РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 сентября 2019 г. ...
Сегежский городской суд Республики Карелия
в составе председательствующего судьи Ронгонен М.А.
при секретаре Евтух Т.В.,
с участием истца ФИО1, представителя ответчика ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Средняя общеобразовательная школа №...... о признании приказа незаконным,
УСТАНОВИЛ:
истец обратился в суд с названным иском по тем основаниям, что он работает в МБОУ Средняя общеобразовательная школа №...... сторожем с 01.05.2017 согласно графику сменности 2/2 с 21.00 до 07.00 (включая ночные часы с 22.00 до 06.00). Приказом №... от 06.05.2019 «Об изменении условий доплаты до уровня МРОТ» директор школы распорядилась в соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 11.04.2019 № 17-П производить доплату до уровня МРОТ в Республике Карелия без учета выплат, связанных со сверхурочной работой, работой в ночное время, работой в выходные и нерабочие праздничные дни с 15.04.2019 с последующим начислением районного коэффициента и надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Приказом № №... от 13.06.2019 директор школы отменила свой приказ № №... от 06.05.2019. Данный приказ истец считает незаконным, полагая, что из Постановления Конституционного Суда Российской Федерации следует, что в состав заработной платы (части заработной платы) работника, не превышающей МРОТ, не предполагается включение повышенной оплаты сверхурочной работы, работы в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни. На основании изложенного истец просит признать незаконным приказ № №... от 13.06.2019.
В судебном заседании истец заявленные требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика против удовлетворения исковых требований возражала по основаниям, изложенным в письменных возражениях, согласно которым согласно разъяснениям администрации Сегежского муниципального района работа сверх нормы не должна быть регулярной, поэтому и выплаты за нее не могут входить в состав ежемесячной заработной платы. Исключение: прием сотрудника только для работы в ночное время. С истцом заключен трудовой договор, в котором прописаны постоянные ежемесячные компенсационные выплаты за работу в ночное время в размере 35 %. Таким образом, ФИО1 добровольно согласился на такие условия труда, заведомо зная, что его должность не предусматривает работу в дневное время, так как в учреждении есть другая штатная единица – вахтер, работающий с 7.00 до 21.00. Поэтому для ФИО1 условия труда с 21.00 до 7.00 являются нормальными и не связаны с работой в нестандартных условиях. В случае, если ежемесячное количество часов превышает установленную норму, то ФИО1 оплачиваются сверхурочные часы.
Представитель третьего лица администрации <...> муниципального района в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом. Согласно представленным возражениям на исковое заявление и пояснениям, данным в предыдущем судебном заседании, администрация возражает против удовлетворения иска, поскольку работа с 21.00 до 7.00 выполняется истцом регулярно, именно на таких условиях труда истец и принимался на работу. В абзацах 5 и 6 постановления Конституционного Суда РФ № 17-П указано, что выполнение работы в указанных условиях, отклоняющихся от нормальных, не может производится на регулярной основе (за исключением случаев приема на работу исключительно для работы в ночное время); при сменной работе количество смен в разных периодах может различаться. Таким образом, выплаты, связанные со сверхурочной работой, работой в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, в отличие от компенсационных выплат иного характера (за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, в местностях с особыми климатическими условиями), не могут включаться в состав регулярно получаемой месячной заработной платы, которая исчисляется с учетом постоянно действующих факторов организации труда, производственной среды или неблагоприятных климатических условий и т.п. Таким образом, учитывая, что истец принят на работу исключительно для работы в ночное время, доплата за работу истца в ночное время выплачивается истцу регулярно, основания для признания приказа учреждения от 13.06.2019 № 139-ОД незаконным отсутствуют. Учреждение не должно производить доплату до МРОТ без учета выплат, связанных с работой истца в ночное время. В части оплаты сверхурочной работы, работы в выходные и нерабочие праздничные дни, Учреждение обязано учитывая конституционно-правовой смысл положений Трудового кодекса РФ, выявленный в Постановлении № 17-П.
Заслушав явившихся лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО1 состоит в трудовых отношениях с МБОУ Средняя общеобразовательная школа №...... на основании трудового договора от 13.04.2017 в должности сторожа в соответствии с графиком сменности.
Истцу установлен оклад в размере 3568 руб., выплаты компенсационного характера: 50 % от оклада – за работу в районах, приравненных к районам Крайнего Севера, 30 % от оклада – районный коэффициент, а также выплаты стимулирующего характера: премия за высокие результаты труда – в соответствии с Положением о порядке распределения стимулирующих выплат; надбавка за выслугу лет – в соответствии с Положением о порядке назначения выплат за стаж работы – ежемесячно 5 % от ставки; компенсационная доплата за работу в ночное время – в соответствии с коллективным договором – ежемесячно 35 % от отработанного времени.
Согласно представленному ответчиком расчету заработной платы истца сумма фактически начисленной заработной платы за апрель включает оклад, надбавку за выслугу лет, доплату за работу в ночное время, доплату до МРОТ, районный коэффициент и северную надбавку, оплату больничного листа; за май – оклад, надбавку за выслугу лет, доплату за работу в праздничные дни (дневное время), доплату за работу в праздничные дни (ночное время), доплату за работу в ночное время, оплату сверхурочных часов, доплату до МРОТ, районный коэффициент, северную надбавку, перерасчет зарплаты за апрель; за июнь – оклад, надбавку за выслугу лет, доплату за работу в праздничные дни (ночное время), доплату за работу в ночное время, оплату сверхурочных часов, доплату до МРОТ, районный коэффициент, северную надбавку.
Таким образом, оплата работы в ночное время, праздничные дни, сверхурочные часы включены работодателем истца в состав заработной платы, в затем производится доплата до МРОТ.
При этом, приказом №... от 06.05.2019 «Об изменении условий доплаты до уровня МРОТ» директор школы распорядилась в соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 11.04.2019 №... производить доплату до уровня МРОТ в ... без учета выплат, связанных со сверхурочной работой, работой в ночное время, работой в выходные и нерабочие праздничные дни с 15.04.2019 с последующим начислением районного коэффициента и надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Однако приказом №... от 13.06.2019 директор школы отменила свой приказ №... от 06.05.2019.
При разрешении требований истца о признании незаконным приказа №... от 13.06.2019, полагая данные требования законными и обоснованными и подлежащими удовлетворению, суд исходит из следующего.
Согласно статье 129 Трудового кодекса Российской Федерации, раскрывающей содержание основных понятий, используемых при регулировании оплаты труда, заработной платой (оплатой труда работника) признаются вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть первая); тарифной ставкой - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть третья); окладом (должностным окладом) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть четвертая); базовым окладом (базовым должностным окладом), базовой ставкой заработной платы - минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть пятая).
Часть первая статьи 133 данного Кодекса предусматривает, что минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения, а часть третья той же статьи закрепляет правило, в соответствии с которым месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
В силу статьи 133.1 названного Кодекса в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации (часть первая) для работников, работающих на его территории, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета (часть вторая); размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации устанавливается с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в нем (часть третья) и не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (часть четвертая); месячная заработная плата работника, работающего на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого региональное соглашение о минимальной заработной плате действует в соответствии с частями третьей и четвертой статьи 48 данного Кодекса или на которого указанное соглашение распространено в порядке, установленном частями шестой - восьмой статьи 133.1 данного Кодекса, не может быть ниже размера минимальной заработной платы в этом субъекте Российской Федерации при условии, что таким работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности) (часть одиннадцатая).
В Постановлении № 17-П от 11.04.2019 предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации являлись взаимосвязанные положения статьи 129, частей первой и третьей статьи 133 и частей первой - четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации в той мере, в какой на основании данных норм решается вопрос о включении в состав заработной платы (части заработной платы) работника, не превышающей минимального размера оплаты труда, повышенной оплаты сверхурочной работы, работы в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации определение конкретного размера заработной платы должно не только основываться на количестве и качестве труда, но и учитывать необходимость реального повышения размера оплаты труда при отклонении условий работы от нормальных (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 7 декабря 2017 г. № 38-П и от 28 июня 2018 г. № 26-П; Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 1622-О-О).
Конституционный Суд Российской Федерации указал, что в том случае, когда трудовая деятельность осуществляется в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных), работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством (статья 149 Трудового кодекса Российской Федерации).
Соответственно, оплата труда работника может состоять из заработной платы, установленной для него с учетом условий труда и особенностей трудовой деятельности, и выплат за осуществление работы в условиях, отклоняющихся от нормальных, в том числе при выполнении сверхурочной работы, работы в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, - работы, производимой в то время, которое предназначено для отдыха.
Как следует из буквального смысла статей 149, 152, 153 и 154 Трудового кодекса Российской Федерации, сверхурочная работа, работа в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни оплачивается в повышенном размере. Так, в соответствии с названным Кодексом сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере (статья 152), работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере (статья 153), каждый час работы в ночное время оплачивается в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях (статья 154).
Установление повышенной оплаты сверхурочной работы, работы в выходные и нерабочие праздничные дни, работы в ночное время обусловлено повышенными трудозатратами работника, вызванными сокращением времени отдыха либо работой в то время, которое биологически не предназначено для активной деятельности, а также лишением работника возможности распоряжаться временем отдыха, использовать его по прямому предназначению, что приводит к дополнительной физиологической и психоэмоциональной нагрузке и создает угрозу причинения вреда здоровью работой в ночное время либо сокращением времени на восстановление сил и работоспособности.
Приведенное законодательное регулирование призвано не только компенсировать работнику отрицательные последствия отклонения условий его работы от нормальных, но и гарантировать эффективное осуществление им права на справедливую заработную плату, что отвечает целям трудового законодательства и согласуется с основными направлениями государственной политики в области охраны труда, одним из которых является приоритет сохранения жизни и здоровья работников (статьи 1 и 2, часть первая статьи 210 Трудового кодекса Российской Федерации).
