дело №
23RS0№-65
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 мая 2022 года г. Краснодар
Ленинский районный суд г. Краснодара в составе:
председательствующего судьи Мохового М.Б.,
при секретаре ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к ООО «ТрансМорФлот» о взыскании заработной платы,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2обратился в суд с иском к ООО «ТрансМорФлот» о взыскании задолженности по заработной плате в размере 532 949,31 рублей, денежной компенсации за задержку выплаты заработной платы - 116 535,27 рублей, расходов на репатриацию в размере 7 547 рублей; компенсации морального вреда – 50 000 рублей и судебных расходов на оплату услуг представителя в размере 30 000 рублей.
В обоснование исковых требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ между истцом и ответчиком был заключен трудовой контракт № сроком на 3 месяца. ДД.ММ.ГГГГ, истцом посредством почтовой связи было получено уведомление о расторжении срочного трудового договора в связи с истечением срока его действия с ДД.ММ.ГГГГ.
Исходя из условий трудового контракта, следует: местом работы моряка – является судно «Леди Р», занимаемая должность – капитан (п. 1.1 контракта).
Заработная плата работника (п. 5.1 контракта) состоит из: тарифной ставки - 177 800 рублей; оплаты в выходные и праздничные дни; стимулирующей премии предусмотренной «Положением об оплате труда»; оплаты за особые условия труда. Выплата заработной платы производится путем перечисления денежных средств на расчетный счет моряка каждые 15 дней, а именно 10 и 25 числа месяца, следующего за отчетным.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – истец находился на судне «Леди Р» и выполнял обязанности капитана судна. За этот период Моряком отработано: в апреле – 17 дней, 163 часа, 4 выходных дня, 23 ночных часа, таким образом, заработная плата за апрель составила 172 100,84 рублей; в мае – 27 дней, 354 часа, 10 выходных дней, 44,5 ночных часа, таким образом, заработная плата за май составила 434 045,12 рублей (подробные расчеты представлены в материалы дела).
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец находился дома, будучи сотрудником ООО «ТрансМорФлот». ДД.ММ.ГГГГ в одностороннем порядке работодателем было принято решение о частичной смене экипажа судна, в том числе капитана судна. В соответствии с п. 7.4 контракта Работодатель обязан предоставить работнику работу на судне, указанном в контракте и в должности указанной в контракте. Однако, работой на судне в должности капитана истец в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обеспечен не был. Был вынужден, находится дома в ожидании вызова на судно, не имея возможности устроиться на другую работу, будучи работником ООО «ТрансМорФлот». В связи с чем, период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – является временем простоя, то есть временной приостановкой работы по вине работодателя. В связи с чем, истцом произведен расчет заработной платы за период простоя с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 2/3 заработной платы, размер которой составил 214 262,08 рублей.
Фактически Ответчиком выплачена заработная плата в не полном размере, а именно 311 615,05 рублей, тремя платежами 92 050,81 рублей; 191 853,60 рублей; 27 710,64 рублей, в связи с чем, имеется задолженность по заработной плате в размере 532 949,31 рублей.
В соответствии с п. 7.5 трудового контракта работодатель обязуется обеспечить расходы на репатриацию работника в случаях расторжения договора по инициативе работодателя, таким образом расходы на проезд истца из Санкт-Петербурга (место списания с судна) в Краснодар (прописка по гражданскому паспорта работника) в размере 7 547,00 рублей подлежат взысканию с ответчика.
В связи с тем, что сроки выплаты заработной платы нарушены в пользу истца подлежит взысканию денежная компенсация за задержку выплаты заработной платы. Нарушение трудовых прав работника повлекло причинение истцу морального вреда, который должен быть возмещен работнику.
В ходе рассмотрения гражданского дела, истец ФИО2 и его представитель исковые требования поддержали по изложенным в иске основаниям. В дополнение в материалы дела был представлен письменный анализ работы истца на судне «Леди Р», составленный на основании судового журнала № «Леди Р», письменное мнение на отзыв Ответчика и расчет заработной платы, копии актов судового надзора – акт осмотра судна от ДД.ММ.ГГГГ совместно с докладами о несоответствии ООО «ТрансМорФлот», акт осмотра судна от ДД.ММ.ГГГГ, схемы движения судна с сервиса «Маринтрафик» в период работы ФИО2
В судебное заседание представитель истца не явился, о рассмотрении дела надлежаще извещен.
