услугу по присвоению звания «Ветеран труда».
Истец в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал.
До рассмотрения дела по существу от представителя ответчика Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по доверенности ФИО2 поступило заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие. Представила письменные возражения относительно заявленных исковых требований, согласно которым, просит отказать истцу в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.
Представитель ответчика КУ ХМАО-Югры «Центр социальных выплат» в судебное заседание не явился, о времени и месте проведения судебного заседания были извещены надлежащим образом.
Суд, выслушав объяснения истца, изучив материалы гражданского дела, приходит к следующему.
В соответствии с ч.2 ст.7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Согласно п.«ж» ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации, вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По смыслу приведенных конституционных положений в их взаимосвязи, социальная функция государства возлагается Конституцией Российской Федерации как на Российскую Федерацию в целом, так и на каждый из субъектов Российской Федерации. Соответственно, органы государственной власти обоих территориальных уровней власти призваны совместно обеспечивать эффективные механизмы социальной защищенности граждан.
Таким образом, участие субъектов Российской Федерации в реализации социальной функции государства путем принятия законодательных решений в сфере социальной защиты граждан, должно быть основано на конституционном разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации и конституционной иерархии нормативных правовых актов, а также соответствовать вытекающим из Конституции Российской Федерации принципам, лежащим в основе социального обеспечения, включая принципы справедливости, равенства, стабильности юридического статуса субъектов социальных прав.
Материалами дела установлено, что на основании приказа Федеральной службы исполнения наказаний от <дата>. за № истец был награжден медалью «За отличие в службе 3 степени».
Из трудовой книжки истца следует, что ФИО1 проходил службу в Управлении Федеральной службы исполнения наказаний по ХМАО-Югре 5 лет 9 месяцев 27 дней (с 20.12.2005г. по 17.10.2011г.). Проходил службу в органах внутренних дел г. Нижневартовска в период с <дата>.
Письмом Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от <дата>., истцу было отказано в присвоении звания «Ветеран труда» со ссылкой на протокол Комиссии по присвоению званий «Ветеран труда», «Ветеран труда ХМАО-Югры» № от <дата>. Отказ связан с тем, что медаль «За отличие в службе 3 степени» не включена в перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», утвержденный постановлением Правительства округа от 06 июня 2005 года № 103-п.
В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (с последующими изменениями и дополнениями) ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда"; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Таким образом, федеральным законодателем определен круг лиц, относящихся к категории ветеранов труда.
Пунктом 3 части 3 статьи 30 Федерального закона N 173-ФЗ от 17 декабря 2001 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что в целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц, под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 г., в которую включаются, в том числе, служба в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формированиях, Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Вооруженных Силах бывшего СССР, органах внутренних дел Российской Федерации.
В страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 настоящего Закона, засчитываются:
1) период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности) (статья 11 Закона).
Статьей 12 указанного Федерального закона предусмотрено, что исчисление страхового стажа, требуемого для приобретения права на трудовую пенсию, производится в календарном порядке.
Поскольку статьей 7 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" в качестве условия присвоения указанного звания не предусмотрено льготное исчисление выслуги лет для назначения пенсии, то исчисление страхового стажа, требуемого для приобретения права на трудовую пенсию, производится в соответствии с пунктом 1 статьи 12 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" - в календарном порядке, и общий трудовой стаж для застрахованных лиц из числа мужчин должен быть не менее 25 лет.
Общий трудовой стаж истца составляет более 25 лет в календарном исчислении, что подтверждается его трудовой книжкой.
В соответствии с п. 4 ст. 7 названного Федерального закона порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Однако, по смыслу этой федеральной нормы под порядком и условиями присвоения звания "Ветеран труда", понимается организационный и правовой механизм реализации (процессуальные основания присвоения звания "Ветеран труда", перечень документов, необходимый для признания лиц ветеранами труда, порядок принятия решения, выдачи удостоверения ветерана труда) присвоения звания "Ветеран труда" в соответствии с требованиями, предъявляемыми пунктом 1 этой статьи, перечень которых является исчерпывающим.
