ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1045/20 от 22.07.2020 Читинского районного суда (Забайкальский край)

Дело № 2-1045/2020

УИД 75RS0025-01-2020-001674-89

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

22 июля 2020 года Читинский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего Сандановой Д.Б. с участием прокурора Эповой Н.А. при секретаре Кручина В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Чите

гражданское дело по исковому заявлению прокурора Читинского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к Государственному автономному учреждению социального обслуживания «Сохондинский специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов» Забайкальского края, Министерству труда и социальной защиты населения Забайкальского края о понуждении к совершению действий,

установил

Прокурор Читинского района обратился в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на следующие обстоятельства. Прокуратурой Читинского района по результатам проведенной проверки 23 декабря 2019 года в Государственном автономном учреждении социального обслуживания «Сохондинский специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов» Забайкальского края (далее - Учреждение) по адресу: ул. Набережная, д.1, пос. Ягодный, Читинский район, Забайкальский край, при участии заместителя председателя Забайкальской региональной организации Всероссийского общества инвалидов Петрова С.А. выявлены нарушения законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации.

Проверкой исполнения законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации в Учреждении установлено, что на всей территории Учреждения отсутствуют пешеходные пути с учетом встречного движения инвалидов на креслах-колясках, также не предусмотрены горизонтальные площадки (карманы) размером не менее 2,0x1,8 м для обеспечения возможности разъезда инвалидов на креслах-колясках (п.5.1.7 СП 59.13330.2016), движение инвалидов, в том числе инвалидов-колясочников по территории Учреждения осуществляется по песку (п. 5.1.11 СП 59.13330.2016), что затрудняет движение инвалидов-колясочников.

Для отдыха престарелых и инвалидов на территории Учреждения установлены лавочки, которые в нарушение п. 5.3.1. СП 59.13330.2016 не оборудованы подлокотниками.

Мест для отдыха инвалидов-колясочников, оборудованных навесами, на территории Учреждения не создано.

Центральная беседка, окрашенная в серый цвет, оборудована пандусом, который в нарушение п. 5.1.14 СП 59.13330.2016 имеет уклон 11% (допустимый не круче 1:20, т.е. 5%), в нарушение п. 5.1.15 СП 59.13330.2016 ограждение с поручнями на высоте 0,9 и 0,7 м. на пандусе отсутствует, в нарушение п. 5.1.16 СП 59.13330.2016 поверхность пандуса скользкая.

Беседка, окрашенная в синий цвет, имеет лестницу в две ступени, которая не продублирована пандусом, в связи с чем, данное место отдыха для инвалидов-колясочников не доступно (п. 5.1.14 СП 59.13330.2016).

Внешний пандус здания бани в нарушение п. 5.1.15 СП 59.13330.2016 имеет ограждение с поручнями только на уровне 91 и 92 см., необходимо продублировать поручнями второго уровня на высоте 0,7 м с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам. По продольным краям марша пандуса необходимо установить бортики высотой не менее 0,05 м. (п. 6.1.2 СП 59.13330.2016).

В нарушение п. 6.1.5 СП 59.13330.2016 на входе в здание бани высота порога составляет 5 см. (не более 0,014 м), в связи с чем, необходимо оборудовать порог приставным пандусом.

В нарушение п. 5.1.11 СП 59.13330.2016 поверхность порога между первой и второй входной дверью в здание бани выполнена из плитки со скользкой поверхностью. Внешняя лестница здания бани имеет множественные отколы плитки, местами плитка от ступеней лестницы отходит.

В нарушение п.п. 5.З.1., 6.3.1 и 6.3.2 СП 59.13330.2016 унитаз санузла здания бани не оборудован опорными поручнями; в раздевалке применяются 4 скамьи без подлокотников и только на одной скамье предусмотрена опора для спины.

По продольным краям марша внешнего пандуса здания библиотеки необходимо продлить бортик, укрепить двухстороннее ограждение пандуса с поручнями, устранить перепад основания пандуса в соответствии с п. 6.1.2 СП 59.13330.2016.

