Дело № 2-1042/2013
Мотивированное решение изготовлено 05.11.2013 года с применением средств оргтехники
РЕШЕНИЯ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 октября 2013 года г. Артемовский
Судья Артемовского городского суда Свердловской области Смердова С.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании при секретарях Гришиной О.В., Болгасовой Л.Г. гражданское дело № 2-1042/2013 по заявлению ФИО1 о признании бездействие Администрации Артемовского городского округа, заключающиеся в неприведении размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствии с предельными индексами изменения размера платы граждан Артемовского городского округа за коммунальные услуги, установленными Постановлением РЭК Свердловской области от 27.10.2011 г. № 162-ПК «Об утверждении предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Свердловской области на 2012 год» на период: с 01.07.2012г. по 31.12.2012г. и Постановлением РЭК Свердловской области от 24.12.2012 г. № 225-ПК «Об утверждении предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Свердловской области на 2013 год» на период: с01.01.2013г. по 30.06.2013г. в соответствии с установленным порядком удешевления, утвержденным Постановлением Правительства Свердловской области от 25 апреля 2007г. №361-ПП «Об утверждении порядка пересмотра размера подлежащей внесению платы граждан за жилое помещение и платы граждан за коммунальные услуги в целях приведения в соответствии с утвержденными в установленном порядке предельными индексами», незаконным.
Об обязании Администрации Артемовского городского округа привести размер платы граждан Артёмовского городского округа за коммунальные услуги в соответствии с предельными индексами изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, установленными Постановлением РЭК Свердловской области от 27.10.2011 г. № 162-ПК «Об утверждении предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Свердловской области на 2012 год» на период: с ДД.ММ.ГГГГ.по ДД.ММ.ГГГГ. и Постановлением РЭК Свердловской области от 24.12.2012 г. № 225-ПК «Об утверждении предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Свердловской области на 2013 год» на период: ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. в порядке, утвержденном Постановлением Правительства Свердловской области от 25 апреля 2007г. №361-ПП «Об утверждении порядка пересмотра размера подлежащей внесению платы граждан за жилое помещение и платы граждан за коммунальные услуги в целях приведения в соответствие с утвержденными в установленном порядке предельными индексами», в течении 1 (одного) месяца, со дня вступления решения суда в законную силу.
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации Артемовского городского округа заключающиеся в неприведении размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствии с предельными индексами изменения размера платы граждан Артемовского городского округа за коммунальные услуги, установленными Постановлением РЭК Свердловской области от 27.10.2011 г. № 162-ПК «Об утверждении предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Свердловской области на 2012 год» на период: с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ и Постановлением РЭК Свердловской области от 24.12.2012 г. № 225-ПК «Об утверждении предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Свердловской области на 2013 год» на период: ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с установленным порядком удешевления, утвержденным Постановлением Правительства Свердловской области от 25 апреля 2007г. №361-ПП «Об утверждении порядка пересмотра размера подлежащей внесению платы граждан за жилое помещение и платы граждан за коммунальные услуги в целях приведения в соответствии с утвержденными в установленном порядке предельными индексами».
Об обязании Администрации Артемовского городского округа привести размер платы граждан Артёмовского городского округа за коммунальные услуги в соответствии с предельными индексами изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, установленными Постановлением РЭК Свердловской области от 27.10.2011 г. № 162-ПК «Об утверждении предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Свердловской области на 2012 год» на период: с ДД.ММ.ГГГГ.по ДД.ММ.ГГГГ. и Постановлением РЭК Свердловской области от 24.12.2012 г. № 225-ПК «Об утверждении предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Свердловской области на 2013 год» на период: ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. в порядке, утвержденном Постановлением Правительства Свердловской области от 25 апреля 2007г. №361-ПП «Об утверждении порядка пересмотра размера подлежащей внесению платы граждан за жилое помещение и платы граждан за коммунальные услуги в целях приведения в соответствие с утвержденными в установленном порядке предельными индексами», в течении 1 (одного) месяца, со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование заявленных требований при обращении с заявлением ФИО1 указала следующее:
В соответствии с Федеральным законом «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» от 30.12.2004 №210-ФЗ, размер платы граждан за коммунальные услуги должен соответствовать предельным индексам. Предельные индексы устанавливаются по муниципальным образованиям на очередной финансовый год, выражаются в процентах и отражают размер возможного изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, действующих на конец текущего финансового года. Одним из основных принципов регулирования тарифов и надбавок, в соответствии со ст.З указанного закона, является достижение баланса интересов потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса и интересов указанных организаций, обеспечивающего доступность этих товаров и услуг для потребителей и эффективное функционирование организаций коммунального комплекса.
