ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1041/2022 от 30.06.2022 Ленинскогого районного суда г. Томска (Томская область)

Дело №2-1041/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 июня 2022 года г.Томск

Ленинский районный суд г. Томска в составе председательствующего судьи Фёдоровой И.А., при секретаре Лубошниковой А.В., помощник судьи Когай К.Е., с участием старшего помощника прокурора Ленинского района г. Томска Будариной А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Ленинского района г. Томска в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации Города Томска, Муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению Центр развития ребенка – Детский сад № 94 г. Томска о возложении обязанности совершить действия,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Ленинского района г. Томска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к МО «Город Томск» в лице администрации Города Томска, Муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению Центр развития ребенка – Детский сад № 94 г. Томска о возложении обязанности совершить действия, указав в обоснование заявленных требований, что в ходе проведения прокуратурой Ленинского района г. Томска проверки соблюдения требований антитеррористической защищенности образовательных учреждений установлено, что МАДОУ Центр развития ребенка – Детский сад № 94 г. Томска, согласно паспорту безопасности, присвоена третья категория опасности, вместе с тем, в образовательном учреждении отсутствует охрана сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны. Образовательным учреждением должен быть заключен соответствующий договор и обеспечено физическое нахождение охранников в данном образовательном учреждении. Выявленные нарушения не отвечают целям обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья несовершеннолетних и сотрудников образовательной организации, могут повлечь серьезные последствия и человеческие жертвы, стать причиной несвоевременного предотвращения последствий возникновении террористического акта, а также возникновения чрезвычайной ситуации, ставят под угрозу жизнь и здоровье детей, сотрудников образовательной организации, а также иных лиц, посещающих учреждение, в части их безопасного пребывания в нем, что, в свою очередь, влечет нарушение законодательства о противодействии терроризму. Просит обязать МО «Город Томск» в лице администрации г. Томска в течение 4 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование МАДОУ Центр развития ребенка – Детский сад № 94 г. Томска для осуществления мероприятий по обеспечению охраны объекта (образовательного учреждения), расположенного по адресу: г. Томск, ул. 79-й Гвардейской Дивизии, 16/1, сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; обязать МАДОУ Центр развития ребенка – Детский сад № 94 г. Томска не позднее 2 месяцев с момента доведения МО «Город Томск» в лице администрации г. Томска финансирования для осуществления мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности обеспечить охрану объекта (образовательного учреждения), расположенного по адресу: г. Томск, ул. 79-й Гвардейской Дивизии, 16/1, сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

Старший помощник прокурора Ленинского района г. Томска Бударина А.В. в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, пояснила, что в 2021 году была проведена прокурорская проверка, в ходе которой выявлены нарушения, внесено представление. После проведения повторной проверки выявлено, что нарушения не были устранены. Муниципальное образование является надлежащим ответчиком, осуществляет финансирование.

Представитель ответчика МАДОУ Центр развития ребенка – Детский сад № 94 г. Томска, надлежащим образом уведомленная о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явилась, об отложении дела не просила. Представила отзыв на исковое заявление, в котором указала, что финансирование расходов на заключение договора с частной охранной организацией или СС подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации должно быть возложено на собственника МО «Город Томск» в лице администрации Города Томска, в случае выделения администрацией необходимых денежных средств МАДОУ № 94 будет заключен контракт с частной охранной организацией или подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации. Полагает целесообразным установить двухмесячный срок для исполнения обязанности по заключению договоров.

Представитель ответчика МО «Город Томск» в лице администрации Города Томска, надлежащим образом уведомленного о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явилась, об отложении дела не просила. Представила отзыв на исковое заявление, в котором полагала исковое заявление не подлежащим удовлетворению. Указала, что администрация Города Томска является ненадлежащим ответчиком, надлежащим ответчиком является департамент финансов администрации Города Томска, на который возложена обязанность по составлению и исполнению бюджета МО «Город Томск» и на которого может быть возложена обязанность по финансированию мероприятий по обеспечению охраны здания детского сада. Письмом департамента образования администрации Города Томска в адрес департамента финансов администрации Города Томска направлены предложения по объемам бюджетных ассигнований на исполнение действующих и принимаемых обязательств на 2022 год и плановый период 2023—2024, включающие потребность в средствах на оплату физической охраны сотрудникам частных охранных организаций, однако в 2022 году на оплату физической охраны сотрудникам частных охранных организаций выделены только средства в размере 9126,10 тыс.руб. в целях исполнения решений судов по учреждениям МАДОУ №6, МБДОУ № 66, МБДОУ № 89.

Представители третьих лиц департамента образования администрации Города Томска, департамента финансов администрации Города Томска, уведомленные о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание не явились, об отложении дела не просили.

Представителем департамента финансов администрации Города Томска представлен отзыв на исковое заявление, в котором третье лицо просит в удовлетворении требований отказать, указав, что осуществление мероприятий по обеспечению охраной муниципальных общеобразовательных учреждений относится к полномочиям субъекта Российской Федерации, нарушений со стороны МО «Город Томск» не допущено, поскольку субсидия, рассчитанная в соответствии с нормативом, выделяется согласно графику в полном объеме. Руководством общеобразовательного учреждения не принято мер по распределению доведенных ассигнований на выполнение мер по охране в соответствии с действующими требованиями. Права, свободы и законные интересы граждан, неопределенного круга лиц МО «Город Томск» в лице администрации Города Томска не нарушены.

Представителем департамента образования администрации Города Томска представлен отзыв на исковое заявление, в котором указано, что финансирование расходов МАДОУ № 94 г. Томска на заключение контракта с частной охранной организацией или подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации должно быть возложено на собственника муниципального образования «Город Томск» в лице администрации Города Томска. В случае выделения необходимых денежных средств будет заключен контракт с частной охранной сигнализацией или с подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации. В настоящий момент в образовательном учреждении установлена тревожная кнопка экстренного вызова, осуществляется контроль системой видеонаблюдения и доступа через домофоны, которые обслуживают вахтеры, установлена пожарная сигнализация с использованием прибора приемно-контрольного «Астра-814 Pro» и блока речевого оповещения «Астра - Zet-2945», каждые полгода проходят плановые эвакуации детей сотрудниками. Организована работа дежурного администратора, вахтера, в ночное время и в выходные дни дежурство сторожей.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Выслушав мнение истца, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

Основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, а также правовые и организационные основы применения Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом закрепляются в Федеральном законе от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее – Федеральный закон № 35-ФЗ).

В силу п. 7 ст. 2 Федеральный закон № 35-ФЗ одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.

Согласно подп. «а» и «б» п. 4 и п. 6 ч. 1 ст. 3 Федерального закона № 35-ФЗ противодействие терроризму – деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма. Под антитеррористической защищенностью объекта (территории) понимается состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.

В соответствии с п.п. 3, 3.1 ст. 5, пп. 4, 6 п. 1 ст. 5.2 Федерального закона № 35-ФЗ Федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий; юридические лица обеспечивают выполнение указанных требований в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании; органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления; осуществляют иные полномочия по решению вопросов местного значения и участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений.

В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона № 35-ФЗ Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорт безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации и форма паспорта безопасности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации (далее – Требования), устанавливающие обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации.

Под объектами (территориями) понимаются комплексы технологически и технически связанных между собой зданий (строений, сооружений) и систем, имеющих общую прилегающую территорию и (или) внешние границы, отдельные здания (строения, сооружения), обособленные помещения или группы помещений, правообладателями которых являются Министерство просвещения Российской Федерации, организации, подведомственные Министерству просвещения Российской Федерации, а также иные не находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти организации, осуществляющие образовательную деятельность в сфере общего образования, среднего профессионального образования в качестве основного вида деятельности (п. 2 Требований).

Согласно подп. «з» п. 20 Требований пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях) достигается, в том числе посредством организации взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации) по вопросам противодействия терроризму и экстремизму.

В соответствии с п. 5 Требований ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях).

Согласно п. 6 Требований в целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учетом степени угрозы совершения террористического акта и возможных последствий его совершения и на основании оценки состояния защищенности объектов (территорий), их значимости для инфраструктуры и жизнеобеспечения и степени потенциальной опасности совершения террористического акта проводится категорирование объектов (территорий).

Согласно подп. «в» п. 13 Требований к объектам (территории) третьей категории опасности относятся объекты (территории), расположенные на территории субъекта Российской Федерации, в котором в течение последних 12 месяцев совершено (предпринято попыток к совершению) от 1 до 2 террористических актов; объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет от 100 до 800 человек; объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемый размер материального ущерба и ущерба окружающей природной среде составляет от 15 до 150 млн. рублей.

