Дело № 2-1044/2020 26 ноября 2020 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Новодвинский городской суд Архангельской области
в составе председательствующего судьи Поршнева А.Н.,
при секретаре Коноваловой А.М.,
с участием представителя истца ФИО1,
представителя ответчика ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Новодвинске Архангельской области гражданское дело по иску ФИО3 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о взыскании недоплаченных компенсации за неиспользованный отпуск, выходного пособия, процентов за задержку указанных выплат,
УСТАНОВИЛ:
ФИО3 обратилась с исковым заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее - МИФНС № 3) о взыскании недоплаченных компенсации за неиспользованный отпуск, выходного пособия, процентов за задержку указанных выплат. В обоснование требований указала на то, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходила государственную гражданскую службу в МИФНС № 3. Условия прохождения государственной гражданской службы описаны в служебном контракте от ДД.ММ.ГГГГ№ и были в последующем частично изменены в соответствии с дополнительными соглашениями. ДД.ММ.ГГГГ служебный контракт расторгнут по причине отказа государственного служащего от предложенной для замещения иной должности государственной службы в связи с изменением существенных условий служебного контракте (пункт 7 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»). Были выплачены компенсация за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск в количестве 41 день, выходное пособие в размере двухнедельного денежного содержания государственного служащего и удержаны денежные средства за 9 дней ежегодного оплачиваемого отпуска, выданного авансом. В соответствии с пунктом 2 служебного контракта представитель нанимателя обязался своевременно и в полном объеме выплачивать денежное содержание в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации и служебными контрактами. Согласно разделу IV служебного контракта государственному служащему установлено денежное содержание, которое состоит из: месячного должностного оклада; месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином; ежемесячной надбавки за выслугу лет; ежемесячной надбавки за особые условия гражданской службы, ежемесячного денежного поощрения, премии за выполнение особо важных и сложных заданий; единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи; других выплат, предусмотренных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. В 2017-2019 годах также выплачивались иные дополнительные выплаты, которые в расчетных листах были обозначены как средства материального стимулирования (СМС); материальное стимулирование, которые не были включены в расчет среднего заработка при расчете оплаты ежегодных отпусков и сумм компенсации за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск при увольнении (в количестве 32 календарных дней). СМС носили регулярный характер (4 раза в год) и выплачивались в следующих периодах: в июле 2017 года в сумме <данные изъяты> руб.; в сентябре 2017 года в сумме <данные изъяты> руб.; в декабре 2017 года в сумме <данные изъяты> руб.; в апреле 2018 года в сумме <данные изъяты> руб.; в июле 2018 года в сумме <данные изъяты> руб.; в сентябре 2018 года в сумме <данные изъяты> руб.; в декабре 2018 года в сумме <данные изъяты> руб.; в мае 2019 года в сумме <данные изъяты> руб.; в июле 2019 года в сумме <данные изъяты> руб.; в октябре 2019 года в сумме <данные изъяты> руб. Материальное стимулирование выплачивалось в следующих периодах: в августе 2017 года <данные изъяты> руб.; в сентябре 2017 года <данные изъяты> руб.; в ноябре 2017 года <данные изъяты> руб., в феврале 2018 года <данные изъяты> руб.; в июне 2018 года <данные изъяты> руб.; в августе 2018 года <данные изъяты> руб.; в сентябре 2018 года <данные изъяты> руб.; в ноябре 2018 года <данные изъяты> руб.; в декабре 2018 года <данные изъяты> руб.; в феврале 2019 года <данные изъяты> руб.; в мае 2019 года <данные изъяты>.; в июле 2019 года <данные изъяты> руб., в августе 2019 года <данные изъяты> руб.; в сентябре 2019 года <данные изъяты> руб. Данные выплаты производились ответчиком на основании приказов для служебного пользования. Выплаченные СМС и материальное стимулирование в период службы, должны включаться в средний заработок и учитываться при расчете отпускных и компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении. В этой связи истец просит суд взыскать с ответчика 21393,3 руб. недоплаченной при увольнении компенсации за неиспользованный отпуск, 6685,4 руб. недоплаченного при увольнении выходного пособия, 4311,96 руб. процентов (денежной компенсации) за задержку выплат при увольнении за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (требования изложены с учетом их уменьшения истцом по правилам статьи 39 ГПК РФ).