Всоответствии с п.7 ст.4 Федерального закона от 30.12.2004г. №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», органы местного самоуправления могут наделяться законом субъекта Российской Федерации отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации в области регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, расположенных на территории муниципального образования.
Согласно ч.ч.2,3 ст.4 и ч.2 ст.5 Федерального закона от 30.12.2004г. №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса должны устанавливаться органом местного самоуправления в соответствии с предельным индексом, установленным на отчетный финансовый год органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования, которые определяются исходя из утвержденных федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области регулирования тарифов и надбавок, предельных индексов в среднем по субъектам Российской Федерации.
Постановление Правительства Свердловской области от 25 апреля 2007г. №361-ПП «Об утверждении порядка пересмотра размера подлежащей внесению платы граждан за жилое помещение и платы граждан за коммунальные услуги в целях приведения в соответствие с утвержденными в установленном порядке предельными индексами» устанавливает порядок пересмотра размера платы граждан за коммунальные услуги. В соответствии с п.8 Постановления Правительства Свердловской области от 25 апреля 2007г. №361-ПП,пересмотрплаты осуществляется органами местного самоуправленияпутем снижения (повышения) предельной стоимости одного или нескольких видов жилищных и (или) коммунальных услуг (кроме электроснабжения и газоснабжения). Сумма необоснованно полученных платежей подлежит зачету при расчете размера платы граждан в последующий расчетный период (календарный месяц). В соответствии с п.7 указанного постановления, если изменение размера платы граждан за жилое помещение и (или) платы граждан за коммунальные услуги выше максимального или ниже минимального предельного индекса, утвержденного для соответствующего муниципального образования в Свердловской области Региональной энергетической комиссией Свердловской области, размеры платы граждан за жилое помещение и платы граждан за коммунальные услуги, проживающих на территории данного муниципального образования, подлежат пересмотру уполномоченными органами местного самоуправления и приведению в соответствие с утвержденными предельными индексами в течение одного календарного месяцасдаты вступления в силупостановления Региональной энергетической комиссииСвердловской области обутверждении предельных индексов изменения размеров платы граждан за жилое помещение и размеров платы граждан за коммунальные услуги.
На 2012 год Постановлением РЭК Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ № 162-ПК «Об утверждении предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Свердловской области на 2012 год» утвержден предельный индекс изменения размера платы граждан за коммунальные услуги для Артёмовского городского округа на период: с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ - не выше 100% к уровню, сложившемуся в декабре 2011г., на период: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. - не выше 115% к уровню, сложившемуся в декабре 2011г. В соответствии с п.7 указанного постановления, постановление вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ., срок для приведения органами местного самоуправления платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с предельными индексами на 2012 год истекал ДД.ММ.ГГГГ
На 2013 год Постановлением РЭК Свердловской области от 24.12.2012 г. № 225-ПК «Об утверждении предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Свердловской области на 2013 год» утвержден предельный индекс изменения размера платы граждан за коммунальные услуги для Артёмовского городского округа на период: с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. - 100% по отношению к декабрю 2011г., на период: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 118% по отношению к декабрю 2012г. В соответствии с п.7 указанного постановления, постановление вступило в законную ДД.ММ.ГГГГ., срок для приведения органами местногосамоуправления платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с предельными индексами на 2013 год истекал ДД.ММ.ГГГГ
Постановлением Администрации Артемовского городского округа «О предельном размере платы за коммунальные услуги для населения, проживающего в одно- и двухэтажных домах квартирного типа, отдельно стоящих домах и общежитиях Артемовского городского округа на период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ.» от 19.01.2012г. №21-ПА, установлен только на первое полугодие 2012г.
Постановление Администрации Артемовского городского округа «Об ограничении роста платежей граждан за коммунальные услуги в 2012 году» от 26.06.2012г. №787-ПА рекомендует организациям, осуществляющим начисление гражданам платы за коммунальные услуги, самостоятельно производить расчеты, в целях недопущения превышения роста платы граждан за коммунальные услуги.
Постановление Администрации Артемовского городского округа «Об ограничении роста платежей граждан за коммунальные услуги в 2013 году» от 16.01.2013г. №18-ПА рекомендует организациям коммунального комплекса и исполнителям коммунальных услуг, осуществляющим деятельность на территории Артемовского городского округа, при определении размера платы определять её соответствие утвержденному на 2013 год индексу роста.
В соответствии с порядком, утвержденным Постановлением Правительства Свердловской области от 25 апреля 2007г. №361-ПП, организации, осуществляющие начисление населению платы за коммунальные услуги, должны производить начисление платежей в соответствии с утвержденным предельным размером платы за коммунальные услуги, которым рост платы граждан приводится в соответствие с предельным индексом роста цен, при этом организациям коммунального комплекса предоставляются субсидии из областного и местного бюджетов на возмещение части платы граждан за коммунальные услуги в объеме свыше установленных предельных индексов (возмещение выпадающих доходов, связанных с удешевлением стоимости коммунальных услуг).