Подпунктом «б» пункта 25 Требований предусмотрено, что в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 настоящих Требований, осуществляется обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

Государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом (п.п. 1, 2 ст. 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии со ст. 2, п. 1 ст. 3 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее – Федеральный закон № 174-ФЗ) автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов публичной власти федеральной территории, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах). Имущество автономного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Собственником имущества автономного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.

В судебном заседании установлено, что в соответствии с п. 1.3. Устава МАДОУ Центр развития ребенка – Детский сад № 94 г. Томска, утвержденного департаментом образования администрации Города Томска (далее – Устав), Центр развития ребенка – Детский сад № 94 г. Томска (далее – Учреждение) является некоммерческой организацией и имеет своей целью выполнение работ, оказание услуг целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий муниципального образования «Город Томск» в сфере образования; оказание услуг по реализации образовательных программ дошкольного образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (п. 2.1. Устава).

Учредителем и собственником имущества Учреждения является муниципальное образование «Город Томск» в лице администрации Города Томска, имущество закрепляется за ним на праве оперативного управления (п. 1.7., 8.1 Устава).

От имени Учредителя в отношениях с Учреждением функции и полномочия осуществляет департамент образования администрации Города Томска. Полномочия собственника имущества, принадлежащего Учреждению на праве оперативного управления, в том числе ценного, осуществляет департамент управления муниципальной собственностью администрации Города Томска (п. 1.8. Устава).

Согласно п. 1.16 Устава Учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ), Федеральным законом от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях», Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 12.01.2006 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и другими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными правовыми актами Томской области, нормативными правовыми актами муниципального образования «Город Томск», а также настоящим Уставом.

В соответствии с п. 1.27.3 Устава Учреждение несет ответственность в установленном законодательства Российской Федерации порядке за качество образования своих воспитанников, а также за жизнь и здоровье воспитанников, работников Учреждения.

Учреждение выполняет муниципальные задания в соответствии с предусмотренными настоящим Уставом видами основной деятельности. Муниципальное задание формируется Учредителем и является обязательным, Учреждение не вправе отказаться от его выполнения (п. 1.24, 2.4., 2.5. Устава).

К компетенции Учредителя в части управления Учреждением относятся, в том числе, формирование и установление муниципального задания в соответствии с предусмотренной Уставом основной деятельностью и финансовое обеспечение выполнения этого задания, осуществление контроля за финансовой и хозяйственной деятельностью Учреждения (п. 4.1.8., 4.1.14. Устава).

Согласно п. 8.9. Устава источниками формирования имущества и финансовых ресурсов Учреждения являются: субсидии, предоставляемые Учреждению из бюджета муниципального образования «Город Томск» на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием Учреждением в соответствии с муниципальным заданием муниципальных услуг (выполнением работ); субсидии, предоставляемые Учреждению из бюджета муниципального образования «Город Томск» на иные цели; бюджетные инвестиции.

В ходе проведенной прокуратурой Ленинского района г. Томска проверки на соблюдение требований антитеррористической защищенности образовательного учреждения МАДОУ Центр развития ребенка – Детский сад № 94 г. Томска, расположенного по адресу: г. Томск, ул. 79-й Гвардейской Дивизии, 16/1, установлено, что МАДОУ Центр развития ребенка – Детский сад № 94 г. Томска, согласно паспорту безопасности присвоена третья категория опасности, вместе с тем, в образовательном учреждении отсутствует охрана сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, что подтверждается актом проверки от 04.04.2022.

По результатом проверки прокурора Ленинского района г. Томска заведующей МАДОУ Центр развития ребенка – Детский сад № 94 г. Томска, внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере антитеррористической защищенности.

