Дело № 2-1043/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Николаевск-на-Амуре 27 ноября 2017 год
Николаевский-на-Амуре городской суд Хабаровского края в составе:
председательствующего судьи А.С.Новосёлова,
при секретаре Ковцур И.В.,
с участием
представителя ВЧ 13178 ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО3 к войсковой части 13178, федеральному казенному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю» в лице филиала № 2, федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование восточного военного округа» о взыскании командировочных расходов.
УСТАНОВИЛ:
ФИО3, обратился в суд с иском к ответчикам о взыскании командировочных расходов, в обоснование заявленных требований, ссылаясь на то, что он работает в войсковой части 13178 в должности <данные изъяты>. Приказом командира войсковой части 13178 № 131-к от 01.06.2017 года он направлен в служебную командировку для производства гидрографических работ в Амурский лиман на БГК- 629 с 05.06.2017 года по 14.06.2017 года. Данным приказом также установлено оплатить суточные в размере 100 рублей в сутки. Аванс на командировочные расходы ему выплачен не был. В соответствии с вышеуказанным приказом, 05.06.2017 года он убыл в служебную командировку, в которой находился с 05.06.2017 года по 15.06.2017 года, что подтверждается командировочным удостоверением и приказом командира войсковой части 13178 № 135-к от 19.06.2017 года. В служебной командировке он находился 11 календарных дней, что составляет 1100 рублей из расчета 100 рублей в сутки. По возвращению из служебной командировки им был составлен авансовый отчет на сумму 1100 рублей, который в последствии был проверен начальником структурного подразделения ФИО1 и утвержден командиром войсковой части 13178. Приказом командира войсковой части 13178 № 138-к от 13.07.2017 года он направлен в служебную командировку для производства гидрографических работ в Амурский лиман на БГК- 482 с 20.07.2017 года по 25.07.2017 года. Данным приказом также установлено оплатить суточные в размере 100 рублей в сутки. Аванс на командировочные расходы ему выплачен не был. В соответствии с вышеуказанным приказом, 20.07.29017 года истец убыл в служебную командировку, в которой находился с 20.07.2017 года по 25.07.2017 года, что подтверждается командировочным удостоверением и приказом командира войсковой части 13178 № 138-к от 13.07.2017 года. В служебной командировке он находился 6 календарных дней, что составляет 600 рублей из расчета 100 рублей в сутки. По возвращении из служебной командировки им был составлен авансовый отчет на сумму 600 рублей, который в последствии был проверен начальником структурного подразделения ФИО1 и утвержден командиром войсковой части 13178. До настоящего времени командировочные расходы ему не выплачены. В конце сентября ему стало известно, что Филиалом № 2 ФКУ «УФО МО РФ по Хабаровскому краю» авансовые отчеты на оплату командировочных расходов оставлены без оплаты. Статьей 168 ТК РФ предусмотрено, в случае направления в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику: расходы по проезду; расходы по найму жилого помещения; дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные); иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя. На основании изложенного, принимая во внимание положения ст. 168 ТК РФ, просит суд взыскать с войсковой части 13178 через лицевой счет ФКУ «Управления финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Хабаровскому краю» в его пользу командировочные расходы в размере 1700 рублей 00 копеек.
В судебное заседание истец не прибыл о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, что не является препятствием к рассмотрению дела по существу.
В судебном заседании представитель войсковой части 13178, суду пояснила, что она не оспаривает тот факт, что истец действительно по приказам командира войсковой части направлялся в командировки. Командировочные не были выплачены из-за отсутствия достаточных ассигнований на командировочные расходы. Денежные средства на командировочные расходы были заложены меньше, чем просила изначально войсковая часть. Саму правовую природу иска она не оспаривает, считает, что поскольку работник выполнял задание работодателя, находился в командировке, денежные средства ему должны быть выплачены. Собственными денежными средствами войсковая часть не располагает.
