Дело № 2-1044/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
31 мая 2021 года гор. Комсомольска-на-Амуре
Центральный районный суд г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края в составе: председательствующего судьи – О.О.Устьянцевой-Мишневой,
при секретаре судебного заседания – В.Б.Самсоновой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к ОМВД России по Комсомольскому району о признании приказа о дисциплинарном наказании и заключения служебной проверки незаконными, взыскании денежной компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО3 обратилась с исковым заявлением в суд к отделу Министерства внутренних дел РФ по Комсомольскому району о признании приказа о дисциплинарном наказании незаконным, взыскании компенсации морального вреда. В обоснование искового заявления истец указала, что Приказом начальника ОМВД России по Комсомольскому району подполковника полиции ФИО1 от (дата)(№) л/с на истца было наложено дисциплинарное взыскание в виде замечания с занесением в личное дело за выявленное не чищенное оружие, которое закреплено за истцом. С указанным приказом (№) л/с от (дата), истец не согласна, поскольку нарушение служебной дисциплины не совершала. (дата) истец заступила на суточное дежурство, (дата) сменилась и сдала оружие почистив его. При приеме у не оружия, замечаний со стороны оперативного дежурного не было. До (дата) оружие истцу не выдавалось. С указанным приказом истец была ознакомлена устно, но копия приказа ей не выдали до настоящего времени, несмотря на ее заявление о выдаче его, поэтому более аргументированные причины не согласия с указанным приказом укажет после ознакомления с указанным приказом.
Начальник ОМВД России по Комсомольскому району подполковника полиции ФИО1, не уполномочен на издания приказа о дисциплинарном наказании в отношении старшего следователя следственного отдела ОМВД России по Комсомольскому району, что следует из следующего. Согласно контракту от (дата), контракт о прохождении службы в органах внутренних дел Российской Федерации был заключен между заместителем начальника УМВД России по Хабаровскому краю-начальника следственного управления полковником юстиции ФИО и ФИО3, находящейся в распоряжении УМВД России по Хабаровскому краю по должности следователя следственного отдела при ОВД по Комсомольскому муниципальному району.
Согласно п. 1 указанному контракту, гражданин (сотрудник) берет на себя обязательства, связанные с прохождением службы в органах внутренних дел Российской Федерации, а заместитель начальника УМВД России по Хабаровскому краю - начальника следственного управления обязуется обеспечить гражданину (сотруднику) прохождение службы в органах внутренних дел в соответствии с Федеральным законом. «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Согласно п. 5 указанному контракту, заместитель начальника УМВД России по Хабаровскому краю - начальник следственного управления имеет права, предусмотренные Федеральным законом «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
(дата) между ФИО3 и заместителем начальника УМВД России по Хабаровскому краю - начальник следственного управления, было заключено Дополнительное Соглашение к контракту от (дата). Исходя из заключенного контракта от (дата) и дополнительного соглашения от (дата) к контракту о прохождении службы в органах внутренних дел РФ от (дата), следует что правоотношения регламентирующие вопросы прохождения службы возникли между ФИО3 и УМВД России по Хабаровскому краю. Работодателем для ФИО3, исходя из указанного контракта о прохождении службы, является УМВД России по Хабаровскому краю в лице заместителя начальника УМВД России по Хабаровскому краю- начальника следственного управления.
Должность следователя, старшего следователя входит в номенклатуру УМВД России по Хабаровскому краю. Применить дисциплинарное наказание в отношении работника может только работодатель. ФИО1 являясь начальником ОМВД России по Комсомольскому району, не является работодателем истца и, следовательно, не уполномочен принимать решения о дисциплинарном наказании.
В соответствии с положениями ст. 237 ТК РФ, п. 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 года N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", истец вправе требовать возмещения компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в частности, при издания незаконного приказа о привлечении к дисциплинарной ответственности, размер которого определяется судом. Считает, что незаконными действиями ответчика ей причинен моральный вред, который выразился в нарушении ее трудовых прав. В связи с незаконным привлечением ее к дисциплинарной ответственности она испытывала моральные страдания, которые выразились в переживании по поводу незаконного привлечения к дисциплинарной ответственности. Причиненный моральный вред истец оценивает в (иные данные) рублей. Просит суд: признать приказ начальника ОМВД России по Комсомольскому району подполковника полиции ФИО1 от (дата)(№) л/с о наложении на ФИО3 дисциплинарного взыскания в виде замечания с занесением в личное дело - незаконным. Взыскать с ОМВД России по Комсомольскому району в пользу ФИО3 компенсацию морального вреда в сумме (иные данные) рублей.
В ходе судебного заседания истец увеличила исковые требования, просила признать незаконной заключение служебной проверки, по результатам проведения которой к ней было применено дисциплинарное взыскание.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено УМВД России по Хабаровскому краю.
Истец ФИО3 в зал судебного разбирательства не явилась, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещена в установленном законом порядке.
