ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1043/18 от 06.12.2018 Чебаркульского городского суда (Челябинская область)

Дело № 2-1043/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

06 декабря 2018 года г. Чебаркуль Челябинской области

Чебаркульский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи Рыжовой Е.В.,

при секретаре Федорцовой Т.В.,

с участием представителя истца Новикова А.А., представителя ответчика Черноталовой Н.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гореловой Е. В. к ООО «Управляющая компания города Чебаркуля» о возложении обязанности осуществления поверки и ввода в эксплуатацию общедомового прибора учета тепловой энергии,

УСТАНОВИЛ:

Горелова Е. В. обратилась в суд с иском к ООО «УК города Чебаркуля» о возложении обязанности в течение пятнадцати дней со дня вступления в силу решения суда осуществить поверку и ввод в эксплуатацию общедомового прибора учета тепловой энергии в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: <адрес> в рамках установленной платы за содержание и ремонт жилого помещения.

В обоснование иска указала, что она является собственником нежилого помещения в многоквартирном доме по адресу: <адрес>. Управление указанным многоквартирным домом в настоящее время осуществляет управляющая организация ООО «Управляющая компания городя Чебаркуля». Многоквартирный дом по адресу: <адрес> оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии с ДД.ММ.ГГГГ, срок поверки которого истек ДД.ММ.ГГГГ, что свидетельствует о содержании общего имущества многоквартирного дома в ненадлежащем состоянии. В силу требований действующего законодательства, управляющая организация поверку и текущий ремонт общедомового прибора учета тепловой энергии обязана осуществить в рамках установленной платы за содержание и ремонт жилого помещения. Однако до настоящего времени поверка общедомового прибора учета тепловой энергии, а также его ввод в коммерческий учет так и не были произведены управляющей компанией ООО «Управляющая компания города Чебаркуля», являющейся лицом, ответственным за содержание этого многоквартирного дома. В связи с чем, показания прибора после истечения даты его поверки ДД.ММ.ГГГГ, не учитываются, а начисление платы собственникам помещений многоквартирного дома, в том числе и истцу, производится исходя из нормативов, применяемых в случаях отсутствия общедомового прибора учета тепловой энергии тепловой энергии, то есть в повышенных размерах. По данному факту бездействия, допущенного со стороны ООО «Управляющая компания города Чебаркуля» Гореловой Е.В.ДД.ММ.ГГГГ было направлено в адрес управляющей организации письменное требование. В письменном ответе ответчик фактически отказал в проведении очередной поверки общедомового прибора учета тепловой энергии, ссылаясь на невозможность осуществить требуемые действия без соответствующего решения собственников помещений в многоквартиром доме и определения стоимости и финансирования таких работ. Однако, исходя из действующего законодательства, следует, что поскольку поверка общедомового прибора учета тепловой энергии тепловой энергии, равно как и его установка, отнесены к обязательным работам по содержанию многоквартирного дома, то они должны осуществляться независимо от того, имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме. Отсутствие решения собственников многоквартирного дома по указанному вопросу и определения стоимости и источника финансирования таких работ, не может являться основанием для ООО «УК города Чебаркуля» не следить за их техническим состоянием, в том числе за обеспечением своевременной поверки, поскольку общедомовой прибор учета тепловой энергии включены в состав общего имущества. Указанным бездействием ответчика нарушены жилищные права истцам, в том числе на оплату тепловой энергии, исходя из фактических показаний общедомового прибора учета тепловой энергии (л.д.2-3).

Истец Горелова Е.В, извещенная надлежащим образом, участия в судебном заседании не приняла (л.д.69).

Представитель истца Новиков А.А., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.25), в судебном заседании исковые требования поддержал.

Представитель ответчика ООО «Управляющая компания города Чебаркуля» Черноталова Н.Е., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ л.д.79) с иском не согласилась и в обоснование возражений суду пояснила, что установка общедомового прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме, по адресу: <адрес> была осуществлена в ДД.ММ.ГГГГ во исполнение требований Федерального закона «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности». Ввод в эксплуатацию общедомового прибора учета тепловой энергии осуществляется ежегодно перед началом отопительного периода. Межповерочный интервал установленного общедомового прибора учета тепловой энергии, в соответствии с паспортом составляет 4 года, первичная поверка произведена ДД.ММ.ГГГГ. В связи с тем, что в ДД.ММ.ГГГГ поверка общедомового прибора учета тепловой энергии не была произведена, в отопительный период ДД.ММ.ГГГГ общедомовой прибор учета тепловой энергии не введен в эксплуатацию и не принят ООО «МЕЧЕЛ-ЭНЕРГО» к коммерческому учету. С ДД.ММ.ГГГГ начисления за отопление в многоквартирном доме, по адресу <адрес>, производились на основании утвержденных нормативов потребления тепловой энергии.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к выводу, что исковые требования удовлетворению не подлежат.

