РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 августа 2022 года г. Знаменск
Астраханской области
Ахтубинский районный суд Астраханской области в составе председательствующего судьи Цалиной Т.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Мориц Е.В.,
с участием истцов ФИО1, ФИО2,
представителя истцов – ФИО3,
представителя ответчика ФКУ войсковой части №, Командира войсковой части № - ФИО4,
представителя третьего лица Филиал № 1 Управления финансового обеспечения Министерства обороны РФ ФИО5,
представителя третьего лица - Знаменской территориальной профсоюзной общественной организации Ракетных войск стратегического назначения профессионального союза гражданского персонала Вооруженных Сил РФ - ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Знаменск в помещении Ахтубинского районного суда Астраханской области гражданское дело № 2-1042/2022 по исковому заявлению ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11 Д,В., ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22 ФИО23, ФИО24, ФИО1, ФИО25, ФИО26, ФИО2, ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО31, ФИО32, ФИО47 Д,М., ФИО33, ФИО34, ФИО35, ФИО36, ФИО37, ФИО38, ФИО39, ФИО40, ФИО41, ФИО42, ФИО43, ФИО44, ФИО45 к федеральному казенному учреждению «Войсковая часть №», командиру войсковой части № о возложении обязанности произвести перерасчет и выплату недополученной суммы компенсационного характера, третьи лица - Филиал № 1 Управления финансового обеспечения Министерства обороны РФ, Знаменская территориальная профсоюзная общественная организация Ракетных войск стратегического назначения профессионального союза гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Астраханской области,
установил:
Пожарная команда войсковой части 15644, гражданский персонал в лице: ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО46, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО1, ФИО25, ФИО26, ФИО2, ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО31, ФИО32, ФИО47, ФИО33, ФИО34, ФИО35, ФИО36, ФИО37, ФИО38, ФИО39, ФИО40, ФИО41, ФИО42, ФИО43, ФИО44, ФИО45, обратились в суд с иском к ФКУ «Войсковая часть №», командиру войсковой части № о признание права на получение компенсационных выплат к должностному окладу (тарифной ставке) за особые условия работы в размере 100 процентов должностного оклада (тарифной ставке), о возложении на ответчиков обязанности по начислению и выплате компенсационных выплат.
В обоснование заявленный требований указал, что в период с ДД.ММ.ГГГГ года и ранее истцы ежедневно осуществляют деятельность по проведению пожарнопрофилактической работы и контроль за соблюдением противопожарного режима на объектах защиты; проверку наиболее опасных в пожарном отношении объектов защиты по окончании рабочего дня с обязательной отметкой в журнале проверки состояния пожарной безопасности на всех объектах войсковой части № и объектах специального назначения входящего в состав войсковой части № и прилегающих к ним территориям, а также на складах ракетно-артиллерийского вооружения, руководствуясь Уставом внутренней службы Вооруженных сил РФ, Приказом N 545 от 29.11.2019 Министра обороны Российской Федерации "О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации" (вместе с "Условиями, размерами и порядком осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера гражданскому персоналу (работникам) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации", "Порядком формирования и использования фонда оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации") (зарегистрировано в Минюсте России 28.11.2019 N 56650), обязывается назначить гражданскому персоналу подразделений пожарной охраны, в зоне ответственности которых находятся арсеналы, базы, склады по хранению вооружения и боеприпасов, компенсационной выплаты к должностному окладу (тарифной ставке) за особые условия работы в размере 100 процентов должностного оклада (тарифной ставки). Однако в нарушение положений данного Приказа, командованием войсковой части № до ДД.ММ.ГГГГ не было исполнено требование Министра обороны РФ, выплата в размере 100 процентов должностного оклада с момента подписания вышеназванного Приказа не была предусмотрена и произведена гражданскому персоналу пожарной команды войсковой части 15644. Знаменской территориальной профсоюзной общественной организацией РВСН профессионального союза гражданского персонала Вооруженных Сил РФ был разработан и утвержден между командованием войсковой части № и профсоюзным комитетом Коллективный договор на ДД.ММ.ГГГГ годы, согласно Приложения №1 которого («Положение об оплате труда гражданскому персоналу войсковой части №») был внесен пункт «з», предусматривающий выплату в размере 100 процентов должностного оклада (тарифной ставке), во исполнение Приказа Министра обороны РФ № от ДД.ММ.ГГГГ. Командованием части выплата так и не была назначена и произведена, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается расчетными листами всего гражданского персонала пожарной команды. В связи с безрезультатными попытками урегулирования данного спора, в интересах пожарной команды войсковой части № были поданы жалобы в Военную Прокуратуру Знаменского гарнизона и направлена жалоба на имя Президента РФ Путина В.