Представитель ответчика также в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела надлежаще извещен, уважительных причин неявки суду не сообщил, ранее представил возражения на исковое заявление, в которых указал, что истец не имеет право на оплату выходных и праздничных дней в повышенном размере, так как при подписании контракта работник выразил согласие с установленной в организации системой оплаты труда, которая предусматривает, что оплата в выходные и праздничные дни производится в одинарном размере с предоставлением дополнительных дней отдыха. Каких-либо приказов о привлечении работника ФИО2 к сверхурочным работам работодатель не издавал, штат сотрудников был укомплектован в полном составе, у капитана не было оснований выполнять работу сверх установленного времени. Следовательно, отсутствуют основания для их оплаты. В подтверждение доводов ответчика представлены судовые журналы судна «Леди Р» за период с апреля по июль 2021 года, табеля учета рабочего времени составленные ответственным лицом ООО «ТрансМорФлот» ФИО6 за апрель – июль 2021 года. Фактически ФИО2 был списан с борта судна «Леди Р» ДД.ММ.ГГГГ в городе Санкт-Петербург для участия в работе комиссии по проведению служебной проверки по факту выявленных нарушений на судне органами портового надзора на основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ. С приказом № от ДД.ММ.ГГГГ истец был ознакомлен сотрудником ООО «ТрансМорФлот» ФИО10 по телефону. Однако после схода с судна, ФИО2 в ООО «ТрансМорФлот» не прибыл, в работе комиссии участия не принял. Причины не явки не сообщал, на контакт не выходил на телефонные звонки сотрудника отдела кадров ООО «ТрансМорФлот» не отвечал. В связи с неявкой для участия в работе комиссии капитана судна «Леди Р» ФИО2, комиссия продолжила работу по имеющимся материалам. Истцом не представлено доказательств того, что повышающие факторы к начислению заработной платы имелись при работе истца. Согласно табелей учета рабочего времени, которые ведутся в компании ООО «ТрансМорФлот» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ у ФИО2 проставлены «Н», что соответствует термину «Неявка». ДД.ММ.ГГГГФИО2 был уволен из ООО «ТрансМорФлот» в связи с окончанием срока действия контракта. С ним был произведен расчет при увольнении. Таким образом, за период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ заработная плата и расчет при увольнении выплачены полностью. В материалы дела представлены расчетные листы за апрель - май 2021 года, а также платежные поручения о выплате начисленной заработной платы.
Руководствуясь ч. 1 ст. 233 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в порядке заочного производства.
Суд, исследовав представленные доказательства, оценив обстоятельства дела в совокупности, приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований в части по следующим основаниям.
В соответствии с абзацем пятым части 1 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы.
Данному праву работника в силу абзаца седьмого части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации корреспондирует обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в установленные законом или трудовым договором сроки и соблюдать трудовое законодательство, локальные нормативные акты, условия коллективного договора и трудового договора.
Статья 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть 1).
Частью 1 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
По смыслу приведенных норм Трудового кодекса Российской Федерации в их взаимосвязи, заработная плата работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и устанавливается трудовым договором в соответствии с действующей у работодателя системой оплаты труда.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ между ФИО2 и ООО «ТрансМорФлот» был заключен трудовой контракт № сроком на 3 месяца, в соответствии с которым ФИО2 был принят на работу на т/х «Леди Р» в должности капитана.
В соответствии с пунктом 5.1 Трудового контракта № от ДД.ММ.ГГГГ заработная плата работника состоит из: тарифной ставки (оклада) – 117 800 рублей; оплаты в выходные и праздничные дни в одинарном размере, с последующим представлением дополнительных дней отдыха на равное количество календарных дней, суммированных по окончании контракта; стимулирующей премии; оплата за особые условия труда – оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда в размере 4% от тарифной ставки.
Работодатель осуществляет выплату премии по окончанию контракта в размере, порядке, в сроки и на условиях определенных в соответствии с «Положением об оплате труда, материальном стимулировании (премировании) и материальной помощи ООО «ТрансМорФлот». Иные выплаты, определенные «Положением об оплате труда, материальном стимулировании (премировании) и материальной помощи ООО «ТрансМорФлот». Заработная плата моряку выплачивается путем перечисления денежных средств на личный счет моряка в сроки, установленные «Положением об оплате труда, материальном стимулировании (премировании) и материальной помощи ООО «ТрансМорФлот», а именно каждые 15 дней, а именно 10-го и 25-го числа, последующего за отчетным месяцем.
В соответствии с должностной инструкцией капитана, утвержденной генеральным директором ООО «ТрансМорФлот» капитан является высшим должностным и доверенным лицом Государства на судне, руководителем судового экипажа. Он несет полную ответственность за сохранность судна, жизнь находящихся на нем людей, безопасную эксплуатацию судна, безопасность судового персонала, сохранность перевозимого груза, предотвращение загрязнения окружающей морской среды. Капитан управляет судном на основе единоначалия и подчиняется непосредственно генеральному директору компании. В обязанности капитана входит соблюдение трудовой дисциплины на судне и организация судовой службы, а также обеспечение режима труда и отдыха экипажа.
ДД.ММ.ГГГГФИО2 был уволен из ООО «ТрансМорФлот» в связи с окончанием срока действия контракта, указанный документ был получен Истцом посредством почтовой связи ДД.ММ.ГГГГ.
