ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1043/13 от 24.12.2013 Топкинского городского суда (Кемеровская область)

Дело № 2-1043/13

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

Топкинский городской суд Кемеровской области в составе председательствующего судьи Липской Е.А., при секретаре Амеличкиной Т.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Топки 24 декабря 2013 года дело по иску Кемеровского транспортного прокурора к Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о признании незаконным бездействия ОАО «Российские железные дороги», в лице филиала «Дирекция железнодорожных вокзалов» в необеспечении государственной охраной железнодорожного вокзала станции Топки, обязании ОАО «Российские железные дороги» обеспечить государственную охрану железнодорожного вокзала станции Топки,

У С Т А Н О В И Л:

    Истец - Кемеровский транспортный прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» (далее- ОАО «РЖД») о признании незаконным бездействия ОАО «Российские железные дороги» в лице филиала «Дирекция железнодорожных вокзалов», выраженное в необеспечении государственной охраной железнодорожного вокзала станции Топки, расположенного по адресу: <...>; обязании ОАО «Российские железные дороги», в лице филиала Дирекция железнодорожных вокзалов обеспечить государственную охрану железнодорожного вокзала станции Топки, расположенного по адресу: <...>

Требования прокурора мотивированы тем, что в период с xxxx.2013 по xxxx.2013 Кемеровской транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований Закона Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» частными охранными предприятиями и организациями, оказывающими охранные услуги на объектах транспорта.

В ходе проверки xxxx.2013 установлено, что Общество с ограниченной ответственностью частное охранное предприятие «ЗУБР», с xxxx.2013 на основании договора на оказание охранных услуг, заключенного с ОАО «Российские железные дороги», в лице начальника Западно-Сибирской региональной дирекции железнодорожных вокзалов, и зарегистрированного в Западно-Сибирской региональной дирекции-СП ДЖВ-филиала ОАО «Российские железные дороги», осуществляет охрану объектов, принадлежащих ОАО «Российские железные дороги», в том числе охрану железнодорожного вокзала на станции Топки, включающего в себя здания, сооружения стационарные устройства, оборудование и товарно-материальные ценности, хранящиеся в зданиях и сооружениях. Железнодорожный вокзал расположен по адресу: <...>.

Согласно статье 3 Закона частная детективная и охранная деятельность осуществляется для сыска и охраны. В целях охраны разрешается предоставление следующих видов услуг: 1) защита жизни и здоровья граждан; 2) охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов и (или) имущества, предусмотренных пунктом 7 настоящей части; 3) охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию; 4) консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств; 5) обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий; 6) обеспечение внутриобъектного и пропускного режимов на объектах, за исключением объектов, предусмотренных пунктом 7 настоящей части; 7) охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектного и пропускного режимов на объектах, которые имеют особо важное значение для обеспечения жизнедеятельности и безопасности государства и населения и перечень которых утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В силу статья 11 указанного Закона оказание услуг, перечисленных в части третьей статьи 3 Закона, разрешается только организациям, специально учреждаемым для их выполнения и имеющим лицензию, выданную органами внутренних дел. Охранная деятельность организаций не распространяется на объекты, подлежащие государственной охране, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации. Охранным организациям разрешается оказывать услуги в виде вооруженной охраны имущества в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а также использовать технические и иные средства, не причиняющие вреда жизни и здоровью граждан и окружающей среде, средства оперативной радио- и телефонной связи.

В соответствии с частью 3 статьи 11 Закона охранная деятельность организаций не распространяется на объекты, подлежащие государственной охране, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации № 587 от 14.08.1992 «Вопросы негосударственной (частной) охранной и негосударственной (частной) сыскной деятельности» утвержден перечень объектов, подлежащих государственной охране - приложение.

В соответствии с пунктом 15 Перечня - приложение №1 к постановлению- к объектам, подлежащим государственной охране, отнесены средства навигационного оборудования, объекты транспортной инфраструктуры федерального значения и железнодорожного транспорта общего пользования, метрополитены.

В соответствии частью 2 статьи 1 Федерального закона № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» железнодорожный транспорт в Российской Федерации состоит из железнодорожного транспорта общего пользования, железнодорожного транспорта не общего пользования, а также технологического железнодорожного транспорта организаций.

В соответствии с законодательными актами, объекты, предназначенные для обеспечения потребностей в перевозках железнодорожным транспортом, либо предназначенные для выполнения иных работы, связанных с такими перевозками, в том числе, железнодорожные вокзалы, станции, железнодорожный подвижной состав относятся к объектам транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта и подлежат охране государственным охранным предприятием.

