ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1045/2014 от 21.04.2014 Серпуховского городского суда (Московская область)

  Дело 2-1045/2014

 РЕШЕНИЕ

 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 город Серпухов

 21 апреля 2014 года

 Серпуховский городской суд Московской области

 в составе председательствующего судьи Коляды В.А.,

 при секретаре судебного заседания Григорьевой К.Д.,

 с участием:

 прокурора Кобозевой О.А.,

 представителя ответчика МУП «Серпуховская теплосеть» - ФИО1,

 рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Серпуховского городского прокурора в интересах неопределённого круга лиц к МУП «Серпуховская теплосеть» о признании незаконными действий по взиманию платы за услугу по проверке правильности монтажа прибора учёта горячей воды,

 установил:

 Серпуховский городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением к МУП «Серпуховская теплосеть» и просит признать незаконными действия МУП «Серпуховская теплосеть» по взиманию с граждан платы за услугу по проверке правильности монтажа прибора учёта горячей воды. Свои требования мотивирует тем, что городской прокуратурой проведена проверка по обращению Ч. о незаконном взимании МУП «Серпуховская теплосеть» платы за услуги по опломбировке приборов учета. Установлено, что МУП оказывает услугу по проверке правильности монтажа прибора учета горячей воды, стоимость которой с НДС составляет 462 руб. При оказании данной услуги осуществляются следующие работы: проводятся проверки правильности установки прибора учета и соответствия документации на прибор учета, осуществляется снятие начальных показаний, оформление соответствующей документации, после чего сведения о принятии в эксплуатацию прибора учета передаются в МУП «РКЦ ЖКХ». Также в ходе производства данных работ сотрудник МУП устанавливает пломбу в местах соединения прибора учета с трубопроводом, что преследует основную цель - недопустимость несанкционированного вмешательства потребителя, либо другого лица и без учетного потребления воды и, следовательно, искажения результатов измерения. Только после получения акта о приеме в эксплуатацию индивидуального прибора учета МУП «РКЦ ЖКХ» осуществляет начисление коммунальных платежей исходя из его показаний. Таким образом, целями оказания МУП возмездной (платной) услуги по проверке правильности монтажа прибора учета горячей воды являются: принятие мер к недопустимости забора абонентом горячей воды без использования индивидуального прибора учета и составление акта о его приеме в эксплуатацию. Согласно ч. 1 ст. 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Согласно подп.«ж» п. 31 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Постановление №354), исполнитель (юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги) обязан принимать от потребителей показания индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, в том числе способами, допускающими возможность удаленной передачи сведений о показаниях приборов учета (телефон, сеть Интернет и др.) и использовать их при расчете размера платы за коммунальные услуги за тот расчетный период, за который были сняты показания, а также проводить проверки состояния указанных приборов учета и достоверности предоставленных потребителями сведений об их показаниях. Как следует из п. 81 Постановления №354, оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения. Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю. К заявке прилагаются копия паспорта на прибор учета, а также копии документов, подтверждающих результаты прохождения последней поверки прибора учета (за исключением новых приборов учета). В случае выполнения монтажа прибора учета исполнителем ввод в эксплуатацию осуществляется исполнителем путем оформления и подписания акта ввода прибора учета в эксплуатацию. В ходе ввода прибора учета в эксплуатацию проверке подлежат: а) соответствие заводского номера на приборе учета номеру, указанному в его паспорте; б) соответствие прибора учета технической документации изготовителя
прибора, в том числе комплектации и схеме монтажа прибора учета; в) наличие знаков последней поверки (за исключением новых приборов
учета); г) работоспособность прибора учета. По результатам проверки прибора учета исполнитель оформляет акт ввода прибора учета в эксплуатацию. Акт ввода прибора учета в эксплуатацию составляется в 2 экземплярах и подписывается потребителем и представителями исполнителя, принимавшими участие в процедуре ввода прибора учета в эксплуатацию. Перед подписанием акта ввода прибора учета в эксплуатацию (при отсутствии оснований для отказа ввода прибора учета в эксплуатацию) представитель исполнителя осуществляет установку контрольных пломб на приборе учета. Ввод приборов учета в эксплуатацию в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, осуществляется исполнителем без взимания платы. Эксплуатация, ремонт и замена приборов учета осуществляются в соответствии с технической документацией. Поверка приборов учета осуществляется в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Прибор учета должен быть защищен от несанкционированного вмешательства в его работу. Согласно п. 27 Постановления Правительства РФ от 29 июля 2013 г. N642 "Об утверждении Правил горячего водоснабжения и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2006 г. N 83" (далее - Постановление № 642), организация, осуществляющая горячее водоснабжение, обязана участвовать в приемке в эксплуатацию средств измерений и приборов учета. Как следует из п.29 Постановления №642, организация, осуществляющая горячее водоснабжение, имеет право: осуществлять контроль за правильностью учета объемов поданной (полученной) абоненту горячей воды; принимать меры по предотвращению самовольного пользования горячей водой из централизованной системы горячего водоснабжения и (или) самовольного подключения (присоединения) абонента к централизованной системе горячего водоснабжения. Согласно Общероссийскому классификатору услуг населению ОК 002-93, утвержденному постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N163, в группе жилищно-коммунальных услуг пунктом 042215 предусмотрены услуги по установке (монтажу), наладке, ремонту и обслуживанию приборов учета расхода воды. Отдельной услуги по опломбированию приборов учета расхода воды классификатором не предусмотрено. Учитывая определение услуги, приведенное в ГОСТ Р 50646-94 "Услуги населению. Термины и определения", утвержденного постановлением Госстандарта России от 21.02.1994 N 34, ввод управляющей компанией прибора учета в эксплуатацию включает: осмотр резьбовых соединений, проверку правильности монтажа приборов учета и оформление документов, передачу осуществляющему начисление платежей агенту сведений. Таким образом, обязанность исполнителя, в данном случае МУП, принять и ввести установленные потребителем индивидуальные приборы учета в эксплуатацию вытекает из требований закона и обусловлена решением последнего использовать при расчетах за коммунальные услуги показания таких приборов. На основании п. 1 ст. 421 ГК РФ, граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК, законом или добровольно принятым обязательством. В силу п. 2 ст. 16 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). Таким образом, учитывая, что МУП «РКЦ ЖКХ» не производит расчет потребленных услуг на основании показаний индивидуальных приборов учета до предоставления акта о приеме в эксплуатацию индивидуального прибора, составленного МУП, имеет место навязывание гражданам возмездной (платной) дополнительной услуги по проверке правильности монтажа прибора учета горячей воды. Следует отметить, что вопрос законности действий организаций (юридических лиц независимо от организационно-правовой формы или индивидуальных предпринимателей, предоставляющих потребителю коммунальные услуги) осуществляющих платные услуги, целями которых являлись недопустимость искажения абонентами показателей индивидуального прибора учета и составление акта о его приеме в эксплуатацию неоднократно являлись предметом судебного рассмотрения. Таким образом, МУП «Серпуховская теплосеть» незаконно возложило на граждан обязанность по оплате услуги, оказываемой данной организацией, по проверке правильности монтажа прибора учета горячей воды, что нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц.

