ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1040/2023 от 25.10.2023 Нарьян-марского городского суда (Ненецкий автономный округ)

Мотивированное решение изготовлено 25 октября 2023 г.

Дело № 2-1040/2023

УИД 83RS0001-01-2023-001118-64

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г. Нарьян-Мар 18 октября 2023 г.

Нарьян-Марский городской суд Ненецкого автономного округа

в составе председательствующего судьи Распопина В.В.,

при секретаре Майнусове П.З.,

с участием прокурора Гладкобородова К.А.,

представителя истца ФИО1,

представителя ответчика ФИО2,

представителя третьего лица ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Ненецкого автономного округа в интересах ФИО4 к Департаменту здравоохранения, труда и социальной защиты населения Ненецкого автономного округа о возложении обязанности предоставить жилое помещение,

У С Т А Н О В И Л:

заместитель прокурора Ненецкого автономного округа в интересах ФИО4 обратился в суд с иском к Департаменту здравоохранения, труда и социальной защиты населения Ненецкого автономного округа о возложении обязанности предоставить жилое помещение.

Требования мотивирует тем, что ФИО4 является инвалидом второй группы и стоит на учете граждан, нуждающихся в жилом помещении по Закону НАО №10-ОЗ, однако до настоящего момента не обеспечен жилым помещением. В свою очередь, принадлежащее истцу жилое помещение непригодно для проживания и угрожает обрушением.

Просит возложить на Департамент здравоохранения, труда и социальной защиты населения Ненецкого автономного округа обязанность предоставить ФИО4 жилое помещение в соответствии с Законом НАО от 17.03.2010 №10-ОЗ «О предоставлении жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан в Ненецком автономном округе».

Прокурор в судебном заседании требования поддержал по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении. Также указал, что основания для предоставления жилого помещения возникли у истца ранее, в момент действия редакции закона, предусматривающей внеочередное предоставление жилого помещения. Постановка на учет в период действия настоящей редакции закона не должна ограничивать права гражданина.

Истец в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного заседания по указанному им месту проживания в установленном законом порядке.

Представитель истца ФИО1 требования поддержал. Указал, что основания для предоставления жилого помещения возникли в период действия редакции закона, предусматривающей внеочередное предоставление жилого помещения категории граждан, указанной в законе, проживающей в жилом фонде, признанном аварийным. В свою очередь жилое помещение истцу передано изначально непригодным для его проживания, как инвалида.

Представитель ответчика в судебном заседании с иском не согласился. Истец был поставлен на учет 24 апреля 2019 г. и находится на нем о настоящего момента под номером 61. Предоставление жилых помещений по указанному закону осуществляется в порядке очередности. Действовавшая на момент постановки на учет редакция закона не предусматривает внеочередное предоставление жилого помещения. Такое предоставление нарушит права граждан, поставленных на учет ранее. Указывает, что постановка на учет носит заявительный характер, в связи с чем наличие оснований для постановки на учет ранее, без подачи соответствующего заявления, правового значения не имеет. При этом дом признан аварийным только в 2019 г. Кроме того, истец не обращался с заявлениями о признании принадлежащего ему жилого помещения непригодным для его проживания как инвалида.

Представитель третьего лица ФИО6 в судебном заседании с требованиями не согласилась, по доводам, изложенным в отзыве на иск.

Представитель третьего лица Администрации МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар» в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.

Третье лицо ФИО8 в судебное заседание не явилось, извещено о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.

По определению суда дело рассмотрено при имеющейся явке.

Заслушав прокурора, представителя истца, представителя ответчика, представителя третьего лица, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Судом установлено, что ФИО4 является инвалидом II группы с 13.09.1994.

26 марта 2019 г. ФИО4 обратился в Департамент здравоохранения, труда и социальной защиты населения Ненецкого автономного округа с заявлением о постановке на учет для предоставления жилого помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан, как инвалиду II группы.

Распоряжением Департамента здравоохранения, труда и социальной защиты населения Ненецкого автономного округа от 24.04.2019 №986 ФИО4 принят на учет нуждающихся в жилых помещениях для социальной защиты отдельных категорий граждан, предоставляемых по договору безвозмездного пользования по категории – инвалиды 1-й, 2-й групп, в том числе проживающие с родителями (родителем), возраст которых (которого) старше 65 лет, а также супружеские пары из числа инвалидов 1-й, 2-й групп, при условии, что все указанные лица проживают в Ненецком автономном округе не менее 10 лет.

