Дело № 2-81/2017
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Комсомольский районный суд Хабаровского края
в составе: председательствующего судьи Пучкиной М.В.,
при секретаре судебного заседания Каледа Т.С.
с участием представителя истца помощника военного прокурора гарнизона Комсомольск-на-Амуре ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению военного прокурора гарнизона Комсомольск-на-Амуре в интересах неопределенного круга лиц к Акционерному обществу «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства» о понуждении создать неснижаемый нормативный и эксплуатационный запас топлива в соответствии с законодательством Российской Федерации,
у с т а н о в и л :
Военный прокурор гарнизона Комсомольск-на-Амуре обратился в суд с указанным иском к Акционерному обществу «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства» в интересах неопределенного круга лиц, в обоснование требований ссылаясь на то, что прокуратурой проведена проверка АО «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства» в лице его обособленного подразделения «Хабаровское» (далее ОП «Хабаровское» АО «ГУ ЖКХ») законодательства Российской Федерации в сфере жилищно-коммунального хозяйства, о порядке определения нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии, расположенных на территории, поднадзорной военной прокуратуре гарнизона Комсомольск-на-Амуре. Проверкой установлено, что, во исполнение обязательств государственного контракта № от ДД.ММ.ГГГГ, ответчик с целью оказания услуг теплоснабжения жилых домов и объектов МО РФ, расположенных, в том числе в <адрес>, осуществляет эксплуатацию котельных, принятых в безвозмездное пользование, в том числе: котельной № военного городка <адрес>; котельной № военного городка <адрес><адрес>; котельной №<адрес>. Министерством ЖКХ <адрес> утверждены нормативы запаса топлива на источниках тепловой энергии АО «ГУ ЖКХ», на котельной № военного городка <адрес><адрес> объем неснижаемого нормативного запаса топлива (ННЗТ) установлен в размере <данные изъяты> т., нормативного эксплуатационного запаса топлива (НЭЗТ) - <данные изъяты> т.; котельной № военного городка <адрес><адрес> объем неснижаемого нормативного запаса топлива (ННЗТ) установлен в размере <данные изъяты> т., нормативного эксплуатационного запаса топлива (НЭЗТ) - <данные изъяты> т.; котельной №<адрес> объем неснижаемого нормативного запаса топлива (ННЗТ) установлен в размере <данные изъяты> т., нормативного эксплуатационного запаса топлива (НЭЗТ) - <данные изъяты> т. Проверкой установлено, что котельная №Б военного городка <адрес><адрес> работает на жидком котельном топливе - мазуте; котельная № военного городка <адрес><адрес>; котельная № №<адрес> работают на твердом котельном топливе - угле. По информации ответчика, НЭЗТ на котельных не созданы. Таким образом, запаса топлива на котельных не хватит для бесперебойной работы котельной. Отсутствие НЭЗТ, необходимого для обеспечения бесперебойной работы котельной, ведет не только к нарушению прав военнослужащих и граждан на нормальные условия жизнедеятельности в зимний период, но и создает предпосылки к подрыву боеготовности и боеспособности воинских частей и учреждений, дислоцированных на территории, поднадзорной военной прокуратуре, требует незамедлительного устранения выявленных нарушений. Просит обязать ответчика создать на котельной № военного городка <адрес><адрес> нормативный эксплуатационный запас топлива в размере <данные изъяты> т.; на котельной № военного городка <адрес><адрес> нормативный эксплуатационный запас топлива в размере <данные изъяты> т.; на котельной №<адрес> нормативный эксплуатационный запас топлива в размере <данные изъяты>., для обеспечения бесперебойного теплоснабжения воинской части, учреждений и домов, дислоцированных, соответственно, в <адрес>, в <адрес> на отопительный период 2016-2017 г.г..
