Дело № 2-1046/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 ноября 2018 года г. Ярославль
Красноперекопский районный суд г. Ярославля в составе:
судьи Лисютиной О.В.,
при секретаре Махотенко А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО7, в интересах несовершеннолетних ФИО1 и ФИО2, к Государственному учреждению - Управлению пенсионного фонда РФ в г. Ярославле о возложении обязанности,
установил:
ФИО7 обратилась в суд с иском к УПФ РФ в г. Ярославле о признании недействительным отказа в выдаче государственного сертификата на материнский капитал, выдаче государственного сертификата на материнский капитал ФИО1 и ФИО2 по ... доле, возмещении расходов по оплате госпошлины в размере 300 руб.
Истец в судебном заседании требования поддержала.
Представитель ответчика – ФИО8 (по доверенности) в судебном заседании иск не признала.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, оценив все в совокупности, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению.
В судебном заседании установлено, что биологической матерью несовершеннолетнего ФИО1, является ФИО4. Отец ребенка в свидетельстве о рождении не указан.
Родителями ФИО2, являются ФИО3 и ФИО4.
Решением Дзержинского районного суда г. Ярославля от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНАФИО4 лишена родительских прав в отношении ФИО1 и ФИО2, ФИО3 лишен родительских прав в отношении ФИО2.
На основании приказов Департамента образования мэрии г. Ярославля от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНАНОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН и НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН опекуном несовершеннолетних ФИО1 и ФИО2 является ФИО7
ФИО7, в интересах несовершеннолетних ФИО1 и ФИО2, обратилась в УПФ РФ в г. Ярославле с заявлениями о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал.
Решениями УПФ РФ в г. Ярославле от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНАНОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН и НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, отказано в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал несовершеннолетним ФИО1. и ФИО2, в соответствии с пп. 1 п. 6 ст. 5 ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» - отсутствие права на дополнительные меры государственной поддержки. Установлено, что ФИО4 рождены еще двое детей в отношении одного из которых она так же лишена родительских прав, в отношении другого ею написано согласие на удочерение.
В настоящее время ФИО5 и ФИО6 усыновлены, что подтверждается сведениями Департамента образования мэрии г. Ярославля и Департамента образования администрации городского округа г. Рыбинска.
Оснований для установления усыновителей и привлечения их для участия в процессе не имеется, поскольку повлечет раскрытие конфиденциальной информации об усыновлении.
В соответствии с частями 1 и 2 ст. 1 ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, - меры, обеспечивающие возможность улучшения жилищных условий, получения образования, а также повышение уровня пенсионного обеспечения.
Статьей 3 названного Федерального закона установлено, что право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у следующих граждан Российской Федерации независимо от места их жительства: женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года; женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 года, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки; мужчин, являющихся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2007 года.
Согласно частям 4 и 5 ст. 3 ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» в случаях, если отец (усыновитель) ребенка, у которого в соответствии с ч. 3 настоящей статьи возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, или мужчина, являющийся единственным усыновителем ребенка, умер, объявлен умершим, лишен родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, совершил в отношении своего ребенка (детей) умышленное преступление, относящееся к преступлениям против личности, либо если в отношении указанных лиц отменено усыновление ребенка, в связи с усыновлением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, их право на дополнительные меры государственной поддержки прекращается и возникает у ребенка (детей в равных долях), не достигшего совершеннолетия, и (или) у совершеннолетнего ребенка (детей в равных долях), обучающегося по очной форме обучения в образовательной организации (за исключением организации дополнительного образования) до окончания такого обучения, но не дольше чем до достижения им возраста 23 лет. Право на дополнительные меры государственной поддержки возникает у ребенка (детей в равных долях), указанного в ч. 4 настоящей статьи, в случае, если женщина, право которой на дополнительные меры государственной поддержки прекратилось по основаниям, указанным в ч. 3 настоящей статьи, являлась единственным родителем (усыновителем) ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, либо в случае, если у отца (усыновителя) ребенка (детей) не возникло право на дополнительные меры государственной поддержки по основаниям, указанным в ч. 3 настоящей статьи.
Из содержания приведенных выше положений ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» право на дополнительные меры государственной поддержки возникает у детей в равных долях, в случае, если родители, право которых на дополнительные меры государственной поддержки прекратилось, являлись единственными родителями ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки.
При таких обстоятельствах, учитывая, что родители ФИО1 и ФИО2 лишены родительских прав, право на дополнительные меры государственной поддержки возникает у несовершеннолетних ФИО1 и ФИО2 в равных долях.
Так же из анализа вышеприведенных норм закона следует, что в отношении усыновленных детей рожденных ФИО4, право на дополнительные меры государственной поддержки может возникнуть у усыновителей данных детей (родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007г.).
При этом, ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», не предусматривает возможность предоставления дополнительных мер государственной поддержки дважды с учетом одних и тех же детей.
Следовательно, при определении права несовершеннолетних ФИО1 и ФИО2 на дополнительные меры государственной поддержки, усыновленные ФИО5 и ФИО6 не могут учитываться.
Данная позиция соответствует и положениям ст. 137 и 139 Семейного кодекса РФ.
Таким образом, ФИО1 и ФИО2 имеют право на получение государственного сертификата на материнский (семейный) в равных долях.
Согласно ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л
Признать решения Государственного учреждения - Управления пенсионного фонда РФ в г. Ярославле от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНАНОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН и НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал несовершеннолетним ФИО1 и ФИО2 недействительным.
Государственному учреждению - Управлению пенсионного фонда РФ в г. Ярославле выдать ФИО1 и ФИО2 государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, по ... доле каждому.
Взыскать с Государственного учреждения - Управления пенсионного фонда РФ в г. Ярославле в пользу ФИО7 расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через районный суд в течение месяца, с момента составления мотивированного решения.
Судья О.В. Лисютина