ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1040/13 от 22.01.2013 Советского районного суда г. Махачкалы (Республика Дагестан)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

22 января 2013 года г. Махачкала

Федеральный суд Советского района г. Махачкалы в составе председательствующего судьи Магомедова Р.А., при секретаре ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 о признании незаконными действий должностных лиц <данные изъяты> по отказу в регистрации автомобиля

Установил:

ФИО10. обратился в суд с заявлением о признании незаконными действий должностных лиц <данные изъяты> по г. Махачкале и <данные изъяты> по отказу в регистрации автомобиля, ссылаясь на то, что в ДД.ММ.ГГГГ года им приобретен автомобиль <данные изъяты> года выпуска у ФИО5, который был зарегистрирован в органах <данные изъяты>. Должностные лица <данные изъяты> отказались регистрировать данный автомобиль на него, ссылаясь на то, что после аварии на автомобиле была заменена часть кузова, которая принадлежала другому автомобилю, состоящему на учете. Замена аварийной части автомобиля не запрещена законом, после обжалования им действий должностных лиц <данные изъяты> по г. Махачкале в <данные изъяты> также согласилось с незаконными действиями <данные изъяты> и отказало в регистрации, ссылаясь на то, что прежний хозяин автомобиля изменил идентификационный номер путем вырезания аналогичной части кузова от другого автомобиля, эти действия не соответствуют п.3 Приказа МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ и п.1 Указания <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ. Считает, что должностными лицами <данные изъяты> истолкованы нормативные акты ошибочно, поскольку п.1 Указания <данные изъяты> предусматривается, что совершение регистрационных действий, связанных с заменой номерных агрегатов производится при представлении ГТД, которая им представлена в органы <данные изъяты>, в этой норме нет запрета на регистрацию части кузова, которая является номерным агрегатом. Также считает несостоятельной ссылку должностных лиц <данные изъяты> о том, что при регистрации данной части кузова его автомобиль становится двойником, поскольку автомобиль, находящийся на временном учете в связи с временным ввозом на территорию РФ давным-давно вывезено за пределы РФ, по истечении срока регистрации он должен был быть снятым с учета, если бы это не соответствовало закону, автомобиль не был бы зарегистрирован ГИБДД <адрес> и <адрес>. Номерной агрегат-часть кузова ввезена на территорию РФ законно, на основании ГТД, таможенные органы по его растаможке не имеют каких-либо претензий. Просит признать действия должностных лиц ГИБДД МВД по РД по отказу в регистрации автомобиля незаконными и обязать зарегистрировать автомобиль.

В судебном заседании представитель истца по доверенности ФИО6 поддержал требования ФИО1 и просил их удовлетворить.

В судебном заседании представитель ответчика по доверенности ФИО7 требования ФИО1 не признал, просил в удовлетворении требований отказать.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд находит требования заявителя подлежащими удовлетворению.

Приказом МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке регистрации транспортных средств» утверждены Правила регистрации и Административный регламент <данные изъяты> исполнения государственной функции по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним.

В соответствии со ст. 16 Административного регламента для регистрации транспортного средства представляются документы, удостоверяющие право собственности на транспортное средство, номерной агрегат, к которым относится заключенный в установленном порядке договор(купли-продажи, мены, дарения и др.) или иной документ, удостоверяющий право собственности на транспортное средство либо номерной агрегат; документы, выдаваемые таможенными органами на транспортное средство, номерной агрегат, ввезенные на территорию РФ.

