Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-1045/12
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 марта 2012 года г. Барнаул
Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:
председательствующего: Паниной Е.Ю.
при секретаре: Ильиной Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ФИО1 к Инспекции государственного строительного надзора, контроля и надзора в области долевого строительства Алтайского края, администрации города Барнаула, Комитету по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула о признании действий незаконными, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с иском администрации города Барнаула, Комитету по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула с требованием о признании незаконным отказа Комитета по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула во включении истца в реестр пострадавших участников строительства жилья для получения господдержки, обязании включить его в указанный реестр.
В обоснование заявленных требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ им был заключен договор субдолевого участия № с ООО СП «ФИО8» на .... доме строительный № квартал ДД.ММ.ГГГГ. (.... и на однокомнатную .... том же доме.
После подписания договора № от ДД.ММ.ГГГГ истец выполнил свои обязательства субдольщика, оплатив ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ денежную сумму в размере стоимости квартиры - руб. о чем была выдана справка № от ДД.ММ.ГГГГ о полном расчете по договору.
В связи с тем, что квартира на момент заключения договора № от ДД.ММ.ГГГГ уже принадлежала ООО Страховой компании «ФИО9», ООО СП «ФИО8» не могло исполнить обязательства по передаче квартиры истцу.
ДД.ММ.ГГГГ районным судом г.Барнаула вынесено решение согласно которому на ООО СП «ФИО8» возложена обязанность предоставить истцу квартиру не менее кв. м в черте ..... Решение вступило в силу и не исполнено до настоящего времени.
По обязательствам предоставления однокомнатной квартиры по договору с ООО СП «ФИО8» истец получил квартиру № № в доме № № по ул..... в .....
ДД.ММ.ГГГГ Комитетом по строительству, архитектуре и развитию администрации г.Барнаула истцу был дан ответ, согласно которому истцу было отказано в передаче сведений о нем для включения в реестр пострадавших участников строительства жилья. Данный отказ обоснован тем, что ранее ему была оказана поддержка при получении квартиры в жилом доме по .... в ЖСК «ФИО14».
Истец полагает указанный отказ необоснованным, считая, что государственная поддержка, предусмотренная Законом Алтайского края № 53-ЗС от 11.05.2011 «О регулировании отдельных отношений в сфере долевого строительства, направленных на защиту прав и законных интересов участников долевого строительства на территории Алтайского края», ему не была оказана. Получение квартиры в ЖСК считает не может быть отнесено к обстоятельствам, которые лишают его права на получение государственной поддержки в виде включения его в реестр пострадавших участников строительства жилья.
По указанным основаниям обратился в суд с иском.
При рассмотрении дела истец уточнил исковые требования, предъявив их также к Инспекции государственного строительного надзора, контроля и надзора в области долевого строительства Алтайского края, просит признать незаконным отказ Комитета по строительству, архитектуре и развитию администрации г.Барнаула во включении ФИО1 в реестр пострадавших участников строительства жилья для получения государственной поддержки, обязать Инспекцию государственного строительного надзора, контроля и надзора в области долевого строительства Алтайского края включить ФИО1 в реестр проблемных объектов и пострадавших участников строительства жилья.
В судебном заседании представитель истца ФИО2 на исковых требованиях настаивала по основаниям, изложенным в иске.
Представитель администрации г. Барнаула ФИО3 исковые требования не признала, пояснила суду, что постановлением администрации г. Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ № истец был включен в список членов ЖСК «ФИО14» имеющих право на льготное финансирование строительства жилья в доме № № по ул. .... в ..... Полагает, что истец не имеет права на включение в реестр пострадавших участников строительства жилья, поскольку реализовал право на получение мер государственной поддержки как пострадавший участник строительства жилья в связи со строительством многоквартирного дома по ...., №. Считает, что указанное право имеется у пострадавшего дольщика 1 раз в связи со строительством какого-либо объекта долевого строительства, независимо от числа строящихся квартир. Право на меры государственной поддержки было бы у истца, если бы строительство квартир осуществлялось в разных домах.
Истец, ФИО1, представители ответчиков Комитета по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула, Инспекции государственного строительного надзора, контроля и надзора в области долевого строительства Алтайского края, представители третьих лиц администрации Индустриального района г. Барнаула, Управления Алтайского края по строительству и архитектуре в судебное заседание не явились, извещены надлежаще.
Согласно отзыва Управления Алтайского края по строительству и архитектуре полагают решение Комитета по строительству, архитектуре и развитию администрации г.Барнаула является законным и обоснованным, а доводы заявителя несостоятельными в виду того, что ФИО1 уже была оказана государственная поддержка в виде софинансирования строительства многоквартирного жилого дома по адресу: .... (ЖСК «ФИО14») с последующим предоставлением квартиры, и повторное оказание такой поддержки законом № 53-ЗС не предусмотрено. В соответствии с постановлением Администрации края от 18.02.2003 № 70 и в целях реализации Плана мероприятий по оказанию помощи пострадавшим дольщикам ООО СП «ФИО8» был создан ЖСК «ФИО14» для работников бюджетных организаций и социально не защищенных слоев населения во вновь строящихся в г. Барнауле жилых домах №, квартал ДД.ММ.ГГГГ. Строительство домов велось на условиях долевого финансирования – 35 % средства краевого бюджета, 35 % средства бюджета ...., 30 % средства граждан.
Администрация Индустриального района г. Барнаула в соответствии с отзывом на исковое заявление также полагает, что основания для удовлетворения иска отсутствуют, поскольку истцу ранее уже была оказана государственная поддержка в виде включения в члены ЖСК «ФИО14» с последующим предоставлением квартиры.
Инспекция государственного строительного надзора, контроля и надзора в области долевого строительства Алтайского края в отзыве на иск ссылается на то, что Инспекция осуществляет только ведение реестра пострадавших участников строительства жилья. Документы и сведения необходимые для ведения реестра представляются органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов. На территории г. Барнаула эти полномочия возложены на Комитет по строительству, архитектуре и развитию г. Барнаула. В связи с чем Инспекция является ненадлежащим ответчиком, поскольку каких-либо решений в отношении истца не принимала. При этом полагает, что истцу ранее была оказана государственная поддержка в виде предоставления однокомнатной квартиры по .... в .....
С учетом мнения лиц, участвующих в деле, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Установлено, что между ФИО1 и ООО СП «ФИО8» ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор субдолевого участия №, предусматривающий строительство трехкомнатной квартиры № № общей площадью кв.м., в доме строительный № квартал №. (.... и однокомнатной квартиры №№, общей площадью кв.м., в том же доме. Стоимость финансирования строительства указанных квартир предусмотрена договором в размере тыс. рублей.
Истец выполнил свои обязательства субдольщика по договору № от ДД.ММ.ГГГГ оплатив ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ денежную сумму в размере стоимости квартир - рублей, что подтверждается квитанциями от указанных дат, а также справкой № от ДД.ММ.ГГГГ о полном расчете по договору.
Предусмотренные договором квартиры истцу не переданы, данное обстоятельство сторонами не оспаривается.
В соответствии с выпиской из решения Индустриального районного суда .... от ДД.ММ.ГГГГ на ООО СП «ФИО8» возложена обязанность предоставить ФИО1 трехкомнатную квартиру не менее кв.м. в черте .....
Постановлением .... № от ДД.ММ.ГГГГ принято решение о создании ЖСК «ФИО14 для работников бюджетных организаций и социально незащищенных слоев населения во вновь строящихся в .... жилых домах №№, квартал №. Предусмотрено участие в долевом финансировании строительства жилых домов ЖСК «ФИО14» средствами краевого бюджета в размере 35 %, финансирование администрации г. Барнаула в размере 35 %, софинансирование граждан в размере 30 %.
Постановлением администрации г. Барнаула № 218 от 04.02.2003 администрации Индустриального района г. Барнаула поручено совместно с АКОО «ФИО23 сформировать ЖСК «ФИО14 во вновь строящихся домах по .... (№№ квартал ДД.ММ.ГГГГ).
ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ обратился в администрацию Индустриального района г. Барнаула с заявлением о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, при этом указал, что является пострадавшим дольщиком, не имеет жилья, в ДД.ММ.ГГГГ году купил долевую однокомнатную квартиру, жилья не имеет, прописан у родственников.
Постановлением администрации Индустриального района г. Барнаула № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 в составе семьи 1 человек поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Постановлением администрации Индустриального района г. Баранула № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден список работников бюджетных организаций и социально незащищенных слоев населения, принятых в члены ЖСК «ФИО14» для строительства жилого дома по .... (стр. №, квартал ДД.ММ.ГГГГ). ФИО1 включен в указанный список с правом на строительство 1-комнатной квартиры.
Постановлением администрации Индустриального района г. Барнаула № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден список членов ЖСК «ФИО14», имеющих право на льготное финансирование строительства жилья в .... в ..... ФИО1 включен в указанный список с правом на льготное финансирование строительства 1-комнатной квартиры.
11.05.2011 принят Закон Алтайского края от N 53-ЗС «О регулировании отдельных отношений в сфере долевого строительства, направленных на защиту прав и законных интересов участников долевого строительства на территории Алтайского края», согласно ст. 1 которого указанный Закон регулирует отдельные отношения в сфере строительства жилья в Алтайском крае, направленные:
на защиту прав и законных интересов граждан - участников строительства многоквартирных домов, до вступления в силу настоящего Закона пострадавших от неправомерных действий (бездействия) застройщиков, в результате чего строительство объектов остановлено, и (или) участники строительства жилья, передавшие для этих целей денежные средства, утратили их;
на предотвращение ситуаций, связанных с нарушением прав и законных интересов граждан - участников долевого строительства.
Согласно ст. 2 названного закона
проблемный объект строительства жилья - многоквартирный дом, для строительства которого застройщик привлек денежные средства участников строительства жилья и не выполняет своих обязательств по заключенным с ними договорам - строительство не начато в течение шести месяцев с момента выдачи разрешения на строительство и (или) строительство остановлено на срок более шести месяцев, включенный в реестр проблемных объектов и пострадавших участников строительства жилья (далее - реестр);
пострадавший участник строительства жилья:
1) гражданин, вложивший денежные средства в строительство проблемного объекта и включенный в реестр;
2) гражданин, вложивший денежные средства в строительство многоквартирного дома и утративший их в результате неправомерных действий застройщика, включенный в реестр.
Статьей 4 названного закона, предусмотрено ведение реестра проблемных объектов и пострадавших участников строительства жилья. Порядок формирования и ведения реестра проблемных объектов и пострадавших участников строительства жилья устанавливается Администрацией Алтайского края.
Порядком формирования и ведения реестра проблемных объектов и пострадавших участников строительства жилья, утв. пост. Администрации Алтайского края от 08.08.2011 N 435, предусмотрено, что формирование и ведение реестра осуществляет инспекция государственного строительного надзора, контроля и надзора в области долевого строительства Алтайского края на основании сведений, предоставляемых органами местного самоуправления.
В соответствии с Порядком подготовки сведений для формирования и ведения реестров проблемных объектов и пострадавших участников строительства жилья на территории города Барнаула, утв. пост. Администрации города Барнаула от 14.09.2011 N 2696 сбор и подготовку сведений, необходимых для формирования и ведения реестров проблемных объектов и пострадавших участников строительства жилья осуществляет комитет по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула. Для включения объектов в Реестр проблемных объектов комитет направляет в Инспекцию государственного строительного надзора, контроля и надзора в области долевого строительства Алтайского края ходатайство на основании заявления пострадавшего участника строительства жилья.
Истец обратился в Комитет по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула о внесении сведений о нем в реестр пострадавших участников строительства жилья.