В судебное заседание представитель ФКУ «ОСК ВВО» не прибыл, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, предоставил отзыв по заявленным требованиям, из которого следует, что ФКУ «ОСК ВВО», ознакомившись с исковым заявлением ФИО3 о взыскании командировочных расходов, возражает против удовлетворения заявленных требований по следующим основаниям. Согласно ст. 166 ТК РФ служебная командировка - это поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. ФИО3 состоит в трудовых отношениях с войсковой частью 13178 в должности <данные изъяты>. В соответствии с ч. 3 ст. 11 ТК РФ все работодатели (физические лица и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права. При направлении в служебную командировку работодатель обязан сохранить за работником место работы (должность) и средний заработок, а также возместить расходы, связанные с командировкой (ст. 167 ТК РФ). Порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом, если иное не установлено Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами (ч. 4 ст. 168 ТК РФ). Согласно п. 4 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.2008 года № 749 «Об особенностях направления работников в служебные командировки» срок командировки определяется работодателем с учетом объема, сложности и других особенностей служебного поручения. Цель командировки работника определяется руководителем командирующей организации и указывается в служебном задании, которое утверждается работодателем (п. 6 Положения). В соответствии с п. 7 Положения, фактический срок пребывания в месте командирования определяется по отметкам о дате приезда в место командирования и дате выезда из него, которые делаются в командировочном удостоверении и заверяются подписью полномочного должностного лица и печатью организации, в которую командирован работник. Направляя работника в командировку, руководитель структурного подразделения оформляет и подписывает соответствующие документы по формам, утвержденным Постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 года № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты». Форма командировочного удостоверения, утвержденная Постановлением № 1, предусматривает только одно место назначения. Командировочное удостоверение оформляется в одном экземпляре и подписывается работодателем, вручается работнику и находится у него в течение всего срока командировки. Фактический срок пребывания в месте командирования определяется по отметкам о дате приезда в место командирования и дате выезда из него, которые делаются в командировочном удостоверении и заверяются подписью полномочного должностного лица и печатью, которая используется в хозяйственной деятельности организации, в которую командирован работник, для засвидетельствования такой подписи. Согласно письму Минфина России от 16.08.2011 года № 03-03-06/3/7 в случае невозможности проставить в командировочном удостоверении отметки о прибытии в место командирования и выбытии из него факт нахождения в месте командировки в установленное время может быть подтвержден иными документами, в частности: приказом (распоряжением) о направлении работника в командировку; служебным заданием для направления в командировку и отчетом о его выполнении; проездными документами, из которых следуют даты прибытия и выбытия из места назначения; счетом гостиницы, подтверждающим период проживания в месте командирования. Кроме того, филиал № 2 ФКУ «Управление финансового обеспечения Минобороны России по Хабаровскому краю» является уполномоченным финансовым Органом Министерства обороны Российской Федерации и осуществляет финансовое планирование и финансовое обеспечение войсковой части 13178. Таким образом, ФКУ «ОСК Восточного военного округа» не обладает полномочиями по изданию приказов о направлении истца в командировку. В связи с чем, ФКУ «ОСК Восточного военного округа» является ненадлежащим ответчиком по указанному спору. Таким образом, просит суд отказать ФИО3 в удовлетворении исковых требований.
В судебное заседание представитель ФКУ «УФО МО РФ по Хабаровскому краю» Филиал № 2 не прибыл, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, предоставил отзыв по заявленным требованиям, из которого следует, что доводы, указанные истцом, считает несостоятельными и просит суд в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме по следующим причинам: действующим законодательством не установлен срок возмещения командировочных расходов, как и срок проверки авансового отчета. Как неоднократно указывалось в правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, статья 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации, гарантируя каждому право на судебную защиту его прав и свобод, непосредственно не устанавливает какой-либо определенный порядок реализации данного права и не предполагает возможность для гражданина по собственному усмотрению выбирать способ и процедуру судебного оспаривания. В соответствии со ст. 71 (пункт «о») Конституции Российской Федерации они определяются федеральными законами, к числу которых относится Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации. Его статья 2 определяет, что цель гражданского судопроизводства - защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений (определения Конституционного Суда РФ от 29 марта 2016 года № 664-0, от 29 сентября 2016 года № 2176-0). По смыслу ч. 1 ст. 3 ГПК РФ защите в исковом порядке подлежат лишь нарушенные или оспариваемые права, свободы и законные интересы. С этим связано требование п. 4 ч. 2 ст. 131 Кодекса об указании в исковом заявлении, в чем заключается нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов истца. Установление судом факта отсутствия противоправного поведения ответчика, создающего нарушение или угрозу такого нарушения, является основанием для отказа в иске. Согласно ст. 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). В случае несоблюдения требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, суд, арбитражный суд или третейский суд с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом. Авансовые отчеты истца были возвращены без оплаты по причине отсутствия предельных объемов бюджетных ассигнований на командировочные расходы. Из искового заявления следует, что истцом не приведено доводов, указывающих на нарушение или оспаривание его права на возмещение командировочных расходов, срока их возмещения. Ответчик не отказывал истцу в возмещении последних, право на возмещение не оспаривал и не нарушал. Сложившаяся ситуация стала следствием бездействия командира войсковой части, в которой трудоустроен истец, выразившиеся в несвоевременном принятии руководством мер по разрешению вопроса об увеличении объема бюджетных ассигнований (п. 3.3 раздела 3 Методических указаний территориальным финансовым органам и командирам воинских частей по порядку взаимодействия и организации обеспечения военнослужащих при направлении в служебные командировки та территории Российской Федерации, утвержденные заместителем Министра обороны Российской Федерации, п. 16 раздела 2 приказа Командующего ВВО от 03.04.2017 года № 139 «О планировании служебных командировок в ВВО». Таким образом, для обеспечения гражданского персонала войсковой части денежными средствами на командировочные расходы командиру войсковой части необходимо представить в финансовый орган информацию о пункте плана служебных командировок, за счет которого мероприятие может быть обеспечено, либо отмене (отсрочки реализации) приказа о направлении в служебную командировку до положительного решения вопроса об увеличении объема бюджетных ассигнований на командировочные расходы воинской части. Таким образом, просит суд отказать ФИО3 в удовлетворении исковых требований.