На основании представленных собственником документов произведена регистрация кузова на автомашину <данные изъяты> органами <данные изъяты> в частности, <данные изъяты> по <адрес> и по <адрес>. Впоследующем из-за изменения собственника возникла необходимость в постановке данной автомашины на учет <данные изъяты> по <адрес>, однако в регистрации отказано со ссылкой на п.33 Административного регламента по основаниям наличия автомобиля аналогичной марки с идентичным номером VIN на регистрационном учете в <данные изъяты> по <адрес>, а также из-за того, что из , представленной на регистрацию замены кузова следует, что таможенное оформление прошла лишь часть кузова, что недопустимо согласно п.1 Указания <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со ст.3 Правил регистрации и ст.33 Административного регламента не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не принимаются к производству регистрационных действий транспортные средства(извлечение):

изготовленные в Российской Федерации, в том числе из составных частей конструкций, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей, или ввозимые на ее территорию сроком более чем на шесть месяцев, без представления документов, подтверждающих проведение их сертификации в соответствии с правилами и процедурами, утверждаемыми уполномоченными на то органами исполнительной власти <1>, или завершение их таможенного оформления;

конструкция которых или внесенные в конструкцию изменения не соответствуют требованиям действующих в Российской Федерации правил, нормативов и стандартов в области обеспечения безопасности дорожного движения или сведениям, указанным в представленных документах;

ранее зарегистрированные в подразделениях Госавтоинспекции и не снятые с регистрационного учета по месту регистрации в порядке, установленном настоящим Административным регламентом;

при обнаружении признаков подделки, скрытия, изменения, уничтожения маркировки, нанесенной на транспортные средства организациями-изготовителями, либо подделки представленных документов, регистрационных знаков, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также при наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных);

В соответствии с ч.1 ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Представителем УГИБДД МВД по РД, ссылаясь на законность и обоснованность отказа в регистрации автомашины заявителя, в судебное заседание не представлены достаточные доказательства законности действий и ответа должностных лиц <данные изъяты> об отказе в регистрации автомашины. В частности, им не были представлены документы, свидетельствующие об имеющейся регистрации автомашины с аналогичным ВИН, с какого времени данная автомашина находится на учете, за кем она зарегистрирована, что явилось основанием регистрации и на какой учет поставлена автомашина.

Также в суд не представлены доказательства изменения идентификационного номера автомобиля заявителя путем вырезания части кузова и вваривания аналогичной части от другого автомобиля.

Из справки об исследовании <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, проведенного по поручению начальника <данные изъяты> по г. Махачкале усматривается, что идентификационная маркировка автомобиля заявителя не изменялась и соответствует заводским аналогам.

О несоответствии действительности доводов ответчика свидетельствуют полученные судом на запрос ответы из Дагестанской таможни о том, что в базе данных таможенных органов отсутствуют сведения о таможенном оформлении автомашины «<данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, Под таким номером ВИН таможенное оформление прошла передняя часть кузова данной автомашины по таможенной декларации .

Ссылаясь на необходимость аннулирования произведенной ранее регистрации на основании проведенной служебной проверки, ответчик в суде подтверждал указанные в служебной проверке обстоятельства, однако исследованные судом документы свидетельствуют об их несостоятельности. Так, в заключении служебной проверки и ответе заявителю ответчик указывает другой номер ГТД (), тогда как часть кузова с номером ввозилась по другой таможенной декларации (). Также в материалах проверки имеется свидетельство на автомашину, номер VIN которой не соответствует фактическому.

В подтверждение доводов о том, что ранее зарегистрированная автомашина находилась на временном учете 6 месяцев по временному ввозу подтверждается нотариально удостоверенным заявлением ее владельца ФИО8, который в заявлении указал, что автомашина им была ввезена в 1996 году, поставлена на временный учет, затем снята с учета и вывезена на территорию Азербайджана. Его доводы соответствуют сведениям таможни об отсутствии таможенного оформления данной автомашины.

В соответствии с п.28 Правил регистрация транспортных средств, временно ввезенных юридическими (включая филиалы, представительства, корреспондентские пункты иностранных юридических лиц) и физическими лицами на территорию Российской Федерации на срок более 6 месяцев под обязательство об обратном вывозе, производится после их таможенного оформления в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил с выдачей свидетельств о регистрации транспортных средств и регистрационных знаков на срок пребывания транспортных средств на территории Российской Федерации, указанный в документах, выданных таможенными органами Российской Федерации. В этих случаях регистрационные документы и регистрационные номера, выданные на зарегистрированные в других государствах транспортные средства, сдаются в регистрационное подразделение и выдаются обратно при снятии таких транспортных средств с регистрационного учета.

