Новокубанский районный суд Краснодарского края
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Новокубанский районный суд Краснодарского края — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
К делу №2-1041/2010
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 ноября 2010 года г. Новокубанск
Новокубанский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Симанчева Г.Ф.;
с участием: прокурора - помощника прокурора Новокубанского района Посевина Р.В.; представителя третьего лица на стороне истца, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в лице Управления образования Новокубанского района - начальника Управления образования Новокубанского района Шевелева В.А.; представителя ответчика в лице администрации муниципального образования Новокубанский район - Софиенко С.В.;
при секретаре Лялюк О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по искупрокурора Новокубанского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Новокубанский район о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования по исполнению законодательства, регулирующего вопросы развития сети дошкольных образовательных учреждений
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Новокубанского района Забураев С.В. обратился 13.09.2010 года в Новокубанский районный суд, в интересах неопределенного круга лиц, с исковым заявлением к администрации муниципального образования Новокубанский район о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования по исполнению законодательства, регулирующего вопросы развития сети дошкольных образовательных учреждений, в котором просит: 1. Признать незаконным бездействия администрации муниципального образования Новокубанский район, по исполнению законодательства, регулирующего вопросы развития сети дошкольных образовательных учреждений, в части строительства и открытия новых детских дошкольных образовательных учреждений. 2. Обязать администрацию муниципального образования Новокубанский район предусмотреть достаточное финансирование для строительства новых детских дошкольных образовательных учреждений при формировании бюджета муниципального образования на 2011 год. 3. Обязать администрацию муниципального образования Новокубанский район сформировать земельные участки для строительства необходимого количества детских дошкольных учреждений, поставить их на кадастровый учет, заказать градостроительный план, произвести действия по заказу проекта, получить разрешенное использование, оформить муниципальный заказ для строительства объектов.
В обоснование своих требований прокурор указал, что в муниципальном образовании Новокубанский район функционирует 32 муниципальных детских дошкольных образовательных учреждения, которые посещают 3552 ребенка.
В соответствии со ст.4,5 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (далее - Закона) задачами законодательства об образовании являются создание правовых гарантий для свободного функционирования и развития системы образования Российской Федерации. Государство обеспечивает гражданами право на образование путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования.
В соответствии с ч.3 ст. 18 Закона для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений. По смыслу Закона сеть дошкольных учреждений должна быть создана. Из этого следует, что органы местного самоуправления обязаны создавать муниципальные образовательные учреждения, независимо от наличия ведомственных, частных.
Однако система образования и сеть детских дошкольных образовательных учреждений в районе не получает своего развития.
Не посещают детские учреждения, состоящие на очереди 1400 детей, включая в себя все муниципальные образования района, перечисленные в исковом заявлении.
Предусмотренные бюджетом суммы, не предназначены для развития сети дошкольных образовательных учреждений. Реализация денежных средств направлена на оплату труда, на приобретение инвентаря, мебели, проведения ремонта и т.д..
Кроме принятых в муниципальную собственность 21 учреждения, с 1992 года не введено в действие ни одного нового детского учреждения в нарушение требований п.11 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 №131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Уменьшение очередности происходит не за счет строительства и открытия новых учреждений, а за счет ввода дополнительных мест, что в свою очередь влечет внесение изменений предельной численности предусмотренной лицензией.
Так, в 2010 году в МДОУ №№ 3, 18, 25, 43, 34 дополнительно вводится 150 мест. Вместе с тем, предельная численность установленная специальным разрешением (лицензией) при этом изменяется в сторону увеличения без внесения в лицензию изменений, дополнений.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о недостатке количества общеобразовательных дошкольных учреждений в районе и об отсутствии деятельности и инициативы в этом направлении управления образования и учредителя - администрации муниципального образования Новокубанский район. Данное положение дел и в том числе техническое состояние детских образовательных учреждений в районе является неудовлетворительным.