В соответствии с 4.1 ст. 130 Конституции Российской Федерации, местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения. В соответствии с п.4 4.1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом. Теплоснабжение, как публичная услуга, связанная с удовлетворением основных жизненно важных потребностей человека обеспечивается в Российской Федерации, как в социальном государстве, в соответствии с ч.1 ст.7 Конституции Российской Федерации. Вопросы по организации теплоснабжения населения отнесены федеральным законодателем к перечню вопросов местного значения городского округа, с тем чтобы гражданам, проживающим на территории муниципального образования обеспечивался доступ к необходимому источнику жизнеобеспечения.
На второе полугодие 2012 года и 2013 год, размер платы граждан за коммунальные услуги не приведен Заинтересованным лицом в соответствие с утвержденными предельными индексами изменения, в противоречие порядку удешевления, установленному Постановлением Правительства Свердловской области от 25 апреля 2007г. №361-ПП. Бездействие Заинтересованного лица нарушает мои права и интересы несоответствием размера платы за коммунальные услуги индексу изменения, резким увеличением стоимости коммунальной услуги в виде тепловой энергии. Установление предельного размера платы за коммунальные услуги, в целях приведения платы граждан в соответствие с предельными индексами изменения роста цен на учетный год гарантирует доступность теплоэнергетического ресурса без резкого скачка цен. В данном случае, нарушаются моё право приобрести коммунальные услуги по стоимости установленной на территории её предоставления.
В соответствии с п.1 ст.254 ГПК РФ, гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа местного самоуправления, если считают, что нарушены их права и свободы.
Представители заинтересованного лица - Администрации Артемовского городского округа, в ходе судебного разбирательства, заявленное требование не признали.
В обоснование возражений по заявленным требованиям, представили письменный отзыв ( л.д.56-60) в котором указали, что с заявленными требованиями полностью не согласны по следующим основаниям.
Федеральным законом от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» указано, что размер платы граждан за коммунальные услуги должен соответствовать предельным индексам. Предельные индексы устанавливаются по муниципальным образованиям на очередной финансовый год, выражаются в процентах и отражают размер возможного изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, действующих на конец текущего финансового года. Одним из основных принципов регулирования тарифов и надбавок, в соответствии со ст. 3 указанного закона, является достижение баланса интересов потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса и интересов указанных организаций, обеспечивающего доступность этих товаров и услуг для потребителей и эффективное функционирование организаций коммунального комплекса.
В соответствии с п.7 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» органы местного самоуправления могутнаделяться законом субъекта Российской Федерации отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации в области регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, расположенных на территории муниципального образования.
В соответствии с п. 4 ч.1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжениянаселения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Свердловской области от 25.04.2007 № 361-ПП (утратило силу с 03.03.2013) утвержден Порядок пересмотра размера подлежащей внесению платы граждан за жилое помещение и платы граждан за коммунальные услуги в целях приведения в соответствие с утвержденными в установленном порядке предельными индексами, согласно которого если в результате проведения контрольных мероприятий выявлены нарушения применения предельных индексов, Региональная энергетическая комиссия Свердловской области выдает органу местного самоуправления предписание о приведении размера платы граждан в соответствие с утвержденными предельными индексами.
Актом проверки Региональной энергетической комиссией Свердловской области Артемовского городского округа по применению предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в 2012 году от 01.08.2012 № 87 нарушения установленного предельного индекса изменения размера платы граждан за коммунальные услуги не выявлено. Кроме того в акте от 01.08.2012 указано, органы местного самоуправления действующим законодательством не наделены полномочиями по утверждению ставок платы на коммунальные услуги.
Положением о порядке установления тарифов на услуги муниципальных предприятий и муниципальных учреждений, принятым Решением Думы от 25.10.2007 № 225, определена компетенция органов местного самоуправления, муниципальных предприятий и муниципальных учреждений в сфере регулирования тарифов. Полномочия по регулированию тарифов на электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом данным положением не установлены.
Министерство регионального развития Российской Федерации письмом от 02.05.2007 № 8166-РМ/07 «О применении тарифов для расчета размера платы за коммунальные услуги» указывает «следует прекратить практику установления органами местного самоуправления ставок оплаты за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, газоснабжение, отопление, указанная практика не соответствует нормам действующего законодательства. Кроме того, при установлении органами местного самоуправления ставок оплаты нарушается установленная федеральными законами компетенция указанных органов в сфере тарифного регулирования.
В соответствии с Положением о Региональной энергетической комиссии Свердловской области, утвержденным Указом Губернатора Свердловской области от 13.11.2010 года № 1067-УГ, Комиссия устанавливает подлежащие государственному регулированию цены (тарифы), устанавливает предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям в Свердловской области.
С целью соблюдения соответствия размера платы граждан за коммунальные услуги утвержденному предельному индексу во втором полугодии 2012 года, со стороны организаций, осуществляющих начисление населению платы за коммунальные услуги на территории Артемовского городского округа, в соответствии с постановлением Региональной энергетической комиссией Свердловской области № 162-ПК «Об утверждении предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям в Свердловской области на 2012 год» Администрация Артемовского городского округа выпустила постановление от 26.06.2012 № 787-ПА «Об ограничении ростаплатежей граждан за коммунальные услуги в 2012 году»,которым обязала организации, услуги по муниципальным образованиям в Свердловской области на 2013 год», Администрация Артемовского городского округа выпустила постановление от 16.01.2013 № 18-ПА «Об ограничении роста платежей граждан за коммунальные услуги в 2013 году»,которым обязывает организации коммунального комплекса и исполнителей коммунальных услуг соблюдать соответствия размеров платы граждан за коммунальные услуги утвержденным предельным индексам, при которых размер платы граждан за коммунальные услуги напериод с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не должен превышать100% к уровню,сложившемуся в декабре 2012 года, на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не долженпревышать 118% к уровню, сложившемуся в декабре 2012 года.
Согласно жилищному законодательству размер платы граждан за коммунальные услуги должен рассчитываться исходя из объемов потребления коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, и по тарифам ресурсоснабжающих организаций, утвержденным в установленном порядке.
Данная информация была доведена до жителей в печатных средствах массовой информации и на пресс-часе на местном телевидении.
С представителями организаций, осуществляющими начисление платы за коммунальные услуги населению Администрация Артемовского городского округа проводила совещания-семинары по вопросу начислений платы граждан за коммунальные услуги в 2012 году.
В адрес всех ресурсоснабжающих организаций и управляющих компаний, неоднократно были направлены обращения о приведении в соответствие начисленной платы за коммунальные услуги с ДД.ММ.ГГГГ предельным индексам, утвержденным постановлением Региональной энергетической комиссии Свердловской области от
№ 162-ПК. Администрация АГО своевременно уведомляет организации, осуществляющие начисление платы за коммунальные услуги населению о вновь принятых постановлениях, так же о изменениях внесенных в ранее принятые постановления по тарифам на жилищно-коммунальные услуги.
По вопросам платы за коммунальные услуги и предоставлению субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг Администрацией Артемовского городского округа ведется разъяснительная работа с населением через средства массовой информации, опубликованием сведений на официальном сайте Администрации Артемовского городского округа и личный прием граждан.
В адрес Администрации поступали обращения от Артемовской городской прокуратуры о проведении проверки соответствия начисленной управляющими компаниями платы за коммунальные услуги с октября по декабрь 2012 предельным индексам. Администрацией АГО была проведена проверка и было выявлено, что в некоторых организациях фактические индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, в сравниваемых условиях, в октябре, ноябре и декабре 2012 года превышают установленный предельный индекс 115%. Данная информация была направлена в Артемовскую городскую прокуратуру по принятию мер прокурорскогореагирования в отношении ООО «<данные изъяты>» и ООО «<данные изъяты>». Артемовской городской прокуратурой данным управляющим компаниям выданы представления по устранению нарушений действующего законодательства.
Администрация Артемовского городского округа выборочно проверила начисления за коммунальные услуги 2013 года, нарушений по превышению предельного размера платы граждан не выявлено. Предельный индекс совокупного платежа граждан за коммунальные услуги на территории Артемовского городского округа составил 100%.
Так же выборочно были проверены начисления за коммунальные услуги населения, проживающих на территории Артемовского городского округа в сельских населенных пунктах, исполнителями коммунальных услуг на данных территориях являются муниципальные унитарные предприятия АГО жилищно-коммунального хозяйства. Нарушений по превышению предельных индексов не выявлено, так как предприятия ЖКХ при начислениях применяют предельный размер платы за коммунальные услуги, который ограничивает рост платы граждан.
В отношении указанной в заявлении субсидии, предоставляемой из местного бюджета в возмещение выпадающих доходов, связанных с удешевлением стоимости коммунальных услуг, сообщаем, что в соответствии с п.4 ст. 18 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-03 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» возложение на муниципальныеобразования обязанности финансирования расходов, возникших в связи сосуществлением органами государственной власти и (или) органами местногосамоуправления иных муниципальных образований своих полномочий, недопускается.
Таким образом, вопрос возмещения денежных средств на компенсацию расходов по удешевлению стоимости коммунальных услуг предприятиям, предоставляющим данные услуги населению со второго полугодия 2012 года не входит в сферу полномочий органов местного самоуправления.
Муниципальное образование Артемовский городской округ является высокодотационной территорией и относится к муниципальным образованиям, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов из других бюджетов системы Российской Федерации (за исключением субвенций, а также предоставляемых муниципальным образованиям за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации субсидий и межбюджетных трансфертов на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с заключенными соглашениями) и налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 70% объема собственных доходов местных бюджетов, что, в свою очередь налагает ряд ограничений на расходные полномочия муниципального образования. В соответствии с требованиями ст. 136 Бюджетного Кодекса Российской Федерации начиная с очередного финансового года Муниципальное образование Артемовский городской округ не имеет право устанавливать и исполнять расходные обязательства, не связанные с решением вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.
Дополнительно, суду пояснили, что органы местного самоуправления не наделены полномочиями по утверждению ставок платы на коммунальные услуги. В целях соблюдения соответствия размера платы граждан за коммунальные услуги утвержденному предельному индексу во втором полугодии 2012 года Администрацией Артемовского городского округа было вынесено постановление от 26.06.2012 года № 787-ПА « Об ограничении роста платежей граждан за коммунальные услуги в 2012 году», так же постановление от 16.01.2013 года № 18-ПА « Об ограничении роста платежей граждан за коммунальные услуги в 2013 году». Данная информация была доведена до сведения граждан через средства массовой информации.
Представители Администрации Артемовского городского округа пояснили, что постановление Правительства Свердловской области от 25.04.207 год № 361-ПП « Об утверждении порядка пересмотра размера внесению платы граждан за коммунальные услуги в целях приведения в соответствие с утвержденными в установленном порядке предельными индексами» разработано и принято в целях реализации ст. 6 ФЗ от 26.12.2005 года № 184-ФЗ « О внесении изменений в ФЗ « Об основах регулирований тарифов организаций коммунального комплекса».
ФЗ от 04.06.2011 года № 123-ФЗ « О внесении изменений в ЖК РФ и отдельные законодательные акты РФ» внесены изменения в ст. 6 ФЗ 184-ФЗ в части положений, предусмотренных ч. 1-7 ст. 6, которые действовали до ДД.ММ.ГГГГ года. После ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанное постановление применяется в части, не противоречащей ФЗ 184-ФЗ/
В 2012-2013 годах были проведены проверки о соблюдении предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, установленными Постановлением РЭК Свердловской области, нарушений предельных индексов установлено не было.
При проведении в 2012 году проверки РЭК Свердловской области было указано на то, что установление предельных ставок платы за коммунальные услуги не относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Администрация Артемовского городского округа дополнительно к представленным ранее возражениям на заявление о признании бездействия незаконным сообщаем, что постановление Правительства Свердловской области от 25.04.2007 № 361-ПП «Об утверждении порядка пересмотра размера подлежащей внесению платы граждан за жилое помещение и платы граждан за коммунальные услуги в целях приведения в соответствие с утвержденными в установленном порядке предельными индексами» разработано и принято в целях реализации статьи 6 Федерального закона от 26.12.2005 № 184-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и некоторые законодательные акты Российской Федерации».
Федеральным законом от 04.06.2011 № 123-ФЭ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в статью 6 Федерального закона 184-ФЗ, в частности, положения, предусмотренные частями 1-7 статьи 6 действуют до 01.01.2012. После 01.01.2012 постановление от 25.04.2007 № 361-ПП применяется в части не противоречащей Закону 184-ФЗ.
Следовательно, с ДД.ММ.ГГГГ у органа местного самоуправления отсутствовали полномочия по пересмотру размера платы граждан за коммунальные услуги в целях приведения в соответствие с утвержденными предельными индексами.
Из совокупности представленных и исследованных в ходе судебного разбирательства письменных материалов дела установлено, что ФИО1 является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права на л.д.28.
Из лицевых счетов за период с ноября 2011 года по июнь 2013 года и квитанций на оплату коммунальных услуг ( л.д. 29-48) следует, что заявителю предъявлены лицевые счета на производила оплату отопления в период с <данные изъяты>. исходя из тарифа <данные изъяты> руб. за Гкал.
ФИО1 обратилась с заявлением об оспаривании бездействия Администрации Артемовского городского округа.
В соответствии со ст. 254-256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
В ходе судебного разбирательства заявитель суду пояснила, что она обратилась с письменным заявлением о защите ее нарушенного права в Артемовское общество защиты прав потребителей « Территория права» ДД.ММ.ГГГГ ( л.д.75), что так же подтверждено записью в журнале учета обращений ( л.д.76-87).
О том, что ее право нарушено узнала после вынесения апелляционного определения Свердловского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. 96-97).
Рассматривая вопрос о наличии уважительных причин пропуска заявителем срока обращения о признании незаконным бездействия Администрации Артемовского городского округа, заключающиеся в неприведении размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствии с предельными индексами изменения размера платы граждан Артемовского городского округа, суд учел, что учел, что заявитель принимала участие в судебном разбирательстве гражданского дела по иску Артемовского общества защиты прав потребителей « Территория права» о признании незаконным бездействия Администрации Артемовского городского округа заключающиеся в неприведении размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствии с предельными индексами в качестве представителя Артемовского общества защиты прав потребителей « Территория права» 27.05.2013 года, что подтверждено решением Артемовского городского суда на л.д.88-95, следовательно, знала о том, что размер оплаты, указанный в лицевых счетах определен в соответствии с постановлением РЭК, об отсутствии нормативного акта Администрации Артемовского городского округа об установлении предельных ставок платы за отопление в спорный период.
С заявлением о признании незаконным бездействия Администрации Артемовского городского округа заключающиеся в неприведении размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствии с предельными индексами изменения размера платы граждан ФИО2 городского округа, заявитель обратилась ДД.ММ.ГГГГ года, что подтверждено штампом входящей корреспонденции, т.е. с нарушением срока, установленного ст. 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассматривая требование о признании незаконным бездействия Администрации Артемовского городского округа, заключающиеся в неприведении размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствии с предельными индексами изменения размера платы граждан Артемовского городского округа за коммунальные услуги, установленными Постановлением РЭК Свердловской области от 27.10.2011 г. № 162-ПК «Об утверждении предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Свердловской области на 2012 год» на период: с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. и Постановлением РЭК Свердловской области от 24.12.2012 г. № 225-ПК «Об утверждении предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Свердловской области на 2013 год» на период: ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с установленным порядком удешевления, утвержденным Постановлением Правительства Свердловской области от 25 апреля 2007г. №361-ПП «Об утверждении порядка пересмотра размера подлежащей внесению платы граждан за жилое помещение и платы граждан за коммунальные услуги в целях приведения в соответствии с утвержденными в установленном порядке предельными индексами», суд руководствовался следующим:
На основании « Порядка предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации № 307 от 23.05.2006 года для определения количества фактически потребленной тепловой энергии следует применять п.19 вышеуказанного Порядка, которым установлено, что размер платы за отопление (руб.) в жилом доме определяется с учетом тарифа на тепловую энергию, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб./Гкал);
В соответствии с Указом Губернатора Свердловской области от 13.11.2010 № 1067-УГ «Об утверждении Положения о Региональной энергетической комиссии Свердловской области» Региональная энергетическая комиссия Свердловской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области в сфере государственного регулирования цен (тарифов, расценок, нацепок, надбавок, индексов, ставок, размеров платы).
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) согласно ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» осуществляют следующие полномочия:
1) устанавливают тарифы, перечень которых приведен в статье 8 настоящего Федерального закона, за исключением предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более, предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям;
2) вправе запрашивать у органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, и получать от них информацию и необходимые материалы по вопросам установления, изменения и применения цен (тарифов), регулируемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, в формате и в сроки, которые определяются указанными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов);
3) осуществляют региональный государственный контроль (надзор) в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в части обоснованности установления, изменения и применения цен (тарифов);
Предельные (минимальный и максимальный) уровни тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, предельные (минимальный и максимальный) уровни тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, производимые в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения в среднем по субъекту Российской Федерации. Указанные предельные уровни могут быть установлены на срок более чем один финансовый год с календарной разбивкой, разбивкой по категориям потребителей с учетом региональных и иных особенностей. При установлении указанных предельных уровней тарифов учитываются долгосрочные тарифы, установленные для теплоснабжающих организаций, долгосрочные параметры регулирования деятельности соответствующих организаций, обязательства по концессионным соглашениям и договорам аренды, объектами которых являются системы теплоснабжения.
Ст. 6 Федерального закона от 26.12.2005 N 184-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и некоторые законодательные акты Российской Федерации", в соответствии с которой установлено, что размер платы граждан за коммунальные услуги, предусмотренные статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, должен соответствовать предельным минимальным и (или) максимальным индексам, устанавливаемым в соответствии с указанной нормой.
Предельные минимальные и (или) максимальные индексы - устанавливаемые по муниципальным образованиям на очередной финансовый год, выраженные в процентах индексы минимально и (или) максимально возможного изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, действующих на конец текущего финансового года (далее также - предельные индексы).
Предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги устанавливаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по муниципальным образованиям с учетом соотношения платы граждан за коммунальные услуги и затрат на оказание коммунальных услуг.
В соответствии со ст.4,5, « Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» от 30.12. 2004 года № 210-ФЗ органы местного самоуправления могут наделяться законом субъекта Российской Федерации отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации в области регулирования тарифов на услуги организаций коммунального комплекса, расположенных на территории муниципального образования.
К полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся:
1) организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств;
2) рассмотрение обращений потребителей по вопросам надежности теплоснабжения в порядке, установленном правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации;
3) реализация предусмотренных частями 5 - 7 статьи 7 Федерального закона полномочий в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения и т.д, что установлено ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 года № 190-ФЗ « О теплоснабжении».
Органы местного самоуправления поселений, городских округов в порядке осуществления полномочий в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения обращаются в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов) с предложением о принятии решения об отмене регулирования тарифов на тепловую энергию (мощность).
Органы местного самоуправления поселений, городских округов в пределах переданных им в соответствии с настоящей статьей полномочий вправе запрашивать у организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, и получать от них информацию и необходимые материалы по вопросам установления, изменения и применения цен (тарифов), регулируемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, в формате и в сроки, которые определяются указанными органами, что установлено ст. 6,7 Федерального закона « О теплоснабжении» № 190-ФЗ,
В соответствии с п. 3 Указа Губернатора Свердловской области от 19.03.2010 № 221-УГ «Об ограничении роста платежей граждан за жилищно-коммунальные услуги» органам местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области рекомендовано совместно с организациями коммунального комплекса и исполнителями коммунальных услуг, осуществляющими деятельность на территории муниципального образования, принять меры, направленные на оптимизацию расходов, связанных с содержанием, ремонтом жилья, а также эксплуатацией систем коммунальной инфраструктуры, обеспечивающие возмещение их за счет платежей граждан, ограниченных установленными предельными индексами.
В соответствии с постановлением РЭК Свердловской области от 27.10.2011 года № 162-ПК "Об утверждении предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям в Свердловской области на 2012 год" для муниципального образования Артемовский городской округ утвержден предельный индекс 100% на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, 115 % на период с ДД.ММ.ГГГГ сложившемуся в декабре 2011 года.
Постановлением Администрации Артемовского городского округа « Об ограничении роста платежей граждан за коммунальные услуги в 2012 году» от 26.06.2012 года № 787-ПА рекомендовано организациям осуществляющим начисление гражданам платы за коммунальные услуги самостоятельно производить расчеты в целях недопущения роста платы граждан за коммунальные услуги.
В соответствии с постановлением РЭК Свердловской области от 24.12.2012 года № 225 -ПК "Об утверждении предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям в Свердловской области на 2013 год" для муниципального образования Артемовский городской округ утвержден предельный индекс 100% на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, 118 % на период с ДД.ММ.ГГГГ сложившемуся в декабре 2011 года.
Постановлением Администрации Артемовского городского округа « Об ограничении роста платежей граждан за коммунальные услуги в 2013 году» от 16.01.2013года № 18-ПА рекомендовано организациям осуществляющим начисление гражданам платы за коммунальные услуги самостоятельно производить расчеты в целях недопущения роста платы граждан за коммунальные услуги.
Рассматривая доводы заявителя о том, что Администрацией Артемовского городского округа не было предпринято мер по неприведению размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствии с предельными индексами изменения размера платы граждан Артемовского городского округа за коммунальные услуги, установленными Постановлением РЭК Свердловской области, суд учел, что в соответствии со ст. 6 Федерального закона от 26.12.2005 года № 184-ФЗ « О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и некоторые законодательные акты Российской Федерации" ( в ред. от 04.06.2011 года) было предусмотрено, что в случае, если увеличение размера платы граждан за коммунальные услуги превышают установленные для соответствующего муниципального образования предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, размер платы граждан за коммунальные услуги должен быть приведен в соответствие с указанными индексами в течение одного календарного месяца с даты вступления в силу решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об установлении указанных индексов, данные положения действовали до 01.01.2012 года.
Постановление Правительства Свердловской области от 25.04.2007 года № 361-ПП « Об утверждении порядка пересмотра размера подлежащей внесению платы граждан за жилое помещение и платы граждан за коммунальные услуги в целях приведения в соответствие с утвержденными в установленном порядке предельными индексами», было издано в целях реализации статьи 6 Федерального закона от 26 декабря 2005 года N 184-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и некоторые законодательные акты Российской Федерации" утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства Свердловской области от 14.02.2013 года № 175-ПП.
Т.о. вышеуказанное постановление Правительства Свердловской области от 25.04.2007 года № 361-ПП « Об утверждении порядка пересмотра размера подлежащей внесению платы граждан за жилое помещение и платы граждан за коммунальные услуги в целях приведения в соответствие с утвержденными в установленном порядке предельными индексами» может применяться в части, не противоречащей Федеральному закону от 26.12.2005 года № 184-ФЗ.
На основании вышеизложенного, суд пришел к выводу о том, что в период с ДД.ММ.ГГГГ у Администрации Артемовского городского округа отсутствовала обязанность приведения размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с предельными индексами изменения размера платы граждан Артемовского городского округа за коммунальные услуги, установленными Постановлением РЭК Свердловской области, что так же подтверждено актом проверки Региональной энергетической комиссии свердловской области Артемовского городского округа по применению предельных индексов изменения размера паты граждан за коммунальные услуги в 2012 года от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д.142-147), в соответствии с которым органы местного самоуправления не наделены полномочиями по утверждению ставок платы на коммунальные услуги.
Кроме того, в ходе судебного разбирательства, из пояснений представителей заинтересованного лица, письменных материалов дела установлено, что в по заявлениям граждан Администрацией Артемовского городского округа неоднократно была проведена проверка соответствия начислений управляющих компаний предельным индексам, утвержденным постановлением РЭК Свердловской области ( л.д.105-109,114-134), направлены квитанции для проведения выборочного анализа начисленной паты за коммунальные услуги за декабрь 2012 года, январь, март 2013 года РЭК Свердловской области ( л.д.110-113).
На основании вышеизложенного, суд пришел к выводу о том, что заявление ФИО1 о признании бездействия Администрации Артемовского городского округа, заключающееся в неприведении размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствии с предельными индексами изменения размера платы граждан Артемовского городского округа за коммунальные услуги, установленными Постановлением РЭК Свердловской области от 27.10.2011 г. № 162-ПК «Об утверждении предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Свердловской области на 2012 год» на период: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и Постановлением РЭК Свердловской области от 24.12.2012 г. № 225-ПК «Об утверждении предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Свердловской области на 2013 год» на период: ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с установленным порядком удешевления, утвержденным Постановлением Правительства ФИО3 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГг. №361-ПП «Об утверждении порядка пересмотра размера подлежащей внесению платы граждан за жилое помещение и платы граждан за коммунальные услуги в целях приведения в соответствии с утвержденными в установленном порядке предельными индексами», незаконным, об обязании Администрации Артемовского городского округа привести размер платы граждан Артёмовского городского округа за коммунальные услуги в соответствии с предельными индексами изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, установленными Постановлением РЭК Свердловской области удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. 193-198, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления ФИО1 о признании бездействие Администрации Артемовского городского округа, заключающиеся в неприведении размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствии с предельными индексами изменения размера платы граждан Артемовского городского округа за коммунальные услуги, установленными Постановлением РЭК Свердловской области от 27.10.2011 г. № 162-ПК «Об утверждении предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Свердловской области на 2012 год» на период: с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. и Постановлением РЭК Свердловской области от 24.12.2012 г. № 225-ПК «Об утверждении предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Свердловской области на 2013 год» на период: ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. в соответствии с установленным порядком удешевления, утвержденным Постановлением Правительства Свердловской области от 25 апреля 2007г. №361-ПП «Об утверждении порядка пересмотра размера подлежащей внесению платы граждан за жилое помещение и платы граждан за коммунальные услуги в целях приведения в соответствии с утвержденными в установленном порядке предельными индексами», незаконным.
Об обязании Администрации Артемовского городского округа привести размер платы граждан Артёмовского городского округа за коммунальные услуги в соответствии с предельными индексами изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, установленными Постановлением РЭК Свердловской области от 27.10.2011 г. № 162-ПК «Об утверждении предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Свердловской области на 2012 год» на период: с ДД.ММ.ГГГГ.по ДД.ММ.ГГГГ и Постановлением РЭК Свердловской области от 24.12.2012 г. № 225-ПК «Об утверждении предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Свердловской области на 2013 год» на период: ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ в порядке, утвержденном Постановлением Правительства Свердловской области от 25 апреля 2007г. №361-ПП «Об утверждении порядка пересмотра размера подлежащей внесению платы граждан за жилое помещение и платы граждан за коммунальные услуги в целях приведения в соответствие с утвержденными в установленном порядке предельными индексами», в течении 1 (одного) месяца, со дня вступления решения суда в законную силу отказать.
Разъяснить, что с мотивированным решением лица, участвующие в деле могут ознакомиться 05.11.2013 года.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Артемовский городской суд в течение одного месяца с момента вынесения решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы.
Судья Смердова С.Г.