Исходя из представленных ответчиком в материалы дела расчетных листков следует, что заработная плата за апрель 2021 года была начислена исходя из оклада сотрудника за 19 рабочих дней с ДД.ММ.ГГГГ по 30.04.2021г. с начислением доплаты за вредные условия труда (предусмотрена трудовым контрактом) и составила 92 050,81 рублей, которая была выплачена истцу ДД.ММ.ГГГГ платежным поручением 1450 от ДД.ММ.ГГГГ. За май 2021 года – начислена заработная плата исходя из оклада сотрудника за 27 рабочих дней с 01.05.2021г. по 27.05.2021г. с начислением доплаты за вредные условия труда (предусмотрена трудовым контрактом) и составила 191 853,60 рублей, которая была выплачена истцу ДД.ММ.ГГГГ платежным поручением № от 23.06.2021г. За июнь месяц 2021 года – заработная плата не начислена по причине отсутствия работника по невыясненной причине. За июль 2021 года – начислена компенсация отпуска основного в количестве 4,67 дн., которая составила 27 710,64 рублей и выплачена истцу платежным поручением № – ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того, в материалы дела представлены табеля учета рабочего времени за период с апреля по июль 2021 года, составленные начальником отдела кадров ФИО6, в соответствии с которыми ФИО2 отработал в апреле месяце 19 дней (с 12 апреля по 30 апреля) по 8 часов, что составило 151 час, совместно с ним трудился экипаж в частности ФИО7 в должности третьего помощника капитана с ДД.ММ.ГГГГ (8 дней по 8 часов, в общей сложности 63 часа). В мае месяце 2021 года – ФИО2 отработал 27 дней с 01 мая по 27 мая по 8 часов, в общей сложности 216 часов, в это время ФИО7 выполнял обязанности второго помощника капитана (с 01.05 по 27.05), сотрудника исполняющего обязанности третьего помощника капитана с 01.05 по 27.05 в табеле не значится. В табелях за июнь и июль 2021 года (до ДД.ММ.ГГГГ) в графе ФИО2 – значится «Н».
В судебных заседаниях ответчик пояснил, что при начислении заработной платы отсутствовали основания для оплаты выходных и праздничных дней в двойном размере, так как в соответствии с п. 5.1 Трудового контракта от ДД.ММ.ГГГГ работодатель при получении добровольного согласия моряка, зафиксированного в трудовом договоре, привлекает последнего к выполнению работы в выходные и праздничные дни с оплатой в одинарном размере и предоставлением дополнительных суммированных дней отдыха, в порядке и срок определенные Положением об оплате труда, материальном стимулировании (премировании) и материальной помощи ООО «ТрансМорФлот». Подписав трудовой контракт, ФИО2 выразил свое согласие с установленной в организации системой оплаты труда, закрепленной в трудовом контракте.
Вместе с тем, с указанной позицией ответчика согласиться нельзя, так как в части 9 пункта 5.1 трудового контакта от 14.04.2021г. указано - работодатель при получении добровольного согласия моряка, зафиксированного в трудовом договоре, привлекает последнего к выполнению работ в выходные и праздничные дни с оплатой в одинарном размере и предоставлением дополнительных суммированных дней отдыха, в порядке и сроки определенные «Положением об оплате труда, материальном стимулировании (премировании) и материальной помощи ООО «ТрансМорФлот».
Исходя из анализа трудового контакта следует, что согласие работника выражается на странице 6 трудового контракта, в соответствии с которой: с Положением об оплате труда, материальном стимулировании (премировании) и материальной помощи ООО «ТрансМорФлот» ФИО2 не ознакомлен – подпись сотрудника об ознакомлении отсутствует. Доказательства того, что Истец был ознакомлен с указанным выше локальным нормативным актом, в материалах дела отсутствуют. В строке «Выражаю добровольное согласие на привлечение к работе в выходные дни и на оплату выходных и праздничных дней в одинарном размере с предоставлением суммированных дней отдыха» - подпись ФИО2 отсутствует, точнее стоит прочерк, что говорит о том, что сотрудник не дал согласие на оплату выходных и праздничных дней в одинарном размере с предоставлением суммированных дней отдыха.
Доказательства того, что истец письменно выразил согласие на оплату выходных и праздничных дней в одинарном размере с предоставлением суммированных дней отдыха в каком-то ином документе, в материалах дела отсутствуют.
В соответствии со ст. 153 Трудового кодекса РФ работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере. Порядок расчета представлен в подп. 3 части 1 статьи 153 ТКРФ «Работникам, получающим оклад (должностной оклад), - в размере не менее одинарной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа в выходной или нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени».
Исходя из табеля учета рабочего времени за апрель и май 2021 года и записей Судового журнала №, истец отработал в апреле месяце – 4 выходных дня (17, 18, 24, 25 апреля); в мае месяце – 10 выходных дней (1, 2, 3, 8, 9, 10, 15, 16, 22, 23 мая).Таким образом, истцом обоснованно в двойном размере начислена оплата за работу в выходные и праздничные дни в размере 21 418,18 рублей в апреле 2021 года и 62 000 рублей в мае месяце 2021 года. Контррасчет ответчиком не представлялся, размер доплаты не оспаривался.
В соответствии со ст. 91 Трудового кодекса РФ работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником.