Согласно ответа Комитета по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ на указанное обращение истцу отказано в подготовке сведений о нем для формирования реестра пострадавших участников строительства жилья в связи с тем, что ранее ему была оказана господдержка при получении квартиры в жилом доме по .... в ЖСК «ФИО14».
Ответ направлен на основании решения комиссии указанного Комитета по рассмотрению вопросов подготовки сведений для формирования и ведения реестров проблемных объектов и пострадавших участников строительства жилья на территории г. Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ, оформленного протоколом №.
Из указанного протокола усматривается, что на рассмотрение комиссии поступило заявление от граждан, пострадавших от деятельности ООО СП «ФИО8» и ФИО35», в том числе и от граждан, которым ранее была оказана государственная поддержка при строительстве домов через ЖСК «ФИО14». Комиссией принято решение по всем гражданам, подавшим заявления и предоставившим необходимые документы, направить сведения для включения в реестр пострадавших участников строительства жилья. Гражданам ФИО1 и еще ряду граждан, отказать во включении сведений в реестр пострадавших участников строительства жилья.
Оценивая обоснованность указанного отказа суд учитывает следующее.
Статьей 6 закона 53-ЗС от 11.05.2011 установлены формы государственной поддержки пострадавших участников строительства жилья, в числе которых предусмотрено выделение средств краевого бюджета для продолжения строительства проблемного объекта или начала нового объекта на условиях софинансирования со стороны пострадавшего участника долевого строительства жилья.
Согласно п. 3 ст. 6 названного Закона для получения мер государственной поддержки, предусмотренных пунктами 4 - 10 части 2 настоящей статьи, пострадавшие участники строительства жилья создают некоммерческую организацию и принимают решение по поводу продолжения строительства проблемного объекта застройщиком или о смене застройщика, которое направляется в уполномоченный орган.
Статьей 7 Закона предусмотрено участие органов местного самоуправления Алтайского края в регулировании отдельных отношений в сфере долевого строительства, направленных на защиту прав и законных интересов участников долевого строительства, в том числе в виде софинансирования за счет средств местного бюджета строительства проблемного объекта или начала строительства нового жилого объекта.
П. 8 Порядка формирования и ведения реестра проблемных объектов и пострадавших участников строительства жилья предусмотрены основаниями для принятия решения об отказе во включении сведений о пострадавших участниках строительства жилья в реестр, а также об их исключении из реестра, к которым относятся:
а) исполнение обязательств застройщиком (новым застройщиком) перед пострадавшим участником строительства жилья;
б) оказание пострадавшему участнику строительства жилья государственной поддержки, предусмотренной ст. 6 Закона.
Таким образом, Закон № 53-ЗС от 11.05.2011 не содержит норм ограничивающих право на получение мер государственной поддержки гражданам, пострадавшим от долевого участия в строительстве жилья.
Указанные ограничения предусмотрены Порядком формирования и ведения реестра проблемных объектов и пострадавших участников строительства жилья.
Вместе с тем, Законом не предусмотрена возможность установления таких ограничений в названном Порядке.
Кроме того, Порядок формирования и ведения реестра проблемных объектов и пострадавших участников строительства жилья предусматривает, принятие решения об отказе во включении сведений в реестр пострадавших участников жилья в случае оказания пострадавшему участнику государственной поддержки.
Между тем, объем указанной государственной поддержки в настоящий момент законодательно не определен.
Как усматривается из материалов дела, меры государственной поддержки при формировании ЖСК «ФИО14» в виде выделения средств краевого бюджета и бюджета муниципального образования были предоставлены с условием софинансирования со стороны пострадавшего участника строительства жилья. При этом софинансирование определено в размере 30 % от стоимости строительства объекта, подлежащего передаче пострадавшему участнику строительства жилья.
Аналогичные положения содержатся в Постановлении Администрации Алтайского края № 479 от 29.08.2011 «О дополнительных мерах поддержки пострадавших участников долевого строительства жилья», которым предусмотрено в целях оказания поддержки данной категории граждан создать ЖСК «ФИО38», с установлением долевого финансирования строительства жилого дома ЖСК на следующих условиях 35 % - средства краевого бюджета, 35 % - средства бюджетов муниципальных образований, 30 % - средства членов ЖСК.