Однако в нарушении указанных требований закона охрана железнодорожного вокзала на станции Топки осуществляется ООО ЧОП «ЗУБР».

В части 1 статьи 4 Федерального закона № 16-ФЗ от 09.02.2007 «О транспортной безопасности» определено, что обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры.

Таким образом, необеспечение государственной охранной железнодорожного вокзала на станции Топки свидетельствует о неисполнении ОАО «Российские железные дороги», в лице филиала -Дирекция железнодорожных вокзалов императивных требований, предусмотренных законом, что в свою очередь, приводит к нарушению прав и свобод неопределенного круга лиц на безопасные условия жизнедеятельности в сфере использования железнодорожного транспорта.

В связи с изложенным, истец просил признать незаконным бездействие ОАО «Российские железные дороги», в лице филиала «Дирекция железнодорожных вокзалов», выраженное в необеспечении государственной охраной железнодорожного вокзала станции Топки, расположенного по адресу: <...>; обязать ОАО «Российские железные дороги», в лице филиала Дирекция железнодорожных вокзалов обеспечить государственную охрану железнодорожного вокзала станции Топки, расположенного по адресу: <...>.

В судебном заседании помощник Кемеровского транспортного прокурора Сваталова В.Н. уточнила исковые требования в части установления срока для обеспечения ответчиком государственной охраной железнодорожного вокзала станции Топки - 6 месяцев (л.д. xx).

Представитель ответчика ФИО1, действующая на основании доверенности (л.д. xx), иск не признала, представила письменное возражение на иск (л.д. xx).

В качестве основного довода указывала на то, что ни одним нормативно-правовым актом не возложена обязанность на субъект транспортной инфраструктуры осуществлять государственную охрану, а также законодательно не установлен порядок действий ОАО «РЖД» для организации государственной охраны на объектах транспортной инфраструктуры.

    Представитель третьего лица по делу Общества с ограниченной ответственностью «ЧОП «ЗУБР» в судебное заседание не явился.

    От директора ООО «ЧОП «ЗУБР» А.А. Г. в суд поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя. (л.д. xx)

    В отзыве третье лицо по делу возражало против требований прокурора, указывая на то, что железнодорожные вокзалы не относятся к объектам инфраструктуры железнодорожного транспорта, подлежащим государственной охране. (отзыв на иск л.д. xx)

Суд, выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Судом установлено, что в ходе проведения Кемеровской транспортной прокуратурой проверки соблюдения требований Закона Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» частными охранными предприятиями и организациями, оказывающими охранные услуги на объектах транспорта, xxxx.2013 года было установлено, что Общество с ограниченной ответственностью частное охранное предприятие «ЗУБР», с xxxx.2013 на основании договора на оказание охранных услуг, заключенного с ОАО «Российские железные дороги», в лице начальника Западно-Сибирской региональной дирекции железнодорожных вокзалов, осуществляет охрану объектов, принадлежащих ОАО «Российские железные дороги», в том числе охрану железнодорожного вокзала на станции Топки, включающего в себя здания, сооружения стационарные устройства, оборудование и товарно-материальные ценности, хранящиеся в зданиях и сооружениях. Железнодорожный вокзал расположен по адресу: <...>.(л.д. xx- сообщение начальника вокзала г. Топки, л.д.xx – договор на оказание услуг, инструкция - л.д. xx).

Распоряжением ОАО «РЖД» от 03 марта 2008 года утверждено типовое положение о железнодорожном вокзале- подразделении региональной дирекции железнодорожных вокзалов (л.д. xx), из которого следует, что железнодорожный вокзал является подразделением региональной дирекции железнодорожных вокзалов - структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов филиала ОАО «РЖД» (л.д. xx-типовое положение).

Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального Закона Российской Федерации "О транспортной безопасности", обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, то есть на юридических и физических лиц, которые являются собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании.

В соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального Закона Российской Федерации "О транспортной безопасности", объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства, обеспечение транспортной безопасности которых осуществляется исключительно федеральными органами исполнительной власти, определяется федеральными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

К объектам транспортной инфраструктуры в силу п. 5 ст. 1 Федерального Закона Российской Федерации "О транспортной безопасности" относится технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, метрополитены, морские торговые, рыбные, специализированные и речные порты, портовые средства, судоходные гидротехнические сооружения, аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудования.

В силу приведенных норм ОАО "РЖД", являясь собственником объектов транспортной инфраструктуры обязан обеспечивать транспортную безопасность в сфере транспортного комплекса, в который входит объект транспортной инфраструктуры - вокзал, т.е. реализовывать определенную государством систему правовых, экономических, организационных и иных мер, которые соответствуют угрозам совершения актов незаконного вмешательства.

Под актами незаконного вмешательства понимается противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающий безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий (п. 1 ст. 1 ФЗ).

Часть третья ст. 11 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 года N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", регулируя вопросы оказания услуг в данной сфере, закрепляет, что охранная деятельность организаций не распространяется на объекты, подлежащие государственной охране, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации, реализуя предусмотренные приведенной нормой Федерального закона полномочия, издало Постановление от 14.08.1992 N 587 "Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности", которым утвержден перечень объектов, подлежащих государственной охране. Согласно п. 15 Перечня к таким объектам отнесены объекты транспортной инфраструктуры федерального значения и железнодорожного транспорта общего пользования.

Указанный Перечень ограничивает охранную деятельность частных организаций и определяет объекты, услуги, по охране которых эти организации осуществлять не могут. Данный перечень не регулирует отношения, связанные с организацией государственной охраны перечисленных объектов, не определяет условия, порядок организации государственной охраны, лиц, ответственных за государственную охрану.

В Федеральном законе от 27 мая 1996 года N 57-ФЗ "О государственной охране" раскрыто понятие "государственная охрана" применительно к указанному Закону, как деятельность по обеспечению безопасности объектов государственной охраны и защите охраняемых объектов, выполняемая в целях безопасного и беспрепятственного осуществления государственной власти в Российской Федерации и исполнения международных обязательств Российской Федерации, осуществляемая на основе совокупности правовых, организационных, охранных, режимных, оперативно-розыскных, технических, информационных и иных мер. Определяющим в указанном понятии "охрана" является обеспечение безопасности охраняемого объекта.

Используя указанное понятие применительно к охране железнодорожного вокзала, можно сделать вывод, что как субъект транспортной инфраструктуры - ОАО "РЖД" осуществляет деятельность по обеспечению безопасности и защите вокзала на основании различных мер, в том числе охранных.

Вопросы, связанные с безопасностью перечисленных в перечне объектов Постановления Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 N 587, в том числе железнодорожных вокзалов, регулируются иными законодательными актами.

Федеральным Законом Российской Федерации "О транспортной безопасности" регулируются отношения, связанные с защищенностью объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.

Законодатель предусмотрел, что федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Правительства РФ должны быть определены объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства, обеспечение транспортной безопасности которых осуществляется исключительно федеральными органами исполнительной власти.

Так ст. 23 Федерального закона Российской Федерации "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" установлено, что охрана наиболее важных объектов железнодорожного транспорта общего пользования и специальных грузов осуществляется подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, внутренних войск федерального органа исполнительной власти в области внутренних дел и иными уполномоченными подразделениями. Перечни таких объектов и грузов устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Такой перечень наиболее важных объектов железнодорожного транспорта общего пользования, подлежащих охране подразделениями ведомственной охраны федерального агентства железнодорожного транспорта, утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации N 891-р от 27 июня 2009 года. Железнодорожные вокзалы в указанный перечень не включены.

Другими Федеральными законами и актами Правительства Российской Федерации и ведомственными актами также не установлено обеспечение транспортной безопасности железнодорожных вокзалов федеральными органами исполнительной власти.

Таким образом, государственная охрана, т.е. транспортная безопасность железнодорожных вокзалов должна быть обеспечена в соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального Закона Российской Федерации "О транспортной безопасности" силами самого субъекта транспортной инфраструктуры - ОАО "РЖД", а не иных органов и лиц.

Также вопросы, связанные с безопасностью на железнодорожных вокзалах, регулируются Федеральным Законом от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции". Так в п. 5 ст. 12 Федерального Закона предусмотрено, что основными направлениями деятельности полиции являются обеспечение безопасности граждан и общественного порядка на улицах, площадях, стадионах, в скверах, парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах, морских и речных портах и других общественных местах.

Учитывая возражения ответчика на иск, связанные с тем, что законодательно вопросы организации государственной охраны объектов транспортной инфраструктуры не решены, а также учитывая вышеизложенное, суд полагает, что фактически под государственной охраной железнодорожных вокзалов необходимо понимать обеспечение транспортной безопасности, которое законом возложено на субъект транспортной безопасности.

В соответствии с п. 4 ст. 1 Федерального закона "О транспортной безопасности" под обеспечением транспортной безопасности понимается реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства.

Ограничивая деятельность частных охранных организаций по оказанию услуг по охране железнодорожных вокзалов, законодатель в п. 3 ст. 11 Закона Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" предусмотрел разрешение охранным организациям оказывать услуги в виде вооруженной охраны имущества в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а также использовать технические и иные средства, не причиняющие вреда жизни и здоровью граждан и окружающей среде, средства оперативной радио- и телефонной связи.

Таким образом, ООО «ЧОП " ЗУБР ", с кем у ОАО «РЖД» заключен договор на охрану здания вокзала г. Топки, в силу закона имеет право на осуществление охраны только имущества железнодорожного вокзала.

Согласно п. 1.1 договора ООО «ЧОП «ЗУБР» принимает на себя обязанности не только по охране имущества вокзалов, но и по защите жизни и здоровья работников железнодорожных вокзалов и посетителей. (п.1.1 Договора л.д. xx)

Таким образом, в нарушение требований закона ответчик ОАО "РЖД" возложил на частную организацию помимо охраны имущества вокзалов свои обязанности по обеспечению транспортной безопасности на вокзале.

Деятельность по охране имущества вокзала отлична от деятельности по обеспечению транспортной безопасности, которая направлена на защиту от противоправных действий (бездействия), в том числе от террористических актов, угрожающих безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекших за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб или создавших угрозу наступления таких последствий.

Конкретные Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, предусмотрены Приказом Министерства транспорта Российской Федерации N 43 от 8 февраля 2011 года, изданным во исполнение ст. 8 Федерального закона "О транспортной безопасности".

В соответствии с п. 2 Приказа Требования определяют систему мер, реализуемых субъектами транспортной инфраструктуры для защиты объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения актов незаконного вмешательства.

В силу п. 5.5 Требований субъект транспортной инфраструктуры обязан образовать (сформировать) в соответствии с особыми уставными задачами и/или привлечь в соответствии с планами обеспечения транспортной безопасности подразделения транспортной безопасности для защиты объектов транспортной инфраструктуры и/или транспортных средств от актов незаконного вмешательства, включая группы быстрого реагирования, специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершения актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности и/или на критических элементах объектов транспортной инфраструктуры и/или транспортных средств, а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов группы из числа сотрудников подразделений транспортной безопасности.

Наличие в договорах с ООО «ЧОП «ЗУБР» на охрану вокзалов обязанностей у частной охранной организации по защите жизни и здоровья работников железнодорожных вокзалов и посетителей также свидетельствует, что ответчиком, как субъектом транспортной инфраструктуры, не принимаются меры по организации защиты жизни и здоровья граждан, находящихся на вокзале силами собственных подразделений транспортной безопасности.

На основании изложенного суд считает иск подлежащим удовлетворению. Понуждение ответчика к принятию мер по обеспечению государственной охраны, под которой необходимо понимать обеспечение транспортной безопасности самим субъектом транспортной инфраструктуры, соответствует требованиям Федерального закона Российской Федерации "О транспортной безопасности", не противоречит Постановлению Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 N 587 "Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности".

Принятие указанных мер безопасности направлено на предотвращение появления угрозы безопасности, поэтому меры по обеспечению безопасности должны приниматься и соблюдаться в строгом соответствии с действующими нормами независимо от наличия или отсутствия реальной угрозы безопасности.

Настоящий иск обоснованно предъявлен прокурором в интересах неопределенного круга лиц в связи с выявленными нарушениями законодательства в области железнодорожного транспорта.

Принимая решение по делу, суд считает возможным установить срок, в течение которого ответчиком должны быть приняты меры по обеспечению транспортной безопасности в виде принятия мер по организации государственной охраны.

С учетом заявленного ходатайства представителя ответчика об установления срока в 1 год и отсутствий возражений со стороны прокурора, участвующего в деле, ранее просившего установить срок 6 месяцев, суд считает возможным установить срок в 1 год.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, в сумме 4000 рублей, согласно ст. 333.19 НК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12,56,194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным бездействие открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (юридический адрес: <...>), выраженное в необеспечении государственной охраной железнодорожного вокзала станции Топки, расположенного по адресу: <...>.

Обязать открытое акционерное общество «Российские железные дороги» обеспечить государственную охрану железнодорожного вокзала станции Топки, расположенного по адресу: <...>, в срок- 1 год со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 4000 (Четыре тысячи) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд через суд принявший решение в течение 1 месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий                  Е.А. Липская

Решение принято в окончательной форме 26.12.2013 года

Решение не вступило в законную силу.