В. По результатам проведенных проверок установлены факты нарушения трудовых прав гражданского персонала пожарной команды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в неполучении ежемесячной надбавки к должностному окладу(тарифной ставке) за особые условия работы в размере 100 % должностного оклада(тарифной ставке). После проведения прокурорских проверок был издан приказ № от ДД.ММ.ГГГГ с установлением районов обслуживания и закреплением зон ответственности за каждой пожарной командой. Однако и после этого командованием войсковой части № были нарушены трудовые права пожарной команды войсковой части №, гражданского персонала, в связи с чем истцы просят обязать командира войсковой части № внести изменения в приказ командира войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ и назначить выплату компенсационного характера в размере 100 процентов должностного оклада (тарифной ставки) всему гражданскому персоналу пожарной команды войсковой части №, также произвести перерасчёт и выплату компенсационного характера в размере 100 процентов должностного оклада (тарифной ставки) всему гражданскому персоналу пожарной команды войсковой части №, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год.
Истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержал, просил суд удовлетворить их в полном объеме, пояснив при этом, что пожарно-профилактические работы и контроль за соблюдением противопожарного режима территории местного гарнизона пожарной командой № проводился и до назначения им компенсационной выплаты. Осуществлялись постоянные выезды на площадку №, где находится склад вооружения, устанавливался пожарный пост при проведении учений, что отражено в путевых листах. В случае направления пожарной команды, согласно планам взаимодействия и планам противопожарной защиты гарнизона, пожарная команда участвует в тушении пожаров вблизи складов вооружения, несут контроль и ответственность за всю площадь полигона. Так же пояснил, что к должностному окладу всей пожарной команде, в том числе и ему, выплачивается компенсационная выплата за особые условия работы 24 %, а также предоставляется дополнительный отпуск.
Истец ФИО2 в судебном заседании исковые требования поддержал, также поддержал доводы истца ФИО48, просил суд удовлетворить иск в полном объеме, пояснив при этом, что трудовая функция гражданского персонала пожарной команды № не изменилась после назначения им компенсационной выплаты, ранее ими выполнялась аналогичная работа, в журналах проверки противопожарной безопасности все фиксировалось, а так же в путевых листах. Тушение пожаров проводилось по всей территории местного гарнизона, в том числе и на площадках где имеются склады вооружения.
Истцы ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО46, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО31, ФИО32, ФИО47, ФИО33, ФИО34, ФИО35, ФИО36, ФИО37, ФИО38, ФИО39, ФИО40, ФИО41, ФИО42, ФИО43, ФИО44, ФИО45, в судебное заседание не явились, извещены каждый надлежащим образом о дате и времени судебного заседания, предоставили суду заявления с просьбой о рассмотрении дела в их отсутствие, каждый, с поддержанием заявленных требований в полном объеме. В судебное заседание доверили представлять их интересы ФИО3 по доверенности, каждый.
Представитель истцов по доверенности – ФИО3, в судебном заседании поддержала заявленные требования истцов в полном объеме. В дополнение указала, что пожарная команда войсковой части 15644 является основной командой и обеспечивает пожарную безопасность территории всей части, всех складов и военный площадок. Гражданский персонал пожарной команды в круглосуточном режиме находится в режиме полной боевой готовности: осуществляли дежурство в период масштабных учений «», где задачами команды были выставление пожарного поста; при проведении специальных работ на площадке 231 при проведении пусков — круглосуточное дежурство; аналогичные ситуации с обслуживанием площадок объекты площадок войсковой части №. Когда пожарная команда узнала о введении в действие Приказа Министра обороны РФ №545 от 18.09.2019, обратились к представителям профсоюзного органа, для рассмотрения вопроса о получении компенсационных выплат, и стало известно, что готовятся изменения в Коллективный договор в связи с новой надбавкой, подписанной Министром обороны в приказе № 545 от 18.09.2019. Однако и до внесения изменения в Коллективный договор, и после их внесения, а также после назначения ее доверителям с ДД.ММ.ГГГГ года компенсационной выплаты пожарная команда в лице гражданского персонала (всех истцов по делу), так и не получила указанные выплаты. Изменения в Коллективный договор были внесены в ДД.ММ.ГГГГ года, но выплаты так произведены и не были. В связи с чем данные действия нарушают трудовые права работников, так как должностные обязанности истцов не изменились, они, как и раньше проводят пожарно-профилактические работы и контроль за соблюдением противопожарного режима территории местного гарнизона, в то числе и находящихся на территории складов вооружения.
Представитель ответчика ФИО4 в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась, просила отказать в их удовлетворении, указав, что истцы вводя суд в заблуждение, указывая в своем заявлении, что пожарная команда осуществляла деятельность по проведению пожарно-профилактической работы на территории войсковой части № пл. №, только на которой находится склад по хранению вооружения и боеприпасов. Вместе с тем, истцами не представлены документы, подтверждающие фактическую проверку склада вооружения в спорный период. Склад проверялся только пожарной командой структурного подразделения войсковой части Проверка соблюдения противопожарного режима склада вооружений пожарной командой стала осуществляться на основании Приложения № к приказу командира войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ№ с момента издания приказ. Кроме того, из книги осмотра помещений подлежащих обязательной проверки в противопожарной отношении перед закрытием НИИЦ (СПВО МН) войсковой части № пл. также не следует, что сотрудники пожарной команды осуществляли проверку пожарной безопасности на складе вооружения и осуществляли сдачу склада вооружения перед закрытием. Данную проверку осуществлял пожарный наряд пл. . Каких либо доказательств нахождения на складе вооружения войсковой части № в зоне ответственности гражданского персонала пожарной команды войсковой части, истцами, в силу ст. 56 ГПК РФ, не представлено.
Представитель третьего лица - Знаменской территориальной профсоюзной общественной организации РВСН профессионального союза гражданского персонала Вооруженных Сил РФ ФИО49 в судебном заседании просила удовлетворить заявленные истцом требования, считая их обоснованными и законными, а также указав, что выезд пожарной команды на тушение пожаров к складам вооружения, является выполнением работы в зоне ответственности пожарной команды. За бездействие командира работник ответственности не несет. С момента издания приказ № 545 профсоюз был озабочен вопросом выплаты компенсационной надбавки, велись переписки и переговоры.
Представитель третьего лица - Филиала № 1 ФКУ «УФО МО РФ по Астраханской области» ФИО5 в судебном заседании возражала против заявленных требований, просила отказать в их удовлетворении.
Выслушав объяснения сторон, отзывы представителей третьих лиц, исследовав материалы дела и оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
В соответствии со ст. 2 Трудового кодекса Российской Федерации, исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
В соответствии со ст. 8 Трудового кодекса Российской Федерации работодатели принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями. Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 настоящего Кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.
В соответствии с абз. 5 ч. 1 ст. 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы.
Этому праву работника в силу абз. 7 ч. 2 ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации корреспондирует обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в установленные законом или трудовым договором сроки и соблюдать трудовое законодательство, локальные нормативные акты, условия коллективного договора и трудового договора.
В силу ч. 1 ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). В соответствии со ст. 123 ТК РФ, заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно ст. 135 Трудового кодекса Российской Федерации, заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Частью 1 статьи 349 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 40 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что коллективный договор - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителя.
В силу положений ст. 41 Трудового кодекса Российской Федерации содержание и структура коллективного договора определяются сторонами. В коллективный договор могут включаться обязательства работников и работодателя по любым вопросам, возникающим между работником и работодателем.
В силу ч. 2 ст. 43 Трудового кодекса Российской Федерации действие коллективного договора распространяется на всех работников организации, индивидуального предпринимателя, а действие коллективного договора, заключенного в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, - на всех работников соответствующего подразделения.
