Дело № 2-9/2019 (2-1041/2018)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
01 февраля 2019 года город Орск
Ленинский районный суд г. Орска Оренбургской области в составе:
председательствующего судьи Липатовой Е.П.,
при секретаре Бородиной А.С.,
с участием истца (представителя истца) ФИО1,
представителя ответчика - ООО «Ритм» ФИО2, ФИО3,
представителей ответчика - АО «Система «Город» ФИО4, ФИО5,
представителя ответчика - ПАО «Т Плюс» ФИО6,
представителя третьего лица - МУП «ОПТС» ФИО7,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО8, ФИО1, ФИО9 к Обществу с ограниченной ответственностью «Ритм», Акционерному обществу «Система «Город», Публичному акционерному обществу «Т Плюс», Обществу с ограниченной ответственностью «Орск Водоканал» о запрете передачи и использования персональых данных истцов и обязании их исключения из базы, об обязании произвести перерасчёт платёжных документов, о признании незаконным выставленного расчёта, об обязании производить начисления платы за отопление по показаниям прибора учёта, о взыскании компенсации морального вреда и штрафа,
у с т а н о в и л :
Истцы ФИО8, ФИО1, ФИО9 обратились в суд с вышеназванным иском, в котором после уточнения требований, просили:
- запретить АО «Система «Город» использовать персональные данные истцов, обязав исключить их из базы данных АО «Система «Город»,
- запретить ООО «Ритм» передавать персональные данные истцов,
- обязать ООО «Ритм» без разглашения персональных данных произвести перерасчёт платёжных документов за май-июнь 2018 года,
- признать незаконным выставление расчета за май-июнь 2018 года,
- признать незаконным выставление расчета за отопление за май-июнь
2018 года, взыскать с ООО «Ритм» в пользу истцов компенсацию морального вреда (по 50 000 руб.) за незаконное выставление расчёта,
- взыскать компенсацию морального вреда за предоставление недействительных платёжных квитанций за май и июнь 2018 года в размере: по 50 000 руб. каждому истцу - за незаконность выставления счёта управления МКД, по 50 000 руб. каждому истцу - за незаконность выставления ХВС на нужды ГВС, по 50000 руб. каждому истцу - за незаконность выставления, тепловой энергии на нужды ГВС, по 50 000 руб. каждому истцу за незаконность выставления ОДН на нужды МКД, по 50 000 руб. каждому истцу за незаконность выставления «трёх водоотведений и водоснабжений» и взыскать штрафную санкцию,
- обязать ООО «Ритм» производить начисление платы за отопление по квартире <данные изъяты> по адресу: <адрес> по показаниям общедомового прибора учета ресурсов тепловой энергии.
В обоснование требований указано, что жилое помещение по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности ФИО8 Данный многоквартирный дом обслуживает ООО «ЛКС-5» (сейчас - ООО «Ритм»). Начиная с июня 2018 года, неизвестная организация - АО «Система «Город» стала выставлять счета на оплату, носящие незаконный характер, при этом необоснованно (без письменного согласия) использует персональные данные граждан (Ф.И.О., номер лицевого счёта, адрес места нахождения), а также хранит и собирает сведения о потреблённых ресурсах.
Данный вывод подтверждается многочисленной судебной практикой.
Исходя из Определения Конституционного Суда РФ от 28.01.2016 года № 100-0 «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы ФИО10 на нарушение его конституционный прав ст. 7 ФЗ «О персональных данных», управляющая организация с тем, чтобы иметь возможность осуществлять деятельность по управлению МКД, обязана получить у собственников и нанимателей жилых помещений согласие на обработку персональных данных, в том числе на их передачу третьим лицам, при этом данное согласие может быть включено в качестве условия в договор управления МКД.
Из Определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 01.08.2017 года № 78-КГI7-45 следует, что сбор, обработка, передача, распространение персональных данных возможны лишь с согласия субъекта персональных данных, при этом согласие должно быть конкретным. Поручение оператором обработки персональных данных другому лицу без согласия субъекта персональных данных в случаях, не предусмотренных федеральным законом, нарушают права последнего на конфиденциальность и противоречит ч. 3 ст. 6 Закона № 152-ФЗ.
Согласно определению Ленинградского областного суда от 21.02.2018 года № 33-337/2018 по делу № 2-2350/2017, обработка персональных данных допускается или с согласия субъекта персональных данных или в случаях необходимости исполнения договора, стороной которого либо поручителем (выгодоприобретателем) по которому является субъект персональных данных.
Аналогичные выводы были сделаны и в определении Верховного Суда РФ от 28.08.2018 года № 303-КГI8-12362 по делу № А24-3897/2017.
Поскольку истцы не являются стороной агентских договоров, не давали разрешения на передачу персональных данных по договору управления МКД, действия ООО «Ритм» по передаче персональных данных и действия АО «Система «Город» по их использованию неправомерны.
Платёжные квитанции, выставленные к оплате, также незаконны.
В силу ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твёрдое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод и плату за обращение с твёрдыми коммунальными отходами. Данные требования закона не соблюдены, в оплату истцам незаконно включён подогрев воды и иные виды услуг, которых нет в законодательстве.
Кроме того, исходя из разъяснений Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 года № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности» (п. 9), плата за жилое помещение и коммунальные услуги включает в себя: плату за содержание жилого помещения (плата за услуги, работы по управлению МКД, за содержание и текущий ремонт общего имущества в МКД); плату за коммунальные услуги. В данной связи, оплата работ и услуг по управлению МКД относится к расходам по содержанию жилого помещения, в то время как в платёжном документе она выведена отдельной строкой. Коммунальные ресурсы на содержание общего имущества МКД входят в оплату на содержание и ремонт, также не могут быть указаны отдельно.
В соответствии со ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объёма потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учёта, а при их отсутствии - по нормативу потребления коммунальных услуг.
Вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда г.Орска по делу № установлено, что жилой дом имеет счётчик на тепловую энергию, и управляющая организация не имеет права выставлять данные на названный ресурс вне сезона и не по приборам учёта. Между тем, начисления производились по нормативу, что неправомерно.
За предоставление недействительных платёжных документов истцам должна быть выплачена компенсация морального вреда и штрафная санкция.
Определением суда от 10.08.2018 года в порядке подготовки к участию в настоящем деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на стороне ответчика, привлечено ПАО «Т Плюс».
Определением суда от 10.09.2018 года ПАО «Т Плюс» исключено из числа третьих лиц по делу, в качестве соответчиков привлечены ПАО «Т Плюс», ООО «Орск Водоканал», в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - НК «Фонд Модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области».
Определением суда от 09.11.2018 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на стороне ответчика, привлечено ОАО «Энергосбыт Плюс».
Также к участию в деле для дачи заключения судом были привлечены Юго-Восточный территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области, Управление Роскомнадзора по Оренбургской области, Государственная жилищная инспекция по Оренбургской области, Государственная жилищная инспекция по Оренбургской области.
При рассмотрении дела истец ФИО1, действуя в своих интересах и в интересах ФИО8, заявленные требования полностью поддержала, оставив их обоснование без изменения.
Дополнительно пояснила, что собственником квартиры <данные изъяты> по адресу: <адрес> являл ась и является ФИО8 (мать). Она (ФИО1) наряду с отцом ФИО9 после сдачи жилого дома в эксплуатацию была зарегистрирована в спорном жилом помещении. ООО «Ритм» (ранее - ООО «ЛКС-5») не просто обслуживает содержание МКД, но и является управляющей организацией, в обязанности которой входит заключение договоров с ресурсоснабжающими организациями, выставление платёжных документов, обработка персональных данных, на что только этому обществу давалось согласие и более никому. АО «Система «Город», выставляя с мая 2018 года платёжные документы, указывает на наличие долга, хотя у истцов его не было, документально этот факт не подтверждает, при этом выставляет счёт на имя ФИО9 (невзирая на то, что владельцем квартиры является ФИО8), без учёта показаний приборов учёта в жилом помещении. Всё это говорит о том, что персональными данными истцов незаконно завладели, а потом их исказили. Цифры в платёжных документах ни на чём не основаны, тариф, заложенный в расчёт, не соответствует тому, что был утверждён на спорный период, требования об обязанности оплаты на счета ресурсоснабжающих организаций неправомерны.
В силу положений ч. 15 ст. 155 ЖК РФ наймодатель жилого помещения, управляющая организация, иное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым соответствии Кодексом вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, а также их представитель вправе осуществлять расчёты с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, собственниками жилых помещений и взимать плату за жилое помещение и коммунальные слуги при участии платёжных агентов, осуществляющих деятельность по приёму платежей физических лиц, а также банковских платёжных агентов. Исходя из ч. 16 названной статьи, при привлечении лицами, указанными в ч. 15 ст. 155 ЖК РФ, представителей для осуществления расчётов за жилое помещение и коммунальные услуги, согласие субъектов персональных данных на передачу персональных данным таким представителям не требуется. То есть согласие
не требуется лишь для платёжных агентов и банковских платёжных агентов. В соответствии с ФЗ от 03.06.2009 года № 103-ФЗ «О деятельности по приёму платежей физических лиц, осуществляемой платёжными агентами» платёжный агент - это юридическое лицо (за исключением кредитной организации) или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приёму платежей физических лиц, платёжным агентом является оператор по приёму платежей либо платёжный субагент. При этом требования к названным лицам обозначены в п. 5 ст. 4, пп. 11, 14-17 Закона. АО «Система «Город» не является платёжным агентом, так как не имеет места приёма платежей (оплату принимает Почта России и ООО "Парус" ), в квитанции не указан счёт юридического лица и зачисления на счёт АО «Система «Город» не производятся. Кроме того, у данного общества нет специального счёта для расчёта с поставщиками - ресурсоснабжающими организациями, отсутствует уведомление в Финансовый мониторинг о начале деятельности. Договор, заключённый с АО «Система «Город», нарушает антимонопольное законодательство, ничтожен в силу ст. ст. 166-169 ГК РФ.
Доводы о том, что управляющая компания не оказывает услуги по тепло- и водоснабжению, не состоятельны. По смыслу п. 14, подп. «б» п. 17 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354, управляющая компания после заключения договора на управление жилым домом является исполнителем коммунальной услуги, должна закупать соответствующие ресурсы для мест общего пользования. Начиная с 01.01.2017 года, затраты ресурсоснабжающей организации на коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, подлежат возмещению управляющей компанией, которая, в свою очередь, должна включать названные расходы в состав платы за содержание жилого помещения. В рассматриваемом случае позиция ООО "Ритм" сводится к полному освобождению от оплаты стоимости ресурса, отпущенного на общедомовые нужды, что не допустимо.
По мнению истцов, расчёт должен выглядеть следующим образом:
Горячее водоснабжение:
май 2018 года: 9 х 17,9 руб. + 0, 051 х 9 х 1 283, 52 руб. = 698, 82 руб., где 9 куб. м. - объём потребления, 17,90 руб. - тариф на холодную воду без НДС, 1 283, 52 руб. - компонент на тепловую энергию, 0, 051 - норматив расхода на подогрев воды в г. Орске (за июнь 2018 года аналогично).
Итого: 698, 82 руб. + 698, 82 руб. = 1 397, 64 руб.
Холодное водоснабжение:
май 2018 года: 13 х 19, 44 руб. = 252, 72 руб., где 13 куб.м. - объём потребления, 19,44 руб. - тариф без НДС.
июнь 2018 года: 16 х 19,44 руб. = 311,04 руб., где 16 куб.м. - объём потребления, 19,44 руб. - тариф без НДС.
Итого: 252, 72 руб. + 311, 04 руб. = 563, 76 руб.
Суммировав начисления по холодному и горячему водоснабжению (1 397, 64 руб. + 563, 76 руб.) и вычтя переплату (1 236, 63 руб.), к выплате должно подлежать 724, 77 руб.
Сточные воды (водоотведение):
май 2018 года: 8, 84 руб. (тариф) х 22 (объём ресурса) = 194,48 руб.
июнь 2018 года: 8, 84 руб. (тариф) х 25 (объём ресурса) = 221 руб.
Отопление: (по формуле, согласно п. 42 (1) и 43 Правил, фактически отопления не было, плата не должна начисляться).
Содержание и ремонт:
17,93 руб. (размер платы) х 73,4 кв.м. = 1 316, 06 руб.
Поскольку имелась переплата <данные изъяты> руб. (по основным ресурсам) и <данные изъяты> руб. (за содержание и ремонт), сальдо на июль 2018 года составило <данные изъяты> руб. (переплата). В связи с изложенным, требования истцов заявлены законно и обоснованно.
Истцы ФИО8, ФИО9 в суд не явились, извещались надлежащим образом (путём телефонограммы и вручения извещения). Об отложении слушания не заявили, каких-либо ходатайств не представили.
Представитель ответчика - АО «Система «Город» ФИО4, действуя на основании доверенности, иск не признала. Поддержала возражения, изложенные в письменном отзыве, считая требования истцов незаконными и необоснованными. Утверждения о том, что АО «Система «Город» не имеет права на обработку персональных данных, незаконно собирает и хранит информацию о них, основаны на неверном толковании норм материального права.
В соответствии с ч. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в этом доме.
Исходя из п.п. «ж» п. 4 раздела 2 Постановления Правительства РФ «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами» от 15.05.2013 года № 416, управление обеспечивается выполнением следующих стандартов:
- организация и осуществление расчётов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в МКД, включая услуги и работы по управлению МКД и коммунальные услуги, в том числе начисление обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в МКД и коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства РФ,
- оформление платёжных документов и направление их собственникам и
пользователям помещений в МКД,
- осуществление расчётов с ресурсоснабжающими организациями за коммунальные ресурсы, поставленные по договорам ресурсоснабжения в целях обеспечения предоставления в установленном порядке собственникам и пользователям помещений коммунальной услуги соответствующего вида,
- ведение претензионной и исковой работы.
Таким образом, привлечение сторонних организаций для начисления платы, формирования и доставки платёжных документов соответствует требованиям Постановления Правительства РФ от 15.05.2013 года № 416. По условиям агентского договора № от 20.03.2018 года, заключённого между АО «Система «Город» и ООО "ЛКС-5" (сейчас - 000 «Ритм»), агент действует от имени и за счёт поставщиков, в этой связи права и обязанности возникают непосредственно у контрагента общества, самостоятельно АО «Система «Город» в каких-либо договорных отношениях с гражданами, проживающими в жилом фонде; не состоит.
На основании приказа Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия от 17.04.2008 года № АО «Система «Город» было включено в реестр операторов, осуществляющих обработку персональных данных.
В силу Положения «Об обработке персональных данных в АО «Система «Город» (п. 1.4) обработка персональных данных осуществляется согласно принципу законности и справедливости, обработки строго определённых категорий персональных данных. Согласно п. 3.2 Положения, персональные данные могут быть получены от поставщиков услуг вследствие заключенных агентских договоров. Существенным условием таких договоров является обязанность сторон обеспечить конфиденциальность персональных данных и безопасность персональных данных при их обработке обществом.
Все эти требования со стороны АО «Система «Город» не нарушены.
Платёжные документы, выставляемые истцам, содержат сведения, исчерпывающий перечень которых поименован в Правилах предоставления коммунальных услуг, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354 (п. 69). Согласно п. 15 ст. 155 ЖК РФ управляющая организация вправе осуществлять расчёты при участии платёжных агентов, исходя из п. 16 названной статьи - согласие субъектов персональных данных на передачу персональных данных таким представителям не требуется.
Таким образом, оператор персональных данных - в данном случае ООО «Ритм» вправе поручать третьим лицам (АО «Система «Город») обработку персональных данных собственников жилых помещений для осуществления расчётов и взимания паты за жилое помещение и коммунальные услуги без согласия субъектов персональных данных. Лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению операторов, исходя из ч. 4 ст. 6 ФЗ от 27.07.2006 года № 152-ФЗ, в свою очередь, не обязано получать согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных данных.
Представитель ответчика - АО «Система «Город» ФИО5, действуя по доверенности, высказала по делу аналогичную позицию, кроме того, поддержал доводы отзыва от 22.01.2019 года. Не оспаривал, что АО «Система «Город» в силу закона не является платёжным агентом. Однако, в целях организации сбора денежных средств за предоставленные населению услуги, между ООО «Ритм» с ОИКБ «Русь» (ООО) был заключен договор, по условиям которого Банк, будучи кредитной организацией, оказывает операции по переводу денежных средств физических лиц за услуги, оказываемые ООО «Ритм». Соответственно, остальные участники платёжной системы (ООО «Парус», АО «Система «Город»), состоящие с ОИКБ «Русь» (ООО) в договорных отношениях, являются банковскими платёжными субагентами. Расчёты в платёжных документах основаны исключительно на данных, представленных поставщиками услуг, с учётом действующих тарифов и сальдо. Плата за отопление, согласно постановлению Правительства Оренбургской области от 18.10.2016 года № 716-п, производится равномерно в течение календарного года с последующей корректировкой. Нарушения прав истцов со стороны АО «Система «Город» не допущено, поэтому в иске к данному ответчику надлежит отказать.
Представители ответчика ООО «Ритм» ФИО2, ФИО3 (доверенности в деле) иск не признали. Пояснили, что на 01.05.2018 года, согласно сведениям ЗАО «ЮУЭСК», за истцами числилась задолженность по оплате ряда жилищно-коммунальных услуг, в том числе перед управляющей организацией за содержание жилого помещения, включая управление МКД. Указанная информация передана АО «Система «Город» для включения в платёжный документ за май 2018 года. Впоследствии в ходе расчётов установлено, что долг за содержание жилого помещения, включая управление МКД, отсутствует, напротив, имеется переплата (<данные изъяты> руб.). Данные сведения письменно доведены до АО «Система «Город», вследствие чего в платёжном документе за июнь 2018 года была сделана корректировка. Действия ООО «Ритм» правомерны, права истцов не нарушают. Почему АО «Система «Город» выставило долг за управление МКД отдельной строкой, ответчику не ясно, такого распоряжения ООО «Ритм» агенту не давало. По сведениям ООО «Ритм» владельцем помещения числилась ФИО8, на каком основании АО «Система «Город» выставляло квитанции на имя ФИО9, управляющей организации неизвестно. В любом случае, выявив несоответствие исходных данных, истцы имели право обратиться в ООО «Ритм» для внесения изменений, но своим правом не воспользовались. Долг по оплате жилищно-коммунальных услуг в отношении помещения, принадлежащего ФИО8, на 01.05.2018 года имелся, истцами это обстоятельство не опровергнуто. Расчёт платы произведён правильно, за исключением отопления, начисления за которое должны осуществляться не по нормативу, а по показаниям прибора учёта. В то же время основания для запрета ООО «Ритм» использования персональных данных истцов и обязании исключить их из имеющейся базы отсутствуют. Ввиду наличия договорных отношений, ООО «Ритм» вправе без согласия субъекта персональных данных обрабатывать персональные данные истцов и передавать их представителям для осуществления расчетов с собственниками жилых помещений по взиманию платы за коммунальные услуги и жилое помещение. Договоры между 000 «Ритм» и ПАО «Т Плюс», ООО «Орск Водоканал» расторгнуты поставщиками услуг в одностороннем порядке, поэтому после указанного момента ответчик уже не являлся исполнителем соответствующих коммунальных услуг. Факт нарушения прав истцов, как потребителей, не нашёл своего подтверждения, поэтому в иске к ООО "Ритм"» надлежит отказать.
Представитель ответчика - ПАО «Т Плюс» ФИО6, действуя на основании доверенности, поддержала доводы письменного отзыва, просила отказать в удовлетворении заявленных требований. Сослалась на то, что до июня 2017 года исполнителем коммунальной услуги по отоплению и горячему водоснабжению в отношении потребителей МКД по адресу: <адрес> являлось ООО «ЛКС-5», с которым у ПАО «Т Плюс» был заключен договор теплоснабжения №. Однако, в связи с наличием задолженности ООО «ЛКС-5» перед ПАО «Т Плюс», договор был расторгнут в одностороннем порядке. С этого момента исполнителем коммунальной услуги по отоплению и горячему водоснабжению стало ПАО «Т Плюс». В соответствии с п. 4 (1) Правил предоставления коммунальных услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354, оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года. При этом в жилом доме, который оборудован коллективным прибором учёта тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными приборами учёта, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3,3 (1) и 3 (2) приложения № 2 к настоящим Правилам, исходя из показаний общедомового прибора учёта. Как установлено п. 42 (2) Правил, способ оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года применяется с 1 июля года, следующего за годом, в котором органом государственной власти субъекта РФ принято решение о выборе такого способа. Постановлением Правительства Оренбургской области № 716-п от 18.10.2016 года принято решение применять с 01.01.2017 года на территории Оренбургской области способ оплаты - равномерно в течение календарного года.
С учётом изложенного и того обстоятельства, что к МКД по адресу: <адрес> для расчёта платы за отопление применима формула 3 (1) Правил (площадь помещения х среднемесячный объём потребления тепловой энергии за предыдущий год х тариф), ПАО «Т Плюс» с января 2018 года про изводит расчёт исходя из среднемесячного объёма потребления тепловой энергии за 2017 год (0,010 Гкал/кв.м.), что соответствует требованиям действующего законодательства.
С доводами истцов в части обработки персональных данных ответчик не согласен. Согласно п. 67 Правил № 354 от 06.05.2011 года плата за коммунальные услуги вносится на основании платёжных документов, предоставляемых потребителям исполнителем. При этом, в силу пп. «е» п. 32 Правил № 354, исполнитель коммунальных услуг имеет право привлекать на основании соответствующего договора, содержащего условие об обеспечении защиты персональных данных, организацию или индивидуального предпринимателя для начисления платы за коммунальные услуги и подготовки доставки платёжных документов потребителям. В целях осуществления начислений платы за отопление и подготовки платёжных документов для потребителей, в т.ч. истцов, В интересах ПАО «Т Плюс» его агентом (ОАО «ЭнергосбыТ Плюс») был заключен субагентский договор с АО «Система «Город» от 05.07.2018 года. В соответствии с этим договором АО «Система «Город» осуществляет начисление, формирование и печать единого платёжного документа, содержащего начисления за коммунальные услуги, оказанные ПАО «Т Плюс». Направление единого платёжного документа, содержащего начисления на все предоставляемые коммунальные услуги, обусловлено удобством такого документа для потребителей.
В ч. 1 ст. 6 ФЗ от 27.07.2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» указано, что обработка данных может осуществляться оператором только с согласия субъекта персональных данных, за исключением случаев, которые предусмотрены ч. 2 настоящей статьи. Однако п. 5 ч. 1 ст. 6 предусмотрено, что обработка персональных данных допускается (не требует согласия субъекта персональных данных) в том случае, если она необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем (поручителем) по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных. В такой ситуации действия ПАО «Т Плюс» по передаче персональных данных истцов АО «Система «Город» в целях осуществления мероприятий по начислении платы за коммунальную услугу по отоплению и направлению единого платёжного документа, а, следовательно, по исполнению договорных отношений по предоставлению коммунальных услуг без согласия истцов соответствуют необходимым требованиям, права истцов не нарушают.
Представитель ответчика - ООО «Орск Водоканал» не принял участия в рассмотрении дела, извещался надлежащим образом, в письменном отзыве просил отказать истцам в удовлетворении требований.
Сослался на то, что ООО «Орск Водоканал» является гарантирующим поставщиком холодного водоснабжения и водоотведения МО «Город Орск». В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 года ООО «Орск Водоканал» - ресурсоснабжающая организация, ООО «ЛКС-5» (сейчас ООО "Ритм") управляющая организация и исполнитель коммунальных услуг дома <данные изъяты> по <адрес>. 01.03.2016 года между ООО «Орск Водоканал» и ООО "ЛКС-5" заключён договор снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг №, по условиям которого 000 «Орск Водоканал» обязуется подавать ООО «ЛКС-5» через присоединённую сеть холодную (питьевую) воду, в том числе на общедомовые нужды и принимать отводимые сточные воды, производя их очистку. ООО «ЛКС-5», в свою очередь, обязалось оплачивать холодную воду и сброшенные стоки. Таким образом, в периоде, заявленном истцами, исполнителем коммунальных услуг являлось ООО «ЛКС 5», требования к ООО «Орск Водоканал» необоснованны.
Право исполнителя коммунальных услуг привлекать организацию или индивидуального предпринимателя для снятия показаний приборов учёта, подготовки и доставки платёжных документов, а равно для начисления платы за коммунальные услуги предусмотрено подп. «е» п. 32 Постановления Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 года.
Представитель третьего лица - НК «Фонд Модернизации жилищно- коммунального хозяйства Оренбургской области» не явился в судебное заседание. Ранее представил отзыв на исковое заявление, в котором просил отказать истцам в удовлетворении заявленных требований.
Свою позицию мотивировал тем, что собственники помещений обязаны уплачивать взносы на капитальный ремонт в соответствии с п. 1 ст. 169 ЖК РФ. Многоквартирный дом по адресу: <адрес> включён в региональную программу «Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Оренбургской области в 2014-2043 гг.». Постановлением Администрации г. Орска от 11.08.2014 года № фонд капитального ремонта формируется на счёте регионального оператора. В соответствии с ч. 1 ст. 171 ЖК РФ в случае формирования фонда капитального ремонта на счёте регионального оператора собственники жилых помещений в МКД уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платёжных документов, предоставленных региональным оператором, в установленные сроки.
С учётом положений п.п. 15-16 ст. 155 ЖК РФ, п. 9 ч. 2 ст. 27 Закона Оренбургской области от 12.09.2013 года № 1762/539-V-ОЗ, 31.12.1015 года между НК «Фонд Модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области» и АО «Система «Город» заключен договор №, по условиям которого АО «Система «Город» обязуется производить начислении платы, расчёт взносов и выставление квитанций на оплату взносов на капитальный ремонт общего имущества МКД, печать и доставку платёжных документов, работу с собственниками, имеющими задолженность по уплате взносов с предоставлением права пользоваться информационной системой, связанной с региональной программой капитального ремонта общего имущества в МКД на территории Оренбургской области.
Граждане, являющиеся собственниками помещений в МКД, относятся к потребителям услуг, оказываемых управляющей организацией по договору управления домом. Региональным оператором такого рода услуга не оказывается, в связи с чем, требования в соответствии с Законом о защите прав потребителей являются незаконными.
Представитель третьего лица - МУП "ОПТС" ФИО7 полагал, что требования истцов не подлежат удовлетворению.
Поставщиком тепловой энергии для потребителей является ПАО «Т Плюс», МУП «ОПТС» выступает только как сетевая организация. Никаких доказательств того, что действиями вышеназванных юридических лиц были нарушены прав истцов, материалы дела не содержат.
Представитель третьего лица - ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» не принял участия в рассмотрении дела, хотя извещался надлежащим образом.
Согласно заключению Управления Роскомнадзора по Оренбургской области для осуществления обработки принадлежащих ФИО8, ФИО1, ФИО9 персональных данных ООО "ЛКС-5" (сейчас- ООО «Ритм»), ООО «Орск Водоканал», ПАО «Т Плюс» и ООО "Энергосбыт Плюс" (операторам) в пределах предоставленных законом функций и полномочий, согласие на обработку персональных данных жильцов не требуется. АО «Система «Город» на основании ч. 2 ст. 14 ФЗ от 27.06.2011 года № 161-ФЗ «О национальной платёжной системе» заключён договор от 29.09.2011 года № с ОИКБ «Русь», согласно которому АО «Система «Город» является банковским платёжным субагентом, осуществляющим деятельность по сбору с физических лиц платежей. Обработка персональных данных поручается вышеуказанными операторами АО «Система «Город» на основании агентских договоров, согласно которым платёжному агенту поручена обработка персональных данных собственников жилых помещений и потребителей жилищно- коммунальных услуг в целях начисления платы за жилое помещение и коммунальные услуги, формирования и доставки платёжных документов.
Исходя из заключения Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области, вопросы о разглашении персональных данных истцов, незаконности платёжных квитанций по выставлению счетов за коммунальные услуги не входят в полномочия Управления. При анализе представленных документов на предмет их соответствия требованиям действующего законодательства РФ в сфере защиты прав потребителя установлено, что требования ФИО8, ФИО1, ФИО9 законны при наличии в жилом доме коллективного прибора учёта тепловой энергии.
В соответствии с заключением Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за услуги (работы) по управлению МКД, за содержание и текущий ремонт общего имущества МКД, а также за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твёрдое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод и плату за обращение с твёрдыми коммунальными отходами. С 2016 года обращение с ТКО (твёрдыми коммунальными отходами) относится к коммунальной услуге. Обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО наступает только при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти субъекта РФ и региональным оператором. Вместе с тем, управляющие организации обязаны до 31.12.2018 года оказывать услуги по сбору и вывозу ТБО.
Установленная ЖК РФ структура платы за содержание помещения не предусматривает возможности разделения на самостоятельные составляющие, в т.ч. не выделяет из состава отдельную плату за содержание (техническое обслуживание лифта). Выделение из состава платы за жилое помещение отдельных составляющих в самостоятельные платежи влечёт нарушение прав потребителя.
Кроме того, согласно п. 29 Правил содержания общего имущества размер платы за содержание жилого помещения в части оплаты коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества, в случае реализации собственниками в качестве способа управления управляющей организацией отражается в платёжном документе по оплате жилищно - коммунальных услуг отдельной строкой по каждому виду ресурсов.
Платёжный документ АО «Система город» должен соответствовать вышеназванным положениям законодательства.
На основании ст. 167 ГПК РФ суд счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц. Выслушав участников процесса, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, изучив заключения компетентных органов, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что требования истца ФИО1 о компенсации морального вреда, в связи с повреждением здоровья, не подлежат удовлетворению, суд пришёл к следующему.
Как установлено, ФИО8 на праве собственности принадлежит <данные изъяты> квартира <данные изъяты> общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенная на <данные изъяты> этаже многоквартирного дома по адресу: <адрес>.
В названном жилом помещении также зарегистрированы: ФИО9 (<данные изъяты>), ФИО1(<данные изъяты>).
21.01.2009 года между 21.01.2009 и собственниками МКД по адресу: <адрес> был заключён договор об управлении данным домом на основании и на условиях, определенных решением общего собрания собственников данного дома от ДД.ММ.ГГГГ года. После истечения срока его действия ни одна из сторон не заявила о расторжении договора, в связи с чем, он считается продлённым на тех же условиях и на тот же срок.
20.03.2018 года между ООО «ЛКС-5» и АО «Система «Город» заключен агентский договор №, по условиям которого ООО "ЛКС-5" (принципал) уполномочивает АО «Система «Город» (агент) ежемесячно производить начисление платы абонентам ООО «ЛКС-5», с учётом сальдо, корректировок, пени, в соответствии с действующим законодательством РФ и письменными распоряжениями управляющей организации.
В связи с наличием названного договора, платёжные документы за май, июнь 2018 года по адресу: <адрес> были сформированы и выставлены АО «Система «Город» (ранее подобные действия производило ЗАО «ЮУЭСК»).
По мнению истцов, предъявленные им счета носят незаконный характер, ООО «Ритм» неправомерно передало в АО «Система «Город» персональные данные жильцов ФИО8, ФИО1 и ФИО9, которые своего письменного согласия на это не давали, поэтому АО «Система «Город» должно быть запрещено дальнейшее использование персональных данных с исключением всех сведений из базы.
Суд не может согласиться с указанными доводами по следующим основаниям.
В силу ст. 3 ФЗ от 27.07.2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное положение и иная информация. Согласно указанной норме Закона оператором признается государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.
В спорных правоотношениях ООО "Ритм" является оператором.
По общему правилу, закреплённому в ч. 1 ст. 6 ФЗ № 152-ФЗ, обработка персональных данных осуществляется оператором с согласия субъектов персональных данных. Вместе с тем, положения п.п. 2, 5 ч. 1 ст. 6, ч. 2 ст. 9 Закона допускают возможность обработки персональных данных без согласия субъекта персональных данных, если это необходимо для достижения целей, предусмотренных законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством РФ на оператора функций, полномочий и обязанностей, а также в целях исполнения договора, стороной которого является субъект персональных данных.
Согласно п.п. 15, 16 ст. 155 ЖК РФ наймодатель жилого помещения, управляющая организация, иное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым в соответствии с настоящим Кодексом вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, а также их представитель вправе осуществлять расчеты с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственниками жилых помещений и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности. При привлечении лицами, указанными в ч. 15 статьи, представителей для осуществления расчетов с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, собственниками жилых помещений и взимания платы за жилое помещение и коммунальные услуги согласие субъектов персональных данных на передачу персональных данных таким представителям не требуется.
В силу п.п. 2, 5 ч. 1 ст. 6, ч. 2 ст. 9 ФЗ от 27.07.2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» допускается возможность обработки персональных данных без согласия субъекта персональных данных, если это необходимо для осуществления и выполнения возложенных законодательством на оператора функций, полномочий и обязанностей, а также в целях исполнения договора, стороной которого является субъект персональных данных.
Принимая во внимание наличие действующего договора об управлении МКД по адресу: <адрес>, правовые основания для запрета ООО «Ритм» передавать персональные данные истцов, а АО «Система «Город» - использовать полученные сведения с их исключением из базы отсутствуют.
ООО «Ритм», с учётом действующего правового регулирования, в ходе исполнения обязанностей по управлению многоквартирным домом вправе осуществлять сбор, хранение и обработку персональных данных жильцов многоквартирного дома в объеме, необходимом для исполнения возложенных обязанностей, в т.ч. по подготовке и выставлению платежных документов на оплату коммунальных услуг. Также ООО "Ритм" правомочно без согласия субъекта персональных данных обрабатывать персональные данные истцов и передавать их представителям для осуществления расчетов с собственниками жилых помещений по взиманию платы за коммунальные услуги и жилое помещение. Указанные действия в рассматриваемом случае осуществляется на основании вышеприведённых норм № 6913-п РФ и во исполнение условий договора управления, заключенного с собственниками помещений в многоквартирном жилом доме, а также агентского договора с АО «Система «Город».
Истцами суду не представлено доказательств, подтверждающих тот факт, что выставление платежных документов со стороны АО «Система «Город» привело к распространению персональных данных ФИО8, ФИО1 и ФИО9, к нарушению конфиденциальности.
Платёжные документы за май-июнь 2018 года не содержат информации о фамилии, имени, отчестве ФИО8 и ФИО1, не включают данные относительно года, месяца, даты и места рождения всех истцов, об их семейном положении, в них имеется лишь ссылка на почтовый адрес жилого помещения и сведения о собственнике помещения (с указанием фамилии, имени и отчества физического лица), что прямо предусмотрено п.п. «а» п. 69 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года №354.
Само указание на то, что владельцем помещения является ФИО9, тогда как оно на праве собственности принадлежит ФИО8, не может повлечь признание квитанции недействительными. В реестре, представленном АО «Система «Город» в качестве подтверждения объёма полученной от ООО «Ритм» информации, содержатся сведения в отношении двух лиц - ФИО9 и ФИО8 без конкретизации того, кто является собственником. Доказательств того, что неверное указание агентом сведений о владельце помещения каким-либо образом препятствовало исполнению обязательств по оплате, либо повлияло на существо правоотношений между сторонами, в деле нет.
Как следует из заключения Управления Роскомнадзора по Оренбургской области, с которым суд соглашается, АО «Система «Город», ввиду наличия договора от 29.09.2011 года № с ОИКБ «Русь», является банковским платёжным субагентом, осуществляющим деятельность по сбору платежей с физических лиц. Соответственно, к данному ответчику применимы п.п. 15, 16 ст. 155 ЖК РФ. Утверждения истцов об обратном, ошибочны.
Таким образом, требования ФИО8, ФИО1 и ФИО9 к ООО «Ритм», АО «Система «Город» в указанной части необоснованны и не подлежат удовлетворению.
Разрешая требования истцов относительно незаконности выставленного им расчёта, суд приходит к следующему.
В силу ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твёрдое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод и плату за обращение с твёрдыми коммунальными отходами.
Порядок расчёта и внесения платы за коммунальные услуги предусмотрен гл. 6 Постановления Правительства РФ «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД» от 06.05.2011 года № (далее - Правила).
В соответствии с п. 38 Правил размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством РФ о государственном регулировании цен (тарифов).
В случае установления надбавок к тарифам (ценам) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается с учетом таких надбавок.
При установлении двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению рассчитывается исходя из суммы стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению (или компонента на теплоноситель, являющегося составной частью тарифа на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. Если при расчете размера платы за коммунальную услугу применению подлежит двухставочный тариф (цена), то исполнитель в целях расчета постоянной составляющей платы обязан рассчитать в порядке согласно приложению № 2 приходящееся на каждое жилое или нежилое помещение в многоквартирном доме количество единиц той постоянной величины (мощность, нагрузка),которая установлена государственном регулировании тарифов для составляющей платы (п. 39 Правил).
Потребитель в многоквартирном доме вносит плату за коммунальные услуги (за исключением коммунальной услуги по отоплению), предоставленные потребителю в жилом и нежилом помещении в случаях, установленных настоящими Правилами, за исключением случая непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, а также случаев, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован, при которых потребитель в многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги (за исключением коммунальной услуги по отоплению) отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме (п. 40 Правил).
Потребитель коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, произведенной и предоставленной исполнителем потребителю при отсутствии централизованных систем теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, вносит плату, рассчитанную в соответствии с п. 54 настоящих Правил.
В соответствии с п. 42 Правил размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения № 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период. В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 приложения № 2 к настоящим Правилам исходя из показаний приборов учета горячей воды.
При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа и отсутствии технической возможности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения № 2 к настоящим Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги. В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 приложения № 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления горячей воды.
Размер платы за коммунальную услугу по водоотведению предоставленную за расчетный период в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета сточных вод, рассчитывается исходя из суммы объемов холодной и горячей воды, предоставленных в таком жилом помещении и определенных по показаниям индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета холодной и (или) горячей воды за расчетный период, а при отсутствии приборов учета холодной и (или) горячей воды - в соответствии с формулой 4 приложения № 2 к настоящим Правилам исходя из норматива водоотведения.
В силу в п. 67 Постановления, плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых потребителям не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок представления платежных документов.
Требования к платёжному документу поименованы п. 69 Постановления.
Изучение платёжных документов за май-июнь 2018 года показало, что в них включены следующие строки: горячая вода, отопление, водоотведение, ХВС на нужды ГВС, тепловая энергия на нужды ГВС, содержание жилого помещения, управление МКД, взнос на капитальный ремонт, коммунальные услуги на содержание общего имущества.
При этом из вводной части платёжного документа следует, что взнос на капитальный ремонт перечисляется НК «Фонд Модернизации жилищно- коммунального хозяйства Оренбургской области»; плата за водоснабжение и водоотведение - в ООО «Орск Водоканал»; за отопление, ХВС на нужды ГВС, тепловую энергию на нужды ГВС - в ПАО «Т Плюс»; плата за содержание жилого помещения, управление МКД, отопление, горячее водоснабжение, ХВС на нужды ГВС, тепловую энергию на нужды ГВС, водоотведение, водоснабжение на ОДН - в ООО «ЛКС-5» (сейчас - ООО «Ритм»).
Также в платёжных документах имеются сведения о номере банковского счета и банковских реквизитах каждого исполнителя, о месте нахождения, номерах контактных телефонов и адресе электронной почты. Содержится указание на оплачиваемый месяц, размер тарифов на каждый вид ресурса, единицы измерения объемов коммунальных ресурсов, как того требует Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354.
В обозначенный истцами период АО «Система «Город» производило начисление платы за услуги: «содержание жилого помещения», «холодное водоснабжение» (исходя из объёма холодной воды по показаниям ИПУ), «водоотведение» (исходя из суммы объёмов холодной И горячей воды по показаниям ИПУ ХВС и ГВС). Начисление платы за услуги «отопление», «ХВС на нужды ГВС», «тепловая энергия на нужды ГВС» ответчиком АО «Система «Город» не производилось, информация о сумме задолженности, объёме услуг и начисленной плате предоставлялась обществу поставщиком услуг в виде реестров для размещения в едином платёжном документе.
По сведениям АО «Система «Город», подтверждённым в суде главным специалистом А.О.В. в ходе допроса в качестве свидетеля, в мае 2018 года на лицевом счёте № по адресу: <адрес> программный комплекс АРМ «Центр начислений», на основании реестра ООО «Ритм», была внесена информация о наличии приборов учёта: ИПУ ХВС (заводской № с начальными показаниями 123 куб.м., на 25.05.2018 года - 137 куб.м.), ИПУ ГВС (заводской № с начальными показаниями 206 куб.м., на 25.05.2018 года - 217 куб.м.). Указанные данные были отражены в квитанции за май 2018 года. За май 2018 года по услуге «водоснабжение» начислена плата в размере 321,16 руб. (14 куб.м. х 22,94 руб.), по услуге «водоотведение» - 444,75 руб. (14 куб. м. + 11 куб. м. х 17,79 руб.). В связи с отсутствием данных о показаниях прибора учёта в июне 2018 года, объём холодной и горячей воды был рассчитан согласно п. 59 Правил №354 от 06.05.2011 года (по нормативу потребления из расчёта холодной воды - 5,45 куб.м., горячей воды - 4, 04 куб.м. на одного человека). Таким образом, расчётные показания ИПУ ХВС, принятые к учёту на 30.06.2018 года, составили 153, 35 куб.м. (к показаниям на 25.05.2018 года - 137 куб.м. добавлен объём из расчёта на 3 человек - 16, 35 куб.м.). Сумма платы за июнь 2018 года по услуге «водоснабжение» равна 375,07 руб. (16,35 куб.м. х 22,94 руб.). Расчётные показания ИПУ ГВС, принятые к учёту на 30.06.2018 года, составили 229, 12 кв.м. (к показаниям на 25.05.2018 года - 217 куб.м. добавлен объём из расчёта на 3 человек - 12,12 куб.м.). Как следствие, по услуге «водоотведение» за июнь 2018 года начислена плата за 28,47 куб.м. (сумма объёмов холодной и горячей воды = (16,35 куб.м. + 12,12 куб.м.) х 17,79 руб. = 506, 48 руб.).
Расчёт размера платы за «содержание жилого помещения» производился путём умножения общей площади жилого помещения на тариф:
- май 2018 года: 1 181,74 руб. (73,4 кв.м. х 16,1 руб.),
- июнь 2018 года: (73,4 кв.м. х 16,1 руб.).
Начисление взносов на капитальный ремонт осуществлялось исходя из площади помещения, умноженной на утверждённый тариф:
- май 2018 года (73,4 кв.м. х 7,92 руб. = 581,33 руб.),
- июнь 2018 года (73,4 кв.м. х 7,92 руб. = 581,33 руб.).
Для расчёта платы за отопление, по данным ПАО «Т Плюс», применена формула 3 (1) приложения № 2 Правил № 354 от 06.05.2011 года (площадь помещения х среднемесячный объём потребления тепловой энергии за 2017 год х тариф), с учётом избранного на территории МО «Город Орск» способа оплаты (равномерно в течение календарного года) и того обстоятельства, что жилой дом оборудован коллективным прибором учёта тепловой энергии, но не все помещения оборудованы индивидуальными приборами учёта:
- май 2018 года (73,4 кв.м. х 0,010 Гкал х 1 628, 71 руб. = 1 195,47 руб.),
- июнь 2018 года (73,4 кв.м. х 0,010 Гкал х 1 628, 71 руб. = 1 195,47 руб.).
Оснований не согласиться с вышеназванными расчётами суд не находит, так как исчисление размера платы за обозначенные выше услуги произведены с учётом требований действующего законодательства.
Утверждение истцов о завышенности тарифов при осуществлении расчёта за «водоотведение», «водоснабжение» и «содержание жилого помещения» несостоятельно.
Согласно Постановлению Администрации г. Орска от 14.12.2018 года №, с 01.01.2018 года на территории муниципального образования тариф на питьевую воду для потребителей составляет 22,94 руб., на водоотведение - 10,43 руб., на транспортировку сточных вод - 7, 36 руб. (с НДС). Названные тарифы учтены в платёжных документах за май-июнь 2018 года.
В п. 2 ст. 2 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» от 07.12.2011 года №416-ФЗ указано, что водоотведение - это приём, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения. Согласно ст. 14 Закона по договору водоотведения организация обязуется осуществлять прием сточных вод в центральную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водных объект.
Таким образом, транспортировка сточных вод, которая представляет собой перемещение воды с использованием водопроводных сетей, является неотъемлемой частью водоотведения.
Тарифное решение органа местного самоуправления, устанавливающее отдельную плату за транспортировку сточных вод, как составляющей части услуги по водоотведению, незаконным не признано, является действующим. В этой связи, оно было обязательным к применению в расчёте организациями, осуществляющими предоставление коммунальных услуг.
Начисление платы за водоотведение по тарифу 17, 79 руб. (10,43 руб. + 7,36 руб.) следует признать правомерным.
В силу подп. 1 п. 1 СТ. 146 НК РФ операции по реализации товаров (услуг) являются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость.
Услуги (работы) по водоснабжению и водоотведению, оказываемые ресурсоснабжающими организациями, не входят в перечень освобождаемых от налогообложения операций, а потому они подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.
Соответственно, расчёты, произведённые истцом (представителем истца) ФИО1 без учёта всех вышеназванных факторов, некорректны.
Что касается несогласия с тарифом, заложенным в расчёт при начислении платы за содержание (ремонт) жилья, то это утверждение также ошибочно.
Исходя из П. 5.1 договора управления МКД от 21.01.2009 года, стоимость работ (услуг) управляющей компанией по содержанию общего имущества жилого дома устанавливается на общем собрании собственников помещений, а при непринятии такого решения - органами местного самоуправления г.Орска. Размер тарифа на ремонт и содержание жилья, установленный органом местного самоуправления, является минимальным. Размер платы за ремонт и содержание жилья по настоящему договору не может быть ниже тарифа, установленного органом местного самоуправления.
В отсутствии доказательств принятия собственниками помещений МКД на 2018 год решения о стоимости работ (услуг) управляющей компанией по содержанию общего имущества применение со стороны ООО «Ритм» тарифа, установленного органом местного самоуправления, являлось правомерным и не противоречило условиям договора, заключенного с собственниками жилых (нежилых) помещений.
Не имеют под собой достаточных оснований и утверждения истцов о том, что плата за отопление в период май-июнь 2018 года должна была составлять 0 руб.
В силу ч. 1 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждённых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ (ч. 1 ст. 157 ЖК РФ).
В соответствии с п. 42 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года №354, оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
В многоквартирном доме, который оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3 Приложения № 2 к Правилам, исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, а именно Pi = VД х Si / Sоб х ТТ, где:
VД - объем (количество) потребленной за расчетный период тепловой
энергии, определенный по показаниям общедомового прибора учета тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом,
Si - общая площадь i-гo помещения (жилого или нежилого ) в МКД;
Sоб - общая площадь жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме;
ТТ - тариф на тепловую энергию.
В соответствии с Постановлением Правительства Оренбургской области от 18.10.2016 года № 716-п, принятым с учётом Постановления Правительства РФ от 29.06.2016 года № 603, на территории Оренбургской области изменен способ оплаты данной коммунальной услуги. Новый способ осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению предусматривает внесение платы в течение календарного года.
На основании п. 42 (2) Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354 (ред. 09.09.2017 года), способ оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода применяется с начала отопительного периода в году, следующем за годом, в котором органом государственной власти субъекта РФ было принято решение о выборе такого способа, а способ оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года - с 1 июля года, следующего за годом, в котором органом государственной власти субъекта РФ принято решение о выборе такого способа.
В случае принятия органом государственной власти субъекта РФ решения об изменении способа оплаты коммунальной услуги по отоплению исполнитель осуществляет корректировку размера платы за коммунальную услугу по отоплению в 1 квартале календарного года, следующего за годом, в котором происходит изменение способа оплаты, в соответствии с формулой 6 (1) Приложения № 2 к настоящим Правилам.
Таким образом, расчёт платы за отопление, основанный на сведениях о среднемесячном объёме потребления тепловой энергии в МКД за 2017 год, соответствует требованиям действующего законодательства. Корректировка размера платы по услуге «отопление» за 2018 год, исходя из положений п. 42 (2) Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354, должна быть произведена не ранее 1 квартала 2019 года.
Это период ещё не истёк, соответственно все утверждения истцов о нарушении их прав, как потребителей, преждевременны.
Решение Ленинского районного суда г. Орска от 02.08.2016 года, которое было приведено истцами как основание для начисления платы по показаниям общедомового прибора учёта, вынесено до принятия органом государственной власти субъекта РФ решения об изменении способа оплаты коммунальной услуги. Постановление Правительства Оренбургской области от 18.10.2016 года № 716-п является действующим, в установленном порядке не оспорено, а потому ссылка ФИО1 на невозможность его применения отклоняется.
С учётом изложенного, требования истцов о возложении на ООО «Ритм» обязанности производить начисление платы за отопление в отопительный период, исходя из показаний общедомового прибора учета ресурсов тепловой энергии, подлежат оставлению без удовлетворения.
С утверждением истцов в части включения в оплату услуг подогрева воды и иных видов услуг, которых нет в законодательстве, согласиться нельзя.
Как указано выше, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы по горячему водоснабжению рассчитывается исходя из суммы стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению (или компонента на теплоноситель, являющегося составной частью тарифа на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Согласно пп. «в» п. 69 указанных Правил в платежном документе, в том числе, указываются единицы измерения объемов (количества) коммунальных ресурсов (при применении в расчетах за коммунальные услуги по горячему водоснабжению тарифов на горячую воду, состоящих из компонента на холодную воду, используемую в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, - величина каждого из компонентов, единицы измерения объема (количества) горячей воды и тепловой энергии в натуральных величинах).
Таким образом, в платежном документе услуга «горячее водоснабжение» фактически разделена на две строки - холодная вода и тепловая энергия на ее подогрев, что не противоречит Правилам № 354 от 06.05.2011 года. Объёмы ресурса, заложенные в расчёт, истцами при уточнении заявленных требований не оспорены.
Пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам предусмотрено, что потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или внежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме. Соответственно, ссылка истцов на неправомерное выведение отдельной строкой ресурсов на содержание общего имущества несостоятельна.
Иные доводы истца (представителя истца) ФИО1, высказанные в ходе слушания, по мнению суда, не направлены на установление юридически значимых обстоятельств в рамках заявленных по настоящему делу исковых требований, а потому правовой оценке не подлежат.
Согласно реестру ООО «Ритм», переданному в АО «Система «Город», по адресу: <адрес> имеется задолженность на ряд услуг, а именно: питьевая вода (<данные изъяты> руб.), водоотведение (<данные изъяты> руб., как сумма двух составляющих <данные изъяты> руб. и <данные изъяты> руб.), содержание и ремонт общего имущества, включая управление МКД (<данные изъяты> руб.).
Исходя из справки, предоставленной в материалы дела ПАО «Т Плюс», на начало спорного периода у абонента по адресу: <адрес> имелся долг за «отопление», «тепловая энергия на нужды ГВС», «ХВС на нужды ГВС» в общей сумме <данные изъяты>.
Данные сведения размещены в платёжном документе за май 2018 года.
Между тем, в ходе слушания установлено, что фактически задолженность за содержание жилого помещения на начало периода (01.05.2018 года) по адресу: <адрес> отсутствовала, напротив, имелась переплата в размере <данные изъяты> руб., что было выявлено ООО «Ритм» после выставления платёжного документа за май 2018 года. В квитанции за июнь 2018 года, несмотря на фиксирование переплаты по сообщению № 6913-п в сумме <данные изъяты> руб., перерасчёт произведён лишь в сторону уменьшения платы на выставленную за указанный месяц сумму (<данные изъяты> руб.), с итогом: (- <данные изъяты> руб.). Долг в размере <данные изъяты> руб. и пени в размере <данные изъяты> руб. не исключены (хотя сумма переплаты явно их покрывает), более того повторно выставлены потребителю к оплате наряду с дополнительным начислением платы (<данные изъяты> руб.). При этом наличие задолженности и в платёжном документе за май 2018 года, и в платёжном документе за июнь 2018 года, АО «Система «Город» выведено отдельной строкой в качестве платы за «Управление МКД», в то время как плата за работы по управлению МКД должна быть включена в плату за содержание жилого помещения и не может взыскиваться с абонента как самостоятельная услуга. Подобное требование не основано на законе.
Как указано в заключении Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области, выделение из состава платы за жилое помещение отдельных составляющих в самостоятельные платежи влечёт нарушение прав потребителя. Соответственно, доводы истцов в названной части заслуживают внимания.
Учитывая изложенное, следует признать незаконным выставление расчёта платы за жилое помещение и коммунальные услуги по адресу: <адрес> платёжном документе за май, июнь 2018 года в части наличия задолженности за управление МКД и пени на начало отчётного периода, обязав ООО «Ритм» произвести перерасчёт по платёжному документу за май-июнь 2018 года в части выставления задолженности за «Управление МКД» и пени на начало отчётного периода. Правовых оснований для возложения подобной обязанности на АО «Система «Город» не имеется, так как в условиях агентского договора не содержится положения о том, что агент самостоятельно отвечает перед потребителями за недостатки продукта.
В то же время факт наличия задолженности на начало спорного периода за иные услуги по адресу: <адрес> ответчиками был подтверждён (путём представления реестров и справок, согласующихся между собой), а ФИО8, ФИО1 и ФИО9, в свою очередь, не опровергнут. За всё время судебного разбирательства в материалы дела не был представлен платёжный документ за апрель 2018 года либо иные сведения в подтверждение факта своевременной оплаты ФИО8, ФИО1, ФИО9 коммунальных услуг до начала работы АО «Система «Город». Единственным доказательством, которым оперировала сторона истца, по сути, являлась лишь копия квитанции за март 2018 года, содержащая сведения о переплате за отдельные услуги. Между тем, при оспаривании изложенных в ней сведений со стороны ответчиков и не представлении истцами оригинала документа для обозрения и сличения с копией, суд, исходя из положений ч. 2 ст. 71 ГПК РФ, не может учесть её при принятии решения.
Согласно ст. 15 ФЗ РФ «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения исполнителем, прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
В соответствии с п. 45 Пленума Верховного суда РФ № 17 от 28.06.2012 года «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», при решении судом вопроса о компенсации морального вреда достаточным условием ДЛЯ удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.
Права истцов, как потребителей, нарушены незаконным выставлением расчёта платы за жилое помещение и коммунальные услуги по адресу: <адрес> платёжном документе за май, июнь 2018 года (в части наличия задолженности за управление МКД и пени на начало отчётного периода). В этой связи, требования о компенсации морального вреда имеют под собой основания.
Учитывая обстоятельства дела, требования разумности и справедливости, характер нравственных страданий истцов и степень вины причинителя вреда, длительность периода неисполнения обязательства по договору, суд считает необходимым удовлетворить требования частично, взыскав с ООО «Ритм» в пользу каждого истца по 1 000 руб. Размер компенсации, определенный при подаче иска (50 000 руб.), по мнению суда, является завышенным.
На основании п. 6 ст. 13 Закона «О защите прав потребителей» с ООО «Ритм» также подлежит взысканию штраф (в пользу каждого потребителя по 500 руб.).
В остальной части нарушение прав истцов со стороны ответчиков ООО «Ритм», АО «Система «Город», ПАО «Т Плюс», ООО «Орск Водоканал» не установлено, а потому в удовлетворении иных требований ФИО8, ФИО1, ФИО9 надлежит отказать.
При подаче искового заявления истцы были освобождены от уплаты государственной пошлины на основании пп. 4 п. 2 ст. 333.36 НК РФ.
В соответствии с пп. 1, 3 п.l ст.333.19 НК РФ размер государственной пошлины, составляет 700 руб., который и подлежит взысканию с ООО «Ритм» в соответствующий бюджет на основании ч. 1 ст. 103 ГПК РФ.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования ФИО8, ФИО1, ФИО9 удовлетворить частично.
Признать незаконным выставление расчёта платы за жилое помещение и коммунальные услуги по адресу: <адрес> платёжном документе за май, июнь 2018 года в части наличия задолженности за управление МКД и пени на начало отчётного периода.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Ритм» произвести перерасчёт по платёжному документу в отношении жилого помещения по адресу: <адрес> за май-июнь 2018 года - в части выставления задолженности за управление МКД и пени на начало отчётного периода.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Ритм» в пользу ФИО8 в качестве компенсации морального вреда - 1 000 рублей, в качестве штрафа - 500 рублей.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Ритм» в пользу ФИО1 в качестве компенсации морального вреда - 1000 рублей, в качестве штрафа - 500 рублей.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Ритм» в пользу ФИО9 в качестве компенсации морального вреда - 1000 рублей, в качестве штрафа - 500 рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований ФИО8, ФИО1, ФИО9 к Обществу с ограниченной ответственностью «Ритм», Акционерному обществу «Система «Город», Публичному акционерному обществу «Т Плюс», Обществу с ограниченной ответственностью «Орск Водоканал» о запрете передачи и использования персональных данных истцов и обязании их исключения из базы, об обязании произвести перерасчёт платёжных документов, о признании незаконным выставленного расчёта, об обязании производить начисления платы за отопление по показаниям прибора учёта, о взыскании компенсации морального вреда и штрафа, отказать.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Ритм» в доход муниципального бюджета «Город Орск» государственную пошлину в размере 700 рублей.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд, через Ленинский районный суд г. Орска, в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Е.П. Липатова
Мотивированное решение изготовлено 06.02.2019 года