Ширина дверных проемов входной двери в библиотеку составляет 64 см., в читальный зал 78 см., в кабинет социального работника 74 см. при требовании к приспосабливаемым зданиям ширина входных дверных проемов принимается по месту от 0,9 до 1,2 м (п. 6.1.5 СП 59.13330.2016).

На внешнем пандусе здания медицинской части необходимо укрепить двухстороннее ограждение с поручнями в соответствии с гп 6.1.2 СП 59.13330.2016.

Внешний пандус здания столовой в нарушение п. 5.1.14 СП 59.13330.2016 имеет уклон 7 % (допустимый не круче 1:20, т.е. 5%).

В нарушение п. 5.1.15 СП 59.13330.2016 внешний пандус и внешняя лестница здания столовой имеют ограждения с поручнями только на уровне 0,78 м., в связи с чем, необходимо лестницу и пандус продублировать поручнями второго уровня.

Необходимо укрепить поручни внешнего пандуса жилого корпуса № 6 (п. 5.1.15 СП 59.13330.2016), по продольным краям марша пандуса необходимо предусмотреть бортики у начала пандуса высотой не менее 0,05 м. (п. 6.1.2 СП 59.13330.2016).

В нарушение п.п. 6.3.1, 6.3.2 СП 59.13330.2016 ванна санузла здания жилого корпуса № 6 не оборудована опорными поручнями.

В нарушение п.п. 5.1.15 и п. 6.1.2 СП 59.13330.2016 двухстороннее ограждение с поручнями внешнего пандуса здания жилого корпуса № 8 выполнено на высоте в нижней его части 63 см., в верхней части 77 см.

На территории Учреждения установлено 4 кнопки вызова персонала (столовая, административное здание, здание бани и здание медицинской части), из которых 3 кнопки вызова в нарушение п. 6.1.1. СП 59.13330.2016 не работают.

В нарушение положений законодательства о социальной защите инвалидов на стоянке (остановке) транспортных средств на подъезде к Учреждению и на территории Учреждения не предусмотрены места для парковки транспортных мест, управляемых инвалидами I - III групп и транспортных средств, перевозящих таких инвалидов.

27.12.2019 в адрес директора Учреждения Сергеевой М.Д. прокурором района внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено, частично, выявленные нарушения законодательства устранены.

Указанные в исковом заявлении нарушения законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации при осуществлении деятельности по социальному обслуживанию граждан пожилого возраста и инвалидов в стационарных условиях, выявленные прокуратурой Читинского района в ходе проверки от 23.12.2019, не устранены по причине отсутствия денежных средств у Учреждения на их устранение.

Согласно ответу на представление, доходов, полученных от оказания платных услуг, выполнения работ, реализации продукции собственного производства недостаточно для устранения всех нарушений, указанных в представлении прокуратуры района.

Просит суд обязать Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование мероприятий по устранению нарушений законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации в зданиях и на территории Государственного автономного учреждения социального обслуживания «Сохондинский специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов» Забайкальского края, по адресу: Забайкальский край, Читинский район, пос. Ягодный, ул. Набережная, д.1; обязать Государственное автономное учреждение социального обслуживания «Сохондинский специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов» Забайкальского края устранить нарушения законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации в зданиях и на территории Государственного автономного учреждения социального обслуживания «Сохондинский специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов» Забайкальского края, по адресу: Забайкальский край, Читинский район, пос. Ягодный, ул. Набережная, д.1. в течение 6 месяцев с момента поступления финансирования, а именно: оборудовать на всей территории Учреждения для инвалидов, в том числе инвалидов-колясочников пешеходные пути с учетом встречного движения инвалидов на креслах-колясках, на которых предусмотреть горизонтальные площадки (карманы) размером не менее 2,Ох 1,8 м для обеспечения возможности разъезда инвалидов на креслах-колясках в соответствии с пунктами 5.1.7 и 5.1.11 СП 59.13330.2016); установить на территории в местах отдыха престарелых и инвалидов лавочки с подлокотниками; оборудовать на территории места для отдыха инвалидов- колясочников с навесами; обеспечить угол наклона пандуса центральной беседки, окрашенной в серый цвет, не круче 1:20, т.е. 5%, установить на пандусе центральной беседки поручни на высоте 0,9 и 0,7 м., выполнить поверхность пандуса из материалов с противоскользящей поверхностью; продублировать лестницу беседки, окрашенной в синий цвет, пандусом с углом наклона не круче 1:20, т.е. 5%; продублировать внешний пандус здания бани поручнями второго уровня на высоте 0,7 м с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам; установить по продольным краям марша пандуса бортики высотой не менее 0,05 м.; оборудовать порог входа в здание бани приставным пандусом; выполнить поверхность порога между первой и второй входной дверью в здание бани материалами с противоскользящей поверхностью согласно п. 5.1.11 СП 59.13330.2016; оборудовать опорными поручнями унитаз санузла здания бани с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам; установить в раздевалки здания бани скамьи с подлокотниками и опорой для спины; по продольным краям марша внешнего пандуса здания библиотеки продлить бортик, укрепить двухстороннее ограждение пандуса с поручнями, устранить перепад основания пандуса в соответствии с п. 6.1.2 СП 59.13330.2016; обеспечить ширину дверных проемов входной двери в библиотеку, в кабинет социального работника в пределах от 0,9 до 1,2 м; на внешнем пандусе здания медицинской части укрепить двухстороннее ограждение с поручнями в соответствии с п. 6.1.2 СП 59.13330.2016; обеспечить угол наклона внешнего пандуса здания столовой не круче 1:20, т.е. 5%, установить на внешнем пандусе и внешней лестницы здания столовой поручни на высоте 0,9 м. с двух сторон; укрепить поручни внешнего пандуса жилого корпуса № 6, по продольным краям марша пандуса предусмотреть бортики у начала пандуса высотой не менее 0,05 м.; оборудовать ванну санузла здания жилого корпуса № 6 опорными поручнями, с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам; установить на внешнем пандусе жилого корпуса № 8 с двух сторон поручни на высоте 0,9 и 0,7 м.; обеспечить в работоспособном состоянии кнопки вызова персонала (столовая, административное здание, здание бани и здание медицинской части), в соответствии с п. 6.1.1. СП 59.13330.2016; организовать на стоянке (остановке) транспортных средств на подъезде к Учреждению места для парковки транспортных мест, управляемых инвалидами I - III групп и транспортных средств, перевозящих таких инвалидов, с разметкой места стоянки (парковки) транспортных средств инвалида на кресле-коляске размерами 6,0x3,6 м, с шириной боковых подходов к автомобилям инвалида-колясочника не менее 2,5 м. Обозначить специальные парковочные места для инвалидов знаками, принятыми ГОСТ Р 52289 и ПДД на поверхности покрытия стоянки и продублировать знаком на вертикальной поверхности в соответствии с ГОСТ 12.4.026, расположенным на высоте не менее 1,5 м. Машино-место, предназначенное для стоянки (парковки) транспортных средств инвалидов, обеспечить доступным пешеходным подходом к основным пешеходным коммуникациям, в том числе для людей, передвигающихся в кресле-коляске. Установить пандус с нескользким покрытием, обеспечивающим удобный переход с площадки для стоянки на тротуар.

