ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1043/19 от 19.02.2019 Ленинскогого районного суда г. Владивостока (Приморский край)

Дело № 2-1043/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

19 февраля 2019 года г. Владивосток

Ленинский районный суд г. Владивостока Приморского края в составе:

председательствующего судьи Ящук С.В.,

при секретаре Денисенко А.А.,

с участием представителя истца Грановского Д.Г., с участием представителя ответчика администрации г. Владивостока Финогеновой Е.Н., представителя администрации Приморского края Захаровой К.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чвирь Дины Михайловны к администрации города Владивостока о предоставлении во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма,

Третье лицо: администрация Приморского края, Департамент труда и социального развития Приморского края

У С Т А Н О В И Л :

истец обратился в суд с иском к ответчикам о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке по договору социального найма, указав в обоснование заявленных требований, что имеет тяжелую форму хронического заболевания, при котором невозможно проживание граждан в одной квартире с другими гражданами. Истец принят на учет нуждающегося в жилом помещении, в связи с наличием у него тяжёлой формы хронического заболевания. Просит суд обязать администрацию г. Владивостока предоставить ему на состав семьи один человек, жилое помещение по договору социального найма, отвечающее санитарным и техническим нормам в черте г. Владивостока не менее 18 кв. метров.

Истица в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного заседания уведомлена надлежащим образом, направила в суд для участия в процессе своего представителя по доверенности.

В судебном заседании представитель истца настаивал на исковых требованиях в полном объеме, указав, что ответчиком предложено к заселению несколько вариантов квартир, однако все предложенные варианты квартир истцу не подходят, поскольку, не благоустроены.

В судебном заседании представитель администрации г. Владивостока исковые требования не признала, пояснив, что отсутствуют материальные ресурсы и финансовые средства для предоставления жилья. Истцу были предложены к заселению жилые помещения, от которых она отказалась. Просила суд исковые требования оставить без удовлетворения.

В судебном заседании представитель администрации Приморского края с исковыми требованиями не согласилась, наставила на доводах, изложенных в письменном отзыве, который приобщен судом к материалам дела. Просила суд в иска отказать.

С учетом требований ст. 167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие истца и третьих лиц, уведомленных о месте и времени судебного заседания надлежащим образом.

Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, исследовав и оценив представленные доказательства по делу в их совокупности, полагает исковые требования подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что Чвирь Д.М. имеет тяжелую форму хронического заболевания, указанного в пункте 1 Перечня тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире с другими гражданами.

Постановлением Администрации г. Владивостока от ДД.ММ.ГГГГФИО1 признана малоимущей в целях предоставления ей жилого помещения по договору социального найма.

В соответствии с постановлением администрации г. Владивостока от 12.11.2018г. , ФИО1 принята на учет, как страдающая тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ней в одной квартире невозможно.

01.03.2017г. Чвирь Д.М. установлена инвалидность первой группы бессрочно, что подтверждается справкой МСЭ-2016 от 01.03.2017г.

Постановлением Правительства РФ № 378 от 16.06.2006 года утвержден перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание, граждан в одной квартире.

Одним из заболеваний, предусмотренных Перечнем, является активная форма туберкулеза с выделением микобактерий туберкулеза.

Положениями п.5 ст. 14 ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в РФ» от 18 июня 2001 года N 77-ФЗ предусмотрено право на внеочередное получение жилья, которое имеют больные заразными формами туберкулеза в соответствии с жилищным законодательством.

Согласно заключению врачебной комиссией, а также справки, выданной лечащим врачом ГБУЗ «ПКПД» Филиал , истец ФИО7 состоит на учете в противотуберкулёзном диспансере с заболеванием «А15.01» активная форма туберкулёза с выделениями микробактерий туберкулёза.

В собственности истец жилых помещений не имеет, что подтверждается материалами дела.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 1, часть 1; статья 7, часть 1; статья 18; статья 19, части 1 и 2).

Как неоднократно подчеркивал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, обозначенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении им нормальных условий существования (Постановление от 16 декабря 1997 года N 20-П, Определение от 15 февраля 2005 года N 17-О и др.).

Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило в том числе, международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах).

Охрана здоровья граждан, как следует из конкретизирующей приведенные предписания Конституции Российской Федерации статьи 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", включает систему мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.

Во исполнение предписания, предусмотренного частью 2 статьи 43 названного Федерального закона, Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года N 715 утвержден перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, к числу которых относится туберкулез.

К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации отнесены граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Данная норма направлена на защиту интересов указанных в ней граждан и охрану здоровья иных лиц, проживающих с ними в одной квартире.

Согласно части первой статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 указанной статьи случаев.

Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилого помещения по договорам социального найма во внеочередном порядке.

Согласно пункту 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно и указанных в перечне, утверждаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации органом.

Таким образом, эта норма устанавливает особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанных в ней категорий граждан.

К такой категории граждан, имеющих право на внеочередное обеспечение жилой площадью по договору социального найма, как установлено судом, относится истец ФИО1

Федеральным законом от 18 июня 2001 года N 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" устанавливаются меры социальной поддержки лиц, находящихся под диспансерным наблюдением в связи с туберкулезом, и больных туберкулезом. В частности, закон предусматривает предоставление вне очереди отдельных жилых помещений больным заразными формами туберкулеза (т.е. активными его формами, при которых происходит выделение микобактерий туберкулеза), проживающим в квартирах, в которых невозможно выделить такому больному отдельную комнату, квартирах коммунального заселения, общежитиях, а также семьям, имеющим ребенка, больного заразной формой туберкулеза (статья 1, пункт 5 статьи 14). Введение такой меры социальной поддержки обусловлено в первую очередь целью предупредить распространение туберкулеза среди тех, кто не имеет возможности за счет собственных средств оперативно обеспечить снижение опасности заражения (членов семьи больного, соседей по квартире или общежитию), и одновременно - обеспечить право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь (статья 41 Конституции Российской Федерации), а также право указанных в законе граждан, нуждающихся в жилище, на его предоставление из государственных, муниципальных и других жилищных фондов (часть 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации).

