Дело № 2-1044/14
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 апреля 2014 года
Советский федеральный районный суд общей юрисдикции г. Новосибирска
В составе:
Председательствующего Шевниной Г.И.
При секретаре Зиминой К.А.
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 о признании незаконными действий МОГТО и РАМТС ГИБДД №, суд
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с заявлением об оспаривании действий МОГТО и РАМТС ГИБДД № ГУ МВД РФ по НСО и в заявлении указал следующее.
В апреле 2013 года ФИО1 был приобретен автомобиль марки Т., 2013 года выпуска, VIN №. Указанный автомобиль прошел все предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации процедуры оформления, а именно: таможенное оформление, освидетельствование на соответствие конструкции транспортного средства требованиям безопасности, а так же сертификацию на соответствие транспортного средства экологическому классу 4 (четыре). Соответственно, заявителем произведена оплата стоимости автомобиля в полном объеме (размере).
В результате, после всех необходимых процедур, Межрайонным отделом государственного технического осмотра и регистрации автотранспортных средств Государственной инспекции безопасности дорожного движения № Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Новосибирской области автомобиль был поставлен на регистрационный учет и выдан государственный регистрационный номер №.
В конце января 2014 года ФИО1 по почте пришло письмо из Межрайонного отдела государственного технического осмотра и регистрации автотранспортных средств Государственной инспекции безопасности дорожного движения № за подписью и.о. начальника, подполковника полиции О.В. (исх. № от 25 января 2014 года).
Согласно указанному письму, в адрес МОГТО и РАМТС ГИБДД № ГУ МВД России по Новосибирской области поступила информация Федеральной службы по аккредитации Министерства экономического развития Российской Федерации об отмене ранее выданного ООО «Б.» сертификата соответствия №, подтверждающего соответствие автомобиля Т., 2013 года выпуска, VIN №, требованиям технического регламента «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2005 года № 609 (экологический класс 4).
Вследствие проверки вышеуказанной информации, все регистрационные действия (записи) в отношении автомобиля были аннулированы, а свидетельство о регистрации транспортного средства, государственный регистрационный знак, а так же паспорт транспортного средства были выставлены в розыск. Последующая переписка каких-либо результатов не дала.
Заявитель считает, что действия, связанные с аннулированием регистрационных записей, в отношении принадлежащего ему автомобиля, являются незаконными по следующим основаниям.
Согласно письму МОГТО и РАМТС ГИБДД № исх. № от 25 января 2014 года, а так же письму исх. № от 08 февраля 2014 года регистрационные действия в отношении автомобиля аннулированы на основании письма Федеральной службы по аккредитации (Росаккредитация) от 04 декабря 2013 года № «О результатах проверочных мероприятий», в соответствии с которым, в ходе проведения внеплановой документарной проверки ООО «Б.» (аттестат аккредитации №) отменены ранее выданные сертификаты соответствия 43 транспортных средств Т. требованиям соответствующего технического регламента.
Вместе с тем, полномочия Федеральной службы по аккредитации исчерпывающим перечнем установлены Положением о Федеральной службе по аккредитации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17.10.2011 № 845 (далее - Положение).
Согласно Положению Федеральная служба по аккредитации (Росаккредитация) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию единой национальной системы аккредитации и осуществлению контроля за деятельностью аккредитованных лиц, и в соответствии с пунктом 5 Положения осуществляет ведение единого реестре деклараций о соответствии и единого реестра сертификатов соответствия.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.04.2006 № 201 утверждено Положение о формировании и ведении единого реестра сертификатов соответствия, предоставления содержащихся в указанном реестре сведений и оплаты за предоставление таких сведений. Согласно пункту 4 вышеуказанного положения, формирование и ведение единого реестра включают в себя сбор Федеральной службой по аккредитации переданных ему органами по сертификации (сведений о сертификатах соответствия, приостановлении, возобновлении продлении или прекращении их действия, внесение в единый реестр сведений с сертификатах соответствия, их хранение, систематизацию, актуализацию v изменение, а также защиту содержащейся в едином реестре информации.
Таким образом, полномочия Росаккредитации в отношении выданных сертификатов соответствия ограничены систематизацией сведений о сертификатах соответствия. При этом полномочия по приостановлению и прекращению действия выданных органами по сертификации сертификатов соответствия Росаккредитацией не закреплены.
Согласно статье 26 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» орган по сертификации выдает сертификаты соответствия, приостанавливает или прекращает действие выданных им сертификатов соответствия и
информирует об этом федеральный орган исполнительной власти - Федеральную службу по аккредитации.