В судебном заседании представитель истца - помощник военного прокурора гарнизона Комсомольск-на-Амуре ФИО1, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ на удовлетворении исковых требований настаивал по обстоятельствам, изложенным в иске, просил обязать «АО «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства» создать на котельной № военного городка <адрес><адрес>, работающей на мазуте, нормативный эксплуатационный запас топлива в размере <данные изъяты> тонн; на котельной № военного городка <адрес><адрес>, работающей на угле, нормативный эксплуатационный запас топлива в размере <данные изъяты> тонн; на котельной №<адрес>, работающей на угле, нормативный эксплуатационный запас топлива в размере <данные изъяты> тонн для обеспечения бесперебойного теплоснабжения воинской части, учреждений и домов, дислоцированных в <адрес>, на отопительный период 2016-2017 гг.
Представитель ответчика «АО «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства» в судебное заседания не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, согласно отзыву исковые требования не признал, на момент подачи иска в суд, приложенный к исковому заявлению Устав утратил силу. Протоколом внеочередного общего собрания акционеров АО «ГУ ЖКХ» утвержден новый Устав от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому обособленное подразделение «Хабаровское» не наделено статусом филиала. Иски приняты судом к производству с нарушением правил подсудности и соответственно, подлежат передаче на рассмотрение в Хамовнический районный суд г.Москвы (по месту нахождения ответчика). Согласно Распоряжению Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№-р, АО «ГУ ЖКХ» признано единственным исполнителем осуществляемых Минобороны России в 2015-2016 годах закупок работ и услуг для нужд Минобороны России и подведомственных ему государственных, казенных, бюджетных и автономных учреждений. Во исполнение указанного распоряжения, между Минобороны России и АО «ГУ ЖКХ» заключен Государственный контракт от ДД.ММ.ГГГГ№ на оказание услуг по поставке тепловой энергии для нужд Министерства обороны Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций. В соответствии с п.12.2 Контракта, услуги оказывались с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Указанное распоряжение и контракт прекратили свое действие, соответственно оснований для возложения на АО «ГУ ЖКХ» определенных обязанностей указанных в иске, у суда отсутствуют. Возложение на ответчика обязанностей по созданию запаса топлива на весь отопительный сезон 2016-2017 г.г., противоречит положениям п.2 ст. 307 ГК РФ. Истцом не представлено подтверждающих документов, на основании которых на АО «ГУ ЖКХ» возложена обязанность оказывать услуги по поставке тепловой энергии, просит отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть заявленное ходатайство в отсутствие не явившегося представителя ответчика.
Ответчиком в ходе производства по делу заявлено ходатайство о передаче дела на рассмотрение по подсудности в Хамовнический районный суд г. Москвы, по месту нахождения ответчика. Указанное ходатайство не может быть удовлетворено судом, по следующим основаниям. В соответствии с п. 9, 10 ст. 29 ГПК РФ иски, вытекающие из договоров, в которых указано место их исполнения, могут быть предъявлены в суд по месту исполнения такого договора. Выбор между несколькими судами, которым подсудно дело, принадлежит истцу.
Военный прокурор обратился с требованиями о возложении обязанности на ответчика по исполнению государственного контракта № от ДД.ММ.ГГГГ на оказание услуг по поставке тепловой энергии для нужд МО РФ и подведомственных МО РФ организаций. Точками поставки тепловой энергии (место исполнения договора) являются военные городки, расположенные в Комсомольском районе Хабаровского края.
Положения ст. 29 ГПК РФ предоставляют истцу возможность самостоятельно определить суд, в котором будут рассматриваться заявленные им требования, связанные с исполнением названного государственного контракта.
Выслушав представителя истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Распоряжением Правительства РФ от 11 июня 2015 г. № 1089-р АО «ГУ ЖКХ» определено единственным поставщиком тепловой энергии для нужд МО РФ и подведомственных МО РФ организаций; на срок действия государственных контрактов в АО «ГУ ЖКХ» в установленном порядке подлежат передаче на праве безвозмездного пользования объекты теплоснабжения, соответствующие сети, иное имущество МО РФ, необходимое для осуществления функций единственного поставщика тепловой энергии для нужд Минобороны России и организаций, подведомственных МО РФ.
28.10.2016 г. между МО РФ и АО «ГУ ЖКХ» заключен государственный контракт № 6-ТХ на оказание услуг по поставке тепловой энергии для нужд МО РФ и подведомственных МО РФ организаций.