До начала судебного заседания истец пояснил, что на момент рассмотрения искового заявления в суде ГАУСО «Сохондинский специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов» Забайкальского края в добровольном порядке устранены следующие требования прокурора: установлены на территории в местах отдыха престарелых и инвалидов лавочки с подлокотниками; продублирован внешний пандус здания бани поручнями второго уровня на высоте 0,7 м с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам; установлены по продольным краям марша пандуса бортики высотой не менее 0,05 м.; оборудован порог входа в здание бани приставным пандусом; выполнена поверхность порога между первой и второй входной дверью в здание бани материалами с противоскользящей поверхностью; оборудован опорными поручнями унитаз санузла здания бани с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам; установлены в раздевалке здания бани скамьи с подлокотниками и опорой для спины; обеспечена ширина дверных проемов входной двери в библиотеку, в кабинет социального работника; по продольным краям марша внешнего пандуса здания библиотеки продлен бортик, укреплено двухстороннее ограждение пандуса с поручнями, устранен перепад основания пандуса; на внешнем пандусе здания медицинской части укреплено двухстороннее ограждение с поручнями в соответствии: обеспечен угол наклона внешнего пандуса здания столовой не круче 1:20, т.е. 5° о: установлены на внешнем пандусе и внешней лестнице здания столовой поручни на высоте 0,9 м. с двух сторон; укреплены поручни внешнего пандуса жилого корпуса № 6, по продольным краям марша пандуса предусмотрены бортики у начала пандуса высотой не менее 0,05 м.; оборудована ванна санузла здания жилого корпуса № 6 опорными поручнями; организованы на стоянке (остановке) транспортных средств на подъезде к Учреждению места для парковки транспортных мест, управляемых инвалидами I - III групп и транспортных средств, перевозящих таких инвалидов, с разметкой места стоянки (парковки) транспортных средств инвалида на кресле-коляске размерами 6,0x3,6 м, с шириной боковых подходов к автомобилям инвалида- колясочника не менее 2,5 м. Обозначены специальные парковочные места для инвалидов знаками, принятыми ГОСТ Р 52289 и ПДД на поверхности покрытия стоянки и продублированы знаком на вертикальной поверхности в соответствии с ГОСТ 12.4.026, расположенным на высоте не менее 1,5 м. В связи с изложенным уточнил исковые требования и просил: обязать Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование мероприятий по устранению нарушений законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации в зданиях и на территории Государственного автономного учреждения социального обслуживания «Сохондинский специальный дом- интернат для престарелых и инвалидов» Забайкальского края, по адресу: Забайкальский край, Читинский район, пос. Ягодный, ул. Набережная, д.1; обязать Государственное автономное учреждение социального обслуживания «Сохондинский специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов» Забайкальского края устранить нарушения законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации в зданиях и на территории Государственного автономного учреждения социального обслуживания «Сохондинский специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов» Забайкальского края, по адресу: Забайкальский край, Читинский район, пос. Ягодный, ул. Набережная, д.1. в течение 6 месяцев с момента поступления финансирования, а именно: оборудовать на всей территории Учреждения для инвалидов, в том числе инвалидов-колясочников пешеходные пути с учетом встречного движения инвалидов на креслах-колясках, на которых предусмотреть горизонтальные площадки (карманы) размером не менее 2,Ох 1,8 м для обеспечения возможности разъезда инвалидов на креслах-колясках в соответствии с пунктами 5.1.7 и 5.1.11 СП 59.13330.2016); оборудовать на территории места для отдыха инвалидов-колясочников с навесами; установить на внешнем пандусе жилого корпуса № 8 с двух сторон поручни на высоте 0,9 и 0,7 м.; обеспечить в работоспособном состоянии кнопки вызова персонала (столовая, административное здание, здание бани и здание медицинской части), в соответствии с п. 6.1.1. СП 59.13330.2016. От остальной части исковых требований отказывается, последствия отказа от исковых требований разъяснены и понятны.

Определением суда производству по делу в указанной части иска прекращено.

В судебном заседании помощник прокурора Читинского района Синельникова Т.В. уточненные исковые требования поддержала, просила иск удовлетворить.

Представитель Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края по доверенности Живаева Т.А. в судебном заседании исковые требования не признала, просила в удовлетворении исковых требований отказать. Представила отзыв, указывая в обоснование, что Министерство осуществляет свои полномочия в соответствии с Положением о Министерстве, утвержденным Постановлением Правительства Забайкальского края от 27 декабря 2016 года № 502.

В соответствии с Уставом Государственного автономного учреждения социального обслуживания «Сохондинский специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов» Забайкальского края (далее-Учреждение), утвержденного приказом Министерства 15 мая 2009 года № 9Ф, Учреждение находится в ведомственном подчинении у Министерства. Функции и полномочия учредителя Учреждения от имени Забайкальского края осуществляют Министерство и Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края в соответствии с действующим законодательством.