На сегодняшний день, несмотря на утверждение муниципальной программы «Развитие системы дошкольного образования муниципального образования Новокубанский район на 2006-2010 г.г.», принятой в 2005 году, денежные средства на развитие сети дошкольных учреждений выделяются в недостаточном количестве, их строительство не финансируется.
Выявленные нарушения являются причиной и условиями несвоевременного зачисления детей в дошкольные образовательные учреждения в виду наличия очереди в 1400 человек.
Прокурором района 05.07.2010 года внесено представление главе администрации муниципального образования Новокубанский район об устранении выявленных нарушений законодательства об образовании и о принятии мер к недопущению их впредь. Вместе с тем, представленный ответ на представление от 05.08.2010 года, не отражает активных действий органа местного самоуправления по решению проблемы с нехваткой детских дошкольных учреждений. При этом не представлены документы в подтверждение доводов о строительстве 3-х дошкольных учреждений, о формировании земельных участков, постановке их на кадастровый учет, градостроительный план и т.д..
В соответствии с принятой в районе муниципальной программой «Развитие системы дошкольного образования Новокубанский район на 2006-2010 г.г.» денежные средства расходуются лишь на ремонт детских дошкольных учреждений.
Финансирование на развитие сети дошкольных образовательных учреждений, связанных с введением дополнительных мест производится из муниципального бюджета, софинансирование КЦП «Развитие образования в Краснодарском крае» на 2008-2010 годы, в том числе краевая целевая программа «Развитие образования в Краснодарском крае» на 2008-2010 годы.
2008 г. - всего бюджетное финансирование - 3461,4 - исполнено 100% (в том числе из муниципального бюджета- 2461,4 тыс. руб.). 2009 г. - 3106,1 - исполнено 2739,9 - 88% (в том числе из муниципального бюджета -106,1 - исполнено 100%). 2 квартал 2010 года - 2094,1 (исполнено -159,2, т.е. 8%. (в том числе из местного бюджета выделено - 1667, 9, исполнено на 99,2, или на 6%.
Строительство новых учреждений данной программой не предусмотрено, не финансируется. Из местного бюджета на очередной финансовый год даже в части софинансирования выделяется не более 1,5 млн. рублей, что является недостаточным и несоразмерным количеством денежным средств, учитывая потребность образовательных учреждений района в ремонте и обновлении в связи с давними сроками постройки объектов. (л.д.1-4)
В ходе судебного разбирательства от представителей ответчика - Софиенко С.В., Выдра М.В. поступили письменные отзывы на иск, в которых исковые требования не признаются. В возражениях на иск указывается на необоснованность заявленных требований, несоответствие их действующему законодательству.
Обосновывая свою позицию по каждому из заявленных исковых требований, представители ответчика указывают следующее.
Термин «бездействие» подразумевает отсутствие вообще каких-либо действий в указанной сфере, что не соответствует действительности и не подтверждается материалами дела. На территории Новокубанского района в течение длительного времени действует сеть муниципальных дошкольных образовательных учреждений, финансируемая за счет средств районного бюджета.
Согласно служебной записке заместителя главы, начальника финансового управления администрации района в бюджете района на нужды муниципальных дошкольных образовательных учреждений было заложено и освоено в 2008 году - 85 млн. рублей, в 2009 году - 102 млн. рублей, в 2010 году - 116 млн. рублей. О каком бездействии может идти речь при наличии таких затрат на исполнение полномочий органов местного самоуправления в вопросах организации и содержания дошкольного образования.
Обвиняя администрацию в бездействии именно «в части строительства и открытия новых» детских садов, истец не указывает конкретные неисполненные администрацией нормы права, обязывающие именно строить и открывать новые дошкольные учреждения. В исковом заявлении упомянуты лишь декларативные статьи 4 и 5 Закона «Об образовании», определяющие задачи законодательства РФ в области образования и государственные гарантии прав граждан в области образования, а также статья 18 указанного Закона, согласно которой «действует сеть дошкольных образовательных учреждений», причем речь не идет о муниципальной сети учреждений, а подразумеваются дошкольные учреждения всех форм собственности и ведомственной принадлежности.