Пунктами 3.14, 3.16 Устава АО «ГУ ЖКХ» установлено, что общество в установленном законом порядке может создавать филиалы; филиалы и представительства общества осуществляют свою деятельность от имени общества. Одним из видов деятельности общества является осуществление эксплуатации коммунальных сооружений, инженерных систем, водопроводных, канализационных, электрических и тепловых сетей, прием, передача и распределение электрической и тепловой энергии, техническое обслуживание и ремонт электрических и тепловых сетей, в том числе, наружных сетей теплоснабжения, сетей горючего и холодного водоснабжения, сетей водоответвления, наружных линий электроснабжения, кабельных линий и иных инженерных систем, а также реализация электрической, тепловой энергии и других энергоносителей (п. 4.2 Устава).
В соответствии с п. 5 ст. 20 ФЗ «О теплоснабжении», проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива. Теплоснабжающие организации и теплосетевые организации, кроме того, обязаны обеспечить безаварийную работу объектов теплоснабжения, а также надежное теплоснабжение потребителей.
Приказом Минэнерго России от 10.08.2012 г. № 377 установлен порядок определения нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя, нормативов удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии, нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии (за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), в том числе в целях государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения».
Согласно государственному контракту от 28.10.2016 г. № 6-ТХ, МО РФ (государственный заказчик) и АО «ГУ ЖКХ» (исполнитель), приняли на себя взаимные обязательства по оказанию услуг по поставке тепловой энергии для нужд МО РФ и подведомственных МО РФ организаций: исполнитель обязуется оказывать услуги теплоснабжения, услуги по поддержанию резервной мощности, услуги по поставке горячего водоснабжения, а государственный заказчик обязуется оплатить фактически объем оказанных услуг. К обязанностям исполнителя относится, в том числе, обеспечение создания нормативных запасов котельного топлива к началу отопительного периода (п. 3.1.11). Контракт вступил в силу с даты подписания сторонами и действует до 31.03.2017 г. Услуги должны быть оказаны в срок с 01.11.2015 г. по 31.12.2016 г.
В соответствии с п. 4.5.3 Постановления Правительства РФ от 28.05.2008 № 400 «О Министерстве энергетики Российской Федерации» утверждение нормативов создания запасов топлива отнесено к полномочиям обозначенного министерства.
Пунктами 4.1.1 и 11.9 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 № 115, определено, что эксплуатация оборудования топливного хозяйства должна обеспечивать своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива в котельную. Должен обеспечиваться запас основного и резервного топлива в соответствии с нормативами. Данная обязанность возложена на теплоснабжающие организации.
Согласно пунктам 2, 3 данного Порядка определения нормативов запаса топлива на источниках тепловой энергии, утвержденного Приказом Минэнерго России от 10.08.2012 № 377, неснижаемый нормативный запаса топлива ННЗТ определяется для котельных в размере, обеспечивающем поддержание плюсовых температур в главном корпусе, вспомогательных зданиях и сооружениях в режиме «выживания» с минимальной расчетной тепловой нагрузкой по условиям самого холодного месяца года.
ННЗТ на отопительных котельных определяется в размере, рассчитываемом в соответствии с пунктом 3 настоящего Порядка, а также с учетом необходимости обеспечения их работы в условиях непредвиденных обстоятельств при невозможности использования или исчерпании нормативного эксплуатационного запаса топлива НЭЗТ.
Пунктом 20 Порядка установлено, что количество суток, на которые рассчитывается ННЗТ, определяется в зависимости от вида топлива и способа его доставки, объем запаса жидкого топлива при доставке автотранспортом должен быть на 5 суток, при доставке по железной дороге - 10 суточный запас.
Исходя из указанного, нормативный запас топлива должен быть у теплоснабжающей организации в фактическом наличии и определенном размере, обеспечивающим бесперебойную работу котельных.
