ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1042 от 09.07.2010 Советского районного суда г. Орска (Оренбургская область)

                                                                                    Советский районный суд г.Орска Оренбургской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Советский районный суд г.Орска Оренбургской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2-1042/2010

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 июля 2010 года

Суд Советского района г. Орска Оренбургской области

под председательством судьи Ярыгиной Е.Н.,

при секретаре Луценко Т.В.,

с участием прокурора Прониной Т.С., представителя ответчика ФИО1, действующей по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Советского района г. Орска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ЗАО «Орский мясокомбинат» об обязании выполнения требований законодательства об охране окружающей среды и экологической безопасности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Советского района г. Орска обратился в суд с вышеуказанным иском, в котором указал, что по заданию прокуратуры области *** от 23.03.2010 г. проведена проверка исполнения законодательства в области охраны окружающей среды.

Проверкой установлено, что основными видами деятельности общества являются переработка мяса и мясного сырья и др. На балансе и обслуживании предприятия находятся очистные сооружения (поля фильтрации), производящие очистку хозяйственно-бытовых и промышленных сточных вод, поступающих от самого предприятия и посёлка Нагорный г. Орска.

Поля фильтрации размещены в пойме реки Орь, примерно в 1,5 км. от русла реки, на левом берегу. Площадь полей фильтрации составляет 172,9 га. В последующем, по дренажной канаве недостаточно очищенные сточные воды поступают последовательно в ряд озёр, после чего отводятся в реку Орь. Река Орь находится в федеральной собственности, так как бассейн реки расположен на административных территориях Российской Федерации и Республики Казахстан.

Согласно оборотно-сальдовой ведомости по счёту 01.1 «Основные средства в организации» ЗАО «Орский мясокомбинат», находящимся на балансе предприятия очистным сооружениям присвоены инвентаризационные номера: ***, ***, ***.

Как показала проверка, в связи с отсутствием на данный момент правоустанавливающих документов на земельный участок, расположенный под очистными сооружениями ЗАО «Орский мясокомбинат», проект нормативов сбросов загрязняющих веществ в поверхностный водный объект не утверждён, а нормативы и лимиты допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в поверхностный водный объект в ЗАО «Орский мясокомбинат» не согласованы, что является нарушением ст. 23 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

На момент проведения проверки срок действия лицензии на водопользование водным объектом и договора пользования водным объектом истекли. Ранее действующая лицензия на водопользование поверхностным водным объектом выдана территориальным отделом водных ресурсов Нижне-Волжского бассейнового управления по Оренбургской области 21.11.2003, серия ОРБ *** на срок до 01.11.2006. Целевое назначение водопользования - сброс производственных и хозяйственно-бытовых сточных вод. Договор пользования водным объектом ***д зарегистрирован 06.05.2004 в реестре за ***.

ЗАО «Орский мясокомбинат» не получено решение о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных и дренажных вод, что является нарушением п. 2, ч. 2 ст. 11 Водного кодекса РФ.

В связи с этим просил обязать Закрытое акционерное общество «Орский мясокомбинат» разработать и утвердить в государственном органе исполнительной власти, осуществляющем государственное управление в области охраны окружающей среды проект нормативов сбросов загрязняющих веществ в поверхностный водный объект в срок до 01.01.2011 г., обязать Закрытое акционерное общество «Орский мясокомбинат» получить в государственном органе исполнительной власти, осуществляющем государственное управление в области охраны окружающей среды согласованные нормативы и лимиты допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в поверхностный водный объект в срок до 01.01.2011 г., обязать Закрытое акционерное общество «Орский мясокомбинат» получить в государственном органе исполнительной власти, осуществляющем государственное управление в области охраны окружающей среды решение о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных и дренажных вод в срок до 01.01.2011 г.

В судебном заседании прокурор Пронина Т.С. уточнила требования под п. 1 и просила суд обязать ответчика разработать и представить в компетентный орган для утверждения проект нормативов сбросов загрязняющих веществ, в остальной части требования поддержала.

Представитель ответчика - ФИО1 иск не признала и пояснила, что ответчиком в настоящее время ведется разработка технической документации.

Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению в части.

Как видно из материалов дела, основными видами деятельности ответчика являются производство и переработка сельхозпродукции, производство товаров народного потребления, утилизация, складирование, перемещение, размещение, захоронение, уничтожение промышленных и других отходов. (п. 3.4 Устава).

На балансе и обслуживании ответчика находятся очистные сооружения (поля фильтрации), производящие очистку хозяйственно-бытовых и промышленных сточных предприятия.

Согласно оборотно-сальдовой ведомости по счёту 01.1 «Основные средства в организации» ЗАО «Орский мясокомбинат», находящимся на балансе предприятия очистным сооружениям присвоены инвентаризационные номера: ***, ***, ***.

Судом установлено, что предприятие осуществляет в процессе своей деятельности сброс загрязняющих веществ в водный объект р. Орь в отсутствие согласованных в установленном порядке нормативов и лимитов сбросов веществ, а также договора о предоставлении в пользовании водного объекта, что подтверждается ответами технического директора ФИО2 в адрес прокурора от 26.04.2010 г. за *** от 18.05.2010 г.

Поскольку ответчиком не представлено в порядке ст. 56 ГПК РФ опровергающих доказательств, суд исходя из материалов дела приходит к выводу, что до настоящего времени проект нормативов сбросов загрязняющих веществ в поверхностный водный объект ответчиком не разработан и не утверждён, нормативы и лимиты допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в поверхностный водный объект ЗАО «Орский мясокомбинат» не согласованы.

Согласно ст. 23 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Административный регламент Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду утверждён приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 31 октября 2008 года N 288.