Судом установлено, что в соответствии с Трудовыми договорами, начиная с периода ДД.ММ.ГГГГ и ранее, пожарная команда войсковой части 15644, гражданский персонал в лице: ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО46, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО1, ФИО25, ФИО26, ФИО2, ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО31, ФИО32, ФИО47, ФИО33, ФИО34, ФИО35, ФИО36, ФИО37, ФИО38, ФИО39, ФИО40, ФИО41, ФИО42, ФИО43, ФИО44, ФИО45, до настоящего времени, осуществляет работы пожарных в войсковой части №. Работа является для каждого из них основной, заключены трудовые договора на неопределённый срок (т.1 л.д. 110-249, т.2 л.д. 1-19, т.3 л.д. 145-147, 155-164). Данные обстоятельства также подтверждаются копиями трудовых книжек на каждого из указанных работников (т.2 л.д. 20-226, т.3 л.д. 136-139, л.д. 150-153).
Приказом N 545 от 18.09.2019 Министра обороны Российской Федерации "О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации" (вместе с "Условиями, размерами и порядком осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера гражданскому персоналу (работникам) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации", в п.8 Приложения № 2 указано, что гражданскому персоналу подразделений пожарной охраны, в зоне ответственности которых находятся арсеналы, базы, склады по хранению вооружения и боеприпасов, устанавливается компенсационная выплата к должностному окладу (тарифной ставке) за особые условия работы в размере 100 процентов должностного оклада (тарифной ставки).
Данный Приказ Министра обороны Российской Федерации № 545 опубликован 29.11.2019 на официальном Интернет-портале правовой информации и вступил в законную силу 10.12.2019.
В ранее действующем Положении о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций вооруженных сил Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации от 23.04.2014 N 255 право на получения компенсационных выплат предусматривалось у лица из числа гражданского персонала подразделений пожарной охраны, которые содержатся при арсеналах, базах, складах боеприпасов и вооружения (пунктом 18 Положения). Выплаты истцам в соответствии с данным положением не производились, поскольку подразделение пожарной охраны войсковой части 15644 не содержалось при складе вооружения. Данные обстоятельства не оспаривались истицами в судебном заседании.
Вышеуказанное Положение о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций вооруженных сил Российской Федерации действовало на момент спорных трудовых правоотношений между сторонами, поскольку утратило силу 10.12.2019, с момента вступления в силу вновь изданного Приказ Министра обороны Российской Федерации № 545.
Таким образом, исходя из положений Приказа Министра обороны Российской Федерации, выплата гражданскому персоналу за особые условия работы в размере 100 процентов должностного оклада осуществляется не всем подразделений пожарной охраны, а только тем, в зоне ответственности которых находятся арсеналы, базы, склады по хранению вооружения и боеприпасов.
Согласно п.2 Приказа N 545 от 18.09.2019 Министра обороны Российской Федерации, на командиров соединений и воинских частей, руководителей организаций Вооруженных Сил РФ, осуществляющих полномочия работодателя, возложена обязанность с 01.10.2019 обеспечить выплату компенсационных и стимулирующих выплат, согласно Приложению №2 к данному приказу.
В п.7 Приложения № 2 указано, что к арсеналам, центрам, базам, складам по хранению вооружения и боеприпасов относятся: центры и арсеналы всех наименований, государственные специальные химические арсеналы, артиллерийские базы и склады всех наименований, базы резерва танков, самолетов, вертолетов, технические ракетные базы всех наименований, торпедные базы, отделы хранения вооружения и боеприпасов, другие базы, склады и отделы, в которых хранятся вооружение и боеприпасы; отделы хранения (хранилища, склады) вооружения и боеприпасов в составе воинских частей и организаций.
Из изученных материалов дела следует, что приказом командира войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ№ (с учётом изменений, внесенных приказом командира войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ№) были утверждены районы (границы) обслуживания по тушению пожаров (проведению аварийно-спасательных работ) подразделениями пожарной охраны войсковой части 15644. Зоны ответственности подразделений пожарной охраны войсковой части №, данным приказом определены не были, до ДД.ММ.ГГГГ, т.е. до издания приказа командира войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об определении районов (подрайонов) выезда по тушению пожаров (проведению аварийно-спасательных работ) подразделениями пожарной охраны войсковой части № и закрепления зон ответственности за ними».