По состоянию на 1 января 2023 г. ФИО4 состоит на учете под номером 61.

В силу ст.5 Жилищного кодекса Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов.

В соответствии со ст.92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся, в том числе, жилые помещения в домах системы социального обслуживания граждан.

В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов.

Жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан предназначены для проживания граждан, которые в соответствии с законодательством отнесены к числу граждан, нуждающихся в специальной социальной защите. Категории граждан, нуждающихся в специальной социальной защите, устанавливаются федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации (ст.98 ЖК РФ).

Согласно ч.1 ст.99 Жилищного кодекса Российской Федерации специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.

На основании ст.100 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.

Договор найма специализированного жилого помещения заключается на основании решения о предоставлении такого помещения.

Статьей 109 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан по договорам безвозмездного пользования осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно ст.43 Федеральный закон от 21.12.2021 № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации самостоятельно осуществляют полномочия по предметам ведения субъектов Российской Федерации.

В силу ст.44 Федеральный закон от 21.12.2021 № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), жертв политических репрессий, малоимущих граждан, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи, организации предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.

Законом НАО от 17.03.2010 № 10-ОЗ «О предоставлении жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан в Ненецком автономном округе» установлены категории граждан, которым предоставляются жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан специализированного жилищного фонда Ненецкого автономного округа, а также условия предоставления данных жилых помещений.

Статьей 1 указанного закона определено, что жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан специализированного жилищного фонда Ненецкого автономного округа (далее - жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан) предназначены для проживания граждан, установленных в статье 3 настоящего закона.

Предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда Ненецкого автономного округа категориям граждан, указанным в статье 3 настоящего закона, является дополнительной мерой социальной поддержки, финансируемой за счет собственных доходов окружного бюджета.

В силу ст.3 Закона НАО от 17.03.2010 № 10-ОЗ жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан по договорам безвозмездного пользования предоставляются следующим гражданам, принятым на учет нуждающихся в жилых помещениях для социальной защиты отдельных категорий граждан исполнительным органом Ненецкого автономного округа, уполномоченным в сфере социальной защиты населения (далее - уполномоченный исполнительный орган Ненецкого автономного округа, уполномоченный орган): инвалидам 1-й, 2-й групп, в том числе проживающим с родителями (родителем), возраст которых (которого) старше 65 лет, а также супружеским парам из числа инвалидов 1-й, 2-й групп при условии, что все указанные в настоящем пункте лица проживают в Ненецком автономном округе не менее 10 лет.

Условия принятия на учет указанных категорий граждан на учет установлены ст.4 Закона НАО от 17.03.2010 № 10-ОЗ.

Жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан предоставляются гражданам по договорам безвозмездного пользования в соответствии с решением уполномоченного органа в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет при наличии свободных жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан специализированного жилищного фонда Ненецкого автономного округа. Распределение жилых помещений между очередями граждан, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях для социальной защиты отдельных категорий граждан, осуществляется Администрацией Ненецкого автономного округа (ст.7 Закона НАО от 17.03.2010 № 10-ОЗ).

Постановлением администрации НАО от 09.08.2010 №150-п утверждено Положение о порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях для социальной защиты отдельных категорий граждан (далее – Положение).

В соответствии с п.2 Положения учет осуществляется Департаментом здравоохранения, труда и социальной защиты населения Ненецкого автономного округа (далее - Департамент).

Пунктом 3 установлено, что для принятия на учет гражданином (далее по тексту также - заявитель) подается заявление в Департамент в произвольной форме.

Очереди граждан, состоящих на учете, формируются в списки граждан, нуждающихся в жилых помещениях для социальной защиты отдельных категорий граждан (далее - списки), которые определяют последовательность граждан в очереди и оформляются согласно Приложению N 3 к настоящему Положению. Очередность граждан в списке определяется по дате принятия решения о принятии заявителя на учет, за исключением случая, указанного в пункте 11.1 настоящего Положения. Департамент ежегодно утверждает указанные списки по состоянию на 1 января текущего года. Учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях для социальной защиты отдельных категорий граждан, ведется раздельно по каждой категории граждан (п.п. 10, 11).

Таким образом, предоставление жилого помещения в силу прямого указания норм права осуществляется категориям граждан, предусмотренных законом НАО от 17.03.2010 № 10-ОЗ в порядке очередности, определяемой исходя из даты принятия их на такой учет.

Вместе с тем, учитывая, что истец состоит на учете под номером 61, основания для предоставления ему жилого помещения на основании Закона НАО от 17.03.2010 № 10-ОЗ в настоящее время – отсутствуют.

При этом действующие нормы права не предусматривают возможности внеочередного либо первоочередного предоставления жилых помещений на основании Закона НАО от 17.03.2010 № 10-ОЗ. Такое предоставление жилого помещения будет нарушать права лиц, вставших на учет раньше истца.

Доводы прокурора, истца, представителя истца о признании жилого помещения истца непригодным для проживания правового значения не имеют, поскольку в соответствии с законом не являются основанием как для постановки на учет, так и для внеочередного предоставления жилого помещения по заявленному истцом основанию.

Несостоятельной является также ссылка на наличие права стоять на учете ранее, в том числе в период действия редакции закона, предусматривающей право лиц, чье жилое помещение признано аварийным и подлежащим сносу на внеочередное предоставление жилого помещения, а также факт предоставления истцу жилого помещения, непригодного для его, как инвалида, проживания.

Прокурор, истец, представитель истца не учитывают, что постановка на учет носит исключительно заявительный характер. В свою очередь ранее 26 марта 2019 г. он с заявлением о постановке на учет не обращался. При этом очереди граждан, стоящих на учете, формируются именно исходя из даты обращения их с заявлением о постановке на учет. Ведение очередности исходя из даты возникновения оснований для постановки на учет, без подачи соответствующего заявления, действующими нормами права не предусмотрено.

Ранее действовавшая редакция закона, на которую ссылается истец, также предусматривала заявительный характер постановки на учет.

Кроме того, жилое помещение истца признано аварийным и подлежащим сносу в 2019 г. Факт обращения в суд за оспариванием действий (бездействия) уполномоченных на признание многоквартирного жилого дома, жилого помещения непригодным органов правого значения не имеет, поскольку в силу Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 исключительным правом оценки и обследования помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственная комиссия (п.7), а окончательное решение принимается органом местного самоуправления (п.47).

С заявлением о признании жилого помещения непригодным для проживания в порядке Постановление Правительства РФ от 09.07.2016 № 649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов» не обращался, соответствующее заключение, в том числе содержащее выводы о невозможности переоборудования жилого помещения, не принималось.

Иные доводы прокурора истца, представителя истца правового значения при решении вопроса о предоставлении ФИО4 жилого помещения в порядке, предусмотренном Законом НАО от 17.03.2010 №10-ОЗ не имеют.

При этом суд учитывает, что установленная Законом НАО от 17.03.2010 №10-ОЗ мера поддержки финансируется за счет средств окружного бюджета, в связи с чем органы власти субъекта Российской Федерации вправе самостоятельно устанавливать категории лиц, которым предоставляет такая поддержка, основания для предоставления дополнительных социальных гарантий и порядок их реализации.

При таких обстоятельствах, суд не усматривает законных оснований для удовлетворения требований заместителя прокурора Ненецкого автономного округа в интересах ФИО4 к Департаменту здравоохранения, труда и социальной защиты населения Ненецкого автономного округа о возложении обязанности предоставить жилое помещение.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

в удовлетворении искового заявления заместителя прокурора Ненецкого автономного округа в интересах ФИО4 (паспорт гражданина РФ серии ) к Департаменту здравоохранения, труда и социальной защиты населения Ненецкого автономного округа (ИНН <***>) о возложении обязанности предоставить жилое помещение отказать.

Решение может быть обжаловано в суд Ненецкого автономного округа путем подачи апелляционной жалобы через Нарьян-Марский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения в окончательной форме.

Председательствующий подпись В.В.Распопин