Пунктом 8.2 указанного Административного регламента установлено, что для получения разрешения на сбросы необходимы: нормативы допустимых сбросов, утвержденных в установленном порядке, для каждого выпуска сточных и (или) дренажных вод, а также установленные лимиты на сбросы для каждого выпуска сточных и (или) дренажных вод.

В соответствии со ст. 23 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.

Порядок разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов утверждён постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 1992 года N 545.

Согласно п. 4 указанного выше Постановления нормативные объемы выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду (предельно допустимые и временно согласованные), предельного использования (изъятия) природных ресурсов, размещения отходов устанавливаются конкретным предприятиям, учреждениям и организациям - природопользователям органами Министерства экологии и природных ресурсов Российской Федерации, других специально уполномоченных органов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и использования природных ресурсов, органами санитарно-эпидемиологического надзора в соответствии с их компетенцией.

Проекты указанных нормативов разрабатываются предприятиями, учреждениями и организациями - природопользователями с учетом предложений органов местного самоуправления, научных учреждений, общественных организаций и мнения населения.

Пункты 8 и 10 Правил подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2006 года N 844, определяют, что на основании сведений о водном объекте, содержащихся в государственном водном реестре, физическое лицо, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель обращаются с заявлением о предоставлении водного объекта в пользование в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в соответствии с пунктами 4 - 6 настоящих Правил по месту расположения водного объекта. К заявлению о предоставлении водного объекта в пользование прилагается документ о предоставлении в пользование земельного участка, необходимого для осуществления водопользования.

На момент проведения проверки прокурором срок действия лицензии на водопользование водным объектом и договора пользования водным объектом истекли. Ранее действующая лицензия на водопользование поверхностным водным объектом выдана территориальным отделом водных ресурсов Нижне-Волжского бассейнового управления по Оренбургской области 21.11.2003, серия *** на срок до 01.11.2006. Целевое назначение водопользования - сброс производственных и хозяйственно-бытовых сточных вод. Договор пользования водным объектом ***д зарегистрирован 06.05.2004 в реестре за ***.

ЗАО «Орский мясокомбинат» также не получено решение о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных и дренажных вод, что является нарушением п. 2, ч. 2 ст. 11 Водного кодекса РФ, согласно которому на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для сброса сточных вод и (или) дренажных вод. Предоставление водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, или частей таких водных объектов в пользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование осуществляется соответственно исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 настоящего Кодекса.

Административные регламенты по осуществлению Федеральным агентством водных ресурсов государственной функции по предоставлению права пользования водными объектами на основании договоров водопользовании, а также по осуществлению государственной функции по предоставлению права пользования водными объектами на основании решения о предоставлении водных объектов в пользование", утверждены приказом Минприроды России от 26 декабря 2008 года N 347, а также Приказом Минприроды России от 22 декабря 2008 года N 340.

Согласно ст. 12 Водного кодекса РФ по договору водопользования одна сторона - исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные частью 4 статьи 11 настоящего Кодекса, обязуется предоставить другой стороне - водопользователю водный объект или его часть в пользование за плату. Договор водопользования признается заключенным с момента его государственной регистрации в государственном водном реестре.

Статья 21 Водного кодекса РФ устанавливает, что предоставление водного объекта, находящегося в федеральной собственности, в пользование для обеспечения обороны страны и безопасности государства осуществляется на основании решения Правительства Российской Федерации. В иных случаях, кроме предусмотренных частью 1 настоящей статьи случаев, предоставление водных объектов в пользование осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных частью 4 статьи 11 настоящего Кодекса.

Таким образом, с учетом установленных по делу обстоятельств суд приходит к выводу о том, что требование прокурора об обязании ЗАО «Орский мясокомбинат» разработать и представить для утверждения в государственный орган исполнительной власти, осуществляющий государственное управление в области охраны окружающей среды, проект нормативов сбросов загрязняющих веществ в поверхностный водный объект реку Орь подлежит удовлетворению.

Суд считает, что установление ответчику срока для добровольного выполнения требования до 01.10.2010 г. будет соответствовать как публичным, так и частным интересам.

Однако в удовлетворении остальных требований суд полагает необходимым отказать, поскольку суд не может субъекта хозяйственной деятельности обязать получить в государственном органе исполнительной власти согласованные нормативы и лимиты сбросов загрязняющих веществ, а также положительное решение о предоставлении водного объекта в пользование ввиду того, что указанные решения зависят от волеизъявления другого лица, не участвующего в деле в качестве ответчика.

Кроме того, действующее законодательство не содержит нормы, которая позволила бы суду обязать лицо к получению указанных документов.

Поскольку иск прокурора подлежит удовлетворению в части, а прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины, с ответчика на основании ч. 1 ст. 103 ГПК РФ подлежит взысканию государственная пошлина в размере 4 000 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск прокурора Советского района в г. Орске удовлетворить в части.

Обязать ЗАО «Орский мясокомбинат» разработать и представить для утверждения в государственный орган исполнительной власти, осуществляющий государственное управление в области охраны окружающей среды, проект нормативов сбросов загрязняющих веществ в поверхностный водный объект реку Орь, в срок до 01.10.2010 г.

В остальной части иска отказать.

Взыскать с ЗАО «Орский мясокомбинат» в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 4 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Советский районный суд г. Орска в течение 10 дней со дня принятия его в окончательной форме.

Судья: подпись.

Мотивированное решение составлено: 15 июля 2010 года.

Решение обжаловано в кассационном порядке, оставлено без изменений и вступило в законную силу: 08 сентября 2010 года.