Приказом командира войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ№ определены районы (подрайоны) выезда по тушению пожаров (проведению аварийно-спасательных работ) подразделениями пожарной охраны войсков части 15644 и закреплены зоны ответственности гражданского персонала пожарной команды. Приложением № 1 закреплены районы выезда пожарной команды войсковой части 15466, в которые включены: объекты войсковой части 15644, воинских частей и организаций гарнизона, дислоцированных на территории г с возложением обязанности по ежедневной проверки объектов с выдачей пожарных жетонов по графику с 16.00-17.00.
Указанные обстоятельства в судебном заседании не отрицала сторона ответчика и третьи лица, в представленных ими отзывах по иску.
В связи с закреплением зон ответственности (складов вооружения) за пожарной командой войсковой части № компенсационные выплаты истцам осуществляются с ДД.ММ.ГГГГ, что отражено в дополнительных соглашениях к трудовым договорам истцом.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.г. приказов командира войсковой части № об определении зоны ответственности гражданскому персоналу пожарной команды войсковой части № не издавались. Данные обстоятельства не оспаривались истцами и ответчиком в судебном заседании.
Приказом Министра обороны РФ от 22.02.2019 N 88 утверждено Положение о ведомственной пожарной охране Вооруженных Сил Российской Федерации, согласно которому задачами пожарной охраны Вооруженных Сил являются в том числе организация и осуществление профилактики пожаров в Вооруженных Силах; спасение людей и материальных ценностей, оказание первой помощи при пожарах; тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ; организация и осуществление контроля за обеспечением пожарной безопасности на объектах обороны и иных объектах специального назначения, входящих в военную инфраструктуру Вооруженных Сил, и прилегающих к ним территориях (земельных участках) Вооруженных Сил. (п. 15 Положения).
Исходя из п. 16 Положения в целях выполнения поставленных задач пожарная охрана Вооруженных Сил осуществляет проведение: профилактики пожаров на объектах обороны и иных объектах специального назначения, входящих в военную инфраструктуру Вооруженных Сил, и прилегающих к ним территориях (земельных участках) Вооруженных Сил; а также осуществляет: мероприятия по соблюдению требований пожарной безопасности на объектах обороны и иных объектах специального назначения, входящих в военную инфраструктуру Вооруженных Сил, и прилегающих к ним территориях (земельных участках) Вооруженных Сил.
Согласно п. 315 Устава Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Указ Президента РФ от 10.11.2007 N 1495 пожарный наряд обязан: в том числе следить за выполнением требований пожарной безопасности в полку; проверять совместно с начальниками хранилищ, складов и дежурным по парку перед закрытием объектов выполнение требований пожарной безопасности и отключение электрических сетей, при соблюдении этих требований вручать им пожарные жетоны.
Исходя из положений п. 10 Порядка организации дежурства в подразделениях ведомственных пожарной охраны Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденным приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 355 при несении дежурства выполняются, в том числе следующие мероприятия:
осуществление пожарно-профилактической работы и контроля за соблюдением противопожарного режима на объектах защиты;
проверка наиболее опасных в пожарном отношении объектов защиты по окончании рабочего дня с обязательной отметкой в журнале проверки состояния пожарной безопасности помещений (зданий, сооружений) перед закрытием (приложение N 2 к настоящему Порядку).
Таким образом, исходя из анализа вышеуказанных положений действующего законодательства, следует, что в случае нахождения в зоне ответственности пожарной команды воинской части 15644 расположенного склада вооружения, пожарная команда должна была осуществлять пожарно-профилактической работы и контроль за соблюдением противопожарного режима склада вооружений. В том числе проводить проверку по окончании рабочего дня с обязательной отметкой в журнале проверки состояния пожарной безопасности помещений (зданий, сооружений) перед закрытием.
Согласно пунктов 1.1., 1.2 и 1.4 Коллективного договора между ФКУ «Войсковая часть №» и коллективом работников (гражданским персоналом) на ДД.ММ.ГГГГ годы, утвержденного ДД.ММ.ГГГГ определено, что сторонами Коллективного договора являются ФКУ «Войсковая часть №» в лице командира части ФИО50 и коллектив работников (гражданский персонал) части, представленный профсоюзным комитетом; при этом Коллективный договор является основным правовым документом по согласованию интересов гражданского персонала и командования войсковой части №, регулированию социально-трудовых отношений между сторонами и устанавливает взаимные обязательства гражданского персонала и работодателя по вопросу условий оплаты и охраны труда, занятости, переобучения, улучшения условий охраны труда, социальных гарантий для гражданского персонала (т. 3 л.д.123-125).