В соответствии с Постановлением МинТруда РФ № п. 29 Учет рабочего времени членов судовых экипажей осуществляется на основе табеля учета рабочего времени и судового журнала судна.
В соответствии с Приказом Министерства транспорта РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 268 «Об утверждении положения об особенностях режима рабочего времени отдыха членов экипажей морских судов и судов смешанного (река-ФИО3) плавания» пункт 8 «В течение рабочего времени член экипажа судна должен исполнять свои трудовые обязанности в соответствии с условиями трудового договора, внутренним трудовым распорядком дня на борту судна и графиком несения вахт (выполнения судовых работ). Время начала и окончания ежедневной работы членов экипажа судна, продолжительность ежедневных вахт или работы, число вахт в сутки, время начала и окончания перерывов для отдыха и питания определяются графиками несения вахт (выполнения судовых работ) и внутренним распорядком дня на судне. График несения вахт (выполнения судовых работ) утверждается работодателем или по его поручению капитаном судна в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. На каждом судне на видном месте вывешивается график несения вахт (выполнения судовых работ) для членов экипажа судна с указанием внутреннего трудового распорядка на борту судна, в котором по каждой должности указываются режимы работы в ФИО3 и в порту, а также максимальная продолжительность рабочего времени или минимальная продолжительность времени отдыха, предусмотренная настоящим Положением. На судах, осуществляющих международные рейсы, график несения вахт (выполнения судовых работ) составляется на двух языках (русском и английском).
Пунктом 9 указанного выше Положения предусмотрено, что в целях обеспечения управления судном, его безопасности и живучести, транспортной безопасности, организации производственной деятельности на судне устанавливается вахтенная служба. На судах с круглосуточной работой для членов экипажа судна устанавливается трехсменный график несения вахт (пункт 13 Положения).
Пунктом 10 Положения предусмотрено, что для членов экипажа судна устанавливается суммированный учет рабочего времени. Продолжительность рабочего времени за учетный период не может превышать нормального числа рабочих часов. Порядок введения суммированного учета рабочего времени устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка. Продолжительность учетного периода определяется работодателем, исходя из конкретных условий эксплуатации судна (продолжительности рейса, района плавания, частоты захода в порты, продолжительности навигационного периода, рода перевозимого груза, времени стоянки под грузовыми операциями в порту и на рейдовых стоянках и другие условия эксплуатации судна), установленного графика несения вахт (выполнения судовых работ) членов экипажа, но не может превышать одного года. Исходя из дополнения к обоснованию правовой позиции от 28.03.2022г., представленного ответчиком в материалы дела ДД.ММ.ГГГГ, учетным периодом является месяц (стр. 3 дополнений).
Максимально допустимая продолжительность ежедневной работы членов экипажа судна, включая время несения вахты (выполнения судовых работ), выполнения авральных и сверхурочных работ, работы за другого члена экипажа судна, а также работ, не входящих в круг прямых должностных обязанностей, не может превышать 12 часов. (Пункт 12 положения).
В соответствии с п. 18 Положения капитан судна или по его поручению уполномоченное лицо обязан вести учет рабочего времени, фактически отработанного каждым членом экипажа судна. Капитан судна или по его поручению уполномоченное лицо выдает соответствующие копии учетных записей, заверенные капитаном судна или уполномоченным им лицом, и подписанных самим членом экипажа. На судах, осуществляющих международные рейсы, учет рабочего времени ведется на двух языках (русском и английском).
В соответствии с п. 6.2 трудового контракта не период нахождения судна в эксплуатации капитаном разрабатывается график вахт и работ, который доводится до сведения моряков. График вахт и характер работы на судне в период контракта определяется капитаном судна. Капитан может распорядиться о выполнении любых законных обязанностей, в которых на борту есть необходимость. При нахождении судна в плавании, продолжительность рабочего времени моряка может превышать величину, установленную в договоре, но не должна превышать 12 часов в сутки.
В соответствии с должностной инструкцией капитана ООО «ТрансМорФлот», капитан управляет судном, выполняет обязанности прямо перечисленные в должностной инструкции, в том числе в рейсе капитан - лично управляет судном в особо сложных условиях плавания, оставляя ходовой мостик для необходимого отдыха на старшего помощника капитана. Под особо сложными условиями понимается: плавание в районах интенсивного судоходства и лоцманской проводки, каналах и узкостях, в сложной гидрометеорологической обстановке, во льдах и на мелководье, при входе в порт и при выходе из порта, маневрировании и швартовных операциях (подп. 2 п 3.4).В обязанности капитана не входит несение круглосуточной вахты, ее обеспечивают вахтенные помощники капитана: старший помощник капитана; 2-й помощник капитана, 3-й помощник капитана.
В материалы дела ответчиком представлен судовой журнал № т/х «Леди Р» о работе судна и членов экипажа в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно, сведения содержащиеся в судовом журнале № в отношении капитана судна ФИО2 противоречат сведениям содержащимся в табелях учета рабочего времени.
Как пояснил истец в судебном заседании табель учета рабочего времени составляет и подписывает капитан судна, в соответствии с нормами п. 18 Положения об особенностях режима рабочего времени отдыха членов экипажей морских судов, который в последствии направляется в отдел кадров организации для начисления заработной платы. В подтверждение представил табель учета рабочего времени за май месяц 2021 года, подписанный капитаном т/х «Леди Р» ФИО8 (капитан сменивший Истца) в отношении двух работников капитана ФИО2 и 2 ПКМ (2 помощник капитана) ФИО7 (так как они ДД.ММ.ГГГГ списывались с судна), из которого следуют, что Истцом в мае месяца 2021 года отработано 324 часа, против 151 часа, указанного в табеле, представленном ответчиком. Табель за апрель был составлен капитаном и направлен в адрес отдела кадров работодателя, копия у истца не сохранилась.
Допрошенная в судебном заседании свидетель ФИО9, являющаяся сотрудником отдела кадров ООО «ТрансМорФлот» не смогла пояснить на основании каких данных были составлены табеля учета рабочего времени представленные ответчиком в материалы дела за апрель и май 2021 года в отношении экипажа судна «Леди Р» и как сотрудник отдела кадров узнает сколько часов отработал конкретный сотрудник экипажа в случае нахождения судна в рейсе.
Анализ судового журнала № «Леди Р» подтверждает в полном объеме доводы истца относительно того, что фактически отработанное время отличается от времени отраженного работодателем в табелях учета рабочего времени.
Исходя из записей судового журнала № «Леди Р» в апреле месяце истец фактически отработал 163 часа, из них 23 часа – в ночное время. Таким образом, количество часов, отработанных сверх нормы составляет – 60 часов.
По причине того, что в мае месяце 2021 года экипаж судна не был укомплектован 3 помощником капитана, это свидетельствует из табеля учета рабочего времени за май 2021 года, представленного в материалы дела Ответчиком, а по причине круглосуточной работы судна «Леди Р» для членов экипажа судна установлен трехсменный график несения вахт (пункт 13 Положения), несение вахт распределено между капитаном, старшим помощником капитана и 2-м помощником капитана (полномочия по распределению вахт принадлежит капитану судна), таким образом, в дополнение к своим должностным обязанностям ФИО2 нес ночную вахту, что прямо отражено в судовом журнале № и фактически отработал в мае месяце 2021 года - 354 часа, из них 44,5 ночных часа. Таким образом, количество часов, отработанных сверх нормы составляет – 218 часов.
В соответствии с п. 3.7 Федерального отраслевого соглашения по морскому транспорту на 2021-2024 года – работа моряков сверх нормального числа рабочих часов за учетный период считается сверхурочной. При этом, подсчет часов переработки (сверхурочной) работы осуществляется работодателем после окончания учетного периода. По желанию моряка вместо повышенной оплаты сверхурочной работы в размере, предусмотренном ТК РФ, ему может быть предоставлено дополнительное время отдыха. Информации о том, что дополнительное время отдыха было представлено работнику в материалах дела не имеется.
В соответствии с п. 4.6 Федерального отраслевого соглашения по морскому транспорту на 2021-2024 года – оплата суммированных дней отдыха, предоставляемых работнику по окончании работы на судне, производится из расчета 100% должностного оклада.
В соответствии с п. 4.9 Федерального отраслевого соглашения по морскому транспорту на 2021-2024 года – сверхурочные работы, оплачиваются работодателем, не ниже норм установленных в ст. 152 ТК РФ.
В соответствии со ст. 154 Трудового кодекса РФ - каждый час работы в ночное время оплачивается в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О минимальном размере повышения оплаты труда за работу в ночное время», установлен минимальный размер повышения оплаты труда за работу в ночное время (с 22 часов до 06:00 часов) – 20% часовой тарифной ставки (должностного оклада) за каждый час работы в ночное время.
В связи с чем, суд счел обоснованным довод истца о необходимости начисления работнику доплат за работу в ночные часы и часы, отработанные работником сверх нормы.
Расчет доплат за работу в ночное время и за часы, отработанные работником сверх нормы произведен истцом с соблюдением норм трудового законодательства.
Простой - это временная приостановка работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера (ч. 3 ст. 72.2 ТК РФ). Под невыполнением работником норм труда понимается его неспособность справиться с порученной работой, т.е. при отсутствии объективных причин, не позволяющих работнику выполнить норму, работник не в состоянии достичь необходимых результатов труда. Время простоя, наступившего по вине работодателя или по не зависящим от сторон трудового договора причинам, оплачивает работодатель. При этом письменное предупреждение со стороны работника о начале простоя здесь не требуется. Следует также помнить, что оплате подлежит время простоя работника ввиду неправомерного направления работника по инициативе работодателя в вынужденные отпуска без сохранения заработной платы.
Истцом заявлен для оплаты период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в течение которого он являлся работником ООО «ТрансМорФлот» как период простоя, который оплачивается в размере 2/3 среднего заработка работника. Ответчик, данный факт в судебном заседании опроверг, сославшись на то, что капитан был списан с судна ДД.ММ.ГГГГ, в связи с необходимостью участия в работе комиссии по проведению служебной проверки по факту выявленных ДД.ММ.ГГГГ нарушений на судне органами портового надзора на основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ, на которую так и не прибыл.
Однако, доводы ответчика не нашли своего подтверждения.
ДД.ММ.ГГГГ в 9:00 комиссия PORTSTATECONTROL (Турция) провела технический надзор судна «Леди Р». По результатам надзора составлен Акт осмотра судна от 14.04.2021г., выявленные нарушения следовало устранить в течение 14 дней (код 16). ДД.ММ.ГГГГ по прибытии судна в <адрес> комиссия PORTSTATECONTROL <адрес> провела технический надзор судна, в ходе которой также были выявлены замечания, которые отражены в Акте от ДД.ММ.ГГГГ. По мнению ответчика, капитан судна ФИО2 не сообщил инспекторам о ранее выявленных замечаниях и о том, что они не устранены, что могло повлечь задержание судна портовыми службами. Срок устранения замечаний – ДД.ММ.ГГГГ.
Тем не менее, в материалах дела имеется Акт осмотра судна от 14.04.2021г., в котором выявлены следующие нарушения: код 16205 – При посещении ПСК на борт вахтовый матрос не спросили ID карту, не сделал соответствующую запись в журнал посещаемых, не выдал визитер карту; код 01320 – в журнале операций по мусору – исправления сделаны корректором (что не допускается); код 01215– журнал нефтяных операций заполняется не должным образом; код 01308– несовпадение записи в табеле учета рабочего времени МО с записью о бункеровки в журнале нефтяных операций; код 10205 – слабое освещение Магнитного Компаса.
В судебном заседании истцом представлены доклады о несоответствии по каждому коду, составленные старшим помощником капитана «Леди Р», дата составления - 14.04.2021г., что подтверждает устранение выявленных замечаний в день их выявления. Подлинность представленных в материалы дела докладов о несоответствии ООО «ТрансМорФлот» ответчиком не оспаривалась.
В материалы дела представлены Приказ № от ДД.ММ.ГГГГ о проведении служебной проверки с целью выявления технического состояния судна «Леди Р» и дачи мотивированного заключения и Приказ № от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым для участия в служебной проверке был привлечен капитан судна «Леди Р» ФИО2, на время его участия в проведении служебной проверки на борт судна доставить другого капитана. В соответствии с доводами ответчика, указанные приказы были доведены до сведения истца посредством телефонных переговоров между ФИО10 и ФИО2, о чем в материалах дела имеется служебная записка инспектора отдела кадров ФИО9
Допрошенная в качестве свидетеля, инспектор отдела кадров ООО «ТрансМорФлот» ФИО9 не смогла достоверно подтвердить какого числа и в какое время слышала разговор между ФИО10 и ФИО2, с кем в действительности и о чем разговаривала ФИО10 Согласно сведениям представленным ответчиком в материалы дела, звонок на телефон ФИО2 был произведен ДД.ММ.ГГГГ, а приказ о необходимости привлечения к служебной проверке ФИО2 был издан только ДД.ММ.ГГГГ. Данное обстоятельство также не смогла пояснить допрошенная в судебном заседании ФИО9 Не представлено в материалы дела и сведений о том по какому адресу должен был прибыть ФИО2, ООО «ТрансМорФлот» согласно трудовому контракту зарегистрирован в <адрес>, представитель Ответчика сообщил суду, что служебная проверка проводилась по месту нахождения Астраханского филиала ООО «ТрансМорФлот» в городе Астрахань.
Кроме того, в соответствии с п. 7.4 контракта работодатель обязан предоставить работнику работу на судне, указанном в контракте и в должности указанной в контракте.
В соответствии со ст. 166 ТК РФ любая поездка работника по распоряжению работодателя вне места постоянной работы называется служебной командировкой, которая оформляется приказом, с которым работник знакомиться по роспись.
В соответствии со ст. 167 ТК РФ и Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об особенностях направления работников в служебные командировки» работнику при направлении его в командировку выдается денежный аванс на оплату расходов по проезду и найму жилого помещения, а также суточные.
Факт издания приказа о направлении сотрудника ФИО2 в командировку по месту нахождения филиала Астраханский ООО «ТрансМорФлот» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и распоряжения о выдаче денежного аванса отрицала допрошенная в судебном заседании свидетель ФИО9, в материалы дела приказ о направлении сотрудника в командировку не представлен.
Таким образом, доказательств направления истца в командировку и выдачи ему денежного аванса на расходы для приобретения билетов и временного проживания в материалы дела также не представлено.
