Дело № 2-10450/2013
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ
Одинцовский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Галкиной Н.В.
с участием прокурора Ищенко Е.И.
при секретаре Волковой Е.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Администрации Одинцовского муниципального района Московской области об оспаривании нормативного правового акта
УСТАНОВИЛ:
Администрация Одинцовского муниципального района Московской области обратилась в суд с заявлением об оспаривании нормативного правового акта, с учетом уточнения заявленных требований просит признать недействующими пункт 2(п.п.2.1, 2.2, 2.3) и пункт 3 решения Совета депутатов Одинцовского муниципального района Московской области №15/28 от 13.09.2013г. «О совершенствовании кадровой работы в Одинцовском муниципальном районе Московской области».
В обоснование заявленных требований Администрация Одинцовского муниципального района Московской области указала, что 13.09.2013г. Совет депутатов Одинцовского муниципального района Московской области принял решение №15/28 от 13.09.2013г. «О совершенствовании кадровой работы в Одинцовском муниципальном районе Московской области». В соответствии с принятым решением в Положение о муниципальной службе в Одинцовском муниципальном районе Московской области, утвержденным решением Совета депутатов Одинцовского муниципального района Московской области от 13.11.2009г. №7/39, внесены следующие изменения: Статья 11 дополнена частью 5.1. следующего содержания: «5.1. Поступлению гражданина на муниципальную службу предшествует согласование его кандидатуры Главой Одинцовского муниципального района и постоянной комиссией Совета депутатов Одинцовского муниципального района, курирующей направление деятельности органа Администрации Одинцовского муниципального района или деятельность органа местного самоуправления в целом, должность в котором подлежит замещению. В случае отказа в согласовании кандидатуры Глава Одинцовского муниципального района или постоянная комиссия Совета депутатов Одинцовского муниципального района информирует гражданина в письменной форме о причинах отказа в поступлении на муниципальную службу». Часть 6 статьи 11 изложена в следующей редакции: «6. Поступление гражданина на муниципальную службу осуществляется после согласования его кандидатуры Главой Одинцовского муниципального района и постоянной комиссией Совета депутатов Одинцовского муниципального района в результате назначения на должность муниципальной службы на условиях трудового договора в соответствии с трудовым законодательством с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Положением». Статья 23 дополнена частью 3 следующего содержания: «3. Расторжение трудового договора с муниципальным служащим согласовывается с Главой Одинцовского муниципального района и постоянной комиссией Совета депутатов Одинцовского муниципального района, курирующей направление деятельности органа Администрации Одинцовского муниципального района или деятельность органа местного самоуправления в целом, с работником которого планируется расторжение трудового договора. Инициатор расторжения трудового договора направляет Главе Одинцовского муниципального района и в постоянную комиссию Совета депутатов Одинцовского муниципального района соответствующее заявление за две недели до планируемой даты расторжения трудового договора». Заявитель считает, что принятое Советом депутатов Одинцовского муниципального района Решение не соответствует действующему законодательству, нарушает компетенцию Администрации Одинцовского муниципального района Московской области и подлежит признанию его недействующим.
Заявитель: представитель Администрации Одинцовского муниципального района Московской области в судебное заседание явился, на уточненных требованиях настаивал в полном объеме.
Заинтересованное лицо: представитель Совета депутатов Одинцовского муниципального района Московской области в судебное заседание явилась, с заявленными требованиями не согласилась в полном объеме, просила в их удовлетворении отказать, представила письменные возражения.
Прокурор полагала требования Администрации Одинцовского муниципального района Московской области основанными на законе и подлежащими удовлетворению.
Выслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 13 Гражданского кодекса РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Согласно п. 9 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 29.11.2007 №48 " О ПРАКТИКЕ РАССМОТРЕНИЯ СУДАМИ ДЕЛ ОБ ОСПАРИВАНИИ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ПОЛНОСТЬЮ ИЛИ В ЧАСТИ " существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Анализ оспариваемого в части решения Совета депутатов Одинцовского муниципального района Московской области №15/28 от 13.09.2013г. «О совершенствовании кадровой работы в Одинцовском муниципальном районе Московской области» позволяет суду прийти к выводу, что оспариваемый правовой акт является нормативным и проверка его законности проводится судом в порядке гл.24 ГПК РФ.
В соответствии с п.2 ст.251 ГПК РФ с заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону полностью или в части в суд вправе обратиться Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, глава муниципального образования, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом нарушена их компетенция.
Согласно п.5 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 29.11.2007г. №48 "О ПРАКТИКЕ РАССМОТРЕНИЯ СУДАМИ ДЕЛ ОБ ОСПАРИВАНИИ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ПОЛНОСТЬЮ ИЛИ В ЧАСТИ" должностные лица, органы государственной власти и местного самоуправления, перечисленные в части 2 статьи 251 ГПК РФ, вправе обратиться в суд с заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону полностью или в части, если они считают, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом или его частью нарушена их компетенция. Нарушением компетенции, в частности, следует считать регулирование оспариваемым нормативным правовым актом или его частью тех отношений, которые в соответствии с действующим законодательством подлежат регулированию нормативными правовыми актами, издаваемыми заинтересованными лицами, обратившимися в суд. В заявлении должно быть указано, в чем конкретно состоит нарушение оспариваемым нормативным правовым актом или его частью компетенции соответствующего должностного лица или органа.
В силу п.1 ст.249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
На основании п.17 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 29.11.2007г. №48 "О ПРАКТИКЕ РАССМОТРЕНИЯ СУДАМИ ДЕЛ ОБ ОСПАРИВАНИИ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ПОЛНОСТЬЮ ИЛИ В ЧАСТИ" при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять порядок принятия нормативного правового акта, в частности: полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы; форму (вид), в которой орган (должностное лицо) вправе принимать нормативные правовые акты; предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования. Если суд установит, что при издании оспариваемого нормативного правового акта были нарушены требования законодательства хотя бы по одному из оснований, влекущих признание акта недействующим, он вправе принять решение об удовлетворении заявления без исследования других обстоятельств по делу, в том числе содержания оспариваемого акта.
Судом установлено, что Советом депутатов Одинцовского муниципального района Московской области 13 сентября 2013 года принято решение №15/28 «О совершенствовании кадровой работы в Одинцовском муниципальном районе Московской области», пунктом 2 которого в Положении о муниципальной службе в Одинцовском муниципальном районе Московской области, утвержденном решением Совета депутатов Одинцовского муниципального района Московской области от 13.11.2009г. №7/39, статья 11 дополнена частью 5.1. следующего содержания: «5.1. Поступлению гражданина на муниципальную службу предшествует согласование его кандидатуры Главой Одинцовского муниципального района и постоянной комиссией Совета депутатов Одинцовского муниципального района по кадровой работе в органах местного самоуправления Одинцовского муниципального района. В случае отказа в согласовании кандидатуры Глава Одинцовского муниципального района или постоянная комиссия Совета депутатов Одинцовского муниципального района информирует гражданина в письменной форме о причинах отказа в поступлении на муниципальную службу»(п.2.1); Часть 6 статьи 11 изложена в следующей редакции: «6. Поступление гражданина на муниципальную службу осуществляется после согласования его кандидатуры Главой Одинцовского муниципального района и постоянной комиссией Совета депутатов Одинцовского муниципального района в результате назначения на должность муниципальной службы на условиях трудового договора в соответствии с трудовым законодательством с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Положением»(п.2.2); Статья 23 дополнена частью 3 следующего содержания: «3. Расторжение трудового договора с муниципальным служащим согласовывается с Главой Одинцовского муниципального района и постоянной комиссией Совета депутатов Одинцовского муниципального района по кадровой работе в органах местного самоуправления, с работником которого планируется расторжение трудового договора. Инициатор расторжения трудового договора направляет Главе Одинцовского муниципального района и в постоянную комиссию Совета депутатов Одинцовского муниципального района соответствующее заявление за две недели до планируемой даты расторжения трудового договора»(п.2.3). Согласно пункту 3 оспариваемого решения «Отделу управления кадрами и муниципальной службой Администрации Одинцовского муниципального района (В.Г.Лозяной) обеспечить организацию процедуры согласования кандидатур граждан, поступающих на муниципальную службу, и расторжения трудовых договоров с муниципальными служащими с Главой Одинцовского муниципального района Московской области и постоянными комиссиями Совета депутатов Одинцовского муниципального района (л.д.181-185)
В соответствии с п.1 ст. 34 Федерального закона РФ «ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 06.10.2003г. №131-ФЗ структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Согласно ч.1 ст.36 Федерального закона РФ от 06.10.2003г. №131-ФЗ глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В силу п.4 ч.2 ст.36 Федерального закона РФ от 06.10.2003г. №131-ФЗ Глава муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования не может одновременно исполнять полномочия председателя представительного органа муниципального образования и полномочия главы местной администрации.