Представитель истца – адвокат Ворончихина И.А., действующая на основании удостоверения и ордера, настаивала на удовлетворении иска с учетом увеличенных требований. Дополнительно суду пояснила следующее. Выводы служебной проверки от (дата) являются надуманными. Служебная проверка является незаконной, поскольку проведена в нарушение требований законодательства РФ и в результате служебной проверки не установлен факт нарушения служебной дисциплины. в заключении служебной проверки отсутствуют сведения о том какая именно грязь была обнаружена в служебном табельном оружии. В заключении служебной проверки указано, что обнаружена грязь в районе выбрасывателя. При этом не указан механизм и причины ее образования, период ее образования. В судебном заседании из показаний свидетелей ФИО4 и ФИО2 В.А. установлено, что грязь в районе выбрасывателя - это следы от пороха, которые остаются после стрельбы из оружия. Из письменного отзыва ответчика следует, что последний раз из табельного оружия истец стреляла (дата) и после указанной даты из своего табельного оружия не стреляла. За период с (дата) по (дата), ФИО3 неоднократно получала табельное оружия при заступление на суточные дежурства и по окончанию дежурства, почистив его, сдавала свое табельное оружие. Оперативные дежурные( разные сотрудники) принимали у нее табельное оружие и надлежащем состоянии, замечаний по поводу его ненадлежащего состояния ( то есть то, что оно находится в грязном виде, не чищенное) не высказывали. Данные обстоятельства объективно подтверждаются записями в Книге выдаче и приеме вооружения и боеприпасов. Также после стрельб (дата), табельное оружие было сдано ФИО3 и принято оперативным дежурным без замечаний. Какой либо записи в Книге выдаче и приеме вооружения и боеприпасов по факту сдачи оружия в грязном состоянии нет. Рапорта в адрес руководителя по этому факту не подавалось. Следовательно, после стрельб (дата) оружие было сдано в надлежащем виде, то есть в чистом. За период с (дата) по (дата) следы пороха на выбрасывателе оружия, при том, что чистка оружия происходила в течение этих 6 месяцев, не могли остаться после стрельб, которые были (дата). Как следует из Книги выдачи и приема вооружения и боеприпасов, (дата)ФИО3 при заступлении на дежурство, Бабий получила оружие ( пистолет) два магазина с 16 патронами. И при сдаче оружия (дата) сдала его в том же количестве - пистолет и два магазина с 16 патронами. То есть выстрелов из оружия в период с 24.1 1.2020 по 25.1 1.2020 года не производилось. Служебной проверкой причина образование следов пороха на выбрасывателе оружия, якобы обнаруженные (дата), не устанавливалась.
Установление указанных обстоятельств относится к установлении причин и условий, способствовавших совершению дисциплинарного проступка и установлению вины сотрудника. Не установление указанных обстоятельств является нарушением порядка проведения служебного расследования. Как следует из заключения служебной проверки от (дата) и объяснения ФИО3, которое приложено к Заключению служебной проверки, у ФИО3 не выяснялись обстоятельства сдачи ею оружия после суточного дежурства в период с (дата) по (дата) и причины образования грязи на выбрасывателе. В результате проведения служебной проверки не установлена дата совершения дисциплинарного проступка. отсутствует причинно- следственная связь между якобы установленной грязью на оружии и действиями истца. В материалах проверки отсутствуют данные, которые бы достоверно подтверждали бы действительное наличие грязи на выбрасывателе оружия при осмотре его (дата). После сдачи оружия оперативному дежурному на хранение, лицо, сдавшее оружие на хранение, ответственности за оружие, не несет. Ответственность за его исправность, укомплектованность, соблюдение правил эксплуатации и сохранность возлагается на оперативного дежурного.
Представитель ответчика ФИО13 в ходе судебного заседания просила в исковых требованиях отказать. Представлены возражения в письменном виде. Доводы истца, изложенные в дополнении к основанию исковых требований, об отсутствии у начальника ОМВД России по Комсомольскому району полномочий для наложения на истца дисциплинарного взыскания также несостоятельны. В этой части ОМВД России по Комсомольскому району полностью поддерживает возражения, изложенные в отзыве на иск представителя 3-го лица: У МВД России по Хабаровскому краю. Требование о взыскании морального вреда также необоснованно, поскольку связано с основным требованием. Представлены отзыв и дополнения к отзыву в письменном виде.
Представитель УМВД России по Хабаровскому краю ФИО14, действующий на основании доверенности, в зал судебного разбирательства не явился, о дате, времени и месте судебного разбирательства уведомлен в установленном законом порядке. Просил о рассмотрении дела в его отсутствие. Оснований для признания дисциплинарного приказа не усматривается. Представлены возражения в письменном виде.
Свидетель ФИО5 суду пояснил, что является помощником начальника ОМВД по Комсомольскому муниципальному району Хабаровскому краю. Бричак является его начальникО., бабий является старшим следователем. Имеется приказ (№), приказ 938, которые регламентируют порядок хранения и ношения оружия. Оружие закрепляется единожды, комиссионно, он является председателем этой комиссии. Сотрудник несет ответственность за оружие, его сохранность. От ношения оружия в кобуре оружие загрязняется, на стрельбы выезжают, Бабий в том числе. Масло привлекает грязь. Сотрудник обязан почистить и смазать оружие. На оружие грязь будет видна, так как сталь вороненая, черная. Делается неполная разборка, чтобы проверить на чистоту оружие. В О. на вооружении стоят пистолеты «ФИО16». Есть график чистки и смазки оружия, согласно которому сотрудники должны чистить и смазывать оружие. График утверждается начальником. Грязь в районе выбрасывателя видна без разборки, грязь является черной, как правило, в этом месте появляется в результате стрельб. В грязь оружие не может упасть, так к оружие держит шнур. В 2020 года проводились стрельбы довольно регулярно. Есть журнал стрельб, где все сотрудники расписываются. Грязь в районе выбрасывателя не могла образоваться от хранения в комнате хранения оружия в период ноябрь-декабрь 2020 года. дежурный не обязан проверять оружие досконально, это обязанность сотрудника. Если сотрудник на суточном дежурстве находится, он обязан вооружиться, в любом случае, если сотрудник не вооружился, это очередное дисциплинарное взыскание можно получить. Это приказ (№) с грифом «Для служебного пользования». Бабий умеет стрелять, разбирать, чистить, он не раз проводил стрельбы с ее участием. Кто выявляет грязное оружие пишет рапорт. До сотрудника, у которого выявлено грязное оружие, доводят до сведения и предоставляют время для чистки. Бабий не единственный сотрудник, в отношении которого проводится проверка оружия. Герерал ФИО15 очень жестко относится к содержанию оружия. Если проверка со стороны сотрудников краевого Управления, что наказания следуют жесткие, выговоры, лишении премии, если местная проверка, то она щадящая.
Свидетель ФИО6 пояснил, что вместе с ФИО – начальником ОМВД прошли в оружейную комнату, где тот проверил состояние оружия нескольких сотрудников, в том числе и Бабий. На оружии была выявлена грязь в области выбрасывателя. Лично он – свидетель видел загрязнение. Освещение было достаточным, чтобы увидеть зарязнение. Начальник потребовал книгу проверки оружейной комнаты, сделал запись о выявленном грязном оружии. Потребовал, чтобы до вечера устранено. Он (свидетель) звонил сотруднику, чье оружие было обнаружено грязным. Она спустилась (дата), почистила. Это было именно ее оружие, Бабий данный факт не оспаривала. Оружие чистила специально отведенном помещении. Бабий возмущалась, говорила, что ранее чистила оружие, как оно стало грязным. при визуальном осмотре трудно выявить загрязнение в области выбрасывателя. Бричак провел пальцем по каналам оружия, закрепленного за Бабий. Оружие таким образом было вычищено не до конца. Выбрасыватель служит для выбрасывания гильзы, поэтому там остаются пороховые газы. Загрязнение в этой области могут быть только от стрельбы, от пыли в комнате хранения оружия не может появиться грязь в этой области. Затвор и выбрасываель должны быть чистыми. Для этого не требуется полная разборка. Все сотрудники имеют навыки разборки и чистки пистолета. Следователю обязательно вооружаться. Если следователь не вооружился, то этот заменяется на другого, который вооружается, это требование приказа. На комнате чистки оружия имеется график, в какие дни сотрудники определенных подразделений могут чистить оружие. Все знают об этом графике. Смены обязаны проверить чистоту оружия. Его ранее привлекали за других сотрудников, когда они сдавали грязное оружие, за Бабий его не привлекали к дисциплинарной ответственности. Проверки проводятся выборочно, так как оружия много единиц. Проверки разного уровня проводятся. Он давал объяснения, согласно которым в период с (дата) по (дата) заступил на суточное дежурство оперативным дежурным дежурной части ОМВД России по Комсомольскому району. (дата) в 9 ч. 35 мин. начальник ОМВД России по Комсомольскому району подполковник полиции ФИО1 в его присутствии осуществлял проверку комнаты для хранения оружия О. Р. по Комсомольскому району. В ходе проверки было проверено служебное табельное оружие Выявлено грязное служебное табельное оружие (грязь в районе выбрасывателя) (№), закрепленное за майором юстиции ФИО3
Свидетель ФИО7 в период с (дата) по (дата) заступила на суточное дежурству оперативным дежурным дежурной части ОМВД России по Комсомольскому району. (дата) старший следователь следственного отдела ОМВД России по Комсомольскому району майор юстиции ФИО3 сдала своё табельное оружие (№) г.в. после суточного дежурства. Она надлежащим образом не проверила оружие, сданное Бабий. Она (свидетель) работает с октября 2020 года, поэтому ее привлекли к дисциплинарному взысканию в виде устного замечания.
Выслушав пояснения представителя истца, представителя ответчика ОМВД России по Комсомольскому району, свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В ходе судебного разбирательства установлено, и не оспаривалось сторонами, что истец проходит службу в органах внутренних дел. ФИО3 проходит службу в ОМВД России по Комсомольскому району с (дата)., в должности старшего следователя следственного отдела ОМВД России по Комсомольскому району с 17.08.2020г. С 01.01.2012г. порядок прохождения службы в органах внутренних дел регулируется Федеральным законом «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» от 30.11.201 1 № 342-ФЭ (далее - Закон о службе), нормативными актами МВД России.
Согласно Контракту о прохождении службы в органах внутренних дел Российской Федерации от (дата)., ФИО3 взяла на себя обязательства, связанные с прохождением службы в органах внутренних дел Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 12 Закона о службе, сотрудник органов внутренних дел обязан: знать и исполнять должностной регламент (должностную инструкцию) и положения иных документов, определяющие его права и служебные обязанности, исполнять приказы и распоряжения прямых руководителей (начальников) (пункт 2 ); соблюдать требования к служебному поведению сотрудника (пункт 12).
ФИО3 проходит службу в ОМВД России по Комсомольскому району с (дата)., в должности старшего следователя следственного отдела ОМВД России по Комсомольскому району с (дата)
С 01.01.2012г. порядок прохождения службы в органах внутренних дел регулируется Федеральным законом «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» от 30.11.2011 № 342-Ф3 (далее - Закон о службе), нормативными актами МВД России.
Согласно Контракту о прохождении службы в органах внутренних дел Российской Федерации от (дата)., ФИО3 взяла на себя обязательства, связанные с прохождением службы в органах внутренних дел Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 12 Закона о службе, сотрудник органов внутренних дел обязан: знать и исполнять должностной регламент (должностную инструкцию) и положения иных документов, определяющие его права и служебные обязанности, исполнять приказы и распоряжения прямых руководителей (начальников) (пункт 2 ); соблюдать требования к служебному поведению сотрудника (пункт 12).
Согласно своему должностному регламенту, 08.01.2019г. утвержденному начальником ОМВД России по Комсомольскому району, ФИО3 находится в прямом подчинении начальника ОМВД (пункт 3); обязана знать и руководствоваться в своей деятельности нормативно-правовыми актами МВД России (пункт 5); несет ответственность за невыполнение либо ненадлежащее выполнение должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией.
ФИО3 ознакомлена с должностным регламентом 08.01.2019г., что подтверждается ее подписью.
Разрешая требование о признании заключения служебной проверки незаконной, суд приходит к следующему.
Частью 8 статьи 51 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ определено, что перед наложением дисциплинарного взыскания по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя в соответствии со статьей 52 данного закона может быть проведена служебная проверка.
Статьей 52 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ определены основания и регламентирован порядок проведения служебной проверки.
Служебная проверка проводится по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя при необходимости выявления причин, характера и обстоятельств совершенного сотрудником органов внутренних дел дисциплинарного проступка, подтверждения наличия или отсутствия обстоятельств, предусмотренных статьей 14 названного закона, а также по заявлению сотрудника (часть 1 статьи 52 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ).
Согласно части 9 статьи 52 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ порядок проведения служебной проверки устанавливается федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Организация работы по проведению служебных проверок в органах, организациях и подразделениях МВД России урегулирована Порядком проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденным приказом МВД России от 26 марта 2013 года № 161.