В соответствии частью 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

В силу положений части 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме, а также за предоставление коммунальных услуг.

Пунктом 5 ч. 1.1 ст. 161 ЖК РФ, предусмотрено, что надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, предусматривает обеспечение постоянной готовности инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.

Из положений части 2.3 статьи 161 ЖК РФ, следует, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией, она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

Отношения по содержанию общего имущества в многоквартирном доме регулируются Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491 (далее по тексту решения - Правила № 491), в соответствии с пунктом 16 которых надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией (часть 5 статьи 161, статья 162 ЖК РФ).

Подпунктом «к» пункта 11 Правил № 491 определено, что содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).

В Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354, также закреплена обязанность исполнителя коммунальных услуг по обеспечению установки и ввода в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета (подпункт «с» пункта 31 Правил № 354).

При наличии коллективного (общедомового) прибора учета, в силу подпункта «е» пункта 31 Правил № 354, на исполнителе лежит обязанность ежемесячно снимать показания такого прибора учета в период с 23-го по 25-е число текущего месяца и заносить полученные показания в журнал учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета.

В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В силу ч.9 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности...» организации, которые осуществляют снабжение тепловой энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность но установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.

Указанные организации при выявлении фактов невыполнения собственниками приборов учета используемых энергетических ресурсов обязанности по обеспечению надлежащей эксплуатации этих приборов учета и неустранении такого невыполнения до истечения двух месяцев с момента его выявления также обязаны приступить к эксплуатации этих приборов учета с отнесением понесенных расходов на собственников этих приборов учета. Собственники этих приборов учета обязаны обеспечить допуск указанных организаций к приборам учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на их эксплуатацию, а в случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.

В судебном заседании установлено следующее.

Горелова Е.В. является собственником нежилого помещения – магазина, площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес> (л.д.5,20-23).

Многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> передан в управление ООО «Управляющая компания «Коммунальщик города Чебаркуля» на основании договора управления многоквартирным домом от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.28-34).

В соответствии с условиями указанного договора управляющая организация обязалась управлять многоквартирным жилым домом в соответствии с условиями договора и действующим законодательством (п.3.1.1. договора).

В доме по адресу: <адрес> установлен общедомовой прибор учета тепловой энергии, который не прошел поверку с периодичностью, предусмотренной для него Госстандартом, и к эксплуатации на отопительный сезон с ДД.ММ.ГГГГ не допущен.

Общедомовой прибор учета тепловой энергии не входит в состав общего имущества в многоквартиром доме, указанном в Приложении к договору управления многоквартирным домом от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.32).

В Перечень работ и услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> (Приложение к договору управления многоквартирным домом от ДД.ММ.ГГГГ) работы по проведению поверки и вводу в эксплуатацию не входят (л.д.33 оборот-34).

Постановлением администрации Чебаркульского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ (в ред. постановления администрации Чебаркульского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ) установлен размер платы за жилое помещение для нанимателей жилых помещений муниципального жилищного фонда Чебаркульского городского округа в размере 9,75 руб. с кв.м., в составе которого отсутствует плата за проведение поверки и ввод в эксплуатацию общедомового прибора учета тепловой энергии.

В силу статьи 44, части 2 статьи 45 ЖК РФ вопросы по оснащению дома прибором учетом тепловой энергии правомочно решать общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, которое может быть созвано по инициативе любого из собственников.

Вместе с тем, инициативу о проведении общего собрания по вопросу поверки общедомового прибора учета тепловой энергии собственники помещений жилого дома по адресу: <адрес>, не проявляли, общее собрание не проводили, вопрос об поверке общедомового прибора учета общим собранием собственников помещений в доме не разрешался.

Ответчик не имеет полномочий, равно как и финансирования, для решения вопроса по проведению поверки общедомового прибора учета тепловой энергии указанного многоквартирного дома в отсутствие решения общего собрания собственников помещений дома о финансировании данной работы.

ООО «Управляющая компания города Чебаркуля» не является организацией, осуществляющей снабжение тепловой энергией либо ее передачу, не имеет сети инженерно-технического обеспечения, которые присоединены к сетям, входящим в состав общего имущества в МКД, в связи с чем без соответствующего решения собственников помещений в МКД о проведении поверки общедомового прибора учета тепловой энергии и определения стоимости и источника финансирования таких работ (услуг), управляющая организация не имеет полномочий самостоятельно провести поверку общедомового прибора учета тепловой энергии в рамках действующего размера платы за содержание и ремонт жилого помещения.

Руководствуясь ст.ст.12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Гореловой Е. В. к ООО «Управляющая компания города Чебаркуля» о возложении обязанности осуществления поверки и ввода в эксплуатацию общедомового прибора учета тепловой энергии - отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Челябинский областной суд через Чебаркульский городской суд Челябинской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: