Дело №
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
1 декабря 2016 года | город Архангельск |
Октябрьский районный суд г. Архангельска в составе председательствующего судьи Романовой Е.В., при секретаре Ахметовой К.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску РужН.й Н. Н.евны к <данные изъяты> «<данные изъяты>» об обязании предоставить место в детском дошкольном учреждении,
установил:
РужН. Н.Н. обратилась в суд с иском к <данные изъяты><данные изъяты>» о возложении обязанности предоставить ее несовершеннолетнему сыну место в детском дошкольном учреждении.
В обоснование требований указала, что ее сын ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, был зарегистрирован в общей очереди для дальнейшего определения в детский сад согласно выбранным детским учреждениям на основании личного заявления. До настоящего времени место в детском саду ребенку не предоставлено. Непринятие необходимых мер по обеспечению ребенка местом в муниципальном дошкольном образовательном учреждении нарушает права истца и ее несовершеннолетнего ребенка на общедоступное и бесплатное дошкольное образование, предусмотренное ст. 43 Конституции Российской Федерации. Просила возложить на ответчика обязанность предоставить место в одном из учреждений: МБОУ ДС №, МБОУ ДС №, МБОУ ДС №, МБОУ ДС №, МБОУ СШ №.
В судебном заседании истец требования поддержала, просила возложить на ответчика обязанность предоставить место в одном из детских дошкольных учреждений, указанных в заявлении.
Представитель ответчика ФИО2 с требованиями не согласилась, представила письменный отзыв. Просила в иске отказать, поскольку несовершеннолетний ребенок истца поставлен на учет для обеспечения местом в дошкольном образовательном учреждении в порядке очередности. Права на внеочередное или первоочередное обеспечение местом в дошкольном учреждении не имеет. В настоящее время возможности обеспечить всех детей местами в дошкольных образовательных учреждениях не имеется. Обеспечение несовершеннолетнего ребенка истца местом в дошкольном образовательном учреждении без соблюдения очередности нарушает права других детей на доступность дошкольного образования.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд установил следующее.
Как усматривается из материалов дела РужН. Н.Н. является матерью ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается свидетельством о рождении, выданным Архангельским территориальным отделом агентства ЗАГС Архангельской области ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из представленной справки департамента образования <данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГФИО1 зарегистрирован в общей очереди для дальнейшего устройства в муниципальное дошкольное образовательное учреждение Октябрьского и Ломоносовского территориальных округов г. Архангельска.
Из материалов дела следует, что заявки поданы на предоставление мест в МБОУ ДС №, МБОУ ДС №, МБОУ ДС №, МБОУ ДС №, МБОУ СШ №.
На комплектование в любое детское дошкольное учреждение, если не будет возможности направить в выбранные, как следует из заявлений в управление образования администрации МО «Город Архангельск», родители не согласны.
В судебное заседание ответчиком не представлено доказательств обеспечения ребенка истца местом в одном из учреждений по заявлению родителей.
В соответствии со ст. 43 Конституции Российской Федерации каждому гражданину гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Важнейшей функцией Российской Федерации, как социального государства, является обеспечение права каждого на образование, в том числе дошкольное.
Закрепляя право на общедоступное, бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, Конституция Российской Федерации определяет обязанность государства и муниципальных образований предоставлять место в дошкольном детском учреждении, сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их.
Невыполнение обязанности государства и муниципальных образований влечет возможность восстановления и защиты нарушенного права гражданина, в том числе в судебном порядке.
Статьей 1 Закона Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ№-внеоч.-ОЗ «О статусе и границах территорий муниципальных образований в Архангельской области» муниципальное образование «Город Архангельск» (административный центр - город Архангельск) наделено статусом городского округа.
В силу п.п. 13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа.
Аналогичные полномочия отнесены к вопросам местного значения <данные изъяты>» п. 13 ч. 1 ст. 6 Устава муниципального образования «Город Архангельск», принятого Архангельским городским Советом депутатов ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, на орган местного самоуправления возложена обязанность по созданию сети дошкольных образовательных учреждений.
<данные изъяты>» как исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления наделена Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных мэрии города федеральными законами и областными законами.
