Дело № 2 - 798/2016 15 марта 2016 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Октябрьский районный суд города Архангельска в составе председательствующего судьи Моисеенко Н.С.,
при секретаре судебных заседаний ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к администрации муниципального образования «Город Архангельск» о понуждении к производству работ по капитальному ремонту жилого <адрес>,
установил:
ФИО2 обратились в суд с иском к администрации муниципального образования «Город Архангельск» о понуждении к производству работ по капитальному ремонту жилого <адрес>.
В обоснование заявленных требований указала, что является членом семьи нанимателя <адрес>. Свои обязанности по оплате коммунальных услуг и содержанию дома исполняет в полном объеме. Вместе с тем, ответчик свои обязанности по договору социального найма, в части, касающейся проведения капитального ремонта, не исполнял, а именно, признав необходимость проведения ремонта дома, до настоящего времени его не произвел. В результате неисполнения ответчиком возложенных на него обязанностей она вынуждена проживать в жилом помещении, не соответствующем установленным требованиям. Просила обязать ответчика провести капитальный ремонт свайного основания <адрес>.
Истец ФИО2 заявленные требования и доводы в их обоснование поддержала в полном объеме. Просила их удовлетворить.
Представитель ответчика администрации муниципального образования «Город Архангельск» ФИО3, действовавшая на основании доверенности, с заявленными истцом требованиями не согласилась, указав на их необоснованность.
Третьи лица ФИО4, ФИО5, ФИО6 в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, просили о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представитель третьего лица Некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Архангельской области» в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания.
Суд, заслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, оценив все в совокупности с нормами действующего законодательства, приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между ФИО4 и мэрией г. Архангельска был заключен договор социального найма, предметом которого явилось предоставление нанимателю и членам его семьи в бессрочное владение и пользование изолированного жилого помещения, находящегося в муниципальной собственности, состоящего из трех комнат в отдельной квартире общей площадью 66,5 кв.м., жилой площадью 45,6 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, для проживания в нем, а также обеспечение предоставления за плату коммунальных услуг: электроснабжение, газоснабжение, в том числе газ в баллонах, холодное водоснабжение, водоотведение (канализация), горячее водоснабжение и теплоснабжение (отопление), в том числе приобретение и доставка твердого топлива при наличии печного отопления.
В соответствии со статьей 60 Жилищного Кодекса РФ (далее - ЖК РФ) по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
Согласно пункту 2 статьи 65 ЖК РФ наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное внаем жилое помещение, а также осуществлять капитальный ремонт жилого помещения.
В силу статьи 69 ЖК РФ члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности.
Статьями 209 - 210 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) установлено, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Собственник может передать свое имущество в доверительное управление другому лицу (доверительному управляющему). Передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности к доверительному управляющему, который обязан осуществлять управление имуществом в интересах собственника или указанного им третьего лица.
Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу пункта 2 статьи 676 ГК РФ наймодатель обязан осуществлять надлежащую эксплуатацию жилого дома, в котором находится сданное внаем жилое помещение, предоставлять или обеспечивать предоставление нанимателю за плату необходимых коммунальных услуг, обеспечивать проведение ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг, находящихся в жилом помещении.
В соответствии с пунктом 2 статьи 681 ГК РФ капитальный ремонт сданного внаем жилого помещения является обязанностью наймодателя, если иное не установлено договором найма жилого помещения.
Толкование данных правовых норм позволяет сделать вывод о том, что обязанность по проведению капитального ремонта возлагается законом на собственника жилого фонда, либо уполномоченное им лицо, которое является наймодателем.
Согласно акту обследования помещения № от ДД.ММ.ГГГГ<адрес> деревянный, двухэтажный, восьмиквартирный, 1940 года постройки. Здание оборудовано электроснабжением, печным отоплением, газоснабжением от баллонов. Физический износ здания по данным Архангельского отделения ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составил 61 %. Сведения о проведении капитального ремонта в техническом паспорте отсутствуют. На момент обследования состояние основных несущих ограждающих конструктивных элементов дома следующее: фундамент - деревянные сваи, наблюдается искривление горизонтальных линий стен, установлены в отдельных местах временные поддерживающие устройства в виде «городков», трещины, сильное поражение гнилью, разрушение обивки цоколя; стены - рубленные из бревен, повреждение венцов гнилью, разрушение деревянной обшивки здания, неравномерная осадка, деформация стен, отклонение вертикали; перекрытия - деревянные, отепленные, уклоны, прогибы, трещины, гниль; кровля - асбестоцементная по деревянным стропилам, поражение гнилью деревянных конструкций, следы протечек, сколы в шиферных листах.