Из статьи 1 Устава Одинцовского муниципального района Московской области следует, что Устав Одинцовского муниципального района Московской области принят в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом Московской области и законами Московской области. Устав устанавливает структуру органов местного самоуправления Одинцовского муниципального района, компетенцию, полномочия и порядок формирования органов местного самоуправления, полномочия выборных должностных лиц местного самоуправления Одинцовского муниципального района, порядок принятия решений органами и должностными лицами местного самоуправления, формы и порядок участия населения в решении вопросов местного значения, а также иные положения, отнесенные к ведению органов местного самоуправления. Устав имеет прямое действие и высшую юридическую силу по отношению к другим нормативным правовым актам органов местного самоуправления Одинцовского муниципального района. В случае противоречия нормативных правовых актов органов местного самоуправления Уставу Одинцовского муниципального района применяется Устав(л.д.186-221)
Согласно ст.13 Устава структуру органов местного самоуправления Одинцовского муниципального района составляют: Совет депутатов Одинцовского муниципального района; администрация Одинцовского муниципального района - исполнительно-распорядительный орган Одинцовского муниципального района; глава Одинцовского муниципального района - высшее должностное лицо Одинцовского муниципального района; Вице-глава Одинцовского муниципального района - выборное должностное лицо Одинцовского муниципального района; Контрольно-ревизионная комиссия Одинцовского муниципального района - контрольно-счетный орган Одинцовского муниципального района.
В силу ст.15 Устава органы местного самоуправления Одинцовского муниципального района обладают собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, установленными настоящим Уставом, правовыми актами Совета депутатов Одинцовского муниципального района в соответствии с федеральными законами и законами Московской области. Решения по вопросам, не отнесенным настоящим Уставом к ведению определенного органа местного самоуправления Одинцовского муниципального района, принимает Совет депутатов Одинцовского муниципального района. Совет депутатов Одинцовского муниципального района вправе принять к рассмотрению и принять решение по любому вопросу, отнесенному к вопросам местного значения муниципального района, за исключением вопросов Контрольно-ревизионной комиссии и избирательной комиссии муниципального района.
Статьей 17 Устава определены полномочия Совета депутатов Одинцовского муниципального района.
В соответствии с п.1 ст.24 Устава глава Одинцовского муниципального района избирается населением Одинцовского муниципального района на муниципальных выборах, возглавляет Совет депутатов Одинцовского муниципального района и является его председателем с правом решающего голоса.
Статьей 25 Устава определены полномочия главы Одинцовского муниципального района.
На основании ч.1 ст. 37 Федерального закона РФ от 06.10.2003г. №131-ФЗ местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия.