В письменных возражениях представитель ответчика ФИО4 с исковым заявлением не согласен. ФИО3 проходила государственную гражданскую службу в МИФНС № 3 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Письмами и приказами УФНС России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу от 08.04.2018 № от 11.07.2018 № от 24.09.2018 №ДД.ММ.ГГГГ№ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№ от ДД.ММ.ГГГГ№ в соответствии с решениями ФНС России доведены бюджетные ассигнования на материальное стимулирование сверх установленного фонда оплаты труда за период 2018-2019 года. Приказами МИФНС № установлен размер премирования федеральных государственных гражданских служащих за счет средств, выделенных из дополнительных лимитов бюджетных обязательств на материальное стимулирование, за 2018-2019 г.г., в том числе и на ведущего специалиста-эксперта отдела работы с налогоплательщиками ФИО3 Из содержания данных писем и приказов УФНС России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу следует, что суммы материального стимулирования являются выплатами, произведенными сверх установленного фонда оплаты труда, которые не входят в состав денежного содержания государственного служащего, и соответственно, не учитываются при исчислении денежного содержания при расторжении служебного контракта. Как следует из организационно-распорядительных документов, связанных с получением и освоением дополнительных бюджетных ассигнований на материальное стимулирование федеральных государственных служащих сверх установленного фонда оплаты труда за 2018-2019 г.г., дополнительное материальное стимулирование было распределено и выплачено по целевому назначению в полном объеме. Таким образом, выплата спорного материального стимулирования и единовременных премий за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета на материальное стимулирование произведена сверх установленного фонда оплаты труда, данные выплаты не являются обязательной составляющей месячного денежного содержания гражданского служащего в соответствии со статьей 50 Федерального закона № 79-ФЗ, а представляют собой самостоятельный вид выплат, не относятся к дополнительным выплатам, которые включаются в состав денежного содержания гражданского служащего территориальных органов Федеральной налоговой службы, следовательно, не подлежат учету при расчете компенсации при увольнении за неиспользуемый отпуск, а также денежных средств, подлежащих выплате при уходе в отпуск. Также считает, что спорные выплаты не входят в состав денежного содержания гражданского служащего. Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 № 562 (далее - Правила). Пунктом 1 указанных Правил установлено, что они определяют порядок исчисления денежного содержания федерального государственного гражданского служащего (далее - гражданский служащий) при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы (подпункт «д»). В силу пункта 2 Правил согласно частям 2 и 5 статьи 50 Федерального закона денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации (далее соответственно - должностной оклад, гражданская служба) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также дополнительных выплат, к которым относятся: а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; г) ежемесячное денежное поощрение; д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска. Месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами «3» - «г» пункта 2 настоящих Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами «д» «ж» пункта 2 настоящих Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта (абзац 2 пункта 8 Правил). Указанными Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих установлен исчерпывающий перечень составляющих денежного содержания государственного гражданского служащего, учитываемых при расчете месячного денежного содержания в целях предоставления компенсаций к которым такая выплата, как материальное стимулирование не относится. Кроме того, в соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17.10.2007 № 90н «Об утверждении Порядка осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов федеральной налоговой службы», действие которого на период возникновения спорных правоотношений не отменено, материальное стимулирование не входит в состав денежного содержания гражданского служащего (пункт 2). Материальное стимулирование гражданских служащих осуществляется при условии достижения соответствующими территориальными органами Федеральной налоговой службы показателей эффективности их деятельности (пункт 3). Считает, что материальное стимулирование гражданских служащих производится в пределах, доведенных до территориального налогового органа средств материального стимулирования, а конкретный размер суммы материального стимулирования может быть увеличен или уменьшен по указанию руководства налогового органа, при этом материальное стимулирование не входит в состав денежного содержания, предусмотренного статьей 50 Федерального закона 79-ФЗ. Учитывая изложенное, инспекция при определении размера сумм компенсаций при увольнении и на период трудоустройства, учла все установленные истцу составляющие ее денежного содержания в соответствии с Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих. Просит суд отказать в удовлетворении заявленных истцом требований.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены по правилам статьи 113 (в том числе части 2.1) Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ).
В судебном заседании представитель истца ФИО1 заявление об уменьшении исковых требований поддержал. Представитель ответчика ФИО2 иск не признала; в части расчета истца указала, что он арифметически произведен верно, но ответчиком при увольнении все причитающиеся средства выплачены истцу.
Неявка истца не стала препятствием для рассмотрения дела (статья 167 ГПК РФ).
