ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1043/2012 от 01.11.2012 Усинского городского суда (Республика Коми)

Дело № 2-1043/2012 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Усинский городской суд Республики Коми в составе:

Председательствующего судьи Волковой С.Г.,

при секретаре Балыбердиной В.А.,

01 ноября 2012 года, рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Усинске Республики Коми гражданское дело по иску Прокурора г. Усинска в интересах Муниципального образования городской округ «Усинск» к администрации муниципального образования городской округ «Усинск», К.Т.С. о признании недействительными договора социального найма жилого помещения и договора передачи жилого помещения в собственность граждан в порядке приватизации, взыскании стоимости жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор г. Усинска обратился в суд с иском в интересах Муниципального образования городской округ «Усинск» к ответчикам о признании недействительными, заключенных между ними договора социального найма жилого помещения и договора передачи жилого помещения в собственность граждан в порядке приватизации в отношении комнаты ... г. Усинска. В обоснование требований указывает, что в ходе проведения Прокуратурой г. Усинска проверки законности распоряжения муниципальным жилищным фондом, в деятельности администрации МО ГО «Усинск» был установлен факт предоставления жилого помещения по договору социального найма К.Т.С., в нарушение норм действующего жилищного законодательства.

Спорное жилое помещение постановлением главы администрации МО ГО «Усинск» от ДД.ММ.ГГГГ было отнесено к служебному жилому фонду и предоставлено К.Т.С., являющейся работником управления правовой и кадровой работы администрации МО ГО «Усинск». Постановлением Главы администрации МО ГО «Усинск» от ДД.ММ.ГГГГ, по ходатайству К.Т.С., был снят статус специализированного жилого помещения с комнаты ..., и между К.Т.С. и Администрацией МО ГО «Усинск» заключен договор социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, при этом, К.Т.С. не была в установленном порядке признана малоимущей и нуждающейся в жилых помещениях по договору социального найма и не состояла на учете в качестве таковой, в связи с чем, не могла претендовать на предоставление жилого помещения на условиях социального найма. ДД.ММ.ГГГГ между администрацией МО ГО «Усинск» и К.Т.С. был заключен договор передачи жилого помещения в собственность граждан на условиях приватизации на спорное жилое помещение. Указанными действиями причинен ущерб бюджету МО ГО «Усинск» в размере стоимости жилого помещения. По мнению истца, заключенные между К.Т.С. и администрацией МО ГО «Усинск» договор социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ и договор передачи жилого помещения в собственность граждан в порядке приватизации от ДД.ММ.ГГГГ являются недействительными, поскольку заключены с грубыми нарушениями действующего законодательства. Также в соответствии с ч. 2 ст. 167 Гражданского кодекса РФ Прокурор г.Усинска просит применить последствия недействительности сделки и взыскать с К.Т.С. в пользу бюджета МО ГО «Усинск» стоимость жилого помещения, поскольку спорное жилое помещение К.Т.С. было впоследствии продано.

В судебном заседании старший помощник Прокурора г. Усинска РК Гусакова Г.П. на требованиях настаивала в полном объеме по основаниям, приведенным в обоснование иска и указанным выше.

Представитель Муниципального образования городской округ «Усинск» - Глава МО ГО «Усинск» Тян А.Р., извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, согласно письменного отзыва (л.д. 74-77) с требованиями Прокурора г. Усинска не согласен, поскольку спорное жилое помещение являлось муниципальным, соответственно не подлежит ограничению право собственника принять решение о приватизации жилищного фонда служебных жилых помещений.

Представитель администрации МО ГО «Усинск» К, действующая на основании доверенности, в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве (л.д. 78-81), согласно которого порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма муниципального жилищного фонда предусмотрен ст.ст. 49,52 Жилищного кодекса РФ. Вопросы ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся, а также порядка признания граждан малоимущими для предоставления им жилых помещений по договорам социального найма регулируются законами Республики Коми. Спорное жилое помещение было предоставлено К.Т.С. на основании ходатайства руководителя Управления правовой и кадровой работы администрации МО ГО «Усинск» в соответствии со ст. 99 Жилищного кодекса РФ. Служебные жилые помещения выполняют специфическую социальную функцию, заключающуюся в обеспечении прав на жилище востребованных специалистов, категории которых определяются органами местного самоуправления. Жилое помещение, предоставленное К.Т.С., постановлением Администрации МО ГО «Усинск» от ДД.ММ.ГГГГ было отнесено к служебному жилому помещению, при этом жилищное законодательство не предусматривает порядок снятия статуса со служебного жилого помещения, это является правом собственника, в данном случае - муниципального образования в лице администрации. При снятии с жилого помещения статуса служебного с К.Т.С. был заключен договор социального найма, в связи с проблемой сохранения кадров Управления правовой и кадровой работы. Таким образом, собственник служебного жилого помещения в пределах своих полномочий вправе самостоятельно решать вопросы местного значения и распоряжаться муниципальной собственностью, самостоятельно принимать решения по вопросам приватизации служебного жилого помещения.

Ответчик К.Т.С. в судебном заседании с требованиями не согласилась, поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях на иск (л.д.84-86, 191-194), согласно которых считает, что действия Администрации МО ГО «Усинск» по отчуждению в ее пользу жилого помещения являются законной формой поощрения за трудовую деятельность со стороны работодателя, так как данное жилое помещение было отнесено к служебному жилому фонду, не имело социального назначения и на него не распространяются требования Жилищного кодекса РФ. Свои действия ответчик также считает законными, поскольку действовала добросовестно, ложной информации не предоставляла, законность действий Администрации МО ГО «Усинск» не вызывала у нее сомнений, при заключении договора социального найма и договора передачи жилого помещения в собственность она действовала добросовестно, а истребование имущества у добросовестного приобретателя недопустимо в силу ст.ст. 301,302 Гражданского кодекса РФ.

Считает, что права и обязанности сторон сделки приобретены не вследствие заключения договора социального найма жилого помещения и договора приватизации, а вследствие издания администрацией МО ГО «Усинск» постановления о снятии статуса служебности жилого помещения и предоставления жилого помещения в социальный найм. Приобретение в собственность жилого помещения считает возмездным, так как администрацией взамен жилого помещения получен имущественный эквивалент в виде результатов ее трудовой деятельности. Предоставление жилого помещения было направлено не на улучшение жилищных условий, а на сохранение кадрового состава, жилое помещение не имело социального назначения, так как являлось специализированным и жилое помещение было предоставлено ниже учетной нормы, указанные обстоятельства свидетельствуют, по мнению ответчика, что нормы Жилищного кодекса РФ к возникшим между сторонами правоотношений применяться не могут. Если и были допущены какие-либо нарушения при заключении сделки, то ответчику о них ничего не было известно и они были допущены со стороны ответчика - администрации МО ГО «Усинск», в связи с чем считает, что не может нести ответственность за неправомерные действия органов местного самоуправления. Также пояснила, что предоставленное ей жилое помещение находилось в неудовлетворительном состоянии и ею за счет личных средств был произведен ремонт, в случае удовлетворения иска просит предоставить отсрочку исполнения решения суда, поскольку находится в отпуске по уходу за ребенком и не имеет возможности исполнить решение суда.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - К.Ю.П., извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - С.Д.А., в судебном заседании мнения относительно обоснованности предъявленных исковых требований не выразил, принятие решения оставляет на усмотрение суда, пояснил, что в настоящее время является собственником спорного жилого помещения, которое приобрел у К.Ю.П.

К.Т.С. состоит в трудовых отношениях с администрацией МО ГО «Усинск» с ДД.ММ.ГГГГ, принята на должность ведущего специалиста правового управления, в настоящее время состоит на должности начальника управления правовой и кадровой работы, находится в отпуске по уходу за ребенком (л.д. 106-112).

Из материалов дела следует, что на основании ходатайства руководителя управления правовой и кадровой работы администрации МО ГО «Усинск» ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГК.Т.С., являющейся работником управления правовой и кадровой работы администрации МО ГО «Усинск», предоставлено в качестве служебного жилого помещения комната , расположенная в ... г. Усинска, о чем принято решение на заседании общественной жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 17, 27,33). Между К.Т.С. и администрацией МО ГО «Усинск» был заключен договор найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого К.Т.С. на период трудовых отношений с Управлением правовой и кадровой работы администрации МО ГО «Усинск» предоставляется жилое помещение: комната ... г. Усинск (д.д. 35).

Указанное жилое помещение в соответствии с постановлением главы администрации МО ГО «Усинск» от ДД.ММ.ГГГГ включено в специализированный жилищный фонд муниципального образования городского округа «Усинск» (л.д. 26).

К.Т.С.ДД.ММ.ГГГГ на имя и.о. главы администрации МО ГО «Усинск» Тяна А.Р. направлено ходатайство с просьбой рассмотреть вопрос о снятии с комнаты ... г. Усинска статуса служебного жилого помещения, аналогичное ходатайство направлено руководителем правового управления (л.д. 22,24).

На заседании общественной жилищной комиссии МО ГО «Усинск» от ДД.ММ.ГГГГ принято решение о снятии статуса служебного жилого помещения с комнаты ... г. Усинска (л.д.11-16).

Постановлением и.о. главы администрации МО ГО «Усинск» от ДД.ММ.ГГГГ комната ... г. Усинска исключена из специализированного жилищного фонда, этим же постановлением утвержден список граждан на заселение освободившейся жилой площади, в котором указана К.Т.С. заселяющаяся в то же самое жилое помещение (л.д. 31).

ДД.ММ.ГГГГ между администрацией МО ГО «Усинск» и К.Т.С. заключен договор социального найма жилого помещения на комнату ... г. Усинска РК (л.д. 8-9).

ДД.ММ.ГГГГ между администрацией МО ГО «Усинск» и К.Т.С. заключен договор передачи жилого помещения в собственность граждан в порядке приватизации на спорное жилое помещение (л.д. 10).

По сведениям отдела по учету, распределению жилья и переселению администрации МО ГО «Усинск» К.Т.С. с момента получения жилого помещения и до конца 2009г. не состояла на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (л.д. 113), в судебном заседании К.Т.С. и представитель администрации МО ГО «Усинск» также подтвердили, что К.Т.С. на момент предоставления жилого помещения по договору социального найма не состояла на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

В судебном заседании на обозрение была представлена книга учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (л.д. 119-133), согласно которой в момент предоставления К.Т.С. жилого помещения по договору социального найма в очереди имелись граждане, которые в установленном законом порядке состояли в очереди на получение жилых помещений и некоторым из них жилые помещения не предоставлены до настоящего времени.

Согласно выписки из Единого государственного реестра прав на жилое помещение по адресу: РК г. Усинск ... комн. 234, являлось муниципальной собственностью, ДД.ММ.ГГГГ на жилое помещение зарегистрировано право собственности К.Т.С., ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право собственности К.Ю.П., ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право собственности С.Д.А. (л.д. 53). Из представленных в материалы дела документов следует, что право собственности К.Т.С. на спорное жилое помещение было зарегистрировано на основании договора передачи жилого помещения в собственность граждан в порядке приватизации от ДД.ММ.ГГГГ, в последующем жилое помещение было отчуждено К.Т.С. на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГК.Ю.П., который в свою очередь продал его С.Д.А. (л.д. 87-93).

Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст.16 Федерального закона N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 14 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: учет жилого фонда; ведение учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилого фонда.

Согласно ч.ч.1,2 ст. 50, ст. 51 Федерального закона N 131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма. За органами местного самоуправления закреплены полномочия по владению, пользованию и распоряжению муниципальным имуществом.

В силу пп. 1 п. 3 ст. 19 Жилищного кодекса РФ, жилищный фонд социального использования - совокупность предоставляемых гражданам по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов.

В соответствии со ст. 60 ГК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.

В соответствии со ст. 49 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия, в письменной форме на основании решения органа государственной власти о предоставлении жилого помещения (ч. 2 ст. 60, ст. 63 Жилищного кодекса РФ).

Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев (ч. 1 ст. 52 Жилищного кодекса РФ).

Положениями статьи 57 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением (часть 4).

По смыслу указанных положений Жилищного кодекса РФ предоставление жилого помещения по договору социального найма осуществляется органом местного самоуправления только по основаниям, предусмотренным законом Жилищным кодексом РФ, в частности, ст.ст. 49,57 предусмотрены определенные категории граждан, которым жилые помещения предоставляются по договорам социального найма.

В судебном заседании установлено, что порядок предоставления спорного жилого помещения К.Т.С. не соответствовал требованиям, установленным законом для предоставления жилого помещения по договору социального найма, К.Т.С. на момент предоставления жилого помещения не состояла на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, в связи с чем не относилась к категории лиц, которые в силу ч. 2 ст. 49, ст. 52 Жилищного кодекса РФ имеют право на получение жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма и не могла претендовать на предоставление жилого помещения по договору социального найма, ввиду отсутствия предусмотренных законом оснований.

Доводы ответчика К.Т.С. о том, что данное жилое помещение являлось служебным и не имело социального назначения не обоснованны, поскольку с изданием постановления и.о. главы администрации МО ГО «Усинск» от ДД.ММ.ГГГГ, которым комната ... г. Усинска исключена из специализированного жилищного фонда, в силу пп. 1 п. 3 ст. 19 Жилищного кодекса РФ указанная комната приобрела статус жилого помещения социального использования и на нее в полной мере распространялись положения жилищного законодательства, что подтверждается и тем, что с К.Т.С. был заключен именно договор социального найма.

Доводы о том, что на отношения сторон по предоставлению жилого помещения не распространяются нормы Жилищного кодекса РФ, поскольку отношения имеют иное правовое основание и предоставление жилого помещения в данном случае является формой поощрения за труд, суд отвергает, как не основанные на законе. Предоставление жилых помещений по договору социального найма регулируется только жилищным законодательством, такого основания как поощрение работника путем предоставления жилого помещения по договору социального найма, действующее законодательство не содержит.

Позиция ответчиков о безусловном и не подлежащим ограничению праве собственника, в данном случае в лице Администрации МО ГО «Усинск» по распоряжению собственностью (спорным жилым помещением) также является ошибочной, поскольку согласно ст. 51 Федерального закона N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления по владению, пользованию и распоряжению муниципальным имуществом должны осуществляться в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, при этом К.Т.С. занимая должность ведущего специалиста правового управления администрации МО ГО «Усинск» не могла не знать о том, что совершенная сделка противоречить нормам Жилищного кодекса РФ.

В силу ст. 168 ГК РФ, сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

Таким образом, договор социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между К.Т.С. и Администрацией МО ГО «Усинск» о предоставлении комнаты ... г. Усинска РК, заключен в нарушение положений Жилищного кодекса РФ о порядке и условиях предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма, в связи с чем требование Прокурора г. Усинска о признании указанного договора недействительным подлежит удовлетворению.

Ввиду удовлетворения требования о признании недействительным договора социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, также подлежит удовлетворению требование о признании недействительным договора передачи жилого помещения в собственность граждан в порядке приватизации от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между К.Т.С. и Администрацией МО ГО «Усинск», поскольку основанием для его заключения являлся признанный недействительным договор социального найма.

Пунктом 2 статьи 167 Гражданского кодекса РФ установлено, что при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре - возместить его стоимость в деньгах, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.

Согласно пункту 1 статьи 302 Гражданского кодекса РФ в случае, если имущество возмездно приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем приобретатель не знал и не мог знать (добросовестный приобретатель), то собственник вправе истребовать это имущество от приобретателя в случае, когда имущество утеряно собственником или лицом, которому имущество было передано собственником во владение, либо похищено у того или другого, либо выбыло из их владения иным путем помимо их воли.

В судебном заседании установлено, что спорное жилое помещение было отчуждено К.Т.С. по договору купли-продажи - К.Ю.П.ДД.ММ.ГГГГ, а К.Ю.П. также продал жилое помещение С.Д.А.ДД.ММ.ГГГГ, который и является в настоящее время собственником жилого помещения. С учетом обстоятельств дела, суд приходит к выводу, что С.Д.А. не знал и не мог знать о том, что первоначальный собственник приобрел право на основании недействительной сделки, в связи с чем С.Д.А. является добросовестным приобретателем и применение последствий недействительности сделки в виде возврата полученного по сделке невозможно.

Таким образом, в связи с невозможностью возместить полученное по недействительной сделки в натуре, подлежат применению последствия недействительности сделки в виде возмещения стоимости имущества в деньгах.

Обязанность по возмещению в пользу бюджета муниципального образования городского округа «Усинск» стоимости имущества в виде жилого помещения должна быть возложена на ответчика К.Т.С., поскольку, получив жилое помещение в собственность по недействительной сделке, она произвела его отчуждение по возмездной сделке купли-продажи, получив денежные средства в размере 380 000 руб.

Вместе с тем, в судебном заседании установлено, что К.Т.С. за свой счет был выполнен ремонт жилого помещения, что увеличило его стоимость, в связи с чем определением суда от ДД.ММ.ГГГГ была назначена оценка стоимости спорного жилого помещения.

Согласно отчета от ДД.ММ.ГГГГ рыночная стоимость комнаты в общежитии, расположенной по адресу: РК г. Усинск, ... по состоянию на февраль 2010г. составляла <данные изъяты> руб., данный отчет подробно аргументирован оценщиком, в связи с чем, суд принимает указанную стоимость жилого помещения и находит ее подлежащей взысканию с ответчика К.Т.С.

В соответствии со ст.103 ГПК РФ, ст.333.19 НК РФ, с ответчика К.Т.С. подлежит взысканию госпошлина в доход МО ГО «Усинск» от уплаты которой, истец был освобожден при подаче иска в суд, в размере <данные изъяты> руб.

Относительно ходатайства К.Т.С. о предоставлении отсрочки исполнения решения суда, в случае удовлетворения судом исковых требований, то оно не может быть разрешено на момент рассмотрения дела, поскольку К.Т.С. не представлено достаточных доказательств, подтверждающих ее материальное положение (сведения о дохода, о необходимых расходах, о принадлежащем недвижимом и движимом имуществе). Заявление о предоставлении отсрочки исполнения решения суда может быть предъявлено К.Т.С. в порядке, установленном ст. 203 Гражданского процессуального кодекса РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Прокурора г. Усинска в интересах Муниципального образования городской округ «Усинск» к администрации муниципального образования городской округ «Усинск», К.Т.С. о признании недействительными договора социального найма жилого помещения и договора передачи жилого помещения в собственность граждан в порядке приватизации, взыскании стоимости жилого помещения - удовлетворить.

Признать договор социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ и договор передачи жилого помещения в собственность граждан в порядке приватизации от ДД.ММ.ГГГГ, заключенные между администрацией муниципального образования городского округа «Усинск» и К.Т.С. - недействительными.

Взыскать с К.Т.С. в пользу бюджета муниципального образования городской округ «Усинск» стоимость жилого помещения в размере <данные изъяты> руб.

Взыскать с К.Т.С. в пользу бюджета муниципального образования городской округ «Усинск» госпошлину в размере <данные изъяты> руб.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Усинский городской суд Республики Коми в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 06 ноября 2012г.

Председательствующий С.Г. Волкова