Нарушение № 8 не соответствует требованиям санитарных правил. В соответствии с п.5.1.11 санитарных правил о доступности зданий и сооружений для маломобильных групп населения, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации «СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01- 2001 »(далее-СП), покрытие пешеходных дорожек, тротуаров, съездов, пандусов и лестниц должно быть из твердых материалов, ровным, не создающим вибрацию при движении по нему. Их поверхность должна обеспечивать продольный коэффициент сцепления 0,6 - 0,75 кН/кН, в условиях сырой погоды и отрицательных температур - не менее 0,4 кН/кН. В исковых требованиях утверждается, что «поверхность порога между первой и второй входной дверью в здание бани выполнена из плитки со скользкой поверхностью, что расходится с требованиями вышеназванного пункта, так как п. 5.1.11 установлены конкретные значения продольного коэффициента сцепления в нормальных условиях и в условиях сырой погоды и отрицательных температур. Продольный коэффициент сцепления не подсчитан.

Нарушение № 16 не соответствует СП. В соответствии с п 6.3.1 СП, во всех зданиях, где должны быть санитарно-бытовые помещения для посетителей, следует предусматривать специально оборудованные для инвалидов доступные кабины в уборных, места в раздевальных ванных и душевых. При этом должна обеспечиваться доступность уборных общего пользования для людей с нарушением зрения. В исковых требованиях утверждается, что «ванна санузла здания жилого корпуса № 6 не оборудована опорными поручнями». Настоящий пункт устанавливает требование об оборудовании мест в раздевальных местах ванных и душевых комнат, но не устанавливает требования о наличии опорных поручней в ванне, как в отдельном элементе санузла.

Нарушение № 18 не соответствует СП. В соответствии с п. 6.1.1 СП, «...наружные вызывные устройства или средства связи с персоналом при входах в общественные здания следует применять, с учетом принятой организации обслуживания посетителей, по заданию на проектирование.». В исковых требованиях утверждается, что на территории учреждения установлены 4 кнопки вызова персонала, из которых 3 кнопки вызова в нарушении п.6.1.1 не работают. Данный пункт устанавливает лишь требование об особенностях применении вызывных устройств или средства связи с персоналом, которые должны учитывать правила обслуживания посетителей, принятой в организации, а также особенности проектирования здания.

Таким образом, данные выявленные нарушения не соответствуют СП и не могут считаться нарушениями.

В рамках государственной программы Забайкальского края «Доступная среда», утвержденной постановлением Правительства Забайкальского края от 19 мая 2016 года № 197, Министерством реализуются мероприятия по адаптации для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной защиты населения. Средства на разработку проектно-сметной документации, в том числе по благоустройству территории учреждений для инвалидов, в рамках данной программы не выделяются.

Предусмотренный объём краевого бюджета на адаптацию для инвалидов объектов социальной защиты населения в 2020 году составляет 800000 руб. В план реализации программы «доступная среда» на 2020 год включено 3 учреждения социальной защиты населения, в том числе: ГСУСО «Петровск-Забайкальский детский интернат для умственно-отсталых детей», ГСБУСО «Шилкинский психоневрологический дом-интернат», ГУСО «Черновский комплексный центр социального обслуживания населения «Берегиня».

Объём финансирования государственной программы Забайкальского края «Доступная среда» утверждён Законом Забайкальского края от 19 декабря 2019 года № 1778-ЗЗК «О бюджете Забайкальского края на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов». Дополнительного финансирования на 2020 год не предусмотрено.

В связи с трудной экономической ситуацией в Забайкальском крае, Министерство не имеет фактической возможности предоставить финансовые ресурсы в полном объёме для приведения в соответствие с законом доступность зданий и сооружений для маломобильных категорий граждан в контексте данного учреждения в требуемые прокурором Читинского района сроки. В дополнение к этому стоит отметить существенный объём уже имеющихся судебных решений в отношении Министерства, исполнение которых требует кратно большее количество финансов, чем имеется в настоящий момент.

Как пояснил директор Автономного учреждения, ориентировочная стоимость работ составляет не менее 4,5 млн. рублей и окончательная сумма будет известна только после составления проектно-сметной документации по благоустройству территории учреждения. Это свидетельствует о том, что конечная стоимость работ может существенно вырасти.