Согласно п.3 Положения об оплате труда гражданского персонала войсковой части №, являющего приложением к Коллективному договору, определено, что гражданскому персоналу подразделений пожарной охраны, в зоне ответственности которых находятся базы, склады по хранению вооружения и боеприпасов, устанавливается компенсационная выплата к должностному окладу (тарифной ставке) за особые условия работы в размере 100 процентов должностного оклада (тарифной ставки) (основание приказ командира войсковой части № об определении зон ответственности пожарной охраны) (т. 3 л.д.126-129).
Из показаний свидетеля ФИО51, являющейся заведующей складом автомобильного имущества колок 20 лет, расположенного на территории 12 площадки войсковой части № следует, что пожарная команда войсковой части № осуществляет пожарную охрану территории и склада с ДД.ММ.ГГГГ года. В их обязанность входит ежедневная проверка с 15-00 до 15-30 ч. территории на предмет пожароопасной обстановки и легковоспламеняющихся предметов (трава, мусор), проводился осмотр территории склада, осматривали противопожарные щиты. Так же проводилась проверка вещевого склада. Склад вооружения сотрудниками пожарной команды № не проверялся, для выполнения такой работы необходим допуск.
Из показаний свидетеля ФИО52, являющегося начальником пожарной команды войсковой части № с ДД.ММ.ГГГГ, следует, что с ДД.ММ.ГГГГ он работал командиром пожарного отделения пожарной команды войсковой части №. В его обязанности входит, в том числе и подача рапорта о проведенных работах в зонах ответственности с указанием даты и сотрудников, проводивших осмотр перед закрытием складов вооружения, компенсационные выплаты истцам осуществляются с ДД.ММ.ГГГГ и строго по указанным в рапорте данным, при этом ведется Журнал проверки состояния пожарной безопасности помещений перед закрытием. Проверка соблюдения противопожарного режима склада вооружений пожарной командой стала осуществляться только с ДД.ММ.ГГГГ Ранее пожарная команда выезжала на тушение пожаров вблизи складов вооружения, выставляла пожарный пост при проведении учений.
Из журнала проверки состояния пожарной безопасности помещений (зданий, сооружений) перед закрытием войсковой части № начатом ДД.ММ.ГГГГ следует, что сотрудники пожарной команды осуществляют проверку пожарной безопасности на складе вооружения.
Журналов проверки состояния пожарной безопасности за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год суду не представлено.
В ходе рассмотрения дела в суде был истребован журнал проверки состояния пожарной безопасности помещений (зданий, сооружений) перед закрытием, который должен вестись в соответствии с положениями Порядка организации дежурства в подразделениях ведомственных пожарной охраны Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденным приказом Министра обороны РФ от 29.06.2018 N 355, однако журнал за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год представлен не был. Из объяснений истцов следует, что указанный журнал велся, однако где он находится никому не известно.
Анализируя представленные доказательства, суд приходит к выводу, что период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год склады вооружения войсковой части № не находились в зоне ответственности гражданского персонала пожарной команды войсковой части №, поскольку соответствующий приказ не издавался, пожарно-профилактической работы и контроль за соблюдением противопожарного режима, осуществление которого предусмотрено нормативными актами на складе вооружения пожарной командой не осуществлялся. Доказательств обратного, истцами в суд представлено не было.
То обстоятельство, что в плане противопожарной охраны Знаменского местного гарнизона войсковой части № и приказом командира войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ№ были определены места выезда пожарной команды в случае возникновения пожара, а также утверждены районы (границы) обслуживания по тушению пожаров (проведению аварийно-спасательных работ) подразделениями пожарной охраны войсковой части №, в том числе и в районе складов вооружения, не свидетельствует о том, что данные склады вооружения находятся в зоне ответственности гражданского персонала пожарной команды. Так как в случае возникновения пожара на складах вооружения, исходя из вышеуказанных документов выезд осуществляет не только пожарная команда войсковой части №, но и пожарные команды иных воинских частей. При этом Приказом МО РФ № 545 компенсационные выплаты не предусмотрены в случае определения складов вооружения в качестве мест выезда пожарной команды.