Следовательно, выполнение работы в указанных условиях, отклоняющихся от нормальных, не может производиться на регулярной основе (за исключением случаев приема на работу исключительно для работы в ночное время); при сменной работе количество ночных смен в разных периодах может различаться.
Таким образом, выплаты, связанные со сверхурочной работой, работой в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, в отличие от компенсационных выплат иного характера (за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, в местностях с особыми климатическими условиями), не могут включаться в состав регулярно получаемой месячной заработной платы, которая исчисляется с учетом постоянно действующих факторов организации труда, производственной среды или неблагоприятных климатических условий и т.п.
Оспариваемые положения статей 129, 133 и 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации в системной связи с его статьями 149, 152 - 154 предполагают наряду с соблюдением гарантии об установлении заработной платы не ниже минимального размера оплаты труда определение справедливой заработной платы для каждого работника в зависимости от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, а также повышенную оплату труда в условиях, отклоняющихся от нормальных, в том числе при работе в ночное время, сверхурочной работе, работе в выходные и нерабочие праздничные дни.
Соответственно, каждому работнику в равной мере должны быть обеспечены как заработная плата в размере не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (минимальной заработной платы), так и повышенная оплата в случае выполнения работы в условиях, отклоняющихся от нормальных, в том числе за сверхурочную работу, работу в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни. В противном случае месячная заработная плата работников, привлеченных к выполнению работы в условиях, отклоняющихся от нормальных, не отличалась бы от оплаты труда лиц, работающих в обычных условиях, т.е. работники, выполнявшие сверхурочную работу, работу в ночное время, в выходной или нерабочий праздничный день (т.е. в условиях, отклоняющихся от нормальных), оказывались бы в таком же положении, как и те, кто выполнял аналогичную работу в рамках установленной продолжительности рабочего дня (смены), в дневное время, в будний день.
Это приводило бы к несоразмерному ограничению трудовых прав работников, привлеченных к выполнению работы в условиях, отклоняющихся от нормальных, и вступало бы в противоречие с вытекающими из статьи 19 (часть 2) Конституции Российской Федерации общеправовыми принципами юридического равенства и справедливости, обусловливающими, помимо прочего, необходимость предусматривать обоснованную дифференциацию в отношении субъектов, находящихся в разном положении, и предполагающими обязанность государства установить правовое регулирование в сфере оплаты труда, которое обеспечивает справедливую, основанную на объективных критериях, заработную плату всем работающим и не допускает применения одинаковых правил к работникам, находящимся в разном положении. Кроме того, это противоречило бы и статье 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации, устанавливающей гарантию вознаграждения за труд без какой бы то ни было дискриминации.
Таким образом, взаимосвязанные положения статьи 129, частей первой и третьей статьи 133 и частей первой - четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не предполагают включения в состав заработной платы (части заработной платы) работника, не превышающей минимального размера оплаты труда, повышенной оплаты сверхурочной работы, работы в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни.
Из изложенного следует, что включение работодателем истца в состав заработной платы оплаты за работу в ночное время, нерабочие праздничные дни, оплаты за сверхурочные часы, а затем исходя из полученной суммы начисление доплаты до МРОТ, противоречит выявленному конституционно-правовому смыслу, данному в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации №... от 11.04.2019, следовательно, приказ работодателя №... 13.06.2019, отменяющий предыдущий приказ №... от 06.05.2019, согласно которому доплата до уровня МРОТ в ... производится без учета выплат, связанных со сверхурочной работой, работой в ночное время, работой в выходные и нерабочие праздничные дни, является незаконным.
Доводы ответчика и третьего лица о том, что для истца работа в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни является регулярной, поскольку он принимался на работу на таких условиях труда, не свидетельствуют о том, что доплаты за работу в таких условиях должны включаться в состав размера его заработной платы с учетом МРОТ. Истец имеет право на заработную плату как в размере не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (минимальной заработной платы), так и повышенную оплату в случае выполнения работы в условиях, отклоняющихся от нормальных, в том числе за сверхурочную работу, работу в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни. Иначе его заработная плата не отличалась бы от оплаты труда лиц, работающих в обычных условиях, т.е. работники, выполнявшие сверхурочную работу, работу в ночное время, в выходной или нерабочий праздничный день (т.е. в условиях, отклоняющихся от нормальных), и он оказался бы в таком же положении, как и те, кто выполнял аналогичную работу в рамках установленной продолжительности рабочего дня (смены), в дневное время, в будний день.
Согласно ст. 103 Гражданского процессуального кодекса РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Таким образом, в связи с удовлетворением исковых требований с ответчика как проигравшей стороны в доход бюджета <...> муниципального района подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 300 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 удовлетворить.
Признать незаконным приказ директора муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа №......№... от 13.06.2019 об отмене приказа №... «Об изменении условий доплаты до МРОТ» с 01.06.2019.
Взыскать с муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа №...... государственную пошлину в доход бюджета <...> муниципального района в сумме 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Сегежский городской суд Республики Карелия.
Судья М.А. Ронгонен
Мотивированное решение в порядке ст. 199 ГПК РФ составлено ХХ.ХХ.ХХ..