ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1040/17 от 16.10.2017 Полевской городского суда (Свердловская область)

Решение в окончательной форме принято 16 октября 2017г.

РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 октября 2017 года г. Полевской

Полевской городской суд Свердловской области в составе председательствующего Загидулиной О.А. при секретаре Меншараповой М.В., с участием прокурора Забродиной Е.А., представителя ответчика Корюкова С.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1040/2017 по иску прокурора города Полевского в интересах неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Полевской криолитовый завод» о возложении обязанности по разработке и утверждению в установленном законом порядке проекта санитарно-защитной зоны,

У С Т А Н О В И Л:

прокурор г. Полевского в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ОАО «Полевской криолитовый завод» о возложении обязанности по разработке и утверждению проекта организации санитарно-защитной зоны, мотивируя это тем, что ОАО «Полевской криолитовый завод» до 2014г. осуществляло деятельность по производству фтористой продукции, с 2014г. деятельность не осуществляется. В собственности ОАО «Полевской криолитовый завод» находятся объекты размещения отходов: шламохранилище № 1, шламохранилище № 2, пруд-отстойник станции нейтрализации, которые внесены в государственный реестр объектов размещения отходов. В настоящее время на указанных объектах отходы производства 4 класса опасности не размещаются в связи с прекращением деятельности предприятия. Поскольку в результате размещения отходов ответчик оказывает негативное воздействие на окружающую среду, в силу ст. 52 Федерального закона от 10 января 2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.ст. 11, 20 Федерального закона от 30 марта 1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-экологическом благополучии населения», п. 3.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и других объектов» он обязан разработать проект санитарно-защитной зоны и получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии проекта санитарно-защитной зоны. Поскольку обязанность, установленная нормативно-правовые актами, ответчиком не исполнена, прокурор просил обязать его разработать и утвердить в установленном порядке проект санитарно-защитной зоны в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании прокурор поддержал иск и доводы искового заявления.

Представитель ответчика Корюков С.И., действующий по доверенности от . . .г., иск не признал и пояснил, что до января 2014г. предприятие осуществляло деятельность по производству фтористой продукции. . . .г. производств остановлено в соответствии с решением Управляющей компании: проведена консервация основных средств с прекращением доступа в здания печного и солевого цехов согласно проектам консервации опасных производственных объектов, имеющим положительное заключение экспертизы промышленной безопасности. В связи с отсутствием производства шламохранилища и пруд-отстойник эксплуатируются в настоящее время как гидротехнические сооружения, отходы производства на них не размещаются. Под действие пункта 4 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и других объектов» объекты ОАО «Полевской криолитовый завод» также не попадают, поскольку этот пункт распространяется на отвалы и шламонакопители при добыче цветных металлов. Такую деятельность предприятие не вело и не ведет. В 2008г. предприятие начало работу по установлению размеров санитарно-защитной зоны в соответствии с действовавшими санитарно-эпидемиологическими правилами. Первый этап обоснования размеров санитарно-защитной зоны окончен, для окончательного установления санитарно-защитной зоны необходимо измерение выбросов, имеющихся при работе предприятия, что в связи с консервацией производства в настоящее время невозможно. Кроме того, в связи с изменением законодательства и внесением изменений в СанПиН у предприятия отсутствует обязанность по установлению санитарно-защитной зоны, поскольку в действующей редакции правил их действие распространено на вновь строящиеся, проектируемые и реконструируемые предприятия, к каковым ответчик не относится.

Представитель Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в судебное заседание не явился, будучи извещен своевременно и надлежащим образом, об уважительных причинах своей неявки суду не сообщил.

Исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд пришел к следующему:

В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 30 марта 1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны:

выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;

разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, то есть организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания.

Согласно пунктам 1, 2 и 3 статьи 20 названного Федерального закона атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях (далее - места постоянного или временного пребывания человека) не должен оказывать вредное воздействие на человека. Критерии безопасности и (или) безвредности для человека атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, в том числе предельно допустимые концентрации (уровни) химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздухе, устанавливаются санитарными правилами. Нормативы предельно допустимых выбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздух, проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам.