В отчётной документации, составленной директором учреждения, в текущем порядке устранены около трети всех выявленных нарушений.

Таким образом, ГАУСО «Сохондинский специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов» произведёт необходимые работы по устранению нарушений законодательства о социальной защите инвалидов по мере поступления денежных средств из бюджета Забайкальского края.

Директор ГАУСО «Сохондинский специализированный дом-интернат для престарелых и инвалидов» Забайкальского края Сергеева М.Д. исковые требования признала частично, представила отзыв на исковые требования прокурора, пояснила, что недостатки частично устранены. Просит учесть следующие факторы, влияющие на длительность периода выполнения работ: финансовое положение учреждения, климатические условия расположения учреждения, объема работ, которые необходимо выполнять в целях обеспечения бесперебойной жизнедеятельности учреждения. Просит отозвать иск в части устраненных нарушений, в части выполнения работа по пунктам 14, 17 и 18 строительства одной беседки установить срок в течение 6-ти месяцев; в части строительства второй беседки установить срок в течение 12 месяцев, в части выполнения работ по созданию на всей территории учреждения пешеходных путей с учетом встречного движения инвалидов на креслах-колясках, горизонтальных площадок (карманов) размером не менее 2,0х1,8 м для обеспечения возможности разъезда инвалидов на креслах-колясках, движения инвалидов, в том числе инвалидов-колясочников, созданию пешеходных переходов с каждого машино-места, предназначенного для стоянки (парковки) транспортных средств инвалидов, к основным пешеходным коммуникациям, в том числе для людей, передвигающихся в кресле-коляске, созданию пандуса, созданию нескользящего покрытия в местах высадки и передвижения инвалидов из личного автотранспорта до входов в здания, установить срок в течение 24 месяцев с момента фактического поступления финансирования из Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края в учреждения для выполнения перечисленных в настоящем пункте работ.

Выслушав мнение сторон, исследовав материалы дела, суд пришел к выводу об удовлетворении уточненных исковых требований, основываясь на следующем.

Статья 7 Конституции РФ провозглашает, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан.

Статьей 2 Федеральный закон от 24.11.1995 № 181 -ФЗ (ред. от 21.07.2014, с изм. от 01.12.2014) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Закон № 181-ФЗ) под социальной защитой инвалидов понимается система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

В частях 1 и 4 статьи 15 Закона № 181 -ФЗ, в пункте 4.1 Свода правил СП 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утвержденного приказом Минстроя России от 14.11.2016 № 798/пр (далее - СП 59.13330.2016) закреплено, что организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски; сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур; надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками; и др. В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории муниципального района, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги в рамках «разумного приспособления».

Пунктом 5.1.7 СП 59.13330.2016 установлено, что ширина пешеходного пути с учетом встречного движения инвалидов на креслах-колясках должна быть не менее 2,0 м. В условиях сложившейся застройки в затесненных местах допускается в пределах прямой видимости снижать ширину пешеходного пути движения до 1,2 м. При этом следует устраивать не более чем через каждые 25 м горизонтальные площадки (карманы) размером не менее 2,Ох 1,8 м для обеспечения возможности разъезда инвалидов на креслах-колясках. Продольный уклон путей движения, по которому возможен проезд инвалидов на креслах-колясках, не должен превышать 5%, поперечный - 2%. Примечание - Все параметры ширины и высоты коммуникационных путей здесь и в других пунктах приводятся в чистоте (в свету).

Согласно пункту 5.1.11 СП 59.13330.2016 установлено, что покрытие пешеходных дорожек, тротуаров, съездов, пандусов и лестниц должно быть из твердых материалов, ровным, не создающим вибрацию при движении по нему. Их поверхность должна обеспечивать продольный коэффициент сцепления 0,6 - 0,75 кН/кН, в условиях сырой погоды и отрицательных температур - не менее 0,4 кН/кН. Покрытие из бетонных плит или брусчатки должно иметь толщину швов между элементами покрытия не более 0,01 м. Покрытие из рыхлых материалов, в том числе песка и гравия, не допускается.