Из письма заведующей МАДОУ Центр развития ребенка – Детский сад № 94 г. Томска следует, что магнитные замки на эвакуационных выходах отсутствуют в связи с отсутствием финансирования, частично на первом этаже в здании по адресу: ул. 79-й Гвардейской Дивизии, 16/1 установлены магнитные замки на эвакуационных выходах; учредитель учреждения проинформирован о необходимости бюджетного финансирования для обеспечения охраны дошкольного учреждения сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, до настоящего времени финансирование отсутствует; учредителю подготовлено письмо с просьбой предусмотреть финансирование на выполнение требований в 2022 году; заместителю заведующего по АХР в рамках представления поручено произвести мониторинг рыночных цен на магнитные замки и определить стоимость затрат на закупку магнитных замков на все эвакуационные выходы обоих корпусов; рассматривается вопрос о привлечении заместителя заведующего по АХР к дисциплинарной ответственности за отсутствие работы в полном объеме по вопросам антитеррористической защищенности.

Согласно письму департамента образования администрации Города Томска от 19.05.2022 во исполнение распоряжения администрации Города Томска от 27.06.2012 письмом департамента образования администрации Города Томска в адрес департамента финансов администрации Города Томска направлены предложения по объемам бюджетных ассигнований на исполнение действующих и принимаемых обязательств на 202 год и плановый период 2023—2024, включающие потребность в средствах на оплату физической охраны сотрудникам частных охранных организаций, однако в 2022 году на оплату физической охраны сотрудникам частных охранных организаций выделены только средства в размере 9126,10 тыс.руб. в целях исполнения решений судов по учреждениям МАДОУ №6, МБДОУ № 66, МБДОУ № 89.

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в образовательном учреждении.

В силу подп. 2 п. 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации, а также материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.

Пунктами 24-25 Требований установлено, что в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к третьей категории опасности, осуществляются следующие мероприятия: оснащение объектов (территорий) системами видеонаблюдения, охранной сигнализации; обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; оборудование на 1-м этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации); оборудование основных входов в здания, входящие в состав объектов (территорий), контрольно-пропускными пунктами (постами охраны); оснащение объектов (территорий) стационарными или ручными металлоискателями.

Вопросы охранной деятельности регламентированы Законом РФ от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон № 2487-1)

В соответствии с абз. 1 ст. 1 Закона № 2487-1 частная детективная и охранная деятельность определяется как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам имеющими специальное разрешение (лицензию), полученную в соответствии с настоящим Законом, организациями и индивидуальными предпринимателями в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов.

На основании абз. 1 ст. 11 Закона № 2487-1 оказание услуг, перечисленных в ч. 3 ст. 3 Закона, разрешается только организациям, специально учреждаемым для их выполнения и имеющим лицензию, выданную федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности или его территориальным органом.

Согласно требованиям ст. 11.1 Закона № 2487-1 право на приобретение правового статуса частного охранника предоставляется гражданам, прошедшим профессиональное обучение для работы в качестве частного охранника и сдавшим квалификационный экзамен, и подтверждается удостоверением частного охранника.

При этом с силу раздела V указанного Закона при осуществлении частной охранной деятельности разрешается применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие с соблюдений ограничений, предусмотренных настоящим законом и иным законодательством Российской Федерации.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о необходимости обеспечения охраны образовательного учреждения МАДОУ Центр развития ребенка – Детский сад № 94 г. Томска, путем заключения договора с сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и/или сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, поскольку представленными доказательствами в совокупности подтверждается, что существующая в МАДОУ Центр развития ребенка – Детский сад № 94 г. Томска охрана не позволяет обеспечить требуемый уровень физической защиты образовательного учреждения, так как вахтеры и сторожа не могут обеспечить надлежащую защиту по причине отсутствия специальной подготовки, права применения физической силы, специальных средств, что создает возможность для проникновения и пребывания в учреждении посторонних лиц и совершения противоправных действий.

Суд полагает, что надлежащая физическая охрана МАДОУ Центр развития ребенка – Детский сад № 94 г. Томска необходима для пресечения преступлений террористической направленности, обеспечения безопасности жизни и здоровья детей, работников и посетителей учреждения. В данном случае длительное бездействие ответчиков в части организации надлежащей физической охраны МАДОУ Центр развития ребенка – Детский сад № 94 г. Томска не обеспечивает комплексную безопасность лиц, находящихся в указанном образовательном учреждении, ввиду отсутствия надлежащей антитеррористической и противодиверсионной устойчивости объекта.

Таким образом, требования прокурора Ленинского района г. Томска о возложении на МАДОУ Центр развития ребенка – Детский сад № 94 г. Томска обязанности не позднее 2-х месяцев с момента доведения администрацией Города Томска финансирования для осуществления мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности обеспечить охрану объекта (образовательного учреждения), расположенного по адресу: г. Томск, ул. 79-й Гвардейской Дивизии, 16/1, сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организаций, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, подлежат удовлетворению.

Разрешая требование иска о возложении на МО «Город Томск» в лице администрации Города Томска обязанности в течение 4-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование МАДОУ Центр развития ребенка – Детский сад № 94 г. Томска для осуществления мероприятий по обеспечению охраны объекта (образовательного учреждения), расположенного по адресу: г. Томск, ул. 79-й Гвардейской Дивизии, 16/1, суд исходит из следующего.

В соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта, молодежной политики.

В соответствии с п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В силу п. 6.1 ч. 1 ст. 15,16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района, организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях.

Утвержденная Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 г. Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму.

В силу пункта 42 Концепции расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Следовательно, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности объектов является обязанностью органов местного самоуправления и образовательных учреждений.

В соответствии с п. 4.2. Постановления администрации Города Томска от 09.12.2015 № 1215 «Об утверждении Порядка формирования муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) муниципальными учреждениями, финансового обеспечения выполнения такого задания, предоставления субсидий на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания муниципальными бюджетными и автономными учреждениями» (далее – Порядок) финансовое обеспечение выполнения муниципального задания муниципальными бюджетными и автономными учреждениями осуществляется в виде субсидии из бюджета муниципального образования «Город Томск» на основании расчета объема финансового обеспечения выполнения муниципального задания.

В отношении муниципального бюджетного учреждения муниципальное задание формируется и утверждается органами администрации Города Томска (администрацией Города Томска), осуществляющими функции и полномочия учредителя в отношении соответствующих муниципальных бюджетных и муниципальных автономных учреждений. (п. 1.2. Порядка).

Таким образом, с учетом того, что МАДОУ Центр развития ребенка – Детский сад № 94 г. Томска осуществляет свою деятельность на основании муниципального задания, формируемого и утверждаемого Учредителем, а учредителем МАДОУ Центр развития ребенка – Детский сад № 94 г. Томска является муниципальное образования «Город Томск» в лице администрации Города Томска, довод представителя ответчика о том, что администрация является ненадлежащим ответчиком, суд полагает безосновательным.

На основании вышеизложенного, суд полагает требования о возложении на муниципальное образование «Город Томск» в лице администрации Города Томска обязанности обеспечить финансирование МАДОУ Центр развития ребенка – Детский сад № 94 г. Томска для осуществления мероприятий по обеспечению охраны объекта (образовательного учреждения), расположенного по адресу: г. Томск, ул. 79-й Гвардейской Дивизии, 16/1, сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организаций, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны подлежащими удовлетворению.

При этом суд полагает предложенный прокурором Ленинского района г. Томска срок по обеспечению финансирования МАДОУ Центр развития ребенка – Детский сад № 94 г. Томска для осуществления мероприятий по обеспечению охраны объекта (образовательного учреждения), расположенного по адресу: г. Томск, ул. 79-й Гвардейской Дивизии, 16/1, сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и/или сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, – 4 (четыре) месяца с момента вступления решения суда в законную силу, обоснованным и достаточным для исполнения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Ленинского района г. Томска в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации города Томска, Муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению Центр развития ребенка – Детский сад № 94 г. Томска о возложении обязанности совершить действия удовлетворить.

Обязать Муниципальное образование «Город Томск» в лице администрации г. Томска в течение 4-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Центр развития ребенка – Детский сад № 94 г. Томска для осуществления мероприятий по обеспечению охраны объекта (образовательного учреждения), расположенного по адресу: г. Томск, ул. 79-й Гвардейской Дивизии, д. 16/1, сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

Обязать Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – Детский сад № 94 г. Томска не позднее 2-х месяцев с момента доведения Муниципальным образованием «Город Томск» в лице администрации г. Томска финансирования для осуществления мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности обеспечить охрану объекта (образовательного учреждения), расположенного по адресу: г. Томск, ул. 79-й Гвардейской Дивизии, д. 16/1, сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Ленинский районный суд г. Томска в месячный срок со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья И.А. Фёдорова

Полный текст решения изготовлен 07.07.2022.

УИД 70RS0002-01-2022-001906-90