ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1044/2014 от 18.07.2014 Конаковского городского суда (Тверская область)

     Дело № 2-1044/2014

 РЕШЕНИЕ

 Именем Российской Федерации

 18 июля 2014 года                               г. Конаково

 Конаковский городской суд Тверской области в составе председательствующего

 судьи Новиковой В.В.

 При секретаре Понькиной К.Н.

 С участием истца помощника прокурора Колесникова А.А., представителя ответчика Сергеевой Е.И.

 Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Конаковского межрайонного прокурора в интересах неопределённого круга лиц к Администрации МО «Городское поседение посёлок Новозавидовский», третье лицо Администрация Конаковского района об обязывании осуществить государственную регистрацию права бесхозяйной вещи - объекта общего пользования - автодороги,

 установил:

 Истец, в интересах неопределённого круга лиц, обратился в суд с иском к ответчику, которым просит суд обязать обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о постановке на учёт в качестве бесхозяйной вещи объекта общего пользования - автодороги в <адрес>.

 В обоснование иска указывают на проверку, проведённую прокуратурой, по заявлению гражданина ФИО4, в ходе которой установлено, что дорога, находящаяся на территории <адрес>, объект общего пользования - автодорога, не принята на учёт администрацией поселения и право собственности на неё не зарегистрировано в установленном законом порядке.

 Ссылаются на п. 9 ст. 5 п.8 ст. 6, ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты», ст. 130, 131 ГК РФ и указывают на необходимость регистрации её в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

 Истец в лице помощника Конаковского межрайонного прокурора Колесникова А.А. иск поддерживает, указывая, что дорога согласно указанных в иске норм закона является объектом недвижимости, который необходимо зарегистрировать в установленном законом порядке в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Дороги требуют их содержания, следовательно выделение денег из бюджета, который формируется, исходя из имущества, находящегося в муниципальной собственности. Дорога муниципальная, как объект недвижимости должна состоять на государственном кадастровом учёте. Поскольку ею пользуется неопределенный круг лиц, иск, заявлен в интересах неопределённого круга лиц.

 Ответчик Администрация городского поселения пос.Новозавидовский в лице Сергеевой Е.И. с иском не соглашаются, указывая на вмешательство прокуратуры в хозяйственную деятельность органа местного самоуправления. Несмотря на то, что дорога не зарегистрирована в реестре, она содержится и на её содержание выделяются деньги. В настоящее время администрацией проводится работа по паспортизации дорог, которая требует больших финансовых затрат. Без изготовления паспорта, геодезических работ, дорогу в качестве бесхозяйной вещи на учёт не поставят. При передаче имущества в муниципальную собственность от Конаковского района, спорная дорога не передавалась. В настоящее время проводятся организационные мероприятия по мониторингу дорог, в т.ч. и в <адрес>, поскольку необходимо определить к какой категории относятся дороги, прежде чем проводить организационные мероприятия и ставить на учёт. В иске просят отказать.

 Третье лицо Администрация Конаковского района обратились в суд с заявлением о рассмотрении дела в их отсутствие. В отзыве на исковое заявление указывают, что дорога не состоит на учёте в реестре Конаковского района.

 Суд счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц в порядке ст. 167 ГПК РФ.

 Поскольку соответствие состояния дороги техническим нормам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, подтверждаемое ее техническим паспортом, затрагивает интересы неопределенного круга лиц, в силу статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту неопределенного круга лиц. Иск заявлен правомерно и подлежит рассмотрению.

 В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского, сельского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 Согласно ч. 6 ст. 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" дорожная деятельность представляет собой деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог.

 Автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог (ст. 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ).

 Автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения. (п. 9 ст. 5 ФЗ N 257-ФЗ).

 Обычные автомобильные дороги могут иметь одну или несколько проезжих частей (п. 17 ст. 5 ФЗ N 257-ФЗ).

 Исходя из содержания данных норм, дороги местного значения в <адрес> предназначена и используется для сообщения внутри поселения, в том числе путем передвижения по ним на транспортных средствах, является автомобильной дорогой местного значения. Что подтверждается также и данными выписок из реестра государственной собственности, собственности <адрес>, выпиской из Единого государственного реестра автомобильных дорог № 06-25/9537-1.

 Отсутствие на дороге каких-либо конструктивных элементов и дорожных сооружений не свидетельствует о том, что дорога не являются автомобильными.

 В силу ч. 8 ст. 6 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

 Таким образом, отнесение указанной автодороги к собственности городского поселения определено законом, не включение их Администрацией муниципального образования в состав муниципальной собственности не влияет на их правовой статус.

 В силу статьи 225 Гражданского кодекса РФ, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

 В связи с этим, суд полагает неправомерным применение в отношении спорной дороги положений ст. 225 ГК РФ, регламентирующих признание имущества бесхозяйным и приобретение на него права собственности.

 Кроме того из положений ч. 3 ст. 225 ГК РФ не вытекает обязанности органа местного самоуправления поставить бесхозяйную недвижимую вещь на учет в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество, а затем обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности ("может обратиться"), поэтому оснований для понуждения органа местного самоуправления осуществить указанные действия не имеется.

 Кроме того, суд обращает внимание, что статьей 10 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ предусмотрено формирование и ведение Единого государственного реестра автомобильных дорог, в который вносятся сведения об автомобильных дорогах, представленные собственниками данных дорог.

 Формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, на основании данных учета автомобильных дорог.

 В соответствии с п. 5.4.7. Положения о Федеральном дорожном агентстве, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 374 от 23.07.2004 года, на Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) возложены полномочия по учету автомобильных дорог в целях формирования и ведения единого государственного реестра автомобильных дорог.

 Федеральным законом от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ, статьей 12 Федерального закона Российской Федерации от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", пунктами 1.1, 1.2, 1.3 Ведомственных строительных норм ВСН 1-83 "Типовой инструкции по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования", утвержденной Министерством автомобильных дорог РСФСР, определено, что паспортизация автомобильных дорог производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности и техническом состоянии для рационального планирования работ по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог (п. 1.1), а также, что паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности (п. 1.2).

 Как установлено в судебном заседании, и не отрицается стороной истца, дорога содержится в удовлетворительном состоянии, средства на её содержание выделяется из бюджета муниципального образования.

 Для обращения в Единый государственный реестр для регистрации права собственности на дорогу, заявителем, в данном случае, администрацией городского поселения пос.Новозавидовский, необходимо провести ряд организационных мероприятий, определённых законом и подзаконными актами, без предоставления которых запись в реестр не производится. Как установлено в судебном заседании указанные мероприятия органом местного самоуправления проводятся, при этом перечень и очередность таких мероприятий проводится по решению органа местного самоуправления, в деятельность которого суд не имеет права вмешиваться.

 Учитывая изложенное, исходя из вышеприведённых норм, согласно которым собственник определён в силу закона, суд полагает оснований для обязания ответчика обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним о постановке на учёт в качестве бесхозяйной вещи спорной дороги законных оснований не имеется.

 Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ и на основании

 п. 3 ст. 225 ГК РФ суд

 решил:

 Конаковскому межрайонному прокурору в иске в интересах неопределённого круга лиц к Администрации МО «Городское поседение посёлок Новозавидовский» об обязывании обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о постановке на учёт в качестве бесхозяйной вещи объекта общего пользования - автодороги в <адрес>, по заявленным требованиям отказать.

 Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Конаковский городской суд в месячный срок до дня изготовления решения суда в окончательной форме.

 Председательствующий                                  В.В. Новикова

 В окончательной форме решение суда изготовлено 22 июля 2014 года.

 Председательствующий                                  В.В. Новикова