В соответствии с пунктом 5.3.1. СП 59.13330.2016 на участке объекта на основных путях движения людей следует предусматривать не менее чем через 100-150 м места отдыха, доступные для МГН, оборудованные навесами, скамьями с опорой для спины и подлокотником, указателями, светильниками и т.п. Минимальный уровень освещенности в местах отдыха следует принимать 20 лк.

В соответствии с пунктом 5.1.14 СП 59.13330.2016 закреплено, что лестницы должны дублироваться пандусами или подъемными устройствами. Длина непрерывного марша пандуса не должна превышать 9,0 м, а уклон не круче 1:20 (5%).

Пунктами 5.1.15 и п. 6.1.2 СП 59.13330.2016 установлено, что пандусы должны иметь двухстороннее ограждение с поручнями на высоте 0,9 и 0,7 м с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам. По продольным краям марша пандуса следует устанавливать бортики высотой не менее 0,05 м. Верхний и нижний поручни пандуса должны находиться в одной вертикальной плоскости. Размеры длины и высоты поручней всех лестниц и пандусов допускается изменять по месту в пределах — 0,03 М- в доступных входах в здание входные площадки кроме лестницы должны иметь пандус. Их поручни должны соответствовать техническим требованиям к опорным стационарным устройствам. При ширине лестниц на основных входах в здание 4,0 м и более следует дополнительно предусматривать разделительные двусторонние поручни.

Пунктом 6.1.5 СП 59.13330.2016 установлено, что при проектировании реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту и приспосабливаемых зданий и сооружений ширина входных дверных проемов принимается по месту от 0,9 до 1,2 м. В проемах дверей, доступных для МГН, допускаются пороги высотой не более 0,014 м.

Пунктами 6.3.1 и 6.3.2 СП 59.13330.2016 закреплено, что во всех зданиях, где должны быть санитарно-бытовые помещения для посетителей, следует предусматривать специально оборудованные для инвалидов доступные кабины

в уборных, места в раздевальных ванных и душевых. При этом должна обеспечиваться доступность уборных общего пользования для людей с нарушением зрения. В общем расчетном числе кабин уборных в общественных зданиях доля доступных для инвалидов кабин должна составлять 5%, но не менее одной в каждом блоке уборных, и они должны быть открыты для всех посетителей. Число универсальных кабин следует принимать дополнительно из расчета одна универсальная кабина на 15 человек на креслах-колясках, но не менее одной.

Согласно п. 6.1.1. СП 59.13330.2016 наружные вызывные устройства или средства связи с персоналом при входах в общественные здания следует применять, с учетом принятой организации обслуживания посетителей, по заданию на проектирование.

Частями 8 и 9 статьи 15 Закона № 181-ФЗ закреплено, что на каждой стоянке (остановке) транспортных средств, в том числе около объектов социальной инфраструктуры выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для бесплатной парковки транспортных средств, управляемых инвалидами I, II групп, а также инвалидами III группы в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и транспортных средств, перевозящих таких инвалидов и (или) детей-инвалидов. На указанных транспортных средствах должен быть установлен опознавательный знак «Инвалид».

Пунктом 5.1.1. СП 59.13330.2016 закреплено, что минимальный размер земельного участка здания или сооружения должен включать в себя необходимую площадь для размещения функционально связанных со зданием подъездов и стоянок (парковок) для транспортных средств, управляемых инвалидами или перевозящих инвалидов, пешеходных маршрутов и мест отдыха, адаптированных к возможностям инвалидов и других МГН.