Названными нормативными правовыми актами, регулирующими прохождение службы в органах внутренних дел и порядок проведения служебных проверок в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации, определены основания и регламентирован порядок проведения служебной проверки, по результатам которой составляется соответствующее заключение, установлены четкие и последовательные нормы, касающиеся порядка проведения служебной проверки, несоблюдение которых может служить основанием для признания недействительным (незаконным) заключения по результатам служебной проверки. К таким нормам, в частности, отнесены нормы о круге лиц, имеющих право назначать и проводить служебную проверку, а также лиц, имеющих право утверждать ее результаты, нормы о сроках проведения служебной проверки, о получении объяснений от лица, в отношении которого проводится служебная проверка.
По общему правилу поручение сотруднику о проведении служебной проверки оформляется в виде резолюции на свободном от текста месте документа, содержащего сведения о наличии основания для ее проведения. Уполномоченный руководителем на проведение служебной проверки сотрудник должен провести служебную проверку, в рамках которой в том числе обязан: разъяснить сотруднику, в отношении которого проводится служебная проверка, его права и обеспечить условия для реализации его прав; документально подтвердить дату и время совершения сотрудником дисциплинарного проступка; выявить обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности сотрудника, в отношении которого проводится служебная проверка, как отягчающие, так и смягчающие его вину; подготовить заключение по результатам служебной проверки в письменной форме и представить соответствующему руководителю (начальнику) для утверждения в установленном порядке (статья 52 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ, пункты 14, 15, 19, разделы III - IV Порядка проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 26 марта 2013 года № 161).
При этом соблюдение установленной нормативными правовыми актами процедуры, связанной с назначением лица, которому поручается проведение служебной проверки в отношении сотрудника органов внутренних дел, позволяет сотруднику, в отношении которого она проводится, заявить о наличии обстоятельств, препятствующих уполномоченному на проведение служебной проверки лицу проводить служебную проверку, что имеет целью обеспечить права сотрудника при проведении в отношении его служебной проверки.
Согласно должностному регламенту старшего инспектора оперативного направления ОМВД ФИО8, он осуществляет контроль хранения, выдачи и приема оружия в дежурной части ОМВД, обеспечивает проведение служебных проверок. Поскольку начальник ОМВД выявил оружие, требующее чистки, ФИО8 подал рапорт о назначении служебной проверки.
В соответствии со статьей 52 Закона о службе, служебная проверка проводится по решению, в том числе, уполномоченного руководителя при необходимости выявления причин, характера и обстоятельств совершенного сотрудником органов внутренних дел дисциплинарного проступка.
Согласно пункту 5 статьи 1 Закона о службе, уполномоченный руководитель - руководитель (начальник) территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, наделенный в установленном порядке руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел полномочиями нанимателя от имени Российской Федерации.
Таким образом, начальник ОМВД является уполномоченным руководителем по смыслу Закона о службе и имел право принять решение о назначении служебной проверки в отношении ФИО3
При этом действующее законодательство не обязывает уполномоченного руководителя принять решение о назначении служебной проверки в письменном виде.
Согласно пункту 14 Порядка проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 26.03.2013 № 161, поручение сотруднику о проведении служебной проверки оформляется в виде резолюции на свободном от текста месте документа, содержащем сведения о наличии основания для ее проведения.
В данном случае поручение о проведении служебной проверки дано начальником ОМВД в виде резолюции на рапорте сотрудника ОМВД от (дата)
Служебная проверка проведена старшим инспектором оперативного направления ОМВД ФИО8, что не запрещено Законом о службе, поскольку указанный сотрудник не являлся и не является лицом, прямо или косвенно заинтересованным в ее результатах.
Так судом установлено, что служебное расследование проведено в установленном законом порядке, надлежащим лицом, у сотрудника отобраны объяснения.
Оснований для признания проверки незаконной не имеется, в связи с чем в данной части иска надлежит отказать.
Разрешая требование о признании приказа о наложении дисциплинарного взыскания незаконным, суд приходит к следующему.
Приказом МВД России от 17.1 1.1999 № 938 утверждена Инструкция о порядке выдачи табельного боевого ручного стрелкового оружия, боеприпасов и специальных средств сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации на постоянное хранение и ношение.
Согласно п.21 Инструкции, сотрудник, получивший табельное боевое ручное стрелковое оружие и боеприпасы, несет личную ответственность за их сохранность и обязан постоянно поддерживать указанное оружие в исправном состоянии.
Приказом МВД России от 12.01.2009 № 13 утверждена Инструкция по организации снабжения, хранения, учета, выдачи (приема) и обеспечения сохранности вооружения и боеприпасов в органах внутренних дел Российской Федерации (далее - Инструкция № 13).
Согласно п.51 Инструкции № 13, сотрудник после приема и закрепления за ним вооружения в период ношения несет ответственность за его исправность, укомплектованность, соблюдение правил эксплуатации и сохранность.
Приказом УМВД России по Хабаровскому краю от 28.04.2017 № 214 утверждена Инструкция по организации приема-сдачи дежурств дежурным нарядом подчиненного территориального органа МВД России (управления, отдела, отделения).
Согласно п.3 Инструкции заступающие в суточный наряд сотрудники вооружаются табельным оружием с двумя снаряженными магазинами (в состав суточного наряда входит, в том числе, следственно-оперативная группа).
Согласно графикам дежурств за ноябрь-декабрь 2020 года, ФИО3 периодически дежурила в составе СОГ.
Из Книги постовых ведомостей ОМВД России по Комсомольскому району (№) установлено, что (дата)ФИО3 заступала на суточное дежурство в составе следственно-оперативной группы (далее - СОГ).
Из Книги выдачи и приема вооружения и боеприпасов ОМВД России по Комсомольскому району установлено, что (дата). ФИО3 получала в КХО ОМВД огнестрельное оружие ИМ 9 мм (№), что подтверждается ее подписью.