Таким образом, учитывая, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год склады вооружения не находились в зоне ответственности пожарной команды войсковой части № истцы не имели право на получение компенсационных выплат, в связи с чем оснований для признания незаконным отказа в компенсационной выплате истцам и возложении обязанности осуществить данные выплаты, у суда не имеется.
Кроме того, ответчиками заявлено ходатайство о пропуске истцами сроков обращения в суд.
В соответствии с частью первой статьи 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.
Согласно части второй статьи 392 ТК РФ за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплат заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм.
При пропуске указанных сроков по уважительным причинам эти сроки могут быть восстановлены (часть четвертая статьи 392 ТК РФ).
Как установлено в ходе судебного разбирательства, согласно Приложения № 1 к Коллективному договору, заключенному между ФКУ «Войсковая часть №» и коллективом работников (гражданским персоналом) на ДД.ММ.ГГГГ годы, утвержденному ДД.ММ.ГГГГ, сроки выплаты заработной платы установлены 7 и 22 числа каждого месяца (т.3 л.д. 129).
В суд с исковым заявлением истцы обратились, отправив исковые заявления по почте, соответственно 05 мая 2022 года (т.3 л.д. 212).
Таким образом, истцы пропустили установленный законом срок обращения в суд с требованиями о взыскании выплаты компенсационного характера и процентов за задержку выплаты за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года (в частности, установленным днем выплаты зарплаты, включающей в себя данную выплату компенсационного характера, за ДД.ММ.ГГГГ года, является ДД.ММ.ГГГГ, за ДД.ММ.ГГГГ года, является ДД.ММ.ГГГГ).
При этом каких-либо обстоятельств, которые свидетельствовали бы об уважительности причин пропуска этого срока в данном случае, истцы не привели, сославшись на п.56 постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» где содержаться разъяснения о том, что при рассмотрении дела по иску работника, трудовые отношения с которым не прекращены, о взыскании начисленной, но не выплаченной заработной платы надлежит учитывать, что заявление работодателя о пропуске работником срока на обращение в суд само по себе не может служить основанием для отказа в удовлетворении требования, поскольку в указанном случае срок на обращение в суд не пропущен, так как нарушение носит длящийся характер и обязанность работодателя по своевременной и в полном объеме выплате работнику заработной платы, а тем более задержанных сумм, сохраняется в течение всего периода действия трудового договора.
Однако суд приходит к выводу, что данные разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации, согласно которым для признания длящимся нарушения работодателем трудовых прав работника при рассмотрении дела по иску работника о взыскании невыплаченной заработной платы, применимы в определенных условиях: заработная плата работнику должна быть начислена, но не выплачена, тогда как в судебном заседании установлено, что компенсационные выплаты истцам начислены не были.
Представитель истцов так же ссылался на то, что истцы не были осведомлены о наличии у них права на данную выплату ввиду отсутствия приказа работодателя, соответствующего положения в коллективном договоре, отсутствия у них информации о содержании Положения Минобороны.
Однако данные доводы нельзя признать состоятельными. Как выше указано, закон связывает начало течения срока обращения в суд с днем выплаты зарплаты и ни с какими иными обстоятельствами.
При этом не приведено обстоятельств, в силу которых истцы по независящим от них причинам не имели возможности проверить правильность начисления им зарплаты, получить соответствующую консультацию раньше.
Установив, что срок обращения в суд пропущен без уважительных причин за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, а также признав отсутствие права на получение компенсационных выплат в целом за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО46, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО1, ФИО25, ФИО26, ФИО2, ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО31, ФИО32, ФИО47, ФИО33, ФИО34, ФИО35, ФИО36, ФИО53, ФИО38, ФИО39, ФИО40, ФИО41, ФИО42, ФИО43, ФИО44, ФИО45 к федеральному казенному учреждению «Войсковая часть №», командиру войсковой части № о возложении обязанности произвести перерасчет и выплату недополученной суммы компенсационного характера, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Судебную коллегию по гражданским делам Астраханского областного суда через Ахтубинский районный суд.
Мотивированное решение изготовлено на компьютере 20 августа 2022 года.
Судья: Т.А. Цалина