Кроме этих правовых норм, абсолютно не регламентирующих процесс строительства муниципальных детских садов, в исковом заявлении упомянута еще лишь одна правовая норма - пункт 11 статьи 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которой к вопросам местного значения муниципального района относится организация «…общедоступного бесплатного дошкольного образования…». Причем как видно из текста статьи - речь опять же не идет о каком-либо строительстве. И это вполне логично, т.к. процесс организации дошкольного образования включает в себя широкий спектр вопросов и не ограничивается исключительно строительством детских садов. Даже решение проблемы недостаточного количества мест в муниципальных детских садах, которая действительно существует в Новокубанском районе, может решаться различными способами, включая, кроме открытия новых учреждений, так же капитальный ремонт, реконструкцию, модернизацию действующих детских садов, прием в муниципальную собственность ведомственных детсадов, ввод в действующих учреждениях новых дополнительных групп, увеличивающих наполняемость учреждения, открытие семейных детских садов и семейных групп и т.д.. Причем все эти меры вполне допустимы, совершенно законны, и ведут к увеличению охвата детей дошкольным образованием в муниципальных детских садах. Закон не ограничивает решение проблемы уменьшения очереди в детские сады исключительно строительством и открытием новых учреждений и не обязывает органы местного самоуправления в целях решения существующей проблемы заниматься исключительно строительством, не прибегая к иным допустимым и законным мерам.
Согласно пункту 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» (далее по тексту - Пленум) «к бездействию относится неисполнение … органом местного самоуправления, … обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц …». Однако, как было указано выше, истец не привел ни одного нормативного правового акта, обязывающего администрацию именно строить новые дошкольные образовательные учреждения! Тем самым истец поставил суд в двоякую ситуацию: то ли выносить судебное решение, не ссылаясь на конкретные материальные нормы права, якобы обязывающие администрацию осуществлять строительство детских садов, то ли вместо истца заняться поиском этих мифических правовых норм, в неисполнении которых якобы выразилось бездействие администрации.
Более того, при наличии различных, допустимых действующим законодательством, способов организации дошкольного образования в муниципальном районе, нельзя не упомянуть и пункт 25 Пленума, согласно которому «в случае, когда … совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа … действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого … действия (бездействия)...». Таким образом, ни истец, ни тем более суд, не вправе оценивать целесообразность строительства новых дошкольных учреждений преимущественно перед иными способами решения проблемы уменьшения очереди в муниципальные детские сады, а тем более обязывать администрацию района осуществлять именно строительство и открытие новых учреждений.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 г. №23 «О судебном решении» «Исходя из того, что решение является актом правосудия, окончательно разрешающим дело, его резолютивная часть должна содержать исчерпывающие выводы», «в ней должно быть четко сформулировано, что именно постановил суд…, кто, какие конкретно действия и в чью пользу должен произвести…», «Судом должны быть разрешены и другие вопросы, указанные в законе, с тем чтобы решение не вызывало затруднений при исполнении…».
Однако, в требовании «предусмотреть достаточное финансирование для строительства новых дошкольных учреждений» отсутствует какая-либо конкретика. В иске вообще отсутствует какое-либо обоснование «достаточности финансирования», не приведено никаких расчетов необходимых финансовых средств для строительства новых детских садов (количество, местоположение, вместимость и расходы на дальнейшее содержание которых так же не определено). Истец не только не ссылается ни на какие нормативы расчета «достаточного финансирования», но и ничем не мотивирует «недостаточность» (не соответствие действующим нормативам и иным нормам права) имеющегося финансирования; не указывает на источники получения дополнительных (и немалых) финансовых средств, которые требуется выделить на строительство (и это с учетом дотационности районного бюджета, более 85% которого направлено на финансирование полномочий в социальной сфере), не говоря уже об иных аспектах бюджетного процесса, которые полностью проигнорированы в иске.
В такой ситуации принятое решение об обязании администрации «… предусмотреть достаточное финансирование для строительства новых детских дошкольных образовательных учреждений…» будет фактически не исполнимым в виду отсутствия какой-либо конкретики, т.к. понятие «достаточности финансирования» не имеет четко выраженного и однозначного критерия.
В исковом заявлении не содержится никаких сведений: - о количестве необходимых, по мнению истца, новых детских садов; - о их предполагаемом местоположении; - о их размерах, вместимости и иных основных параметрах; - о сроках, в течение которых администрации района надлежит выполнить предъявленные исковые требования; - о наличии либо отсутствии в бюджете района финансовых средств, необходимых для исполнения судебного решения в случае его удовлетворения.
Следовательно, и третье исковое требование также не может быть удовлетворено судом в связи с отсутствием четких формулировок и конкретных действий, которые следует произвести ответчику, что так же влечет неисполнимостьсудебного акта.
При этом, подавая иск об обязании сформировать земельные участки для строительства абстрактного «необходимого количества» детских садов, поставить их на кадастровый учет, заказать градостроительный план, произвести действия по заказу проекта и т.д. истец почему-то в иске вообще умалчивает о тех земельных участках, которые администрация района уже сформировала под строительство и поставила на кадастровый учет, на которые ответчик уже начал оформление и согласование необходимой разрешительной документации. Из иска абсолютно непонятно, входят ли эти земельные участки в число «необходимого количества», или требуется оформить еще несколько участков сверх уже находящихся в стадии оформления.
Второе и третье исковые требования содержат смысловые неточности. В них, в частности, идет речь о «строительстве детских дошкольных учреждений», несмотря на то, что согласно действующему законодательству учреждение является одной из форм юридических лиц, а, следовательно, не может быть построено. Построены могут быть лишь здания, иные объекты недвижимости, передаваемые впоследствии на праве оперативного управления созданным администрацией района юридическим лицам - муниципальным учреждениям.
Так же не имеет смысла и требование об обязании администрации района «получить разрешенное использование», т.к. из текста искового заявления вообще не понятно о чем идет речь в этом требовании, где, каким образом, на основании каких нормативно-правовых актов и «разрешенное использование» чего должна получить администрация района?!
Новокубанский район является дотационным районом и основной массив денежных средств поступающих в бюджет района это дотации, субсидии и субвенции различных уровней бюджетной системы Российской Федерации. К доходам бюджета относятся налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления. Так общая сумма доходов бюджета в соответствии с проектом бюджета муниципального образования Новокубанский район на 2011 год и плановый период 2012, 2013 годов в 2011 году составит 782050,8 тысяч рублей, из них собственные доходы муниципального образования Новокубанский район 311542,0 тысяч рублей и безвозмездные поступления, включающие дотации, субсидии и субвенции из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации 470508,8, что составляет 60,2% общего объема доходов бюджета муниципального образования Новокубанский район.
Для увеличения доходной части бюджета муниципального образования Новокубанский район либо необходимо увеличить нормативы отчислений по налогам и сборам, либо ввести новые налоги, однако это противоречит действующему законодательству Российской Федерации.
Важно отметить, что на социальную сферу на 2011 года заложено 656754, 3 тысяч рублей, что составляет 84,0% от всего объема собственных доходов бюджета, из них 72,5 % отрасли «Образование».
Финансирование по отрасли «Образование» всегда являлось и продолжает являться самым объемным, по этой причине просто абсурдно говорить о бездействии администрации муниципального образования Новокубанский район, учитывая какой объем денежных средств, направляется на финансирование указанной отрасли.
Одним из важнейших принципов бюджетной системы Российской Федерации является принцип сбалансированности бюджета. Статья 33 Бюджетного кодекса Российской Федерации гласит, принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов.
При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.
В соответствии со статьей 92.1 Бюджетного кодекса, дефицит местного бюджета не должен превышать 10 процентов утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.
В своем исковом заявлении прокурор Новокубанского района просит суд предусмотреть достаточное финансирование для строительства новых детских дошкольных образовательных учреждений при формировании бюджета на 2011 год, даже не учитывая, что в заявленном требовании отсутствует конкретика, о количестве необходимых денежных средств, которые необходимо предусмотреть при формировании бюджета, своими действиями прокурор Новокубанского района просит суд вынести решение противоречащее основам бюджетного законодательства, во-первых нарушить его сбалансированность, а во-вторых, увеличить объем дефицита бюджета, размер которого четко регламентирован Бюджетным кодексам.
Тем самым, с позиции ответчика, исковое заявление не основано на материальных нормах действующего законодательства, не содержит конкретных исковых требований, заявленные требования не исполнимы, а, следовательно, иск не подлежит удовлетворению.
Прокурор Посевин Р.В. в судебном заседании поддержал исковые требования, в том виде, как они изложены в исковом заявлении, дав объяснения на иск аналогичные обстоятельствам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика в лице администрации муниципального образования Новокубанский район - Софиенко С.В. исковые требования не признал, дав объяснения на иск, аналогичные обстоятельствам, изложенным в письменных отзывах на иск, ссылка на которые приведена выше, указав при этом, что на проводившемся 16 ноября текущего года пленарном заседании IV форума работников дошкольного образования по теме «Актуальные проблемы воспитания и пути его решения», в докладе руководителя департамента образования и науки администрации Краснодарского края, отмечено, что ключевой задачей, стоящей перед муниципальными образованиями, является выполнение Закона Краснодарского края «Об индикативном плане социально-экономического развития Краснодарского края на 2010 и на плановый период 2011 и 2012 годов». В этот план был включен только один показатель - обеспеченность населения местами в дошкольных учреждениях. Для каждого муниципального образования законом Краснодарского края были установлены плановые показатели обеспеченности местами в детских дошкольных учреждениях. В 2009 году индикативный план выполнили только 12 муниципальных образований. Из них четыре территории увеличили количество мест в детских садах, превысив не только свои обязательства по индикативному плану, но и среднекраевой показатель. Это Ейский (индикативный показатель 658,9), Староминской (579,7), Новокубанский (526,7) и Тимашевский (526,3) районы. В данном докладе Новокубанский район неоднократно отмечается как имеющий положительные, лучшие тенденции в этом направлении деятельности, в частности, по введению дополнительных мест в детских дошкольных учреждениях, где Новокубанский район находится на одних из первых позициях, тогда как в 30 территориях края не введено ни одного дополнительного места.
Представитель третьего лица на стороне истца (указанный в этом процессуальном статусе в исковом заявлении), не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в лице Управления образования Новокубанского района - начальник Управления образования Новокубанского района Шевелев В.А. исковые требования прокурора не поддержал, считая их необоснованными, не подлежащими удовлетворению, высказав мнение относительно предмета спора аналогичное позиции, высказанной представителем ответчика, пояснив при этом, что показатель по очередности в детские дошкольные учреждения не является объективным показателем нуждаемости в детских дошкольных учреждениях, так как родители, в большинстве своем, встают на очередь в детские дошкольные учреждения с момента рождения ребенка, а не с момента, когда реально возникает необходимость в детском дошкольном учреждении, когда ребенок достигает определенного возраста, не все из родителей реализуют свое право на посещение их детьми детского дошкольного учреждения. Администрацией муниципального образования Новокубанский район, управлением образования Новокубанского района постоянно ведется работа по развитию сети дошкольных учреждений, ежегодно вводится не менее ста новых мест в детских дошкольных учреждениях, ведется работа с проектной документацией по новым детским дошкольным учреждениям, выделению земельных участков, постановке их на кадастровый учет, проводится реконструкция здания школы №14 по переоборудованию его в здание детского сада.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств. (ст. 68 ГПК РФ)
В соответствии со ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В Новокубанском районе создана, реально работает сеть дошкольных учреждений, что не оспаривается прокурором, что также нашло свое отражение в исковом заявлении. Даже исходя из содержания искового заявления следует, что, за указанный в исковом заявлении период времени, в муниципальную собственность только принято 21 детское дошкольное учреждение, не считая иных, требующие ежедневного их финансирования, содержания, как персонала этих учреждений, так и зданий, помещений и т.д..
Всего в Новокубанском районе функционируют 32 муниципальных детских сада с числом мест 3240 согласно лицензии, что нашло свое отражение в информации о состоянии дошкольного образования по муниципальному образованию Новокубанский район на 01.08.2010 г.. (л.д.10)
Количество детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения полный день - 3240. Еще 240 детей посещают кратковременные группы.
Ответчиком, наряду с информацией о постоянно действующей сети дошкольных учреждений, представлены документы о принятии иных мер по развитию сети дошкольных учреждений, в частности, по переоборудованию первого этажа здания муниципального образовательного учреждения средней школы №14 под детский сад, на что требуется для завершения работ пять миллионов рублей. В связи с этим переоборудованием администрация муниципального образования обращалась к руководителю департамента образования и науки Краснодарского края, что подтверждается соответствующим письмом заместителя главы муниципального образования Новокубанский район.
С целью оказания содействия в развитии сети дошкольных учреждений глава муниципального образования направлял информацию в ЗСК Краснодарского края, в администрацию Краснодарского краю с целью выделения средств, как на ремонт, так и строительство новых детских садов.
Суду представлены документы, свидетельствующие о предоставлении земельных участков под строительство детских садов, проведению работ, направленных на их дальнейшее строительство, в частности, детского сада в ст. Бесскорбной на 140 мест, детского сада в г. Новокубанске на 150 мест.
На проводившемся 16 ноября текущего года пленарном заседании IV форума работников дошкольного образования по теме «Актуальные проблемы воспитания и пути его решения», в докладе руководителя департамента образования и науки Краснодарского края, на который сослался представитель ответчика, и который представлен суду, отмечено, что ключевой задачей, стоящей перед муниципальными образованиями, является выполнение Закона Краснодарского края «Об индикативном плане социально-экономического развития Краснодарского края на 2010 и на плановый период 2011 и 2012 годов». В этот план включен только один показатель - обеспеченность населения местами в дошкольных учреждениях. Для каждого муниципального образования законом Краснодарского края были установлены плановые показатели обеспеченности местами в детских дошкольных учреждениях. В 2009 году индикативный план выполнили только 12 муниципальных образований. Из них четыре территории увеличили количество мест в детских садах, превысив не только свои обязательства по индикативному плану, но и среднекраевой показатель. Это Ейский (индикативный показатель 658,9), Староминской (579,7), Новокубанский (526,7) и Тимашевский (526,3) районы. В данном докладе Новокубанский район неоднократно отмечается как имеющий положительные, наилучшие тенденции в этом направлении деятельности, в частности, по введению дополнительных мест в детских дошкольных учреждениях, Новокубанский район находится на первых позициях, тогда как в 30 территориях края не введено ни одного дополнительного места.
Нормам, на которые имеется ссылка в исковом заявлении, дано прокурором произвольное, расширительное толкование, на что обращено внимание ответчиком в отзывах на иск.
Поэтому следует согласиться с доводами ответчика о том, что закон не ограничивает решение проблемы уменьшения очереди в детские сады исключительно строительством и открытием новых учреждений и не обязывает органы местного самоуправления в целях решения существующей проблемы заниматься исключительно строительством, не прибегая к иным допустимым и законным мерам.
Доказательств нарушения ответчиком действующего законодательства, регулирующего вопросы развития сети дошкольных образовательных учреждений, суду не представлено.
При изложенных обстоятельствах, с учетом доводов ответчика и третьего лица, согласиться с исковыми требованиями прокурора нельзя, оснований для удовлетворения иска не имеется.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В иске прокурору Новокубанского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Новокубанский район о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования по исполнению законодательства, регулирующего вопросы развития сети дошкольных образовательных учреждений, в полном объеме заявленных исковых требований, отказать.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в 10 дневный срок.
Судья Г.Ф. Симанчев