В силу ст.27 Устава Администрация Одинцовского муниципального района является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления Одинцовского муниципального района. Администрация Одинцовского муниципального района непосредственно решает вопросы местного значения по предметам ведения Одинцовского муниципального района в пределах своей компетенции, установленной настоящим Уставом, Положением об администрации Одинцовского муниципального района, и исполняет решения Совета депутатов. Администрация Одинцовского муниципального района подотчетна Совету депутатов Одинцовского муниципального района по вопросам компетенции местного самоуправления и государственным органам Российской Федерации и Московской области по вопросам реализации государственных полномочий, переданных Одинцовскому муниципальному району. Администрация Одинцовского муниципального района формируется Руководителем Администрации на основе утвержденной Советом депутатов Одинцовского муниципального района структуры администрации с целью обеспечения исполнения полномочий главы Одинцовского муниципального района, Совета депутатов, администрации района и действует в соответствии с Положением об администрации. Администрация Одинцовского муниципального района обладает правами юридического лица. Администрацию Одинцовского муниципального района возглавляет Руководитель Администрации Одинцовского муниципального района.
Согласно п.1 ч.6 ст.28 Устава к полномочиям Руководителя Администрации относится формирование администрации и руководство ее деятельностью в соответствии с Положением об администрации;
Таким образом, норма п.1 ч.6 ст.28 Устава устанавливает исключительное полномочие Руководителя Администрации по формированию Администрации и руководству ее деятельностью.
При этом Устав (ст.25) не наделяет такими же полномочиями Главу Одинцовского муниципального района, исполняющего обязанности председателя Совета депутатов.
В соответствии с ч.6 ст.16 Федерального закона РФ «О МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 02.03.2007г. №25-ФЗ поступление гражданина на муниципальную службу осуществляется в результате назначения на должность муниципальной службы на условиях трудового договора в соответствии с трудовым законодательством с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В силу ч.1 ст.17 Федерального закона РФ «О МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 02.03.2007г. №25-ФЗ при замещении должности муниципальной службы в муниципальном образовании заключению трудового договора может предшествовать конкурс, в ходе которого осуществляется оценка профессионального уровня претендентов на замещение должности муниципальной службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности муниципальной службы.
Таким образом, оспариваемый пункт 2(п.п.2.1, 2.2, 2.3) Решения от 13.09.2013г. №15/28 предполагает согласование кандидатуры гражданина при поступлении на муниципальную службу Главой Одинцовского муниципального района и постоянной комиссией Совета депутатов, тогда как назначение на должности муниципальной службы осуществляется непосредственно работодателем (части 6 и 8 статьи 16 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации"). При этом согласование назначения на должность муниципальной службы требуется только для главы местной администрации (часть 6 статьи 37 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что оспариваемые пункты 2(п.п.2.1, 2.2, 2.3) и 3 решения Совета депутатов Одинцовского муниципального района Московской области от 13.09.2013г. №15/28 «О совершенствовании кадровой работы в Одинцовском муниципальном районе Московской области», предоставляющие Главе Одинцовского муниципального района и постоянной комиссии Совета депутатов Одинцовского муниципального раойн6а Московской области полномочия по согласованию приема граждан на муниципальную службу и увольнения с нее муниципальных служащих Администрации Одинцовского муниципального района Московской области, являются прямым нарушением закрепленных ч.1 ст.34 и ч.1 ст.37 Федерального закона РФ №131-ФЗ принципа наделения органов местного самоуправления собственной компетенцией, а также принципа единоначалия в руководстве местной администрацией, установленного также ст.27, 28 Устава, посредством вмешательства Главы муниципального района, исполняющего полномочия председателя Совета депутатов, в деятельность местной администрации – исполнительно-распорядительного органа муниципального образования.
В соответствии с частью 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса РФ, пунктом 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 48 от 29 ноября 2007 года "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признает данный правовой акт недействующим полностью или в части с момента его принятия или иного указанного судом времени.
Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что требования Администрации Одинцовского муниципального района Московской области основаны на законе и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 12, 194-198, 251-253 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать недействующими пункт 2, п.п.2.1, 2.2, 2.3, и пункт 3 решения Совета депутатов Одинцовского муниципального района Московской области от 13.09.2013г. №15/28 «О совершенствовании кадровой работы в Одинцовском муниципальном районе Московской области» со дня принятия.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Одинцовский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Федеральный судья: Н.В.Галкина