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
На государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе (статья 11 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ)).
За разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении (статья 392 ТК РФ).
ДД.ММ.ГГГГ между МИФНС № 3 и ФИО3 заключен служебный контракт № о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации в Федеральной налоговой службе. Государственному служащему установлено денежное содержание, которое состоит из: месячного должностного оклада; месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином; ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет; ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы; премии за выполнение особо важных и сложных заданий; ежемесячного денежного поощрения в размере одного должностного оклада; единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска из материальной помои; других выплат, предусмотренных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами (раздел IV «Оплата труда» служебного контракта).
Приказом МИФНС № 3 от ДД.ММ.ГГГГ№ заключенный с ФИО3 служебный контракт расторгнут ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3 освобождена от замещаемой должности государственной гражданской службы по причине отказа от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта (пункт 7 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).
В связи с увольнением по данному основанию ФИО3 выплачена компенсация за 41 день неиспользованного отпуска и выплата выходного пособия в размере двухнедельного денежного содержания гражданского служащего, удержаны денежные средства за 9 дней ежегодного оплачиваемого отпуска, выданного авансом.
Не согласившись с размером указанных выплат, истец представила расчет, в соответствии с которым ей подлежит доплате компенсация денежных средств за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск при увольнении в размере 21393,3 руб. (668,54*32) и проценты с данной суммы в размере 3285,31 руб.; выходное пособие при увольнении в размере 6685,4 руб. (668,54*10) и проценты с данной суммы в размере 1026,65 руб. В расчете истца приведены денежные суммы, указанные как СМС и материальное стимулирование, выплаченные истцу за период с ноября 2018 года по сентябрь 2019 года, общая сумма которых составила 235058,89 руб.
Ответчиком не оспаривается, что письмами и приказами УФНС России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу в соответствии с решениями ФНС России были доведены бюджетные ассигнования на материальное стимулирование сверх установленного фонда оплаты труда за период 2018-2019 годов.
Приказом руководителя УФНС России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу № от ДД.ММ.ГГГГ «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов УФНС России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу за III квартал 2018 года» в соответствии с письмом УФНС России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу от ДД.ММ.ГГГГ№, на основании протокола решения Комиссии УФНС России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу по оценке эффективности деятельности территориальных органов УФНС России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу от ДД.ММ.ГГГГ№ и приказа ФНС России от ДД.ММ.ГГГГ утверждено распределение средств федерального бюджета, направленных на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов УФНС России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу за III квартал 2018 года.
Приказом начальника МИФНС № 3 от ДД.ММ.ГГГГ№дсп определено выплатить средства материального стимулирования федеральным гражданским служащим инспекции за III квартал 2018 года.
Далее начальником, исполняющим обязанности начальника МИФНС № 3 ежеквартально издавались такие же приказы о выплате средств материального стимулирования и дополнительных средств материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих МИФНС № 3: № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ.
Приказами МИФНС № 3 № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ за показатели эффективности профессиональной служебной деятельности федеральных государственных гражданских служащих, личный вклад в обеспечение исполнения полномочий, возложенных на МИФНС № 3 федеральные государственные гражданские служащие инспекции премированы.
На основании вышеперечисленных приказов МИФНС № 3 в период работы с 2018 по 2019 год ФИО3 производились ежеквартальные выплаты в виде средств материального стимулирования (СМС) и материального стимулирования.
Указанные выплаты ответчиком не были учтены при расчете среднего заработка истца для выплаты компенсации за неиспользованный отпуск и выходного пособия при увольнении.
Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» устанавливает правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ гражданский служащий имеет право оплату труда и другие выплаты в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
Частью 1 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, или классным чином юстиции, или дипломатическим рангом (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (часть 2 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ).
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе в размерах: ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере до 200 процентов этого оклада; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается); ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ).
Согласно части 10 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 № 562 (далее - Правила).
Исчисление денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и расчет денежной компенсации за неиспользованные отпуска производятся в соответствии с пунктом 6 указанных выше Правил.
Согласно абзацу первому пункта 6 при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.
В случаях, предусмотренных подпунктами "д" и "з" пункта 1 настоящих Правил, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц (абзац 1 пункта 8 Правил).
Месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами "а" - "г" пункта 2 настоящих Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами "д" - "ж" пункта 2 настоящих Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта (абзац 2 пункта 8 Правил).