В связи с имеющимися дефектами конструкций здания в помещениях квартир наблюдаются уклоны полов, прогибы, зыбкость, щели; перекосы оконных и дверных проемов, глубокие щели в примыкании полов к стенам, разрывы обоев, вертикальные трещины по всей высоте стены в месте стыка внутренних стен. На штукатурном слое стен и потолков глубокие трещины, прогибы, следы протечек. Наблюдается неисправность печей (трещины в кирпичной кладке, отклонение от вертикали, деформация стенок печей). На лестничной клетке на потолке и стенах значительное осыпание штукатурного слоя, деформация лестничного марша и крыльца в 1 - м и 2 -м подъездах, зыбкость при ходьбе, уклоны, гниль, износ ступеней. Имеется неисправность козырьков над входами в подъезды (гниль, трещины). В квартирах наблюдается потеря эластичности изоляции электропроводки и неисправность электрооборудования. В ненадлежащем состоянии содержатся помойная и выгребная яма.
На основании заключения межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ<адрес> имеет основания для признания многоквартирного дома подлежащим капитальному ремонту, а именно: существуют деформации и дефекты, свидетельствующие о снижении несущей способности конструкций здания, но не влекущие за собой обрушения.
Распоряжением заместителя мэра города Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ№ признана необходимость проведения капитального ремонта (свайного основания, кровли, печей, частично цокольного перекрытия) <адрес>.
Согласно статье 56 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ) каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доказательств, подтверждающих проведение каких - либо работ по капитальному ремонту свайного основания <адрес>, ответчиком суду представлено не было.
В связи с чем, суд приходит к выводу о том, что факт возникновения необходимости проведения капитального ремонта свайного основания <адрес> нашел свое подтверждение в ходе рассмотрения дела.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что администрация муниципального образования «Город Архангельск», как собственник муниципального жилищного фонда, обязана в соответствии с законом нести бремя содержания принадлежащего муниципальному образованию имущества.
Из сведений Департамента муниципального имущества от ДД.ММ.ГГГГ№ следует, что жилой <адрес> был зачислен в реестр имущества, принадлежащего муниципальному образованию «Город Архангельск» на основании распоряжения мэра г. Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ№ - р. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в реестре муниципального имущества числятся жилые помещения № общей площадью 286,4 кв.м. <адрес> дома составляет 467,8 кв.м., доля муниципальной собственности в процентном отношении - 61,23 %.
В соответствии со статьей 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В силу статьи 44 ЖК РФ органом управления многоквартирным домом является общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме.
К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится, в числе прочих, решение вопроса о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, о сроках его проведения, необходимом объеме работ, порядке его финансирования и.т.д., которое должно приниматься на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме.
Данная стадия, предшествующая проведению ремонта, определена законом и является обязательной.
Как следует из материалов дела, решения собственников жилых помещений в многоквартирном <адрес> по вопросу проведения вышеуказанных ремонтных работ капитального характера общедомового имущества, не принималось.
При таких обстоятельствах, возложение исключительно на администрацию муниципального образования «Город Архангельск» обязанности произвести необходимый по дому капитальный ремонт общего имущества дома, без разрешения вопроса на общем собрании собственников противоречит требованиям закона.
В силу части 2 статьи 45 ЖК РФ администрация муниципального образования «Город Архангельск» как представитель собственника муниципальных жилых помещений и их нанимателей, обратившихся в суд за защитой своих нарушенных прав, не лишена права и обязана организовать по собственной инициативе общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу проведения капитального ремонта общего имущества спорного дома, на котором будет определен необходимый объем работ, их стоимость порядок финансирования.
Довод представителя ответчика о том, что обязанность по капитальному ремонту жилого дома должна быть возложена на регионального оператора Некоммерческую организацию «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Архангельской области» является несостоятельным в силу следующего.
Постановлением Архангельского областного Собрания депутатов от 26 июня 2013 года № 1950 «Об областном законе «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Архангельской области» принят Закон Архангельской области от 02 июля 2013 года № 701-41-ОЗ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Архангельской области».
Настоящий закон регулирует общественные отношения, связанные с деятельностью органов государственной власти Архангельской области, органов местного самоуправления поселений и городских округов Архангельской области (далее - органы местного самоуправления) в сфере создания эффективных и устойчивых механизмов своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Архангельской области (далее - капитальный ремонт многоквартирных домов).
Согласно статье 3 Закона Архангельской области от 02 июля 2013 года № 701-41-ОЗ для целей настоящего закона используются следующие основные понятия:
1) капитальный ремонт многоквартирного дома - оказание предусмотренных настоящим законом услуг и (или) выполнение работ по устранению неисправностей изношенных инженерных систем, конструктивных и иных элементов общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (далее также - собственники помещений), в том числе по его восстановлению или замене, в целях улучшения эксплуатационных характеристик такого имущества;
2) региональный оператор - специализированная некоммерческая организация, которая осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта многоквартирных домов.
В статье 7 указанного Закона определены полномочия органов местного самоуправления в сфере капитального ремонта многоквартирных домов. А именно, органы местного самоуправления: утверждают краткосрочные (сроком до трех лет) планы реализации региональной программы; принимают решение об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, и об изъятии каждого жилого помещения в этом многоквартирном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации, Архангельской области или соответствующему муниципальному образованию Архангельской области; созывают общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса о выборе способа формирования фонда капитального ремонта многоквартирных домов, если такое решение не было принято в сроки, предусмотренные частью 5 статьи 170 Жилищного кодекса; принимают решение о формировании фонда капитального ремонта многоквартирного дома на счете регионального оператора в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частью 5 статьи 170 Жилищного кодекса, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта многоквартирного дома или выбранный ими способ не был реализован в указанные сроки, а также в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 Жилищного кодекса; принимают решение о проведении капитального ремонта многоквартирного дома в соответствии с региональной программой в случае, если в срок, указанный в части 4 статьи 189 Жилищного кодекса, собственники помещений в многоквартирном доме, формирующие фонд капитального ремонта многоквартирного дома на счете регионального оператора, не приняли решение о проведении капитального ремонта многоквартирного дома; принимают решение о формировании фонда капитального ремонта многоквартирного дома на счете регионального оператора и направляют такое решение владельцу специального счета в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 Жилищного кодекса; обобщают поступившую информацию, а также собирают информацию о многоквартирных домах, находящихся в муниципальной и (или) государственной собственности, и о многоквартирных домах, информация о которых не представлена лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами; определяют необходимость проведения капитального ремонта многоквартирного дома на основании сведений о техническом состоянии отдельных элементов строительных конструкций и инженерных систем, представляемых лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами; утверждают порядок и условия предоставления муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, в том числе на предоставление гарантий, поручительств по кредитам или займам, в случае, если соответствующие средства на реализацию указанной поддержки предусмотрены местными бюджетами муниципальных образований Архангельской области; осуществляют иные полномочия, установленные законодательством Российской Федерации и законодательством Архангельской области в сфере капитального ремонта многоквартирных домов, в пределах своей компетенции.
В силу статьи 22 Закона Архангельской области от 02 июля 2013 года № 701-41-ОЗ региональный оператор создается в целях обеспечения проведения капитального ремонта многоквартирных домов за счет взносов на капитальный ремонт многоквартирных домов собственников помещений, а также средств областного бюджета и иных не запрещенных бюджетным законодательством Российской Федерации источников.
Согласно статье 23 указанного Закона функциями регионального оператора являются: аккумулирование взносов на капитальный ремонт многоквартирных домов, уплачиваемых собственниками помещений, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете регионального оператора; открытие на свое имя специальных счетов и совершение операций по этим счетам в случае, если собственники помещений на общем собрании выбрали регионального оператора в качестве владельца специального счета. Региональный оператор не вправе отказать собственникам помещений в открытии на свое имя такого счета; осуществление функций технического заказчика услуг и (или) работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете регионального оператора; финансирование расходов на капитальный ремонт многоквартирных домов, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете регионального оператора, в пределах средств этих фондов капитального ремонта с привлечением при необходимости средств, полученных из иных источников, в том числе из областного бюджета и (или) местных бюджетов муниципальных образований Архангельской области; взаимодействие с органами государственной власти Архангельской области и органами местного самоуправления в целях обеспечения своевременного проведения капитального ремонта многоквартирных домов, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете регионального оператора; предоставление гарантий при кредитовании кредитными организациями проектов по капитальному ремонту многоквартирных домов; субсидирование части процентной ставки по банковским кредитам, полученным на проведение капитального ремонта многоквартирных домов; оказание консультационной, информационной, организационно-методической помощи по вопросам организации и проведения капитального ремонта многоквартирных домов, а также реализации программ в сфере модернизации жилищно-коммунального хозяйства; управление временно свободными денежными средствами в порядке, установленном попечительским советом регионального оператора; иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и законодательством Архангельской области, а также учредительными документами регионального оператора функции.
В соответствии с пунктом 6 статьи 167 Жилищного кодекса Российской Федерации и пунктом 1 статьи 5 областного закона от 2 июля 2013 года № 701-41-ОЗ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Архангельской области» Постановлением Правительства Архангельской области от 22 апреля 2014 года № 159-пп «Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Архангельской области» утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Архангельской области.
Приложением № 1 к региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Архангельской области, является Перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории Архангельской области, за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу.
Многоквартирный жилой <адрес> включен в указанный Перечень, согласно которому плановые годы проведения капитального ремонта указанного дома 2014 - 2019 годы.
Учитывая изложенное, правовых основания для возложения обязанности по проведению капитального ремонта многоквартирного жилого дома на регионального оператора не имеется, поскольку основная обязанность регионального оператора состоит в осуществлении функций технического заказчика работ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов.
В соответствии со статьей 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Таким образом, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб. 00 коп.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования ФИО2 к администрации муниципального образования «Город Архангельск» о понуждении к производству работ по капитальному ремонту жилого <адрес> - удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования «Город Архангельск» в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать проведение работ по капитальному ремонту свайного основания <адрес>.
Взыскать с администрации муниципального образования «Город Архангельск» в пользу ФИО2 300 руб. 00 коп. в возврат государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Архангельска
Судья Н.С. Моисеенко
Мотивированное решение составлено 21 марта 2016 года
Копия верна
Судья Н.С. Моисеенко