Из Тетради для записей оперативного дежурного ОМВД России по Комсомольскому району установлено, что (дата) в суточный наряд заступала оперативный дежурный дежурной части ОМВД ФИО7, а в составе СОГ состояла следователь ФИО3
Согласно Журналу инструктажей личного состава ОМВД по технике безопасности при проведении стрельб установлено, что в 2020 году ФИО3 не стреляла из своего табельного оружия после 19.06.2020г.
В соответствии с Инструкцией № 13, начальник территориального органа МВД России на районном уровне - ежеквартально проверяет наличие, организацию хранения, сбережения и учета вооружения и боеприпасов, их техническое и качественное состояние.
Из Книги проверки наличия, учета и состояния вооружения и боеприпасов ОМВД (№) (часть 1) установлено, что в 9:35 ч 04.12.2020г. начальник О.ФИО1 проверил комнату хранения оружия (далее - КХО) ОМВД.
Из Книги проверки наличия, учета и состояния вооружения и боеприпасов ОМВД (№) (часть 2) установлено, что 04.12.2020г. начальник О.ФИО1 записал замечание о необходимости чистки оружия ФИО3 (запись (№)). Нарушение устранено 04.12.2020г., что подтверждается подписью ФИО6
В соответствии с пунктами 2, 3 Инструкции по организации снабжения, хранения, учета, выдачи (приема) и обеспечения сохранности вооружения и боеприпасов в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 12.01.2009 № 13 (далее - Инструкция № 13), руководитель территориального органа МВД России несет персональную ответственность за несоблюдение сохранности и исправного состояния оружия и боеприпасов в подчиненном ему подразделении. В целях обеспечения надежной сохранности вооружения и боеприпасов руководитель территориального органа МВД России обязан: постоянно иметь точные сведения о наличии и состоянии оружия и боеприпасов (п.п.3.1); осуществлять контроль за организацией охраны, учета, хранения, выдачи и использования, исключающий возможность утраты, хищения или порчи вооружения и боеприпасов (п.п.3.2); организовывать проведение проверок состояния мест хранения вооружения и боеприпасов в сроки, определенные разделом XI настоящей Инструкции (п.п.3.3); немедленно принимать меры к устранению выявленных недостатков (п.п.3.4).
Согласно пункту 278 раздела XI Инструкции (№), наличие, организация хранения, сбережения и учета вооружения и боеприпасов проверяются начальником территориального органа МВД России на районном уровне - ежеквартально, его заместителями - ежемесячно (п.п.278.5).
Согласно пункту 280 раздела XI Инструкции (№), при проведении проверок вооружения и боеприпасов проверяются, в том числе, их наличие, техническое и качественное состояние.
Приказом ОМВД России по Комсомольскому району от (дата)(№) «О закреплении вооружения за личным составом ОМВД России по Комсомольскому району» табельное оружие (пистолет ФИО16 9 мм ТБ-3365) закреплено за майором юстиции ФИО3 (п.46 приложения к приказу).
Из Тетради для записей оперативного дежурного ОМВД России по Комсомольскому району (далее - ОМВД) установлено, что 04.12.2020г. в суточный наряд заступил оперативный дежурный дежурной части ОМВД ФИО6
Из Книги проверки наличия, учета и состояния вооружения и боеприпасов ОМВД (№) установлено, что в 9:35 ч (дата) начальник ОМВД ФИО1 проверил комнату хранения оружия (далее - КХО) О..
Согласно объяснению оперативного дежурного дежурной части ОМВД ФИО6, в период с (дата). по (дата). он заступил на суточное дежурство. В 9:35 ч (дата) начальник ОМВД ФИО1 в его присутствии проверил КХО ОМВД. В ходе проверки было проверено служебное табельное оружие ПМ 9 мм, закрепленное за ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12 и ФИО3 Выявлено грязное служебное табельное оружие (грязь в районе выбрасывателя) (№), закрепленное за ФИО3
Согласно объяснению ФИО3, (дата). ей от оперативного дежурного ФИО6 стало известно, что (дата). начальником ОМВД ФИО1 было проверено ее табельное оружие ТБ-3365, в результате чего было выявлено, что в нем имеются следы загрязнения, которые необходимо устранить до 18:00 ч (дата) Данное загрязнение было ею устранено, и табельное оружие было сдано оперативному дежурному ОМВД. В последний раз свое табельное оружие она чистила (дата)., когда заступала на суточное дежурство. При сдаче табельного оружия (дата) каких-либо нареканий от оперативного дежурного к ней не было. Табельное оружие находилось в надлежащем виде. Следующая чистка оружия была запланирована (дата).. так как именно в этот день она снова заступала на суточное дежурство. В период с (дата). по (дата) она на суточное дежурство не заступала и табельное оружие не брала.
Вместе с тем, из Книги постовых ведомостей ОМВД России по Комсомольскому району (№) установлено, что (дата)ФИО3 заступала на суточное дежурство в составе следственно-оперативной группы (далее - СОГ).
Из Книги выдачи и приема вооружения и боеприпасов ОМВД России по Комсомольскому району установлено, что (дата). ФИО3 получала в КХО ОМВД огнестрельное оружие (№)(№), что подтверждается ее подписью.
Из Тетради для записей оперативного дежурного ОМВД России по Комсомольскому району установлено, что (дата). в суточный наряд заступала оперативный дежурный дежурной части ОМВД ФИО7, а в составе СОГ состояла следователь ФИО3
Согласно объяснению ФИО7, в период с (дата). по (дата). она заступила на суточное дежурство. (дата). ФИО3 сдала свое табельное оружие (№) после суточного дежурства.
Согласно пункту 51 Инструкции (№), сотрудник после приема и закрепления за ним вооружения в период ношения несет ответственность за его исправность, укомплектованность, соблюдение правил эксплуатации и сохранность.
Согласно Графику чистки и смазки оружия в КХО ОМВД, (дата). утвержденному начальником ОМВД, сотрудники следственного отдела чистят свое огнестрельное оружие с 10:00 ч до 13:00 ч каждый четверг.
