ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-10419/2021 от 19.04.2022 Сыктывкарского городского суда (Республика Коми)

№...

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Олейника И.И.,

при секретаре Ванеевой Н.Н.,

с участием истца ФИО1,

представителя ответчика ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре

** ** ** гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми о возмещении ущерба, причиненного дорожно-транспортным происшествием,

установил:

ФИО1 обратился в суд с иском к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми о возмещении материального ущерба, причиненного истцу вследствие повреждения автомобиля ..., имевшего место ** ** ** на ...... вследствие наезда на дикое животное – лося. Просит взыскать с ответчика 780000 руб. в возмещение ущерба, 6050 руб. – расходов на эвакуатор, 11000 руб. – на оценку ущерба, судебные расходы на оплату госпошлины.

Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика ФКУ Упрдор «».

В судебном заседании истец настаивал на удовлетворении исковых требований.

Представитель ответчика с иском не согласился, указывая на отсутствие у Минприроды РК соответствующих обязанностей в отношении контроля за миграцией диких животных и на наличие вины в дорожно-транспортном происшествии самого истца.

Представитель ФКУ Упрдор «» в письменном отзыве просил о рассмотрении дела в отсутствие истца.

Суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке участников процесса.

Заслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что ** ** ** около 05 час. 15 мин. ФИО1, управляя автомобилем ..., двигаясь по автодороге ... со стороны г.... в направлении г...., на ... совершил наезда на дикое животное (лось), переходившего автодорогу слева направо по диагонали.

Определением старшего инспектора ГИБДД ОМВД по от ** ** ** в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.12.15 КоАП РФ, в отношении ФИО1 отказано в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Согласно представленным истцом экспертным заключениям ООО «...», стоимость восстановительного ремонта автомобиля истца по последствиям ДТП составляет 854803,54 руб., рыночная стоимость автомобиля без учета повреждений от ДТП – 780000 руб., стоимость годных остатков – 233790,38 руб.

Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации расходы, которые лицо произвело для восстановления нарушенного права, относятся к реальному ущербу и возмещаются в составе убытков по требованию лица, право которого нарушено.

К способам защиты гражданских прав, предусмотренным статьей 12 ГК РФ, относится, в частности возмещение убытков, под которыми понимаются, в том числе расходы, которые лицо произвело или должно будет произвести для восстановления его нарушенного права (п.2 ст.15 ГК РФ).

В данном случае ущерб истца от рассматриваемого ДТП составляет рыночная стоимость автомобиля за минусом стоимости его годных остатков, т.е. 546209,62 руб. /780000 – 233790/.

На момент дорожно-транспортного происшествия содержание автодороги, на которой оно произошло, осуществлялось ФКУ Упрдор «», выступающим в качестве государственного заказчика при заключении государственных контрактов с подрядчиками.

Истцом предъявлены требования о возмещении ущерба от ДТП к Минприроды Республики Коми. В обоснование требований к названному ответчику истец указывает на несоблюдение указанным органом власти обязанностей в отношении контроля за объектами животного мира в регионе.

На основании ст.1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.

Для применения гражданско-правовой ответственности необходимо наличие состава правонарушения, включающее в себя наступление вреда, противоправность поведения и вину причинителя вреда, а также причинную связь между противоправным поведением причинителя вреда и наступившим вредом. Вина является одним из элементов состава правонарушения, при отсутствии которой по общему правилу нельзя привлечь лицо к гражданско-правовой ответственности.

Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 №25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков.

Согласно ст.12 Гражданского процессуального кодекса РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. В силу положений ст.57 ГПК РФ доказательства представляются лицами, участвующими в деле.

По убеждению суда, стороной истца не представлено доказательств противоправного поведения ответчика, которое находилось бы в причинно-следственной связи с причинением ущерба истцу в рассматриваемом случае.

На основании ст.6.1 Федерального Закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области охраны и использования объектов животного мира относятся: принятие законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, регулирующих отношения в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания, а также контроль за их исполнением; разработка и реализация региональных программ по охране и воспроизводству объектов животного мира и среды их обитания; участие в выполнении международных договоров Российской Федерации в области охраны и использования объектов животного мира в порядке, согласованном с федеральными органами исполнительной власти, выполняющими обязательства Российской Федерации по указанным договорам.

В своей деятельности Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды руководствуется Положением, утвержденным Постановлением Правительства Республики Коми от 24.08.2017 №452.

В соответствии с п.1 названного Положения Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (Минприроды Республики Коми) (далее - Министерство) является органом исполнительной власти Республики Коми, исполняющим функции по формированию и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области изучения, воспроизводства, использования и охраны ресурсов недр, водных объектов и ресурсов, объектов животного мира и среды их обитания, в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов (далее - природные объекты и ресурсы), охраны окружающей среды, государственной экологической экспертизы, лесных отношений на территории Республики Коми, по предоставлению государственных услуг в пределах компетенции Министерства, а также уполномоченным органом исполнительной власти Республики Коми на осуществление на территории Республики Коми регионального государственного экологического контроля (надзора), регионального государственного геологического контроля (надзора), регионального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, федерального государственного охотничьего контроля (надзора), федерального государственного контроля (надзора) в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания, федерального государственного лесного контроля (надзора) на землях лесного фонда на территории Республики Коми в рамках переданных полномочий Российской Федерации, а также уполномоченным органом исполнительной власти Республики Коми, координирующим в этих сферах (областях) деятельность иных органов исполнительной власти Республики Коми.

Пунктом 9 Положения к основными задачам деятельности Министерства отнесены: 1) участие в установленном порядке в разработке и реализации основных направлений государственной политики в области изучения, воспроизводства, использования и охраны природных объектов и ресурсов, охраны окружающей среды, в области обращения с отходами; 2) государственное управление в пределах компетенции, определенной законодательством, в области природопользования и охраны окружающей среды на территории Республики Коми; 3) обеспечение на комплексной и рациональной основе сбалансированных потребностей отраслей экономики и населения в природных ресурсах и сохранение благоприятной окружающей среды на территории Республики Коми; 4) создание условий для повышения эффективности использования природных ресурсов; 5) обеспечение воспроизводства (восстановления) природных ресурсов; 6) повышение защищенности природной среды и обеспечение безопасности жизнедеятельности человека от негативных природных явлений и антропогенного воздействия; 7) устойчивое управление лесами, расположенными на территории Республики Коми, сохранение биологического разнообразия лесов, повышение их потенциала.

Для реализации задач на основании п.10 Положения Министерство исполняет следующие государственные функции.

Осуществляет: 1) региональный государственный геологический контроль (надзор); 2) региональный государственный контроль (надзор) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий на особо охраняемых природных территориях регионального значения и в границах их охранных зон, которые не находятся под управлением государственных бюджетных учреждений; 3) региональный государственный экологический контроль (надзор); 4) федеральный государственный контроль (надзор) в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания на территории Республики Коми, за исключением объектов животного мира и среды их обитания, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения; 5) федеральный государственный охотничий контроль (надзор) на территории Республики Коми, за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения; 6) федеральный государственный лесной контроль (надзор) на землях лесного фонда.

Исполняет функции государственного контроля: 1) контроль за использованием капканов и других устройств, используемых при осуществлении охоты (за исключением государственного контроля в отношении объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения); 2) контроль за оборотом продукции охоты.

В области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания, а также в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов: 1) ведет государственный охотхозяйственный реестр на территории Республики Коми; 2) разрабатывает и утверждает нормы допустимой добычи охотничьих ресурсов, в отношении которых не устанавливается лимит добычи, и нормы пропускной способности охотничьих угодий; 3) утверждает перечень профессий, занятие которыми дает право на приобретение охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом; 4) организует и осуществляет охрану и воспроизводство объектов животного мира, за исключением объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также охрану среды их обитания; 5) организует и осуществляет сохранение и использование охотничьих ресурсов и среды их обитания, за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения; 6) разрабатывает и представляет Правительству Республики Коми предложения по установлению в соответствии с федеральным законодательством ограничений пользования животным миром, за исключением ограничений охоты и рыболовства, ограничений пользования животным миром на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также на иных землях в случаях, предусмотренных федеральными законами; 7) организует мероприятия по регулированию численности объектов животного мира, за исключением объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, охотничьих ресурсов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о животном мире; 8) ведет в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о животном мире, государственный учет численности объектов животного мира, государственный мониторинг и государственный кадастр объектов животного мира на территории Республики Коми, за исключением объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения; 9) осуществляет государственный мониторинг охотничьих ресурсов и среды их обитания на территории Республики Коми, за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о животном мире; 10) осуществляет меры по воспроизводству объектов животного мира и восстановлению среды их обитания, нарушенных в результате стихийных бедствий и по иным причинам, за исключением объектов животного мира и среды их обитания, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения; 11) устанавливает согласованные с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания, объемы (лимиты) изъятия объектов животного мира, за исключением объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения; 12) определяет в порядке, установленном федеральным законодательством, лимиты добычи охотничьих ресурсов и до 31 июля представляет их для утверждения Главе Республики Коми; 13) проводит мероприятия, направленные на выполнение международных договоров Российской Федерации в области охраны и использования объектов животного мира, в порядке, согласованном с федеральными органами исполнительной власти, выполняющими обязательства Российской Федерации по указанным договорам; 14) обеспечивает изготовление удостоверений и нагрудных знаков производственных охотничьих инспекторов; 15) отстраняет производственных охотничьих инспекторов от осуществления производственного охотничьего контроля; 16) проводит проверку знания требований к кандидату в производственные охотничьи инспектора; 17) согласовывает в установленном порядке замену юридического лица или индивидуального предпринимателя, заключивших охотхозяйственное соглашение, на другое юридическое лицо или другого индивидуального предпринимателя; 18) предоставляет информацию в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных лиц, заключивших охотхозяйственные соглашения, и участников аукциона на право заключения охотхозяйственного соглашения, в соответствии со статьей 37.1 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Анализ полномочий Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми в области охраны и использования объектов животного мира приводит суд к выводу о том, что ответчик не является причинителем вреда в настоящем споре, соответственно ФИО1 следует отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Отказать ФИО1 в удовлетворении исковых требований к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми о возмещении ущерба, причиненного дорожно-транспортным происшествием.

Мотивированное решение составлено ** ** **

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий И.И.Олейник