При этом из постановления администрации Алтайского края, администрации г. Барнаула не усматривается в каком порядке определялось право пострадавших участников строительства жилья на участие в строительстве жилых домов на условиях софинансирования.
В документах по формированию членов ЖСК «ФИО14» не установлено каким образом определялось право на участие в софинансировании строительства – по количеству членов семьи, по площади жилого помещения, в связи с незавершением строительства которого признан пострадавшим участником строительства жилья. При этом предусмотрено участие в строительстве на условиях софинансирования как однокомнатных, так и 2-х, 3-х комнатных квартир.
Действующий в настоящее время Закон № 53-ЗС, а также ранее действовавшие нормативные документы положений, определяющих порядок такого участия, не содержали.
В связи с чем, при отсутствии положений, определяющих объем государственной поддержки, которую может получить пострадавший участник долевого строительства жилья, не может быть сделан вывод о том, что ФИО1 в полном объеме реализовал сове право на получение мер государственной поддержки, предусмотренной для пострадавших участников строительства жилья, поскольку им вложены денежные средства в строительство 3-х и 1-комнатной квартир, он воспользовался правом на государственную поддержку в виде предоставления средств бюджета субъекта РФ и муниципального образования для строительства объекта на условиях софинансирования с правом получения 1-комнатной квартиры. В ином случае будет нарушен принцип равенства прав и обязанностей граждан.
С учетом изложенного, отказ Комитета по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула в подготовке сведений об истце для формирования реестра пострадавших участников строительства жилья является необоснованным.
Кроме того, в силу вышеуказанных положений законодательства к полномочиям Комитета по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула относится сбор и подготовка сведений, необходимых для формирования и ведения реестров проблемных объектов и пострадавших участников строительства жилья, а также направление в Инспекцию государственного строительного надзора, контроля и надзора в области долевого строительства Алтайского края ходатайства о включении пострадавшего участника строительства жилья в реестр.
Между тем, Комитетом по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула принято решение об отказе ФИО1 во включении сведений в реестр пострадавших участников строительства жилья.
Принятие указанного решения к компетенции Комитета по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула не относится.
При указанных обстоятельствах исковые требования ФИО1 в части признания данного отказа незаконным подлежат удовлетворению.
Требования к Инспекции государственного строительного надзора, контроля и надзора в области долевого строительства Алтайского края о возложении обязанности включить ФИО1 в реестр проблемных объектов и пострадавших участников строительства жилья суд полагает не подлежащими удовлетворению, как преждевременно заявленные, поскольку в указанный орган сведения об истце в целях включения в реестр не передавались, Инспекцией решение об отказе во включении истца в реестр не принималось.
В соответствии с Порядком подготовки сведений для формирования и ведения реестров проблемных объектов и пострадавших участников строительства жилья на территории города Барнаула сведения о пострадавшем участнике строительства жилья передаются в Инспекцию Комитетом по строительству, архитектуре и развитию г. Барнаула на основании заявления пострадавшего участника строительства жилья с приложением предусмотренных названным Порядком документов.
Между тем, как следует из материалов дела, Комитетом заявление истца на предмет соответствия приложенных документов, перечню, предусмотренному Порядком, не рассматривалось.
При таких обстоятельствах, исковые требования ФИО1 подлежат удовлетворению в части признания незаконным отказа Комитета по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула во включении ФИО1 в реестр пострадавших участников строительства жилья, требования к Инспекции государственного строительного надзора, контроля и надзора в области долевого строительства Алтайского края не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ Комитета по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ во включении ФИО1 в реестр пострадавших участников строительства жилья.
В остальной части в удовлетворении исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Центральный районный суд г. Барнаула в течение 1 месяца с момента изготовления мотивированного решения суда.
Судья Е.Ю. Панина
Копия верна
Судья Е.Ю. Панина
Секретарь Н.В. Ильина