В рамках установленной компетенции Росаккредитация вправе осуществлять контроль за аккредитованными лицами. При осуществлении такого контроле согласно статье 34 Федерального закона «О техническом регулировании» органы государственного контроля (надзора) вправе направлять информацию о необходимости приостановления или прекращения действия сертификата соответствия в выдавший его орган по сертификации, но никак не отменять ранее выданные, в установленном законом порядке, сертификаты соответствия.
Кроме того, согласно заключению № б/н от 14 февраля 2014 года о соответствии транспортного средства экологическому классу 4, выданному ООО «Б.», принадлежащий заявителю автомобиль Т., 2013 года выпуска, VIN № государственный регистрационный знак № соответствует экологическому классу 4 (четыре).
В результате незаконных действий должностных лиц по аннулированию регистрационных действий, в отношении автомобиля, были нарушены права заявителя.
В соответствии со статьей 35 Конституции Российской Федерации Право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
Гражданским кодексом Российской Федерации установлено, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия (пункт 1 и 2 статьи 209).
Кроме того, согласно пункту 1 статьи 1 ГК РФ гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно пункту 3 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 22.04.2011 г. № 5-П «По делу о проверке конституционности положения пункта 3 статьи 15 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» в связи с жалобой гражданки ФИО2.» обращаясь к вопросу о защите права собственности лиц, лишенных возможности пользоваться и распоряжаться своим имуществом в связи с ограничениями, возлагаемыми на них как собственников федеральным законом, Конституционный Суд Российской Федерации сформулировал следующие правовые позиции.
Осуществляя регулирование права собственности и связанных с ним отношений по владению, пользованию и распоряжению имуществом (статья 71, пункты "в", "о", Конституции Российской Федерации), федеральный законодатель должен действовать в рамках предоставленных ему Конституцией Российской Федерации дискреционных полномочий и руководствоваться требованиями ее статьи 55 (часть 3), согласно которой права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства; при этом, исходя из фундаментальных принципов верховенства права и юридического равенства, вмешательство государства в отношения собственности не должно быть произвольным и нарушать равновесие между требованиями интересов общества и необходимыми условиями защиты основных прав личности, что предполагает разумную соразмерность между используемыми средствами и
преследуемой целью, с тем чтобы, обеспечивался баланс конституционно защищаемых ценностей, лицо не подвергалось чрезмерному обременению; ограничения права собственности в силу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 8, 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2), 34 и 35 могут вводиться федеральным законом, если только они необходимы для защиты других конституционно значимых ценностей, в том числе прав и законных интересов других лиц, отвечают требованиям справедливости, разумности и соразмерности (пропорциональности), носят общий и абстрактный характер, не имеют обратной силы и не затрагивают существо данного конституционного права (Постановления от 16 июля 2008 года N 9-П, от 31 января 2011 года N 1-П и др.).
Вытекающее из взаимосвязанных положений статей 7 (часть 1), 8 (часть 2) и 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации требование о необходимости соотнесения принадлежащего лицу права собственности с правами и свободами других лиц означает, что собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, если они не противоречат закону и иным правовым актам и не нарушают права и законные интересы третьих лиц; тем самым право собственности в пределах, определенных Конституцией Российской Федерации, предполагает не только возможность реализации собственником составляющих это право правомочий владения, пользования и распоряжения имуществом, но и несение бремени содержания принадлежащего ему имущества (статья 210 ГК Российской Федерации); регламентируя содержание права собственности и обеспечивая защиту здоровья, прав и законных интересов других лиц посредством возложения на собственников дополнительных обязанностей и обременений, связанных с обладанием имуществом, федеральный законодатель должен учитывать также особые характеристики находящихся в собственности объектов, использование которых связано с повышенной опасностью для окружающих (Постановление от 31 мая 2005 года N 6-П).
Вместе с тем положение пункта 3 статьи 15 Федерального закона "О безопасности дорожного движения", по существу, предусматривает ограничение правомочий собственника транспортного средства и как таковое является аналогичным тем законоположениям, применительно к которым Конституционный Суд Российской Федерации сформулировал приведенные правовые позиции, признав недопустимым нарушение баланса конституционно защищаемых ценностей и возложение на собственника чрезмерных обременений.
Таким образом, анализируя вышеприведенные выводы Конституционного Суда РФ следует признать, что возложение на собственника транспортного средства ФИО1, как добросовестного приобретателя, рисков, связанных с компетентностью соответствующих субъектов, имеющих аккредитацию и осуществляющих исполнение обязанностей по определению экологического класса транспортного средства, является чрезмерным обременением.
Согласно пункту 1 статьи 11 ГК РФ защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд.
В соответствии со статьей 12 и статьей 254 ГК РФ оспаривание решений и действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих является одним из способов защиты гражданских прав.
В соответствии с пунктом 1 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» от 10 февраля 2009 г. N 2, граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
В настоящий момент заявитель не эксплуатирует принадлежащий ему автомобиль Т., 2013 года выпуска, VIN №, государственный регистрационный знак №, поскольку регистрационные действия аннулированы. Указанный автомобиль является специализированным транспортным средством и необходим для дальних поездок по бездорожью (археологические экспедиции). Для этих целей он и приобретался. Учитывая тот факт, что в связи с указанным обстоятельством (аннулирование регистрационных действий) планы по поездкам уже частично сорваны, а на лето планируется несколько серьезных научных поездок по <адрес>, и автомобиль заявителю необходим, а так же тот факт, что ООО «Б.» подтвердил соответствие автомобиля требованиям ЕВРО 4 (четыре), заявитель считает возможным дальнейшую эксплуатацию.
Дальнейшая эксплуатация указанного автомобиля, по мнению заявителя, не нарушает права и охраняемые законом интересы граждан, не представляет угрозы жизни и здоровью граждан и не наносит вред экологии и окружающей среде.
В судебном заседании заявитель и его представитель ФИО3 поддержали свои требования.
Представитель государственного органа ГУ МВД РФ по НСО ФИО4 с заявлением не согласилась по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Закона N 196-ФЗ допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем их регистрации и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.
На основании указания ГУ ОБДД МВД России от 14.01.2014 № «О проведении проверок и принятия решения об аннулировании регистрации транспортных средств», направившим информацию, поступившую из Федеральной службы по Аккредитациии (Росаккредитации), об отмене действия сертификатов соответствия, послуживших основаниями для оформления и выдачи Одобрений типа транспортных средств.
Согласно письму Федеральной службы по Аккредитации (Росаккредитация) от 04.12.2013 г. № «О результатах проверочных мероприятий» следует, что в ходе проведения внеплановой документарной проверки ООО «Б.» (аттестат аккредитации №) отменены ранее выданные сертификаты соответствия, подтверждающие соответствие 43 транспортных средств Т. требованиям технического Регламента «О требованиях к выбросам автомобильной техники, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих)веществ», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2005 №609 (экологический класс 4), а именно: сертификат соответствия № VIN №.
Соответствующая информация отражена в едином реестре сертификатов соответствия на официальном сайте Федеральной службы по аккредитации (<данные изъяты>).
В связи с чем, ПТС № был признан необоснованно выданным, в соответствии с требованием п. 72 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденного приказом МВД России, Министерства промышленности и энергетики РФ, Министерства экономического развития РФ от 23.06.2005 г. № выданный паспорт признается недействительным в случае, если впоследствии документы, на основании, которых выдан этот паспорт, признаются поддельными (подложными), либо недействительными (необоснованно выданными).
В соответствии с п. 3 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ», утвержденных приказом МВД России от 24.11.2008 г. №1001, не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не производятся регистрационные действия с транспортными средствами по следующим основаниям:
представлены документы и (или) сведения, не соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации, а также содержащие недостоверную информацию;
предоставлены транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации, в том числе из составных частей и принадлежностей, или ввезенные на ее территорию сроком более чем на шесть месяцев, без предоставления документов, подтверждающих проведение их сертификации в соответствии с законодательством Российской Федерации. либо подтверждающих их выпуск на территории Таможенного союза без ограничений по их использованию и распоряжению или таможенными ограничениями, установленными таможенными органами.
Согласно п. 51 Правил: «при установлении органом внутренних дел, проводящим проверку, обстоятельств, указанных в пункте 3 Правил, регистрация транспортного средства прекращается (аннулируется) регистрационным подразделением по месту регистрации транспортного средства. При прекращении (аннулировании) регистрации признаются недействительными конкретное регистрационное действие (несколько регистрационных действий) и все последующие регистрационные действия» - регистрационные действия с указанным автомобилем Т. были аннулированы 24.01.2014 года.
Кроме того, если заявитель считает, что его права нарушены, то ему надлежит обратиться за восстановлением своих нарушенных прав к Федеральной службе по аккредитации, выявившей отмену ранее выданных сертификатов соответствия, поскольку МОГТО и РАМТС № является лишь органом, исполняющим функцию по регистрации и учету транспортных средств на основании нормативно-правовых актов.
Выслушав пояснения участников процесса, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.
Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», определил правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации. Согласно ст.1 Закона задачами настоящего Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
В соответствии с п. 3 ст. 15 Закона N 196-ФЗ допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем их регистрации и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 22.04.2011 N 5-П положение пункта 3 статьи 15 признано не противоречащим Конституции РФ.
Экологический класс автомобиля обязательно должен быть указан в паспорте транспортного средства. Из ПТС № следует, что автомобиль Т. 2013 года выпуска, VIN №, государственный регистрационный знак № приобретенный заявителем, соответствует требованиям технического Регламента «О требованиях к выбросам автомобильной техники, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих)веществ», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2005 №609 (экологический класс 4).
Согласно письму Федеральной службы по Аккредитации (Росаккредитация) от 04.12.2013 г. № «О результатах проверочных мероприятий» следует, что в ходе проведения внеплановой документарной проверки ООО «Б.» (аттестат аккредитации №) отменены ранее выданные сертификаты соответствия, подтверждающие соответствие 43 транспортных средств Т. требованиям технического Регламента «О требованиях к выбросам автомобильной техники, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ», а именно: сертификат соответствия № VIN №.
На основании указания ГУ ОБДД МВД России от 14.01.2014 № «О проведении проверок и принятия решения об аннулировании регистрации транспортных средств», направившим информацию, поступившую из Федеральной службы по Аккредитациии (Росаккредитации), об отмене действия сертификатов соответствия, послуживших основаниями для оформления и выдачи Одобрений типа транспортных средств, ПТС № был признан необоснованно выданным, в соответствии с требованием п. 72 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденного приказом МВД России, Министерства промышленности и энергетики РФ, Министерства экономического развития РФ от 23.06.2005 г. № выданный паспорт признается недействительным в случае, если впоследствии документы, на основании, которых выдан этот паспорт, признаются поддельными (подложными), либо недействительными (необоснованно выданными).
В соответствии с п. 3 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ», утвержденных приказом МВД России от 24.11.2008 г. №1001, не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не производятся регистрационные действия с транспортными средствами по следующим основаниям:
представлены документы и (или) сведения, не соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации, а также содержащие недостоверную информацию;
предоставлены транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации, в том числе из составных частей и принадлежностей, или ввезенные на ее территорию сроком более чем на шесть месяцев, без предоставления документов, подтверждающих проведение их сертификации в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо подтверждающих их выпуск на территории Таможенного союза без ограничений по их использованию и распоряжению или таможенными ограничениями, установленными таможенными органами.
Согласно п. 51 Правил: «при установлении органом внутренних дел, проводящим проверку, обстоятельств, указанных в пункте 3 Правил, регистрация транспортного средства прекращается (аннулируется) регистрационным подразделением по месту регистрации транспортного средства. При прекращении (аннулировании) регистрации признаются недействительными конкретное регистрационное действие (несколько регистрационных действий) и все последующие регистрационные действия» - регистрационные действия с указанным автомобилем Т. были аннулированы 24.01.2014 года.
Письмом и.о. начальника МОГТО и РАМТС ГИБДД № от 25.01.2014г. заявителю об этом было сообщено. В письме также указано, что 24.01.2014 регистрационные действия с принадлежим заявителю автомобилем Т., 2013 года выпуска, №, ПТС №, государственный регистраций знак № аннулированы, свидетельство о регистрации транспорт средства №, государственный регистрационный знак №, паспорт транспортного средства № выставлены в розыск.
Ссылку заявителя на то, что согласно заключению № б/н от 14 февраля 2014 года о соответствии транспортного средства экологическому классу 4, выданному ООО «Б.», принадлежащий ему автомобиль Т., 2013 года выпуска, VIN №, государственный регистрационный знак № соответствует экологическому классу 4 (четыре), суд находит несостоятельной, т.к. в указанном заключении на л.д.15 упоминается сертификат №, а отменен в результате проверочных мероприятий Росаккредитацией сертификат №, что видно из письма от 04.12.2013г. В ходе рассмотрения дела установлено, что заявителем на регистрацию были представлены документы содержащие недостоверную информацию; предоставлено транспортное средство, ввезенное на территорию Российской Федерации сроком более чем на шесть месяцев, без предоставления документов, подтверждающих проведение его сертификации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Это обстоятельство и послужило основанием для совершения МОГТО и РАМТС ГИБДД № оспариваемых действий в соответствии с п. 3 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ», утвержденных приказом МВД России от 24.11.2008 г. №1001.
Таким образом, суд приходит к выводу, что действия МОГТО и РАМТС ГИБДД № соответствовали действующему законодательству, а права и охраняемые законом интересы заявителя не нарушены.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
ФИО1 в удовлетворении заявления о признании незаконными действий МОГТО и РАМТС ГИБДД № отказать.
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в месячный срок, исчисляемый со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий:
Мотивированное решение
Изготовлено 28.04.2014г.