Постановлением мэрии г. Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ№ утвержден Порядок комплектования муниципальных образовательных организаций муниципального образования «Город Архангельск», реализующих образовательные программы дошкольного образования, находящихся в ведении департамента образования мэрии города Архангельска (далее Порядок).
Согласно п. 1.1-1.2, 2 Порядка комплектование муниципальных образовательных учреждений на новый учебный год проводится ежегодно с 15 апреля до 01 сентября при наличии свободных мест в учреждении в порядке очередности поступления заявлений родителей (законных представителей). В указанные учреждения, как правило, принимаются дети в возрасте от полутора до семи лет.
Пунктами 8 и 9 Порядка установлены категории детей, имеющих право на внеочередное и первоочередное зачисление.
Постановлением мэрии г. Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ№ утвержден Административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в муниципальные образовательные учреждения муниципального образования «Город Архангельск», реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, находящиеся в ведении департамента образования мэрии г. Архангельска.
Согласно п. 3.4 Регламента решение о комплектовании учреждений принимается комиссией по комплектованию муниципальных образовательных учреждений МО «Город Архангельск», реализующих образовательные программы дошкольного образования, действующей на основании положения, которое утверждается приказом директора департамента образования. Основанием для принятия решения о предоставлении услуги является наличие свободных мест в учреждениях, согласно письменной заявке, которая ежемесячно представляется руководителями учреждений в департамент образования.
Ответчиком в ходе рассмотрения дела указано на отсутствие свободных мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях, выбранных истцом при постановке ребенка на учет, а также представлены списки детей, имеющих право на внеочередной и первоочередной прием в дошкольные учреждения, списки детей, имеющих общие с истцом основания для предоставления мест в дошкольном учреждении, но чьи родители предоставили заявление ранее истца.
В указанные детские сады в очереди на поступление стоят около <данные изъяты> детей из общей очереди, <данные изъяты> ребенка, имеющего льготы для поступления.
На предоставление места в любом детском саду города истец не согласна, о чем свидетельствует заявление о постановке на учет для зачисления в муниципальное образовательное учреждение.
Недостаточность мест в выбранных истцом дошкольных образовательных учреждениях в ходе судебного разбирательства не оспаривалась, доказательства, свидетельствующие о нарушении установленного порядка комплектования групп в дошкольных образовательных учреждениях детьми соответствующего ребенку истца возраста в материалах дела отсутствуют.
Доказательств того, что ребенок истца в силу закона имеет право на внеочередное либо первоочередное предоставление места в дошкольном образовательном учреждении суду не представлено.
Все гарантированные Конституцией Российской Федерации права должны осуществляться гражданами с соблюдением принципа, установленного ст. 17 Конституции Российской Федерации, которая гласит, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Реализация родителями несовершеннолетнего конституционных прав на получение их ребенком дошкольного образования должна осуществляться с соблюдением указанного принципа, и в частности, такая реализация прав не должна нарушать прав других детей, поставленных на очередь ранее ребенка истца, либо имеющих в силу закона право на внеочередное или первоочередное предоставление места в дошкольном учреждении.
Кроме того, превышение количества воспитанников в детских учреждениях города более установленных норм повлечет нарушение прав детей, посещающих дошкольное учреждение, а также нарушение условий лицензии, и как следствие, применение санкций к дошкольному образовательному учреждению.
При таких обстоятельствах, предоставление места в детском саду ребенку истца, не имеющему права на внеочередное либо первоочередное предоставление места в дошкольном учреждении и состоящему в общей очереди, повлечет за собой нарушение прав и охраняемых интересов детей, поставленных в очередь ранее данного ребенка, а также интересов детей, имеющих право на внеочередное или первоочередное предоставление места в дошкольном учреждении, а также законных интересов детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения города.
При этом, не могут быть приняты судом во внимание доводы истца о бездействии администрации МО «Город Архангельск» при решении вопроса о предоставлении ребенку места в дошкольном образовательном учреждении, поскольку ребенок поставлен в общегородскую очередь на предоставление места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении, очередь приема детей имеет движение, в предоставлении места в детском саду ребенку истца не отказано.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований РужН.й Н. Н.евны к <данные изъяты>» об обязании предоставить место в детском дошкольном учреждении отказать.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Архангельска.
Мотивированное решение изготовлено 6 декабря 2016 года
Председательствующий Е.В.Романова