Более того, в материалах дела имеется скриншот электронного письма от ДД.ММ.ГГГГ ООО «ТрансМорФлот» с электронного адреса tmfkadri@mail.ru направленного на электронную почту судна т/х «Леди Р» (Ledir@tmflot.ru) во вложении которого находились новая судовая роль, документы и трудовые контракты прибывающих членов экипажа т/х «Леди Р». В соответствии с указанными документами новым капитаном судна - являлся ФИО11 (бывший старший помощник судна), вновь прибывающий на судно ФИО1 – вступал в должность старшего помощника капитана. Смена экипажа должна состояться по прибытии в порт Бронка <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ Истцом приобретен железнодорожный билет по маршруту Санкт-Петербург – Краснодар на ДД.ММ.ГГГГ, о чем свидетельствует электронный кассовый чек № от ДД.ММ.ГГГГ (в 23.35).
Ответчик не отрицал в судебных заседаниях, что ДД.ММ.ГГГГ в одностороннем порядке работодателем было принято решение о частичной смене экипажа судна, в том числе капитана судна, не отрицал и тот факт, что трудовой договор с работником был расторгнут только ДД.ММ.ГГГГ. Работой на судне «Леди Р» в должности капитана, или на другом судне (п. 7.4 трудового контракта) Истец в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обеспечен не был. Был вынужден, находится дома в ожидании вызова на судно, не имея возможности устроиться на другую работу, будучи трудоустроенным в ООО «ТрансМорФлот».
Таким образом, период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ожидании работы в пределах срока контракта суд считает временем временной приостановки работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера – то есть временем простоя, возникшего по вине работодателя.
В соответствии со ст. 157 Трудового кодекса РФ время простоя по вине работодателя оплачивается в размере не менее двух третей средней заработной платы работника.
Особенности порядка исчисления средней заработной платы (среднего заработка) для всех случаев определения ее размера, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, предусмотрены в Постановлении Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы».
В соответствии с п. 2 Положения о порядке исчисления средней заработной платы для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат. К таким выплатам в том числе относятся: а) заработная плата, начисленная работнику по тарифным ставкам, окладам (должностным окладам) за отработанное время; л) выплаты, связанные с условиями труда, в том числе выплаты, обусловленные районным регулированием оплаты труда (в виде коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате), повышенная оплата труда на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, за работу в ночное время, оплата работы в выходные и нерабочие праздничные дни, оплата сверхурочной работы.
Однако, расчет произведенный истцом, исходя из среднего дневного заработка сотрудника, нельзя признать верным, по следующим причинам.
В соответствии с п. 13 Положения о порядке исчисления средней заработной платы при определении среднего заработка работника, которому установлен суммированный учет рабочего времени, кроме случаев определения среднего заработка для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска, используется средний часовой заработок. Средний часовой заработок исчисляется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за отработанные часы в расчетном периоде, включая премии и вознаграждения, учитываемые в соответствии с пунктом 15 настоящего Положения, на количество часов, фактически отработанных в этот период. Средний заработок определяется путем умножения среднего часового заработка на количество рабочих часов по графику работника в периоде, подлежащем оплате.
Таким образом, средний часовой заработок работника за апрель 2021 года составил 172 100,84 рублей / 163 часа = 1 055,83 рублей.
Количество рабочих часов по графику работника с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с учетом того, что у капитана судна непрерывный график работы (без предоставления выходных дней) составляет: май с 28.05. по 31.05. - 3дн. х 8 ч. = 24 часа; июнь с 01.06 по 30.06. – 30 дн. х 8 ч. = 240 ч.; июль с 01.07. по 12.07. – 12 дн. х 8 ч. = 96 ч. Итого 360 часов.
Расчет заработной платы за период простоя: 1055,83 руб. х 360 ч. х 2/3 = 253 399,20 рублей.
В соответствии с расчетом заработной платы, представленным истцом, совместно с письменным мнением на отзыв ответчика в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ, заработная плата за период простоя составила 214 262,08 рублей, что ниже суммы, которая должна быть выплачена ответчиком по расчету суда.
Тем не менее, в части 3 статьи 196 ГПК РФ отражен один из важнейших принципов гражданского процесса - принцип диспозитивности, согласно которому суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Абзацем 2 части 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 23 "О судебном решении" установлено, что выйти за пределы заявленных требований (разрешить требование, которое не заявлено, удовлетворить требование истца в большем размере, чем оно было заявлено) суд имеет право лишь в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами.
По остальным позициям, расчет заработной платы за апрель, май 2021 года, также компенсации за не использованный отпуск составлен в соответствии с нормами трудового законодательства. Контррасчет заработной платы ответчиком в материалы дела не представлялся.
Таким образом, общий размер заработной платы, подлежащей выплате ФИО2 составил 844 564,36 из них: заработная плата за апрель – 172 100,84 рублей, заработная плата за май – 434 045,12 рублей, компенсация за неиспользованный отпуск – 24 156,32 рублей, заработная плата за период простоя – 214 262,08 рублей.
Фактически выплачено ФИО2 311 615,05 рублей, в связи с чем, у ответчика имеется задолженность перед истцом по заработной плате в размере 532 949,31 рублей.
В соответствии со ст. 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
Компенсация за задержку выплаты заработной платы по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составила 116 535,27 рублей и подлежит взысканию в ответчика в полном объеме.
В соответствии с Кодексом торгового мореплавания члены экипажа судна имеют право на репатриацию в случае: истечения срока действия трудового договора, заключенного на определенный срок; расторжения трудового договора по инициативе работодателя.
В соответствии с п. 7.5 трудового контракта Работодатель обязуется обеспечить расходы на репатриацию Работка (согласно прописке по гражданскому паспорту Работника) в случаях расторжения трудового договора по инициативе Работодателя, а также по истечении срока трудового договора в соответствии с действующим законодательством.
Трудовой договор расторгнут ответчиком в связи с истечением срока его действия, ФИО2 списан с судна в порту Бронка <адрес>, данный факт не опровергался Ответчиком в судебном заседании.
<адрес>а по маршруту <адрес> (место списания моряка с судна) – город Краснодар (место прописки ФИО2 по гражданскому паспорту) истцом приобретен железнодорожный билет 27.05 в 20:16 – убытие <адрес>, 28.05 в 03:13 – прибытие в город Краснодар (копия представлена в материалы дела). <адрес>а составила 7 547 рублей, электронная копия кассового чека имеется в материалах дела.
Таким образом, требование истца о возмещении расходов на репатриацию является законным и обоснованным.
Согласно ст. 352 ТК РФ, одним из способов защиты законных прав и интересов является судебная защита. Обстоятельства дела свидетельствуют о нарушении прав и законных интересов истца, предусмотренных ст. 37 Конституции РФ, которая гарантирует гражданину РФ свободу труда, а также право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
В соответствии со статьей 237 Кодекса компенсация морального вреда возмещается в денежной форме в размере, определяемом по соглашению работника и работодателя, а в случае спора факт причинения работнику морального вреда и размер компенсации определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба. Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.
На основании п. 63 упомянутого Постановления Пленума Верховного Суда РФ, в соответствии с частью четвертой статьи 3 и частью седьмой статьи 394 Кодекса суд вправе удовлетворить требования лица, подвергшегося дискриминации в сфере труда, а также требование работника, уволенного без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения либо незаконно переведенного на другую работу, о компенсации морального вреда. Учитывая, что Кодекс не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда и в иных случаях нарушения трудовых прав работников, суд в силу статей 21 (абзац четырнадцатый части первой) и 237 Кодекса вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы).
Истцом заявлен к взысканию моральный вред в размере 50 000 рублей, с учетом характера причиненных работнику нравственных и физических страданий суд считает необходимым взыскать в пользу истца 5 000 рублей в счет компенсации морального вреда.
Кроме этого, в соответствии со ст. 100 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах. Сумма судебных расходов, заявленная истцом, составляет 30 000 рублей, размер расходов и факт их несения подтвержден материалами дела.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела", разрешая вопрос о размере сумм, взыскиваемых в возмещение судебных издержек, суд не вправе уменьшать его произвольно, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов (часть 4 статьи 1 ГПК Российской Федерации).
Вместе с тем в целях реализации задачи судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон (статьи 2, 35 ГПК Российской Федерации) суд вправе уменьшить размер судебных издержек, в том числе расходов на оплату услуг представителя, если заявленная к взысканию сумма издержек, исходя из имеющихся в деле доказательств, носит явно неразумный (чрезмерный) характер (пункт 11 Постановления).
Разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства (пункт 13).
Суд учел обстоятельства конкретного спора и его сложность, продолжительность рассмотрения данного дела в суде первой инстанции и объем оказанных истцу услуг и определил размер подлежащих взысканию расходов на оплату услуг представителя в сумме 20 000 рублей (3000 рублей – исковое заявление, 12 000 рублей – участие представителя в судебных заседаниях по 3000 рублей за каждое, 3000 рублей – подготовка возражений (письменного мнения) на отзыв ответчика с расчетами и анализом судового журнала от ДД.ММ.ГГГГ; 2 000 рублей – подготовка письменного мнения на дополнение к обоснованию правовой позиции ответчика от ДД.ММ.ГГГГ).
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, с ответчика в доход государства подлежит взысканию государственная пошлина, исчисленная по правилам ст. 333.19 Налогового кодекса РФ в размере 10 385,15 рублей.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 198-199, 233 - 237 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО2 к ООО «ТрансМорФлот» о взыскании заработной платы – удовлетворить в части.
Взыскать с ООО «ТрансМорФлот» в пользу ФИО2 532 949,31 составляющих задолженность ответчика по заработной плате, 116 535,27 денежной компенсации за задержку выплат, 7 547 рублей расходов на репатриацию по маршруту <адрес> – <...> 000 рублей в счет компенсации морального вреда и 20 000 рублей судебных расходов на оплату услуг представителя.
В удовлетворении, остальной части исковых требований ФИО2 к ООО «ТрансМорФлот» - отказать.
Взыскать с ООО «ТрансМорФлот» государственную пошлину в доход государства в размере 10 385,15 рублей.
Заочное решение суда может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Ленинский районный суд г. Краснодара в течение месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме. Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения. Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке, в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Председательствующий: