61RS0019-01-2020-000673-74
Дело № 2-1042/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Новочеркасск 13 мая 2020 год
Новочеркасский городской суд Ростовской области в составе судьи Политко Ф.В.,
при секретаре Скидановой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ростовского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры к ООО «ПК «НЭВЗ» о признании незаконным бездействия по неисполнению требования, обязании оборудовать железнодорожные переезды на путях промышленного транспорта,
УСТАНОВИЛ:
Ростовский транспортный прокурор Южной транспортной прокуратуры обратился в суд с указанным выше иском, ссылаясь на следующие обстоятельства. Ростовской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения требований федерального законодательства о безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в деятельности ООО «Производственная компания «Новочеркасский электровозостроительный завод», по результатам которой выявлены нарушения отдельных его требований.
Железнодорожный путь необщего пользования ООО «ПК «НЭВЗ» находится на балансе предприятия и является продолжением пути № железнодорожной станции Локомотивстрой СКЖД. Полная (развернутая) длина железнодорожного пути необщего пользования составляет 35 323 м.
По результатам проверки установлено, что на территории ООО «ПК «НЭВЗ» в целях обеспечения транспортного обслуживания производственных процессов, осуществляется движение железнодорожного и автомобильного транспорта, в том числе пассажирского.
Железнодорожные пути необщего пользования предприятия имеют 86 автомобильных проездов, расположенных на производственной площадке ООО «ПК «НЭВЗ» по адресу: <адрес>, <адрес> на железнодорожном пути №<данные изъяты>; на железнодорожном пути №<данные изъяты>; на железнодорожном пути №<данные изъяты>; на железнодорожном пути №<данные изъяты>; на железнодорожном пути №<данные изъяты>; на железнодорожном пути путь №<данные изъяты>; на железнодорожном пути №<данные изъяты>; на железнодорожном пути №<данные изъяты>; на железнодорожном пути №<данные изъяты>; на железнодорожном пути №<данные изъяты>; на железнодорожном пути №<данные изъяты>; на железнодорожном пути №<данные изъяты>; на железнодорожном пути №<данные изъяты>; на железнодорожном пути №<данные изъяты>; на железнодорожном пути №<данные изъяты>; на железнодо рожном пути №<данные изъяты>; на железнодорожном пути №<данные изъяты> на железнодорожном пути №<данные изъяты>; на железнодорожном пути №<данные изъяты>; на железнодорожном пути №<данные изъяты>; на железнодорожном пути №<данные изъяты>; на железнодорожном пути №<данные изъяты>; на железнодорожном пути №<данные изъяты>; на железнодорожном пути №<данные изъяты>; на железнодорожном пути №<данные изъяты> на железнодорожном пути №<данные изъяты>; на железнодорожном пути №<данные изъяты> на железнодорожном пути №<данные изъяты>; на железнодорожном пути №<данные изъяты>; на железнодорожном пути №<данные изъяты>; на железнодорожном пути №<данные изъяты>; на железнодорожном пути №<данные изъяты>; на железнодорожном пути №<данные изъяты>; на железнодорожном пути №<данные изъяты>; на железнодорожном пути №<данные изъяты>; на железнодорожном пути №<данные изъяты>; на железнодорожном пути №<данные изъяты>; на железнодорожном пути №<данные изъяты>; на железнодорожном пути №<данные изъяты>; на железнодорожном пути №<данные изъяты>; на железнодорожном пути №<данные изъяты> на железнодорожном пути №<данные изъяты>; на железнодорожном пути №<данные изъяты>; на железнодорожном пути №<данные изъяты>; на железнодорожном пути №<данные изъяты>; на железнодорожном пути №<данные изъяты>; на железнодорожном пути №<данные изъяты>. При этом в нарушение требований ч. 2 ст. 20 Федерального закона № 17-ФЗ, пунктов 1.5, 1.7, 2.2 Инструкции, проекты на данные железнодорожные переезды не разработаны, категория не присвоена, ежегодные комиссионные осмотры не проводятся, в соответствии с требованиями раздела 3 Инструкции не оборудованы.
Фактическое осуществление ООО «ПК «НЭВЗ» производственной деятельности, а также наличие на территории предприятия комплекса технических средств и сооружений железнодорожной трансопртной инфраструктуры необщего пользования и автомобильных проездов, свидетельствуют об эксплуатации промышленного железнодорожного транспорта и железнодорожных переездов, которые согласно действующему законодательству о железнодорожном трансопрте должны отвечать требованиям безопасности движения.
Вышеизложенные факты нарушений требований законодательства выявлялись Ростовской транспортной прокуратурой в <дата> и послужили основанием для внесения <дата> генеральному директору ООО «ПК «НЭВЗ» представления об устранении выявленных нарушений закона, которые до настоящего времени фактически не устранены.
Из ответа на указанное представление следует, что согласно техническим документам, а также инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования ООО «ПК «НЭВЗ» на предприятии имеется один автомобильный переезд, который оборудован в соответствии с Приказом Минтранса от <дата>№ «Об утверждении Условий эксплуатации железнодорожных переездов» и относится к IV категории. Все остальные автомобильные переезды, пересекающие железнодорожные пути предприятия, являются технологическими проездами.
ООО «ПК «НЭВЗ» до настоящего времени продолжает эксплуатацию железнодорожных переездов на путях промышленного транспорта не отвечающих требованиям безопасности движения железнодорожного транспорта, что свидетельствует о бездействии юридического лица и не может гарантировать устранение выявленных нарушений закона.
Просит суд признать незаконным бездействие ООО «Производственная компания «Новочеркасский электровозостроительный завод» выразившееся в неполном исполнении требований Ростовского транспортного прокурора, отражённых в представлении от <дата>№.
Обязать по истечении 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу привести железнодорожные переезды на путях промышленного транспорта, расположенные на производственной территории предприятия по адресу: <адрес> в соответствие с требованиями действующего законодательства, а именно: разработать проекты переездов; провести комиссионные осмотры переездов на предмет их технического состояния и категорийности; оборудовать переезды техническими средствами.
В судебном заседании старший помощник Ростовского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры Сакун С.С. настаивал на удовлетворении иска, по изложенным в нем основаниям.
В судебном заседании представитель ООО «ПК «НЭВЗ» возражал против удовлетворения исковых требований в заявленной редакции. Пояснил, что по результатам комиссионного осмотра железнодорожных переездов ООО «ПК «НЭВЗ» составлен акт от <дата>, которым установлено, что общее количество переездов, находящихся в эксплуатации ООО «ПК «НЭВЗ», на которые распространяются требования Приказа Минтранса России от <дата>№ в настоящий момент, составляет 38 переездов необщего пользования IV категории, из них 18 многопутных и 20 однопутных переездов. Во исполнение п. 1.1 акта осмотра железнодорожных переездов от <дата> ООО «ПК «НЭВЗ» ведется работа по разработке технического задания на обустройство железнодорожных переездов твердым покрытием. (Срок выполнения <дата>). После чего, ООО «ПК «НЭВЗ» будет определена подрядная организация для выполнения работ, а также их сроки выполнения работ и их стоимость. Реальный срок дооборудования железнодорожных переездов необходимым знаками, столбиками до <дата> г.
Суд, выслушав участников судебного разбирательства, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.
Суд установил, что Ростовской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения требований федерального законодательства о безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в деятельности ООО «Производственная компания «Новочеркасский электровозостроительный завод», по результатам которой выявлены нарушения отдельных его требований.
Общее количество переездов, находящихся в эксплуатации ООО «ПК «НЭВЗ», на которые распространяются требования Приказа Минтранса России от <дата>№ в настоящий момент, составляет 38 переездов необщего пользования IV категории, из них 18 многопутных и 20 однопутных переездов. Данное обстоятельство в судебном заседании старший помощник Ростовского транспортного прокурора не оспаривал.
Данные железнодорожные переезды на путях промышленного транспорта не отвечают требованиям безопасности движения железнодорожного транспорта, а именно Приказа Минтранса от <дата>№ «Об утверждении Условий эксплуатации железнодорожных переездов» и относится к IV категории.
Согласно ч. 1 ст. 21 Федерального закона № 17-ФЗ железнодорожные пути общего пользования и железнодорожные пути необщего пользования, железнодорожные станции, пассажирские платформы, а также другие связанные с движением поездов и маневровой работой объекты железнодорожного транспорта являются зонами повышенной опасности.
Деятельность в области железнодорожного транспорта также регулируется актами Президента Российской Федерации, актами Правительства Российской Федерации, а также актами федеральных органов исполнительной власти, на которые законодательством Российской Федерации возложены соответствующие функции.
Приказом Минтранса России от <дата>№ утверждены Правила нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути (далее - Правила нахождения граждан в зонах повышенной опасности), которые обязательны для использования владельцами инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и (или) железнодорожных путей необщего пользования и физическими лицами, находящимися в зонах повышенной опасности.
Пунктом 5 Правил нахождения граждан в зонах повышенной опасности установлено, что с целью предупреждения случаев травмирования граждан при их нахождении в зонах повышенной опасности и недопущения гражданами действий, указанных в пунктах 10 и 12 настоящих правил, владельцами инфраструктур предусматривается проведение работ по содержанию объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и железнодорожных путей необщего пользования в исправном техническом и безопасном для движения и (или) нахождения граждан состоянии, а также установка соответствующих световых и звуковых сигналов, знаков, указателей, необходимой информации (посредством технических средств и (или) иных носителей информации).
Распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от <дата>№ утверждена инструкция по эксплуатации железнодорожных переездов на путях промышленного транспорта (далее - Инструкция).
В соответствии с п. 6 Инструкции под промышленным железнодорожным транспортом понимается комплекс технических средств и сооружений железнодорожного транспорта необщего пользования, обеспечивающий транспортное обслуживание производственных процессов и предоставление транспортных услуг, а также связь с другими организациями и транспортом общего пользования.
Автомобильная дорога - инженерное сооружение, предназначенное для движения транспортных средств, одним из основных элементов которого является дорожная одежда.
Внутренняя автомобильная дорога и внутренние железнодорожные пути - автомобильная дорога и железнодорожные пути, расположенные на территории организаций и обособленных производств организации или между ними.
Железнодорожные переезды путей промышленного железнодорожного транспорта - пересечения внутренних автомобильных дорог с внутренними железнодорожными путями в одном уровне, которые оборудуются устройствами, обеспечивающими безопасность движения и пропускную способность.
Пунктом 1.1 Инструкции закреплено, что переезды - объекты повышенной опасности, требующие от участников дорожного движения и работников промышленного железнодорожного транспорта строгого выполнения установленных правил.
В силу п. 1.2 Инструкции она распространяется на эксплуатируемые и вновь проектируемые переезды необщего пользования, сооружаемые на пересечениях путей промышленного железнодорожного транспорта с внутренними автомобильными дорогами.
Из содержания пп. 1.5, 1.7 Инструкции следует, что на каждый переезд разрабатывается проект, два раза в год (весной и осенью) выполняются комиссионные осмотры переездов комиссией, состав которой устанавливается руководителем организации.
Согласно п. 2.2 Инструкции, проверка интенсивности движения железнодорожного и автомобильного транспорта, условий работы переездов и пересмотр их катего-рийности производится не реже одного раза в 5 лет комиссией, состав которой устанавливается руководителем организации.
В соответствии с п.п. 3.9, 3.10 на подходах к переездам со стороны железнодорожного пути устанавливают постоянные предупредительные знаки «С» о подаче машинистами локомотивов свистка, а со стороны автомобильной дороги перед всеми переездами без дежурного работника - предупреждающие дорожные знаки 1.3.1 «Однопутная железная дорога» или 1.3.2 «Многопутная железная дорога»
На подходах к переездам со стороны автомобильных дорог перед шлагбаумами, а где их нет - перед дорожным знаком 1.3.1 или 1.3.2 в соответствии с Правилами дорожного движения Российской Федерации устанавливаются дорожные предупреждающие знаки 1.1 «Железнодорожный переезд со шлагбаумом» или 1.2 «Железнодорожный переезд без шлагбаума» на расстоянии 50 -100 м от крайнего рельса.
Фактическое осуществление ООО «ПК «НЭВЗ» производственной деятельности, а также наличие на территории предприятия комплекса технических средств и сооружений железнодорожной трансопртной инфраструктуры необщего пользования и автомобильных проездов, свидетельствуют об эксплуатации промышленного железнодорожного транспорта и железнодорожных переездов, которые согласно действующему законодательству о железнодорожном трансопрте должны отвечать требованиям безопасности движения.
Вышеизложенные факты нарушений требований законодательства выявлялись Ростовской транспортной прокуратурой в <дата> и послужили основанием для внесения <дата> генеральному директору ООО «ПК «НЭВЗ» представления об устранении выявленных нарушений закона, которые до настоящего времени фактически не устранены.
ООО «ПК «НЭВЗ» до настоящего времени продолжает эксплуатацию железнодорожных переездов на путях промышленного транспорта не отвечающих требованиям безопасности движения железнодорожного транспорта, в связи с чем исковые требования в части обязания оборудовать железнодорожные переезды на путях промышленного транспорта подлежат удовлетворению.
Вместе с тем, исковые требования в части признания незаконным бездействия юридического лица не подлежат удовлетворению. Данное дело рассматривается в порядке гражданского судопроизводства, ООО «ПК «НЭВЗ» не является государственным органом, в связи с чем требование о признании незаконным бездействия по неисполнению требования правового смысла не имеет. Удовлетворение исковых требований в части обязания ответчика привести железнодорожные переезды на путях промышленного транспорта в соответствие с требованиями действующего законодательства полностью приведет к восстановлению нарушенного права неопределенного круга лиц, в защиту которых обратился Ростовский транспортный прокурор Южной транспортной прокуратуры
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковое заявление Ростовского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры к ООО «ПК «НЭВЗ» о признании незаконным бездействия по неисполнению требования, обязании оборудовать железнодорожные переезды на путях промышленного транспорта удовлетворить частично.
Обязать ООО «Производственная компания «Новочеркасский электровозостроительный завод» привести 38 железнодорожных переездов на путях промышленного транспорта, расположенные на производственной территории предприятия по адресу: <адрес> в соответствие с требованиями действующего законодательства, а именно: разработать проекты переездов; провести комиссионные осмотры переездов на предмет их технического состояния и категорийности; оборудовать переезды техническими средствами в срок до <дата>.
В удовлетворении исковых требований в части признания незаконным бездействия по неисполнению требования отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Новочеркасский городской суд в течение месяца с момента вынесения решения в окончательной форме.
Судья:
Мотивированный текст решения изготовлен 18 мая 2020 года.