Статьей 38 Федерального закона от 30 марта 1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Согласно пунктам 1-3 статьи 52 Федерального закона от 10 января 2002г. № 7 «Об охране окружающей среды» в целях обеспечения устойчивого функционирования естественных экологических систем, защиты природных комплексов, природных ландшафтов и особо охраняемых природных территорий от загрязнения и другого негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности устанавливаются защитные и охранные зоны. В целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны, в кварталах, микрорайонах городских и сельских поселений - территории, зеленые зоны, включающие в себя лесопарковые зоны и иные зоны с ограниченным режимом природопользования. Порядок установления и создания защитных и охранных зон регулируется законодательством.

Пунктом 1.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны предприятий, сооружений и иных объектов», в редакции, утвержденной постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 6 октября 2009г. № 61, предусматривалось, что содержащиеся в них требования предъявлялись к размещению, проектированию, строительству и эксплуатации вновь строящихся, реконструируемых и действующих промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спора, торговли, общественного питания и других, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.

То есть, прежняя редакция СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 содержала прямое указание на то, что требование об установлении вокруг объектов и производств санитарно-защитной зоны распространяется не только на проектируемые и строящиеся, но также на уже действующие промышленные объекты, возведенные (введенные в эксплуатацию) до начала действия положений этих СанПиН.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 9 сентября 2010г. № 122 в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 внесены изменения и дополнения, в соответствии с которым из п. 1.2 исключены слова «и действующих», в связи с этим данный пункт изложен в новой редакции: требования данных санитарных правил распространяются на размещение, проектирование, строительств и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спора, торговли, общественного питания и других, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.

Таким образом, новая редакция п. 1.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 отменила обязанность хозяйствующих субъектов по установлению санитарно-защитных зон вокруг объектов, возведенных (введенных в эксплуатацию) до вступления данных СанПиН в силу. Действующие в настоящее время правовые акты не устанавливают обязанности создания санитарно-защитной зоны вокруг действующих объектов, а лишь предписывают учитывать его положения при проектировании и реконструкции объектов, стадия готовности которых предполагает наличие у владельцев возможности такого учета.

В судебном заседании установлено, что ОАО «Полевской криолитовый завод» является собственником объектов размещения отходов: шламохранилище № 1, шламохранилище № 2, пруд-отстойник станции нейтрализации, которые внесены в государственный реестр объектов размещения отходов. Шламохранилище № 1 введено в эксплуатацию в 1973г., шламохранилище № 2 – в 1989г. и в 1999г., пруд-отстойник – в 1979 и 1986гг. Эти обстоятельства подтверждаются копиями свидетельств о государственной регистрации права от . . .г., приложением к приказу Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от . . .г. .

ОАО «Полевской криолитовый завод» имеет лицензию от . . .г. на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов 1-IV классов опасности, что подтверждается копией этой лицензии с приложением к нему.

. . .г. прокуратурой г. Полевского проведена проверка соблюдения ответчиком природоохранного законодательства, о чем составлен соответствующий акт, в котором указано, что в нарушение действующего законодательства ОАО «Полевской криолитовый завод» не разработало проект санитарно-защитной зоны.

Между тем, согласно вышеприведенным нормам, у ответчика, не находящегося в стадии реконструкции объектов, отсутствует обязанность по разработке и утверждению санитарно-защитной зоны действующего предприятия. В связи с этим суд приходит к выводу, что исковые требования удовлетворению не подлежат, и в иске следует отказать.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Отказать в удовлетворении иска прокурора города Полевского в интересах неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Полевской криолитовый завод» о возложении обязанности по разработке и утверждению в установленном законом порядке проекта санитарно-защитной зоны.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Полевской городской суд.

Резолютивная часть решения изготовлена в совещательной комнате с применением технических средств.

Председательствующий О.А. Загидулина