Частью 1 статьи 47 Закона о службе предусмотрено, что служебная дисциплина соблюдение сотрудником органов внутренних дел установленных законодательством Российской Федерации, Присягой сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, дисциплинарным уставом органов внутренних дел Российской Федерации, контрактом, приказами и распоряжениями руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, приказами и распоряжениями прямых и непосредственных руководителей (начальников) порядка и правил выполнения служебных обязанностей и реализации предоставленных прав.
В силу части 1 статьи 49 Закона о службе, нарушением служебной дисциплины (дисциплинарным проступком) признается виновное действие (бездействие), выразившееся в нарушении сотрудником органов внутренних дел законодательства Российской Федерации, дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, должностного регламента (должностной инструкции) либо в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом, служебных обязанностей, приказов и распоряжений прямых руководителей (начальников) и непосредственного руководителя (начальника) при выполнении основных обязанностей и реализации предоставленных прав.
В соответствии с частью 1 статьи 50 Закона о службе на сотрудника органов внутренних дел в случае нарушения им служебной дисциплины могут налагаться дисциплинарные взыскания.
Согласно заключению служебной проверки ОМВД России по Комсомольскому району от (дата)., ФИО3 допущены нарушения служебной дисциплины, требований пункта 2 части 1 статьи 12 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и пункта 51 Инструкции по организации снабжения, хранения, учета, выдачи (приема) и обеспечения сохранности вооружения и боеприпасов в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 12.01.2009 № 13, выразившиеся в несоблюдении правил эксплуатации закрепленного за ней огнестрельного оружия ПМ 9 мм ТБ-3365.
Приказом ОМВД России по Комсомольскому району от 29.12.2020г., за нарушения служебной дисциплины, требований пункта 2 части 1 статьи 12 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и пункта 51 Инструкции по организации снабжения, хранения, учета, выдачи (приема) и обеспечения сохранности вооружения и боеприпасов в органах внутренних дед Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 12.01.2009 № 13, выразившиеся в несоблюдении правил эксплуатации закрепленного за ней огнестрельного оружия (№) на ФИО3 наложено дисциплинарное взыскание - замечание.
С данным приказом ФИО3 ознакомлена 29.12.2020г., что подтверждается ее подписью.
В силу части 1 статьи 49 Закона о службе, нарушением служебной дисциплины (дисциплинарным проступком) признается виновное действие (бездействие), выразившееся в нарушении сотрудником органов внутренних дел законодательства Российской Федерации, дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, должностного регламента (должностной инструкции) либо в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом, служебных обязанностей, приказов и распоряжений прямых руководителей (начальников) и непосредственного руководителя (начальника) при выполнении основных обязанностей и реализации предоставленных прав.
В соответствии с частью 1 статьи 50 Закона о службе на сотрудника органов внутренних дел в случае нарушения им служебной дисциплины могут налагаться дисциплинарные взыскания.
Служба в органах внутренних дел является особым видом государственной службы, направлена на реализацию публичных интересов, что предопределяет наличие у сотрудников, проходящих службу в этих органах, специального правового статуса, обусловленного выполнением конституционно значимых функций по обеспечению правопорядка и общественной безопасности. Законодатель, определяя правовой статус сотрудников, проходящих службу в органах внутренних дел. вправе устанавливать для этой категории граждан как определенные ограничения в части реализации ими гражданских прав и свобод, так и особые обязанности, обусловленные задачами, принципами организации и функционирования органов внутренних дел, а также специфическим характером деятельности указанных лиц (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 16.04.2009).
Исходя из приведенных положений нормативных правовых актов, служба в органах внутренних дел предполагает особые требования к личным и деловым качествам этой категории граждан. Определение соразмерности применяемого дисциплинарного взыскания и тяжести совершенного сотрудником органов внутренних дел проступка относится к полномочиям руководителя, правомочного принимать решение о наложении дисциплинарного взыскания.
Вина истца в совершении вменяемого дисциплинарного проступка установлена, при этом порядок и сроки наложения дисциплинарного взыскания, положения статьи 51 Закона о службе ответчиком соблюдены. Дисциплинарное взыскание наложено уполномоченным руководителем не позднее двух недель, когда ему стало известно о совершении сотрудником дисциплинарного проступка. До наложения дисциплинарного взыскания от ФИО3 истребовано объяснение в письменной форме. При наложении на истца дисциплинарного взыскания учтена тяжесть совершенного проступка и иные значимые обстоятельства.
В соответствии с пунктом 40 Дисциплинарного устава дисциплинарное взыскание должно соответствовать тяжести совершенного проступка и степени вины. При определении вида дисциплинарного взыскания принимаются во внимание: характер проступка, обстоятельства, при которых он был совершен, прежнее поведение сотрудника, совершившего проступок, признание им своей вины, ею отношение к службе, знание правил ее несения и другие обстоятельства.
Суд учитывает, что данный сотрудник проходит службу в ОМВД России по Комсомольскому району с 2006 года, в должности следователя с (дата), старшего следователя с (дата).
Согласно ч.2 ст.47 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения и укрепления служебной дисциплины руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и уполномоченным руководителем к сотруднику органов внутренних дел могут применяться меры поощрения и на него могут налагаться дисциплинарные взыскания, предусмотренные ст.48 и 50 настоящего Федерального закона.
В соответствии со ст.49 настоящего закона, нарушением служебной дисциплины (дисциплинарным проступком) признается виновное действие (бездействие), выразившееся в нарушении сотрудником органов внутренних дел законодательства Российской Федерации, дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, должностного регламента (должностной инструкции), правил внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, либо в несоблюдении запретов и ограничений, связанных со службой в органах внутренних дел, и требований к служебному поведению, либо в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом, служебных обязанностей, приказов и распоряжений прямых руководителей (начальников) и непосредственного руководителя (начальника) при выполнении основных обязанностей и реализации предоставленных прав.