В соответствии с п. 28.1 Правил зарегистрированные в иностранных государствах транспортные средства, временно ввезенные физическими лицами на территорию Российской Федерации и отчужденные ими в установленном порядке, регистрируются на основании документов, удостоверяющих право собственности, а также паспортов транспортных средств, выданных таможенными органами Российской Федерации <1> после завершения ими режима временного ввоза транспортных средств.

В соответствии с п. 35.23 Административного регламента при временной регистрации транспортных средств в порядке, предусмотренном пунктом 28 Правил регистрации, в графах "ОСОБЫЕ ОТМЕТКИ" свидетельства о регистрации транспортного средства и карточки учета транспортных средств указывается срок действия свидетельства о регистрации транспортного средства.

Регистрация транспортных средств в порядке, предусмотренном подпунктом 28.1 Правил регистрации, осуществляется после снятия их с временного регистрационного учета при наличии в строке 20 "ТАМОЖЕННЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ" паспортов транспортных средств записи "Не установлены. В связи с выпуском и уплатой таможенных платежей после временного ввоза разрешена передача на комиссию".

В соответствии с п. 43 Административного регламента на снятые с регистрационного учета транспортные средства в соответствии с пунктом 43 Правил регистрации госинспектором или иным уполномоченным должностным лицом заполняются и выдаются свидетельства о регистрации транспортных средств, в которых на внутренней стороне производится отметка о снятии транспортных средств с регистрационного учета и делается запись "Подлежит вывозу за пределы Российской Федерации". За исключением случаев, предусмотренных пунктом 28 Правил регистрации, выдаются регистрационные знаки "ТРАНЗИТ" соответствующих типов, о чем в свидетельствах о регистрации транспортного средства делается запись "ТРАНЗИТ" с указанием серии, номера, даты выдачи и срока действия регистрационных знаков, которая заверяется подписью начальника регистрационного подразделения или его заместителя или иного уполномоченного должностного лица и печатью этого подразделения. Паспорта транспортных средств и регистрационные знаки сдаются в регистрационное подразделение.

При снятии с регистрационного учета транспортных средств, временно зарегистрированных в соответствии с пунктом 28 Правил регистрации, заявителям выдаются находящиеся на хранении регистрационные документы и номера государств регистрации транспортных средств.

При прекращении временной регистрации транспортных средств по месту пребывания они снимаются с регистрационного учета. Выданные свидетельства о регистрации транспортных средств, регистрационные знаки сдаются в регистрационное подразделение по месту временной регистрации транспортных средств, а заявителям выдаются принятые от них регистрационные документы и знаки.(п.47.2 Правил).

В соответствии с п.19 Правил транспортные средства, номерные агрегаты, ввезенные на территорию Российской Федерации, регистрируются за юридическими или физическими лицами, указанными в документах, которые были выданы таможенными органами Российской Федерации при таможенном оформлении транспортных средств, номерных агрегатов в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Данное требование распространяется также на транспортные средства, номерные агрегаты, зарегистрированные в установленном порядке в органах внутренних дел Российской Федерации, находящихся за ее пределами.

При таких обстоятельствах, установленных судом, суд считает, что действия должностных лиц <данные изъяты> по <данные изъяты> по г. Махачкале в части отказа в регистрации автомобиля <данные изъяты> с номером не соответствуют требованиям закона.

Руководствуясь ст.ст. 194-199,258 ГПК РФ, суд

Решил:

Заявление ФИО1 удовлетворить.

Признать незаконными действия должностных лиц <данные изъяты> в г. Махачкале и <данные изъяты> по отказу в регистрации автомобиля <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ года выпуска и обязать их зарегистрировать в органах <данные изъяты> данный автомобиль.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РД в течение месяца со дня вынесения.

Председательствующий Р.А.Магомедов