ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1041/2014 от 04.08.2014 Сыктывкарского городского суда (Республика Коми)

 2-1041/14

 4 августа 2014 года г. Сыктывкар

 РЕШЕНИЕ

 именем Российской Федерации

 Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе

 председательствующего судьи Смирнова А.Г., при секретаре Климовой Т.Н.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Жданова А.Б к ООО "Фирма "Овен-Авто" об обязании произвести ремонт автомобиля, взыскании компенсации морального вреда,

 установил:

 Самородницкая Е.В., действуя на основании доверенности в интересах Жданова А.Б., обратилась в суд с иском к ООО "Фирма "Овен-Авто" об обязании произвести ремонт автомобиля ... в течение 7 дней, взыскании компенсации морального вреда в размере ..., расходов по оплате услуг нотариуса ..., представителя ..., штрафа, указав, что приобретенный у ответчика автомобиль ..., находящийся на гарантии, 24 октября 2013 года был сдан на прохождение ТО и производства ремонта в связи с незапуском двигателя на холодную; ответчик составил дефектовочный акт, согласно которому причина неисправности – применение некачественного топлива, требуется замена 3 форсунок и проверка диагностическим прибором, в производстве гарантийного ремонта необоснованно отказано.

 В судебном заседании Жданов А.Б, и его представитель иск поддержали, с выводами судебных экспертиз не согласны.

 Представители ООО "Фирма "Овен-Авто" с иском не согласны.

 Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

 В соответствии со статьей 469 Гражданского кодекса РФ продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи. Если законом или в установленном им порядке предусмотрены обязательные требования к качеству продаваемого товара, то продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязан передать покупателю товар, соответствующий этим обязательным требованиям.

 Согласно статье 18 Закона РФ "О защите прав потребителей" потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе:

 потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

 Продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара.

 В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны провести экспертизу товара за свой счет. В отношении товара, на который установлен гарантийный срок, продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер отвечает за недостатки товара, если не докажет, что они возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы.

 По делу установлено, что на основании договора купли-продажи от ** ** ** Ждановым А.Б. (покупатель) в ООО "Фирма "Овен-Авто" (продавец) был приобретен автомобиль ... по цене с учетом дополнительного доукомплектования ...

 В силу раздела 4 договора купли-продажи, на автомобиль продавцом предоставлена гарантия 3 года эксплуатации либо 100000 км. пробега. Согласно гарантийной книжке (условиям гарантии, с которыми истец ознакомлен), гарантия не распространяется на повреждения, причиненные воздействием внешних по отношению к автомобилю факторов, в частности, применением некачественного топлива.

 Автомобиль 24 октября 2013 года прошел техническое обслуживание, произведены замена масла, топливного фильтра, свечей зажигания, воздушного фильтра, фильтра салона.

 В последующем, 31 октября 2013 года автомобиль сдан в ремонт с указанием неисправности – не запускается ДВС на холодную.

 По итогам проведенной ООО "Фирма "Овен-Авто" проверки был составлен дефектовочный акт от ** ** **, в котором указана причина возникшей неисправности – применение некачественного топлива, необходима замена 3 форсунок и проверка диагностическим прибором. Инженер по гарантии ... П.А.   пояснил, что проверка проводилась согласно методике, предусмотренной Руководством по ремонту автомашин ....

 Не согласившись с изложенными выводами, Жданов А.Б. 12 ноября 2013 года обратился к ответчику с претензией о производстве гарантийного ремонта. Письмом от ** ** ** в производстве ремонта ООО "Фирма "Овен-Авто" отказано, покупателю предложено дать согласие на проведение экспертизы.

 Судом по инициативе ответчика назначалась автотехническая экспертиза в ООО ... (эксперт ... В.А.).

 Согласно представленному заключению, эксперт пришел к следующим выводам.

 На автомобиле ... имеется недостаток в виде невозможности запуска ДВС на холодную из-за неисправности топливных форсунок. В связи с тем, что невозможно определить какое топливо находится в топливном баке автомобиля ..., можно сделать вывод, что недостаток имеет эксплуатационный нарастающий характер из-за использования некачественного топлива. Топливо, находящееся в топливном баке автомобиля ..., не подпадает под технические условия ГОСТ Р 52368-2005 "Топливо дизельное евро. Технические условия". Единственным способом устранения выявленного в автомобиле ... недостатка является замена топлива в баке автомобиля, промывка всей топливной системы, замена топливного фильтра, замена топливных форсунок. Срок устранения недостатка 1 рабочий день при наличии необходимых запасных частей.

 В мотивировочной части экспертного заключения указано, что запуск двигателя на холодную невозможен по причине выхода из строя 1, 2 и 4 форсунок, поскольку происходит сброс топлива "в обратку", то есть назад в топливный бак. На клапанах форсунок имеются повреждения поверхности – "кратеры", полученные предположительно в результате попадания посторонних частиц, находящихся в топливе, в результате происходит дальнейшая "разгерметизация" клапана путем перетекания топлива в подклапанное пространство, что создает избыточное давление на шток клапана и сам клапан выходит из гидравлического равновесия, происходит открытие клапана и сброс топлива в обратную магистраль.