Утверждая порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда", законодатель субъекта Российской Федерации не вправе сужать перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда в соответствии со ст. 7 Федерального закона "О ветеранах".
Отсутствие в утвержденном Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06.06.2005 N 103-п Перечне наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, являющихся основанием для присвоения звания "Ветеран труда" такого ведомственного знака отличия как медаль "За отличие в службе 3 степени" не может являться основанием для отказа в присвоении звания "Ветеран труда" истцу, соответствующему критериям ветерана труда, установленным ст. 7 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" и пп. 2 п. 4 ст. 1 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 07.11.2006 N 115-оз "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре".
Приказом ФСИН РФ от <дата>. № ведомственных наградах Федеральной службы исполнения наказаний, в целях совершенствования практики награждения сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих, работников учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний, граждан Российской Федерации и иностранных граждан учреждена, в том числе, медаль «За отличие в службе» I, II, III степени.
Медаль «За отличие в службе» III степени является ведомственным знаком отличия, которым награждаются сотрудники Федеральной службы исполнения наказаний за добросовестную службу и имеющие соответствующую выслугу лет в календарном исчислении.
Следовательно, не включение медали «За отличие в службе» III степени, которой награжден истец, в Перечень наград, почетных званий ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, являющихся основанием для присвоения звания «Ветеран труда» и предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда, утвержденный Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06 июня 2005 года № 103-п, не может являться основанием для отказа в присвоении истцу звания «Ветеран труда».
В соответствии с постановлением Правительства ХМАО - Югры от 26 июня 2006 года №142-п «О Порядке присвоения званий «Ветеран труда», «Ветеран труда ХМАО – Югры» и выдачи удостоверений», на основании Закона ХМАО - Югры от 07 ноября 2006 года № 115-оз «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в ХМАО – Югре», Департамент социального развития ХМАО - Югры определен уполномоченным исполнительным органом государственной власти ХМАО - Югры, осуществляющим присвоение званий «Ветеран труда», «Ветеран труда ХМАО – Югры».
Таким образом, требования истца о признании за ним права на присвоение звания «Ветеран труда» и возложении обязанности на Департамент социального развития ХМАО-Югры присвоить ему звание «Ветеран труда» – подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч.4 ст.1 Закона ХМАО-Югры «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в ХМАО-Югре» от 07 ноября 2006 года №115-оз, п.1.3 постановления Правительства ХМАО- Югры «О Порядке присвоения званий «Ветеран труда», «Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» и выдачи удостоверений» от 26 июня 2006 года № 142-п, прием документов осуществляется казенным учреждением Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Центр социальных выплат» и его филиалами непосредственно либо многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг. Оформление удостоверения «Ветеран труда» осуществляется управлениями социальной защиты населения Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, удостоверения «Ветеран труда ХМАО – Югры» - Центром социальных выплат. Выдача удостоверений «Ветеран труда» и «Ветеран труда ХМАО – Югры» осуществляется Центром социальных выплат.
Суд полагает требования истца о понуждении КУ ХМАО-Югры «Центр социальных выплат» по оформлению ему звания «Ветеран труда» с выдачей соответствующего удостоверения установленного образца не подлежащими удовлетворению, так как нарушения прав истца КУ ХМАО-Югры «Центр социальных выплат» не имеется, поскольку истцу в присвоении звания «Ветеран труда» и выдаче данного удостоверения отказано не было, то есть требования в данной части заявлены преждевременно.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд,
РЕШИЛ:
Признать за ФИО1, <дата> года рождения, право на присвоение звания «Ветеран труда».
Обязать Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры присвоить звание «Ветеран труда» ФИО1, <дата> года рождения.
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Казенному учреждению ХМАО-Югры «Центр социальных выплат» о выдаче удостоверения, отказать.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в судебную коллегию по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Нижневартовский городской суд.
Судья В.И. Егорова