 В судебном заседании представитель Серпуховской городской прокуратуры - старший помощник прокурора Кобозева О.А. заявленные требования поддержала и просила иск удовлетворить.

 Представитель МУП «Серпуховская теплосеть» - ФИО1 в судебном заседании возражала против заявленных требований, пояснила, основными видами деятельности МУП «Серпуховская теплосеть» согласно п.п. 2.2.1., 2.3 Устава МУП «Серпуховская теплосеть» являются удовлетворение спроса потребителей на качественное и бесперебойное снабжение тепловой энергией; эксплуатация тепловых сетей; производство, передача, распределение электрической энергии и тепловой энергии; деятельность по хранению нефти, газа и продуктов их переработки; деятельность по эксплуатации газовых сетей. В соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются, в том числе, на объекты, подключенные к системам централизованного водоснабжения. С целью осуществления такого учета согласно ч. 5 ст. 13 указанного Федерального закона до 1 января 2012 года собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. Таким образом, обязанность по вводу приборов учета в эксплуатацию законом возложена именно на собственников, в том числе на собственников помещений в многоквартирном доме. Согласно ч. 9 вышеприведенной статьи Закона с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключение договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми передачу которых они осуществляют. Требования к опломбированию (Опломбирование прибора учета - это обеспечение одного из требований законодательства, которым должен соответствовать прибор учета для целей его применения) приборов учета установлены ст. 9 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений", согласно которой к применению допускаются средства измерений, конструкция которых должна обеспечивать ограничение доступа к определенным частям средств измерений в целях предотвращения несанкционированных настройки и вмешательства, которые могут привести к искажениям результатов измерений. В указанных целях и осуществляется опломбирование приборов учета. Аналогичное требование содержится в п.41 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации 12.02.1999 N 167, согласно которому «средства измерений должны быть поверены и опломбированы организацией, имеющей соответствующую лицензию. Неопломбированные средства измерений к эксплуатации не допускаются». То есть приборы учета на момент их ввода в эксплуатацию (в том числе после установки, замены, ремонта) должны быть не только поверены, но и опломбированы сразу же после поверки. Прибор учета опломбируется и вводится в эксплуатацию одномоментно. Требование о дополнительном опломбировании приборов учета содержится также  п.7.4 Правил учета тепловой энергии, утвержденных Минтопэнерго Российской Федерации 12.09.1995 N Вк-493, согласно которому при допуске в эксплуатацию узла учета потребителя приборы узла учета тепловой энергии и теплоносителя пломбирует представитель энергоснабжающей организации. Более того, в классификаторе кодов в сфере услуг ЖКХ, услуга опломбирования индивидуальных приборов учета, как отдельный вид услуг не предусмотрена. В указанных правоотношениях между собственником помещения и Предприятием отсутствует навязывание потребителям дополнительных платных услуг, поскольку обязанность по учету энергетических ресурсов с применением соответствующих приборов учета и по вводу в эксплуатацию приборов учета используемых энергетических ресурсов возложена на собственников жилых помещений законом, и она прямо втекает из бремени содержания имущества собственником. Кроме того, в настоящее время расчеты за энергетические ресурсы могут осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, что предусмотрено как п. 2 ст. 13 ФЗ "Об энергосбережении и о повышении  энергетической эффективности о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", так и п. 7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, в связи с чем на данный момент установление индивидуальных приборов учета и их ввод в эксплуатацию определяется исключительно волеизъявлением собственника жилого помещения, что исключает навязывание услуг. МУП «Серпуховская теплосеть» осуществляло приемку и ввод в эксплуатацию приборов учета только по личному заявлению потребителя (гражданина). В Постановление Правительства Российской Федерации от 19 сентября 2013 г. № 824 г. Москва "О внесении изменений в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов внесены существенные изменения, а именно: п. 81(1) Правил установлено, что: «  Исполнитель обязан рассмотреть предложенные в заявке дату и время осуществления ввода прибора учета в эксплуатацию и в случае невозможности исполнения заявки в указанный срок согласовать с потребителем иные дату и время проведения ввода в эксплуатацию установленного прибора учета. П. 81.6 Правил установлено, что: «По результатам проверки прибора учета исполнитель   оформляет акт ввода прибора учета в эксплуатацию, в котором указываются: а) дата, время и адрес ввода прибора учета в эксплуатацию; б) фамилии, имена, отчества, должности и контактные данные лиц, принимавших участие в процедуре ввода прибора учета в эксплуатацию; в) тип и заводской номер установленного прибора учета, а также место его установки; г) решение о вводе или об отказе от ввода прибора учета в эксплуатацию с указанием оснований такого отказа; д) в случае ввода прибора учета в эксплуатацию показания прибора учета на момент
завершения процедуры ввода прибора учета в эксплуатацию и указание мест на приборе учета, где установлены контрольные одноразовые номерные пломбы (контрольные пломбы); е) дата следующей поверки. П. 81.7 установлено, что: «Акт ввода прибора учета в эксплуатацию составляется в 2 экземплярах и подписывается потребителем и представителями исполнителя, принимавшими участие в процедуре ввода прибора учета в эксплуатацию». П. 81.8 установлено, что: «Перед подписанием акта ввода прибора учета в эксплуатацию (при отсутствии оснований для отказа ввода прибора учета в эксплуатацию) представитель исполнителя осуществляет установку контрольных пломб на приборе учета». П. 81.11 установлено, что: «Прибор учета должен быть защищен от несанкционированного вмешательства в его работу». П. 81.14. установлено, что: «Ввод в эксплуатацию прибора учета после его ремонта, замены и поверки осуществляется в порядке, предусмотренном пунктами 81 - 81.9 настоящих Правил. Установленный прибор учета, в том числе после поверки, опломбируется исполнителем без взимания платы с потребителя, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится исполнителем повторно в связи с нарушением пломбы или знаков поверки потребителем или третьим лицом." Как следует из п. 3 Правил: «Исполнителями коммунальных услуг признаются юридические лица независимо от организационно-правовой формы или индивидуальные предприниматели, отвечающие следующим требованиям: производят или приобретают коммунальный ресурс; отвечают за обслуживание внутридомовых инженерных сетей, посредством которых предоставляют коммунальные услуги потребителям; предоставляют потребителям коммунальные услуги. Исполнителем коммунальных услуг в зависимости от выбранного собственниками способа управления домом могут быть: управляющие организации; ТСЖ, ЖСК, ЖК и иные специализированные потребительские кооперативы; - а при непосредственном управлении - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы. В связи с чем, МУП «Серпуховская теплосеть» не является исполнителем коммунальных услуг и вправе было вводить приборы учета в эксплуатацию как третьи лица. Между управляющими компаниями и ресурсоснабжающими организациями происходил переходный период в период с 19.09.2013 г по январь 2014 г, в связи с которым, не был определен порядок оказания услуг по вводу приборов учета в эксплуатацию гражданам. В настоящее время денежные средства полученные с граждан были возвращены гражданам по их личным заявлениям в полном объеме, хотя обязанности по возврату законом не предусмотрено, т.к. МУП «Серпуховская теплосеть» не является исполнителем коммунальных услуг. Так же 20.12.2013 г был издан приказ № 1304 «Об отмене действия приказа № 4 от 11.01.2011г. об утверждении тарифов на платные услуги по приемке и допуск в эксплуатацию приборов учета тепловой энергии и теплоносителя» в интересах граждан, т.к. обязанность по вводу в эксплуатацию в соответствии с Правилами носит безвозмездный характер и обязанность возложена на УК, в связи с чем было принято решение вернуть денежные средства гражданам с целью получения ими услуг на бесплатной основе от УК. С декабря 2013 года МУП «Серпуховская теплосеть» не оказывает услуг по вводу индивидуальных приборов учета в эксплуатацию, данная функция напрямую принадлежит управляющим компаниям.

 Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

 Судом установлено, что городской прокуратурой проведена проверка по обращению Ч. о незаконном взимании МУП «Серпуховская теплосеть» платы за услуги по опломбировке приборов учета. Установлено, что МУП оказывает услугу по проверке правильности монтажа прибора учета горячей воды, стоимость которой с НДС составляет 462 руб. При оказании данной услуги осуществляются следующие работы: проводятся проверки правильности установки прибора учета и соответствия документации на прибор учета, осуществляется снятие начальных показаний, оформление соответствующей документации, после чего сведения о принятии в эксплуатацию прибора учета передаются в МУП «РКЦ ЖКХ». Также в ходе производства данных работ сотрудник МУП устанавливает пломбу в местах соединения прибора учета с трубопроводом, что преследует основную цель - недопустимость несанкционированного вмешательства потребителя, либо другого лица и без учетного потребления воды и, следовательно, искажения результатов измерения. Только после получения акта о приеме в эксплуатацию индивидуального прибора учета МУП «РКЦ ЖКХ» осуществляет начисление коммунальных платежей исходя из его показаний. Таким образом, целями оказания МУП возмездной (платной) услуги по проверке правильности монтажа прибора учета горячей воды являются: принятие мер к недопустимости забора абонентом горячей воды без использования индивидуального прибора учета и составление акта о его приеме в эксплуатацию.

 Свидетель Ч. в судебном заседании показал, что в ноябре 2013 года он решил установить счетчики горячей и холодной воды. У соседей узнал, что эту услугу производит МУП «Серпуховская теплосеть», Позвонил в теплосеть и спросил, где можно узнать о пломбировке счетчика, сказали, стоить это будет 462 рубля, оплатил услугу. Выписали квитанцию и чек. Пришли специалисты, опломбировали счетчики, составили акт, он его подписал. В конце декабря он узнал, что данная услуга на основании закона о водоснабжении оказывается не за счёт граждан, а бесплатно. После этого обратился в прокуратуру, написал претензию в МУП «Серпуховская теплосеть», указал основания, что эту услугу должны оказать бесплатно. Попросил возвратить деньги. Из МУП «Серпуховская теплосеть» пришло письмо, что для того, чтобы вернули деньги, нужно предоставить чек, что он и сделал, после этого составили акт о расторжении договора.

 В соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

 Согласно подп. «ж» п. 31 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Постановление №354), исполнитель (юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги) обязан принимать от потребителей показания индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, в том числе способами, допускающими возможность удаленной передачи сведений о показаниях приборов учета (телефон, сеть Интернет и др.) и использовать их при расчете размера платы за коммунальные услуги за тот расчетный период, за который были сняты показания, а также проводить проверки состояния указанных приборов учета и достоверности предоставленных потребителями сведений об их показаниях.

 Как следует из п. 81 Постановления №354, оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.

 Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.

 К заявке прилагаются копия паспорта на прибор учета, а также копии документов, подтверждающих результаты прохождения последней поверки прибора учета (за исключением новых приборов учета).