В силу части 1 статьи 51 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.
При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год):
1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов;
2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов;
3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов;
4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов;
5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания;
6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации;
7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (часть 2 статьи 51 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ (в редакции, действовавшей в 2019 году) фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, а также за счет средств:
1) на выплату районного коэффициента (коэффициента);
2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации;
3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 51 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
В силу пункта 8 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.2006 № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: должностных окладов; окладов за классный чин и дополнительных выплат, - в размерах (в расчете на год), предусмотренных Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации"; ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).
Согласно пункту 9 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.2006 № 763 фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 настоящего Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 8 подпункта «р» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» Правительству Российской Федерации было поручено до 01.07.2012 предоставить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие, в том числе, установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.
В рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 601 в части совершенствования системы оплаты труда (денежного содержания) гражданских служащих, предусмотренных к реализации в 2014 году, принято постановление Правительства Российской Федерации от 27.03.2014 № 238-7, предусматривающее в 2014 году объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих их центральных аппаратов и территориальных органов.
Из приведенных нормативных положений следует, что материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.
Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 329, предусмотрено, что Министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности (пункт 1).
Пунктом 5.5 данного положения определено, что Министерство финансов Российской Федерации обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности.
Согласно пункту 2 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506, Федеральная налоговая служба находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.
Учитывая, что на Министерство финансов Российской Федерации как на федеральный орган исполнительной власти возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной деятельности, при разрешении исковых требований следует принять во внимание разъяснения, содержащиеся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15.07.2014 № 14-04-05/34482 «О дополнительном материальном стимулировании, осуществляемом на основании постановления Правительства Российской Федерации от 27.03.2014 № 238-7».
Для исчисления денежного содержания (для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 № 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного статьей 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.03.2014 № 238-7.
Учитывая вышеизложенное, фонд оплаты труда гражданских служащих формируется, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, в связи с чем выплаченное ФИО3 в соответствии с вышеуказанными приказами в период работы с ноября 2018 года по 30 сентября 2019 года материальное стимулирование должно учитываться при расчете среднего заработка для оплаты компенсации при увольнении за неиспользованный отпуск и выходного пособия.
Расчет истца в части невыплаты компенсации денежных средств за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск и невыплаты выходного пособия при увольнении проверен судом, признан арифметически верным. Ответчиком расчет истца не оспаривается. В этой связи с ответчика подлежит взысканию 21393,3 руб. недоплаченной при увольнении компенсации за неиспользованный отпуск и 6685,4 руб. недоплаченного при увольнении выходного пособия.
Согласно статье 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
Из приведенных положений статьи 236 ТК РФ следует, что материальная ответственность работодателя в виде выплаты работнику денежной компенсации в определенном законом размере наступает только при нарушении работодателем срока выплаты начисленной работнику заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику по трудовому договору.
Поскольку спорные выплаты не произведены истцу в установленный срок (при увольнении), суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца о взыскании с ответчика процентов (денежной компенсации) в размере одной сто пятидесятой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, исходя из расчета произведенного истцом, который проверен судом и признан правильным.
Судом принимается расчет истца в части процентов за задержку подлежащих к выплате денежных средств, ответчиком данный расчет не оспаривается. Таким образом, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию проценты за задержку выплат компенсации и выходного пособия в размере 4311,96 руб.
Оснований для взыскания со сторон государственной пошлины не имеется (подпункты 1, 19 пункта 1 статьи 333.36 НК РФ).
О распределении судебных расходов сторонами в настоящее время не заявлено, такое право сохраняется за ними в соответствии со статьей 103.1 ГПК РФ в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу последнего судебного акта, принятием которого закончилось рассмотрение дела.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
исковые требования ФИО3 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о взыскании недоплаченных компенсации за неиспользованный отпуск, выходного пособия, процентов за задержку указанных выплат удовлетворить.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу в пользу ФИО3 21393 рубля 30 копеек недоплаченной при увольнении компенсации за неиспользованный отпуск, 6685 рублей 40 копеек недоплаченного при увольнении выходного пособия, 4311 рублей 96 копеек процентов (денежной компенсации) за задержку выплат при увольнении, всего 32360 рублей 66 копеек.
Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде путем подачи апелляционной жалобы через Новодвинский городской суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья А.Н. Поршнев
Мотивированное решение изготовлено 03.12.2020