В соответствии со ст.50 указанного закона, на сотрудника органов внутренних дел в случае нарушения им служебной дисциплины, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, могут налагаться следующие дисциплинарные взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) строгий выговор; 4) предупреждение о неполном служебном соответствии; 5) перевод на нижестоящую должность в органах внутренних дел; 6) увольнение со службы в органах внутренних дел.
Из изложенного следует, что при привлечении сотрудника внутренних дел к дисциплинарной ответственности - самостоятельному виду юридической ответственности - предполагается возможность применения к нему дисциплинарного взыскания за виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него служебных обязанностей. При этом юридически значимым обстоятельством является факт наличия в его действиях состава дисциплинарного правонарушения.
В силу ст.51 указанного закона, дисциплинарное взыскание должно быть наложено не позднее чем через две недели со дня, когда прямому руководителю (начальнику) или непосредственному руководителю (начальнику) стало известно о совершении сотрудником органов внутренних дел дисциплинарного проступка, а в случае проведения служебной проверки или возбуждения уголовного дела - не позднее чем через один месяц со дня утверждения заключения по результатам служебной проверки или вынесения окончательного решения по уголовному делу.
В указанные сроки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке.
До наложения дисциплинарного взыскания от сотрудника органов внутренних дел, привлекаемого к ответственности, должно быть затребовано объяснение в письменной форме. В случае отказа сотрудника дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Перед наложением дисциплинарного взыскания по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя в соответствии со статьей 52 настоящего Федерального закона может быть проведена служебная проверка.
О наложении на сотрудника органов внутренних дел дисциплинарного взыскания издается приказ руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя. Дисциплинарное взыскание в виде замечания или выговора может объявляться публично в устной форме. В случае временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке приказ о наложении на него дисциплинарного взыскания издается после его выздоровления, выхода из отпуска или возвращения из командировки. Сотрудник считается привлеченным к дисциплинарной ответственности со дня издания приказа о наложении на него дисциплинарного взыскания либо со дня публичного объявления ему замечания или выговора в устной форме.
В приказе о наложении на сотрудника органов внутренних дел дисциплинарного взыскания указываются иные сотрудники, до сведения которых должен быть доведен этот приказ.
Уполномоченный руководитель обязан в течение трех рабочих дней ознакомить сотрудника органов внутренних дел под расписку с приказом о наложении на него дисциплинарного взыскания. В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке, а также время, необходимое для прибытия сотрудника к месту ознакомления с приказом о наложении на него дисциплинарного взыскания или для доставки указанного приказа к месту службы сотрудника.
В соответствии с п.3 Дисциплинарного Устава органов внутренних дел РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 14.10.2012, который обязателен для исполнения сотрудниками органов внутренних дел РФ - Служебная дисциплина в органах внутренних дел - соблюдение сотрудником установленных законодательством Российской Федерации, Присягой сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, настоящим Уставом, контрактом, а также приказами и распоряжениями Министра внутренних дел Российской Федерации, приказами и распоряжениями прямых и непосредственных руководителей (начальников) порядка и правил выполнения служебных обязанностей и реализации предоставленных сотруднику прав.
Пунктом 4 Дисциплинарного Устава предусмотрено, что служебная дисциплина в органах внутренних дел обеспечивается: а) личной ответственностью каждого сотрудника за выполнение своих служебных обязанностей; б) соблюдением сотрудником порядка и правил выполнения служебных обязанностей и реализации предоставленных ему прав, правил внутреннего служебного распорядка органа внутренних дел (подразделения), условий заключенного с сотрудником контракта о прохождении службы в органах внутренних дел, правил ношения форменной одежды; в) неукоснительным исполнением сотрудником приказов и распоряжений руководителя (начальника), отданных в установленном порядке и не противоречащих федеральным законам; г) соблюдением требований к служебному поведению сотрудников; д) поддержанием сотрудником уровня квалификации, необходимого для выполнения служебных обязанностей; е) воспитанием сотрудников, формированием у них высоких личных и деловых качеств, сознательного отношения к выполнению служебных обязанностей; ж) ответственностью руководителя (начальника) за состояние служебной дисциплины среди подчиненных; з) осуществлением повседневного контроля со стороны прямых и непосредственных руководителей (начальников) за выполнением подчиненными служебных обязанностей; и) обоснованным применением руководителями (начальниками) в отношении подчиненных мер поощрения и дисциплинарных взысканий; к) уважением руководителем (начальником) чести и достоинства подчиненных.
В силу ст.12 Федерального закона от 30.11.2011 №342 сотрудник органов внутренних дел должен знать и соблюдать Конституцию Российской Федерации, законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере внутренних дел, обеспечивать их исполнение; проходить в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, регулярные проверки знания Конституции Российской Федерации, законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в указанной сфере.
Кроме того, должен знать и исполнять должностной регламент (должностную инструкцию) и положения иных документов, определяющие его права и служебные обязанности, исполнять приказы и распоряжения прямых руководителей (начальников), а также руководствоваться законодательством Российской Федерации при получении приказа либо распоряжения прямого или непосредственного руководителя (начальника), заведомо противоречащих законодательству Российской Федерации.
У суда не возникло сомнений в том, что истец совершил дисциплинарный проступок, что подтверждается материалами дела, в том числе объяснениями самого сотрудника, свидетелями.
Вместе с тем, В соответствии с п.53 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 (ред. от 24.11.2015) "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" в силу статьи 46 (часть 1) Конституции РФ, гарантирующей каждому судебную защиту его прав и свобод, и корреспондирующих ей положений международно-правовых актов, в частности статьи 8 Всеобщей декларации прав человека, статьи 6 (пункт 1) Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также статьи 14 (пункт 1)
Международного пакта о гражданских и политических правах, государство обязано обеспечить осуществление права на судебную защиту, которая должна быть справедливой, компетентной, полной и эффективной.
Учитывая это, а также принимая во внимание, что суд, являющийся органом по разрешению индивидуальных трудовых споров, в силу части 1 статьи 195 ГПК РФ должен вынести законное и обоснованное решение, обстоятельством, имеющим значение для правильного рассмотрения дел об оспаривании дисциплинарного взыскания или о восстановлении на работе и подлежащим доказыванию работодателем, является соблюдение им при применении к работнику дисциплинарного взыскания вытекающих из статей 1, 2, 15, 17, 18, 19, 54 и 55 Конституции РФ и признаваемых Российской Федерацией как правовым государством общих принципов юридической, а следовательно и дисциплинарной, ответственности, таких, как справедливость, равенство, соразмерность, законность, вина, гуманизм.
В этих целях работодателю необходимо представить доказательства, свидетельствующие не только о том, что работник совершил дисциплинарный проступок, но и о том, что при наложении взыскания учитывались тяжесть этого проступка и обстоятельства, при которых он был совершен (часть пятая статьи 192 ТК РФ), а также предшествующее поведение работника, его отношение к труду.
Судом установлено, что к истцу применено дисциплинарное наказание в виде замечания.
В соответствии со ст.50 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ (ред. от 08.12.2020) "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"На сотрудника органов внутренних дел в случае нарушения им служебной дисциплины, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, могут налагаться следующие дисциплинарные взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) строгий выговор; 4) предупреждение о неполном служебном соответствии; 5) перевод на нижестоящую должность в органах внутренних дел; 6) увольнение со службы в органах внутренних дел.
Учитывая установленные по дела обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что примененное замечание к сотруднику ФИО3 соразмерно совершенному дисциплинарному проступку. Соответственно в данной части иска истцу надлежит отказать.
Суд не принимает во внимание все доводы представителя истца, поскольку они противоречат обстоятельствам, установленным в судебном заседании, а также основаны на неправильном толковании норм материального права..
Суд не принимает во внимание доводы представителя истца о том, что ОМВД России по Комсомольскому району является ненадлежащим ответчиком по следующим основаниям.
Начальник ОМВД России по Комсомольскому району наделен полномочием по наложению дисциплинарных взысканий на подчиненных следователей, за исключением перевода на нижестоящую должность и увольнения.
Так, согласно части 3 статьи 51 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дисциплинарные взыскания на сотрудника органов внутренних дел налагаются прямыми руководителями (начальниками) в пределах прав, предоставленных им руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Согласно пункту 8 приложения № 43 («Перечень руководителей (начальников) системы Министерства внутренних дел Российской Федерации и соответствующих им прав по применению мер поощрения и наложению дисциплинарных взысканий в отношении подчиненных сотрудников») к Порядку организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденному приказом МВД России от 01.02.2018 № 50, начальник территориального органа МВД России на районном уровне имеет право наложения всех видов дисциплинарных взысканий на следователей (кроме перевода и увольнения), в отношении любых подчиненных сотрудников, независимо от того, каким должностным лицом они назначены (кроме сотрудников, назначенных Президентом Российской Федерации).
Подчиненность следователей начальнику территориального органа МВД России на районном уровне (ОМВД России по Комсомольскому району) предусмотрена подп. 8 пункта 10, пунктом 13, подп. 1 пункта 16 Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне, утвержденного приказом МВД России от 05.06.2017 № 355, согласно которым: «Территориальный орган, реализуя на территории обслуживания задачи и полномочия органов внутренних дел: осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации дознание и производство предварительного следствия по уголовным делам; начальник территориального органа осуществляет руководство территориальным органом на основе единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на территориальный орган задач, состояние служебной дисциплины и законности среди подчиненных, эффективность профилактической и воспитательной работы с ними; начальник территориального органа: организует деятельность территориального органа».
ОМВД России по Комсомольскому району имеет в своем штате должности следователей.
Таким образом, следователи подчиняются начальнику территориального органа МВД России на районном уровне, соответственно последний имеет дисциплинарные полномочия в отношении их.
Начальник ОМВД России по Комсомольскому району в силу п. 5 ci. 1 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» является «уполномоченным руководителем», поскольку обладает отдельными правами нанимателя.
Дисциплинарные права начальника территориального органа МВД России на районном уровне в отношении следователей подтверждены прилагаемым разъяснением Договорно-правового департамента МВД России от (дата)(№).
Доводы истца об отсутствии дисциплинарных полномочий у начальника ОМВД России по Комсомольскому району основаны на неверном понимании служебного законодательства в этой части.
Так, начальник ОМВД России по Комсомольскому району и заместитель начальника УМВД России по Хабаровскому краю - начальник следственною управления имеют как разные, так и общие права представителя нанимателя.
Например, заключение контракта, назначение на должность и увольнение - исключительное полномочие заместителя начальника УМВД России по Хабаровскому краю - начальника следственного управления. Тогда как выплата денежного довольствия, направление в командировки на территории обслуживания, предоставление ежегодных отпусков - компетенция начальника ОМВД России по Комсомольскому району.
Правом наложения на следователя дисциплинарного взыскания обладают следующие руководители: начальник следственного подразделения ОМВД России по Комсомольскому району (только устные замечания и выговор) - пункт 10 приложения № 43; начальник ОМВД России по Комсомольскому району - пункт 8 приложения № 43; заместитель УМВД России по Хабаровскому краю - начальник следственного управления - пункт 10 приложения № 43; начальник УМВД России по Хабаровскому краю - ч. 4 статьи 51 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Министр внутренних дел Российской Федерации - части 3 и 4 указанной статьи. Таким образом, факт заключения контракта истцом с вышестоящим руководителем не исключает дисциплинарные права иных руководителей, поскольку эти дисциплинарные права установлены Министром внутренних дел Российской Федерации. заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, утвержденной приказом МВД России от 29.08.2014 № 736).
Поскольку требование о взыскании денежной компенсации морального вреда является производным от требований о признании приказа о наложении дисциплинарного взыскания и заключения служебной проверки незаконными, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований истца в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО3 к ОМВД России по Комсомольскому району о признании приказа о дисциплинарном наказании и заключения служебной проверки незаконными, взыскании денежной компенсации морального вреда – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Центральный районный суд г.Комсомольска-на-Амуре.
Судья О.О.Устьянцева-Мишнева