Министерством ЖКХ Хабаровского края утверждены нормативы запаса топлива на источниках тепловой энергии АО «ГУ ЖКХ». Так, на котельной № военного городка <адрес> объем неснижаемого нормативного запаса топлива (ННЗТ) установлен в размере <данные изъяты> т., нормативного эксплуатационного запаса топлива (НЭЗТ) - <данные изъяты> т.; на котельной на котельной № военного городка <адрес> ННЗТ установлен в размере <данные изъяты> т., НЭЗТ - <данные изъяты> т.; на котельной <адрес> ННЗТ установлен в размере <данные изъяты> т., НЭЗТ - <данные изъяты> т.
В ходе проведения прокурорской проверки установлено, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ запас топлива на котельной № военного городка <адрес><адрес> составляет <данные изъяты> т.; на котельной № военного городка <адрес> составляет <данные изъяты> т., на котельной <адрес> составляет <данные изъяты> т. Указанные обстоятельства стороной ответчика не оспариваются.
Таким образом, обязанность по принятию мер к качественной подготовке объектов, переданных на праве безвозмездного пользования, в части обеспечения нормативного запаса топлива, возложенная на ответчика, последним не исполнена.
Доводы ответчика о том, что по условиям контракта услуги оказывались с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем после ДД.ММ.ГГГГ отсутствуют основания для возложения на ответчика обязанности по созданию запаса топлива на весь отопительный сезон 2016-2017 гг., суд находит несостоятельными, поскольку вышеназванным контрактом, который действует до ДД.ММ.ГГГГ (п.12.1), на ответчика возложена обязанность обеспечить создание нормативных запасов котельного топлива к началу отопительного периода (п.3.1.11).
Согласно информации ответчика от ДД.ММ.ГГГГ№, ответчиком во исполнение контракта заключены договоры поставки нефтепродуктов, поставки твердого котельного топлива, необходимого на время отопительного сезона 2016-2017 годов.
В соответствии с ч.1, 2 ст. 307 ГК РФ, в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу,…уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
Обязательства возникают из договоров и других сделок, вследствие причинения вреда, вследствие неосновательного обогащения, а также из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.
Как следует из условий контракта № от ДД.ММ.ГГГГ, услуги должны оказывать в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (п. 12.2). Срок действия данного контракта до ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст. ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Обеспечение создания нормативных запасов котельного топлива к началу отопительного сезона является одной из обязанностей ответчика (п.3.1.11 контракта), которая не была исполнена ответчиком в период оказания услуг.
В судебном заседании достоверно установлено, и доказательств обратному ответчиком не представлено, что в настоящее время в названных выше котельных не создан нормативный неснижаемый запас топлива, что свидетельствует о бездействии ответчика, неисполнении им обязательства по организации и обеспечению надежного и бесперебойного теплоснабжения потребителей, нарушающего права и законные интересы неопределенного круга лиц, проживающих и находящихся на территории названных выше военных городков.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора о возложении на ответчика обязанности создать на котельных необходимый запас топлива на отопительный сезон 2016-2017 годов являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
При этом, в соответствии с положениями ст. 206 ГПК РФ, суд считает необходимым предоставить ответчику срок для исполнения возложенной на него обязанности - десять дней со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ,
р е ш и л :
Исковые требования военного прокурора гарнизона Комсомольск-на-Амуре в интересах неопределенного круга лиц к Акционерному обществу «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства» о понуждении создать неснижаемый нормативный и эксплуатационный запас топлива в соответствии с законодательством Российской Федерации, удовлетворить.
Возложить на Акционерное Общество «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства» <данные изъяты>.) обязанность в течение десяти дней со дня вступления в законную силу решения суда, создать на котельной № военного городка <адрес><адрес>, работающей на мазуте, нормативный эксплуатационный запас топлива в размере <данные изъяты> тонн; на котельной № военного городка <адрес><адрес>, работающей на угле, нормативный эксплуатационный запас топлива в размере <данные изъяты> тонн; на котельной <адрес><адрес>, работающей на угле, нормативный эксплуатационный запас топлива в размере <данные изъяты> тонн.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Комсомольский районный суд Хабаровского края в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме - 10 февраля 2016 года.
Председательствующий М.В.Пучкина