 В судебном заседании эксперт пояснил, что электронный блок управления двигателем диагностировался, ошибок не выявлено; дизельное топливо автомобиля не соответствует по показателю предельной температуры фильтруемости (самая высокая температура, при которой данный объем топлива не протекает через стандартизованную фильтрующую установку), что в холодных условиях приводит к застыванию топлива в форсунке, нарушению работы форсунок (нарушается гидравлическое равновесие).

 Таким образом, по мнению эксперта, повреждение форсунок обусловлено использованием истцом некачественного дизельного топлива, не соответствующего ГОСТ Р 52368-2005 "Топливо дизельное евро. Технические условия" (в редакции, действующей с 1 марта 2012 года).

 Названный ГОСТ как национальный стандарт в силу статьи 12 Федерального закона "О техническом регулировании" является документом добровольного применения и не может противоречить техническим регламентам.

 Согласно техническому регламенту "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту", утвержденному Постановлением Правительства РФ от 27 февраля 2008 года № 118, а также действующему с 31 декабря 2012 года техническому регламенту Таможенного союза "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту", принятому решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 года № 826, установлены следующие требования к дизельному топливу классов 3, 4, 5 для холодного климата – цетановое число не в менее 47, предельная температура фильтруемости не выше минус 20 градусов.

 В соответствии со статьями 2, 4 Технического регламента таможенного союза, дизельное топливо - жидкое топливо для использования в двигателях внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия. Присадка - вещество, добавляемое в топливо в целях улучшения его эксплуатационных свойств. Цетановое число - показатель, характеризующий воспламеняемость дизельного топлива, выраженный в единицах эталонной шкалы. Экологический класс топлива - классификационный код (К2, К3, К4, К5), определяющий требования безопасности топлива. Не допускается применение в дизельном топливе металлосодержащих присадок, за исключением антистатических присадок.

 Таким образом, изъятое в автомобиле топливо (приобретенное после составления ответчиком дефектовочного акта согласно представленным истцом чекам) имеет цетановое число 47,1, а предельную температуру фильтруемости минус 22, что соответствует положениям вышеприведенных технических регламентов.

 В целях проверки обстоятельств выхода из строя топливной системы двигателя автомобиля, судом по инициативе ответчика назначалась дополнительная автотехническая экспертиза в ООО ....

 Из представленного экспертного заключения следует, что причиной возникновения недостатка в двигателе внутреннего сгорания автомобиля ... явился выход из строя всех четырех топливных форсунок по причине подачи некачественного топлива на вход форсунок. Использование некачественного топлива не является производственны дефектом. В результате проведенного анализа результатов тестирования на специализированном стенде четырех топливных форсунок двигателя автомобиля ... и результатов визуального осмотра управляющих клапанов, их седел и игл распылителей форсунок был сделан вывод о неисправности всех четырех форсунок по причине использования некачественного топлива, подаваемого на вход форсунок.

 В мотивировочной части экспертного заключения указано, что металл игл распылителей топливных форсунок подвергся глубокой коррозии, что свидетельствует о воздействии воды, которая могла попасть только с некачественным топливом. На седлах и рабочих поверхностях управляющих клапанов форсунок имеются деформации металла. Причиной повреждения всех четырех форсунок явилось применение некачественного топлива, в котором имелась вода, что привело к коррозии металла, посторонние твердые частицы, которые привели к деформации управляющих клапанов и их седел, появлению царапин на поверхности игл распылителей.

 При проверке топливных форсунок на специализированном стенде   все четыре форсунки признаны непригодными для дальнейшей эксплуатации.

 Давая оценку приведенным экспертным заключениям применительно к материалам дела суд приходит к выводу, что использование истцом некачественного топлива привело к нарушению работы топливных форсунок автомобиля ..., что, в свою очередь, повлекло невозможность запуска ДВС на холодную; работа топливного фильтра в прямой причинно-следственной связи с поломкой форсунок не находится, поскольку имело место попадание воды с топливом, а в силу функциональных характеристик фильтр предназначен для фильтрации загрязняющих элементов топлива (кварцевой пыли согласно ГОСТ 53640-2009) и не гарантирует его полноту.

 Выводы экспертов сформулированы с необходимой степенью достоверности, основаны на объективном анализе технического состояния топливной системы двигателя ... и причин, к нему приведших, сомнений не вызывают.

 При таких данных в удовлетворении предъявленного иска следует отказать.

 Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ,

 решил:

 В удовлетворении иска Жданова А.Б к ООО "Фирма "Овен-Авто" об обязании произвести ремонт автомобиля, взыскании компенсации морального вреда отказать.

 Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

 Председательствующий