Заслушав пояснения представителя ВЧ 13178 ФИО2, изучив материалы дела, суд приходит к следующему:
Как установлено в судебном заседании и подтверждено материалами дела, в частности копией трудовой книжки, истец ФИО3, работает в в/ч 13178 в должности <данные изъяты>.
Приказом командира войсковой части 13178 № 131-к от 01.06.2017 года истец был направлен в служебную командировку для производства гидрографических работ в Амурский лиман на БГК- 629 с 05.06.2017 года по 14.06.2017 года.
Данным приказом также было установлено оплатить суточные в размере 100 рублей в сутки.
Каких либо сведений о том, что ФИО3, был выплачен аванс на командировочные расходы, материалы дела не содержат
В соответствии с вышеуказанным приказом, 05.06.2017 года истец убыл в служебную командировку, в которой находился с 05.06.2017 года по 15.06.2017 года, что объективно подтверждается имеющимся в материалах дела командировочным удостоверением и приказом командира войсковой части 13178 № 135-к от 19.06.2017 года.
В служебной командировке истец находился 11 календарных дней, что соответственно составляет 1100 рублей из расчета 100 рублей в сутки.
Так же в судебном заседании объективно установлено и подтверждено материалами дела, что по возвращению из служебной командировки истцом был составлен авансовый отчет на сумму 1100 рублей, который в последствии был проверен начальником структурного подразделения ФИО1 и утвержден командиром войсковой части 13178.
Кроме того приказом командира войсковой части 13178 № 138-к от 13.07.2017 года истец был направлен в служебную командировку для производства гидрографических работ в Амурский лиман на БГК- 482 с 20.07.2017 года по 25.07.2017 года.
Данным приказом также было установлено оплатить истцу суточные в размере 100 рублей в сутки.
Каких либо сведений о том, что ФИО3, был выплачен аванс на командировочные расходы, материалы дела не содержат
В соответствии с вышеуказанным приказом, 20.07.29017 года истец убыл в служебную командировку, в которой находился с 20.07.2017 года по 25.07.2017 года, что объективно подтверждается имеющимся в материалах дела командировочным удостоверением и приказом командира войсковой части 13178 № 138-к от 13.07.2017 года.
В служебной командировке истец находился 6 календарных дней, что соответственно составляет 600 рублей из расчета 100 рублей в сутки.
По возвращении из служебной командировки истцом был составлен авансовый отчет на сумму 600 рублей, который в последствии был проверен начальником структурного подразделения ФИО1 и утвержден командиром войсковой части 13178.ъ
Поскольку, каких либо доказательств, свидетельствующих о том, что истцу до настоящего времени командировочные расходы выплачены, материалы дела не содержат, суд принимает за достоверный довод истца о том, что в конце сентября ему стало известно, что Филиалом № 2 ФКУ «УФО МО РФ по Хабаровскому краю» авансовые отчеты на оплату командировочных расходов оставлены без оплаты.
Согласно ст. 166 ТК РФ служебная командировка - поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.
Согласно ст. 167 ТК РФ при направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой, к которым статьей 168 Трудового кодекса РФ отнесены расходы по проезду и дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные).