Пунктами 5.2.1. -5.2.4. СП 59.13330.2016 установлено, что на стоянке (парковке) транспортных средств личного пользования, расположенной на участке около здания организации сферы услуг или внутри этого здания, следует выделять 10% машино-мест (но не менее одного места) для людей с инвалидностью, в том числе количество специализированных расширенных машино-мест для транспортных средств инвалидов, передвигающихся на кресле-коляске, определять расчетом, при числе мест: до 100 включительно 5%, но не менее одного места; и др. Каждое выделяемое машино-место должно обозначаться дорожной разметкой и, кроме того, на участке около здания - дорожными знаками, внутри зданий - знаком доступности, выполняемым на вертикальной поверхности (стене, стойке и т.п.) на высоте от 1,5 до 2,0 м. Места для стоянки (парковки) транспортных средств, управляемых инвалидами или перевозящих инвалидов, следует размещать вблизи входа в предприятие, организацию или в учреждение, доступного для инвалидов, но не далее 50 м, от входа в жилое здание - не далее 100 м. Каждое машино-место, предназначенное для стоянки (парковки) транспортных средств инвалидов, должно иметь хотя бы один доступный пешеходный подход к основным пешеходным коммуникациям, в том числе для людей, передвигающихся в кресле-коляске. Пандус должен иметь нескользкое покрытие, обеспечивающее удобный переход с площадки для стоянки на тротуар. В местах высадки и передвижения инвалидов из личного автотранспорта до входов в здания должно применяться нескользкое покрытие. Разметку места для стоянки (парковки) транспортных средств инвалида на кресле-коляске следует предусматривать размерами 6,0x3,6 м, что дает возможность создать безопасную зону сбоку и сзади машины. Если на стоянке предусматривается место для регулярной парковки автомобилей инвалидов на креслах-колясках, ширина боковых подходов к этим автомобилям должна быть не менее 2,5 м.

Учитывая, что на день рассмотрения дела ответчиком не соблюдены требования 5.1.7, 5.1.11, 6.1.1 СП 59.13330.2016 иск прокурора о понуждении к исполнению данных требований подлежит удовлетворению.

Указанный прокурором срок исполнения - в течение 6 месяцев с момента поступления финансирования представляется разумным и отвечающим принципу исполнимости решения суда.

Согласно пунктам 1.3. и 1.4. Устава Учреждения, утвержденного приказом Министерства социальной защиты населения Забайкальского края от 15.05.2009, и согласованного распоряжением Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края от 13.05.2009 (в редакции изменений и дополнений от 22.03.2011, 18.05.2012, 20.05.2013, 24.07.2013, 29.04.2015, 21.08.2015, 24.01.2017, 27.12.2018) (далее - Устав) закреплено, что Учреждение находится в ведомственном подчинении Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края. Функции и полномочия учредителя Учреждения от имени Забайкальского края осуществляют Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края и Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края в соответствии с действующим законодательством.

Таким образом, на основании ст.98 ГПК РФ вопрос о распределении судебных расходов суд не рассматривает, так как стороны в силу закона освобождены от уплаты госпошлины.

Руководствуясь ст.198 ГПК РФ суд

решил:

Исковые требования удовлетворить.

Обязать Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование мероприятий по устранению нарушений законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации в зданиях и на территории Государственного автономного учреждения социального обслуживания «Сохондинский специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов» Забайкальского края по адресу: Забайкальский край, Читинский район, пос. Ягодный, ул. Набережная, д.1

Обязать Государственное автономное учреждение социального обслуживания «Сохондинский специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов» Забайкальского края устранить нарушения законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации в зданиях и на территории Государственного автономного учреждения социального обслуживания «Сохондинский специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов» Забайкальского края по адресу: Забайкальский край, Читинский район, пос. Ягодный, ул. Набережная, д.1 в течение 6 месяцев с момента поступления финансирования, а именно:

- оборудовать на всей территории учреждения для инвалидов, в том числе для инвалидов-колясочников пешеходные пути с учетом встречного движения инвалидов на креслах-колясках, на которых предусмотреть горизонтальные площадки (карманы) размером не менее 2,0 х 1,8 м для обеспечения возможности разъезда инвалидов на креслах-колясках в соответствии с пунктами 5.1.7 и 5.1.11 СП 59.13330.2016;

- установить на внешнем пандусе жилого корпуса №8 с двух сторон поручни на высоте 0,9 и 0,7 м;

- обеспечить в работоспособном состоянии кнопки вызова персонала (столовая, административное здание, здание бани и здание медицинской части), в соответствии с п. 6.1.1 СП 59.13330.2016.

На решение может быть подана жалоба, представление в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Забайкальский краевой суд через Читинский районный суд Забайкальского края.

Судья п Д.Б. Санданова