Федеральным Законом от 2 мая 2015 года N 124-ФЗ пункт 5 статьи 14 Федерального закона от 18 июня 2001 года N 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" изложен в новой редакции, согласно которой больным заразными формами туберкулеза предоставляются жилые помещения по договорам социального найма в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.

Перечень соответствующих заболеваний установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года N 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире". Гражданам, страдающим указанными в данном постановлении заболеваниями, в частности активными формами туберкулеза, жилые помещения предоставляются по договорам социального найма вне очереди (пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Чвирь Дина Михайловна имеет тяжелую форму хронического заболевания, указанного в пункте 1 Перечня тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 № 378, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире с другими гражданами. Заболевание входит в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378.

Чвирь Д.М. подлежит обеспечению жилым помещением вне очереди как лицо, страдающее заболеванием «А15.01» активная форма туберкулёза с выделениями микробактерий туберкулёза, предусмотренного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378 в силу закона.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 24.12.2013 N 30-П пункт 5 статьи 14 Федерального закона от 18.06.2001 N 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" признан не соответствующим Конституции Российской Федерации, в той мере, в какой в силу своей нормативной неопределенности он не позволяет точно, ясно и недвусмысленно установить принадлежность конкретному уровню публичной власти полномочия по внеочередному предоставлению отдельных жилых помещений гражданам, больным заразными формами туберкулеза.

При этом Конституционный Суд указал, что определение порядка предоставления жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации гражданам, которые нуждаются в жилых помещениях и категории которых установлены федеральным законом, указами Президента Российской Федерации, а также порядка предоставления по договорам социального найма установленным соответствующим законом субъекта Российской Федерации категориям граждан жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации относится соответственно к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 6 статьи 12 и пункт 5 статьи 13 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Жилые помещения из муниципального жилищного фонда предоставляются по договорам социального найма малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям, а также иным категориям граждан - в случае наделения органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Во всех остальных случаях жилые помещения по договорам социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.

Этим не исключается передача федеральным законом указанного полномочия органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления с выделением им необходимых для этого материальных и финансовых средств. При этом субъекты Российской Федерации, а также органы местного самоуправления не лишены возможности участвовать в осуществлении данного полномочия за счет собственных средств.

Федеральному законодателю предписано исходя из требований Конституции Российской Федерации и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в том числе в настоящем Постановлении, определить порядок осуществления полномочия по внеочередному предоставлению отдельных жилых помещений гражданам, больным заразными формами туберкулеза (семьям, имеющим ребенка, больного заразной формой туберкулеза), и выделения необходимых для этого материальных и финансовых средств.

В Определении от 15.01.2015 N 2-О-Р о разъяснении Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 24.12.2013 N 30-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что полномочие по внеочередному предоставлению указанным в данном законоположении гражданам отдельных жилых помещений является полномочием органов государственной власти Российской Федерации в качестве расходного обязательства Российской Федерации (пункты 5 и 6 статья 12 Жилищного кодекса Российской Федерации, статья 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации); этим не исключается, в частности, передача федеральным законом полномочия, предусмотренного пунктом 5 статьи 14 Федерального закона "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации", органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления с выделением им необходимых для этого материальных и финансовых средств; субъекты Российской Федерации, а также органы местного самоуправления не лишены возможности участвовать в осуществлении данного полномочия за счет собственных средств.

Во исполнение Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 24.12.2013 N 30-П, федеральным законодателем внесены изменения в статью 14 Федерального закона от 18 июня 2001 года N 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" и пункт 5 данной статьи изложен в новой редакции, предусматривающей, что больным заразными формами туберкулеза предоставляются жилые помещения по договорам социального найма в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.

Иные доводы ответчиков несостоятельны в силу следующего.

Истец принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, в связи с выявленным у него заболеванием после 01 января 2005 года, с момента вступления в силу Жилищного кодекса РФ в отношении указанной категории граждан действует общий порядок, специальное правовое регулирование, предусматривающее обеспечение граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, жилыми помещениями во внеочередном порядке из государственного жилищного фонда отсутствует, в связи с чем в силу положений ч. 3 ст. 49 и п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации истец имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма.

Пункт 3 ч.2 ст. 57 ЖК РФ предусматривает внеочередное предоставление жилья гражданам, страдающими тяжелыми формами хронических заболеваний. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается Постановлением Правительства РФ (п.4 ст.51 ЖК РФ).

Решением Думы г. Владивостока от 29.09.2005 года № 94 норма предоставления жилого помещения составляет 18 кв. м. на одного человека.

Принимая во внимание изложенное и конкретные обстоятельства по делу, поскольку судом установлено, что истец является нуждающимся в жилом помещении, в установленном Жилищным Кодексом РФ порядке жилое помещение не предоставлено, истец подлежит обеспечению жилым помещением во внеочередном порядке.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л :

исковые требования Чвирь Дины Михайловны к администрации города Владивостока о предоставлении во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма – удовлетворить.

Обязать администрацию города Владивостока предоставить Чвирь Дине Михайловне благоустроенное жилое помещение в черте города Владивостока по договору социального найма во внеочередном порядке не менее нормы предоставления на одного человека 18 кв.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Ленинский районный суд г. Владивостока в течение месяца с момента изготовления в окончательной форме 20.02.2019г.

Судья С.В. Ящук