В соответствии с пунктами 10 - 11 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13 октября 2008 года № 749, работнику при направлении его в командировку выдается денежный аванс на оплату расходов по проезду и найму жилого помещения и дополнительных расходов, связанных с проживанием вне места постоянного жительства (суточные). Работник по возвращении из командировки обязан предоставить работодателю в течение 3 рабочих дней: авансовый отчет об израсходованных в связи с командировкой суммах и произвести окончательный расчет по выданному ему перед отъездом в командировку денежному авансу на командировочные расходы.
Руководствуясь вышеуказанными нормами закона, а именно положениями ст. ст. 167, 168 ТК РФ, Положениями «Об особенностях направления работников в служебные командировки», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13 октября 2008 года № 749, и исходя из того, что не выплата истцу денежных средств в счет возмещения расходов по оплате командировочных расходов в связи с невключением войсковой части в план служебных командировок противоречит действующему законодательству, так как в силу ст. 166 ТК РФ служебная командировка - поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы, учитывая, что истцом предоставлены все необходимые документы для возмещения расходов по оплате командировочных расходов, приходит к выводу о том, что требования истца являются достаточно мотивированными, обоснованными в следствии чего подлежат удовлетворению.
Согласно положения о ФКУ «УФО МО РФ по Хабаровскому краю», ФКУ «УФО МО РФ по Хабаровскому краю», является юридическим лицом, имеет филиалы, в том числе филиал № 2 ФКУ «УФО МО РФ по Хабаровскому краю».
В соответствии со ст. 20 ТК РФ работодатель - физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником.
Согласно договора на обслуживание № 28 от 2012 года заключенного между филиалом № 2 ФКУ «УФО МО РФ по Хабаровскому краю» и командиром войсковой части 13178, филиал № 2 обязуется осуществлять финансово-экономическое обеспечение войсковой части и других воинских частей, в пределах бюджетных ассигнований по бюджетной смете, при этом финансово-экономическое обеспечение включает в себя осуществление исполнителем операций с денежными средствами, а также ведение учета и отчетности в интересах войсковой части.
Таким образом из договора вытекает, что деятельность филиала № 2 сводится к обслуживанию финансовых счетов войсковой части № 13178, как обособленного подразделения ФКУ«УФО МО РФ по Хабаровскому краю».
При этом согласно положений ч. 3 ст. 55 ГК РФ представительства и филиалы не являются юридическими лицами.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выходу, о том, денежные средства в пользу ФИО3, подлежат взысканию с ФКУ «УФО МО РФ по Хабаровскому краю» как юридического лица.
Согласно под. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ освобождаются от уплаты государственной пошлины государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
В соответствии с п. 1 Указа Президента РФ от 09.03.2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.
Согласно Указу Президента РФ от 12.05.2008 года № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» в структуру федеральных органов исполнительной власти включено Министерство обороны РФ.
Указом Президента РФ от 16.08.2004 года № 1082 утверждено Положение о Министерстве обороны РФ, согласно п. 1 которого предусмотрено, что Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
Согласно п. п. 17, 31, 32 указанного Положения Министр обороны РФ утверждает структуру Минобороны России, в том числе структуру его центрального аппарата, в пределах установленной штатной численности, положения о центральных органах военного управления и иных подразделениях, входящих в структуру Минобороны России; является главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Минобороны России и реализацию возложенных на него полномочий; организует контроль финансово-экономической и хозяйственной деятельности Вооруженных Сил.
Положением о ФКУ «УФО МО РФ по Хабаровскому краю» установлено, что ФКУ «УФО МО РФ по Хабаровскому краю» создано на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 20.09.2010 года № 1144 «О реорганизации федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации» в соответствии со статьей 11.1 Федерального закона от 31.05.1996 года № 61-ФЗ «Об обороне» для осуществления оперативной, тактической или иной функции управления войсковым звеном некоммерческого характера (п. 1).
Таким образом, в судебном заседании установлено, что ФКУ «УФО МО РФ по Хабаровскому краю» наделено компетенцией и исполняет функции государственного органа Министерства обороны РФ, так как входит в его структуру.
Из вышеизложенного следует, что ФКУ «УФО МО РФ по Хабаровскому краю» от несения судебных расходов освобождено, в соответствии с положениями подп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО3 удовлетворить.
Взыскать с федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю» в пользу ФИО3 командировочные расходы в размере 1700 рублей 00 копеек.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Николаевский-на-Амуре городской суд в течение месяца со дня его вынесения.
Судья А.С.Новосёлов