Дело №___
УИД №___
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
<адрес>№___
Партизанский городской суд Приморского края в составе председательствующего судьи Приказчиковой Г.А., при секретаре ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО7 к администрации Партизанского городского округа Приморского края, Правительству Приморского края, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчиков: Министерство имущественных и земельных отношений Приморского края, Министерство образования Приморского края, о расторжении договора найма специализированного жилого помещения и предоставлении взамен другого жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
ФИО8. обратилась в суд с иском к администрации Партизанского городского округа Приморского края, Правительству Приморского края об обязании администрации Партизанского городского округа Приморского края расторгнуть с ней договор найма специализированного жилого помещения №___ от <Дата> в связи с признанием данного жилого помещения непригодным для проживания по критериям безопасности, обязании Правительства Приморского края предоставить ей другое благоустроенное применительно к условиям <адрес> жилое помещение, не менее 30,9 кв.м общей площади, отвечающее установленным требованиям и находящееся в черте <адрес> по договору социального найма специализированного жилого помещения на срок с зачётом времени действия договора найма специализированного жилого помещения №___ от <Дата>
В обоснование заявленных исковых требований истец сослался на то, что она, как ребёнок-сирота, оставшаяся без попечения родителей, имела право на предоставление жилого помещения по договору социального найма. В <Дата> прокурором <адрес> в её интересах было подано исковое заявление к администрации Приморского края о защите жилищных прав.
<Дата> Фрунзенским районным судом <адрес> было принято решение об обязании администрации Приморского края предоставить ей благоустроенное жилое помещение в <адрес>.
<Дата> департаментом земельных и имущественных отношений Приморского края от имени Приморского края в качестве наймодателя с ней был заключён договор найма специализированного жилого помещения №___. Согласно указанному договору, ей была передана в найм квартира, расположенная по адресу: <адрес>, сроком на 5 лет с <Дата> по <Дата>
<Дата> согласно заключению специализированной организации ООО «ГеоТехнологии», многоквартирный жилой дом по <адрес> рекомендован к сносу, так как относится к категории ветхих, в результате ведения горных работ ликвидированной шахты, в рамках реализации программы местного развития и обеспечения занятости для шахтёрских городов и посёлков, согласно постановлению Правительства РФ от 13 июня 2005 г. № 428. Согласно указанному постановлению и утверждённым им Правил, гражданам предоставляется социальная выплата на переселение из ветхого жилья, но она не включена в списки переселяемых граждан, так как не проживала в данном жилом помещении на момент ликвидации шахты «Центральная» (<Дата>).
На её заявление в Правительство Приморского края о сложившейся ситуации она получила ответ о том, что квартира, которая передана ей в специализированный найм, безвозмездно перешла в муниципальную собственность Партизанского городского округа распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от <Дата> Таким образом, в силу ст. 675 ГК РФ наймодателем квартиры на настоящий момент является администрация Партизанского городского округа.
При этом ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что обязательства по предоставлению жилого помещения ребёнку-сироте относится к расходным обязательствам субъекта РФ. Так же это следует из п. 14.2 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ.
Таким образом, предоставленное ей жилое помещение, как ребёнку-сироте, на основании судебного решения является непригодным для проживания, дом подлежит сносу. Имеет место фактическое неисполнение обязательств по обеспечению её жилым помещением, предусмотренных ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ.
Определением Партизанского городского суда <адрес> от <Дата> к участию в гражданском деле привлечены Министерство имущественных и земельных отношений Приморского края, Министерство образования Приморского края в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчиков.
<Дата> исковые требования ФИО9 уточнены, просит обязать администрацию Партизанского городского округа Приморского края расторгнуть с ней договор найма специализированного жилого помещения №___ от <Дата> в связи с признанием данного жилого помещения непригодным для проживания по критериям безопасности, обязать ответчиков предоставить ей другое благоустроенное применительно к условиям <адрес> жилое помещение, не менее 30,9 кв.м общей площади, отвечающее установленным требованиям и находящееся в черте <адрес> по договору социального найма специализированного жилого помещения на срок с зачётом времени действия договора найма специализированного жилого помещения №___ от <Дата>
Истица ФИО10 и её представитель ФИО11 в судебное заседание не явились, представив письменное заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие, указав, что уточненные исковые требования поддерживают в полном объёме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просят их удовлетворить.
Представитель ответчика – администрации Партизанского городского округа Приморского края в судебное заседание не явился, ранее ходатайствовал о рассмотрении гражданского дела в отсутствие представителя администрации Партизанского городского округа, представив отзыв на исковое заявление, где указал, что просит отказать в заявленных требованиях в полном объёме, поскольку жилое помещение для ФИО1 (до брака - ФИО12. было приобретено во исполнение судебного решения о предоставлении жилого помещения департаментом земельных и имущественных отношений Приморского края, с ним же истица заключила договор найма специализированного жилого помещения, то и расторгать указанный договор необходимо с департаментом земельных и имущественных отношений Приморского края, как и обязывать это учреждение предоставить иное пригодное для проживания благоустроенное жилое помещение.
Представитель соответчика – Правительства Приморского края по доверенности ФИО13. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме по доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление и в дополнении к отзыву на исковое заявление, указав, что истица относится к категории лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Решением Фрунзенского районного суда <адрес> от <Дата> на Администрацию Приморского края (с <Дата> в соответствии с Уставом Приморского края Правительство Приморского края) была возложена обязанность по обеспечению истицы благоустроенным жилым помещением, отвечающим санитарным техническим нормам и правилам.
Решение суда от <Дата> г. было мотивировано Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ) и Законом Приморского края от 12.02.2013 г. № 168-КЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Приморского края» (далее – Закон № 168-КЗ).
Согласно материалам дела, в <Дата> г. во исполнение государственных гарантий и судебного акта истице на основании решения Администрации Приморского края (с <Дата> Правительство Приморского края в соответствии с Уставом Приморского края) из специализированного жилищного фонда Приморского края было предоставлено благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим нормам и правилам, расположенное по адресу: <адрес>, уполномоченным органом – департаментом земельных и имущественных отношений Приморского края (с <Дата> министерство имущественных и земельных отношений Приморского края, согласно абзацу 9 п. 5 постановления Администрации Приморского края от 20 августа 2019 г. № 547-па «О формировании органов исполнительной власти Приморского края») был заключен договор найма специализированного жилого помещения от <Дата>
г. №___.
Государственные гарантии по обеспечению жилым помещением лиц из категории детей-сирот предусмотрены Федеральным законом № 159-ФЗ, ч. 1 ст. 8 которого определено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Следовательно, учитывая, что истица во исполнение государственных гарантий уже обеспечивалась жилым помещением, жилое помещение на момент приобретения и предоставления не было признано непригодным для проживания, вина Правительства Приморского края, органов исполнительной власти Приморского края в нарушении прав истицы при реализации ее права на обеспечение жилым помещением во исполнение государственных гарантий не доказана, отсутствуют основания для повторного предоставления жилого помещения во исполнение государственных гарантий по обеспечению лиц из категории детей-сирот по указанным в иске доводам.
Принимая во внимание положения п. 6 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», ст. 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ), Законодательным Собранием Приморского края приняты и вступили в законную силу с 01 января 2019 г:
Закон Приморского края от 06.12.2018 г. № 412-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов Приморского края отдельными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» (далее Закон ПК № 412-КЗ);
Закон Приморского края от 24.12.2018 г. № 433-КЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Приморского края» (далее – Закон ПК № 433-КЗ).
В связи с принятием вышеназванных законов Закон ПК № 168-КЗ утратил силу с 01 января 2019 г. (ст. 9), полномочиями по обеспечению жилым помещением детей-сирот на территории Приморского края наделены органы местного самоуправления с 01 января 2019 г.
Во исполнение переданных полномочий, в соответствии п. 4 ч. 1 ст. 9 Закона ПК № 433-КЗ, распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 13.04.2020 «О безвозмездной передаче жилых помещений в муниципальную собственность Партизанского городского округа» спорное жилое помещение передано в муниципальную собственность Партизанского городского округа.
Согласно ч. 1 ст. 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Таким образом, администрация Партизанского городского округа Приморского края является наймодателем по договору №___ со всеми вытекающими из данного договора правами и обязанностями.
Впоследствии в процессе эксплуатации жилого помещения ООО «Геотехнология» проведены исследования многоквартирного дома по адресу: <адрес>, выдано заключение от <Дата>№___, согласно которому дом приведен в ветхое состояние в результате ведения горных работ.
Межведомственной комиссией администрации Партизанского городского округа <Дата>№___ указанное в иске жилое помещение признано непригодным для проживания.
Согласно информации к Решению Думы Партизанского городского округа от 25 марта 2005 г. № 124 «О рассмотрении представления прокурора <адрес> «Об устранении нарушений природоохранного законодательства при ликвидации шахты «Центральная» (вместе с «Информацией о ликвидации МУП по добыче угля <адрес> (бывшей шахты «Центральная» ДОАО «ШУ Нагорное») Шахта «Центральная» ОАО «Приморскуголь» вела работы по добыче угля с <Дата> года. На совете директоров ОАО «Приморскуголь» №___ от <Дата> было принято решение о ликвидации шахты «Центральная», горные работы остановлены <Дата> Проект ликвидации шахты утвержден приказом № 307 от 16 сентября 1998 г. Минтопэнерго РФ, уточнён приказом Комитета по угольной промышленности Минтопэнерго РФ 28.03.2000 № 22.
<Дата> имущественный комплекс шахты «Центральная» был взят в аренду с правом выкупа муниципальным унитарным предприятием по добыче угля <адрес> (утверждено КУМИ администрации <адрес><Дата>, зарегистрировано <Дата>). <Дата> имущественный комплекс шахты «Центральная» приобретен по договору купли-продажи №___ в муниципальную собственность.
Лицензия на добычу угля МУП по ДУ выдана <Дата> и её действие прекращено <Дата>
Таким образом, по вине администрации <адрес>, несмотря на принятое решение о ликвидации шахты «Центральная», МУПом, подведомственным администрации осуществлялось ведение горных работ, приведших жилой дом в состояние ветхое, аварийное, жилое помещение непригодное к проживанию.
Помимо изложенного частью 4 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (далее – Положение), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения).
В силу п. п. 7, 49 Положения орган местного самоуправления принимает решение о признании непригодным жилого помещения в отношении жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда.
В соответствии с пунктом 49 Положения № 47 на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
В случае признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу договоры найма и аренды жилых помещений расторгаются в соответствии с законодательством (п. 50 Положения).
Договоры на жилые помещения, признанные непригодными для проживания, могут быть расторгнуты по требованию любой из сторон договора в судебном порядке в соответствии с законодательством.
Пунктом 9 договора предусмотрена обязанность наймодателя предоставить другое благоустроенное жилое помещение в границах Партизанского городского округа в случае расторжения настоящего договора по основаниям и в порядке, предусмотренным Жилищным кодексом Российской Федерации.
Таким образом, учитывая изложенное, принимая во внимание, что межведомственной комиссией администрации Партизанского городского округа <Дата>№___ указанное в иске жилое помещение признано непригодным для проживания, муниципальным унитарным предприятием осуществлялось ведение горных работ несмотря на принятое решение по ликвидации шахты «Центральная» администрация Партизанского городского округа является лицом, обладающим правом расторгнуть договор и предоставить другое благоустроенное жилое помещение в границах Партизанского городского округа в случае расторжения.
Субвенции, предусмотренные для выделения органам местного самоуправления Приморского края, предоставляются в целях обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, включенных в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Приморского края (далее - список) и имеют целевое значение. В данном случае истица исключена из списка в соответствии с п. 1 ч. 3.1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ.
Действующим законодательством повторного включения детей-сирот в список не предусмотрено, следовательно, законного приобретения жилого помещения в целях повторного обеспечения истицы по договору найма специализированного жилого помещения за счет предоставляемой из краевого бюджета субвенции не усматривается.
Согласно ч. 2 ст. 2 Закона № 433-КЗ, предоставление жилых помещений лицам из числа детей-сирот, в отношении которых имеются вступившие в законную силу судебные акты, вынесенные до 1 января 2019 года, согласно которым обязанность по обеспечению их жилым помещением возложена на Администрацию Приморского края (далее - судебный акт), осуществляется органами исполнительной власти Приморского края.
Министерство образования Приморского края (далее - уполномоченный орган в области образования) в 2017 г. осуществляло приобретение спорного жилого помещения в соответствии с ч. 4 ст. 7 Закона № 168-КЗ в редакции, действовавшей на момент приобретения (ред. от 02.11.2016), осуществляет контроль за исполнением органами местного самоуправления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями лиц из категории детей-сирот (ч. 5 ст. 2 Закона № 433-КЗ), является главным распорядителем средств субвенций, предоставляемых муниципальным образованиям на осуществление государственных полномочий (ст. 6 Закона № 412-КЗ), направляет представление о распределении жилых помещений (ч. 2 ст. 11 Закона № 433-КЗ), осуществляет в пределах своей компетенции предусмотренные законами №№ 412-КЗ, 433-КЗ полномочия по вопросу обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, обладает правами юридического лица в объеме, необходимом для реализации своей компетенции, имеет печать со своим наименованием и изображением герба Приморского края, другие необходимые печати, штампы и бланки установленного образца, самостоятельный баланс, лицевые счета, открытые в органе Федерального казначейства, место нахождения министерства - <адрес>, (п. 1.5, 1.7, 2.1.39 Положения о министерстве образования Приморского края, утв. постановлением Администрации Приморского края от 31.10.2019 № 708-па).
Министерство земельных и имущественных отношений Приморского края (далее – МИЗО) в настоящее время приобретает жилые помещения в собственность Приморского края для лиц, включенных в сводный список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Приморского края, имеющих право на обеспечение жилым помещением, в соответствии с принятым в установленном порядке решением о подготовке и реализации бюджетных инвестиций на приобретение объектов недвижимого имущества в собственность Приморского края (ст. 8 Закона № 433-КЗ, п. 2.1.1.35 Положения о министерстве имущественных и земельных отношений Приморского края, утв. постановлением Администрации Приморского края от 07.10.2019 N 646-па (далее – Положение о МИЗО).
Договор найма специализированного жилого помещения с истцом от имени Приморского края заключался МИЗО, а с <Дата> от имени Приморского края заключается краевым учреждением, подведомственным МИЗО (ст. 11 Закона № 433-КЗ).
В соответствии с п.п. 1.5, 1.7, 1.8 Положения о МИЗО министерство обладает правами юридического лица в объеме, необходимом для реализации своей компетенции, выступает истцом и ответчиком в суде, имеет печать со своим наименованием и изображением герба Приморского края, другие необходимые печати, штампы и бланки установленного образца, самостоятельный баланс, лицевые счета, открытые в органе Федерального казначейства, место нахождения министерства - <адрес>, Адрес министерства для направления корреспонденции - <адрес>.
Таким образом, по мнению соответчика Правительства Приморского края, учитывая, что Правительство Приморского края, органы исполнительной власти Приморского края являются ненадлежащими ответчиками в связи с тем, что в соответствии с Федеральным законом № 159-ФЗ, Законами №№ 412-КЗ, 433-КЗ не предусмотрено повторное обеспечение лиц из категории детей-сирот во исполнение одних и тех же государственных гарантий, полномочиями по расторжению договора найма специализированного жилого помещения, заключению нового договора в связи с признанием дома аварийным, жилого помещения непригодным для проживания, является собственник жилого помещения - администрация Партизанского городского округа.
В дополнении к отзыву на исковое заявление представитель соответчика – Правительства Приморского указал, что требования в отношении Правительства Приморского края по предоставлению истице благоустроенного жилого помещения, а также о предоставлении жилого помещения не менее 30,9 кв.м, общей площади и находящегося в черте <адрес> противоречат действующему федеральному и краевому законодательству.
Во-первых, Правительством Приморского края не осуществляется обеспечение жилыми помещениями лиц, из числа детей-сирот, в связи
с тем, что указанными полномочиями на территории Приморского края наделены органы местного самоуправления в связи с принятием Закона Приморского края от 06.12.2108 № 412-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов Приморского края отдельными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» (далее Закон ПК № 412-КЗ).
Во-вторых, во исполнение государственных гарантий, установленных Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" истица была обеспчена жилым помещением, соответствующим установленным нормам и требованиям, обстоятельства на которые она ссылается в иске возникли впоследствии и не связаны с действиями Правительства Приморского края и органов исполнительной власти Приморского края, повторного обеспечения во исполнение одних и тех же государственных гарантий действующим законодательством не предусмотрено.
Таким образом, по мнению, представителя соответчика, Правительство Приморского края является по делу ненадлежащим ответчиком.
В-третьих, основным нормативным правовым актом, регулирующим право лиц из категории детей-сирот является Федеральный закон № 159-ФЗ.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ детям-сиротам органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
При этом ч. 7 этой же статьи определено, что по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
На территории Приморского края Законом ПК № 412-КЗ определены общие положения по обеспечению жилыми помещениями органами местного самоуправления, он не содержит положений в части нормативов обеспечения детей-сирот жилыми помещениями.
При этом частью 4 ст. 7 Закона ПК № 433-K3 определено, что норма предоставления площади жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения составляет не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления соответствующего муниципального образования Приморского края, что корреспондируется с Федеральным законом № 159-ФЗ.
Таким образом, действующее законодательство не содержит указаний на конкретный размер (пределы) площади жилого помещения, которым лицо из категории детей-сирот подлежит обеспечению (в части необоснованного указания в решениях суда площади жилого помещения, которым лицо из числа детей-сирот подлежит обеспечению, судом апелляционной инстанции дана надлежащая оценка при рассмотрении дела №___ (№___), решение изменено, ссылка на указание площади исключена).
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчиков Министерства имущественных и земельных отношений Приморского края, Министерства образования Приморского края в судебное заседание не явились при надлежащем извещении.
При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав и оценив представленные по делу доказательства в их совокупности и взаимной связи, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст.12 ГПК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В силу ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 100 ЖК РФ, по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа на территории Приморского края регулируются Законом Приморского края от 24.12.2018 №433-КЗ.
Согласно ч.1 ст.2 названного Закона в <адрес> обеспечение жилыми помещениями лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов на основании Закона Приморского края от 6 декабря 2018 года N 412-КЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных и городских округов Приморского края отдельными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями".
В соответствии с ч.3 ст.7 Закона Приморского края от 24.12.2018 №433-КЗ, жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются однократно на территории муниципального образования Приморского края, на территории которого лицо подлежит обеспечению жилым помещением в соответствии со списком, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего муниципального образования Приморского края и отвечающих санитарным и техническим правилам и нормам, а также иным требованиям действующего законодательства.
Из материалов дела следует, что решением Фрунзенского районного суда <адрес> от <Дата> на администрацию <адрес> возложена обязанность предоставить ФИО5 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда в. <адрес><адрес>, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, в размере не менее 16 кв.м общей площади жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу (л.д. 8-9).
<Дата> между департаментом земельных и имущественных отношений Приморского края в лице и.о. директора департамента ФИО6 (наймодатель) и ФИО14 (наниматель) заключен договор найма специализированного жилого помещения №___.
Согласно п. 1 договора наймодатель передает нанимателю во владение и пользование жилое помещение (квартиру), находящееся в собственности <адрес> на основании регистрационной записи в ЕГРН от <Дата>№___, общей площадью 30,9 кв.м, этаж 2, расположенное в <адрес>, для временного проживания в нем с правом оформления регистрации по месту жительства.
Предоставляемое жилое помещение отнесено к жилым помещениям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании распоряжения департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 04 октября 2017 г. № 298-ри «О включении в состав специализированного жилищного фонда Приморского края жилых помещений» (пункт 3).
Срок действия договора составляет 5 лет с <Дата> по <Дата> (пункт 5).
Настоящий договор прекращается:
1) в связи с утратой (разрушением) жилого помещения;
2) по иным основаниям, предусмотренным Жилищным кодексом РФ.
В случае прекращения настоящего договора в связи с утратой (разрушением) жилого помещения Нанимателю предоставляется другое благоустроенное жилое помещение, находящееся в границах Партизанского городского округа приморского края (пункт 18).
Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом.
Согласно п. 34 Положения, основанием для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является аварийное техническое состояние его несущих строительных конструкций (конструкции) или многоквартирного дома в целом, характеризующееся их разрушением либо повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения многоквартирного дома, и (или) кренами, которые могут вызвать потерю устойчивости многоквартирного дома.
В случае если многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, жилые помещения, расположенные в таком многоквартирном доме, являются непригодными для проживания.
Согласно заключению от <Дата>№___№___, 6 домов, в том числе по <адрес> рекомендуются к сносу согласно действующему законодательству, так как относятся к категории ветхих, в результате ведения горных работ суммарные деформации поверхности превышают допустимые.
Из акта обследования помещения от <Дата>№___ и заключения об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом от <Дата>№___ жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, признано непригодным для постоянного проживания.
В соответствии с выпиской из ЕГРН жилое помещение, расположенное в <адрес>, принадлежит на праве собственности <адрес>, документы-основания: распоряжение «О безвозмездной передаче жилых помещений в муниципальную собственность Партизанского городского округа» от <Дата>№___, выдавший орган: Министерство имущественных и земельных отношений <адрес>; передаточный акт от <Дата>, выдавший орган: Министерство имущественных и земельных отношений Приморского края.
Согласно ст. 86 ЖК РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
В соответствии с требованиями ч. 2 ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Учитывая изложенное, то, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, признано непригодным для проживания, по мнению суда, решение Фрунзенского районного суда <адрес> от <Дата> по делу №___ не исполнено надлежащим образом, нарушены жилищные права истца.
Поскольку, вопреки требованиям ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, не представлено суду доказательств надлежащего исполнения решения Фрунзенского районного суда <адрес> от <Дата> по делу №___, принимая во внимание срок действия договора найма специализированного жилого помещения №___ от <Дата> (с <Дата> по <Дата>), с целью исполнения судебного решения, исковые требования ФИО15 подлежат удовлетворению частично.
Принимая во внимание, что с <Дата> полномочиями по обеспечению жилым помещением детей-сирот на территории <адрес> наделены органы местного самоуправления, то обязанность по предоставлению ФИО1 жилого помещения необходимо возложить на администрацию Партизанского городского округа Приморского края в течение шести месяцев со дня вступления судебного решения в законную силу, согласно ст. 206 ГПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО16 – удовлетворить частично.
Обязать администрацию Партизанского городского округа Приморского края расторгнуть с ФИО17 (до вступления в брак - ФИО18) ФИО2 договор найма специализированного жилого помещения от <Дата>№___ в связи с признанием жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, непригодным для проживания.
Обязать администрацию Партизанского городского округа Приморского края предоставить ФИО1 взамен благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда в <адрес>, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, в размере не менее 16 кв.м общей площади жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения в течение шести месяцев со дня вступления судебного решения в законную силу.
В удовлетворении остальных исковых требований – отказать.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Партизанский городской суд Приморского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное судебное решение составлено <Дата>
Судья Г.А. Приказчикова