 В случае выполнения монтажа прибора учета исполнителем ввод в эксплуатацию осуществляется исполнителем путем оформления и подписания акта ввода прибора учета в эксплуатацию.

 В ходе ввода прибора учета в эксплуатацию проверке подлежат:

 а) соответствие заводского номера на приборе учета номеру, указанному в его паспорте;

 б) соответствие прибора учета технической документации изготовителя
прибора, в том числе комплектации и схеме монтажа прибора учета;

 в) наличие знаков последней поверки (за исключением новых приборов
учета);

 г) работоспособность прибора учета.

 По результатам проверки прибора учета исполнитель оформляет акт ввода прибора учета в эксплуатацию.

 Акт ввода прибора учета в эксплуатацию составляется в 2 экземплярах и подписывается потребителем и представителями исполнителя, принимавшими участие в процедуре ввода прибора учета в эксплуатацию.

 Перед подписанием акта ввода прибора учета в эксплуатацию (при отсутствии оснований для отказа ввода прибора учета в эксплуатацию) представитель исполнителя осуществляет установку контрольных пломб на приборе учета.

 Ввод приборов учета в эксплуатацию в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, осуществляется исполнителем без взимания платы.

 Эксплуатация, ремонт и замена приборов учета осуществляются в соответствии с технической документацией. Поверка приборов учета осуществляется в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.

 Прибор учета должен быть защищен от несанкционированного вмешательства в его работу.

 Согласно п. 27 Постановления Правительства РФ от 29 июля 2013 г. N 642 "Об утверждении Правил горячего водоснабжения и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2006 г. N 83" (далее - Постановление № 642), организация, осуществляющая горячее водоснабжение, обязана участвовать в приемке в эксплуатацию средств измерений и приборов учета.

 Как следует из п.29 Постановления №642, организация, осуществляющая горячее водоснабжение, имеет право: осуществлять контроль за правильностью учета объемов поданной (полученной) абоненту горячей воды; принимать меры по предотвращению самовольного пользования горячей водой из централизованной системы горячего водоснабжения и (или) самовольного подключения (присоединения) абонента к централизованной системе горячего водоснабжения.

 Согласно Общероссийскому классификатору услуг населению ОК 002-93, утвержденному постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N163, в группе жилищно-коммунальных услуг пунктом 042215 предусмотрены услуги по установке (монтажу), наладке, ремонту и обслуживанию приборов учета расхода воды. Отдельной услуги по опломбированию приборов учета расхода воды классификатором не предусмотрено.

 Учитывая определение услуги, приведенное в ГОСТ Р 50646-94 "Услуги населению. Термины и определения", утвержденного постановлением Госстандарта России от 21.02.1994 N 34, ввод управляющей компанией прибора учета в эксплуатацию включает: осмотр резьбовых соединений, проверку правильности монтажа приборов учета и оформление документов, передачу осуществляющему начисление платежей агенту сведений.

 Таким образом, обязанность исполнителя, в данном случае МУП, принять и ввести установленные потребителем индивидуальные приборы учета в эксплуатацию вытекает из требований закона и обусловлена решением последнего использовать при расчетах за коммунальные услуги показания таких приборов.

 На основании п. 1 ст. 421 ГК РФ, граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК, законом или добровольно принятым обязательством.

 В силу п. 2 ст. 16 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг).

 Таким образом, учитывая, что МУП «РКЦ ЖКХ» не производит расчёт потребленных услуг на основании показаний индивидуальных приборов учета до предоставления акта о приеме в эксплуатацию индивидуального прибора, составленного МУП, имеет место навязывание гражданам возмездной (платной) дополнительной услуги по проверке правильности монтажа прибора учета горячей воды.

 При таких обстоятельствах суд считает, что МУП «Серпуховская теплосеть» в период с 11.01.2011 года по 20.12.2013 года незаконно возложило на граждан обязанность по оплате услуги, оказываемой данной организацией по взиманию с граждан платы за услугу по проверке правильности монтажа прибора учёта горячей воды, что нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц.

 Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,

 РЕШИЛ:

 Заявление Серпуховского городского прокурора в интересах в неопределённого круга лиц удовлетворить. Признать незаконными действия МУП «Серпуховская теплосеть» в период с 11.01.2011 года по 20.12.2013 года по взиманию с граждан платы за услугу по проверке правильности монтажа прибора учёта горячей воды.

 На решение суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме может быть подана апелляционная жалоба в Московский областной суд через Серпуховский городской суд.

 Председательствующий В.А.Коляда

 Мотивированное решение суда изготовлено 30 апреля 2014 года.

 Председательствующий В.А.Коляда